Разработка урока по окружающему миру в соответствии с ФГОС
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Конспект урока по окружающему миру по теме: "Разнообразие облаков" 2 класс.Сотавлен для работы детей в группах, с учётом проектной деятельности на уроке. На уроке используется презентация для интерактивной доски.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon hod_uroka.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап   урока

Содержание

Формирование универсальных учебных действий

1

Погружение

 в урок

Прозвенел  звонок.

Начинается урок.

На уроке не скучаем,

Мы за миром наблюдаем:

Поле, небо, речку, сад.

Изучаем всё подряд.

Наблюдаем, обобщаем,

Стать учёными мечтаем.

Эмоциональный настрой на урок.

2

Проверка домашнего задания

-Какую тему изучали на прошлом уроке?

-Что учёные называют природным явлением? (Изменения, происходящие в природе.)

-Как дома работали над темой «Природные явления» (Готовили загадки, кроссворды и ребусы о явлениях природы).

-Оцените свою работу, максимально 2 б. (1 б. за оформление, 1 б. за содержание)

-Поставьте себе баллы, а затем продемонстрируйте соседу свою домашнюю работу. Он попробует отгадать, а затем оценить ваше творчество (максимально – 2 б.).

Личностные: формировать умение осуществлять самооценку своей деятельности и оценку деятельности своего одноклассника.

2

Инструктаж по работе в группах.

-Вы заметили,  как мы необычно сегодня сидим? Как вы думаете для чего?

-Давайте вспомним правила совместной работы (показ слайда 2):

1.Работать дружно. Быть внимательными друг к другу.

2.Не мешать высказываться товарищу.

3.Выполнять указания руководителя группы.

Как мы будем общаться в группе:

1.Мы говорим вполголоса

2.Мы говорим по очереди.

3.Мы обращаемся друг к другу по имени.

4.Мы смотрим на того, к кому обращаемся.

5.Мы благодарим тех, кто помог.                      

-Посоветуйтесь и выберите лидера группы, того, кто будет руководить работой группы (ответы учащихся)

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения.

3

Актуализа

ция знаний. Планирование выхода из затруднения

-Рассмотрите на слайдах картинки: Земля, Луна, облака,  Солнце, снегопад, радуга, дождь                                      (слайд  3)

Разбейте их на 2 группы, объясните свою точку зрения.

тела                                             явления природы

Земля                                          снег

Луна                                           радуга

Солнце                                       дождь

                       облако

-Что не получилось? Почему? (ответы учащихся)

-Куда поместим  облака?  (тело или явление природы, дети доказывают свою точку зрения)  

-Мы пока  не знаем,  куда поместим облака. Это тело или явление природы - попробуем разобраться  (показ слайда 4)

-Поведём разговор об облаках и разрешим поставленную проблему.

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.

4

Подведение к целеполага

нию. Определение цели урока. (Опора на опыт ребенка)

-Какие познавательные вопросы поставим для этой цели? Используйте Почемучкины вопросы: Что, где, как, когда, откуда, почему? Обсудите в группах и запишите по 2 вопроса, в которых вы хотели бы разобраться. (Записывают на листках) (показ слайда 5)

Построение на демонстрационной доске: «Ковер идей» (учитель, группы предлагают варианты изучения вопросов на уроке, строится из листочков на разноцветной бумаге)

Какие бывают облака?      

                                     Из  чего состоит облако?                                                                                               Как образуется облако?

Облако - тело или

явление природы?

Как оно появляется?  

                                    Куда исчезают облака?                                                                                                 Что  такое облако?                            

 -Можно и мне предложить вам вопросы для изучения?

(Что  такое облако?)

Ребята, наблюдали ли вы за облаками?  (ответы учащихся)

(Учитель демонстрирует слайды 6-9)     

Словесное сопровождение  учителем демонстрационных слайдов:

- Голубое, облачное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в облака на небе, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны.

