Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (УМК "Гармония")
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Программа разработана на основе программы "Окружающий мир" 1-4 классы Поглазовой О.Т. для 2класса на 2015-2016 учебный год. Рассчитана на 68 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_2klass.docx | 92.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области
«Утверждаю»
Директор МБОУ Старостаничной СОШ
Приказ от _____________ № ______
___________________М.А.Буслаева
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
начальное общее образование
2-в класс
Количество часов - 68
Учитель: Дронова Светлана Николаевна
Программа разработана на основе программы «Окружающий мир» 1-4 классы / Поглазова О.Т. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 (ред. от 23.07.2013) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области»;
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Программы общеобразовательных учреждений. Окружающий мир: программа 1-4 классы/Поглазова О.Т.– Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72);
- Приказ Минобрнауки России от 05.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060, от 29.12.2014 № 1643);
- Приказ Минобразования Ростовской области от 03.06.2010 № 472 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Ростовской области»;
- Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.06.2015 г. №405 «Об утверждении регионального примерного недельного учебного плана для образовательных организаций, реализующих программы общего образования, расположенных на территории Ростовской области, на 2015-2016 учебный год»;
- Приказ Минобрнауки России от 19.12.2012г №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе, в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год»;
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014го №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию, образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;
- Устав школы, зарегистрированный 16.12.2011г;
- Положение о промежуточной аттестации обучающихся МБОУ Старостаничной СОШ Каменского района Ростовской области, утверждённое педагогическим советом от 21.08.2014 года, протокол №1;
- Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 №1).
Изучение предмета направлено на достижение следующей цели: формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровье сберегающей и творческой деятельности.
При этом решаются следующие задачи:
- развивающие: развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире;
- образовательные ознакомление с взаимосвязями человека и природы, человека и общества, усвоение учащимися знаний об объектах, явлениях, закономерностях и взаимосвязях окружающего мира, освоение общенаучных специфических методов познания окружающего мира и разных видов учебной деятельности, формирование умений добывать информацию из различных источников и представлять её в разных формах;
- воспитательные: воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков; формирование навыков безопасного, культурного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе.
Общая характеристика учебного предмета.
Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином предмете объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства.
Интегрированный предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения обучающиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира.
При отборе содержания предмета и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
Принцип вариативности реализуется через включение в содержание предмета не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения.
В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края.
Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира обучающиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов.
В процессе изучения предмета, обучающиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, экспериментируют с использованием лабораторного оборудования, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи грибов и др.), создают собственные простые модели.
Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
«Окружающий мир».
- Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
- Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
- В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
- Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
В процессе изучения окружающего мира обучающиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественно - научные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у обучаемых 2 класса сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.
Личностные результаты.
У второклассника продолжат формироваться:
- положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и умений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
- готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения ких труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
- умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально-этическими принципами;
- навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
- понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
- понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
- осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории;
- уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.
У второклассника могут быть сформированы:
- стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
- зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ;
- интерес к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
- стремление к соблюдению морально-этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
- эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Второклассник продолжит учиться:
- организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
- принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
- планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
- действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
- контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
- оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Второклассник получит возможность научиться:
- оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием имением по изучаемой теме;
- ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической исторической картой и др.);
- проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные универсальные учебные действия.
Второклассник продолжит учиться:
- осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
- извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
- понимать информацию, представленную вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
- подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
- целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
- использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
- осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково-символической форме.
Второклассник получит возможность научиться:
- осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
- сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
- дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы);
- создавать собственные;
- осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные универсальные учебные действия.
Второклассник продолжит учиться:
- строить речевое высказывание в устной и письменной форме; .
- отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
- вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Второклассник получит возможность научиться:
- планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
- проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
- уважать позицию партнёра;
- участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Предметные результаты.
В результате изучения предмета «Окружающий мир» (блок «Человек и природа») второклассник научится:
- различать на основе наблюдений, с помощью иллюстраций, учебного текста объекты природы и изделия человека, явления живой и неживой природы, формы суши и виды водоёмов, космические тела (звезда, планета, спутник, созвездие) на примере Солнца, Земли, Луны;
- описывать изученные природные объекты и явления, называя их существенные признаки, характеризуя особенности внешнего вида (на примере своей местности);
- сравнивать и классифицировать объекты окружающего мира;
- различать части холма, реки;
- различать на физической карте с помощью окраски и условных знаков формы суши (горы, равнины), виды водоёмов (реки, озёра, моря);
- использовать условные знаки для обозначения природных объектов и явлений, для характеристики погодных условий (температуры воздуха, степени облачности, силы и направления ветра);
- находить и показывать на карте и глобусе горы и равнины, крупные реки и озёра России;
- объяснять роль растений, животных в природе ив жизни человека;
- находить факты экологического неблагополучия в окружающей среде, оценивать положительное и отрицательное влияние человеческой деятельности на природу, участвовать в природоохранной деятельности (всё на примере своей местности);
- выполнять простые опыты, делать выводы по результатам исследования и фиксировать их в предложенной форме; использовать готовые модели (глобусы, карты, рисунки, схемы, муляжи, рельефные макеты холма, оврага ид.) для изучения строения изучаемых объектов, объяснения природных явлений, нахождения географических объектов и др.; исследовать связи растений и животных с неживой природой (на основе наблюдений);
- измерять температуру (воздуха, воды, своего тела).
Второклассник получит возможность научиться:
- рассказывать форме и движении Земли, об изображении её на карте;
- вести фенологические наблюдения и предсказывать погоду по местным признакам;
- объяснять отличия человека от животных;
- готовить сообщения о небесных телах, о необычных явлениях природы;
- обобщать и систематизировать полученные знания (информацию из разных источников об изучаемых объектах и природных процессах, результаты наблюдений за объектами природы, результаты эксперимента);
- ставить познавательную задачу перед проведением наблюдения и опыта, подбирать необходимое оборудование и измерительные приборы, планировать ход работы, проводить нужные измерения, фиксировать результаты в предложенной форме (страницы дневника фенологических наблюдений, таблица, схема, рисунок, словесный вывод);
- моделировать природные объекты и явления (дерево, цветковое растение, гриб, гору, реку, круговорот воды в природе и др.);
- участвовать в проектной деятельности (как предложенной автором учебника, так и собственной), проводя исследования с использованием дополнительной литературы, сети Интернет, собственных наблюдений; презентовать результаты своей работы.
