Рабочая программа по окружающему миру з класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Наталья Александровна Передерий

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с ФГОС, на 35 учебных недель-70 часов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om_3_klass.docx111.27 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

                                                              1.Цели и задачи изучения курса

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. Общая характеристика учебного предмета

Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.

Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.

Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.

Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.

В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.

Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

           Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:

1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;

2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);

3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.


                                                3. Ценностные ориентиры содержания курса

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

                                                 4.Результаты изучения курса

Личностные

  • Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
  • Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные

  • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 
  • Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
  • Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»; 
  • владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

Предметные

  • Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
  • Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
  • Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
  • Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
  • Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

  1. Содержание учебного предмета

3 класс (70 ч )

Как устроен мир (7 ч)

Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Экскурсия: Что нас окружает?

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые,   рыбы,   земноводные,   пресмыкающиеся,   птицы,   звери и др.)

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.

Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.

Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.

Мы и наше здоровье (8 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.

Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.

Наша безопасность (8 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.

Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.

Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности  людей.   Какие  потребности  удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.

Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.

Путешествие по городам и странам (12 ч)

Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.

Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).

Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.

Обобщение и повторение (5 ч)

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ в 3 классе:

Экскурсии:

Что нас окружает?

Разнообразие растений.

Разнообразие животных.

Дорожные знаки в окрестностях школы.

Практические работы:

Тела, вещества, частицы.

Состав и свойства воздуха.

Свойства воды.

Круговорот воды.

Состав почвы.

Размножение и развитие растений.

Знакомство с внешним строением кожи.

Подсчет ударов пульса.

Полезные ископаемые.

Знакомство с культурными растениями.

Знакомство с различными монетами.

                                         Планируемые  результаты изучения предмета

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;

- работать с учебником, энциклопедиями;

- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;

- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

К концу 3 класса учащиеся должны знать:

  • человек — часть природы и общества;
  • что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
  • основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
  • основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
  • взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
  • взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
  • строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
  • правила гигиены; основы здорового образа жизни;
  • правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
  • потребности людей; товары и услуги;
  • роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
  • некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Учащиеся должны уметь:

  • распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  • проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
  • объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
  • соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
  • владеть элементарными приемами чтения карты;
  • приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.

                               Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и  культуры человеческого общества.

Средства обучения:

  • наглядные пособия:
  • натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
  • гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
  • коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
  • изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
  • географические и исторические карты;
  • предметы, представляющие  быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
  • мультимедийное оборудование
  •  компьютер
  •  медиапроектор

 

  •  Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
  • набор энциклопедий для младших школьников
  • измерительные приборы
  •  весы
  •  термометры
  •  сантиметровые линейки
  •  мензурки
  • посуда
  •  раздаточный материал
  • экскурсионное снаряжение
  •  складные лупы
  •  компасы
  •  бинокль
  •  рулетки 

КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

№ урока

Вид работы

По теме

7

Проверочная работа № 1

Как устроен мир?

13

Проверочная работа № 2

Превращения и круговорот воды

25

Проверочная работа № 3

Эта удивительная природа

34

Проверочная работа № 4

Мы и наше здоровье

42

Проверочная работа № 5

Наша безопасность

54

Проверочная работа № 6

Чему учит экономика?

65

Проверочная работа № 7

Путешествие по городам  и странам

68

Проверочная работа № 8

Что мы узнали и чему научились за год?


Тематическое планирование учебного материала

Предмет:         окружающий мир                                        

 Класс: 3 «Б»

Программа:  «Школа России»

Учебник:         А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012

 Кол-во часов в неделю: 2

 Всего:          70 учебных часов (2 учебных часа в неделю).

№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Элементы

дополнит.

содержания

Предметные результаты

 Планируемые
результаты

Дата

1

Знакомство с учебником.

Природа.

Ценность природы для  людей.

Стр. 4-9,

Р.т. с. 3-9

Комбинированный

Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира. Природа как важнейшее средство жизни человека.

 

Словарь

Биология

Бактерии

Микроскоп

Знать:

-компоненты живой и неживой природы,

 -что человек – часть природы и общества;

 - термины «герб», «флаг», «гимн»;

-что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям.

Уметь: 

-называть объекты живой природы.

 -объяснить взаимосвязь  в природе и между природой и человеком

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  народов, культур и религий;

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

- умение уважительно относиться  к иному мнению, истории и культуре других народов.

Метапредметные  результаты:

-совместно  с  учителем  обнаруживать и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний;

- читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести  «диалог  с автором».

