Календарно - тематическое планирование урово окружающего мира по ОС "Перспектива". 2 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) на тему
Календарно -тематическое планирование уроков окружающего мира по образовательной системе "Перспектива". 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_klass_ktp_po_o.miru_.docx | 117.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно – тематическое планирование уроков окружающего мира
№ п/п | Перечень разделов, тем уроков | Кол-во часов на изучение темы | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Планируемые результаты (предметные, метапредметные, личностные) | Вид контроля, измерители | Форма урока | Средства нагляд- ности | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту | |||||||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |||||||||||||||||||||
2 класс | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1 четверть – 15 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. «Вселенная, время, календарь» - 14 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1/1 | Мы – союз народов России. Учебник - стр. 4-7 Тетрадь – стр. 3-5 | 1 | Урок открытия нового знания | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской федерации. Народы Российской федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России, Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия ее народов. | Называть и находить на карте Россию, субъекты РФ. Называть некоторые его природные и историко – культурные достопримечательности. Соотносить святыни России и своего края. Понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации | Проявлять интерес к родной стране; различать самобытную культуру народов России и обосновывать своё мнение; формировать умение фиксировать прохождение двух шагов учебной деятельности и опыт самооценки этого умения на основе применения эталона; - выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. | Урок-диалог | Учебник, рабочая тетрадь Календари политическая карта мира Иллюстрации костюмов разных народов России Фотографии церкви, мечети, синагоги, буддийского храма | Стр. 4-7 – учебник Р.т. стр. 4,5 | 01.09.2015 г. 04.09.2015 г. | |||||||||||||||||||||||
2/2 | Мы – жители Вселенной Учебник - стр. 8-11 Тетрадь – стр. 6-7 | 1 | Урок открытия нового знания | Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звезды и планеты. Наша планета Земля. Солнце –самая близкая к Земле звезда. Луна – спутник Земли. | Сравнить фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называть эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна; различать небесные тела; - определять по рисунку и моделям Форму Солнца, Земли и Луны; перечислять небесные тела в порядке увеличения их размеров, осуществлять самопроверку; узнавать небесные тела по описанию; сознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе. | Оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей. Полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Фотографии Вселенной с телескопа Хаббл Фото больших планет Солнечной системы | Учебник стр. 8-11, р.т. стр. 6 Принести компас | 08.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
3/3 | Наш космический корабль - Земля Учебник - стр. 12-13 Тетрадь – стр. 8-9 | 1 | Открытие новых знаний | Стороны горизонта. Компас. | Находить линию горизонта. Анализировать схемы в учебнике. Устанавливать способ определения сторон горизонта по Солнцу. | Планировать учебную деятельность на уроке; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем; сверять свои действия с целью работы. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Тестовые задания на карточках Фотографии родно природы в разное время года рисунок плоской земли | Учебник стр. 12-13 Определять стороны горизонта Принести мандарин | 11.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
4/4 | Наш космический корабль – Земля Учебник - стр. 13-15 Тетрадь – стр. 10-115 | 1 | Комбинированный урок | Форма Земли. Глобус - модель Земли. Условные обозначения на глобусе. | Находить на глобусе океаны и материки, определять их названия и число. Находить на глобусе свою страну, определять материк, на котором она находится. Работая в паре, предлагать маршрут кругосветного путешествия и соответствующие средства транспорта. | Вычитывать из текста фактуальную информацию; подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты, определять причины явлений, событий. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – самостоятельного поиска знаний | Тестовые задания Портрет Христофора Колумба Фернана Магеллана, мандарин, глобус | Учебник стр. 14-15 Наблюдать за погодой в течение недели Результат наблюдения в тетрадь Принести механические часы. Рисунки «Город Будущего» | 15.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