- воспринимать окружающий мир целостно в единстве природы, человека и общества;
- ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях с одноклассниками, друзьями, взрослыми;
- рассказывать о своей семье, о домашнем хозяйстве, о профессиях членов семьи, о внимательном и заботливом отношении друг к другу, о традициях и реликвиях семьи на основе информации, собранной из собственных наблюдений, по рассказам старших членов семьи, из фотографических альбомов и др.;
- узнавать государственную символику РФ, отличать флаг и герб России от флагов и гербов других стран мира; . находить на карте Российскую Федерацию, её столицу - город Москву, свой регион и его административный центр;
- понимать, что такое Родина, родной край, малая родина;
- готовить небольшие сообщения о достопримечательностях Москвы и Санкт-Петербурга, демонстрируя фотографии (репродукции картин, открытки) государственных зданий, исторических памятников, театров и других объектов культуры;
- объяснять, что такое Конституция;
- различать прошлое и настоящее;
- рассказывать по результатам экскурсий о достопримечательностях, памятных местах, исторических памятниках, известных людях родного города (села, районного центра).
- оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников и т.д.); физическую и духовную красоту человека, его поступков, трудолюбие и мастерство;
- соблюдать морально-этические нормы поведения в семье, школе, учреждениях культуры и других общественных местах;
- заботливо относиться к младшим, уважать старших, быть внимательным к людям с нарушением здоровья;
- различать нравственные и безнравственные поступки, давать адекватную оценку своим поступкам;
- составлять родословную своей семьи;
- объяснять символический смысл цветных полос российского флага, изображений на гербе России, Москвы, своего региона;
- использовать дополнительную литературу (словари, энциклопедии, детскую художественную литературу) с целью поиска ответов на вопросы, извлечения познавательной информации об образе жизни, обычаях и верованиях наших предков, о религиозных и светских праздниках народов, населяющих родной край, для создания собственных устных и письменных сообщений; изображать предметы с осевой, центральной, переносной симметрией; . моделировать (по желанию) из бумаги, пластилина, глины и других материалов старинные городища, старинную одежду, предметы быта, военные доспехи дружинников и др.;
- осознавать ценность здоровья и здорового образа жизни;
- оценивать опасность некоторых природных явлений, общения с незнакомыми людьми;
- соблюдать правила личной гигиены, безопасные нормы поведения в школе и других общественных местах;
- соблюдать нормы безопасного и культурного поведения в транспорте и на улицах города;
- составлять и выполнять режим дня;
- сохранять здоровье своего организма, органов чувств;
- следовать правилам здорового образа жизни.
Система оценки достижения планируемых результатов.
В основе системы оценивания интегрированного предмета «Окружающий мир» лежат принципы:
- ориентации образовательного процесса на достижение основных результатов начального образования (личностных, мета предметных и предметных);
- взаимосвязи системы оценки и образовательного процесса;
- участия в оценочной деятельности самих учащихся, что способствует формированию у них навыков рефлексии, самоанализа, самоконтроля, само- и взаимооценки и предоставляет возможность освоить эффективные средства управления своей учебной деятельностью, а также способствует развитию самосознания, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, развитию готовности к самостоятельным поступкам и действиям, принятию ответственности за их результаты.
Во 2 классе используются три вида оценивания: текущее оценивание, тематическое и итоговое.
Текущее оценивание - наиболее гибкая проверка результатов обучения, которая сопутствует процессу становления умения и навыка. Его основная цель - анализ хода формирования знаний и умений учащихся на уроках окружающего мира (наблюдение, сопоставление, установление взаимосвязей и т.д.). Это даёт возможность участникам образовательного процесса своевременно отреагировать на недостатки, выявить их причины и принять необходимые меры к устранению.
Тематическое оценивание является важным звеном в конце изучения тематических блоков интегрированного предмета «Окружающий мир», так как даёт возможность учащимся подготовиться, при необходимости пересдать материал, таким образом исправить полученную ранее отметку. Формой тематического контроля в конце изучения каждого тематического блока является выполнение тестовых заданий.
Итоговый контроль проводится как оценка результатов обучения четыре раза в год: в конце первой, второй, третьей и четвертой четверти учебного года. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. Иными словами, объектом оценки являются действия, выполняемые обучающимися с предметным содержанием.
Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане.
В соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательного учреждения во 2-м классе на изучение предмета «Окружающий мир» отводится 2 часа в неделю. Программа рассчитана на 68 часов (34 учебных недели).
Последовательность изучения тем.
Раздел 1. Человек и природа.
Раздел 2. Человек и общество.
Раздел 3. Природа вокруг тебя.
Раздел 4. Наша Родина – Россия.
Раздел 5. Человек – творец.
Содержание учебного предмета.
Раздел 1. Человек и природа. (10ч).
Живая и неживая природа. Человек как часть живой природы. Отличия человека от животных (разумное существо, преобразователь природы). Человек – строитель. Старинные и современные жилища народов России. Человек – изобретатель транспортных средств. Виды транспортных средств: наземные, водные, воздушные, космические. Разнообразие профессий (профессии, связанные с природой и людьми). Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Здоровье человека. Роль природы в сохранении и укреплении здоровья. Значение режима дня, закаливания, физических упражнений. Спорт и здоровье. Значение органов чувств, важность их сохранения. Чистота – залог здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение).
Азбука безопасности. Правила безопасного поведения (в городе, среди людей, на природе). Правила безопасного пользования бытовыми электрическими приборами, противопожарная безопасность. Куда обращаться за помощью в экстренных случаях (болезнь, пожар, злоумышленник, утечка газа).
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения природных явлений; проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием, оказание первой помощи; разыгрывание сценок безопасного поведения.
Раздел 2. Человек и общество. (8ч).
Что объединяет людей, их взаимоотношения. Культура и формы общения со взрослыми людьми и сверстниками. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Некрасивое поведение человека (грубость, неряшливость, жадность, нечестность, леность, жестокость, недоброжелательность). Уроки вежливости. Друзья, взаимоотношения с ними. Кого называют настоящим другом. Духовная красота человека (щедрость, искренность, честность, доброта, умение дружить). Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Семья – ячейка общества, его основа. Члены семьи, поколения. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная (предки, ближайшие родственники). Родовые и семейные традиции. Семейные реликвии. Труд, отдых, семейные праздники. Взаимоотношения в семье (распределение обязанностей, забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым).
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения взаимоотношений людей разного возраста; составление карточки-определителя, «Какой я», составление своей родословной; ролевая игра «Уроки вежливости»; возможные проекты: «Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия».
Раздел 3. Природа вокруг тебя. (29ч).
