Технологическая карта урока Тема урока: Жизнь птиц
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Предметные умения:
- научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»;
- называть отличительные особенности птиц;
- называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод;
- научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу:
- уметь отличать птиц хищных и растительноядных;
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний;
- рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_oom_raspechatat.docx | 194.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель: Асланова Ирина Викторовна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 1
УМК: «Начальная школа XXI века»
Тема урока: Жизнь птиц
Тип урока: открытие нового знания
Формы: фронтальная, работа в парах, индивидуальная
Основные понятия, термины: птица, перо, клюв, перелётные, зимующие птицы.
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Окружающий мир» и рабочая тетрадь к учебнику; карточки с заданием.
Тема раздела | Родная природа | ||
Тема изучения | Жизнь птиц | ||
Цель |
| ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения: самоопределение – проявлять готовность и способность к саморазвитию; формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие социальной роли обучающегося; развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения. | Познавательные умения: общеучебные – самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; осуществлять смысловое чтение; предметные – выделять общие и отличительные особенности птиц, устанавливать зависимости наступающего сезона и поведения птиц, зависимость способа питания птицы от строения клюва; знакомиться с многообразием птиц, знать и объяснять понятия: «дикие», «домашние», «перелётные», «оседлые» птицы. Регулятивные умения: планирование – планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. Коммуникативные умения: Формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. | Предметные умения: - научиться классифицировать птиц по признаку «перелётные-зимующие»; - называть отличительные особенности птиц; - называть причины сезонных перелётов птиц: отсутствие пищи, холод; - научиться узнавать птиц на рисунке, описывать птицу: - уметь отличать птиц хищных и растительноядных; - понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; - работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний; - рассматривать иллюстрации в учебнике, извлекать из них нужную информацию; отвечать на вопросы и оценивать свои знания. |
Содержание урока
Этап урока | Цель | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | ||
Самоопределение к деятельности. Организационный момент. | Включение учащихся в деловой ритм. | Ужасно интересно Всё то, что неизвестно! Мы тайны разгадаем И мир большой познаем! С детства мы должны стремиться Что – то новое узнать. Всё исследовать, конечно, Чтобы в жизни применять! Психологическая минутка - Прочитайте девиз урока: «Мир освещается солнцем, а человек – знаниями». - Как вы понимаете наши слова? Как примените к нашему уроку? | Приветствует детей, проверяет готовность к уроку. | Приветствуют учителя. | Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника. | ||
Актуализация знаний. Постановка темы и цели Урока. | Обеспечение мотивации учения, актуализация субъектного опыта учащихся. | - Парная работа: дети в парах собирают предложенные пазлы с изображением животных (заяц, белка, ласточка, синица) - Кто у вас получился? Как одним словом назвать полученные изображения (животные) - Перечислите(заяц , белка,ласточка, синица). - На какие группы можно разделить данных животных? (ПТИЦЫ И ЗВЕРИ) - О зверях мы с вами уже говорили. Остаются кто? (Птицы) - Рассмотрите рисунок (снегирь, синица, сова, дятел, бабочка, летучая мышь, белка-летяга) Каких животных вы узнали? Что у них у всех общего? ( у них есть крылья и они умеют летать). Значит, все они птицы? (Нет) - Ребята, а кто такие птицы, что их отличает от остальных животных? - У человека есть руки, а у птицы …(крылья). - Да, ребята, но ведь крылья есть и у бабочки, и у летучей мыши, у белки-летяги. Значит, они тоже птицы? (Нет). - Чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно знать общий признак птиц, который отличает их от других животных. Оказывается, умение летать не подходит, т.