5/5 | Время Учебник - стр. 16-19 Тетрадь – стр.12-13 | 1 | Урок Открытия новых знаний | Образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. Единицы времени. | Определять приметы времени. Определять временные характеристики изображенных событий. Располагать единицы измерения времени в порядке их увеличения. Определять время по часам. Сравнивать достоинства и недостатки различных видов часов. | Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Рисунки на тему «Город Будущего» Сосуд с водой, песком фото солнечных и цветочных часов, счетные палочки | Учебник стр. 16-19 Р.т. стр. 12 | 18.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
6/6 | Сутки и неделя Учебник - стр. 20-23 Тетрадь – стр. 14-15 | 1 | Открытие новых знаний | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснение. Дни недели и их последовательность. | По схеме в учебнике дать научное объяснение смены дня и ночи и связать с этим явлением две естественные единицы измерения времени сутки и неделю; выбирать наиболее привлекательный для себя способ фантастического объяснения этого явления | Работая по плану, сверять вои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - практикум | Игрушка «День –ночь» Детский волчок Фонарик Бумажный ободок с изображением земного шара Названия дней недели | Учебник стр. 20-23 Р.т. № 5 стр. 15-17 | 22.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
7/7 | Месяц и год Учебник - стр. 24-27 Тетрадь – стр. 18-19 | 1 | Комбинированный урок | Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснение. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце. | С помощью схемы давать научное объяснение изменению внешнего виды Луны в течение месяца; устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»; представлять единицу измерения времени «год» как последовательность двенадцати месяцев | Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг; отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – наблюдение | Волшебный клубочек Серп круглая буханка хлеба фотографии Луны в разных фазах | Учебник стр. 24-27 Р.т. № 2,3 Стр. 18-19 | 25.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
8/8 | Времена года Учебник - стр. 28-31 Тетрадь – стр. 20-21 | 1 | Урок Открытия новых знаний | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времен года. Явления природы. Сезонные явления. | Объяснять причину смены времен года; понимать условность начала перечисления времен года при неизменности их следования друг за другом в годовом круге; называть важнейшие сезонные явления природы как признаки того или иного времени года | Вычитывать из текста фактуальную информацию, подтекстовую (неявную); ориентироваться в структуре текста; определять его тематическую принадлежность; перерабатывать полученную информацию: сравнивать факты; определять причины явлений, событий. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – поиск | Игрушка – крестушка Глобус фонарик | Учебник стр. 28-31 Р.т. № 3 Стр. 21 | 29.09.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
9/9 | Проверочная работа по теме «Время» | 1 | Урок развивающего контроля | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания | Определять единицы времени, используя часы и календарь. Объяснять смену времен года. Располагать единицы времени в порядке увеличения их значения. Определять время на модели часов. | Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. | Тематический проверочная работа | Урок - контроль | Тестовые задания | Не задано | 02.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
10/10 | Погода (практическая работа с термометром) Учебник - стр. 32-33 Тетрадь – стр. 22-23 | 1 | Комбинированный урок | Понятие «погода». Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр – прибор для измерения температуры. | Различать виды термометров и пользоваться каждым из них. Освоить способы записи показаний термометра, измерять температуру воздуха, воды, своего тела. Фиксировать результаты измерений в таблице. | В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы. Анализировать свои действия и управлять ими; сопоставлять собственную оценку своей деятельности с оценкой учителя. | Текущий Блиц –опрос на актуализацию знаний | Урок – практикум | Аудиозапись песни «У природы нет плохой погоды» термометры Уличный, медицинский, Водный почвенный цифровой | Учебник стр. 32-35 Р.т. № 4 Стр. 23 | 06.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
11/11 | Погода Учебник - стр. 34-35 Тетрадь – стр. 24-25 | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Явления погоды наблюдения за погодой. Прогнозы погоды и их значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды. | Рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды. Объяснять назначения метеорологических приборов, рисовать условные знаки погодных явлений. | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения; доносить свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок самостоятельного поиска знаний | Учебник Рабочая тетрадь | Р.т. № 2,4 стр. 24-25 | 09.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
