Календарно - тематическое планирование урово окружающего мира по ОС "Перспектива". 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему

Хохлова Ольга Дмитриевна

Календарно -тематическое планирование уроков окружающего мира по образовательной системе "Перспектива". 2 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2_klass_ktp_po_o.miru_.docx117.27 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира

№ п/п

Перечень разделов, тем уроков

Кол-во часов на изучение темы

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные)

Вид контроля,

измерители

Форма урока

Средства нагляд-

ности

Домашнее задание

Дата по плану

Дата по факту

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

2 класс

1 четверть – 15 часов

Раздел 1. «Вселенная, время, календарь» - 14 часов

1/1

Мы – союз народов России.

Учебник  - стр. 4-7

Тетрадь – стр. 3-5

1

Урок открытия нового знания

Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской федерации. Народы Российской федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России, Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия ее народов.

Называть и находить на карте Россию, субъекты РФ. Называть некоторые его природные и историко – культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края.

Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации

Проявлять интерес к родной стране;  различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение;

формировать умение фиксировать прохождение двух шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона;

- выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. 

Урок-диалог

Учебник, рабочая тетрадь

Календари политическая карта мира

Иллюстрации костюмов разных народов России

Фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма

Стр. 4-7 – учебник

Р.т. стр. 4,5

01.09.2015 г.

04.09.2015 г.

2/2

Мы – жители Вселенной

Учебник  - стр. 8-11

Тетрадь – стр. 6-7

1

Урок открытия нового знания

Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета Земля. Солнце –самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли.

Сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называть эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна;

 различать небесные тела; - определять по рисунку и моделям Форму Солнца, Земли и Луны; перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку;  узнавать небесные тела по описанию;

сознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе.

Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей.

Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Текущий

блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Фотографии  Вселенной с телескопа Хаббл

Фото больших планет Солнечной системы

Учебник стр. 8-11, р.т. стр. 6

 Принести компас

08.09.2015 г.

3/3

Наш  космический корабль - Земля

Учебник  - стр. 12-13

Тетрадь – стр. 8-9

1

Открытие новых знаний

Стороны горизонта. Компас.

Находить линию горизонта. Анализировать схемы в учебнике. Устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу.

Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Тестовые задания на карточках

Фотографии родно природы в разное время года рисунок плоской земли

Учебник стр. 12-13

Определять стороны горизонта

Принести мандарин

11.09.2015 г.

4/4

Наш  космический корабль – Земля

Учебник  - стр. 13-15

Тетрадь – стр. 10-115

1

Комбинированный урок

Форма Земли.

Глобус  - модель Земли. Условные обозначения на глобусе.

Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число. Находить на глобусе свою страну, определять материк, на котором она находится. Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта.

Вычитывать из текста фактуальную информацию; подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты, определять причины явлений, событий.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – самостоятельного поиска знаний

Тестовые задания

 Портрет Христофора Колумба Фернана Магеллана, мандарин, глобус

Учебник стр. 14-15

Наблюдать за погодой в течение недели

 Результат наблюдения в тетрадь

Принести механические часы.

Рисунки «Город Будущего»

15.09.2015 г.

5/5

Время

Учебник  - стр. 16-19

Тетрадь – стр.12-13

1

Урок

Открытия новых знаний

Образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. Единицы времени.

Определять приметы времени. Определять временные характеристики изображенных событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения. Определять время по часам. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов часов.

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Рисунки на тему

 «Город Будущего»

Сосуд с водой, песком фото солнечных и цветочных  часов, счетные палочки

Учебник стр. 16-19

Р.т. стр. 12

18.09.2015 г.

6/6

Сутки и неделя

Учебник  - стр. 20-23

Тетрадь – стр. 14-15

1

Открытие новых знаний

Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснение. Дни недели и их последовательность.

По схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы  измерения времени сутки и неделю; выбирать наиболее привлекательный

для себя способ фантастического объяснения этого явления

Работая по плану, сверять вои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - практикум

Игрушка «День –ночь»

 Детский волчок

 Фонарик

 Бумажный ободок с изображением земного шара

Названия дней недели

Учебник

стр. 20-23

Р.т. № 5

стр. 15-17

22.09.2015 г.

7/7

Месяц и год

Учебник  - стр. 24-27

Тетрадь – стр. 18-19

1

Комбинированный урок

Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце.

С помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца;  устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев

Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые  для решения учебной задачи источники информации.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – наблюдение

Волшебный клубочек

Серп круглая буханка хлеба фотографии Луны в разных фазах

Учебник

стр. 24-27

Р.т. № 2,3

Стр. 18-19

25.09.2015 г.

8/8

Времена года

Учебник  - стр. 28-31

Тетрадь – стр. 20-21

1

Урок

Открытия новых знаний

Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления.

Объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге;  называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года

Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – поиск

Игрушка – крестушка

Глобус

фонарик

Учебник стр. 28-31

Р.т. № 3

Стр. 21

29.09.2015 г.

9/9

Проверочная работа по теме «Время»

1

Урок развивающего контроля

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания

Определять единицы времени, используя часы и календарь. Объяснять смену времен года. Располагать единицы времени в порядке увеличения их значения. Определять время на модели часов.

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников.

Тематический проверочная работа

Урок - контроль

Тестовые задания

Не задано

02.10.2015 г.

10/10

Погода

(практическая работа с термометром)

Учебник  - стр. 32-33

Тетрадь – стр. 22-23

1

Комбинированный урок

Понятие «погода». Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры.

Различать виды термометров и пользоваться

каждым из них.

Освоить способы записи показаний термометра, измерять температуру воздуха, воды, своего тела. Фиксировать результаты измерений в таблице.

В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя.

Текущий

Блиц –опрос на актуализацию знаний

Урок – практикум

Аудиозапись песни

 «У природы нет плохой погоды» термометры

Уличный, медицинский,

Водный почвенный цифровой

Учебник

стр. 32-35

Р.т. № 4

 Стр. 23

06.10.2015 г.

11/11

Погода

Учебник  - стр. 34-35

Тетрадь – стр. 24-25

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Явления погоды наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды.

Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Объяснять назначения метеорологических приборов, рисовать условные знаки погодных явлений.

Извлекать  по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать  полученные сведения; доносить свою точку зрения до других: высказывать  свою точку зрения и  пытаться ее обосновать.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок самостоятельного  поиска знаний

Учебник

 Рабочая тетрадь

Р.т.

 № 2,4

стр. 24-25

09.10.2015 г.

12/12

Календарь – хранитель времени, страж памяти.

Учебник  - стр. 36-39

Тетрадь – стр. 26-27

1

Урок

открытия новых знаний

Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели.

Ориентироваться в сведениях, представленных на странице  современного календаря; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких людей.

Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде;  выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно – следственные связи.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - путешествие

Календари: настенный, настольный, перекидной, отрывной

Рисунки народов

 Народные мелодии: русских, евреев, татар, бурят

Учебник

стр. 36-39

р.т. № 3

стр. 27

13.10.2015 г.

13/13

Красные дни календаря

Праздники для всех.

Учебник  - стр. 40-43

Тетрадь – стр. 28-29

1

Комбинированный урок

Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания.

Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе)

Сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – беседа

Атрибуты гос. Праздников: флаг РФ, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, мелодия Jingle Bells

Фишки синего, зеленого, красного цвета

Учебник

Стр. 40-43

 Р.т. № 4

Стр. 29

16.10.2015 г.

14/14

Народный календарь

Учебник  - стр. 44-47

Тетрадь – стр. 30-31

1

Урок

открытия новых знаний

Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы

Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря;

 - формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов;

- осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –беседа

Национальные костюмы

 Православный календарь

 Шишки хвойных деревьев

Учебник

 Стр. 44-47

Р.т. № 3,4

Стр. 31

20.10.2015 г.

15/15

Экологический календарь.

Учебник  - стр. 48-52

Тетрадь – стр. 32-35

1

Урок

открытия новых знаний

Что такое экология. Экологический календарь – проявления культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты  экологического календаря.

Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический

календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы.

Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду;

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  -самостоятельного поиска знаний

Экологический календарь

Фотографиизубр

Бобр

Сокол

Журавль

Бабочка махаон

Учебник

Стр. 48-51

Р.т. № 2

Стр. 32

23.10.2015 г.

2 четверть – 16 часов

Раздел 2. Осень – 16 часов

16/1/1

Осенняя прогулка

(экскурсия)

1

Урок

открытия новых знаний

Осенние изменения в природе, расширение знаний о животном и растительном мире. Бережное отношение к природе.

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью.

Знать, что  народные приметы о погоде связаны с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 проявлять интерес к познанию окружающего мира.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –экскурсия

Не задано

06.11.2015 г.

17/2/2

Осенние месяцы

Учебник  - стр. 53-57

Тетрадь – стр. 36-37

1

Комбинированный урок

Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры.  Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени.

Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев;

описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде

Знать  признаки осени в живой и неживой природе;

 уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений;

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

 

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –самостоятельное открытие знаний,

Работа в группах

Рисунок годового круга

 Букет из осенних листьев П.И.Чайковский «Времена года»

«Осенняя песня»

Репродукции картин Левитана «Золотая осень», Пластова «Первый снег»

Учебник

Стр.

 54-57

Р.т № 4,5

стр. 37

10.11.2015 г.

18/3/3

Осень в неживой природе.

Учебник  - стр58-61

Тетрадь – стр. 38-39

1

Комбинированный урок

Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью.

Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки,

моросящие затяжные дожди, туманы и др.

Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации; выполнять универсальные логические действия; выбирать основания для сравнения, классификации объектов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –самостоятельное открытие знаний,

Работа в группах

П.И.Чайковский «Времена года»

«Осенняя песня»

Фоторгафии осенних явлений: иней, туман, дождь, замерзание реки

Бабьего лета

Учебник

 Стр. 58-61

Разучить детскую игру «Кулик»

13.11.2015 г.

19/4/4

Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Учебник  - стр. 62-65

Тетрадь – стр. 40-41

1

Комбинированный урок

Народные праздники как выражение благодарности природе за все, что она дает людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе.

В обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;

называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе

Знать  события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – практикум

Кукла – зернушка

 Дары осени: орех, слива, картофель овес

 Рис

Душица

 Зверобой

 Иван –чай

Обрядовая песня про сбор урожая

Православный календарь народные мелодии нанайцы, коряки

Учебник

Стр. 62-65

Р.т. № 2

Стр. 40

17.11.2015 г.

20/5/5

Звездное небо осенью.

Учебник  - стр. 66-69

Тетрадь – стр. 42-44

1

Комбинированный урок

Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большой медведицы и Лебедя, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история созвездия Большой медведицы.

Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые

Знать  общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов;

-использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –самостоятельное открытие знаний,

Работа в группах

Изображения  Зевса

 Геры

 Посейдона

 Каллисто

 Созвездия Большой и Малой Медведицы

 Лебедя

 «Звездный вальс» И.О. Дунаевский

Учебник

 Стр. 66-69

Р.т. № 3,4

Стр. 43

20.11.2015 г.

21/6/6

Трава у нашего  дома

Учебник  - стр. 70-73

Тетрадь – стр. 44-45

1

Урок открытия знаний

Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др. Их особенности, значения для человека.

Знать причины пожелтения

травы осенью.

Уметь распознавать травы с помощью

атласа-определителя

Уметь работать  с атласом-определителем и дополнительной литературой;

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –самостоятельное открытие знаний,

Работа в группах

Песня «Трава у дома»

Атлас – определитель «От Земли до неба»

 Модель листа дерева

Гербарий растений

Учебник

 Стр. 70-73

Р.т. № 3,4

Стр. 45

24.11.2015 г.

22/7/7

Старинная женская работа.

Учебник  - стр. 74-77

Тетрадь – стр. 46-47

1

Комбинированный урок

Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в городе Костроме.

Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном;

выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе.

Знать  последовательность трудовых операций при обработке льна,

льняной пряжи и ткани; выполнять оценивание выполненной работы,  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – конференция

Карта России лоскутки ткани: бязь, шерсть, лен, шифон, шелк

Изделия из этих тканей

Семена льна

 

Учебник

 Стр. 74-77

 Сделать куклу -крестушку

27.11.2015 г.

23/8/8

Деревья и кустарники осенью

Учебник  - стр. 78-81

Тетрадь – стр. 48-49

1

Урок

открытия новых знаний

Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы.

Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Узнавать деревья и кустарники по листьям. Определять деревья и кустарники по плодам.

Знать  наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники и вечнозеленые хвойные растения средней полосы;

определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 проявлять интерес к познанию окружающего мира. 

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –работы в группах

«Наш край» Д. Кабалевского

Фотграфии растений – дуб, сосна, береза, осина,

Ель, калина, черемуха, рябина, сирень, лиственница. Репродукция И.С. Островского «Золотая осень»

Учебник

Стр. 78-81

Р.т. № 3,4

 Стр. 49

01.12.2015 г.

24/9/9

Чудесные цветники осенью.

Учебник  - стр. 82-85

Тетрадь – стр. 50-51

1

Урок

открытия новых знаний

Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников.

Определять растения цветников с помощью атласа – определителя. Узнавать растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать свойства растений.

Уметь работать  с атласом-определителем и дополнительной литературой;  определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проект

Карта мира

 «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского

 Фото – гладиолуса

 Георгина, астры, хризантемы, барахатцов, флокса, ноготков, рудбекии

Учебник

 Стр. 82-85

 Р.т. № 4

Стр. 51

04.12.2015 г.

25/10/

10

Грибы

Учебник  - стр. 86-89

Тетрадь – стр. 52-53

1

Урок

открытия новых знаний

Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса.  Грибы съедобные и несъедобные.

Сравнивать грибы по внешнему виду. Рассказывать строение гриба, устанавливать связь грибов с растениями и животными. Различать внешне похожие грибы съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам.

Знать строение гриба; уметь отличать съедобные грибы от несъедобных;

 определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками;

 выполнять оценивание выполненной работы,  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. 

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – виртуальная экскурсия

Песня «Как прекрасен этот мир»

Фото грибов –белый, подберезовик, подосиновик, моховик, масленок, груздь, сыроежка, лисичка, сморчок, волнушка, шампиньон, вешенка, опята, желчный гриб, ложный опенок, бледная поганка

Учебник

 Стр. 86- 89

08.12.2015 г.