к. не только птицы летают, но и насекомые. А птица курица как раз летает очень плохо. Вывод: Значит, наличие крыльев и умение летать – не самый главный признак птиц. - Ведь, есть птицы, которые совсем не умеют летать. А вы знаете таких? Посмотрите на рисунки в учебнике на с.12 Сообщение учителя: Страус, пингвин – не летают. Страусы не умеют летать и крылья им служат для украшения. У страусов длинные и очень сильные ноги, на которых они бегают так же быстро, как лошади. Едят страусы траву, гусениц, ящериц, мелких зверьков. Пингвины – морские птицы. Они хорошо ныряют и плавают, добывая себе пищу – рыбу, крабов, рачков. Пингвины не умеют летать, т.к. вместо крыльев у них лапы – ласты, которые помогают им плавать. Их тело покрыто непромокаемым оперением. - А теперь посмотрите на птиц, которые изображены на доске. Найдите их общий признак. (Перья). - Так, кто же курица? (птица, покрыта перьями) - Не случайно птиц часто называют „пернатые“. - Для чего нужны перья птицам?(Предохраняют от охлаждения и ран, придают обтекаемую форму.) - Какой вывод сделаем? Кто такие птицы? Вывод: Птицы – животные, тело которых покрыто перьями. Перья – это ещё и украшение птиц. Самые красивые перья у павлина. - Птицы потеряли свои пёрышки. Найдите их. - Парная работа: Игра «Где чьё пёрышко?» - Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно и в лесу, и в поле, и на реке, и в горах. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. Но тех, которые живут в лесу или в парке неподалёку от дома, надо знать. Давайте перечислим знакомых вам птиц. (Дятел, синица, ворона, снегирь, сорока, воробей, сова, голубь, галка, грач, свиристель) - Можно ли всех названных вами птиц увидеть вместе в одно время? (Нет). - Почему? - Какие из названных вами птиц улетают на юг? Как называют птиц, которые улетают на юг? (на экране появляются перелетные птицы) - Почему эти птицы улетают от нас в теплые страны? - Каких птиц зимой можно увидеть у нас? Как называют таких птиц? (на экране появляются зимующие птицы) - Итак, мы выяснили, что у нас встречаются птицы перелётные и зимующие. Поиграем в игру «Разбери картинки»(на экране появляются картинки птиц, дети с места показывают карточки: если перелётная птица – солнышко, если зимующая – снежинку) - Почему зимующие птицы остаются зимовать? Можете вы точно ответить на этот вопрос? Почему? - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? - Сегодня мы узнаем о жизни птиц. | 1. Предлагаю собрать пазлы. 2. Прошу выделить группы животных. Предлагаю рассмотреть рисунки. Сообщение учителя. Предлагаю выделить общий признак птиц. Предлагаю игру «Где чьё пёрышко?» Сообщение учителя Предлагаю игру «Разбери картинки» | 1.Собирают пазлы. 2.Делят животных на две группы. 3.С помощью учителя формулируют тему и цели урока. 4. Отвечают на вопросы. 5. Делают вывод Выделяют общий признак Делают вывод Работают в паре Слушают и запоминают Перечисляют знакомых птиц Называют группы птиц: перелётные, зимующие Показывают с места карточки | ЛУУД: учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой частной задачи. ПУУД: строят сообщения в устной форме; осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | ||
Постановка учебной задачи. | Обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. | - Что вы знаете о птицах? А что бы вы хотели узнать? - Что или кто может вам помочь в получении новых знаний? | Подвожу к цели урока, вывешиваю слова к опорному сигналу | Предлагают пути разрешения проблемы, составляют алгоритм решения | КУУД: формулируют собственное мнение и позицию; планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия | ||
