№
|
Этап урока |
Содержание | Формирование универсальных учебных действий |
1 | Погружение в урок | Прозвенел звонок. Начинается урок. На уроке не скучаем, Мы за миром наблюдаем: Поле, небо, речку, сад. Изучаем всё подряд. Наблюдаем, обобщаем, Стать учёными мечтаем.
| Эмоциональный настрой на урок. |
2 | Проверка домашнего задания | -Какую тему изучали на прошлом уроке? -Что учёные называют природным явлением? (Изменения, происходящие в природе.) -Как дома работали над темой «Природные явления» (Готовили загадки, кроссворды и ребусы о явлениях природы). -Оцените свою работу, максимально 2 б. (1 б. за оформление, 1 б. за содержание) -Поставьте себе баллы, а затем продемонстрируйте соседу свою домашнюю работу. Он попробует отгадать, а затем оценить ваше творчество (максимально – 2 б.). | Личностные: формировать умение осуществлять самооценку своей деятельности и оценку деятельности своего одноклассника. |
2 | Инструктаж по работе в группах.
| -Вы заметили, как мы необычно сегодня сидим? Как вы думаете для чего? -Давайте вспомним правила совместной работы (показ слайда 2): 1.Работать дружно. Быть внимательными друг к другу. 2.Не мешать высказываться товарищу. 3.Выполнять указания руководителя группы. Как мы будем общаться в группе: 1.Мы говорим вполголоса 2.Мы говорим по очереди. 3.Мы обращаемся друг к другу по имени. 4.Мы смотрим на того, к кому обращаемся. 5.Мы благодарим тех, кто помог.
-Посоветуйтесь и выберите лидера группы, того, кто будет руководить работой группы (ответы учащихся) | Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения. |
3 | Актуализа ция знаний. Планирование выхода из затруднения |
-Рассмотрите на слайдах картинки: Земля, Луна, облака, Солнце, снегопад, радуга, дождь (слайд 3) Разбейте их на 2 группы, объясните свою точку зрения.
тела явления природы Земля снег Луна радуга Солнце дождь облако
-Что не получилось? Почему? (ответы учащихся) -Куда поместим облака? (тело или явление природы, дети доказывают свою точку зрения) -Мы пока не знаем, куда поместим облака. Это тело или явление природы - попробуем разобраться (показ слайда 4)
-Поведём разговор об облаках и разрешим поставленную проблему.
| Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. |
4 | Подведение к целеполага нию. Определение цели урока. (Опора на опыт ребенка)
| -Какие познавательные вопросы поставим для этой цели? Используйте Почемучкины вопросы: Что, где, как, когда, откуда, почему? Обсудите в группах и запишите по 2 вопроса, в которых вы хотели бы разобраться. (Записывают на листках) (показ слайда 5) Построение на демонстрационной доске: «Ковер идей» (учитель, группы предлагают варианты изучения вопросов на уроке, строится из листочков на разноцветной бумаге) Какие бывают облака? Из чего состоит облако? Как образуется облако? Облако - тело или явление природы? Как оно появляется? Куда исчезают облака? Что такое облако? |
-Можно и мне предложить вам вопросы для изучения? (Что такое облако?) – Ребята, наблюдали ли вы за облаками? (ответы учащихся) (Учитель демонстрирует слайды 6-9) Словесное сопровождение учителем демонстрационных слайдов: - Голубое, облачное небо прекрасно. Нет на земле человека, который, вглядываясь в облака на небе, не чувствовал бы всей его красоты и величия, который не испытывал бы желания познать его тайны. Выше леса, выше гор Расстилается ковер. Он всегда, всегда раскинут Над тобой и надо мной. То он серый, то он синий, То он ярко-голубой. -Какого цвета бывают облака? (показ слайда 10) -В какие цвета окрасило солнце облака на закате? На восходе? (ответы учащихся: белые, серые, тёмно-синие, почти всех цветов радуги, зависит от плотности, от условий освещённости их Солнцем) -Вы сейчас увидели разные облака, обсудите в группах, какие названия облаков вы предложите? Запишите на листках ваши названия. (Достраиваем «Ковёр идей»; варианты, предложенные учащимися - «сверкающие, вата, фигурные, тучки, фантазии», помещаются на демонстрационной доске) | Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать с взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
|
5 | Самостояте льное открытие нового знания. | -Давайте ответим на вопрос: «Какие бывают облака?». -Где будем искать ответ? (ответы учащихся: в учебнике, в интернете, спросить у учителя, в справочной литературе) - Обратимся к учебнику (текст с.96). Как найдем нужные нам страницы? (ответы учащихся: по оглавлению) - Подготовьте сообщения для ваших товарищей о разнообразии облаков. У каждой группы свое задание. Группы готовят сообщения по индивидуальным заданиям: 1- перистые облака, 2- кучевые, 3- слоистые, 4- грозовая туча.
Задание 1 группы: 1.Прочитай текст (учебник с.96). 2.Выбери предложения о перистых облаках. 3.Определи, на какой фотографии изображены перистые облака, какой формы они бывают. 4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.
Задание 2 группы: 1.Прочитай текст (учебник с.96). 2.Выбери предложения о кучевых облаках. 3.Подготовьте сообщение по плану: 1)на что похожи кучевые облака; 2)похожи ли кучевые облака на перистые облака, а на слоистые; 3)когда можно наблюдать кучевые облака в дождливую или ясную погоду. 4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.
Задание 3 группы: 1.Прочитай текст (учебник с.96). 2.Выбери предложения о слоистых облаках. 3.Определи, на какой фотографии изображены слоистые облака, чем они отличаются от других видов облаков. 4.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.
Задание 4 группы: 1.Прочитай текст (учебник с.96). 2.Выбери предложения о дождевых облаках в дополнительной литературе. 3.Расскажите, что вы узнали своим товарищам.
(ответы учащихся: пересказывают прочитанный текст или подготовленное сообщение) -Оцените работу в группах по критерию - сообщение содержит познавательную информацию, выступление ребят интересно было слушать. Что бы вы изменили в заданиях при составлении сообщения? Что бы дополнили в заданиях? (ответы учащихся) -Какие интересные сообщения подготовили ребята, посмотрим на слайды (слайды 11), определим, какие облака изображены на фотографиях, докажите (ответы учащихся) -Удалось ли вам определить название облака, что помогло вам дать правильный ответ? (ответы учащихся: внимательно читали текст, заметили особенности, хорошо были подготовлены сообщения, интересно было слушать своих товарищей) | Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов, учить описанию природных объектов; научить различать виды облаков.
