Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс Система Л. Занкова
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс Система Л. Занкова
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_klass_novohatskih_2.docx | 129.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЗАВЬЯЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА №1 ЗАВЬЯЛОВСКОГО РАЙОНА»
«Рассмотрено» Руководитель МО Протокол № ____ От «__» 2015г. | «Согласовано» заместитель директора по УР __________ М.А.Жукова « » 2015г. | «Утверждено» Директор _________ В.Д.Ремпель приказ № ______ от « » 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Окружающий мир»
образовательная область
ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ
68 часов
2 класс
Составитель: Новохацких Татьяна Павловна
с.Завьялово
2015г.
1. Пояснительная записка
Рабочая программа «Окружающий мир» для 2 класса составлена на основе
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009г), Примерной основной образовательной программы начального общего образования(2010 г.), программы «Окружающий мир » для 2 класса Дмитриевой Н. Я, Казаковой А. Н. (2011г), Положения о Рабочей Программе МБОУ ЗСОШ №1(2015г)
- Общая характеристика учебного предмета «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
1.2 Цели
-формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека;
-развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком,
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
1.3. Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане
Преподавание предмета «Окружающий мир » представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием предметной области «Естествознание» ФГОС НОО. Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Окружающий мир» во 2 классе в объеме 68часов (2 часа в неделю).
- Результаты освоения учебного предмета «Окружающий мир» учащимися
В процессе освоения содержания программы учебного предмета «Окружающий мир» учащимися 2 класса достигаются а)личностные б) предметные в) метапредметные результаты
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- осознание себя членом общества и государства (российской идентичности), чувство любви к родной стране, выражающееся в интересе к ее природе, культуре, истории, народам и желании участвовать в ее делах и событиях;
- осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей, сформированность нравственных представлений и этических чувств; культура поведения и взаимоотношений с окружающими;
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;
- способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
- осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);
Предметными результатами изучения предмета «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
- умение наблюдать, исследовать явления окружающего мира, выделять характерные особенности природных объектов, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества.
3. Содержание предмета «Окружающий мир » для 2 класса
Планирование и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Окружающий мир» для 2 класса Дмитриевой Н. Я, Казаковой А. Н.Программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
Учебный план
Класс | Объем учебного предмета | Раздел, тем | Количество учебного времени |
2 класс | 68ч | Общий взгляд на Землю | 5ч |
Как изучают окружающий мир | 9ч | ||
Космос и Земля | 14ч | ||
Взаимодействие сил природы | 22ч | ||
Живая природа | 18ч |
Практических работ – 22,
экскурсий-3ч,
наблюдений- 3ч
итоговых контрольных работ – 2 (1, 2 полугодие)
4.Поурочно-тематическое планирование
Номер урока | Тема уроков | Тип урока | Элементы содержания образования (основные вопросы) |
Тема 1. Общий взгляд на Землю -5ч | |||
1 | Наша Родина-Россия. Семья и труд. | Урок изучения нового материала. | Материки и океаны Земли. Россия - самое большое государство мира. Москва - столица. Россия - родина космонавтики. Практическая работа. Работа с физической картой России и полушарий, глобусом, с контурной картой полушарий. |
2 | Загадки Земли. Связь прошлого с настоящим. | Урок конкретизации и применения знаний | |
3 | Россия – родина космонавтики. | Урок изучения нового материала. | |
4 | Материки. Мировой океан. Практическая работа. «Работа с физической картой России и полушарий, глобусом и контурной картой полушарий» | Комбинированный Практическая работа | |
5 | Северный Ледовитый океан. | Урок изучения нового материала | |
Тема 2. Как изучают окружающий мир (9 часов) | |||