Введение нового материала. | Решение задач и обсуждение проекта её решения | 1. Знакомство с зимующими птицами, с группами птиц по способу питания. - Отгадайте загадки о птицах и расскажите о них то, что вы уже знаете. 1) Спинкою зеленовата, Животиком желтовата, Чёрненькая шапочка И полоска шарфика. (Синица) - Чем питается синица? (семенами растений) 2) На ветвях, украшенных снежной бахромой, Яблоки румяные выросли зимой. Яблоки по яблоне весело снуют, Гусениц мороженых яблоки клюют. (Снегири) - Объясните название птицы. А ещё снегирей называют «тихопевами». Знаете ли вы, почему? - Прочитаем в учебнике текст «Песни снегирей и синичек». - Почему же снегирей называют «тихопевами»? (прослушивание записи пения синицы и снегиря) - А теперь обратите внимание на клюв снегиря и синицы. Как вы думаете, таким клювом удобно скусывать почки, извлекать семена растений? - Снегирь и синица – птицы …(растительноядные) (дополняется опорный сигнал – растительноядные). 3) – Послушайте загадку про ещё одну растительноядную птицу. Может быть кто-то знает её название. Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым – «Кле! Кле! Кле!» - поёт со свистом. (Клёст) -Скажите, ребята, зачем клесту такой необычный клюв? На что он похож? - Клюв у клеста напоминает щипцы. Клёст вьёт гнездо и выводит птенцов обычно в конце зимы – в феврале. Чудеса, да и только! Клёст – единственная птица, которая выводит птенцов зимой. 4) Включаю аудиозапись звуков, которые издаёт в лесу дятел. - Ребята, что это за звуки слышны в нашем лесу? - Обратите внимание на клюв дятла, что удобно делать таким клювом клевать зерно или долбить кору деревьев и хватать насекомых? - уточним, чем питается дятел? (насекомыми) птица … (насекомоядная) - Назовите ещё насекомоядных птиц (ласточка, кукушка – прикрепляю к опорному сигналу изображения птиц) - Давайте дополним наш опорный сигнал. Почему я не стала прикреплять изображения ласточки, кукушки к зимующим птицам? (Это перелётные птицы) 5) Включаю запись звуков совы. Днём спит, ночью летает, Прохожих пугает. (Сова) - Обратите внимание на клюв совы, острый, загнутый вниз, как вы думаете, зачем ей такой клюв? (Таким клювом легко разрывать мясо на куски) - Чем же питается сова? (мелкими животными) - Значит, сова птица … (хищная) Опорный сигнал дополняется в разделе питание и группы птиц - Сделаем вывод. Работа с учебником, стр.10. Чтение вывода | Загадываю загадку Загадываю загадку Предлагаю работу в учебнике Загадываю загадку Сообщение учителя | Сообщение уч-ся о синице. Ответы детей. Сообщение уч-ся о снегире. Ответы детей. Чтение текста в учебнике Сообщение уч-ся. Ответы детей. Сообщение уч-ся. Ответы детей. Сообщение уч-ся. Ответы детей. Читают вывод в учебнике | РУУД: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. ПУУД: знакомятся с птицами, обитающими в зимнем лесу, рассматривают особенности внешнего вида и определяют голоса зимующих птиц, устанавливают зависимость способа питания от строения клюва. ПУУД: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной литературы. ПУУД: осуществляют анализ объктов с помощью существенных и несущественных признаков. | ||
Первичное закрепление. | Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала | 1. Формулировка вывода по изученному материалу. - Используя наш опорный сигнал, расскажите, на какие группы делятся птицы по способу питания. Приведите примеры. - Где же мы можем проверить ту информацию, которую вы рассказали? - Прочитаем в учебнике на с.10 вывод. | Работают с материалом на доске. Работают с учебником. | РУУД: осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату. | |||
Включение нового знания в систему знаний и повторение. | 1. Группова работа. Деление птиц на группы. У каждой группы рисунки птиц: попугай, дрозд-рябинник, чайка, сова, клёст, цапля; таблички с названиями групп птиц. На доске рисунки со стр.11 учебника. - Рассмотрите рисунки и разделите птиц на группы: 1группа: хищные, растительноядные. Объясните свой выбор. 2 группа: зимующие и перелётные птицы. Взаимопроверка. Каждая группа подходит к месту работы другой группы и проверяет работу. 