Рабочая программа по окружающему миру УМК "Гармония" 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») , основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
– воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.docx | 87.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №20»
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол №___ от___августа 2015 г руководитель ШМО _________________ Хальзова Н. Н. | Согласовано: зам. директора по УВР _________________ Сивун А.В. ____ августа 2015 г | Утверждаю: Приказ № ___ от ___ августа 2015 г директор школы __________________ Константинова Л.В. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
Ступень обучения (класс) 3 класс
Количество часов 68 Уровень базовый
Учитель Хальзова Наталья Николаевна категория первая
Программа разработана на основе примерной программы по учебным предметам « Начальная школа». Стандарты второго поколения. Москва «Просвещение» 2010 г. , программы общеобразовательных учреждений 1-4 классы «Окружающий мир» ФГОС , О.Т. Поглазова, Смоленск, «Ассоциация XXI» 2013 г.
2015 – 2016 учебный год
п. Красноярский
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования, Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобренной протоколом от 08.04.15г № /15), авторской программы «Окружающий мир» для начальной школы, разработанной О.Т. Поглазовой (УМК «Гармония») , основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «СОШ №20» (утвержденной на педагогическом совете от 27.08.15г), и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
1. Окружающий мир. Программа. 1–4 классы. Поурочно-тематическое планирование. 1 класс / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013. – (Программы общеобразовательных учреждений).
2. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений. Ч. 1, 2 / О. Т. Поглазова, Н. И. Ворожейкина, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
3. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : рабоч. тетрадь № 1, 2 для учащихся общеобразоват. учреждений / О. Т. Поглазова, В. Д. Шилин. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2013.
4. Поглазова, О. Т. Окружающий мир. 3 класс : тестовые задания / О. Т. Поглазова. – Смоленск : Ассоциация XXI век, 2014.
Общая характеристика учебного предмета
Цели и задачи курса*
В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для успешного продолжения ими образования в основной школе.
Изучение окружающего мира в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
– формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
– воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей свое Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Задачи курса:
– социализация ребенка;
– развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий;
– формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать ее и представлять);
– воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В третьем классе на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего 68 часов (34 учебные недели).
На основании Примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по предметному курсу, и с учетом стандарта конкретного образовательного учреждения реализуется программа базового уровня.
В рабочей программе выстроена система учебных занятий (уроков) и педагогических средств, с помощью которых формируются универсальные учебные действия, дано учебно-методическое обеспечение, что представлено в табличной форме ниже.
Описание ценностных ориентиров содержания
учебного предмета
Мир многогранен, интересен и все время изменяется, необходимо наблюдать и познавать его.
Наука, искусство, практика – равноценные способы познания человеком природы, общества и самого себя.
Природа жизненно необходима и ранима, нужно знать об этом и беречь ее красоту и гармонию.
Природа планеты – общее достояние человечества, ее сохранение – важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы, нужно уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии.
Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни, следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая свое Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Разумная интеграция и дезинтеграция различных областей знаний о мире.
Органичное объединение разных областей знания на основе межпредметных связей.
Cоответствие предметным принципам обучения: экологическому, сезонному, краеведческому, культурологическому, хронологическому.
Учет возрастных, психофизиологических возможностей, особенностей восприятия, мышления с последующим их развитием.
Совместная работа ума, сердца и рук – именно эта триада положена в основу учебных пособий по курсу «Окружающий мир».
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета.
Личностные результаты обучения
У ученика будут сформированы:
– положительное отношение к процессу обучения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
– готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
– осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества с ориентацией на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, помощь людям, в том числе сверстникам;
– понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения друг к другу ее членов;
– осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к ее природе, культуре, формирование интереса к ее истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям; умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими нормами;
– навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
– осознание ценности природы не только как источника удовлетворения потребностей человека, но и ее значения для здоровья человека, развития у него эстетического восприятия мира и творческих способностей;
– понимание важности здорового образа жизни.