6 1 | Сто наук.Органы чувств человека: зрение и слух | Урок изучения нового материала | Человек и общество. Органы чувств человека. Правила гигиены. Что надо знать, чтобы сохранить органы чувств здоровыми. Правила организации учебного труда дома и в школе. Источники информации об окружающем мире: наблюдение, измерение, опыт, книги, Интернет. Исследовательская работа. Труд и творчество старших и сверстников. Учеба как вид творческой деятельности. Классный, школьный коллектив. Роль учителя. Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра. Человек и природа. Вещества. Три состояния вещества в природе твердое, жидкое, газообразное, их основные свойства. Экология наука о взаимосвязях между живыми организмами и окружающей средой. Практические работы. Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств; определение свойств веществ, находящихся в твердом, жидком и газообразном состоянии; знакомство с лупой, термометром; измерение температуры тела, воздуха, воды, снега. |
7 2 | Органы чувств : обоняние, вкус, осязание. Практическая работа«Определение с помощью органов чувств разных объектов окружающего мира и их свойств» | Комбинированный Практическая работа | |
8 3 | Наблюдения рассуждения, выводы. Практическая работа «Знакомство с лупой и термометром» | Комбинированный Практическая работа | |
9 4 | Инструменты и приборы. Практическая работа«Измерение температуры тела, воздуха, воды, снега» | Комбинированный Практическая работа | |
10 5 | Книги и другие средства информации. | комбинированный | |
11 6 | Тела и вещества. | Урок изучения нового материала | |
12 7 | Свойства газообразных веществ. | комбинированный | |
13 8 | Свойства жидких и твердых веществ.Практическая работа. «Определение свойств веществ, находящихся в твёрдом, жидком и газообразном состоянии» | Комбинированный Практическая работа | |
14 9 | Человек и природа. | Урок организации самостоятельной работы | |
Тема 3. Космос и Земля – 14 часов (Космос-4ч, Планета Земля-10ч) | |||
Космос-4ч | |||
15 1 | Главные особенности космоса. Звезда по имени Солнце. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня. | Урок изучения нового материала | Человек и природа Звезды. Солнце - звезда. Планеты. Луна спутник Земли. Форма Земли. Вращение Земли вокруг оси и Солнца. Время: год, месяц, неделя, сутки. Причина смены дня и ночи. Область жизни на Земле. Ориентирование по отношению к собственному телу, Солнцу и местным признакам. Горизонт, стороны горизонта. Компас. Представление о глобусе и географической карте. Основные формы земной поверхности (рельеф): равнина, горы, холмы, овраги. Формы земной поверхности, свойственные родному краю. Красота и разнообразие ландшафтов России и родного края. Практические работы.Ориентирование на местности относительно собственного тела, по Солнцу, компасу и местным признакам. Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов. Изготовление примитивного компаса. Экскурсия в планетарий. Наблюдения за высотой Солнца над горизонтом, за изменением длины тени от предметов в течение светового дня, за фазами Луны; за погодой. |
16 2 | Планеты Солнечной системы. | Урок изучения нового материала | |
17 3 | Звезды и созвездия. Луна – спутник Земли. Наблюдения за фазами Луны. | Комбинированный Практическая работа | |
18 4 | Не верь глазам своим. Экскурсия в планетарий (заочная) | Урок изучения нового материала | |
Планета Земля-10ч | |||
19 5 | Наш общий дом. Наблюдения за погодой. | Урок организации самостоятельной работы | |
20 6 | Горизонт. | Урок изучения нового материала | |
21 7 | Строение Земли. | Урок изучения нового материала | |
22 8 | Ориентирование. Стороны горизонта Практическая работа.« Ориентирование на местности относительно собственного тела по Солнцу» | Урок изучения нового материала Практическая работа | |
23 9 | Компас.Практическая работа «Изготовление примитивного компаса. Ориентирование по компасу.» | Урок изучения нового материала Практическая работа | |
24 10 | Народные приметы ориентирования. Практическая работа.« Ориентирование на местности по местным признакам» | Урок изучения нового материала Практическая работа | |
25 11 | Глобус и географическая карта. Практическая работа. « Нахождение на глобусе и карте изучаемых объектов» | Комбинированный Практическая работа | |
26 12 | Рельеф Земли | Урок изучения нового материала | |
27 13 | Ландшафт Земли. | Урок изучения нового материала | |
28 14 | Планета Земля.Контрольная работа №1, 1 полугодие | Контрольный урок | |
Тема 4. Взаимодействие сил природы. -22 часа. | |||