2

Человек.

Стр. 10-15,

Р.т. с. 9-11

Урок объяснения нового материала

Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента.

Словарь:

Психология

Восприятие

Память

Мышление

Воображение

 

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Стр. 16-17,

Р.т. с. 12-13

Урок - проект

Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. 

4

Общество.

Стр. 18-23,

Р.т. с. 14-16

Урок объяснения нового материала

Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия

Словарь:

Народ

Государство

Общество

5

Что такое экология.

Стр. 24-28,

Р.т. с. 17-18

Комбинированный

Установление и наблюдение   взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок

Словарь:

Окружающая среда

Экология

Знать: 

-о взаимосвязях живых систем и неживой природы;

 -отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы.

-взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе;

Уметь:

пропагандировать знания об охране природы.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем  словарей, энциклопедий, справочников;

6

Природа в опасности!

Охрана природы.

Стр. 29-34,

Р.т. с. 18-21

Экскурсия№1: Что нас окружает?

Комбинированный

Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы»

Словарь:

Заповедник

Национальный парк

7

Обобщение знаний по теме «Как устроен мир».

Проверочная работа №1.

Стр. 154-159,

Р.т. с. 22

Урок

повторения, обобщения  и контроля УУД

Обобщение знаний; наблюдение за природой

8

Тела, вещества, частицы. 

Стр. 36-40,

Р.т. с. 23-24

 «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществе»

Урок объяснения нового материала

Разнообразие веществ в окружающем мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта

Словарь:

Тело

Вещество

Частица

Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха 

-о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем  и из чего они произошли.  

- извлекать информацию, представленную в разных формах;

- преобразовывать  информацию,  анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  рассуждать;

-  наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание,  соотнесение  полученных  результатов  с  целью  наблюдения (опыта);

- читать вслух и про себя тексты учебников, отделять новое  от  известного; выделять главное;

9

Разнообразие веществ.

Стр. 41-45

Р.т. стр. 25-26

Урок объяснение нового материала

Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами: обнаружение крахмала с помощью йода

Словарь;

Химия, крахмал кислота

10

Воздух и его охрана.

Стр. 46-50,

Р.т. с. 27-29

Практическая работа. «Состав и свойства воздуха»

Урок объяснения нового материала

Особенности газообразного состояния; состав    воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы»

Словарь:

Кислород

11

Вода.

Свойства воды.

Стр. 51-54,

Р.т. с. 29-32

Практическая работа. «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра»

Комбинированный

Вода как главное условие существования жизни на Земле;   изучение свойств воды при помощи опытов.

Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»

Организация  учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды.

Словарь:

Круговорот воды в природе.

Испарение

Твердое, жидкое, газообразное состояния.

Фильтр

Знать:

-свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей;

-что такое круговорот воды в природе. 

- причины загрязнения водоемов

Уметь: 

 -пропагандировать охрану водоемов.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя

12

Превращения и круговорот воды.

Стр. 55-58,

Р.т. с. 33-34

Практическая работа.

Урок объяснения нового материала

13

Берегите воду! Меры по охране воды.

Стр. 59-63,

Р.т. с. 35-36

Проверочная работа №2.

Комбинированный

14

Что такое почва?

Стр. 64-68,

Р.т. с. 36-38

Практическая работа. « Состав почвы»

Комбинированный

 

Постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие»

Словарь:

Плодородие

Знать

-что такое почва, ее состав, происхождение;

-о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека

15

Разнообразие растений.

Стр. 69-73,

Р.т. с. 39-41

Экскурсия№2

Комбинированный 

Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений.

Словарь:

Ботаника

Знать: 

-разнообразие растений, их характерные особенности.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание

16

Солнце, растения и мы с вами.

Стр. 74-76,

Р.т. с. 42-44

Урок объяснения нового материала

Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек

Словарь:

Питание

Дыхание

Знать:

-о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле.

17

Размножение и развитие растений.

Стр. 78-81,

Р.т. с. 45-46

Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений. Определение их приспособленности к распространению ветром, животными».

Урок объяснения нового материала

Выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений.

Словарь:

Опыление

Уметь:

-рассказывать о разнообразии животных,

-называть их группы; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных,

- особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление  о размножении и развитии растений из семян.

18

Охрана растений.

Стр. 82-86,

Р.т. с. 47-49

19

Разнообразие животных.