Выше леса, выше гор
Расстилается ковер.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной.
То он серый, то он синий, 
То он ярко-голубой.

 -Какого цвета бывают облака?  (показ слайда 10)

-В какие цвета окрасило солнце облака на закате?  На восходе?     (ответы учащихся: белые, серые, тёмно-синие, почти всех цветов радуги, зависит от плотности, от условий освещённости их Солнцем)

-Вы сейчас увидели разные облака, обсудите в группах, какие названия облаков вы предложите? Запишите на листках ваши названия.                                                (Достраиваем «Ковёр идей»; 

варианты, предложенные учащимися - «сверкающие, вата, фигурные, тучки, фантазии», помещаются на демонстрационной доске)

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

5

Самостояте

льное открытие нового знания.

-Давайте ответим на  вопрос: «Какие бывают облака?».

-Где будем искать ответ? (ответы учащихся: в  учебнике, в интернете, спросить у учителя, в справочной литературе)

- Обратимся к учебнику (текст с.96).  Как найдем нужные нам страницы? (ответы учащихся: по оглавлению)

- Подготовьте сообщения для ваших товарищей о разнообразии облаков. У каждой группы свое задание.

Группы готовят сообщения по индивидуальным заданиям: 1- перистые облака, 2- кучевые, 3- слоистые, 4- грозовая туча.

Задание 1 группы: 1.Прочитай текст (учебник  с.96).

 2.Выбери предложения о перистых облаках.

   3.Определи, на какой фотографии изображены перистые облака, какой формы они бывают.

4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.

 Задание 2 группы: 1.Прочитай текст (учебник  с.96).

  2.Выбери предложения о кучевых облаках.

  3.Подготовьте сообщение по плану:

   1)на что похожи кучевые облака;

   2)похожи ли кучевые облака на перистые облака, а на слоистые;

   3)когда можно наблюдать кучевые облака в дождливую или  ясную погоду.

 4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.

Задание 3 группы: 1.Прочитай текст (учебник  с.96).

2.Выбери предложения о слоистых облаках.

3.Определи, на какой фотографии изображены слоистые облака, чем они отличаются от других видов облаков.

 4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.

Задание 4 группы: 1.Прочитай текст (учебник  с.96).

 2.Выбери предложения о дождевых облаках в дополнительной литературе.

 3.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.

   (ответы учащихся: пересказывают прочитанный текст или подготовленное сообщение)

-Оцените работу в группах по критерию -  сообщение содержит познавательную информацию, выступление ребят интересно было слушать. Что бы вы изменили в заданиях при составлении сообщения? Что бы дополнили в заданиях? (ответы учащихся)

 

-Какие интересные сообщения подготовили ребята, посмотрим на слайды  (слайды 11), определим,  какие облака изображены на фотографиях, докажите (ответы учащихся)

-Удалось ли вам определить название  облака, что помогло вам дать правильный ответ? (ответы учащихся: внимательно читали текст, заметили особенности, хорошо были подготовлены сообщения, интересно было слушать своих товарищей)

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.

Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения; формирование невербальных способов коммуникации- посредством жестов, мимики.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

6

Расширение и закрепление новых понятий. (вопрос: Из  чего состоит облако?)

- Облака мы  видим над головой. А можем ли мы потрогать облака  руками и почувствовать, какие они? (ответы учащихся)

-Есть мнение одного героя -  Незнайки из рассказа Н.Носова. Он рассказывал девочкам из цветочного города, что облака состоят из киселя,  и его можно есть ложками, а вы как думаете, из чего состоят облака?  (показ слайда 12)

-Если вы согласны с мнением Незнайки, то поднимите знак   +

если есть свое мнение – знак    -  

-Давайте проведём небольшой опыт.

-Когда чайник закипает, что мы видим? А если к нему поднести крышку от кастрюли, что на ней образуется.  

- Выскажите свое мнение и докажите его (ответы учащихся)

В словаре И. Ожегова мы найдем определение слова «облако».