26/11/

11

Проверочная работа по теме

 «Растения и грибы».

Шестиногие и восьминогие.

Учебник  - стр. 90-93

Тетрадь – стр. 54-55

1

Комбинированный урок

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания.

Насекомые и пауки. Осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам.

Определять лиственные и хвойные растения;

различать съедобные и несъедобные грибы.

 Рассказывать о разнообразии насекомых. Описывать паука- крестовика. Узнавать изученных насекомых на рисунках.

Знать понятие  «паукообразные»;

этапы развития бабочки и стрекозы;

уметь отличать насекомых от паукообразных;

использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов; иметь представления о ценности и уникальности природного мира.

Тематический проверочная работа

Урок – проверочная работа

Заставка

 «В мире животных»

 Фото – шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравей, кузнечик, паук, жук олень, бабочка – медведица, жук сосновый слоник, стрекоза муравьиный лев

Схема фаз развития насекомых

 

Учебник

Стр. 90-93

Р.т № 4

Стр. 55

11.12.2015 г.

27/12/

12

Птичьи секреты.

Учебник  - стр. 94-97

Тетрадь – стр. 56-58

1

Урок открытия новых знаний

Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного  календаря, связанные с птицами.

Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие к зимующим. Узнавать изученных птиц. Приводить примеры перелетных и зимующих птиц.

Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; уметь  различать перелетных и зимующих птиц;

иметь представления о ценности и уникальности природного мира;

выполнять оценивание выполненной работы,  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Тематический проверочная работа

Урок – практикум

Песня «Расскажите птицы»

Фото перелетных и зимующих птиц

Репродукция «Журавли летят» А.С. Степанова

Учебник

Стр. 94-97

Р.т. № 3

Стр. 57

Прочитать рассказы «Куда, как и когда?» стр. 165-168

15.12.2015 г.

28/13/

13

Как разные животные готовятся к зиме.

Учебник  - стр98-101

Тетрадь – стр. 58-59

1

Урок применения знаний

Осенние изменения в жизни зверей и других животных. (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе.

Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений. В жизни животных.

Знать, как  пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме;

 использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.

Промежуточный,, творческая работа

Урок-игра

Заставка

 «В мире животных»

Фото животных

Учебник

 Стр. 98-101

 

18.12.2015 г.

29/14/

14

Невидимые нити в осеннем лесу.

Учебник  - стр. 102-105

Тетрадь – стр. 60-61

1

Урок открытия новых знаний

Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Извлекать из учебника связи в природе. Сравнивать разные виды схем. Делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения связей в окружающем мире.

 Уметь высказывать предположения о том, что представляют собой связи в окружающем мире;

 осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;

 выполнять оценивание выполненной работы,  на основе заданных критериев успешности учебной деятельности.

Текущий, творческая работа

Урок самостоятельного поиска знаний

Песня «Расскажите птицы»

Справочные издания

 Фото растений и животных

Учебник

 Стр. 102-105

Р.т № 3

Стр. 61

22.12.2015 г.

30/15/

15

Осенний труд .

Учебник  - стр. 106-109

Тетрадь – стр. 62-63

1

Урок открытия новых знаний

Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края.

Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире  осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное.

Уметь различать виды осенних работ в городах и сёлах; принимать ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;

уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;

воспринимать другое мнение и позицию.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - диалог

Кукла – многоручка

Кукла –зернушка

Кукла – льняница, фото осенних работ  в саду и в огороде. С/Х техники и старинных орудий труда (трактор, комбайн, сенокосилка, соха, серп, коса)

Дом. животных

Учебник

 Стр. 106-109

Р.т. № 2

Стр. 62

25.12.2015 г.

31/16/

16

Будь здоров!

Учебник  - стр. 110-113

Тетрадь – стр. 64-65

1

Урок

Применения  знаний

Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа  жизни в культуре

народов своего края. Осенние игры народов России. Школа здоровья.

Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила  народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры.

Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; знать  правила здорового образа жизни в осенний период;

 иметь представление о здоровом образе жизни  в осенний период; уметь договариваться, приходить к общему решению;

осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье;

 допускать существование различных точек зрения.

Текущий, практическая работа, взаимоконтроль

Урок – деловая игра

Карта России

 Рисунки народа

 Ауодизапись народных мелодий: аварцы, осетинцы.

Учебник

Стр. 110-113

Р.т № 3

Стр. 65

29.12.2015 г.

3 четверть – 20 часов (по факту 18 часов)

32/1/17

Охрана природы осенью.

Учебник  - стр. 114-117

Тетрадь – стр. 66-69

1

Урок

открытия новых знаний

Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений       и животных. По страницам Красной книги России.

Знать правила охраны природы осенью. Приводить примеры дел, в которых можно проявить свою любовь к природе.

