Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса УМК "ПНШ" ФГОС
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа + календарно-тематическое планирование для 4 класса УМК "Перспективная начальная школа"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh.mir_4_klass.rar | 86.29 КБ |
Предварительный просмотр:
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 4 КЛАСС
Дата | № уро-ка | Тема (раздел) | Материал учебника | Планируемые результаты обучения | Формы контроля | |
Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Универсальные учебные действия | |||||
История Отечества – 7 часов | ||||||
Древние славяне. | ч.1: с.5-6 | Знать: названия городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: формулировать и удерживать учебную задачу. Коммуникативные УУД: формулировать свои затруднения. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | самоконтроль | ||
Древняя Русь. | ч.1: с.7-11; Т1: с.2 | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой – «Путь “из варяг в греки”»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать на основе текста былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях – Илье Муромце и Добрыне Никитиче. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации; умение применять правила, пользоваться инструкциями. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | ТР по теме 1 | ||
Крещение Руси. | ч.1: с.12-14 Т1: с. 3-4 | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым. | Познавательные УУД: оценка достоверности получаемой информации. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, и отвечать на них. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Текущий. Самоконтроль. | ||
Борьба Руси с западными завоевателями. | ч.1: с.15-18 Т1: с. 5 | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище. | Познавательные УУД: обучение работе с разными видами информации. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | ТР | ||
Возникновение Москвы. Первые московские князья. | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Познавательные УУД: сбор, обработка и передача информации. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи Коммуникативные УУД: обращаться за помощью. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Взаимоконтроль. | |||
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. | ч.1: с.19-24 Т1: с. 6-7 | Иметь представления о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой. | Познавательные УУД: извлечение информации из разных источников. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Взаимоконтроль. | ||
Контрольный урок | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач. Регулятивные УУД: выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимный контроль. Личностные УУД: осознание своей этнической принадлежности, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | КР | |||
Земля – планета Солнечной системы – 4 часа | ||||||
Солнечная система. | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план. Регулятивные УУД: ставить новую учебную задачу. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности | ТР | |||
Вращение Земли вокруг своей оси и ее движение вокруг Солнца. | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности | Взаимоконтроль. | |||
Природные зоны нашей страны. | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны. | Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, карту, план) для наблюдений. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности | ТР. | |||
Обобщение по теме (Готовимся к олимпиаде.) | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем. | Познавательные УУД: моделировать, т.е. выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов, с целью решения конкретных задач. Регулятивные УУД: активно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. Личностные УУД: мотивация учебной деятельности | ПР | |||
Путешествие по природным зонам России – 13 часов | ||||||
Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны. Растения ледяной зоны. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР СР | |||
Животные ледяной зоны. Арктика и человек. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий как этапы постановки опытов. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Коммуникативные УУД: договориться о распределении функций и ролей совместной деятельности. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | Текущий. Самоконтроль. | |||
Тундра. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: сбор, поиск информации и обработка. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР | |||
Тундра и человек. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в тундре; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ПР | |||
Зона лесов. Растения зоны лесов. | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР | |||
Животные зоны лесов. Роль леса в природе и жизни людей. | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР | |||
Зона степей. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР по презентации | |||
Степь и человек. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ПР по заданиям интерактивного урока | |||
Зона пустынь. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | СР | |||
Жизнь человека в пустыне. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ. Регулятивные УУД: составлять план и последовательность действий. Коммуникативные УУД: взаимодействие, учёт позиции собеседника. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР по тренажёру | |||
Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. Растения Черноморского побережья Кавказа. | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье. | Познавательные УУД: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг дуга событий. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ТР | |||
Животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны. | Познавательные УУД: узнавать, называть объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | ||||
Обобщение по теме (Готовимся к олимпиаде.) | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. | Познавательные УУД: передача информации устным, письменным способами, осуществлять рефлексию способов и условий действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные УУД: прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения | Взаимоконтроль. СР | |||
Родной край – часть великой России – 11 часов | ||||||
Твой родной край. | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико-административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края. | Познавательные УУД: ставить, формулировать и решать проблемы, самостоятельно создавать алгоритмы деятельности по решению проблем различного характера. Регулятивные УУД: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные УУД: аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | Текущий. Самоконтроль. | |||
Московское время. | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России». | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | ПР | |||