12/12 | Календарь – хранитель времени, страж памяти. Учебник - стр. 36-39 Тетрадь – стр. 26-27 | 1 | Урок открытия новых знаний | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами – основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели. | Ориентироваться в сведениях, представленных на странице современного календаря; находить в календаре дату своего рождения и дни рождения близких людей. | Передавать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде; выполнять универсальные логические действия: анализ, синтез, выбирать основания для сравнения, классификации объектов, устанавливать аналогии и причинно – следственные связи. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - путешествие | Календари: настенный, настольный, перекидной, отрывной Рисунки народов Народные мелодии: русских, евреев, татар, бурят | Учебник стр. 36-39 р.т. № 3 стр. 27 | 13.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
13/13 | Красные дни календаря Праздники для всех. Учебник - стр. 40-43 Тетрадь – стр. 28-29 | 1 | Комбинированный урок | Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | Кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике; описывать празднование одного из этих праздников в своем городе (селе) | Сформировать основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – беседа | Атрибуты гос. Праздников: флаг РФ, военная фуражка, учебник, георгиевская ленточка, мелодия Jingle Bells Фишки синего, зеленого, красного цвета | Учебник Стр. 40-43 Р.т. № 4 Стр. 29 | 16.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
14/14 | Народный календарь Учебник - стр. 44-47 Тетрадь – стр. 30-31 | 1 | Урок открытия новых знаний | Народный календарь – сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края и уметь соотносить их с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств. Уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы | Уметь кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря; - формировать уважительное отношение к истории и культуре других народов; - осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –беседа | Национальные костюмы Православный календарь Шишки хвойных деревьев | Учебник Стр. 44-47 Р.т. № 3,4 Стр. 31 | 20.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
15/15 | Экологический календарь. Учебник - стр. 48-52 Тетрадь – стр. 32-35 | 1 | Урок открытия новых знаний | Что такое экология. Экологический календарь – проявления культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря. | Понять задачи экологии как науки и экологического движения в России и в мире, необходимость охраны природы; воспринимать экологический календарь как важное явление современной культуры; по мере сил участвовать в охране природы. | Знать некоторые народные приметы на погоду своего края; уметь предполагать, какая будет погода, наблюдая за определенными явлениями природы, которые служат основой для народных примет на погоду; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок -самостоятельного поиска знаний | Экологический календарь Фотографиизубр Бобр Сокол Журавль Бабочка махаон | Учебник Стр. 48-51 Р.т. № 2 Стр. 32 | 23.10.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
2 четверть – 16 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Осень – 16 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
16/1/1 | Осенняя прогулка (экскурсия) | 1 | Урок открытия новых знаний | Осенние изменения в природе, расширение знаний о животном и растительном мире. Бережное отношение к природе. | Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью. | Знать, что народные приметы о погоде связаны с ощущениями, которые дают нам разные органы чувств и с наблюдениями за живой и неживой природой; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; проявлять интерес к познанию окружающего мира. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –экскурсия | Не задано | 06.11.2015 г. | |||||||||||||||||||||||
17/2/2 | Осенние месяцы Учебник - стр. 53-57 Тетрадь – стр. 36-37 | 1 | Комбинированный урок | Народные названия осенних месяцев. Осень в произведениях культуры. Старинные осенние праздники народов России. Обряды и обычаи поры осеннего равноденствия в культуре разных народов России. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. | Находить признаки осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей осенью в старинных названиях осенних месяцев; описывать красоту осенней природы и произведений искусства, посвященных этой теме, используя выразительные средства родного языка; проявлять заботу друг о друге в совместном сезонном посильном труде | Знать признаки осени в живой и неживой природе; уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений; использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов.
| Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –самостоятельное открытие знаний, Работа в группах | Рисунок годового круга Букет из осенних листьев П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песня» Репродукции картин Левитана «Золотая осень», Пластова «Первый снег» | Учебник Стр. 54-57 Р.т № 4,5 стр. 37 | 10.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
18/3/3 | Осень в неживой природе. Учебник - стр58-61 Тетрадь – стр. 38-39 | 1 | Комбинированный урок | Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. | Понять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности; усвоить названия осенних погодных и природных явлений в неживой природе (иней, заморозки, моросящие затяжные дожди, туманы и др. | Организовывать учебное взаимодействие в группе; принимать и решать познавательные и учебные задачи, выбирать из текста нужную информацию, иллюстрации; выполнять универсальные логические действия; выбирать основания для сравнения, классификации объектов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –самостоятельное открытие знаний, Работа в группах | П.И.Чайковский «Времена года» «Осенняя песня» Фоторгафии осенних явлений: иней, туман, дождь, замерзание реки Бабьего лета | Учебник Стр. 58-61 Разучить детскую игру «Кулик» | 13.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
19/4/4 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия. Учебник - стр. 62-65 Тетрадь – стр. 40-41 | 1 | Комбинированный урок | Народные праздники как выражение благодарности природе за все, что она дает людям. Праздник земледельцев. Праздники охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | В обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов; называть общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов, определяя их главный нравственный смысл - благодарность природе | Знать события в жизни людей осенью со значением старинных названий осенних месяцев в языке народов своего края; уметь в обрядах и обычаях осеннего равноденствия различать особенности, характерные для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – практикум | Кукла – зернушка Дары осени: орех, слива, картофель овес Рис Душица Зверобой Иван –чай Обрядовая песня про сбор урожая Православный календарь народные мелодии нанайцы, коряки | Учебник Стр. 62-65 Р.т. № 2 Стр. 40 | 17.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
20/5/5 | Звездное небо осенью. Учебник - стр. 66-69 Тетрадь – стр. 42-44 | 1 | Комбинированный урок | Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлениях древних и современных ученых. Созвездия Большой медведицы и Лебедя, их изображения на старинных и современных звездных картах. Легендарная история созвездия Большой медведицы. | Понять, что звезды, как и Солнце, — сгустки раскаленных газов. Знать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые | Знать общее свойство праздников осеннего равноденствия у разных народов; -использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –самостоятельное открытие знаний, Работа в группах | Изображения Зевса Геры Посейдона Каллисто Созвездия Большой и Малой Медведицы Лебедя «Звездный вальс» И.О. Дунаевский | Учебник Стр. 66-69 Р.т. № 3,4 Стр. 43 | 20.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
21/6/6 | Трава у нашего дома Учебник - стр. 70-73 Тетрадь – стр. 44-45 | 1 | Урок открытия знаний | Травянистые растения осенью. Наиболее распространенные травы: полынь, крапива, птичья гречишка, подорожник и др. Их особенности, значения для человека. | Знать причины пожелтения травы осенью. Уметь распознавать травы с помощью атласа-определителя | Уметь работать с атласом-определителем и дополнительной литературой; использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –самостоятельное открытие знаний, Работа в группах | Песня «Трава у дома» Атлас – определитель «От Земли до неба» Модель листа дерева Гербарий растений | Учебник Стр. 70-73 Р.т. № 3,4 Стр. 45 | 24.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
22/7/7 | Старинная женская работа. Учебник - стр. 74-77 Тетрадь – стр. 46-47 | 1 | Комбинированный урок | Работа со льном в жизни народов России. Последовательность трудовых операций. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в городе Костроме. | Уметь назвать последовательность трудовых операций в работе со льном; выполнять задание учителя, распределяя операции между собой в группе. | Знать последовательность трудовых операций при обработке льна, льняной пряжи и ткани; выполнять оценивание выполненной работы, на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – конференция | Карта России лоскутки ткани: бязь, шерсть, лен, шифон, шелк Изделия из этих тканей Семена льна
| Учебник Стр. 74-77 Сделать куклу -крестушку | 27.11.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