У ученика могут быть сформированы:
– стремление к саморазвитию, желание открывать новое знание, новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
– элементы гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ, интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважение к прошлому своих предков, желание продолжить их добрые дела;
– стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, с людьми, имеющими нарушения здоровья;
– эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в ее сохранении; осознание личной ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты обучения
Регулятивные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
– принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий;
– планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
– действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради;
– контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы (свои и учителя);
– оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Ученик получит возможность научиться:
– оценивать свое знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
– ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической или исторической картой и др.);
– проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения;
– адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях.
Познавательные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
– осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебных задач, в материалах учебника (текстах и иллюстрациях), рабочей тетради, в процессе собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
– понимать информацию, представленную в вербальной, изобразительной, схематической, модельной и др. формах, определять основную и второстепенную информацию;
– применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, установления причинно-следственных связей, постро-ения рассуждений и выводов;
– подводить изученные факты под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных и социальных объектов;
– наблюдать и сопоставлять объекты и явления, выявлять их взаимосвязи и зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы;
– использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
– осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Ученик получит возможность научиться:
– осмысливать цель чтения, выбирать вид чтения в зависимости от цели;
– сопоставлять информацию, полученную из разных источников, осуществлять для решения исследовательских задач выбор дополнительных источников информации, включая Интернет;
– обобщать и систематизировать информацию, переводить ее из одной формы в другую (принятую в словесной форме переводить в изобразительную, схематическую, табличную);
– дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
– осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или на внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Ученик научится:
– осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;
– аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнера высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог);
– вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнерам по общению;
– допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, доброжелательное отношение к партнерам.
Ученик получит возможность научиться:
– оперировать в речи предметным языком – правильно (адекватно) использовать естественнонаучные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог;
– планировать, сотрудничая со взрослыми (учителем, родителями) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
– проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
– уважать позицию партнера, предотвращать конфликтные ситуации при сотрудничестве, стараясь найти позитивные варианты их разрешения ради общего дела;
– участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Содержание учебного предмета
Разнообразие изменений в окружающем мире (8 ч).
Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения. Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времен года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря. Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы. Погода и ее составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха. Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия «метеоролог». Современная метеослужба. Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).
Сезонные изменения в природе (12 ч).
Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелеты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека. Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткий световой день; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой. Изменения в неживой и живой природе весной: увеличение высоты Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение в растениях, развертывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилет и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета. Осень, зима, весна и лето в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.
Тела и вещества, их свойства (14 ч).
Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий. Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха. Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране ее чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды. Почва и ее значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – ее главное отличие от горной породы. Взаимосвязь растений и почвенных животных. Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой. Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения ее плодородия. Вода в природе, ее значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твердое, жидкое, газообразное состояния воды (лед, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.
Организм человека и его здоровье (12 ч).
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах. Рождение и развитие человека. Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждение искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц. Первая помощь при переломах, растяжении связок. Органы дыхания. Газообмен в легких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и ее роль в организме. Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок. Первая помощь при кровотечениях. Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения. Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи. Первая помощь при обморожениях и ожогах. Нервная система, ее значение для организма. Роль головного и спинного мозга. Что такое память, какой она бывает. Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы. Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строении органов чувств. Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровья окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них. Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.
Развитие животных и растений (9 ч).
Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных. Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения. Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).
Изменение быта и культуры наших предков (11 ч).
Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа. Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года. Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей. Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость. Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремесла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества. Жилища, народные промыслы и ремесла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю. Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги. Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края. Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю. Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 2015 года
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по окружаюшщему миру
3 класс
Учитель Хальзова Наталья Николаевна
Количество часов: 68; в неделю 2 часа;
Планирование составлено на основе рабочей программы
учителя начальных классов Хальзовой Натальи Николаевны,
утвержденной директором, приказ № _____от_____августа 2015года.
КАЛЕНДАРНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Домашнее задание | Дата | ||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1 | Разнообра-зие изменений в окружающем мире – 8 ч | Земля – наш общий дом | 1 | Повторение | Повторение: разнообразие растений и животных; культурные и дикорастущие растения; дикие и домашние животные. | Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных. Уметь называть представителей животного растительного мира | Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу; -способность к самооценке. Регулятивные: -способность к волевому усилию; -принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: - выявление и формулирование познавательной цели с помощью учителя; - строить сообщения в устной форме. -приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям; -строить рассуждения в форме связи простых суждений. Коммуникативные: -уметь слушать и слышать учителя; -задавать вопросы; -использовать речь для регуляции своих действий; -формулировать собственное мнение; - - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | С.8-9, читать, вопросы 1-3. | |
2 | Разнообразие изменений в окружающем мире | 1 | Комбиниро-ванный | Представление об изменениях в живой и неживой природе, жизни людей | Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент, работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение причин и следствий изменений | С.10-20,чит., р/т№2,заполн. пропуски | |||
3 | Времена года. Старинный и современный календарь | 1 | Получение новых знаний | Периодически повторяющиеся изменения в природе. Календарь. Наблюдение за изменениями в природе | Знать: – причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов; – старинный календарь | С.20-25, отв. на вопросы на с.25. | |||
4 | Природные явления и погода | 1 | Практическая работа | Ознакомление с понятиями «природные явления», «погода», с разнообразиями состояния неба, видами осадков, условными обозначениями этих явлений. Обучение пользованию приборами, определяющими силу и направление ветра, ведению дневника наблюдений за погодой | Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать их условными знаками | С.26-29,чит., заполн. дневник набл. | |||
5 | Необычные природные яв-ления. Правила безопасного по-ведения во вре-мя чрезвыча-йных погодных явлений | 1 | Получение новых знаний | Представление о необычных природных явлениях (засуха, ненастье, гроза, град, радуга, смерч). Работа над умением добывать информацию из иллюстраций и художественных произведений | Знать, какие природные явления характеризуют погоду. Уметь обозначать их условными знаками | С.30-34,читать, подг. сообщ. о природн. явлении. | |||
6 | Температура и ее измерение | 1 | Практическая работа | Формирование понятия «температура». Виды термометров. Разъяс- нение относительного ощущения кожей тепла и холода. Значение температуры для живых организмов | Знать устройство и работу жидкостного термометра Уметь: – измерять, записывать температуру: – работать с научным текстом; – моделировать; – пользоваться измерительными приборами; – делать выводы по результатам простых опытов | С. 35–37, ответить на вопросы, № 4 | |||
7 | Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе | 1 | Урок-экскурсия | Наблюдение различных изменений в природе: за облаками, за ветром. Сбор природного материала для гербария | Уметь: – выявить осенние изменения у растений; – измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания | Нарисовать рисунок. | |||
8 | Прогноз погоды | 1 | Наблюдение | Обобщение знаний о характеристиках погоды. Знакомство с некоторыми растениями и животными, которые могут предсказывать погоду. Работа со схемами | Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека. Уметь: – измерять температуру воздуха, воды; – составлять условными знаками карточку погоды | С.38- 42,читать;запи-сать старинные прогнозы погоды. | |||
9 | Осенние изменения в природе и в жизни человека – 5 ч | Осень в неживой природе | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с осенними изменениями в живой и неживой природе. Работа по развитию умений находить причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения: что такое листопад, изменение цвета листьев, причины этих явлений; как готовятся к зиме разные группы животных | Знать: – какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз- ни растений, животных, причины перелета птиц; – о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках | С.44-45,читать; отв. на вопросы1-4. | ||
Личностные: - положительное отношение к школе, чувство необходимости учения -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности Регулятивные: - умение контролировать свою деятельность по результату; | |||||||||
10 | Растения осенью | 1 | Комбиниро-ванный | С.46-48, читать; заполнить таблицу | |||||
11 | Осенние явления в жизни животных | 1 | Комбиниро-ванный | С. 49-51,читать; отв. на вопросы1-4. | |||||