Кто и как изучает окружающий мир. Какие учёные изучают природу. Природные тела и явления, происходящие в живой и неживой природе. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе (Солнце, облака). Облака, как они образуются. Разнообразие формы облаков (перистые, кучевые, слоистые, грозовые). Осадки: дождь, снег, град. Экологические проблемы, связанные с облаками. Гроза, способы защиты от неё. Правила безопасного поведения во время грозы. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Значение Солнца для растений, животных, человека. Почитание Солнца древними. Образ Солнца в произведениях народного творчества. Звёзды и планеты. Земля – планета, её форма и размеры. Представления древних о Земле. Первый космонавт мира Ю. А. Гагарин. Движение Земли: вращение вокруг оси, обращение вокруг Солнца. Глобус – модель Земли. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Луна – спутник Земли. Изменения вида Луны (фазы Луны). Космические путешествия на Луну. Звёзды и созвездия. Планеты, кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Что изучает наука география. Океаны и материки Земли, их число, названия, расположение на глобусе и карте полушарий. Формы земной поверхности: горы и равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма (вершина, склон, подошва). Овраги, их образование и борьба с ними. Горы и люди (геологи, использование горных пород, дороги в горах, горные санатории). Опасность путешествия в горах, правила безопасного поведения. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Важность сохранения красоты и чистоты земли. Вода на Земле. Группы природных водоёмов: естественные и искусственные; пресные и солёные. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Части реки: исток, притоки, устье. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: водохранилище, пруд, канал. Значение воды для человека, растений, животных. Важность сохранения чистоты источников питьевой воды и необходимость экономного её расходования в быту. Проблема загрязнения водоёмов промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами. Правила безопасного поведения на берегах водоёмов. Виды земной поверхности и водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм земной поверхности, водоёмов. Моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса). Изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото»; возможные варианты проектных работ: «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди». Экскурсия на местный водоём, по окрестностям города (посёлка).
Раздел 4. Наша Родина – Россия. (10ч).
Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, крупнейшее по территории государство мира. Сухопутные и морские границы, расположение на карте. Государственные символы: флаг, герб, гимн России. Конституция – Основной Закон государства. Обязанности и права гражданина России. Права и обязанности ребёнка. Государственные праздники. Главное богатство Родины – её народ, защитник и созидатель. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции.
Москва – столица России, её достопримечательности. Санкт-Петербург– столица России в прошлом. Российские города: города-миллионеры, города-герои, древние города. Родной край, родные места семьи. Родной город (поселок). Достопримечательности и исторические памятники родного города (посёлка). Расположение родного края, его центра, родного города на карте.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение исторических и природных памятников родного края; изготовление аппликации «Национальные одежды народов России»; ролевая игра или проект «Я – экскурсовод» (по родному городу, по Москве).
Раздел 5. Человек – творец. (11ч).
Человек – строитель. Профессия архитектор. Старинный и современный облик города. Улица, проспект, бульвар. Площадь, парк, сквер. Объекты городского хозяйства: почта, магазины, поликлиника, аптека. Культурные центры города: библиотеки, музеи, театры, стадионы. Проблемы современного города. Что делать с отходами городского хозяйства, промышленности, бытовыми отходами. Опасность пребывания на свалках. Переработка отходов, их использование – решение этой экологической проблемы. Общественный транспорт, пассажирский, грузовой, специальный. Проблема загрязнения окружающей среды наземным, водным и воздушным транспортом. Проблема создания экологически чистых транспортных средств. Важность озеленения городов. Для чего люди создают музеи. Экспонаты разных музеев. Профессия археолог. Краеведческий и исторический музеи. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. История письменности и книги. Бережное отношение к книге. Старинные средства счёта и современные вычислительные устройства. Старинные и современные средства связи.
Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Художественные музеи – хранилища старинных и современных произведений искусства. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные объекты окружающего мира. Симметрия в объектах живой природы: в строении растений, животных, теле человека. Виды симметрии: осевая (зеркальная), центральная (поворотная), орнаментальная (переносная). Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, украшениях одежды, предметов быта.
Наблюдения, практические и творческие работы: выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы; наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии; возможные проекты: «Город будущего», «Транспорт будущего», ролевая игра «Я – эколог». Экскурсии: по городу, в парк, музей архитектуры, в старинную усадьбу, в исторический или краеведческий музей, в музей истории техники (архитектуры), в художественный музей (по выбору).
Перечень контрольных работ.
№ п/п | Тема раздела | Количество часов | Вид контроля |
Человек и природа. | 10 | ||
Человек и общество. | 8 | ||
Природа вокруг тебя. | 29 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек, природа, общество. Природные тела и явления». | |
Наша Родина – Россия. | 10 | ||
Человек – творец. | 11 | Контрольная работа №2 по теме «Что узнали, чему научились во 2 классе». |
Тематическое планирование.