Знать  правила охраны природы при сборе ее даров осенью; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы;

 отмечать в природном окружении то, что особенно нравится; проявлять интерес к познанию окружающего мира.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

«Осенняя песня» из цикла «Времена года»

Красная книга России

Учебник

Стр. 114-117

Р.т. № 5

Стр. 69

 Памятка «Как подкармливать птиц»

12.01.2016 г.

33/2

За страницами учебника

1

Урок систематизации и обобщения знаний

Повторение материала по данному разделу

Знание обязательного минимума изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – практикум

Справочная литература

Подготовиться к проверочной работе

15.01.2016 г.

34/3

За страницами учебника

1

Урок развивающего контроля

Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала по теме «Осень», умения применять полученные знания

Знать особенности сезонных изменений в жизни животных и растений, связи между растениями и животными, значение этих связей для жизни людей.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Тематический

Проверочная работа

Урок – контроль

Тест диагностической работы

Не задано

19.01.2016 г.

Раздел 1. «Зима» - 14 часов

35/4/1

Зимняя прогулка

(за страницами учебника)

1

Урок

открытия новых знаний

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений.

Уметь  систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; уметь  соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;

-сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; проявлять интерес к учебному процессу.

Урок- экскурсия

Р.т. стр. 32

 № 2

22.01.2016 г.

36/5/2

Зимние месяцы

Учебник  - стр. 4-7

Тетрадь – стр. 3-5

1

Урок

открытия новых знаний

Народные названия зимних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето.

Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников.

Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – ролевая игра

Рисунок годового круга

 Таблички с древнеримскими и современными названиями зимних месяцев

Репродукции картин «Зима» И.Шишкин

А.Саврасов «Дворик. Зима»

Учебник

 Стр. 4-7

Р.т. № 5

Стр. 5

26.01.2016 г.

37/6/3

Зима – время науки и сказок

Учебник  - стр. 8-11

Тетрадь – стр. 6-7

1

Урок открытия нового знания

Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра.

 Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни.

Знать,  как учились дети в старину; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок ролевая игра

Православный календарь

Репродукция А.Морозова «Сельская бесплатная школа»

А.Ткачев

«В субботний день»

Учебник

 Стр. 8-11

 Р.т. № 3,4

Стр. 6-7

29.01.2016 г.

38/7/4

Зима в неживой природе.

Учебник  - стр. 12-15

Тетрадь – стр. 8-9

1

Комбинированный урок

Зимние месяцы в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе.

Рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно – следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе.

Знать о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; уметь  систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; преобразовывать практическую задачу в познавательную;

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –самостоятельный поиск знаний

«Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик»

Репродукция картин Ф. Васильева «Оттепель» Г. Скребицкий «Четыре художника»

Модель вращения Земли вокруг Солнца

Учебник

 Стр. 12-15

02.02.2016 г.

39/8/5

Звездное небо зимой

Учебник  - стр. 16-19

Тетрадь – стр. 10-11

1

Урок

открытия новых знаний

Изменение расположения ковша Большой медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малой Медведицы. Полярная звезда. Созвездие Ориона и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе.

Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы Большой Медведицы и Малой Медведицы.

Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

иметь представление о расположении «ковшей» Большой и Малой медведиц, Полярной звезды;

уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками;

соблюдать основные моральные нормы поведения.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –наблюдение

«Звездный вальс» И. Дунаевского

 Рисунок  -схема Большой Медведицы» ( осенью и зимой)

Ориона

Изображения Посейдона, Ориона, Геры

Учебник

 Стр. 16-19

Р.т. № 5

Стр. 11

05.02.2016 г.

40/9/6

Зима в мире растений.

Учебник  - стр. 20-23

Тетрадь – стр. 12-13

1

Урок

открытия новых знаний

Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой.

По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам.

Осуществлять поиск учебной информации из рассказов учителя, из материалов учебника; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – диалог

«Наш край» - песня

 Фото растений и их плодов

Учебник

 Стр. 20-23

Р.т. № 4

Стр. 13

09.02.2016 г.

41/10/7

Зимние праздники

Учебник  - стр. 24-27

Тетрадь – стр. 14-15

1

Комбинированный урок

Зимние праздники в России и других  странах – Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.)

Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края.

Отмечать на схеме годового круга дни зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

иметь представление о зимних праздниках в России;  уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками;

соблюдать основные моральные нормы поведения.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проект

Репродукция картины Кустодиева «Елочный торг»

Фото рождественского вертепа

 Распечатки колядок

Учебник

 Стр. 24-27

 Р.т. № 2

Ст. 14

12.02.2016 г.

42/11/8

Растения в домашней аптечке

Учебник  - стр. 28-31

Тетрадь – стр. 16-17

1

Урок

открытия новых знаний

Лекарственные растения. Их использования для лечения людей в прошлом и настоящем. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей.

