Рабочая программа по окружающему миру з класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана в соответствии с ФГОС, на 35 учебных недель-70 часов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_3_klass.docx | 111.27 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.Цели и задачи изучения курса
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
2. Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
4.Результаты изучения курса
Личностные
- Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- Использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- владение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
- владение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
Предметные
- Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- Сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
- Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
- Содержание учебного предмета
3 класс (70 ч )
Как устроен мир (7 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей.
Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.
Общество. Семья, народ, государство – части общества. Человек – часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Экскурсия: Что нас окружает?
Эта удивительная природа (18 ч)
Тела, вещества, частицы. Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.
Вода, ее свойства. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Разрушение твердых пород в природе. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Растения, их разнообразие. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.
Животные, их разнообразие. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.
Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Экскурсии: Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей.
Практические работы: Тела, вещества, частицы. Состав и свойства воздуха. Свойства воды. Круговорот воды. Состав почвы. Размножение и развитие растений.
Мы и наше здоровье (8 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.
Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики — враги здоровья.
Практические работы: Знакомство с внешним строением кожи. Подсчет ударов пульса.
Наша безопасность (8 ч)
Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме – источник опасности. Правила поведения в опасных местах. Гроза – опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Экскурсия: Дорожные знаки в окрестностях школы.
Чему учит экономика (12 ч)
Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства – основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики – одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Практические работы: Полезные ископаемые. Знакомство с культурными растениями. Знакомство с различными монетами.
Путешествие по городам и странам (12 ч)
Города Золотого кольца России – слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Страны, граничащие с Россией, – наши ближайшие соседи.
Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран (например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества – долг всего общества и каждого человека.
Обобщение и повторение (5 ч)
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ в 3 классе:
Экскурсии:
Что нас окружает?
Разнообразие растений.
Разнообразие животных.
Дорожные знаки в окрестностях школы.
Практические работы:
Тела, вещества, частицы.
Состав и свойства воздуха.
Свойства воды.
Круговорот воды.
Состав почвы.
Размножение и развитие растений.
Знакомство с внешним строением кожи.
Подсчет ударов пульса.
Полезные ископаемые.
Знакомство с культурными растениями.
Знакомство с различными монетами.
Планируемые результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 3 класса учащиеся должны знать:
- человек — часть природы и общества;
- что такое тела и вещества, твердые вещества, жидкости и газы;
- основные свойства воздуха и воды, круговорот воды в природе;
- основные группы живого (растения, животные, грибы, бактерии); группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые); группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери); съедобные и несъедобные грибы;
- взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
- взаимосвязи между природой и человеком (значение природы для человека, отрицательное и положительное воздействие людей на природу, меры по охране природы, правила личного поведения в природе);
- строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме;
- правила гигиены; основы здорового образа жизни;
- правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; правила противопожарной безопасности, основы экологической безопасности;
- потребности людей; товары и услуги;
- роль природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике, основы семейного бюджета;
- некоторые города России, их главные достопримечательности; страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту).
Учащиеся должны уметь:
- распознавать природные объекты с помощью атласа-определителя; различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
- проводить наблюдения природных тел и явлений, простейшие опыты и практические работы, фиксировать их результаты;
- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
- соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- выполнять правила личного поведения в природе, обосновывать их необходимость; выполнять посильную работу по охране природы;
- выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи; обращаться с бытовым фильтром для очистки воды;
- владеть элементарными приемами чтения карты;
- приводить примеры городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Главной задачей курса «Окружающий мир» в начальной школе является формирование целостной картины природного и социального мира со всем многообразием его явлений, формирование представления о месте и роли в нём человека, развитие эмоционально-ценностного отношения к нему. Поэтому принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования представлений об объектах природы и культуры человеческого общества.
Средства обучения:
- наглядные пособия:
- натуральные живые пособия – комнатные растения; животные, содержащиеся в аквариуме или уголке живой природы;
- гербарии; коллекции насекомых; влажные препараты; чучела и скелеты представителей различных систематических групп; микропрепараты;
- коллекции горных пород, минералов, полезных ископаемых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы; муляжи человеческого торса и отдельных органов и др.;
- географические и исторические карты;
- предметы, представляющие быт традиционной и современной семьи, её хозяйства, повседневной, праздничной жизни и многое другое из жизни общества.