2. Кроссворд «Зимующие птицы» 1. Какая птица может рассмотреть добычу с высоты 300 метров? (сова) 2. Какую птицу можно назвать «лесным доктором»? (дятел) 3. В названии какой птицы спряталось «снежное» слово? (снегирь) 4. Какая птица – охотница до свежего несолёного сала? (синица) 5. Какая птица выводит птенцов зимой? (клёст) 3. Игра «Выбери правильный ответ» 1. Каких птиц называют «тихопевами»… - синиц - снегирей - сорок 2. Птиц, которые питаются насекомыми называют… - насекомоядными - хищными - растительноядными 3. Хищная птица филин выберет для еды… - гроздья рябины - комара - мышь - Молодцы, ребята! | Предлагаю игру «Выбери правильный ответ» | Работа в группе. Взаимопроверка. Разгадывают кроссворд Фронтальная работа | ПУУД: осуществляют анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. КУУД: планирование учебного сотрудничества, определение целей, функций участников, способов взаимодействия. | |||
Контроль усвоения знаний | - Почему зимой многие звери и птицы покидают лес и перемещаются ближе к человеческому жилью? - Что зимой для птиц страшнее голод или холод? Почему? - Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. В суровую зиму из десяти синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время. - Как люди помогают птицам? Поднимите руку, кто сделал кормушку. Молодцы, дети, вы не остались равнодушными к беде наших маленьких пернатых друзей - После уроков мы выйдем на улицу и повесим ваши кормушки, положим корм. - Послушайте обращение к нам птиц. Висит кормушка на окне на радость нам и птицам - Кто что любит? (Снегири, дрозды - рябину, синички - сало, семечки, воробьи - крошки хлеба, зерно) | Задаёт вопросы Сообщение Побуждает к действию | Дают ответы Показывают результат своей работы: кормушки Ответы детей | ЛУУД: принятие ценности природного мира; развитие этических чувств | |||
П одведение итогов урока. Рефлексия | Осознание учащимися своей УД, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. | Садитесь поудобнее, К концу подходит наш урок. Чтоб закончить нам его Надо подвести итог. - Над какой темой мы работали? (жизнь птиц) - Какие цели ставили? Достигли ли мы их? - О каких группах птиц узнали на уроке? - Какие из них зимующие? - Ребята, давайте оценим свою работу. (Вывешиваю образец на доску) На столе у каждого из вас лежит карточка самооценки, выберите для себя наиболее подходящую фразу, которая отражает результат вашей деятельности и закрасьте возле неё кружок, можно закрасить несколько кружков. (Сами всё знали о птицах; многое узнали на уроке; нужно ещё узнавать о птицах самостоятельно). - Расскажите, какие фразы вы отметили. Наше знакомство с птицами будет продолжаться. А сейчас, если у вас хорошее настроение и вы получили удовольствие от работы на уроке, возьмите по птичке и прикрепите к нашей кормушке | Ответы детей. Оценивают свою работу на уроке. Прикрепляют птичек к кормушке на доске | ПУУД: осознанно и произвольно строят сообщения в устной форме. ЛУУД: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток) Класс: 2
Технологическая карта урока Тема урока : I like snails.( Я люблю улиток)Класс: 2...
Технологическая карта урока. Тема урока: Метр. Соотношение между единицами длины.
Тип урока: открытия «нового» знания Цели по содержанию:обучающие: формирование понятия о метре, как единице измерения длины; усвоение соотношений между единицами измерения длины (см, дм, м); форм...
Технологическая карта урока . Тема урока: «Единицы времени»
Тема урока: «Единицы времени», 4 класс...
Технологическая карта урока. Тема урока: «Корякская сказка. Хитрая лиса. Сравнение героев сказок» (2 класс)
Цель урока: познакомить с корякской сказкой «Хитрая лиса»Задачи: -стимулировать желание читать народные сказки;-сформировать представление о том, что народная сказка отражает быт и традици...
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида +8, +9
Познакомить обучающихся с приёмом сложения чисел 8 и 9 с переходом через десяток....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Тема урока: «Повторение и закрепление изученного»
Способствовать актуализации и закреплению полученных на предыдущих уроках знаний, упражняться в навыках счёта, показать различные виды заданий для письменных вычислений....