-Заглянем в словарь, где будем искать это слово? (ответы учащихся: по оглавлению на букву «О»)

 «Облако - скопление сгустившихся водяных  паров в атмосфере»                        (показ слайда 13)

 -Какой дадим совет Незнайке? Как ему действовать, если он не знает точного определения (ответы учащихся: больше читать дополнительной литературы, внимательно слушать на уроке объяснение учителя, интересоваться новым материалом)

  

Вопрос на демонстрационной доске «Ковёр идей»: Как образуется облако?

-На этот вопрос мы сможем ответить, прочитав текст в учебнике (с.97).

Текст учебника: «В воздухе всегда есть водяные пары, но мы их не видим. Поднимаясь в верхние, холодные слои воздуха, они превращаются в капельки воды или ледяные кристаллы. Скапливаясь, они образуют кучевые, слоистые, перистые облака».

-Образование облаков – одно из природных явлений, которое мы можем наблюдать без специальных приборов. На небе облака  располагаются по ярусам: верхнем, среднем, нижнем.

Музыкальная физкультминутка.

Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.

7

Работа с моделями облаков.

- Представим облака в виде модели. Какую форму модели выберем, почему? (доказательные ответы учащихся)             

 (Предложены формы:                                             )      

 (показ слайда 14)

- Давайте разместим разные облака по ярусам на доске. Поможет нам в этом разобраться текст, напечатанный на листках. Прочитайте текст и определите, где будут располагаться облака в небе? (ответы учащихся)

Дополнительный текст. «На небе нет похожих облаков. Они постоянно меняют форму. Перистые облака похожи на беловатые полосы. Они состоят из тонких льдинок, находятся в верхнем  ярусе. Кучевые облака находятся в среднем ярусе - плотные, тёмные, бесформенные, похожие на цветную капусту, приносят грозы и сильный ветер. Ниже, слоистые облака, часто заволакивающие небо серой однородной пеленой, сплошной или в виде отдельных гряд и ячеек, разделенных небольшими просветами».

Задание 1 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться перистые облака.

Задание 2 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться кучевые облака.

Задание 3 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться слоистые облака.

Задание 4 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться грозовые облака.

Ответы у доски. (Располагаем модели облаков  на интерактивной доске)

-Как вы думаете, на каком расстоянии от земли находятся облака? (вопрос вызывает недоумение, т.к. знаний у второклассников недостаточно)

-Где можно найти ответ на вопрос? (Спросить у учителя, в энциклопедии, в интернете)

-Давайте спросим у гостей – учителей.   

(Ответ: перистые –  облака верхнего яруса, наблюдаются на высоте 6-10км, кучевые – облака среднего яруса, располагаются на высоте 3-5 км,   слоистые – располагаются на нижнем ярусе, до 50метров )

-Прочитаем вопросы в учебнике (с. 97)   «Как вы думаете, в слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные?   Если облака рассеялись, куда исчезла вода?»). Ответим на вопросы учебника.

-Предположим, капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках? (ответы учащихся)

Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, научить различать виды облаков.

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

   Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

8

Расширение и закрепление новых понятий. Работа в группах.

-Я думаю, что вы не раз встречались с облаками на земле.  Каждый из вас уже много раз ощущал его, проходил сквозь него.  

Загадка. Летним утром спозаранку

                Выплывает на полянку,

                Расстилает белый пух

                Хоть без ног он и без рук.                        (показ слайда 15)

-Ученик загадывает загадку, сверьте ваш ответ с текстом на слайде. «Туман и облако состоит из маленьких капелек воды, только облако образуется высоко в небе, а туман у поверхности земли. Туман как природное явление называют наземным облаком».

-Приходилось ли вам попадать в облако тумана?  Поделитесь своими ощущениями (ответы учащихся: было холодно, неприятно, мокро…)

- Прочитаем текст  по учебнику  с.97 

-Можно ли, прочитав текст, ответить на вопрос: Куда исчезают облака?