- мультимедийное оборудование
- компьютер
- медиапроектор
- Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)
- набор энциклопедий для младших школьников
- измерительные приборы
- весы
- термометры
- сантиметровые линейки
- мензурки
- посуда
- раздаточный материал
- экскурсионное снаряжение
- складные лупы
- компасы
- бинокль
- рулетки
КОНТРОЛЬНО – ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
№ урока | Вид работы | По теме |
7 | Проверочная работа № 1 | Как устроен мир? |
13 | Проверочная работа № 2 | Превращения и круговорот воды |
25 | Проверочная работа № 3 | Эта удивительная природа |
34 | Проверочная работа № 4 | Мы и наше здоровье |
42 | Проверочная работа № 5 | Наша безопасность |
54 | Проверочная работа № 6 | Чему учит экономика? |
65 | Проверочная работа № 7 | Путешествие по городам и странам |
68 | Проверочная работа № 8 | Что мы узнали и чему научились за год? |
Тематическое планирование учебного материала
Предмет: окружающий мир
Класс: 3 «Б»
Программа: «Школа России»
Учебник: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Учебник.3 класс. В 2 ч. – М.: Просвещение,2012
Кол-во часов в неделю: 2
Всего: 70 учебных часов (2 учебных часа в неделю).
№ п/п | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Элементы дополнит. содержания | Предметные результаты | Планируемые | Дата | ||||||||||||||||
1 | Знакомство с учебником. Природа. Ценность природы для людей. Стр. 4-9, Р.т. с. 3-9 | Комбинированный | Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира. Природа как важнейшее средство жизни человека.
| Словарь Биология Бактерии Микроскоп | Знать: -компоненты живой и неживой природы, -что человек – часть природы и общества; - термины «герб», «флаг», «гимн»; -что такое общество, как себя вести в обществе, уважительно относиться ко всем людям. Уметь: -называть объекты живой природы. -объяснить взаимосвязь в природе и между природой и человеком В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; народов, культур и религий; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; - умение уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов. Метапредметные результаты: -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний; - читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором». | |||||||||||||||||
2 | Человек. Стр. 10-15, Р.т. с. 9-11 | Урок объяснения нового материала | Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента. | Словарь: Психология Восприятие Память Мышление Воображение | |||||||||||||||||||
3 | Проект «Богатства, отданные людям» Стр. 16-17, Р.т. с. 12-13 | Урок - проект | Человек как член общества, а семья часть общества. Представление о гражданстве. Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
4 | Общество. Стр. 18-23, Р.т. с. 14-16 | Урок объяснения нового материала | Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия | Словарь: Народ Государство Общество | |||||||||||||||||||
5 | Что такое экология. Стр. 24-28, Р.т. с. 17-18 | Комбинированный | Установление и наблюдение взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок | Словарь: Окружающая среда Экология | Знать: -о взаимосвязях живых систем и неживой природы; -отрицательное влияние человека на экологическое состояние природы. -взаимосвязи между природой и человеком, правила поведения в природе; Уметь: пропагандировать знания об охране природы. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников; | |||||||||||||||||
6 | Природа в опасности! Охрана природы. Стр. 29-34, Р.т. с. 18-21 Экскурсия№1: Что нас окружает? | Комбинированный | Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы» | Словарь: Заповедник Национальный парк | |||||||||||||||||||
7 | Обобщение знаний по теме «Как устроен мир». Проверочная работа №1. Стр. 154-159, Р.т. с. 22 | Урок повторения, обобщения и контроля УУД | Обобщение знаний; наблюдение за природой | ||||||||||||||||||||
8 | Тела, вещества, частицы. Стр. 36-40, Р.т. с. 23-24 «Моделирование расположения частиц в твёрдом, жидком и газообразном веществе» | Урок объяснения нового материала | Разнообразие веществ в окружающем мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта | Словарь: Тело Вещество Частица | Знать: что такое тела и вещества, твёрдые вещества, жидкости и газы; основные свойства воздуха -о свойствах веществ, которые используют в быту, каким путем и из чего они произошли. | - извлекать информацию, представленную в разных формах; - преобразовывать информацию, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать; - наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); - читать вслух и про себя тексты учебников, отделять новое от известного; выделять главное; | |||||||||||||||||
9 | Разнообразие веществ. Стр. 41-45 Р.т. стр. 25-26 | Урок объяснение нового материала | Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами: обнаружение крахмала с помощью йода | Словарь; Химия, крахмал кислота | |||||||||||||||||||