12 | Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи на- ших предков | 1 | Обобщающий | Чем заняты люди осенью? Уборка урожая, подготовка людей, животных к зиме | Знать: – об осенних заботах человека; – обычаях и праздниках наших предков | С. 52–58, задание 3 | |||
13 | Контрольная работа за 1 чсетверть (Т 1, № 1) | 1 | Контроль знаний | Наблюдение за осенними изменениями в природе; сбор природного материала для гербария | Уметь объяснять осенние приметы | Составить кроссворд. | |||
14 | Тела и вещества – 4 ч | Тела и вещества. Три состояния вещества | 1 | Практическая работа | Выявление разных состояний веществ. Обучение различию разных состояний веществ. Приведение примеров, подтверждающих выводы | Знать: – что такое «тело», «вещество»; – о трех состояниях вещества. Уметь классифицировать предметы по существенным признакам | С.60-61,читать, заполнить таблицу | ||
15 | Строение и свойства веществ | 1 | Получение новых знаний | Понятие о молекулах и атомах. Представление о строении вещества | Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком и твердом веществах | С.62-64,читать; вып. задание.в тетр | |||
16 | Удивительные открытия. | 1 | Практическая работа | Понятия о простейших, бактериях и об увеличительных приборах – лупе, микроскопе, бинокле | Знать: – об открытии простейших; – о клетке; – болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними | С.65-69,чит.,сообщ. о микроскопе. | |||
17 | Обобщение по теме «Тела и вещества» Проверочная работа № 2 (Т 1) | 1 | Обобщение | Систематизация и обобщение знаний о телах и веществах | Уметь: – определять состояние веществ; – ориентироваться в системе полученных знаний | Подобр. загадки о разл. веществах. | |||
Свойства воздуха, воды, почвы – 12 ч | -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; - умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; Познавательные: -умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах; - умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; - давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; Коммуникативные: -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать; -умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя. -потребность в общении со взрослыми и сверстниками; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству - понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии; - учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; - умение формулировать собственное мнение и позицию; - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов | ||||||||
18 | Воздух и его состав | 1 | Получение новых знаний | Объяснение: что такое воздух. Исследование свойств веществ экспериментальным способом | Знать: - значение воздуха для жизни на Земле; - состав и свойства воздуха. | ||||
19 | Свойства воздуха | 1 | Получение новых знаний | С.70-71,читать; ответ. на вопросы. | |||||
20 | Движение воздуха. Как используют воздух | 1 | Получение новых знаний | Выяснение, что воздух – это смесь газов Объяснение возникновения ветра, природных явлений, связанных с движением воздушных масс | Знать: – что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения; – об использовании силы ветра человеком | С.70-76 ,читать; вып. задан. в тетр. | |||
21 | Вода и её свойства | 1 | Комбиниро-ванный Практическая работа | Выяснение значения воды для всего живого на Земле Определение свойств воды с помощью органов чувств. Формирование знаний об основных физическихи химических свойствах воды | Знать: – о значении воды на Земле; – об источниках питьевой воды - свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ | С.77-81, читать; составить таблицу | |||
22 | Очистка воды | 1 | Практическая работа | Понятие «Очистные сооружения». Выяснение, кто и почему загрязняет воду. Ознакомление с методами очистки воды | Знать: – способы очистки воды в быту и в промышленности; – фильтрование | С.81,чит.; рисун. «Защитим воду». | |||
23 | Превращения воды | 1 | Практическая работа | Выяснение опытным путем, какие состояния есть у воды. Изучение процессов испарения, конденсации, замерзания, таяния | Знать, как образуются туман, иней, роса. Уметь отличать три состояния воды в природе | С.82-85,чит.;ответ. на вопросы1-4. | |||
24 | Круговорот воды | 1 | Урок-путешествие | Представление о круговороте воды в природе. Работа над развитием умения моделировать природные процессы, формированием экологической культуры, экологического мышления. | Знать принцип круговорота воды в природе | С.86; сост. рассказ «Путешествие капельки воды». | |||
25 | Почва, её состав и свойства | 1 | Практическая работа | Представление о почве и ее образовании, о составе и свойствах. Выяснение, что такое почва; в чем ее значение длярастений, животных, человека. Определение состава почвы. Работа со схемами | Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы | С.87-89,читать, заполнить таблицу. | |||