№ п/п | Тема раздела | Кол-во часов | Сроки | Формируемые универсальные учебные действия | |||
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||
1 | Человек и природа. | 10 | Осознание ценности природы как источника удовлетворения потребностей человека, её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; понимание важности здорового образа жизни; осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих. | Принимать (ставить) учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий; -планировать свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, из материалов учебника, рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми; Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. | |
2 | Человек и общество. | 8 | Умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки и события с принятыми в обществе морально-этическими принципами. | Действовать согласно плану, и по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради; контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы. | Осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи; осуществлять поиск информации, для решения учебных задач из материалов учебника, наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми. | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; отвечать на вопросы, строить понятные высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать речевые средства для решения задач общения. | |
3 | Природа вокруг тебя. | 29 | Положительное отношение к процессу учения, стремление преодолевать возникающие затруднения; готовность оценивать свой учебный труд, навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе. | Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами), принимать учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий. | Дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях; наблюдать и сопоставлять, выявлять взаимосвязи в зависимости, отражать полученную при наблюдении информацию в виде рисунка, схемы, таблицы. | Оперировать в речи предметным языком – правильно использовать естественно- научные, исторические, обществоведческие понятия, полно и точно излагать свои мысли, строить монологическую речь, вести диалог; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме. | |
4 | Наша Родина – Россия. | 10 | Осознание себя как гражданина своего Отечества, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории, уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям. | Проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; | Использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. | Вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах. | |
5 | Человек – творец. | 11 | Осознание ценности природы как источника удовлетворения потребностей человека, её значение для здоровья человека, развития эстетического восприятия мира и творческих способностей; эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении. | Проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения; адекватно оценивать результаты учебной деятельности, осознавать причины неуспеха и обдумывать план восполнения пробелов в знаниях и умениях. | Понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобразительной, схематической, модельной, определять основную и второстепенную информацию; сопоставлять информацию из разных источников, обобщать и систематизировать информацию, переводить её из одной формы в другую (принятую в словесной форме, переводить в изобразительную, схематическую, табличную). | Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, строить понятные для партнёра высказывания, задавать вопросы. |
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные виды деятельности обучающихся | Формируемые умения /личные качества (планируемые результаты обучения) | |||
план | факт | предметные умения | универсальные учебные действия | |||||
Человек и природа. (10ч). | ||||||||
1 | Повторение учебного материала, изученного в 1классе. | 1 | Вспоминают три компонента окружающего мира: живая и неживая природа, изделия человека; называют изученные группы растений и животных, их основные признаки; учатся осуществлять самоконтроль и самооценку своих знаний и умений. | Умение пользоваться полученными в первом классе предметными знаниями и умениями. | Проверка усвоения универсальных учебных действий. | |||
2 | Что нас окружает. | 1 | Читают тексты, выбирая нужную информацию, анализируют иллюстрации и распределяют предметы окружающего мира в разные группы; выполняют задания в тетрадях, учатся работать со схемами, анализируют информацию; формулируют выводы, подводят итог урока. | Знание понятий: учебный, научно-популярный и художественный текст, иллюстрация, собственные наблюдения, опыт, предметная модель, условный знак, схема. | Умение принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать нужную информацию из текста, иллюстрации, схемы. | |||
3 | Человек – часть живой природы. | 1 | Актуализируют знания о живых существах, полученные в 1 классе и собственные наблюдения за животными, анализируют иллюстрации, отвечая на поставленные вопросы, читают текст, выделяя основные мысли, делают вывод, выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятия: человек как часть живой природы, разумное существо. Умение называть признаки живого организма. | Умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | |||
4 | Человек – разумное существо. | 1 | Рассуждают, чем человек отличается от животных, сравнивают их жилища, способы передвижения с изобретениями человека; делятся с одноклассниками собственными наблюдениями, формулируют выводы и проверяют их; выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях, работают с карточками. | Знание понятий: изобретение, изобретатель, средство передвижения, бытовая техника, инструменты, научные приборы. Умение использовать в речи эти понятия. | Умение собирать информацию на основе иллюстраций, собственных наблюдений, учебного текста, рассуждать и проверять свои выводы. | |||
5 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья. | 1 | Анализируют иллюстрации, соотносят с текстовой информацией; рассуждают о том, как надо заботиться о своем здоровье, о способах закаливания; составляют советы, как сохранить здоровье, заполняют схему в рабочей тетради. | Знание понятий: здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня. Составлять режим дня, соблюдать его, выявлять признаки здорового образа жизни. | Умение выбирать информацию из учебного, художественного текстов, из иллюстраций, собственных наблюдений, представлять её в виде схемы. | |||
6 7 | Органы чувств, их гигиена. | 2 | Выясняют значение органов чувств человека, обсуждают правила поведения, которые помогают сохранять их здоровье; составляют советы, как беречь здоровье органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания; проверяют остроту зрения и слуха, выполняют практическую работу по использованию средств гигиены и оказания первой помощи при небольших травмах. | Знать: функции органов чувств, правила гигиены, безопасного поведения, первой помощи при небольших травмах. Умение составлять правила сохранения здоровыми органов чувств. | Умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах. | |||
8 | Чистота – залог Здоровья. | 1 | Анализируют рисунки и «озвучивают» их, расшифровывают условные рисунки; обсуждают значение чистоты в жизни человека, составляют советы по ее соблюдению, работают в парах, обобщают полученные знания о здоровье, выполняют задания в рабочей и тестовой тетрадях. | Знание понятия: микробы; правила ухода за кожей. Уметь применять полученные знания на практике. | Умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную; давать аргументированный ответ на поставленный вопрос. | |||