Карта твоего края. | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: удерживать учебную задачу, ставить новые учебные задачи. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | СР | |||
Поверхность и водоемы твоего края. | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (текст, рисунок, карта). Регулятивные УУД: устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | ТР | |||
А что можешь сделать ты? | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Коммуникативные УУД: вести устный и письменный диалог. Познавательные УУД: построение рассуждения, обобщения. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | Взаимоконтроль. | |||
Полезные ископаемые твоего края. | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | ТР | |||
Растения твоего края. | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе. | Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. Регулятивные УУД: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | Текущий. Самоконтроль. | |||
Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края. | Познавательные УУД: переводить сплошной текст в таблицу, презентовать полученную информацию. Регулятивные УУД: ставить новые учебные задачи, составлять план и последовательность действий. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | ТР. | |||
Народные промыслы твоего края. | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном. Коммуникативные УУД: вести устный, письменный диалог. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | Взаимоконтроль. | |||
Заповедные места твоего края. | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | ТР | |||
Обобщение по теме (Готовимся | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. Личностные УУД: экологическая культура: бережное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье сберегающего поведения, гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России | Взаимоконтроль. | |||
Человеческий организм – 11 часов | ||||||
Как устроен организм человека. (Письмо руководителей клуба школьникам.) | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Путешествие в мир клеток. | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Самый большой орган чувств. | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Как человек двигается. | Знать термины: «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышцы-сгибателя и мышцы-разгибателя; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Пищеварительная система. | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Система кровообращения. | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | СР | |||
Познакомимся с дыхательной системой. | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия: «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Как почки удаляют из организма вредные вещества. | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР. | |||
Нервная система человека. | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы). | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Обобщение по теме Готовимся | Уметь: называть части системы опорно-двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату и по способу действия. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Изучаем органы чувств – 8 часов | ||||||
«Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Высуни язык и скажи: «А». | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
«Взгляд» на глаз. | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Текущий. Самоконтроль. | |||
Ухо не только орган слуха. | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Ухо – орган равновесия. | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ПР. | |||
Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Советы врача. | Знать, как помочь человеку до приезда врача. Уметь выполнять советы врача. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | ТР | |||
Обобщение по теме Готовимся к школьной олимпиаде. | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств. | Регулятивные УУД: осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. Личностные УУД: самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | КР | |||
Путешествия по странам мира – 6 часов | ||||||
Границы России. | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | Текущий. Самоконтроль. | |||
Границы России. | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | ТР | |||
Соединенные штаты Америки (США). | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | Текущий. Самоконтроль. | |||
Великобритания. | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | Текущий. Самоконтроль. | |||
Франция. | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | Текущий. Самоконтроль. | |||
Обобщение по теме (Готовимся к олимпиаде.) | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и выходить из спорных ситуаций | Взаимоконтроль. | |||
Москва как летопись истории России – 5 часов | ||||||
День народного единства. | Знать: государственные праздники России; историю создания на Красной площади памятника «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Текущий. Самоконтроль. | |||
Москва: память о войне 1812 года. | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Текущий. Самоконтроль. | |||
Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941–1945 годов. | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Текущий. Самоконтроль. | |||
Памятники Москвы покорителям космоса. | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Текущий. Самоконтроль. | |||
Обобщение по теме (Готовимся к школьной олимпиаде.) | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны. | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Взаимоконтроль. | |||
Имя нашей страны – Россия или Российская Федерация. | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. | Познавательные УУД: извлечение информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | ТР | |||
Основной закон страны – Конституция России. Президент России. | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов – субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны – Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации из различных источников. Регулятивные УУД: выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать и отвечать на вопросы. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Текущий. Самоконтроль. | |||
Обобщение по теме: «Мы – граждане России» или экскурсия в краеведческий музей. | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка). | Познавательные УУД: осознанно и произвольно строить сообщение в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей по исправлению допущенных ошибок. Коммуникативные УУД: обращаться за помощью, задавать вопросы и отвечать на них. Личностные УУД: гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувство сопричастности и гордости за свою Родину | Взаимоконтроль. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...