26 | Обитатели почвы | 1 | Получение новых знаний | Знания о живущих в почве животных, их роли для растений и плодородия земли. Представление о круговороте органичных и минеральных веществ в почве | Знать: – правила гигиены при работе с почвой; – понятие «круговорот веществ в почве». Уметь устанавливать взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы | С. 91-93,чит.; придумать сказку об обитателях почвы. | |||
27 | Почва – кормилица. Как возделывали почву наши предки | 1 | Комбиниро-ванный | Объяснение значения почвы для человека. Представление о культуре обработки почвы и сохранении ее плодородия старинными и современными способами. Выявление природных разрушителей почвы | Знать способы сохранения плодородия почвы. Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы | С.93-96,читать;ответ. на вопросы. | |||
28 | Обобщающий урок. Проверочная работа № 3 | 1 | Урок-экскурсия | Выяснение источников загрязнения воздуха, воды, почвы. Наблюдение зимних изменений в природе | Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту. Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы | С.96, ответ. на вопросы | |||
29 | Зимние изменения в природе и жизни человека. 5ч | Р/К Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе | 1 | Урок-наблюдение | Выяснение особенностей декабря, изменений длительности дня и ночи, высоты солнца, температуры воздуха, состояния неба, осадков, почвы, водоемов | Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы. Уметь объяснять образование снежинок, изморози | Рисунок «Зима в природе». | ||
30 | Зимние явления в неживой природе | Комбиниро-ванный | Выяснение свойств льда и снега. Обобщение знаний о зимних явлениях, особенностях жизнедеятельности человека в зимний период | Уметь объяснять зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица | С.101-104,чит.;загадки о зимних явлениях природы. | ||||
31 | Растения зимой | 1 | Урок-наблюдение | Объяснение, как зимуют кустарники, травы, в чем значение коры для деревьев, каковы изменения в росте дерева зимой | Знать значение снегового покрова для растения | С.104-110, чит.,нарисов. дерево, растущ. в поселке. | |||
32 | Зима в жизни животных | 1 | Комбиниро-ванны | Объяснение, как зимуют дикие и домашние животные, какое значение имеет лед на поверхности водоемов для его обитателей | Знать о зимовке разных групп животных | С.111-120,чит.,зимние приметы погоды. | |||
33 | Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с обычаями, занятиями, праздниками наших предков в зимнее время | Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков | С.122-125,чит.;стихотворен. о зиме | |||
34 | Организм человека и его здоровье – 12 ч | Организм человека | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с науками, изучающими организм человека. Формирование понятий «здоровье», «здоровый образ жизни», «орган», «система органов», «внутренние органы» | Знать: – науки, изучающие организм человека; – основные внутренние органы человека. Уметь объяснять рождение и развитие ребенка | .6-10 отв.; рассказ на тему «Когда я был маленьким…». | ||
35 | Скелет - надежная опора и защита | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со значением и строением скелета, суставов. Выяснение значения правильной осанки | Иметь представление о скелете человека, работе суставов. Знать свойства костей. Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей | С.11-17, ответить на вопросы1-2. | |||
36 | Мышцы и их назначение. Развитие мышц | 1 | Практическая работа | Понятие о разнообразии мышц, их значении и механизме работы. Гигиенические навыки по уходу за своим организмом | Знать: – назначение мышц, разнообразие; – сухожилия; – работа мышц, их тренировка, состояние усталости | С. 18-20,чит., сост. комплекс упр-й для развития мышц. | |||
37 | Органы дыхания. Предупрежде-ние их заболе-вания. Вред курения. | 1 | Комбинированный | Выяснение, как и зачем мы дышим. Ознакомление с органами дыхания, их функциями. Рассмотрение работы легких. Представление о механизме дыхания. Предупреждение о вреде курения. Формирование навыка сопоставления схематического рисунка и его описания в учебном тексте | Знать, как предупредить заболевания органов дыхания. Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их функции и работу | С.21-24,чит.; задание в тетради. | |||
38 | Питание и органы пищеварения . Как питались наши предки. | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с органами пищеварения, их работой. Выяснение состава пищи. Представление о компонентах пищи и их значении для здоровья человека. Состав пищеварительной системы. Механизм обработки пищи. Возможные заболевания органов пищеварения | Знать: – органы пищеварения, их роль в организме; – состав пищи – белки, жиры, углеводы. Уметь: – рассуждать о важности ухода за зубами; – разумно относиться к правильному питанию; – соблюдать чисто- плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения | С.25-31,сост. памятку «Правила приема пищи». | |||
