Рабочая программа по окружающему миру з класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с ФГОС, на 35 учебных недель-70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_3_klass.docx | 111.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели и задачи изучения курса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4.Результаты изучения курса
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Содержание учебного предмета
3 класс (70 ч )
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Обобщение и повторение (5 ч)
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ в 3 классе:
Экскурсии:
Что нас окружает?
Разнообразие растений.
Разнообразие животных.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Планируемые результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
7 | Проверочная работа № 1 | Как устроен мир? |
13 | Проверочная работа № 2 | Превращения и круговорот воды |
25 | Проверочная работа № 3 | Эта удивительная природа |
34 | Проверочная работа № 4 | Мы и наше здоровье |
42 | Проверочная работа № 5 | Наша безопасность |
54 | Проверочная работа № 6 | Чему учит экономика? |
65 | Проверочная работа № 7 | Путешествие по городам и странам |
68 | Проверочная работа № 8 | Что мы узнали и чему научились за год? |
Тематическое планирование учебного материала
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Программа: «Школа России»
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
Кол-во часов в неделю: 2
Всего: 70 учебных часов (2 учебных часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Элементы дополнит. содержания | Предметные результаты | Планируемые | Дата | ||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Природа. Ценность природы для людей. Стр. 4-9, Р.т. с. 3-9 | Комбинированный | Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира. Природа как важнейшее средство жизни человека.
| Словарь Биология Бактерии Микроскоп | Знать: -компоненты живой и неживой природы, -что человек – часть природы и общества; - термины «герб», «флаг», «гимн»; -что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Уметь: -называть объекты живой природы. -объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; народов, культур и религий; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; - умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором». | |||||||||||||||||
2 | Человек. Стр. 10-15, Р.т. с. 9-11 | Урок объяснения нового материала | Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента. | Словарь: Психология Восприятие Память Мышление Воображение | |||||||||||||||||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Стр. 16-17, Р.т. с. 12-13 | Урок - проект | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
4 | Общество. Стр. 18-23, Р.т. с. 14-16 | Урок объяснения нового материала | Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия | Словарь: Народ Государство Общество | |||||||||||||||||||
5 | Что такое экология. Стр. 24-28, Р.т. с. 17-18 | Комбинированный | Установление и наблюдение взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок | Словарь: Окружающая среда Экология | Знать: -о взаимосвязях живых систем и неживой природы; -отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. -взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; Уметь: пропагандировать знания об охране природы. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; | |||||||||||||||||
6 | Природа в опасности! Охрана природы. Стр. 29-34, Р.т. с. 18-21 Экскурсия№1: Что нас окружает? | Комбинированный | Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы» | Словарь: Заповедник Национальный парк | |||||||||||||||||||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа №1. Стр. 154-159, Р.т. с. 22 | Урок повторения, обобщения и контроля УУД | Обобщение знаний; наблюдение за природой | ||||||||||||||||||||
8 | Тела, вещества, частицы. Стр. 36-40, Р.т. с. 23-24 «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществе» | Урок объяснения нового материала | Разнообразие веществ в окружающем мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта | Словарь: Тело Вещество Частица | Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха -о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. | - извлекать информацию, представленную в разных формах; - преобразовывать информацию, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать; - наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - читать вслух и про себя тексты учебников, отделять новое от известного; выделять главное; | |||||||||||||||||
9 | Разнообразие веществ. Стр. 41-45 Р.т. стр. 25-26 | Урок объяснение нового материала | Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами: обнаружение крахмала с помощью йода | Словарь; Химия, крахмал кислота | |||||||||||||||||||
10 | Воздух и его охрана. Стр. 46-50, Р.т. с. 27-29 Практическая работа. «Состав и свойства воздуха» | Урок объяснения нового материала | Особенности газообразного состояния; состав воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы» | Словарь: Кислород | |||||||||||||||||||