10 | Воздух и его охрана. Стр. 46-50, Р.т. с. 27-29 Практическая работа. «Состав и свойства воздуха» | Урок объяснения нового материала | Особенности газообразного состояния; состав воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы» | Словарь: Кислород | |||||||||||||||||||
11 | Вода. Свойства воды. Стр. 51-54, Р.т. с. 29-32 Практическая работа. «Свойства воды. Очистка загрязнённой воды с помощью фильтра» | Комбинированный | Вода как главное условие существования жизни на Земле; изучение свойств воды при помощи опытов. Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды» Организация учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды. | Словарь: Круговорот воды в природе. Испарение Твердое, жидкое, газообразное состояния. Фильтр | Знать: -свойства воды, значение экологически чистой воды в жизни растений, животных, людей; -что такое круговорот воды в природе. - причины загрязнения водоемов Уметь: -пропагандировать охрану водоемов. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний: предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя | |||||||||||||||||
12 | Превращения и круговорот воды. Стр. 55-58, Р.т. с. 33-34 Практическая работа. | Урок объяснения нового материала | |||||||||||||||||||||
13 | Берегите воду! Меры по охране воды. Стр. 59-63, Р.т. с. 35-36 Проверочная работа №2. | Комбинированный | |||||||||||||||||||||
14 | Что такое почва? Стр. 64-68, Р.т. с. 36-38 Практическая работа. « Состав почвы» | Комбинированный
| Постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие» | Словарь: Плодородие | Знать -что такое почва, ее состав, происхождение; -о нестабильности почвенного слоя и разрушительной деятельности человека | ||||||||||||||||||
15 | Разнообразие растений. Стр. 69-73, Р.т. с. 39-41 Экскурсия№2 | Комбинированный | Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений. | Словарь: Ботаника | Знать: -разнообразие растений, их характерные особенности. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание | |||||||||||||||||
16 | Солнце, растения и мы с вами. Стр. 74-76, Р.т. с. 42-44 | Урок объяснения нового материала | Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек | Словарь: Питание Дыхание | Знать: -о взаимосвязи солнечной энергии, зеленых растений и живых организмов, усвоить роль растений в поддержании жизни на Земле. | ||||||||||||||||||
17 | Размножение и развитие растений. Стр. 78-81, Р.т. с. 45-46 Практическая работа. «Рассматривание плодов и семян растений. Определение их приспособленности к распространению ветром, животными». | Урок объяснения нового материала | Выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений. | Словарь: Опыление | Уметь: -рассказывать о разнообразии животных, -называть их группы; различать представителей наиболее распространённых в данной местности растений, животных, - особенности распространения плодов и семян растений, иметь представление о размножении и развитии растений из семян. | ||||||||||||||||||
18 | Охрана растений. Стр. 82-86, Р.т. с. 47-49 | ||||||||||||||||||||||
19 | Разнообразие животных. Стр. 87-93, Р.т. с. 50-54 Экскурсия№3 Наши проекты: «Разнообразие природы родного края» | Комбинированный | Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями | Словарь: Зоология Земноводные Пресмыкающиеся Млекопитающие | В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие Метапредметные результаты: -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
20 | Кто что ест? Цепи питания. Стр. 94-97, Р.т. с. 55-57 | Урок объяснения нового материала | Классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания | Словарь: Цепь питания | Знать: -о питании животных, приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов; -иметь представление о сетях питания и об экологической пирамиде. -какие животные внесены в Красную книгу, охранять и бережно относиться ко всем животным на земле; -особенности строения и способ питания шляпочных грибов; о роли грибов в жизни леса; уметь распознавать съедобные и ядовитые грибы; знать с правила сбора грибов; - знать движение энергии в круговороте веществ в природе; Уметь: бережно относиться к природе. -самостоятельно работать с тестовыми заданиями | ||||||||||||||||||
21 | Размножение и развитие животных. Стр. 100-105, Р.т. с. 60-62 | Комбинированный | Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница» | Словарь: Личинка Куколка Малёк Головастик | |||||||||||||||||||
22 | Охрана животных Стр. 106-111, Р.т. с. 63-66 | Комбинированный | Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны) | Словарь: Красная книга | |||||||||||||||||||
23 | В царстве грибов Стр. 112-117, Р.т. с. 66-68 | Урок объяснения нового материала | Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора | Словарь: Грибница Съедобные несъедобные грибы | |||||||||||||||||||