Стр. 87-93,

Р.т. с. 50-54

Экскурсия№3 

Наши проекты:

«Разнообразие природы родного края»

Комбинированный

Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями

Словарь:

Зоология

Земноводные

Пресмыкающиеся

Млекопитающие

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-оценивать  жизненные  ситуации  (поступки  людей)  с  точки зрения общепринятых норм и ценностей;

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие

Метапредметные  результаты:

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

20

Кто что ест?

Цепи питания.

Стр. 94-97,

Р.т. с. 55-57

Урок объяснения нового материала

Классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания

Словарь:

Цепь питания

Знать:

-о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов;

-иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде.

-какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле;

-особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать  с правила сбора грибов;

- знать движение энергии в круговороте веществ в природе;

Уметь:

бережно относиться к природе. 

-самостоятельно  работать с тестовыми заданиями

21

Размножение

и развитие животных.

Стр. 100-105,

Р.т. с. 60-62

Комбинированный

Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница»

Словарь:

Личинка

Куколка

Малёк

Головастик

22

Охрана животных

Стр. 106-111,

Р.т. с. 63-66

Комбинированный

Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны)

Словарь:

Красная книга

23

В царстве грибов

Стр. 112-117,

Р.т. с. 66-68

Урок объяснения нового материала

Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора

Словарь:

Грибница

Съедобные несъедобные грибы

24

Великий круговорот

жизни

Стр. 118-120,

Р.т. с. 69

Урок объяснения нового

материала

Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного

материала.

Словарь:

Производите

ли

Потребители

Разрушители

25

Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа»

 Проверочная работа №3.

Стр. 160-165,

Р.т. с. 70

Урок

повторения

и обобщения  

Обобщение изученного материала

Личностные результаты:

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-формированию ценностных ориентаций младшего школьника.

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни,

26

Организм человека.

Стр. 122-125,

Р.т. с. 71-72

Комбинированный 

Знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье»

Словарь:

Система органов

Анатомия

Знать: 

-строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;

-основные органы чувств, правила гигиены органов чувств.

Метапредметные  результаты

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий,

- слушать  других,  пытаться  принимать  другую  точку  зрения,  быть готовым изменить свою точку зрения.

27

Органы чувств

Стр. 126-129,

Р.т. с. 73-74

Урок объяснения нового материала

Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств

Словарь:

Обоняние

Осязание

28

Надёжная  защита организма

Стр. 130-133,

Р.т. с. 75-76

Практическая работа. «Первая помощь при небольших повреждениях кожи»

Комбинированный

Путём наблюдения установить свойства  кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы  

Словарь:

Ушиб

Ожог

обморожени

Знать: 

правила личной гигиены

Иметь представление 

о коже как покровном органе;

Уметь ухаживать за кожей.

29

Опора тела и движение

Стр. 134-137,

Р.т. с.76-77

Урок объяснения нового материала

Обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку

Словарь:

Осанка

Скелет

Мышцы

Опорно-двигательная система

Знать

строение и значение опорно-двигательной системы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

- объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

установка на безопасный, здоровый  образ жизни

Метапредметные  результаты:

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-работая по плану, сверять  свои действия  с  целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

- доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников 

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,

 -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

30

Наше питание

Наши проекты: «Школа кулинаров"

Стр. 142-143,

Р.т. с.80-81

Комбинированный

Роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов

Словарь:

Белки

Жиры

Углеводы

Пищеварит. Система

Знать

о пищеварительной системе человека.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  

изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

31

Дыхание и кровообращение

Стр. 144-146,

Р.т. с.82-84

Практическая работа.

«Подсчёт ударов пульса»

Урок объяснения нового материала

Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных

Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость.

32

Умей предупреждать болезни.

Здоровый образ жизни.

Стр. 147-153,

Р.т. с.84-87

Комбинированный

Обсуждение условий здорового образа жизни

Словарик:

Инфекционные

болезни

Аллергия

Закаливание

Знать:

- правила здорового образа жизни

33

Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье»

Проверочная работа №4.

Стр. 166-170,

Р.т. с.88

Урок

повторения

и обобщения  

Урок  контроля УУД

Обобщение изученного материала, подготовка к проверочной работе

Уметь

- выстраивать свои высказывания, приводить примеры, обобщать,

самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике.

34

Огонь, вода и газ.

Стр. 4-7,

Р.т. с.3-5

Урок объяснения нового материала

Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; работа со схемой эвакуации из класса (школы)

Словарь:

Диспетчер

МЧС

Знать: 

-правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки;

- правила противопожарной безопасности.

- названия дорожных знаков;

 -представителей ядовитых растений,

Съедобных и несъедобных грибов

Уметь: 

-выполнять правила личной безопасности;

- отличать съедобные грибы от несъедобных;

 - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д.

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-объяснять  с  позиции  общечеловеческих  нравственных  ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие;

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни.

Метапредметные  результаты

-отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников

35

Чтобы путь был счастливым

Стр. 8-13,

Р.т. с.6-9

Урок объяснения нового материала

Работа с учебником; дополнение сведений из других источников

36

Дорожные знаки.

Стр. 14-17,

Р.т. с.9-11

Экскурсия№4 Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы.

Комбинированный 

Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы

Словарь:

Предупреждающие

Запрещающие

Предписывающие

Информационно-указательные дорожные знаки

37

Наши проекты: «Кто нас защищает"

Стр. 18-19,

Р.т. с.12-13

Урок - проект

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. 

38

Опасные места.

Стр. 20-24,

Р.т. с.14-15

Комбинированный

Организация групповой работы; работа с текстом учебника, обобщение и выводы по теме

урока

39

Природа и наша безопасность.

Стр. 25-30,

Р.т. с.16-19

Комбинированный 

Работа с таблицами, энциклопедиями, сообщения детей, обсуждение в группах

Знать:

 -что такое «экологическая безопасность»

Уметь:

 -высказывать своё мнение,  пропагандировать экологические знания;

 - самостоятельно применять знания и умения на практике

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

-установка на безопасный, здоровый  образ жизни.

Метапредметные  результаты

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников, тестовые задания

40

Экологическая безопасность

Стр. 31-36,

Р.т. с.19-21

Урок объяснения нового материала

Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды

Словарь: 

Эколог

Прогноз

41

Обобщение знаний по теме «Наша безопасность»

Проверочная работа №5.

Стр. 154-158,

Р.т. с.22

Комбинированный

Обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания

42

Для чего нужна экономика.

Стр. 38-41,

Р.т. с.23-25

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий

Словарь:

Экономика

Потребности

Товары

Услуги

Знать:

-понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»;

- о роли природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике

Личностные результаты:

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Метапредметные  результаты

-преобразовывать  информацию  из  одной  формы  в  другую:  представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Три кита экономики.

Стр. 42-45,

Р.т. с.26-27

Урок объяснения нового материала

Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения

Словарь:

Капитал

Труд

Знать:

-понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»;

- о роли природных богатств в экономике;

- названия полезных ископаемых

Уметь:

 - отличать полезные ископаемые друг от друга

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

44

Полезные ископаемые

Стр. 46-50,

Р.т. с.28-31

Практическая работа.

«Рассматривание образцов полезных ископаемых»

Комбинированный

Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи

Словарь:

Месторождение

Геолог

Метапредметные  результаты

-совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников;

- работать  с  простейшими  моделями  для  описания  свойств  и  качеств изучаемых объектов

45

Растениеводство

Стр. 51-55,

Р.т. с.32-34

Практическая работа.

«Рассматривание живых и гербарных экземпляров культурных растений»

Урок объяснения нового материала

Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями.

Словарь:

Отрасль

Растениеводство

Уметь: рассказывать об особенностях растениеводства

46

Животноводство

Стр. 56-59,

Р.т. с.34-37

Урок объяснения нового материала

Знакомство с отраслями животноводства

Словарь:

Животноводство

Уметь: рассказывать об особенностях животноводства

47

Какая бывает промышлен-ность

Стр. 60-63,

Р.т. с.38-41

Урок объяснения нового материала

Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность Пермского края

Знать:

основные отрасли сельского хозяйства и промышленности

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

48

Наши проекты: «Экономика родного края"

Стр. 64-65,

Р.т. с.42-43

Урок - проект

Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы.

49

Что такое деньги?

Стр. 66-69,

Р.т. с.44-46

Практическая работа.

Комбинированный

Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон

Словарь:

Бартер

Деньги

Зарплата

Знать:

о роли денег в экономике

Личностные результаты:

-принятие  и освоение  социальной  роли обучающегося,  развитие  мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-формирование  самостоятельности   и личной ответственности  за  свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

-формирование  эмоционально-нравственной отзывчивости  по отношению к природе;

Метапредметные  результаты

-совместно  с  учителем  обнаруживать  и  формулировать  учебную проблему;

-ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

50

Государствен-ный бюджет

Стр. 71-74,

Р.т. с.46-48

Урок объяснения нового материала

Элементарное знакомство с  функционированием государственного бюджета.

Словарь:

Бюджет

Доходы

Расходы

Налог

Знать:

- основные понятия  государственного и семейного бюджета;

- о взаимосвязи экологии и экономики;

51

Семейный бюджет.

Стр. 75-77,

Р.т. с.48-50

Комбинированный

Составление семейного бюджета; работа с пословицами

Словарь:

Стипендия

пенсия

52

Экономика и экология.

Стр. 79-84,

Р.т. с.51

Урок - игра

Решение проблемных задач; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом

Словарь:

Экологическая катастрофа

Экологический прогноз

53

Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика»

Проверочная работа  №6.

Стр. 159-163,

Р.т. с.52

Урок

повторения

и обобщения  

Урок  контроля УУД

Организация групповой работы (промышленники и экологи)

Проверка знаний по изученным темам.

54

55

56

Золотое кольцо России.

Стр. 86-97,

Р.т. с.53-59

Урок объяснения нового материала

Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой

Знать: 

- некоторые города России, их главные достопримечательности; - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).

Уметь: 

- показывать на карте города России, страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы.

В ходе выполнения проекта дети учатся:

- определять цель проекта,

- распределять обязанности по проекту в группах,

- собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ,

-  подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки,  слайды),  изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки),

-оформлять стенд, презентовать проект,

-оценивать результаты работы

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы; культур, народов;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные  результаты ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание

57

Наши проекты: «Музей

путешествтий»

Стр. 98-99,

Р.т. с.60-61

Урок - проект

Знакомство  с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы

58

Наши ближайшие соседи

Стр. 100-107,

Р.т. с.62-66

Урок объяснения нового материала

Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия»

Словарь:

Сухопутные

границы

Морские

границы

59

На севере Европы.

Стр. 108-117,

Р.т. с.66-72

Урок объяснения нового материала

Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечательностями

Словарь:

Скандинавские страны

Гейзер

Фьорд

 Знать: 

- страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);

-страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);

- изученный материал за год

Уметь: 

- страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы

60

Что такое Бенилюкс?

Стр. 118-124,

Р.т. с.73-75

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом

Словарь:

Дамба

61

В центре Европы.

Стр. 125-131,

Р.т. с.76-79

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран

Словарь:

Фиакр

62

Путешествие

по Франции  и Великобритании

Стр. 132 -141,

Р.т. с.80-86

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Францией, Великобританией; достопримечательностями

Знать: 

- страны, граничащие с Россией (с опорой на карту);

-страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту);

- изученный материал за год

Уметь: 

- страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы;

- применять полученные знания на практике

Личностные результаты:

-формирование  целостного,  социально  -  ориентированного  взгляда  на мир  в  его  органичном  единстве  и  разнообразии  природы; культур, народов;  

- формирование ценностных ориентаций младшего школьника

-мотивация  к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

Метапредметные  результаты ориентироваться  в  своей  системе  знаний;

 -отбирать  необходимые  для  решения  учебной  задачи  источники информации  среди предложенных учителем;  

-извлекать  и преобразовывать информацию, представленную в разных формах;

-анализировать,  обобщать,  характеризовать объекты окружающего  мира,  

-доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников

-наблюдать  за  объектами  окружающего  мира,  составлять  их  устное  описание;

- договариваться  с людьми: выполняя  различные роли в  группе,  сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);

63

На юге Европы.

Стр. 142 -148,

Р.т. с.86-90

Урок объяснения нового материала

Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием

64

По знаменитым местам мира

Стр. 149 -153,

Р.т. с.91-95

Комбинированный 

Ознакомление с мировыми достопримечательностями

65

Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам»

Проверочная работа №7.

Стр. 164 -170,

Р.т. с.96

Урок повторения

и обобщения

Урок  контроля УУД

Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы Проверка знаний и умений

66

  Повторение и закрепление знаний

Урок повторения

 Систематизация материала при помощи организации различных видов работы

67

Милый сердцу край. Летние проекты.

Урок – игра

Организация групповой работы промышленность, сельское хозяйство, экономика, достопримечательности Пермского края

68

Что узнали и чему научились за год.

Проверочная работа №8 за  учебный год.

Урок  контроля УУД

Проверка знаний и умений за учебный год

69-70

Обобщение пройденного материала


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"

Рабочая программа окружающий мир  4 класс  составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....

рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"

календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России

Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...