Узнавать на рисунках растения, находить среди них деревья, кустарники, травянистые растения.

Знать о разнообразии лекарственных растений;

уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;

ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –викторина

Гербарии, фото лекарственных растений -   подорожник пастушья сумка, пижма, тысячелистник, календула, валериана, шиповник.

Учебник

 Стр. 28-31

 Р.т. № 3

 Стр. 17

16.02.2016 г.

43/12/9

Зимняя жизнь птиц и зверей

Учебник  - стр. 32-35

Тетрадь – стр. 18-19

1

Урок

открытия новых знаний

Разнообразие зимующих птиц. Их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека.

Извлекать информацию о приспособлениях птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связи между строением клюва и особенностями питания птиц. Обсуждать причины перемещения птиц.

Знать о способах приспособления к зимним условиям

зверей, о питании птиц и зверей зимой;  уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками;  соблюдать основные моральные нормы поведения. 

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок -семинар

Атлас – определитель

Фото животных

Учебник

Стр. 32-35

Р.т. № 3

Стр. 19

19.02.2016 г.

44/13/

10

Невидимые нити в зимнем лесу.

Учебник  - стр. 36-39

Тетрадь – стр. 20-21

1

Комбинированный урок

Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Извлекать из текста информацию о связях в природе. Соотносить рисунок и схему в учебнике. Прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем.

Уметь  выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах;

преобразовывать практическую задачу в познавательную;

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Песня «Расскажите, птицы»

 Фото растений и животных

Учебник

 Стр. 36-39

23.02.2016 г.

26.02.2016 г.

45/14/

11

В феврале зима с весной встречается впервой.

Учебник  - стр. 40-43

Тетрадь – стр. 22-23

1

Урок

открытия новых знаний

Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны.

Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края.

Иметь представление о зимних праздниках своего народа;

 устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

проявлять интерес к учебному материалу;  уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - наблюдение

Карта России

Православный календарь

 Запись народных масленичных песен

Народные мелодии бурятов

Учебник

 Стр. 40-43

Р.т. № 3,4

Стр. 23

01.03.2016 г.

46/15/

12

Зимний труд.

Учебник  - стр. 44-47

Тетрадь – стр. 24-25

1

Итоговый урок

Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы .Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах. Уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д.

Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ  в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном городе.

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; знать особенности ухода за растениями и животными зимой;

осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; применять практические умения по выращиванию в домашних условиях витаминных растений; знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – практикум, работа в группе

Кукла –многоручка

 «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского

Р.н.песня о пряхе, лупы

 Крупа – гречиха, пшено

Учебник

 Стр. 44-47

Р.т № 4

Стр. 25

Вести дневник наблюдений за погодой

04.03.2016 г.

47/16/

13

Будь здоров!

Учебник  - стр. 48-51

Тетрадь – стр. 26-27

1

Урок

открытия новых знаний

Правила здорового  образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья.

Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных зимних игр.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в зимний период;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

знать  правила здорового образа жизни в зимний период; договариваться, приходить к общему решению; осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, допускать существование различных точек зрения.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – диалог

Репродукция с картины Ф.В. Сычкова «С гор»

Учебник

 Стр. 48-51

Р.т № 3

Стр. 27

Рисунок на тему «Белый сказочный дворец»

08.03.2016 г

11.03.2016 г.

48/17/

14

Охрана природы зимой

Учебник  - стр. 52-55

Тетрадь – стр. 28-29

1

Комбинированный урок

Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России.

Знать правила охраны природы зимой.

Знать о  правилах охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, о способах подкормки зверей и птиц;

уметь  соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу;

уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове; оценивать поступки человека по отношению к природе;  осознавать личное отношение к малой родине, осуществлять действия по охране окружающего мира.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - диалог

Книга «Великан на поляне»

Фото животных Красная книга России

Учебник

 Стр. 52-55

Р.т № 5

Стр. 29

15.03.2016 г.

49/18/

15

За страницами учебника.

1

Урок развивающего контроля

Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

уметь  выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах;

осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; уметь строить монологическое высказывание;

ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы. 

Тематический

Тестовая работа

Урок  -контроль

Задания тестовой работы.

Не задано  

18.03.2016 г.

4 четверть – 17 часов

Раздел 2. «Весна и лето» - 15 часов

50/1/1

Весенние месяцы

Учебник  - стр. 58-61

Тетрадь – стр. 32-33

1

Урок открытия новых знаний

Старинные и современные названия весенних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний Новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края.

Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и событиями в жизни людей.

Знать  признаки весенних явлений природы и указания на особенности

жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов;

анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков;

в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи;

уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Урок -наблюдение

Современные и старинные названия месяцев

 Репродукции картин А.К.

Саврасова «Грачи прилетели»

Б.М.Кустодиева «Весна»

Учебник

 Стр. 58-61

Р.т. № 3,4

Стр. 33

29.03.2016 г.