23/8/8 | Деревья и кустарники осенью Учебник - стр. 78-81 Тетрадь – стр. 48-49 | 1 | Урок открытия новых знаний | Осенние явления в жизни деревьев и кустарников (изменение окраски листьев, листопад). Красота осенней природы. | Сравнивать осеннюю окраску листьев деревьев и кустарников. Узнавать деревья и кустарники по листьям. Определять деревья и кустарники по плодам. | Знать наиболее часто встречающиеся деревья и кустарники и вечнозеленые хвойные растения средней полосы; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; проявлять интерес к познанию окружающего мира. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –работы в группах | «Наш край» Д. Кабалевского Фотграфии растений – дуб, сосна, береза, осина, Ель, калина, черемуха, рябина, сирень, лиственница. Репродукция И.С. Островского «Золотая осень» | Учебник Стр. 78-81 Р.т. № 3,4 Стр. 49 | 01.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
24/9/9 | Чудесные цветники осенью. Учебник - стр. 82-85 Тетрадь – стр. 50-51 | 1 | Урок открытия новых знаний | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | Определять растения цветников с помощью атласа – определителя. Узнавать растения на фотографиях, рисунках и в природе. Различать свойства растений. | Уметь работать с атласом-определителем и дополнительной литературой; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проект | Карта мира «Вальс цветов» из балета П.И.Чайковского Фото – гладиолуса Георгина, астры, хризантемы, барахатцов, флокса, ноготков, рудбекии | Учебник Стр. 82-85 Р.т. № 4 Стр. 51 | 04.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
25/10/ 10 | Грибы Учебник - стр. 86-89 Тетрадь – стр. 52-53 | 1 | Урок открытия новых знаний | Грибы – особая группа живых существ. Разнообразие грибов. Строение гриба. Роль грибов в жизни леса. Грибы съедобные и несъедобные. | Сравнивать грибы по внешнему виду. Рассказывать строение гриба, устанавливать связь грибов с растениями и животными. Различать внешне похожие грибы съедобные и несъедобные грибы по их характерным признакам. | Знать строение гриба; уметь отличать съедобные грибы от несъедобных; определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем и одноклассниками; выполнять оценивание выполненной работы, на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – виртуальная экскурсия | Песня «Как прекрасен этот мир» Фото грибов –белый, подберезовик, подосиновик, моховик, масленок, груздь, сыроежка, лисичка, сморчок, волнушка, шампиньон, вешенка, опята, желчный гриб, ложный опенок, бледная поганка | Учебник Стр. 86- 89 | 08.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
26/11/ 11 | Проверочная работа по теме «Растения и грибы». Шестиногие и восьминогие. Учебник - стр. 90-93 Тетрадь – стр. 54-55 | 1 | Комбинированный урок | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала, умения применять полученные знания. Насекомые и пауки. Осенние изменения в их жизни. Разнообразие насекомых. Отличие пауков от насекомых. Превращения насекомых. Необходимость бережного отношения к насекомым и паукам. | Определять лиственные и хвойные растения; различать съедобные и несъедобные грибы. Рассказывать о разнообразии насекомых. Описывать паука- крестовика. Узнавать изученных насекомых на рисунках. | Знать понятие «паукообразные»; этапы развития бабочки и стрекозы; уметь отличать насекомых от паукообразных; использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов; иметь представления о ценности и уникальности природного мира. | Тематический проверочная работа | Урок – проверочная работа | Заставка «В мире животных» Фото – шмель, пчела, стрекоза, жужелица, муравей, кузнечик, паук, жук олень, бабочка – медведица, жук сосновый слоник, стрекоза муравьиный лев Схема фаз развития насекомых
| Учебник Стр. 90-93 Р.т № 4 Стр. 55 | 11.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
27/12/ 12 | Птичьи секреты. Учебник - стр. 94-97 Тетрадь – стр. 56-58 | 1 | Урок открытия новых знаний | Перелетные и зимующие птицы. Осенние явления в жизни птиц. Странички народного календаря, связанные с птицами. | Выяснять по рисунку учебника, какие птицы относятся к перелетным, а какие к зимующим. Узнавать изученных птиц. Приводить примеры перелетных и зимующих птиц. | Знать причины, по которым перелетные птицы покидают родные края; уметь различать перелетных и зимующих птиц; иметь представления о ценности и уникальности природного мира; выполнять оценивание выполненной работы, на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Тематический проверочная работа | Урок – практикум | Песня «Расскажите птицы» Фото перелетных и зимующих птиц Репродукция «Журавли летят» А.С. Степанова | Учебник Стр. 94-97 Р.т. № 3 Стр. 57 Прочитать рассказы «Куда, как и когда?» стр. 165-168 | 15.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
28/13/ 13 | Как разные животные готовятся к зиме. Учебник - стр98-101 Тетрадь – стр. 58-59 | 1 | Урок применения знаний | Осенние изменения в жизни зверей и других животных. (лягушек, жаб, ящериц, змей). Разнообразие приспособлений животных к сезонным изменениям в природе. | Устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных. Выявлять приспособительное значение спячки, линьки, запасания корма и других явлений. В жизни животных. | Знать, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме; использовать готовые и создавать в сотрудничестве с другими учениками и учителем знаково-символические средства для описания свойств качеств изучаемых объектов. | Промежуточный,, творческая работа | Урок-игра | Заставка «В мире животных» Фото животных | Учебник Стр. 98-101
| 18.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