39 | Кровь и кровообраще-ние | 1 | Получение новых знаний | Рассмотрение основных функций крови в организме, состава крови, разнообразия кровяных частиц их функций; органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды, первая помощь при кровотечениях. Пульс, его измерение | Знать: – основные функции крови, ее состав; – навыки здорового образа жизни; – как беречь и развивать сердце. Уметь: – называть органы кровообращения, их функции; – измерять пульс | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; -освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение Регулятивные: -формирование основ оптимистического восприятия мира - умение контролировать свою деятельность по результату; -умение действовать по плану и планировать свою деятельность; Познавательные: -умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации. -умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию. -умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом. Коммуникативные: -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -ориентация на партнера по сотрудничеству; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов | С.32-36,отв. на вопросы 1-2. | ||
40 | Очистка организма, органы выделения | 1 | Получение новых знаний | Формирование знаний о выделительной системе организма. Органы выделения. Объяснение их функций. Рассмотрение необходимости очистки крови. Обучение оказанию пер- вой помощи при обморожениях и ожогах. Представление о механизме работы выделительной системы | Знать, какие органы очищают организм, их функции и принцип работы. Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения | С.37,чит., сост. правила гигиены | |||
41 | Органы чувств | 1 | Практическая работа | Ознакомление с органами чувств человека, как источниках информации об окружающем мире, о механизмах работы: зрения, слуха, обоняния, осязания. Обучение соблюдению гигиены этих органов | Знать: – органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме. Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств | С.4 2-49,читать; задания28,34. | |||
42 | Нервная система и ее роль в организме | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с головным, спинным мозгом, нервами. Объяснение механизма управления мозгом органами. Выяснение значения сна, отдыха для жизнедеятельности человека. Выполнение режима дня и его значение для нервной системы | Знать: – значение нервной системы и ее органов в организме; – что такое память, ее виды и развитие Уметь: – объяснить значение сна, режима дня; – аргументировать понятие «здоровая нервная система»; – развивать свою память, объяснять ее значение для учебы | С.50-55,читать,сост. памятку «Правила общения». | |||
43 | Память. Развитие памяти | 1 | Комбиниро-ванный | Виды памяти. Способы развития памяти. | Составить памятку «Как развить память» | ||||
44 | Как лечились наши предки. Здоровый образ жизни. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с развитием народной медицины. Роль знахарей. Выяснение пользы бани | Знать, какими способами лечились наши предки | С.56-58, отв. на вопросы, с.58. | |||
45 | Организм человека и его здоровье . Проверочная работа (Т2, № 1) | 1 | Контроль ЗУН | Проверка усвоения материала учащимися; обобщение и систематизация знаний об организме человека. Ознакомление с опытом наших предков по сохранению здоровья | Уметь систематизировать учебную информацию в схеме | Р/т., с.15 разгадать кроссворд. | |||
46 | Развитие животных и растений – 11 ч | Весна в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны | 1 | Комбиниро-ванный | Объяснение, что такое оттепели, капели, проталины, ручьи; как из- меняется высота Солнца над горизонтом, длительность его пребывания на небе, изменение температуры воздуха. День весеннего равноденствия (21 марта) | Знать первые признаки весны в неживой природе. Уметь: – выявлять связи между состояниями неживой природы и изменениями в живой природе; – находить в художественном тексте основные признаки природных явлений; – соблюдать экологически грамотное поведение в природе | С.60-66,чит.;выполн. задан. в тетр. | ||
47 | Размножение животных. Развитие птиц | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с размножением животных разных групп, с их заботой о потомстве. Представление о жизненных циклах разных групп животных. Ознакомление с развитием птиц на примере курицы | Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве. Уметь: – прослеживать последовательность развития живых организмов; – предлагать варианты решения экологических проблем | С.67-70,чит.; задание в тетради. | |||
48 | Развитие рыб и земноводных | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития рыб и лягушек | Уметь: – прослеживать последовательность развития рыб и земноводных; – находить отличия и сходства в развитии рыбы и лягушки | С.70-73, чит.; отв. на вопросы 1-2. | |||
49 | Стадии развития насекомых | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со стадиями развития бабочек, божьей коровки, колорадского жука | Знать: – стадии развития насекомых; – способы борьбы с вредителями культурных растений | С. 73–77, вопросы 1–5 | |||