9 | Зелёная аптека. | 1 | Вспоминают, что они узнали о растениях в 1 классе, называют группы растений, их отличительные признаки (деревья, кустарники, травы, хвойные и лиственные деревья, ядовитые ягоды, культурные и дикорастущие); рассуждают о значении растений для природы; узнают лекарственные растения по описанию их признаков и свойств; обсуждают, как собирать лекарственные растения, и почему некоторые из них занесены в Красную книгу; готовят сообщения о лекарственном растении. | Знание понятия: лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств. | Умение узнавать предмет (растение) по описанию его признаков; умение работать в паре; умение пользоваться дополнительной литературой, составляя краткое сообщение. | |||
10 | Азбука безопасного поведения. | 1 | Рассказывают о растениях, грибах, животных, опасных для жизни человека; читают, выбирают нужную информацию и обсуждают, как правильно себя вести в природе, на улице, дома, как вести себя с незнакомыми людьми; моделируют и разрешают опасные ситуации, анализируют рисунки, составляют к ним полезные советы. | Развивать осознанное отношение к безопасному поведению в природе, быту, обществе, сохранению своей жизни. | Умение моделировать различные ситуации, опасные для детей. | |||
Человек и общество. (8ч). | ||||||||
11 | Человек – член общества. | 1 | Размышляют о человеке как части живой природы и общественном существе, о необходимости каждому члену общества трудиться, оказывать друг другу помощь в трудные минуты и в беде, о том, какую помощь обществу могут оказать сами; анализируют рисунки и делают выводы о том, кого можно назвать достойным членом общества. | Развивать осознание учащимися себя как части общества, важности труда в жизни человека и на благо общества; | Формировать умение выделять в тексте основную мысль, находить ответы на поставленные вопросы. | |||
12 | Разнообразие профессий людей. | 1 | Читают текст по абзацам, выделяя основную информацию, анализируют иллюстрации, соотносят профессию людей и место их работы; обсуждают важность профессий учитель, эколог; рассказывают кем они хотели б стать. | Знание понятий: профессия, автомат, робот, эколог, экологическая проблема. | Умение выбирать нужную информацию из текста и иллюстраций. | |||
13 | Правила этикета. Как мы общаемся. | 1 | Рассуждают, какого человека можно назвать общительным; разыгрывают по иллюстрациям сценки общения; обсуждают, для чего нужно знать правила этикета, разыгрывают по иллюстрациям соблюдение правил этикета в театре, в музее, в библиотеке. | Знание понятий: общительный человек, умение вести беседу. Правила вежливого общения с людьми разного возраста, с близкими людьми, с незнакомыми людьми, в общественных местах. | Моделировать ситуации общения с использованием разных его форм. Умение следовать правилам этикета, вежливого общения, умение работать в паре. | |||
14 | Физическая и духовная красота человека | 1 | Размышляют, чем красив человек, что такое физическая, духовная красота, каким бывает отношение людей к природе, друг к другу; рассуждают, как управляют отрицательными и положительными эмоциями. | Знание понятий: физическая и духовная красота человека, нравственные ценности, черты характера. Настроение, эмоции положительные и отрицательные, умение управлять эмоциями. | Умение давать нравственную оценку поступкам, взаимоотношениям с друзьями, одноклассниками, взрослыми. Умение оценивать свое состояние и окружающих людей, умение сдерживать отрицательные эмоции. | |||
15 | Друзья, их значение в жизни людей. | 1 | Размышляют о том, что нравится им в одноклассниках, друзьях, какого друга они хотели бы иметь, надо ли прощать обиды; моделируют день рождения друга. | Знание понятий: друг, дружба, дружный коллектив. | Умение давать оценку своим поступкам и одноклассников. | |||
16 | Семья. Родственники. | 1 | Рассказывают о своих представлениях, что такое семья, проверяют свои предположения по учебному тексту, объясняют понятия, выделенные в нём жирным шрифтом. | Знание понятий: семья, поколение, родственники, дядя, тетя, двоюродные братья и сёстры, родословная. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | |||
17 | Семейные заботы. | 1 | Обсуждают, какими могут быть обязанности у каждого члена семьи, рассказывают о своих обязанностях. | Умение давать оценку значению и своему отношению к своим родным. | Умение работать со схемами, выделять главную мысль в тексте. | |||
18 | Семейные традиции. | 1 | Урок презентаций проектных работ «Моя семья», выполнение текста. | Умение выполнять проектную работу: выбор темы и проблем, выбор источников информации, как с ними работать, возможные формы презентации результатов. | Умение выполнять проектную работу и презентовать ее. | |||
Природа вокруг тебя. (29ч). | ||||||||
19 | Кто и как изучает природу. | 1 | Актуализируют знания и наблюдения о природе, анализируют иллюстрации и текстовую информацию; учатся ставить познавательную задачу, планировать проведение опыта. | Знание понятий: наука, учёный, биология, география, астрономия, экология, эксперимент, приборы, законы природы. | Регулятивные умения, оценивание своих успехов. | |||
20 | Природные тела и явления. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях природных явлений, описывают природные явления, происходящие в неживой и живой природе, соотносят их с временами года; читают схемы и конкретизируют их содержание примерами, выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятий: явление, тело; метод наблюдения – основной метод познания природы. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение читать и составлять простые схемы. | |||
21 22 | Разнообразие облаков. | 2 | Рассказывают о своих наблюдениях облаков, читают текст и соотносят описание облаков их с иллюстрацией; предполагают, из чего могут состоять облака, делают выводы; выполняют задания в рабочей тетради, моделируют кучевые, перистые, слоистые облака. | Знание понятий: водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать предметы окружающего мира, высказывать и аргументировать свои предположения. | |||
23 | Солнце – ближайшая к Земле звезда. | 1 | Размышляют, какие тела являются источником света и тепла, проверяют свои предположения по тексту; рассуждают о форме, размерах Солнца, как далеко оно от Земли; выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятия: звезда; умение соотносить реальные и видимые размеры и расстояния. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение высказывать предположения и аргументировать их. | |||
24 | Солнце и жизнь. | 1 | Обсуждают значение Солнца для всего живого на Земле, рассказывают о своих наблюдениях положительного и отрицательного воздействия солнечных лучей на растения, животных, человека; работают в парах, анализируя и «озвучивая» рисунки, составляют советы по безопасному поведению под солнечными лучами; составляют рассказ о Солнце от имени биолога (врача, астронома, поэта) | Знание понятия: загар; положительного и отрицательного действия солнечных лучей на живые организмы, правил безопасного пребывания на солнце. Умение заботиться о своём здоровье. | Умение анализировать рисунки, обобщать информацию. | |||
25 | Звёзды и созвездия. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях звезд и созвездий, читают текст и выбирают нужную информацию для ответов на поставленные вопросы; готовят сообщение (легенду) о выбранном созвездии. | Знание понятий: созвездие, расстояние до звёзд, невооружённый глаз и телескоп; чем определяется цвет звезды, яркие и наблюдаемые созвездия. | Умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение. | |||
26 | Кометы, метеориты, метеоры. | 1 | Рассказывают о своих наблюдениях ночного неба, ставят познавательную задачу, решают ее; сравнивают космические тела, находят сходства и различия между ними; выполняют задание в рабочей тетради. | Знание понятий: комета, метеор, метеорит, планетарий, космическая станция. | Умение работать в группе, выполнять проектную работу. | |||
27 | Земля – планета. Форма Земли. | 1 | Размышляют, почему слово «земля» пишется по-разному, проверяют свои предположения, читая текст; сравнивают планеты и звёзды, находят их сходства и различия; знакомятся с древними представлениями о форме Земли, с помощью простых опытов убеждаются в её шарообразности; отвечают на вопросы, выполняют задание в рабочей тетради. | Знание понятий: Земля как планета – холодное космическое тело шарообразной формы, космонавт, космический корабль. | Умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста. | |||