24 | Великий круговорот жизни Стр. 118-120, Р.т. с. 69 | Урок объяснения нового материала | Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала. | Словарь: Производите ли Потребители Разрушители | |||||||||||||||||||
25 | Обобщение знаний по теме «Эта удивительная природа» Проверочная работа №3. Стр. 160-165, Р.т. с. 70 | Урок повторения и обобщения | Обобщение изученного материала | Личностные результаты: -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -формированию ценностных ориентаций младшего школьника. -установка на безопасный, здоровый образ жизни, | |||||||||||||||||||
26 | Организм человека. Стр. 122-125, Р.т. с. 71-72 | Комбинированный | Знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье» | Словарь: Система органов Анатомия | Знать: -строение тела человека, основные системы органов и их роль в организме; -основные органы чувств, правила гигиены органов чувств. | Метапредметные результаты -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников; - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий, - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |||||||||||||||||
27 | Органы чувств Стр. 126-129, Р.т. с. 73-74 | Урок объяснения нового материала | Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств | Словарь: Обоняние Осязание | |||||||||||||||||||
28 | Надёжная защита организма Стр. 130-133, Р.т. с. 75-76 Практическая работа. «Первая помощь при небольших повреждениях кожи» | Комбинированный | Путём наблюдения установить свойства кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы | Словарь: Ушиб Ожог обморожени | Знать: правила личной гигиены Иметь представление о коже как покровном органе; Уметь ухаживать за кожей. | ||||||||||||||||||
29 | Опора тела и движение Стр. 134-137, Р.т. с.76-77 | Урок объяснения нового материала | Обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку | Словарь: Осанка Скелет Мышцы Опорно-двигательная система | Знать строение и значение опорно-двигательной системы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; установка на безопасный, здоровый образ жизни Метапредметные результаты: -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
30 | Наше питание Наши проекты: «Школа кулинаров" Стр. 142-143, Р.т. с.80-81 | Комбинированный | Роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов | Словарь: Белки Жиры Углеводы Пищеварит. Система | Знать о пищеварительной системе человека. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | ||||||||||||||||||
31 | Дыхание и кровообращение Стр. 144-146, Р.т. с.82-84 Практическая работа. «Подсчёт ударов пульса» | Урок объяснения нового материала | Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных | Знать дыхательную, выделительную и кровеносную систему, их взаимосвязь и взаимозависимость. | |||||||||||||||||||
32 | Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни. Стр. 147-153, Р.т. с.84-87 | Комбинированный | Обсуждение условий здорового образа жизни | Словарик: Инфекционные болезни Аллергия Закаливание | Знать: - правила здорового образа жизни | ||||||||||||||||||
33 | Обобщение знаний по теме «Мы и наше здоровье» Проверочная работа №4. Стр. 166-170, Р.т. с.88 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Обобщение изученного материала, подготовка к проверочной работе | Уметь - выстраивать свои высказывания, приводить примеры, обобщать, самостоятельно работать с тестовыми заданиями и применять полученные знания на практике. | |||||||||||||||||||
34 | Огонь, вода и газ. Стр. 4-7, Р.т. с.3-5 | Урок объяснения нового материала | Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; работа со схемой эвакуации из класса (школы) | Словарь: Диспетчер МЧС | Знать: -правила безопасного поведения в быту и на улице, основные дорожные знаки; - правила противопожарной безопасности. - названия дорожных знаков; -представителей ядовитых растений, Съедобных и несъедобных грибов Уметь: -выполнять правила личной безопасности; - отличать съедобные грибы от несъедобных; - находить в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
35 | Чтобы путь был счастливым Стр. 8-13, Р.т. с.6-9 | Урок объяснения нового материала | Работа с учебником; дополнение сведений из других источников | ||||||||||||||||||||
36 | Дорожные знаки. Стр. 14-17, Р.т. с.9-11 Экскурсия№4 Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. | Комбинированный | Классификация знаков; формирование умения читать знаки; обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы | Словарь: Предупреждающие Запрещающие Предписывающие Информационно-указательные дорожные знаки | |||||||||||||||||||
37 | Наши проекты: «Кто нас защищает" Стр. 18-19, Р.т. с.12-13 | Урок - проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
38 | Опасные места. Стр. 20-24, Р.т. с.14-15 | Комбинированный | Организация групповой работы; работа с текстом учебника, обобщение и выводы по теме урока | ||||||||||||||||||||
39 | Природа и наша безопасность. Стр. 25-30, Р.т. с.16-19 | Комбинированный | Работа с таблицами, энциклопедиями, сообщения детей, обсуждение в группах | Знать: -что такое «экологическая безопасность» Уметь: -высказывать своё мнение, пропагандировать экологические знания; - самостоятельно применять знания и умения на практике | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; -установка на безопасный, здоровый образ жизни. Метапредметные результаты -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников, тестовые задания | ||||||||||||||||||
40 | Экологическая безопасность Стр. 31-36, Р.т. с.19-21 | Урок объяснения нового материала | Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды | Словарь: Эколог Прогноз | |||||||||||||||||||
41 | Обобщение знаний по теме «Наша безопасность» Проверочная работа №5. Стр. 154-158, Р.т. с.22 | Комбинированный | Обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания | ||||||||||||||||||||
42 | Для чего нужна экономика. Стр. 38-41, Р.т. с.23-25 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий | Словарь: Экономика Потребности Товары Услуги | Знать: -понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; - о роли природных богатств в экономике; основные отрасли сельского хозяйства и промышленности; роль денег в экономике | Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения Метапредметные результаты -преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы; | |||||||||||||||||
43 | Природные богатства и труд людей – основа экономики. Три кита экономики. Стр. 42-45, Р.т. с.26-27 | Урок объяснения нового материала | Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения | Словарь: Капитал Труд | Знать: -понятия «потребности людей», «товары» и «услуги»; - о роли природных богатств в экономике; - названия полезных ископаемых Уметь: - отличать полезные ископаемые друг от друга | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения | |||||||||||||||||
44 | Полезные ископаемые Стр. 46-50, Р.т. с.28-31 Практическая работа. «Рассматривание образцов полезных ископаемых» | Комбинированный | Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи | Словарь: Месторождение Геолог | Метапредметные результаты -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения, читать вслух и про себя тексты учебников; - работать с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов | ||||||||||||||||||
45 | Растениеводство Стр. 51-55, Р.т. с.32-34 Практическая работа. «Рассматривание живых и гербарных экземпляров культурных растений» | Урок объяснения нового материала | Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями. | Словарь: Отрасль Растениеводство | Уметь: рассказывать об особенностях растениеводства | ||||||||||||||||||
46 | Животноводство Стр. 56-59, Р.т. с.34-37 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с отраслями животноводства | Словарь: Животноводство | Уметь: рассказывать об особенностях животноводства | ||||||||||||||||||
47 | Какая бывает промышлен-ность Стр. 60-63, Р.т. с.38-41 | Урок объяснения нового материала | Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность Пермского края | Знать: основные отрасли сельского хозяйства и промышленности В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | |||||||||||||||||||
48 | Наши проекты: «Экономика родного края" Стр. 64-65, Р.т. с.42-43 | Урок - проект | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. | ||||||||||||||||||||
49 | Что такое деньги? Стр. 66-69, Р.т. с.44-46 Практическая работа. | Комбинированный | Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», цена»; ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон | Словарь: Бартер Деньги Зарплата | Знать: о роли денег в экономике | Личностные результаты: -принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; -формирование самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -формирование эмоционально-нравственной отзывчивости по отношению к природе; Метапредметные результаты -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; -ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников | |||||||||||||||||
50 | Государствен-ный бюджет Стр. 71-74, Р.т. с.46-48 | Урок объяснения нового материала | Элементарное знакомство с функционированием государственного бюджета. | Словарь: Бюджет Доходы Расходы Налог | Знать: - основные понятия государственного и семейного бюджета; - о взаимосвязи экологии и экономики; | ||||||||||||||||||
51 | Семейный бюджет. Стр. 75-77, Р.т. с.48-50 | Комбинированный | Составление семейного бюджета; работа с пословицами | Словарь: Стипендия пенсия | |||||||||||||||||||