50 | Растение – живой организм. Органы растения | 1 | Получение новых знаний | Выяснение в ходе беседы признаков живого у растений, условий, необходимых для развития растений. Представление о строении семян цветковых растений и их развитии | Знать: – разнообразие растений (светолюбивые, теневыносливые и др.); – органы цветкового растения. Уметь: – выделять существенные признаки; – устанавливать причины и следствия природных явлений | С.78-80,чит.; задание в тетради | |||
51 | Развитие растения из семени. Корневая система рас- тения | 1 | Практическая работа с гербариями | Ознакомление с функциями и строением корней и стеблей, с разны- ми видами корневой системы и стеблей. Представление о побеге, разнообразии почек и их расположении на стебле | Знать функции корня и стебля. Уметь отличать разные виды корневой системы | Личностные: -установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи - стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; -способность к самооценке. Регулятивные: -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка); -умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; -умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого -умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника; - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий -умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно; Познавательные: -умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. -умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца. -умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | С.82-83, чит.; составить план. | ||
52 | Стебли и листья растений, их функции | 1 | Практическая работа | Ознакомление с видами листьев, расположением их на стебле, со строением листьев, основными функциями стебля и листьев. Выяснение функций листьев: испарение и поглощение влаги, дыхание, образование питательных веществ | Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле. Уметь моделировать невидимые природные процессы | С.84-91,чит.;отв. на вопросы 1-5. | |||
53 | Цветок и плод растения. Распространение семян | 1 | Практическая работа | Ознакомление со строением цветка, ролью опыления. Выяснение значения насекомых в опылении. Рассмотрение цикла цветкового растения от семени до семени. Размножение растений | Знать: – строение цветка, значение опыления; – цикл цветкового растения от семени до семени. Уметь ориентироваться в разнообразии цветков и плодов | С.92-97,читать; заполнить таблицу | |||
54 | Весенние изменения в жизни растений и животных | 1 | Комбинированный | Приметы апреля и мая. Время прилета птиц, гнездования, появления насекомых. Полевые работы, происходящие в это время | Знать: – приметы весны к началу цветения (апрель, май); – о цветах-первоцветах. Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения | Устный рассказ «Весна пришла». | |||
55 | Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей | 1 | Урок-экскурсия | Систематизация и обобщение знаний; проверка качества полученных знаний | Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции | С. 102, № 1–3 С.98-101;чит.; отв. на вопросы3- 4. | |||
56 | Обобщающий урок. Проверочные работы № 2 и 3 | 1 | Контроль ЗУН | Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе, цветения первоцветов | Уметь: – находить на практике весенние приметы; – соблюдать экологическую культуру; – наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать | Составить кроссворд. | |||
57 | Изменение быта и культуры наших предков – 10 ч | Что и как изучает история | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с историей как наукой о прошлом, со способами познания прошлого: наблюдения, архивы, археологические раскопки. Исторические памятники родного края | Знать: – что и как изучает история, ее значение; – способы познания прошлого; – о быте и культуре своего народа; – понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки». Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений | Р/т, с.57 разгадать кроссворд. | ||
58 | Природа в жизни наших предков | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с собирательством, охотой, рыболовством, бортничеством, с язычеством как обожествлением природы и поклонением ей. Воспитание уважительного отношения к обычаям и верованиям разных народов | Знать: – чем занимались наши предки, как они осваивали природу; – обычаи и традиции предков. Уметь объяснить, чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись силам природы и от чего оберегали себя | Расск. о старин. вещах своей семьи. | |||
59 | Уклад жизни на Руси | 1 | Комбиниро-ванный | Ознакомление с разнообразием жилищ наших предков: землянка, чум, юрта, изба, мазанка и др. Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | Знать: – значение семьи, родовой общины, племени; – виды жилищ наших предков | С.115-118,чит.; отв. на вопросы 1,3 | |||