29 1 | Тепловые пояса Земли. | Урок изучения нового материала | Человек и природа Влияние Солнца на сушу. Тепловые пояса Земли и смена времен года. Причина смены времен года. Вода. Вода на Земле. Водоемы естественные: океан, море, озеро, река, болото. Водоемы искусственные - пруд, водохранилище, каналы. Правила безопасного пользования источниками воды. Три состояния воды. Вода в атмосфере. Снег, лед. Свойства воды. Вода - растворитель. Очистка воды от примесей фильтрованием. Вода - одно из условий жизни на Земле. Вода в быту. Воздух. Представление о его составе. Свойства воздуха. Воздух как условие горения. Что такое ветер. Значение воздуха для растений, животных и человека. Взаимосвязи и взаимозависимости между компонентами неживой природы. Явления природы: снегопад, листопад, ветер, гроза; смена времени суток, смена времен года. Круговорот воды в природе. Представление о стихийных бедствиях на Земле. Стихийные бедствия, возможные в местности, где находится школа. Изменение поверхности Земли под воздействием Солнца, воды, ветра и деятельности человека. Охрана суши, воды и воздуха от загрязнения вредными веществами. Практические работы. Определение свойств воздуха и воды; измерение температуры воздуха и воды; растворение в воде веществ, фильтрование; определение направления ветра с помощью флюгера. Экскурсия к водоему: наблюдения за состоянием водоема в разное время года. Обсуждение правил поведения у водоема. Ознакомление с экологическим состоянием своей местности. |
30 2 | Смена времен года. | Комбинированный | |
31 3 | Солнце – властелин времен года. | Урок изучения нового материала | |
32 4 | Особенности Земли как планеты. | Комбинированный | |
33 5 | Суша под Солнцем. Энергия Солнца. | Комбинированный | |
34 6 | Внутренняя сила Земли. | Урок изучения нового материала | |
35 7 | Воды Земли. Значение и свойства воды. Практическая работа : определение свойств воды.измерение температуры воды. | Комбинированный Практическая работа | |
36 8 | Воды Земли. Три состояния воды. | Урок изучения нового материала | |
37 9 | Воды Земли. Снег и лед. | Комбинированный | |
38 10 | Воды Земли. Жизнь животных и растений зимой. | Урок организации самостоятельной работы | |
39 11 | Воды Земли Вода – растворитель.Практическая работа «Растворение в воде веществ, фильтрование». | Комбинированный Практическая работа | |
40 12 | Воды Земли. Подземные воды. | Комбинированный | |
41 13 | Воды Земли Источники воды в нашей местности | Комбинированный | |
42 14 | Воздух. Атмосфера Земли: состав и значение воздуха. | Комбинированный | |
43 15 | Воздух. Свойства воздуха. Практическая работа «Определение свойств воздуха. Измерение температуры воздуха»». | Комбинированный Практическая работа | |
44 16 | Воздух. Движение воздуха. Практическая работа «Определение направления ветра с помощью флюгера» | Комбинированный Практическая работа | |
45 17 | Воздух. Грозные ветры. | Комбинированный | |
46 18 | Обобщение изученного .Сила воды, ветра и Солнца на Земле. | Обобщающий Урок организации самостоятельной работы | |
47 19 | Круговорот воды в природе. | Урок изучения нового материала | |
48 20 | Экскурсия к водоёму. Загрязнение вод человеком. | Комбинированный Экскурсия | |
49 21 | Изменение поверхности Земли. Вода, ветер и рельеф. | Комбинированный | |
50 22 | Человек и неживая природа.Охрана суши, воды и воздуха. | Урок изучения нового материала | |
Тема 5 .Живая природа (18 часов) | |||
51 1 | Жизнь – особенность нашей планеты.Экскурсия в природу. | Урок изучения нового материала Экскурсия | Человек и природа Царства живой природы: бактерии, грибы, растения, животные. Признаки живых организмов: дыхание, питание, движение, рост, размножение, умирание. Представление о взаимосвязи живых организмов с неживой природой, о связях между разными представителями живой природы. Растения, их разнообразие. Роль растений в природе и жизни человека. Бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода). Водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Овощи и фрукты. Части растений, которые мы едим. Плоды и корнеплоды. Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Представление о группах животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие (или насекомые, рыбы, птицы, звери); разнообразие животных. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Правила поведения с домашними животными. Сохранение редких растений, животных. Красная книга. Грибы - съедобные и ядовитые, их разнообразие. Правила сбора грибов. Бактерии, их роль в жизни живой природы и человека. Гигиена тела и жилища. Красота и разнообразие природы России. Практические работы. Проращивание семян; наблюдение за развитием растений в разных условиях; наблюдение и уход за комнатными растениями, за животными в уголке живой природы; изучение особенностей внешнего строения различных групп животных и растений с помощью коллекций и гербариев; рассматривание и классификация плодов и семян; рассматривание строения плода и корнеплода; различение ядовитых грибов. Экскурсия в природу, в зоопарк, в ботанический сад. |
52 2 | Растения. Водоросли, мхи, папоротники – древние группы растений. Лишайники. Практическая работа «Наблюдение за развитием растений в разных условиях.» | Комбинированный Практическая работа | |
53 3 | Растения. Хвойные и цветковые.Практическая работа «Изучение особенностей внешнего строения различных групп растений с помощью гербариев» | Комбинированный Практическая работа | |
54 4 | Растения. Дикорастущие и культурные растения. Практическая работа «Рассматривание и классификация плодов и семян» | Комбинированный Практическая работа | |
55 5 | Растения. Условия для прорастания и роста растений. Практическая работа «Проращиваниесемян» | Комбинированный Практическая работа | |
56 6 | Растения. Что мы едим. Практическая работа «Рассматривание строения плодов и корнеплодов» | Комбинированный Практическая работа | |
57 7 | Растения-путешественники.Практическая работа «Наблюдение и уход за комнатными растениями» | Комбинированный Практическая работа | |
58 8 | Грибы: съедобные и ядовитые. Практическая работа «Различение ядовитых грибов» | Комбинированный Практическая работа | |
59 9 | Животные. Группы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. Практическая работа «Изучение внешнего строения различных групп животных с помощью коллекции» | Комбинированный Практическая работа | |
60 10 | Животные. Группы животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. | комбинированный | |
61 11 | Животные. Группы животных: птицы и млекопитающие. | Комбинированный | |
62 12 | Животные. Особенности размножения разных животных. | комбинированный | |
63 13 | Животные и среда их обитания. | комбинированный | |
64 14 | Животные. Питание животных. | Комбинированный | |
65 15 | Дикие и домашние животные. Практическая работа «Наблюдение и уход за животными» | Комбинированный Практическая работа | |
66 16 | Бактерии: невидимые организмы. | Урок изучения нового материала | |
67 17 | Живая природа (обобщающий урок)Контрольная работа. | Контрольный | |
68 18 | Гигиена – наука о чистоте и здоровье. | комбинированный |
Приложение 1
Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) |
- Учебно-методическое и материально-технического обеспечение
- Нормативно-правовое обеспечение образовательного процесса
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; Примерная программа начального общего образования. В 2 ч. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – (Стандарты второго поколения)
5.2 Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
-Программа «Окружающий мир»2 класс, Н. Я Дмитриева, А. Н. Казакова,,Сборник программ начального общего образования, ( Система Л.В. Занкова): стр 158. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,Издательский дом «Фѐдоров», 2011 ;
-учебник « Окружающий мир»Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н., 2класс – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»
-рабочая тетрадь Дмитриева Н.Я «Окружающий мир», 2 класс ,Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2012г
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Специфическое сопровождение.
Наглядные пособия:
- Натуральные гербарии
глобус, настенные карты,
- Магнитная доска
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
- экран
ЭОР: электронное приложение к учебнику Дмитриевой Н.Я. «Окружающий мир», 2 классИздательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г
Интернет-ресурсы.
медиотека «Начальная школа Кирилла и Мефодия», Режим доступа: http://www.nachalka.info
детские презентации http://viki.rdf.ru/
Приложение 2
Контроль и оценивание по предмету
Оценка образовательных результатов по предмету «Окружающий мир » осуществляется в соответствии с Положеними МБОУ ЗСОШ №1:
«О системе оценок, формах и порядке проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся»
«О критериях оценивания и нормах оценок»;(Приказ №74 от 01.09.2014)
Примерные задания и рекомендации по проведению контрольных работ учебного предмета «Окружающий мир » для 2 класса Дмитриевой Н. Я. изложены в сборнике «Контрольные и проверочные работы по системе Л.В. Занкова» (1-е полугодие, 2-е полугодие).Издательскийдом «Федоров»: Издательство «Учебная литература», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру по системе РО Л.В.Занкова, 4 класс по ФГОС
Планирование составлено: на основе стандартов второго поколения и авторской программы по окружающему миру Дмитриевой Н.Я., Казаковой А.Н. (2008), рекомендованной Министерством образования ...
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.
Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2класс ФГОС
Рабочая программа составлена на основе авторской с учётом требований ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Л.В.Занкова 2 класс
Представлена рабочая программа с тематическим планированием по окружающему миру по системе Л.В.Занкова (в соответствии с ФГОС )...
Рабочая программа по окружающему миру по системе Занкова 2 класс
Пояснительная записка и календарно-тематическое планирование...