51/2/2

Весна в неживой природе.

Учебник  - стр. 62-65

Тетрадь – стр. 34-35

1

Комбинированный урок

Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе.

Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и весенними изменениями в природе. Рассказывать о признаках весны в городе и за городом.

Иметь представление о весенних явлениях в неживой природе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; выделять из темы рока известные и неизвестные знания и умения;

классифицировать объекты по заданным критериям.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –обобщения знаний

Песни о весне из к/ф «Весна»

 Модель вращения Земли вокруг Солнца

Репродукции картины Петровичева «Ледоход на Волге»

Учебник

 Стр. 62-65

01.04.2016 г.

52/3/3

Весна – утро года

Учебник  - стр. 66-69

Тетрадь – стр. 36-37

1

Урок открытия новых знаний

Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира.

Знать народные традиции встречи весны. Инсценировать  характерные праздничные ритуалы. В виде мини –спектаклей.

Иметь представление о народных традициях встречи весны народов России;

проявлять интерес к учебному материалу;

формулировать учебную задачу на уроке в диалоге.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Православный календарь

 Народные мелодии (нанайцы)

Учебник

Стр. 66-69

 Р.т. №5

Стр. 37

05.04.2016 г.

53/4/4

Звездное небо весной

Учебник  - стр. 70-73

Тетрадь – стр. 38-39

1

Комбинированный

Изменение расположения созвездия Большой медведицы и Малой Медведицы по сравнению с  зимой. Созвездия Кассиопеи и Льва, их изображение    на старинных и современных звездных картах.

Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой медведицы в разные сезоны, выявлять различия. Знать способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи, соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком и   находить на небе.

Преобразовывать практическую задачу в познавательную;

иметь представление об изменении расположения «ковшей» Большой и Малой медведиц, Полярной звезды по сравнению с зимой;

классифицировать объекты по заданным критериям; сравнивать объекты по различным признакам; договариваться

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – семинар

«Звездный вальс» И.О.Дунаевского

 Рисунок – схема созвездий Большой и Малой медведицы, Кассиопеи, Льва, изображения Андромеды, Персея, Медузы горгоны, Пегаса.

Учебник

 Стр. 70-73

Р.т № 2,3

Стр. 38-39

08.04.2016 г.

54/5/5

Весеннее пробуждение растений

Учебник  - стр. 74-77

Тетрадь – стр. 40-43

1

Урок открытия новых знаний

Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений, условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям.

Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знать условия, необходимые для цветения растений. Узнавать цветущие растения по фотографиям, рисункам, в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников.

Знать  причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми;  иметь представление о разнообразии раннецветущих растениях и об условиях, необходимых для их цветения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; классифицировать объекты по заданным критериям.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  -беседа

«Вальс цветов» из балета «Щелкунчик»

Гербарии растений – ветреница, чистяк, хохлатка, калужница

Гусиный лук

Печеночница

Ива

Ольха

Подснежник

Учебник

 Стр. 74-77

Р.т

 № 4,5

 Стр. 42-43

12.04.2016 г.

55/6/6

Чудесные цветники весной

Учебник  - стр. 78-81

Тетрадь – стр. 44-45

1

Урок открытия новых знаний, урок - контроля

Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников.

Определять растения  на фотографиях, рисунках, в природе.

Классифицировать объекты по заданным критериям; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, любить природу.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – проблемный диалог

Атлас – определитель  «От Земли до неба»

«Вальс цветов»

Гербарии растений цветников

Учебник

 Стр. 78-81

Р.т. №4

Стр. 45

15.04.2016 г.

56/7/7

Весна в мире насекомых

Учебник  - стр. 82-85

Тетрадь – стр. 46-47

1

Комбинированный урок

Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым.

Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них, достраивать схемы в тетрадях.

Иметь представление о весенних изменениях в жизни насекомых, их взаимосвязи и роли человека;

выделять существенную информацию из литературы разных типов;

планировать свои действия; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок – самостоятельный поиск знания

«Полет шмеля» Римского –Корсакова

Фото животных – муравей

 Стрекоза

 Светлячок

Жук

Оса

Муха

Комар

Пчела

Божья коровка

Бабочка

Паук

Учебник

 Стр. 82-85

 Р.т № 2

Стр. 46

19.04.2016 г.

57/8/8

Весна в мире птиц и зверей

Учебник  - стр. 86-89

Тетрадь – стр. 48-49

1

Комбинированный урок

Весенние изменение в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время.

По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Определять последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев. Узнавать птиц на рисунке.

Знать о возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; иметь представление об этических нормах;

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

формулировать ответы на вопросы.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  -семинар

Фото птиц, зверей и их детенышей

Учебник

 Стр. 86-89

Р.т № 4

 Стр. 49

22.04.2016 г.