11 | Вода. Свойства воды. Стр. 51-54, Р.т. с. 29-32 Практическая работа. «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра» | Комбинированный | Вода как главное условие существования жизни на Земле; изучение свойств воды при помощи опытов. Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды» Организация учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды. | Словарь: Круговорот воды в природе. Испарение Твердое, жидкое, газообразное состояния. Фильтр | Знать: -свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей; -что такое круговорот воды в природе. - причины загрязнения водоемов Уметь: -пропагандировать охрану водоемов. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||||||||||||||
12 | Превращения и круговорот воды. Стр. 55-58, Р.т. с. 33-34 Практическая работа. | Урок объяснения нового материала | |||||||||||||||||||||
13 | Берегите воду! Меры по охране воды. Стр. 59-63, Р.т. с. 35-36 Проверочная работа №2. | Комбинированный | |||||||||||||||||||||
14 | Что такое почва? Стр. 64-68, Р.т. с. 36-38 Практическая работа. « Состав почвы» | Комбинированный
| Постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие» | Словарь: Плодородие | Знать -что такое почва, ее состав, происхождение; -о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека | ||||||||||||||||||
15 | Разнообразие растений. Стр. 69-73, Р.т. с. 39-41 Экскурсия№2 | Комбинированный | Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений. | Словарь: Ботаника | Знать: -разнообразие растений, их характерные особенности. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание | |||||||||||||||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. Стр. 74-76, Р.т. с. 42-44 | Урок объяснения нового материала | Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек | Словарь: Питание Дыхание | Знать: -о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. | ||||||||||||||||||
17 | Размножение и развитие растений. Стр. 78-81, Р.т. с. 45-46 Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений. Определение их приспособленности к распространению ветром, животными». | Урок объяснения нового материала | Выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений. | Словарь: Опыление | Уметь: -рассказывать о разнообразии животных, -называть их группы; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных, - особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. | ||||||||||||||||||
18 | Охрана растений. Стр. 82-86, Р.т. с. 47-49 | ||||||||||||||||||||||
19 | Разнообразие животных. Стр. 87-93, Р.т. с. 50-54 Экскурсия№3 Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | Комбинированный | Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями | Словарь: Зоология Земноводные Пресмыкающиеся Млекопитающие | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
20 | Кто что ест? Цепи питания. Стр. 94-97, Р.т. с. 55-57 | Урок объяснения нового материала | Классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания | Словарь: Цепь питания | Знать: -о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; -иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. -какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле; -особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов; - знать движение энергии в круговороте веществ в природе; Уметь: бережно относиться к природе. -самостоятельно работать с тестовыми заданиями | ||||||||||||||||||
21 | Размножение и развитие животных. Стр. 100-105, Р.т. с. 60-62 | Комбинированный | Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница» | Словарь: Личинка Куколка Малёк Головастик | |||||||||||||||||||
22 | Охрана животных Стр. 106-111, Р.т. с. 63-66 | Комбинированный | Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны) | Словарь: Красная книга | |||||||||||||||||||
23 | В царстве грибов Стр. 112-117, Р.т. с. 66-68 | Урок объяснения нового материала | Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора | Словарь: Грибница Съедобные несъедобные грибы | |||||||||||||||||||
24 | Великий круговорот жизни Стр. 118-120, Р.т. с. 69 | Урок объяснения нового материала | Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала. | Словарь: Производите ли Потребители Разрушители | |||||||||||||||||||
25 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа №3. Стр. 160-165, Р.т. с. 70 | Урок повторения и обобщения | Обобщение изученного материала | Личностные результаты: -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формированию ценностных ориентаций младшего школьника. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, | |||||||||||||||||||
26 | Организм человека. Стр. 122-125, Р.т. с. 71-72 | Комбинированный | Знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье» | Словарь: Система органов Анатомия | Знать: -строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; -основные органы чувств, правила гигиены органов чувств. | Метапредметные результаты -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||
27 | Органы чувств Стр. 126-129, Р.т. с. 73-74 | Урок объяснения нового материала | Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств | Словарь: Обоняние Осязание | |||||||||||||||||||
28 | Надёжная защита организма Стр. 130-133, Р.т. с. 75-76 Практическая работа. «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Комбинированный | Путём наблюдения установить свойства кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы | Словарь: Ушиб Ожог обморожени | Знать: правила личной гигиены Иметь представление о коже как покровном органе; Уметь ухаживать за кожей. | ||||||||||||||||||
29 | Опора тела и движение Стр. 134-137, Р.т. с.76-77 | Урок объяснения нового материала | Обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку | Словарь: Осанка Скелет Мышцы Опорно-двигательная система | Знать строение и значение опорно-двигательной системы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; установка на безопасный, здоровый образ жизни Метапредметные результаты: -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
30 | Наше питание Наши проекты: «Школа кулинаров" Стр. 142-143, Р.т. с.80-81 | Комбинированный | Роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов | Словарь: Белки Жиры Углеводы Пищеварит. Система | Знать о пищеварительной системе человека. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | ||||||||||||||||||
31 | Дыхание и кровообращение Стр. 144-146, Р.т. с.82-84 Практическая работа. «Подсчёт ударов пульса» | Урок объяснения нового материала | Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных | Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. | |||||||||||||||||||
32 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Стр. 147-153, Р.т. с.84-87 | Комбинированный | Обсуждение условий здорового образа жизни | Словарик: Инфекционные болезни Аллергия Закаливание | Знать: - правила здорового образа жизни | ||||||||||||||||||
33 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №4. Стр. 166-170, Р.т. с.88 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Обобщение изученного материала, подготовка к проверочной работе | Уметь - выстраивать свои высказывания, приводить примеры, обобщать, самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | |||||||||||||||||||
34 | Огонь, вода и газ. Стр. 4-7, Р.т. с.3-5 | Урок объяснения нового материала | Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; работа со схемой эвакуации из класса (школы) | Словарь: Диспетчер МЧС | Знать: -правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; - правила противопожарной безопасности. - названия дорожных знаков; -представителей ядовитых растений, Съедобных и несъедобных грибов Уметь: -выполнять правила личной безопасности; - отличать съедобные грибы от несъедобных; - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
35 | Чтобы путь был счастливым Стр. 8-13, Р.т. с.6-9 | Урок объяснения нового материала | Работа с учебником; дополнение сведений из других источников | ||||||||||||||||||||
36 | Дорожные знаки. Стр. 14-17, Р.т. с.9-11 Экскурсия№4 Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. | Комбинированный | Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы | Словарь: Предупреждающие Запрещающие Предписывающие Информационно-указательные дорожные знаки | |||||||||||||||||||
37 | Наши проекты: «Кто нас защищает" Стр. 18-19, Р.т. с.12-13 | Урок - проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
38 | Опасные места. Стр. 20-24, Р.т. с.14-15 | Комбинированный | Организация групповой работы; работа с текстом учебника, обобщение и выводы по теме урока | ||||||||||||||||||||
39 | Природа и наша безопасность. Стр. 25-30, Р.т. с.16-19 | Комбинированный | Работа с таблицами, энциклопедиями, сообщения детей, обсуждение в группах | Знать: -что такое «экологическая безопасность» Уметь: -высказывать своё мнение, пропагандировать экологические знания; - самостоятельно применять знания и умения на практике | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников, тестовые задания | ||||||||||||||||||
40 | Экологическая безопасность Стр. 31-36, Р.т. с.19-21 | Урок объяснения нового материала | Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды | Словарь: Эколог Прогноз | |||||||||||||||||||
41 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа №5. Стр. 154-158, Р.т. с.22 | Комбинированный | Обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания | ||||||||||||||||||||
42 | Для чего нужна экономика. Стр. 38-41, Р.т. с.23-25 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий | Словарь: Экономика Потребности Товары Услуги | Знать: -понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; - о роли природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике | Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные результаты -преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; | |||||||||||||||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Три кита экономики. Стр. 42-45, Р.т. с.26-27 | Урок объяснения нового материала | Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения | Словарь: Капитал Труд | Знать: -понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; - о роли природных богатств в экономике; - названия полезных ископаемых Уметь: - отличать полезные ископаемые друг от друга | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||||||||||||||||
44 | Полезные ископаемые Стр. 46-50, Р.т. с.28-31 Практическая работа. «Рассматривание образцов полезных ископаемых» | Комбинированный | Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи | Словарь: Месторождение Геолог | Метапредметные результаты -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников; - работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов | ||||||||||||||||||
45 | Растениеводство Стр. 51-55, Р.т. с.32-34 Практическая работа. «Рассматривание живых и гербарных экземпляров культурных растений» | Урок объяснения нового материала | Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями. | Словарь: Отрасль Растениеводство | Уметь: рассказывать об особенностях растениеводства | ||||||||||||||||||
46 | Животноводство Стр. 56-59, Р.т. с.34-37 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с отраслями животноводства | Словарь: Животноводство | Уметь: рассказывать об особенностях животноводства | ||||||||||||||||||
47 | Какая бывает промышлен-ность Стр. 60-63, Р.т. с.38-41 | Урок объяснения нового материала | Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность Пермского края | Знать: основные отрасли сельского хозяйства и промышленности В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | |||||||||||||||||||
48 | Наши проекты: «Экономика родного края" Стр. 64-65, Р.т. с.42-43 | Урок - проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
49 | Что такое деньги? Стр. 66-69, Р.т. с.44-46 Практическая работа. | Комбинированный | Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон | Словарь: Бартер Деньги Зарплата | Знать: о роли денег в экономике | Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; Метапредметные результаты -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
50 | Государствен-ный бюджет Стр. 71-74, Р.т. с.46-48 | Урок объяснения нового материала | Элементарное знакомство с функционированием государственного бюджета. | Словарь: Бюджет Доходы Расходы Налог | Знать: - основные понятия государственного и семейного бюджета; - о взаимосвязи экологии и экономики; | ||||||||||||||||||
51 | Семейный бюджет. Стр. 75-77, Р.т. с.48-50 | Комбинированный | Составление семейного бюджета; работа с пословицами | Словарь: Стипендия пенсия | |||||||||||||||||||
52 | Экономика и экология. Стр. 79-84, Р.т. с.51 | Урок - игра | Решение проблемных задач; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом | Словарь: Экологическая катастрофа Экологический прогноз | |||||||||||||||||||
53 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа №6. Стр. 159-163, Р.т. с.52 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Организация групповой работы (промышленники и экологи) Проверка знаний по изученным темам. | ||||||||||||||||||||
54 55 56 | Золотое кольцо России. Стр. 86-97, Р.т. с.53-59 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой | Знать: - некоторые города России, их главные достопримечательности; - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Уметь: - показывать на карте города России, страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; культур, народов; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Метапредметные результаты ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание | ||||||||||||||||||
57 | Наши проекты: «Музей путешествтий» Стр. 98-99, Р.т. с.60-61 | Урок - проект | Знакомство с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | ||||||||||||||||||||
58 | Наши ближайшие соседи Стр. 100-107, Р.т. с.62-66 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия» | Словарь: Сухопутные границы Морские границы | |||||||||||||||||||
59 | На севере Европы. Стр. 108-117, Р.т. с.66-72 | Урок объяснения нового материала | Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечательностями | Словарь: Скандинавские страны Гейзер Фьорд | Знать: - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); -страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту); - изученный материал за год Уметь: - страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы | ||||||||||||||||||
60 | Что такое Бенилюкс? Стр. 118-124, Р.т. с.73-75 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом | Словарь: Дамба | |||||||||||||||||||
61 | В центре Европы. Стр. 125-131, Р.т. с.76-79 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран | Словарь: Фиакр | |||||||||||||||||||
62 | Путешествие по Франции и Великобритании Стр. 132 -141, Р.т. с.80-86 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Францией, Великобританией; достопримечательностями | Знать: - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); -страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту); - изученный материал за год Уметь: - страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы; - применять полученные знания на практике | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; культур, народов; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Метапредметные результаты ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); | ||||||||||||||||||
63 | На юге Европы. Стр. 142 -148, Р.т. с.86-90 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием | ||||||||||||||||||||
64 | По знаменитым местам мира Стр. 149 -153, Р.т. с.91-95 | Комбинированный | Ознакомление с мировыми достопримечательностями | ||||||||||||||||||||
65 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа №7. Стр. 164 -170, Р.т. с.96 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы Проверка знаний и умений | ||||||||||||||||||||
66 | Повторение и закрепление знаний | Урок повторения | Систематизация материала при помощи организации различных видов работы | ||||||||||||||||||||
67 | Милый сердцу край. Летние проекты. | Урок – игра | Организация групповой работы промышленность, сельское хозяйство, экономика, достопримечательности Пермского края | ||||||||||||||||||||
68 | Что узнали и чему научились за год. Проверочная работа №8 за учебный год. | Урок контроля УУД | Проверка знаний и умений за учебный год | ||||||||||||||||||||
69-70 | Обобщение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...