Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урока по окружающему миру "Леса России" (ФГОС, программа "Школа России") | 62 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока окружающего мира в 4 классе по ФГОС
«Леса России».
Авторская программа Плешакова А.А.
Составитель – Соседкина Оксана Сергеевна, учитель начальных классов.
Цели урока: сформировать у учащихся представление о лесной зоне; ознакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов: тайгой, смешанным и широколиственным лесом, с растительным и животным миром; ознакомить с экологическими проблемами, возникшими по вине человека.
Формируемые УУД:
познавательные - умения извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты;
коммуникативные - задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
регулятивные - действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные - положительно относиться к учению, к познавательной деятельности.
Оборудование: карта «Природные зоны России», электронное приложение к учебнику. презентация по теме урока, выполненная в программе Power Point, карточки с заданиями для групп.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Графический диктант.
- В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – знак «–» (нет).
№ п/п | Утверждение | Знак согласия/несогласия |
1 | Зона тундры протянулась с запада на восток по побережью северных морей. | + |
2 | Природные условия тундры суровы: длинная холодная зима и короткое прохладное лето. | + |
3 | В тундре зимой только полярная ночь, а летом – только полярный день. | – |
4 | В тундре, как и в зоне арктических пустынь, нет коренного населения. | – |
5 | Редкими животными тундры считают краснозобую казарку, кречета, стреха, тундрового лебедя. | + |
6 | Растения тундры высоко тянутся к солнцу. | – |
7 | Ягель растет быстро, постоянно обновляя оленьи пастбища. | – |
8 | Дикие северные олени обычно живут стадами. | + |
9 | В тундре добывают нефть и природный газ. | + |
10 | Летом в тундре над поверхностью земли летает большое количество комаров и мошек. | + |
2. Индивидуальное задание на карточке.
- Запишите две – три цепи питания, сложившиеся в тундре.
- Перечислите экологические проблемы тундры.
- Перечислите сходства и различия природных зон тундры и арктической пустыни.
3. Работа в парах.
Проверка выполнения заданий 2,7 на стр. 43
III. Самоопределение к деятельности.
1 слайд, звучит пение птиц.
Учитель читает стихотворение:
Краснеют на солнце
Сосен стволы,
Разносится всюду
Запах смолы;
А ландышей белых
Кисти висят;
Как тонок и нежен
Их аромат.
По лесу иду я,
Песню пою,
И слушают сосны
Песню мою.
Сквозь ветви густые
Солнце глядит;
Зяблик в ответ мне
Песней звенит... (И. Белоусов «В лесу»)
- Ребята, какова, по Вашему мнению, тема урока? (лесная зона)
- Давайте попробуем сформулировать цели урока? (лесная зона, ее географическое положение, значение леса в жизни человека)С. Погореловский
- Как вы думаете, в какую природную зону отправится наша экспедиция? (В стихотворении говориться о лесе, значит мы отправимся в лесную зону.)
- Тема урока: «Леса России». Как вы думаете, что мы будем изучать? (Какие в лесу живут звери и птицы, какие растут растения.)
- Почему поэт говорит: «Здравствуй, лес, дремучий лес…?» Что значит дремучий? (Дремучий – тёмный, страшный, как в сказке. Но ведь не все леса тёмные. Например, в берёзовой роще светло и весело.)
- Мы действительно должны найти ответ на вопрос: почему одни леса тёмные, а другие светлые? Спрогнозируйте, что ещё будет характерно для лесной зоны.
(Учитель фиксирует на доске предположения детей.)
- Проверим ваши предположения во время урока.
IV. Открытие нового знания.
1. Работа с картой.
- Найдите на карте природную зону лесов, что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту?(Примерный ответ. Лесная зона находится южнее зоны тундры, на карте она обозначена зелёным цветом. Зона лесов большей частью расположена на Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинах, а также на Среднесибирском плоскогорье. Эта природная зона самая большая. В данной природной зоне три части: самая большая часть – тайга, она обозначена тёмно-зелёным цветом, ещё есть смешанные леса – тоже зелёным, но светлее, ещё одна часть – широколиственные леса – светло-зелёным.)
- Вы, наверное, заметили, что между зоной тундры и зоной лесов есть промежуток, закрашенный более тёмным цветом. Что это? (Это лесотундра.)
- А какую роль она играет? (Это плавный переход к другой природной зоне.)
- Ребята, какова, по Вашему мнению, тема урока? (лесная зона)
- Давайте попробуем сформулировать цели урока? (лесная зона, ее географическое положение, значение леса в жизни человека)
2. Актуализация знаний.
Давайте начнем наше путешествие по лесной зоне, объясните схему на слайде.
Слайд 2: тайга – хвойный лес (зима холодная, лето теплее, чем в тундре)
смешанный лес (зима мягче, лиственные деревья с мелкими листьями)
широколиственный лес (теплолюбивые деревья, листья крупные)
Слайд 3: Чтобы наше путешествие прошло удачно, нам надо иметь точные географические координаты. (работа в парах). Проверка работы.
Слайд 4:
Какие деревья растут в тайге, в смешанных и широколиственных лесах?
Слайд 5: (фронтальная работа) Проверка .
Слайд 6:
В лесу нам обязательно встретятся животные. Знаете ли вы животных?
«Блиц – турнир»
- Какая птица распространяет плоды кедровой сосны? (кедровка)
- Это животное умеет не только прыгать, но и летать. (белка – летяга)
- У какого животного пять чёрных полосок на спине? (бурундук)
- Узнай животное по описанию: любит тёмные леса, к жертве тихо подкрадывается, имеет пятнистый окрас, «бакенбарды» и кисточки на ушах. (рысь)
Обучающиеся по очереди выходят к доске и из предложенных учителем картинок животных выбирают обитателей леса и крепят магнитами на доску.
Слайд 7: Кто здесь лишний?
Обучающиеся определяют, какие звери и птицы не относятся к лесным обитателям.
О животном мире леса можно говорить бесконечно. Но зависят ли животные друг от друга? Составьте схему цепей питания животных леса.
Учитель показывает на доске пример пищевой цепи, дети работают в группах по аналогии.
3. Работа в группах.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 ГРУППЫ
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Плакала Саша, как лес вырубали,
Ей и теперь её жалко до слёз.
Сколько тут было кудрявых берёз!
Там из-за старой нахмуренной ели
Красные гроздья калины глядели.
Там поднимался дубок молодой,
Птицы царили в вершине лесной,
Понизу всякие звери таились.
Вдруг мужики с топорами явились.
Лес зазвенел, застонал, затрещал.
Заяц послушал – и вон убежал.
(Н. Некрасов)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 ГРУППЫ
О какой экологической проблеме идёт речь в рассказе?
Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. Утомлённые дорогой, сели отдохнуть и пообедать. Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда уже девочки заканчивали обедать, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасным пением, Оля и Лида сидели, боясь пошевелиться. Соловей перестал петь. Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст. Лида же завернула в газету яичную скорлупу и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
- Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. – Брось под куст. Ведь мы в лесу, никто не видит!
- Стыдно перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 3 ГРУППЫ
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Забывчивый охотник на привале Он всю траву с цветами вместе выжег,
Не заметал, не растоптал костра. Кусты спалил, в зелёный лес пошёл.
Он в лес ушёл, а ветки догорали Как вспугнутая стая белок рыжих,
И нехотя чадил до утра… Он заметался со ствола на ствол.
А утром ветер разогнал туманы, И лес гудел от огненной метели,
И ожил потухающий костёр. С морозным треском падали стволы,
И, сыпля искры посреди поляны, И, как снежинки, искры с них летели
Багровые лохмотья распростёр. Над серыми сугробами золы.
ЗАДАНИЕ ДЛЯ 4 ГРУППЫ
О какой экологической проблеме идёт речь в стихотворении?
Раненая птица в руки не давалась.
Раненая птица птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится:
На траве кровавой вздрагивает птица.
Люди исполины, люди великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно.
И должно быть сердце, сердце человечье!
V. Первичное закрепление.
Сообщения учащихся.
VI. Физкультминутка.
VII. Работа по новой теме.
Значение леса для человека.
- Чем является лес для человека?
- Прочитайте стихотворение про себя.
Есть уголок в лесу дремучем,
И мне похвастаться не грех:
Его я знаю лучше всех —
С грибами, с неводом паучьим,
С пожухлой веткой сушняка,
Хрустящей в пястье и запястье,
С дуплом, где сухо и в ненастье.
Хоть капай с каждого листка.
Меня из чащи мог бы вымчать
Гудящий в небе вертолет,
Но скрылся он...
А ночь не ждет,
А мох глубок, лишайник дымчат...
В ногах — свинец, а на душе
Легко-легко, сладка истома,
И что мне стоит, словно дома,
Расположиться в шалаше.
Засну, бессонницей не мучим,
Хоть гром греми, как на войне...
И не дворцы приснятся мне,
А тот же — с неводом паучьим,
С грибами, с белкой на сосне —
Мой уголок в лесу дремучем.
Слайд 8
- (лекарственные растения, лесной воздух)
- место отдыха
- А почему лес – аптека? источник чистой воды и пищи
- А как лес может обогреть? Источник топлива
- источник древесины
- Найдите в стихотворении, что ждёт человека в лесу. А что делают в лесу цветы, грибы, кусты?
- Дом для растений, животных, грибов.
Чтобы узнать, какую ещё роль играет лес, прочитайте статью в учебнике.
- Защитник воздуха, водоёмов, почв.( там, где растёт лес, не мелеют реки; корни растений не дают разрушаться почве).
9) По вине человека в лесу возникают экологические проблемы.
Работа в группах по карточкам. Определяют проблему и рисуют запрещающий знак.
VIII. Подведение итогов урока.
- Какие леса образуют лесную зону? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес.)
(Ответы на вопросы рубрики «Проверь себя» на стр.101 учебника)
- Проверим предположения, которые вы высказали в начале урока.
(Учитель обращает внимание детей на доску.)
- Чьи предположения оказались верными?
IX. Рефлексия.
- Дополните предложение: «Теперь я знаю, что…»
- Где могут пригодиться в жизни новые знания?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем надо ещё поработать?
- Кого можно поблагодарить за урок?
(Самооценка. Комментарий учителя.)
Домашнее задание.
1. Прочитать текст на стр. 95 – 102 учебника.
2. Попробуйте придумать и нарисовать разрешающие знаки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России"
"Растения и животные осенью" - 1 класс...
Методическая разработка урока по окружающему миру 1 класс "Школа России" "Откуда берут снег и лёд"
Цуканова Е.А.учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»города ВалуйкиБелгородской областиМетодическая разработка урока по окружающему миру 1 класс «Школа России»...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Школа России
Тема: " Славные символы России"...
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Школа России
Тема: " Славные символы России"...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Природа. Разнообразие природы"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиКак устроен мирТема: Природа. Разнообразие природы.Значение природы для людейЦели:Образовательные: создать ...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Дыхание. Движение крови"
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Дыхание. движение кровиЦели:образовательные: создать условия для ознакомления учащихся с функциями ды...
Методическая разработка урока по окружающему миру 3 класс "Школа России" по теме: "Проверочная работа" (итоговая)
Цуканова Е.А.учитель начальных классовМОУ «СОШ №1» г. ВалуйкиБелгородской областиТема: Проверочная работа по окружающему миру 3 класс «Школа России» (итоговая)Фамилия, имя ____...