58/9/9

Невидимые нити в весеннем лесу

Учебник  - стр. 90-93

Тетрадь – стр. 50-51

1

Урок открытия новых знаний

Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы.

Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике. Соотносить их между собой, моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем.

Уметь  выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах; классифицировать объекты по заданным критериям;

проявлять индивидуальные творческие способности;

осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания;

уметь слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок –проблемный диалог

Фото животных и растений

 Н.Сладков «Ивовый пир»

Учебник

 Стр. 90-93

 Р.т № 4

Стр. 51

26.04.2016 г.

59/10/

10

Весенний труд

Учебник  - стр. 94-97

Тетрадь – стр. 52-53

1

Урок открытия новых знаний

Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных  растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д.)

Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе). Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами.

Знать о  признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом;

иметь представление о работах людей весной в старину и в настоящее время;

включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов;

 формировать представление об уважительном отношении к тяжёлому труду сельских жителей.

Текущий терминологический диктант

Урок -практикум

Православный календарь

Лента, на которой завязаны

 7 узлов

Учебник

 Стр. 94-97

Р.т №     4

 Стр. 53

29.04.2016 г.

60/11/

11

Старинные весенние праздники

Учебник  - стр. 98-101

Тетрадь – стр. 54-55

1

Комбинированный урок

«Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов.

Характеризовать весенние праздники в культуре народов России. Сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов России.

Иметь представление о старинных весенних праздниках; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  - диалог

Православный календарь

Пасхальная кукла

Веточки вербы

Икона А.Рублева «Святая Троица»

Мелодии саами и якутов

Учебник

Стр. 98-101

Р.т. № 4

Стр. 55

03.05.2016 г.

61/12/

12

Будь здоров!

Охрана природы весной.

Учебник  - стр. 106-109

Тетрадь – стр. 58-59

1

Комбинированный урок

Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги.

Формулировать правила здорового образа жизни. Рассказывать о правилах охраны природы.

Уметь  выполнять правила здорового образа жизни в весенний период;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

знать  правила здорового образа жизни в весенний период; уметь договариваться, осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье.

Текущий представление сообщение по теме урока

Урок - конференция

Рисунки народов, аудиозаписи мелодий марийцев, татар

Голоса леса

Учебник

 Стр. 102-105

Р.т № 4

Стр. 57

06.05.2016 г.

62/13/

13

Весенняя  прогулка.

(За страницами учебника)

1

Урок

открытия новых знаний

Наблюдения за сезонными изменениями в природе.

Наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение

Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений.

Уметь соблюдать правила охраны природы во время прогулки;  задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами;

представлять собственные впечатления от экскурсии, раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  - экскурсия

Учебник

 Стр. 106-109

Р.т № 1,3

Стр. 58-59

 Фоторассказ  о прогулке

10.05.2016 г.

63/14/

14

Лето красное

Учебник  - стр. 106-109

Тетрадь – стр. 58-59

1

Итоговый урок

Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников.

Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев.

Планировать свои действия в течение урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами в живой и неживой природе в летний период;

составлять рассказ на заданную тему; формулировать ответы на вопросы;

 контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок - наблюдение

Православный календарь

Репродукция картин А.И.Куинджи «Березовая роща»

 И.И.Шишкин «Рожь»

А.П.Ткачев «Июньская пора»

Учебник

Стр. 110-113

Р.т №4

Стр. 63

Вести наблюдения за погодой

13.05.2016 г.

64/15/

15

Летние праздники и труд

Учебник  - стр. 114-117

Тетрадь – стр. 66-67

1

Урок систематизации знаний

Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края.

Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе).Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России.

Иметь представление о народных обычаях летних старинных праздников; выделять существенную информацию из литературы;

планировать свои действия в течение урока;  строить монологическое высказывание;

контролировать и корректировать своё поведение с учетом правил.

Текущий блиц – опрос  на актуализацию знаний

Урок  - ролевая игра

Православный календарь

 Фото поля с озимыми культурами старинные орудия труда народные мелодии -  якуты

Учебник

 Стр. 114-1117

Р.т стр. 68 – творческое задание

17.05.2016 г.

65/16

Итоговая комплексная работа

1

Урок развивающего контроля

Проверка  изученного материала,  уровня его усвоения, умений применять знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта.

В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

Итоговый

Комплексная работа

Урок - контроль

Не задано

20.05.2016 г.

66/17

За страницами учебника.

Итоговый урок – рефлексия.

1

Урок рефлексия

Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике.

Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации.

Иметь представление об изученном материале в течение года; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни;

контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил.

Урок – игра

Не задано

24.05.2016 г.

67

Резервный урок

01.09.2015г

68

Резервный урок

08.03.2016 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....

Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)

p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...

Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС

Подробное календарно-тематическое планирование по Окружающему миру по новому стандарту по программе "Школа Росии"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.  ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год  66 часов...

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса

Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году

Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебног...