Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 1 класс.
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме

Позднова Оксана Николаевна

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.rar90.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение –

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Тулы

«Рекомендовано»        

Руководитель МО

_____        /______________        /

                  ФИО

Протокол №____        от

«___» _________        20__г.

                 

                     «Утверждено»

                     Директор МОУСОШ №8

                    _____        /______________        /

                                      ФИО

                     Приказ №        ______ от

                     «___» _________        20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по окружающему миру

1 класс

Учитель: Позднова Оксана Николаевна

2011- 2012 учебный год

Окружающий мир

Авторы: Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н.

для УМК системы Л.В. Занкова

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана  на основе Концепции стандарта второго поколения,  требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы начального общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по  окружающему миру и  авторской программы Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова «Мы и окружающий мир» (Система развивающего обучения  Л.В.Занкова)   с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе.

В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования нового поколения предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны - как первый, единственный и последний предмет в школе, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В. Занкова.

Л.В. Занков полагал, что без знаний по биологии, географии, истории невозможно воспитание у детей младшего школьного возраста качеств человека-гражданина, патриота. Эти знания, по его мнению, содействуют широкому охвату явлений мира в его многообразии, они учат воспринимать факты и явления окружающего мира во времени и пространстве.

Кому адресована программа

Учебный курс «Окружающий мир» адресован обучающимся 1-х классов четырёхлетней начальной школы.

Соответствие государственному образовательному стандарту

Программа   соответствует Федеральному  государственному образовательному стандарту начального общего образования.

Цели программы

Формирование целостной картины мира и осознания места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.

Задачи программы

  • формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
  • на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
  • в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру;
  • формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, делать обобщения и выводы; ориентироваться в пространстве и времени; формировать умение работы с картами, таблицами, схемами, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы;
  • воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, способствовать эстетическому воспитанию; на ознакомительном уровне представить науки, помогающие познавать окружающий мир.

Специфика программы

Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве  и взаимопроникновения.

        Курс интегрированный, основу которого составляют «Естествознание» и «Обществознание».

Очевидно, что представление знаний о природе, человеке и обществе в их взаимосвязях расширяет не только развивающие и образовательные возможности курса, но и его воспитательные возможности. Через изучение процессов общественной жизни происходит социализация ребёнка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции.

        Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа – это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребёнком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времён до наших дней. Она даётся  в самом общем виде в форме рисунков.

        Программа построена  по принципу «дифференциации, т.е. расчленения целого на многообразные формы и ступени, возникновение различий в процессе движения содержания» (Л.В.Занков, Обучение и развитие. С.101). В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далёкого и близкого конкретизирует это далёкое, воображаемое, приближая его к опыту детей.

         В курсе реализуется диалектическое единство теоретического и практического содержания в их историческом развитии. Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедшие в историческую память народа.

        Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», даёт возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов. В программе курса выделены виды связей между различными компонентами окружающего мира, а также общеучебные умения, которые предполагают возможность активно и творчески оперировать имеющимися знаниями, в том числе самоанализ и самоконтроль как необходимые качества личности, составляющие способность к саморазвитию.

        Погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности к тому, что происходит в нашем общем доме.

         Таким образом, всеми своими средствами курс создаёт условия для общего развития школьников, воспитания гражданина России.

 

Программное и учебно – методическое оснащение

класс

Количество часов в неделю согласно учебному плану школы

Реквизиты государственной или авторской программы, на основании которой составлена данная рабочая программа

УМК обучающегося

УМК учителя

Федеральный

компонент

Региональный

компонент

Школьный компонент

1

2

1. Примерная программа начального общего образования по «Окружающему миру». Москва: Просвещение, 2010 г.

2. Авторская программа «Мы и окружающий мир».  

Н.Я.Дмитриева, А.Н.Казакова  (Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. Самара: Издательский дом «Фёдоров», 2011)

1.Дмитриева Н. Я., Казаков А.Н.Окружающий мир: учебник для 1 класса, в двух частях.- Самара: Корпорация «Федоров», 2011;

2.Дмитриева, Н. Я., Казаков, А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса.- Самара: Корпорация  «Федоров», 2011;

1.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические пояснения к курсу «Окружающий мир» 1,2, 3, 4 классы. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»;

2.Сафронова Г.А. Поурочные планы по учебнику Н.Я.Дмитриевой,  А.Н.Казакова.-Волгоград: Издательство «Учитель»;

3.Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». -Самара: Корпорация «Федоров».

4.Трафимова Г.В. Тайны далекие и близкие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».

Требования к уровню подготовки:

Знать

Неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; правила поведения в природе; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту; название нашей страны, её столицы, государственные символы.

Уметь

Различать объекты природы и предметы созданные человеком; объекты неживой и живой природы; распознавать изученные растения и животных; вести наблюдения в природе под руководством учителя, выполнять правила поведения в природе; различать изученные виды транспорта; выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту.

Формировать УУД

Работать с текстом и иллюстрациями учебника

Оценивать влияние современного человека на природу

Исследовать (на основе непосредственных наблюдений) связи жизнедеятельности растений, животных и времени года

Описывать сезонные изменения в природе

Извлекать по заданию учителя из учебника и дополнительных источников знаний

Проводить групповые наблюдения

во время экскурсий

Характеризовать некоторые особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли

Сравнивать различать день и ночь, времена года

Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года

Различать природные объекты и изделия, характеризовать их отличительные свойства

Группировать объекты живой и неживой природы по отличительным признакам

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воды

Наблюдать простейшие опыты по изучению свойств воздуха

Характеризовать условия, необходимые для жизни растений

Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений и работы с иллюстрациями

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей(на примере своей местности)

Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей

Описывать климат, особенности растительного и животного мира

Работать с готовыми моделями (глобус, физическая карта); показывать на глобусе и карте материки и океаны

Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности)

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (на примере своей местности)

Знать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и  домашних животных

Готовить небольшие сообщения на заданную тему

Оценивать влияние современного человека на природу

Готовить рассказы о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи

Различать формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе, общественных местах

Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности

Обсуждать особенности стран мира

Находить дополнительную информацию о странах с помощью  библиотеки

Находить на карте России родной Регион

Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей

Собирать материал на основании бесед с родными о праздничных днях России и родного города

Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом

 Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой

Раскрывать возможности  средств массовой информации

Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону

Педагогические условия и средства реализации  стандарта

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;
  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;
  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
  • -комбинированный урок;
  • -урок-практикум;
  • -урок-исследование;
  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – беседа
  • урок – экскурсия
  • урок – игра
  • выполнение учебного проекта

 

Учебное оборудование:

Тех. средства (проектор, телевизор, компьютер, фотоаппарат,    видеокамера);

               Учебные (столы, доска).

Собственно учебные средства:                                                                                                                                                                                    а) учебные  книги, диски, видеокассеты, журналы, хрестоматии, специальная литература, энциклопедии;                                                                                         б) наглядные пособия (таблицы, учебные картины, плакаты, образцы коллекций);

               в) приборы и инструменты для проведения практических работ.

Информационные материалы  (Программное и учебно – методическое               оснащение).

Дидактические материалы (сборники  тестов, сценарии  дидактических  игр, обучающие программы )

Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.
  2. Индуктивные, дедуктивные.
  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.
  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.
  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.
  2. Лабораторно-практического (практического) контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии  обучения:

  1. Технологии развивающего обучения:

-  Система развивающего обучения Л.В. Занкова;

2. Традиционные технологии:

 - Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)

3.Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

- Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

- Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.

4.Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

- Игровые технологии

Принципы обучения:

1. Принцип научности обучения

2. Связи теории с практикой

3. Системности

4. Принцип сознательности и активности в обучении

5. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

6. Принцип наглядности

7. Доступность обучения

8. Принцип прочности усвоения знаний

Содержание программы по окружающему миру.

1 класс

Что такое окружающий мир – 26 часов.

Родной город, страна – Россия, столица – Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками в школе. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге.

Природа осенью. Природа – источник познания.

Космос. Звёзды, планеты. Солнце – звезда. Земля как планета. Луна – спутник Земли.

Свет, тепло, вода, воздух – условия, необходимые для жизни на Земле.

Разнообразие природы Земли, её изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Представление о признаках живой природы (дыхание, питание, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных.

Природа и человек. Красота природы. Земная поверхность. Почва. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве. Труд человека. 

Природа зимой.

Экскурсии:

  • Знакомство со школой (класс, столовая, спортивный зал, кабинет музыки, туалет);
  • Что окружает человека, объекты природы и объекты, сделанные человеком;
  • Наблюдения за осенними изменениями в природе;
  • Наблюдения за зимними изменениями в природе;

Практические работы:

  • Отработка правил перехода улицы;
  • Значение воды на Земле, ее свойства;
  • Свойства воздуха;
  • Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету;
  • Сопоставление внешнего вида растения и его частей;
  • Распознавание деревьев, кустарников и трав;
  • Какие окружающие нас вещи сделаны из материалов, добытых в земле.

Из истории Земли – 8 часов

Планета Земля.

Ознакомление с глобусом – моделью Земли. Экватор, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны.

Географическая карта. Азбука географии.

Тепловые пояса Земли. 

Как учили наших предков.

Как открывали новые земли.  

Практические работы:

  • Условные обозначения на  географической карте.

Главная особенность Земли – 13 часов

Появление жизни на Земле.                            

Становление человека.

Общее представление  об истории людей. Древнейшие люди – собиратели растений. Человек  - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.

Мы – часть окружающего мира – 19 часов

Кто  такие  «Мы»

Современное человечество. Его разнообразие по возрасту, по характеру  труда, по национальностям.

Семья. Родословная. Происхождение имён и фамилий. Совместный труд и отдых.

Особенности жизни людей  в разных природных условиях, в разных государствах.

Природа весной.

Страна, где мы живём. Местоположение на глобусе и карте. Москва – столица России. Наш родной город. Природа родного края.

Из истории Древней Руси.

Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор.

Законы современной жизни.

Правила поведения в обществе, в театре, в транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила пользования транспортом и дорожного движения.

Представление о положительных и отрицательных последствиях  деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой.

Экскурсии:

  • Наблюдения за весенними изменениями в природе;
  • Знакомство с природой родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Практические работы:

  • Наша страна на карте;
  • Отработка основных правил этикета.

Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ

Экскурсии

Практические работы

Знакомство со школой (класс, столовая, спортивный зал, кабинет музыки, туалет).

Что окружает человека, объекты природы и объекты, сделанные человеком.

Наблюдения за осенними изменениями в природе.

Наблюдения за зимними изменениями в природе.

Наблюдения за весенними изменениями в природе.

Знакомство с природой родного края (экскурсия в краеведческий музей).

Отработка правил перехода улицы.

Значение воды на Земле, ее свойства.

Свойства воздуха.

Наблюдение за комнатными растениями и их движением к свету.

Сопоставление внешнего вида растения и его частей.

Распознавание деревьев, кустарников и трав.

Какие окружающие нас вещи сделаны из материалов, добытых в земле.

Условные обозначения на  географической карте.

Наша страна на карте.

Отработка основных правил этикета.

Тематический план учебного курса

Период обучения

Количество часов

Диагностический  и практический материал

1 триместр

23 часа

Практических работ – 7;  экскурсий – 3

2 триместр

20 часов

Практических работ – 1;  экскурсий – 1

3 триместр

23 часа

Практических работ – 2;  экскурсий – 2

Итого:

66 часов

(2 часа в неделю)

Практических работ – 10;  экскурсий – 6


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 3 класс.

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 2 класс.

Рабочая пролграмма содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа по окружающему миру для специального (коррекционного) 4 класса VII вида по программе "Школа России"

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир»....

Рабочая программа по окружающему миру. Система Л.В.Занкова

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Рабочая программа по ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ (УМК Л.В.Занкова). 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру (УМК Л.В.Занкова). 4 класс...

Рабочая программа по окружающему миру система Л.В. Занкова 4 класс

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс система Л.В.Занкова 2014 - 2015 учебный год....