28 | Движение Земли. | 1 | Анализируют рисунки, пытаются поставить познавательную задачу, высказывают свои предположения и проверяют их по учебнику, работают с моделью Земли – глобусом, убеждаются, что ось наклонена, находят полюса Земли и экватор, убеждаются, что модель отражает форму Земли и её вращение; анализируют схему движения Земли вокруг Солнца, объясняют, почему происходит смена времён года, отвечают на вопросы любознательных малышей. | Знание понятий: глобус – модель Земли; ось Земли, северный и Южный полюса Земли, экватор; сутки – период вращения Земли, год – период обращения вокруг Солнца. Умение выполнять практические задания по теме урока | Умение работать с предметными моделями. | |||
29 | Луна – естественный спутник Земли. | 1 | Актуализируют свои наблюдения ночного неба, высказывают предположения, почему Луна не всегда видна, почему меняется её вид, излучает ли она свет и тепло, проверяют свои предположения по учебнику, убеждаются с помощью опыта и делают вывод о форме Луны и её движении, моделируют движение Земли и Луны, работая в парах, проводят наблюдения за Луной. | Знание понятий: Луна – естественный спутник Земли, движение Луны, искусственный спутник Земли. Умение вести наблюдение за объектами природы. | Умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом | |||
30 | Исследование Луны. Человек на Луне. | 1 | Читают стихотворение, рассматривают иллюстрацию к нему и высказывают свои предположения о лунной поверхности, проверяют по тексту свои предположения; знакомятся с первыми исследованиями лунной поверхности с помощью космических аппаратов, с посещением Луны американскими астронавтами; обсуждают ответы на вопросы, предлагают свои аргументы, выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятий: лунная поверхность – равнины и возвышенности; автоматическая станция, луноход, астронавт. | Умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. | |||
31 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Разнообразие космических тел. | 1 | Повторяют изученное ранее; актуализируют свои знания о планетах, читают текст, выбирая нужную информацию для определения основной мысли каждого абзаца; сравнивают планеты, рассматривая их изображения, работают с разрезными карточками, выполняют задание в рабочей тетради; рассуждают об уникальности планеты Земля и необходимости сохранить на ней жизнь. | Знание понятий: девять планет, обращающихся вокруг Солнца, их расположение относительно него, их различия; астероиды – малые планеты. Умение выделять отличительные особенности планеты Земля. | Умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца | |||
32 | Контрольная работа № 1 по теме «Человек, природа, общество. Природные тела и явления». | 1 | Выполняют тестовые задания, оценивают результаты, определяют свои пробелы, восполняют их. | Проверка умения выполнять и оформлять тестовые задания Проверка усвоения понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты. | Умение применять свои знания на практике. | |||
33 | Поверхность Земли. Материки и океаны. | 1 | Ставят познавательную задачу, актуализируют свои знания и наблюдения о земной поверхности, высказывают предположения, проверяют их по учебнику; учатся добывать информацию о земной поверхности по снимку Земли из космоса, по глобусу, по карте полушарий Земли; читают диаграммы и схемы, моделируют из бумаги острова, полуострова, материки, находят на карте полушарий материки и океаны Земли, обобщают полученные знания и проверяют их по выводу в учебнике. | Знание понятий: география, карта, глобус, фотография, материк, океан, остров, полуостров; как изображают земную поверхность на картах. Умение работать с картой. | Умение работать со схемами и круговыми диаграммами. | |||
34 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними. | 1 | Ставят познавательную задачу, читают текст и соотносят вербальную информацию с иллюстрациями, выделяют новые понятия; рассуждают об использовании равнин человеком, о причинах появления оврагов, о их вреде и мерах борьбы с ними, узнают о насыпных холмах – курганах и для чего их используют; обобщают полученные знания и проверяют свои выводы, моделируют холмы и овраги из пластилина. | Знание понятий: формы суши – равнины и горы, плоская и холмистая равнина, холм, овраг, курган, способы борьбы с оврагами. Умение давать характеристику различным формам суши, которые преобладают на земной поверхности. | Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки. | |||
35 | Горы, их разнообразие. | 1 | Актуализируют свои знания и наблюдения о горах, ставят познавательную задачу и решают её, читая текст, соотносят вербальную информацию с иллюстрациями; учатся работать с картой, находят географические объекты по её цветовой окраске, моделируют разные по высоте горы из бумаги, из пластилина или из глины. | Знание понятий: горы, её части, горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина Кавказских гор. Умение находить горы на карте. | Умение извлекать информацию из карты, моделировать объекты окружающего мира. | |||
36 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах. | 1 | Предполагают, что будет изучаться в теме «Горы и люди», ставят познавательную задачу и решают её, рассматривая иллюстрации, проверяют свои предположения; описывают красоту гор и обсуждают, какие опасности подстерегают человека в горах, какие меры предосторожности надо предпринимать, бывая в горах, знакомятся с необычными явлениями в горах; оценивают отрицательное влияние человеческой деятельности в горной местности, экологические проблемы, возникающие в местах добычи полезных ископаемых, предлагают способы по восстановлению природной красоты. | Знание понятий: горная долина, ущелье, пропасть, тоннель, альпинист, снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; правила безопасного поведения в горах. | Умение ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. | |||
37 | Формы суши родного края. Экскурсия. | 1 | Наблюдают формы суши, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | Умение различать разные формы суши. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме. | |||
38 | Тестовая работа по теме «Земля и её поверхность». | 1 | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Проверка умения выполнять и оформлять тесты задания, работать со схемами и блок-схемами алгоритмов. Знание понятий, подлежащих контролю: материк, океан, гора, равнина, овраг, вершина, холм, склон, подошва (подножие), вулкан, тоннель, альпинист. | Умение составлять правила безопасного поведения в горах. | |||
39 40 | Вода на Земле. Океаны и моря. Значение моря для жизни людей. | 2 | Повторяют изученные формы суши, характеризуют их отличительные признаки, сравнивают по глобусу, чего больше на земной поверхности – суши или воды, находят самые крупные водоёмы – океаны; актуализируют свои знания и наблюдения о значении моря для людей, обсуждают экологические проблемы, связанные с их деятельностью, правила безопасного поведения на море. | Знание понятий: водоём, океан, море, растения и животные, обитающие в море; примеры использования моря человеком и экологические проблемы, связанные с его деятельностью; правила безопасного поведения на море. | Умение работать с различными источниками информации, оценивать действия и поведения людей и своё собственное. | |||
41 42 | Пресные воды суши. Река, её части. Значение рек для людей. | 2 | Находят отличительный признак пресных водоёмов, соотносят информации из разных источников, составляют схему реки из её частей, объясняют происхождение слов «исток», «приток», моделируют водный поток реки, канал, плотину; рассуждают о значении реки, обсуждают стихийные бедствия, связанные с изменением водного потока реки, проблемы её загрязнения, правила безопасного поведения на реке; выполняют проектную работу по информации, данной на форзаце учебника. | Знание понятий: река – постоянный поток пресной воды, исток, приток, устье, русло, равнинная и горная река; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, дамба, гидроэлектростанция. Умение различать части реки. | Умение моделировать природные объекты, выбирать необходимую информацию из учебного текста и иллюстраций, работать со схемами. | |||
43 44 | Озёра, пруды, болота. Байкал – жемчужина России. | 2 | Сравнивают разные пресные водоёмы, моделируют их; обсуждают значение водоёмов для людей и природы, экологические проблемы, связанные с их деятельностью, предлагают меры по сохранению их чистоты и красоты, готовят сообщения об озере Байкал. | Знание понятий: озеро – замкнутый водоём, пруд – искусственный водоём, болото - переувлажнённый участок суши. Байкал – самое глубокое озеро планеты, Каспийское озеро (море) – самое большое озеро планеты; знать правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах. Умение различать пресные водоёмы. | Умение работать с рисунками – схемами. Умение работать текстовой и графической информацией, с рисунками-схемами; эстетическое восприятие природы. | |||
45 | Значение воды для всего живого на Земле. Загрязнение водоёмов. | 1 | Актуализируют свои знания и наблюдения о питьевой воде и её источниках, рассуждают о значении воды для растений, животных, человека, обсуждают мировую экологическую проблему нехватки питьевой воды, предлагают меры экономного её расходования, придумывают плакаты памятки о бережном расходовании воды и сохранении её чистоты; обобщают изученное на уроке. | Знание понятий: питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды, меры экономного расходования питьевой воды. Умение выделять основные проблемы сохранения чистой питьевой воды. | Умение работать с разными источниками информации, давать нравственную оценку отношению людей к природе. | |||
46 | Водоёмы родного края. Экскурсия. | 1 | Наблюдают водоёмы, преобладающие в данной (в которой живут) местности, оформляют рисунки, макеты, описания, фотографии с комментариями и др. (по выбору). | Умение различать разные виды водоёмов. | Умение представлять результаты наблюдений в разной форме, давать нравственную оценку отношению людей к природе. | |||
47 | Тестовая работа по теме «Разнообразие водоёмов». | 1 | Выполняют тестовые задания разных типов, оценивают свою работу, выявляют пробелы и восполняют их. | Знание понятий: естественный и искусственный водоём, океан, море, река, исток, приток, озеро, устье, пруд, болото, пресная и морская вода, водохранилище, пруд, канал; правила безопасного поведения на воде. | Умение работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, выполнять и оформлять тестовые задания разных типов. | |||
Наша Родина – Россия. (10ч). | ||||||||
48 | Родина. Родной край. Россия – многонациональное государство. | 1 | Рассказывают о своей малой родине, составляют представление о России по рисунку, проверяют свои выводы по учебному тексту, выделяют в тексте новые для них понятия и объясняют их, готовят выставку национальной одежды, разучивают национальные танцы, исполняют песни, готовят блюда национальной кухни | Знание понятий: Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край. | Умение работать с текстовой и графической информацией, выделять главную мысль, находить определение понятий. Анализировать рисунки, рисунки-схемы, фотографии, составлять небольшое сообщение (о своей «малой родине»). | |||
49 | Российская Федерация, её государственные символы. | 1 | Актуализируют свои знания о государстве, его символах, объясняют значение символов, содержание гимна, обсуждают, где и когда вывешиваются государственные флаги и исполняется государственный гимн. | Знание понятий: Российская Федерация, республика, область, границы сухопутные и морские, край, армия, Президент, герб, флаг, гимн. | Умение отличать государственные символы России от других государств, воспитание патриотизма. | |||
50 | Конституция – основной закон государства. Государствен-ные праздники. | 1 | Выделяют в тексте незнакомые понятия, объясняют их и применяют, выполняя задания в рабочей тетради и тестовые задания, готовят сообщение о государственных символах (по выбору). | Знание понятий: закон, Конституция, права и обязанности гражданина России; государственный, профессиональный и семейный праздники. | Умение работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы. | |||
51 | Москва – столица России. | 1 | Знакомятся с историей государства, какие были у него столицы, с их достопримечательностями, готовят проектную работу по любой из столиц. | Знание понятий: столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт – Петербурга, Великого Новгорода. Умение называть города, которые были столицами нашей страны, выделять главные достопримечательности этих городов. | Умение выполнять проектную работу | |||
52 | Российские города. | 1 | Актуализируют свои знания о российских городах, рассматривают иллюстрации учебника, предполагают, чем примечательны города, изображённые на них, почему они так названы; делают вывод о том, где в давние времена строились города, как защищались, что обязательно строилось в старинном городе; рассматривают и сравнивают гербы городов, предполагают, чем занимаются его жители; выполняют задания в рабочей тетради и готовят сообщение о родном городе. | Знание понятий: старинный город, город-герой, город-миллионер, культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города. Знать, чем старинный город отличается от современного, что отображают гербы городов. | Умение осуществлять поиск информации в дополнительной литературе, выделять нужную информацию из текста (учебного, научно- популярного, художественного) из иллюстраций, умение представлять собранную информацию; умение выполнять тестовые задания разных типов. | |||
53 | Родной город (село), его достопримеча- тельности. | 1 | В начале урока ученики выполняют работу № 8, закрепляя свои знания о России. Далее проходит презентация групповых проектных работ о родном городе. | Понятия, которые подлежат контролю: Родина, государство, столица, флаг, герб, гимн, город-герой. | Умение выполнять тестовые задания разных типов, работать с блок-схемами алгоритмов. | |||
54 | Горожане и селяне. | 1 | Сравнивают условия жизни горожан и селян, высказывают предположения, о чём должен думать архитектор, планируя город, проверяют свои высказывания по тексту; находят различия между улицей, проспектом, бульваром, площадью; обсуждают, чем занимаются городские службы, как следят за чистотой воздуха и воды, как и для чего озеленяют город. | Знание понятий: архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь, промышленная и жилая зоны, места отдыха в городе. Умение составить план своего города. | Умение работать со словарем; умение ставить познавательную задачу и решать. | |||
55 | Проблемы современного города. | 1 | Закрепляют свои знания, совершая мысленное путешествие по городу (рисунок схема с. 93 учебника); актуализируют свои наблюдения и обсуждают, какими могут быть проблемы в большом городе, проверяют свои предположения по учебнику тексту; выясняют значение слова «свалка», что может находиться на ней, предлагают свои варианты избавления жителей от бытовых отходов, как правильно организовать их сбор, выполняют опыт. | Знание понятий: свалка, переработка, отходы городского хозяйства и бытовые, контейнер для сбора отходов, металлический лом; безопасное и экологически грамотное поведение в городе и за городом. Умение применять свои знания на практике. | Умение проводить наблюдения, анализировать их; работать с блок-схемами алгоритмов. | |||
56 57 | Наземный, водный и воздушный транспорт. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании. | 2 | Сравнивают различные виды транспорта, классифицируют их, выделяя их отличительные признаки; ставят экологические проблемы, связанные с транспортом, и предлагают возможные пути их решения; выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятий: транспорт наземный, подземный, водный, воздушный, общественный, грузовой, пассажирский, личный, специальный; экологические проблемы, связанные с транспортом. Умение выделять основные проблемы, связанные с транспортом. | Умение выдвигать проблемы и решать их, работать со схемами, блок-схемами алгоритмов, классифицировать предметы окружающего мира. | |||
58 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев. | 1 | Закрепляют полученные знания, выполняя работу № 9 в тетради «Тестовые задания»; актуализируют свои знания о музеях и проверят их, работая с учебным текстом, выполняют задание в рабочей тетради. | Знание понятий: музей, экспонат музея, окаменелость, исторический, краеведческий, палеонтологический, художественные музеи. Умение различать виды музеев. | Умение целенаправленно наблюдать, описывать свои наблюдения. | |||
59 | Старинные и современные предметы одежды и быта. | 1 | Сравнивают (находят сходства и различия) старинные и современные предметы быта, одежду, светильники обсуждают правила безопасного пользования осветительными приборами (современными и старинными), выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятий: быт, утварь, ларь, ухват, кочерга, коромысло, русская печь, чугунок, туесок, ковш, самовар, бурдюк, лампада, керосиновая лампа, свеча; кафтан, сарафан, зипун, лапти; правил безопасного пользования осветительными приборами. Умение выделять отличительные признаки старинных и современных вещей, выявлять причину возникновения новых предметов быта. | Умение анализировать рисунки, текст и извлекать из них нужную информацию. | |||
60 | Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. | 1 | Сравнивают современные и старинные средства письменности, счёта, связи, издание книг; готовят выставку старинных вещей и презентуют её экспонаты. | Знание понятий: знаки, буквы, иероглифы, алфавит; счёты, арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, телеграф, телефон, телевизор, радио, радиотелефон, спутник связи, почта; умение пользоваться совр. средствами счёта и связи. | Умение анализировать рисунки и текстовую информацию, выполнять проектную работу и презентовать её. | |||
61 | Мир искусства. Художественное творчество человека. | 1 | Рассуждают, для чего нужно человеку искусство, актуализируют свои знания о людях искусства, их произведениях, обсуждают, какие качества необходимы человеку, чтобы заниматься искусством, кого называют талантливым, чем интересны профессии художника, композитора и др.; делятся своими впечатлениями о посещении цирка, театров, составляют правила культурного поведения в театре, при посещении выставки художников. | Знание понятий: художник, композитор, скульптор, актёр, клоун, музыкант; певец, театр, консерватория, опера, пьеса, цирк, спектакль; правил культурного поведения в театре, цирке, художественном музее. Умение ориентироваться в различных жанрах искусства. | Умение оценивать произведения искусства, поведение своё и других людей. | |||
62 | Природа в произведениях литературы, живописи, музыки. | 1 | Выбирают тему исследования и от чьего имени (художника, поэта, учёного и т. д.) будут презентовать свою проектную работу. | Знание понятий: художественное и научное представление знаний об окружающем мире. | Умение выполнять и презентовать проектное исследование | |||
63 | Контрольная работа №2 по теме «Что узнали, чему научились во 2 классе». | 1 | Читают текст, выбирают нужную информацию, отвечая на вопросы; выбирают тела неживой и живой природы и дают им характеристику, называют их существенные признаки, выбирают дополнительные вопросы и отвечают на них; в рабочей тетради оценивают свои успехи так, как они оценивали выполнение тестов. | Знания объектов живой и неживой природы, изделий человека; умение различать тела и явления живой и неживой природы. | Умение работать с иллюстрациями, текстом, находить нужную информацию, использовать ее для решения учебных задач. | |||
64 65 | Красота природная и рукотворная. Осевая симметрия. | 2 | Наблюдают различные предметы природы, изделия человека, сравнивают их, пытаются объяснить, чем они красивы, сравнивают свои предположения с текстом учебника и объяснениями учителя; выполняют задания в рабочей тетради. | Знание понятий: симметричный и несимметричный, признак симметрии, одинаковость и пропорциональность частей. Умение отличать симметричные предметы от несимметричных. | Умение целенаправленно наблюдать, делать выводы из наблюдений. | |||
66 | Центральная (поворотная) и орнаментальная (переносная) симметрии. | 1 | Догадываются о признаке осевой симметрии по тексту и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классе, находят среди них предметы с осевой симметрией; проверяют правильность проведения линии симметрии, «играют» с зеркалом, наблюдая зеркальное отражение в нём предметов, располагают зеркально-симметрично предметы. | Знание понятий: осевая симметрия, её признаки, линия симметрии; умение проводить линию симметрии, различать предметы, обладающие осевой симметрией. | Умение работать с разными источниками информации. | |||
67 68 | Виды симметрии в изделиях людей. | 2 | Догадываются о признаке центральной симметрии по тексту рифмовки и рисунку к ней в рабочей тетради, наблюдают симметричные предметы в классе, находят среди них предметы с центральной симметрией; проверяют вырезанное изображение предмета на наличие осевой симметрии | Знание понятий: центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение находить центр симметрии и различать предметы, обладающие этим видом симметрии. | Умение применять знания в практической деятельности | |||
69 | Экскурсия «Красота природная и рукотворная». | 1 | Фотографируют примечательные растения, здания, решетки оград, мосты и др. Готовят альбом о своем городе (селе). | Наблюдение природных и рукотворных объектов с целью оценки их красоты и гармонии, творческих способностей человека. | Умение подмечать красивое, примечательное, развивать эстетический вкус. |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Учебно-методическое обеспечение.
Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение.
Пособия для обучающихся:
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Тестовые задания 2 класс. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Поглазова О. Т.Шилин В. Д. Тетрадь с печатной основой к учебнику «Окружающий мир» 2 класс в двух частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2013.
- Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Учебник для общеобразовательных учреждений. Окружающий мир. 2 класс. В 2 частях. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011.
Пособия для учителя:
- Поглазова О. Т. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2012.
- Поглазова О. Т. Программы общеобразовательных учреждений.1-4 классы. Окружающий мир. - Смоленск: Ассоциация ХХI век,2011.
Материально-техническое обеспечение.
Наглядные пособия:
- географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
- коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
- модели часов;
- муляжи фруктов и овощей;
- плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга, ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни, растений и животных материков;
- таблицы (строение растения, организм человека).
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
- глобус;
- лупа;
- компас;
- бинокль;
- термометры (спиртовой, медицинский).
Интернет-ресурсы:
- http:www.Nachalka.com.
- http://school-collection.edu.ru/.
- www.center.fio.ru.
- http://www.skazochki.narod.ru/index_flash.html.
- http://www.umk-garmoniya.ru/ooprogrammy/.
- http://www.umk-garmoniya.ru/electronic_support/edm-russ-2klass.php.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УР
методического объединения
начальных классов _________ Волохова Г.Ю.
от 25 августа 2015года № 1 (подпись)
___________ Шаповалова Н.Н. ________________
(подпись) (дата)
«Рекомендовать рабочую программу к утверждению»
Протокол заседания педагогического совета
От 26 августа 2015 года № 1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...