-Посоветуйтесь и выполните задание в группах.

1 группа. Вопрос для обсуждения: пар, который образуется при кипячении воды – это туман?

2 группа. Вопрос для обсуждения: представьте себе, что вы режиссер фильма, как можно искусственно создать туман для сцены фильма.

 3 группа. Вопрос для обсуждения: представьте себе, что вы водитель автомобиля, почему в тумане водителям  машин необходимо снизить скорость?

4 группа. Вопрос для обсуждения: можно ли заблудиться в тумане?

(Обсуждение в группах.   Короткие ответы).

-Понравилось ли вам работать в группе?  Что получилось более успешно? Что бы изменили в правилах работы в группе? (ответы учащихся)

Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.

Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

9

Вывод по проблеме: что такое облако?

-В начале нашего урока мы не знали,  куда поместить облако к природным явлениям или это тело. Мы разрешили проблему? Куда поместим облако?  (ответы учащихся: в группу – природное явление)

-О чём мы говорили на уроке?  (ответы учащихся: разнообразие облаков)    

(По ходу учебного занятия выстраивался «Ковер идей» на демонстративной доске - вопросы убирались)

Тема урока: Разнообразие облаков

 перистые облака

                                           кучевые   облака

слоистые  облака                

                                               грозовая туча

Облако - явление природы                               

Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.

10

Самостоятельная  творческая работа.

-Внешний вид и характер развития облаков могут о многом рассказать не только опытному наблюдателю, но и каждому любознательному человеку.    

Ученик: Бегут по небу разные зверюшки:

               Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки.

Плывут по небу снежные утёсы

И даже корабли – на них матросы.

А если вы фантазией богаты,

Там свой портрет отыщите, ребята.  (Н.Гугляр)

Ученик: Облака опять поставили паруса свои,

В зыбь небес свой бег направили белые ладьи.

Тихо, плавно, без усилия вдаль, без берегов

Вышла дружная флотилия  сказочных пловцов (В. Брюсов)

-Выполните свой вариант необычной формы облаков (работа в паре):  (Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют работу – лидер группы выбирает работы для выставки)

Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы и дают характеристику своим  «облакам».

-Оцените творческую работу своих товарищей по критерию точности её выполнения (ответы учащихся)

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы.

11

Рефлексия деятельности на уроке.

- Что на уроке  для вас было новой информацией?  (ответы учащихся)                                 

Продолжите высказывания (слайд 16)

-Мне было интересно …

-Мне показалось трудным…

-Я хочу поблагодарить...

- Оцените свою личную работу на уроке (ответы учащихся).                   

Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать положительное отношение к учебной деятельности.

12

Домашнее поисковое задание.

-Облака играют огромную роль в жизни нашей планеты, они не случайно появляются и исчезают на небе. Это удивительное природное явление. За появлением, исчезновением облаков следят специалисты -  метеорологи. Люди, наблюдая за изменениями облаков на небе, могли прогнозировать погоду на ближайшее время.

- Подберите к следующему уроку народные приметы об облаках.

    Например: солнце прячется за тучи - к дождю. (слайд 17)

Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по окружающему миру по новым ФГОС-ам в 1 классе по теме:"Что общего у разных растений"

На уроке дети учатся не только находить, но и различать и показывать различные части растений.Закреплять знания о хвойных и лиственных деревьях....

Рабочая программа по окружающему миру в соответствии с ФГОС к УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру (Плешаков) 2 класс...

урок окружающего мира в соответствии с ФГОС

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных учебных действий....

Конспект урока по окружающему миру в соответствии с ФГОС

Окружающий мир 1 класс. УМК «Школа России»Урок открытия новых знаний, в соответствии с ФГОС .Тема: «Откуда берутся снег и лед, свойства снега и льда ».Образовательные задачи: Будут называть свойств сн...

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")

Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")...