Коммуникативные учебные действия: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга, умение учитывать позицию собеседника, понимание возможности существования различных точек зрения, различных позиций, умение задавать вопросы и чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение обосновывать и доказывать своё мнение; формировать умение работать в группах и сохранять дружеские отношения; формирование невербальных способов коммуникации- посредством жестов, мимики. Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать. |
6 | Расширение и закрепление новых понятий. (вопрос: Из чего состоит облако?) | - Облака мы видим над головой. А можем ли мы потрогать облака руками и почувствовать, какие они? (ответы учащихся) -Есть мнение одного героя - Незнайки из рассказа Н.Носова. Он рассказывал девочкам из цветочного города, что облака состоят из киселя, и его можно есть ложками, а вы как думаете, из чего состоят облака? (показ слайда 12) -Если вы согласны с мнением Незнайки, то поднимите знак + если есть свое мнение – знак - -Давайте проведём небольшой опыт. -Когда чайник закипает, что мы видим? А если к нему поднести крышку от кастрюли, что на ней образуется. - Выскажите свое мнение и докажите его (ответы учащихся) - В словаре И. Ожегова мы найдем определение слова «облако». -Заглянем в словарь, где будем искать это слово? (ответы учащихся: по оглавлению на букву «О») «Облако - скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере» (показ слайда 13) -Какой дадим совет Незнайке? Как ему действовать, если он не знает точного определения (ответы учащихся: больше читать дополнительной литературы, внимательно слушать на уроке объяснение учителя, интересоваться новым материалом) Вопрос на демонстрационной доске «Ковёр идей»: Как образуется облако? -На этот вопрос мы сможем ответить, прочитав текст в учебнике (с.97). Текст учебника: «В воздухе всегда есть водяные пары, но мы их не видим. Поднимаясь в верхние, холодные слои воздуха, они превращаются в капельки воды или ледяные кристаллы. Скапливаясь, они образуют кучевые, слоистые, перистые облака». -Образование облаков – одно из природных явлений, которое мы можем наблюдать без специальных приборов. На небе облака располагаются по ярусам: верхнем, среднем, нижнем. Музыкальная физкультминутка. | Регулятивные учебные действия: развивать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; формировать умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в учебной деятельности; способствовать адекватному суждению о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием; формировать умение удерживать внимание, переключаться с одного вида деятельности на другой.
|
7 | Работа с моделями облаков. | - Представим облака в виде модели. Какую форму модели выберем, почему? (доказательные ответы учащихся) (Предложены формы: ) (показ слайда 14)
- Давайте разместим разные облака по ярусам на доске. Поможет нам в этом разобраться текст, напечатанный на листках. Прочитайте текст и определите, где будут располагаться облака в небе? (ответы учащихся)
Дополнительный текст. «На небе нет похожих облаков. Они постоянно меняют форму. Перистые облака похожи на беловатые полосы. Они состоят из тонких льдинок, находятся в верхнем ярусе. Кучевые облака находятся в среднем ярусе - плотные, тёмные, бесформенные, похожие на цветную капусту, приносят грозы и сильный ветер. Ниже, слоистые облака, часто заволакивающие небо серой однородной пеленой, сплошной или в виде отдельных гряд и ячеек, разделенных небольшими просветами».
Задание 1 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться перистые облака. Задание 2 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться кучевые облака. Задание 3 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться слоистые облака. Задание 4 группы: 1) прочитать текст; 2) определить из текста, где будут располагаться грозовые облака. Ответы у доски. (Располагаем модели облаков на интерактивной доске)
-Как вы думаете, на каком расстоянии от земли находятся облака? (вопрос вызывает недоумение, т.к. знаний у второклассников недостаточно) -Где можно найти ответ на вопрос? (Спросить у учителя, в энциклопедии, в интернете) -Давайте спросим у гостей – учителей. (Ответ: перистые – облака верхнего яруса, наблюдаются на высоте 6-10км, кучевые – облака среднего яруса, располагаются на высоте 3-5 км, слоистые – располагаются на нижнем ярусе, до 50метров ) -Прочитаем вопросы в учебнике (с. 97) «Как вы думаете, в слоистых облаках или в грозовой туче капли воды более крупные? Если облака рассеялись, куда исчезла вода?»). Ответим на вопросы учебника. -Предположим, капельки воды или кристаллики льда находятся в перистых облаках? (ответы учащихся) | Предметные: уточнить и расширить представления учащихся о тучах и облаках, научить различать виды облаков. Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать. Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему. |
8 | Расширение и закрепление новых понятий. Работа в группах.
| -Я думаю, что вы не раз встречались с облаками на земле. Каждый из вас уже много раз ощущал его, проходил сквозь него. Загадка. Летним утром спозаранку Выплывает на полянку, Расстилает белый пух Хоть без ног он и без рук. (показ слайда 15)
-Ученик загадывает загадку, сверьте ваш ответ с текстом на слайде. «Туман и облако состоит из маленьких капелек воды, только облако образуется высоко в небе, а туман у поверхности земли. Туман как природное явление называют наземным облаком». -Приходилось ли вам попадать в облако тумана? Поделитесь своими ощущениями (ответы учащихся: было холодно, неприятно, мокро…)
- Прочитаем текст по учебнику с.97 -Можно ли, прочитав текст, ответить на вопрос: Куда исчезают облака?