60 | Жизнь на селе в старину. Крестьянский труд | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление с устройством избы, отоплением, освещением, домашней утварью, трапезами крестьянских детей | Знать: – как жили в старину на селе; – о старинном быте сельских жителей | С.119-125,сост. план;рассказ о старинных играх. | |||
61 | Старинные города | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными поселениями, с требованиями выбора мест для них, со способами защиты от врагов. Названия городских построек. Формирование понятия «исторический центр», показ его значения и необходимости сохранения старинных построек и памятников | Знать: – строение старинных поселений, их виды; – значение исторического центра современ- ного города, важность его сохранения. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – охранять памятники старины | С.126-132,чит.;объясн. знач. слов. | |||
62 | Ремесленники, их изделия. | 1 | Получение новых знаний | Ознакомление со старинными ремеслами на Руси: кузнечное, ювелирное, гончарное, деревообрабатывающее, стеклодувное. Понятия «ремесло», «ремесленник». Различные виды художественной росписи предметов быта. Появление купцов на Руси, с меновая торговля. Появление монет, бумажных денег. | Знать: – занятие горожане в старину; – старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув); – историю возникновения торговли и денег на Руси; – виды художественной росписи предметов быта. Уметь: – добывать информацию из иллюстраций и текста; – приобщиться к старинному ремеслу | С.133-141,чит.;подобр.пословицы и поговорки о труде. | |||
63 | Торговое дело на Руси | 1 | Комбинированный | Коммуникативные: -ориентация на партнера по сотрудничеству; -эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; -умение договариваться, находить общее решение; -умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать -умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию | С.142-143, отв. на вопросы 1-3. | ||||
64 | Одежда наших предков | 1 | Получение новых знаний | Формирование понятий «исторические источники», «крестьянин», «ремесленник», понятий о домотканой одежде, об элементах одежды, о функциональном назначении повседневной и праздничной одежды Ознакомление с одеждой разных групп населения: простолюдинов, знати, военных | Знать, как одевались наши предки в разные времена | С.144-149чит, нарис. стар. одежду. | |||
65 | Учение на Руси. | Комбиниро-ванный | Возникновение учения на Руси. Ознакомление со старинными школьными принадлежностями, формами одежды. Словарная работа: кириллица – старинный русский алфавит; береста, папирус, свиток, пергамент, тетрадь | Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму | С.150-155, отв. на вопросы1-4. | ||||
66 | Как жили наши предки. | Представление о том, как была организована жизнь наших предков, кто управлял их жизнью | С.150-155, отв. на вопросы1-4. | ||||||
67 | Итоговая контрольная работа | 1 | Контроль знаний | Обобщение и систематизация полученных знаний | Уметь: – соблюдать экологическую культуру; – наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать | Составить вопросы для викторины. | |||
68 | Летние изменения в неживой и живой природе. Прави- ла бе зопасного поведения во время летних каникул | 1 | Обобщение | Обобщение и систематизация полученных знаний о быте и культуре наших предков | Знать правила бе зопасного поведения во время летних каникул Уметь: – выполнять самостоятельные задания; – участвовать в играх, театрализациях, конкурсах | Нарисовать рисунок «Скоро лето». |
Описание материально-технического обеспечения
образовательного процесса
1. Дополнительная литература.
1. Кубышева, М. А. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000…» / М. А. Кубышева, Л. Г. Петерсон, Е. А. Гусева. – М. : Ювента, 2010.
2. Портфолио в начальной школе : тетрадь младшего школьника / авт.-сост. Е. А. Андреева, Н. В. Разваляева. – Волгоград : Учитель, 2013.
3. Проектные задачи в начальной школе : пособие для учителя / А. Б. Воронцов [и др.] ; под ред. А. Б. Воронцова. – М. : Просвещение, 2010.
4. Формирование универсальных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / А. Г. Асмолов [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. – М. : Просвещение, 2011.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Образовательный портал. – Режим доступа : www.uroki.ru
3. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
4. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : www.festival.1sep-tember.ru
5. Учебно-методический портал. – Режим доступа : http://www.uchmet.ru/
6. Портал компании «Кирилл и Мефодий» : http://www.km.ru
3. Наглядные пособия.
1. Иллюстрации (плакаты, альбомы и др.).
4. Технические средства обучения.
1. Компьютер.
2. Интерактивная доска.
3. Медиапроектор.
4. Документ камера.
5. Сканер.
6. Учебно-практическое оборудование.
1. Шкаф для хранения таблиц.
2. Ящики для хранения наглядных пособий.
7. Специализированная учебная мебель.
Учительский стол.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...