52 | Экономика и экология. Стр. 79-84, Р.т. с.51 | Урок - игра | Решение проблемных задач; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом | Словарь: Экологическая катастрофа Экологический прогноз | |||||||||||||||||||
53 | Обобщение знаний по теме «Чему учит экономика» Проверочная работа №6. Стр. 159-163, Р.т. с.52 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Организация групповой работы (промышленники и экологи) Проверка знаний по изученным темам. | ||||||||||||||||||||
54 55 56 | Золотое кольцо России. Стр. 86-97, Р.т. с.53-59 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой | Знать: - некоторые города России, их главные достопримечательности; - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту). Уметь: - показывать на карте города России, страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы. В ходе выполнения проекта дети учатся: - определять цель проекта, - распределять обязанности по проекту в группах, - собирать материал в дополнительной литературе, ИНТЕРНЕТЕ, - подбирать иллюстративный материал (фотографии, открытки, слайды), изготавливать недостающие иллюстрации (ФОТОГРАФИИ, рисунки), -оформлять стенд, презентовать проект, -оценивать результаты работы | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; культур, народов; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Метапредметные результаты ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание | ||||||||||||||||||
57 | Наши проекты: «Музей путешествтий» Стр. 98-99, Р.т. с.60-61 | Урок - проект | Знакомство с материалами учебника, распределить задания, обсудить способы и сроки работы | ||||||||||||||||||||
58 | Наши ближайшие соседи Стр. 100-107, Р.т. с.62-66 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия» | Словарь: Сухопутные границы Морские границы | |||||||||||||||||||
59 | На севере Европы. Стр. 108-117, Р.т. с.66-72 | Урок объяснения нового материала | Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечательностями | Словарь: Скандинавские страны Гейзер Фьорд | Знать: - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); -страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту); - изученный материал за год Уметь: - страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы | ||||||||||||||||||
60 | Что такое Бенилюкс? Стр. 118-124, Р.т. с.73-75 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом | Словарь: Дамба | |||||||||||||||||||
61 | В центре Европы. Стр. 125-131, Р.т. с.76-79 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран | Словарь: Фиакр | |||||||||||||||||||
62 | Путешествие по Франции и Великобритании Стр. 132 -141, Р.т. с.80-86 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Францией, Великобританией; достопримечательностями | Знать: - страны, граничащие с Россией (с опорой на карту); -страны зарубежной Европы, их столицы (с опорой на карту); - изученный материал за год Уметь: - страны – соседей России, страны зарубежной Европы и их столицы; - применять полученные знания на практике | Личностные результаты: -формирование целостного, социально - ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы; культур, народов; - формирование ценностных ориентаций младшего школьника -мотивация к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; Метапредметные результаты ориентироваться в своей системе знаний; -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем; -извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; -анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения в устной и письменной форме, читать вслух и про себя тексты учебников -наблюдать за объектами окружающего мира, составлять их устное описание; - договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи); | ||||||||||||||||||
63 | На юге Европы. Стр. 142 -148, Р.т. с.86-90 | Урок объяснения нового материала | Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием | ||||||||||||||||||||
64 | По знаменитым местам мира Стр. 149 -153, Р.т. с.91-95 | Комбинированный | Ознакомление с мировыми достопримечательностями | ||||||||||||||||||||
65 | Обобщение знаний по теме «Путешествие по городам и странам» Проверочная работа №7. Стр. 164 -170, Р.т. с.96 | Урок повторения и обобщения Урок контроля УУД | Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы Проверка знаний и умений | ||||||||||||||||||||
66 | Повторение и закрепление знаний | Урок повторения | Систематизация материала при помощи организации различных видов работы | ||||||||||||||||||||
67 | Милый сердцу край. Летние проекты. | Урок – игра | Организация групповой работы промышленность, сельское хозяйство, экономика, достопримечательности Пермского края | ||||||||||||||||||||
68 | Что узнали и чему научились за год. Проверочная работа №8 за учебный год. | Урок контроля УУД | Проверка знаний и умений за учебный год | ||||||||||||||||||||
69-70 | Обобщение пройденного материала |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...