-Посоветуйтесь и выполните задание в группах. 1 группа. Вопрос для обсуждения: пар, который образуется при кипячении воды – это туман? 2 группа. Вопрос для обсуждения: представьте себе, что вы режиссер фильма, как можно искусственно создать туман для сцены фильма. 3 группа. Вопрос для обсуждения: представьте себе, что вы водитель автомобиля, почему в тумане водителям машин необходимо снизить скорость? 4 группа. Вопрос для обсуждения: можно ли заблудиться в тумане? (Обсуждение в группах. Короткие ответы). -Понравилось ли вам работать в группе? Что получилось более успешно? Что бы изменили в правилах работы в группе? (ответы учащихся) | Познавательные общеучебные действия: формировать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему.
|
9 | Вывод по проблеме: что такое облако? | -В начале нашего урока мы не знали, куда поместить облако к природным явлениям или это тело. Мы разрешили проблему? Куда поместим облако? (ответы учащихся: в группу – природное явление) -О чём мы говорили на уроке? (ответы учащихся: разнообразие облаков) (По ходу учебного занятия выстраивался «Ковер идей» на демонстративной доске - вопросы убирались)
Тема урока: Разнообразие облаков перистые облака кучевые облака слоистые облака грозовая туча Облако - явление природы |
| Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез, обобщение); учить формулировать проблему, определять тему урока и учить решать поставленную проблему. |
10 |
Самостоятельная творческая работа. |
-Внешний вид и характер развития облаков могут о многом рассказать не только опытному наблюдателю, но и каждому любознательному человеку. Ученик: Бегут по небу разные зверюшки: Медведи, волки, зайцы, лисы, хрюшки. Плывут по небу снежные утёсы И даже корабли – на них матросы. А если вы фантазией богаты, Там свой портрет отыщите, ребята. (Н.Гугляр) Ученик: Облака опять поставили паруса свои, В зыбь небес свой бег направили белые ладьи. Тихо, плавно, без усилия вдаль, без берегов Вышла дружная флотилия сказочных пловцов (В. Брюсов)
-Выполните свой вариант необычной формы облаков (работа в паре): (Под музыкальное сопровождение учащиеся выполняют работу – лидер группы выбирает работы для выставки) Дети выходят к доске, демонстрируют творческие работы и дают характеристику своим «облакам». -Оцените творческую работу своих товарищей по критерию точности её выполнения (ответы учащихся) |
Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; формировать воображение и чувство прекрасного; развивать познавательный интерес, учебные мотивы. |
11 | Рефлексия деятельности на уроке. | - Что на уроке для вас было новой информацией? (ответы учащихся) Продолжите высказывания (слайд 16) -Мне было интересно … -Мне показалось трудным… -Я хочу поблагодарить... - Оцените свою личную работу на уроке (ответы учащихся). | Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать положительное отношение к учебной деятельности. |
12 | Домашнее поисковое задание. | -Облака играют огромную роль в жизни нашей планеты, они не случайно появляются и исчезают на небе. Это удивительное природное явление. За появлением, исчезновением облаков следят специалисты - метеорологи. Люди, наблюдая за изменениями облаков на небе, могли прогнозировать погоду на ближайшее время. - Подберите к следующему уроку народные приметы об облаках. Например: солнце прячется за тучи - к дождю. (слайд 17) | Личностные: формировать представление о едином, целостном образе мира; развивать познавательный интерес, учебные мотивы; формировать стремление к самоизменению - приобретению новых знаний и умений, положительное отношение к учебной деятельности. |