29/14/ 14 | Невидимые нити в осеннем лесу. Учебник - стр. 102-105 Тетрадь – стр. 60-61 | 1 | Урок открытия новых знаний | Невидимые нити – связи в окружающем мире. Примеры связей между растениями и животными в осеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из учебника связи в природе. Сравнивать разные виды схем. Делать выводы о значении схем как способа изображения связей в окружающем мире, о возможности построения связей в окружающем мире. | Уметь высказывать предположения о том, что представляют собой связи в окружающем мире; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания; выполнять оценивание выполненной работы, на основе заданных критериев успешности учебной деятельности. | Текущий, творческая работа | Урок самостоятельного поиска знаний | Песня «Расскажите птицы» Справочные издания Фото растений и животных | Учебник Стр. 102-105 Р.т № 3 Стр. 61 | 22.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
30/15/ 15 | Осенний труд . Учебник - стр. 106-109 Тетрадь – стр. 62-63 | 1 | Урок открытия новых знаний | Многообразие осенних работ в городах и селах в старину и в настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. | Сравнивать осенние работы в городах и селах в старину и сейчас. Соотносить их с особенностями в мире осенней живой и неживой природы, выявлять общее и различное. | Уметь различать виды осенних работ в городах и сёлах; принимать ценности природного мира, учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи; уметь выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другое мнение и позицию. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - диалог | Кукла – многоручка Кукла –зернушка Кукла – льняница, фото осенних работ в саду и в огороде. С/Х техники и старинных орудий труда (трактор, комбайн, сенокосилка, соха, серп, коса) Дом. животных | Учебник Стр. 106-109 Р.т. № 2 Стр. 62 | 25.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
31/16/ 16 | Будь здоров! Учебник - стр. 110-113 Тетрадь – стр. 64-65 | 1 | Урок Применения знаний | Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни осенью. Объяснять правила народных игр. Контролировать свое поведение по отношению к сверстникам в соответствии с правилами игры. | Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; знать правила здорового образа жизни в осенний период; иметь представление о здоровом образе жизни в осенний период; уметь договариваться, приходить к общему решению; осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье; допускать существование различных точек зрения. | Текущий, практическая работа, взаимоконтроль | Урок – деловая игра | Карта России Рисунки народа Ауодизапись народных мелодий: аварцы, осетинцы. | Учебник Стр. 110-113 Р.т № 3 Стр. 65 | 29.12.2015 г. | ||||||||||||||||||||||
3 четверть – 20 часов (по факту 18 часов) | |||||||||||||||||||||||||||||||||
32/1/17 | Охрана природы осенью. Учебник - стр. 114-117 Тетрадь – стр. 66-69 | 1 | Урок открытия новых знаний | Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений и животных. По страницам Красной книги России. | Знать правила охраны природы осенью. Приводить примеры дел, в которых можно проявить свою любовь к природе. | Знать правила охраны природы при сборе ее даров осенью; оценивать эмоционально-эстетические впечатления от восприятия природы; отмечать в природном окружении то, что особенно нравится; проявлять интерес к познанию окружающего мира. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | «Осенняя песня» из цикла «Времена года» Красная книга России | Учебник Стр. 114-117 Р.т. № 5 Стр. 69 Памятка «Как подкармливать птиц» | 12.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
33/2 | За страницами учебника | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний | Повторение материала по данному разделу | Знание обязательного минимума изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – практикум | Справочная литература | Подготовиться к проверочной работе | 15.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
34/3 | За страницами учебника | 1 | Урок развивающего контроля | Проверка уровня усвоения учащимися изученного материала по теме «Осень», умения применять полученные знания | Знать особенности сезонных изменений в жизни животных и растений, связи между растениями и животными, значение этих связей для жизни людей. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев; совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Тематический Проверочная работа | Урок – контроль | Тест диагностической работы | Не задано | 19.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
Раздел 1. «Зима» - 14 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
35/4/1 | Зимняя прогулка (за страницами учебника) | 1 | Урок открытия новых знаний | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений. | Уметь систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; уметь соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу; осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; -сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе; проявлять интерес к учебному процессу. | Урок- экскурсия | Р.т. стр. 32 № 2 | 22.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||||
36/5/2 | Зимние месяцы Учебник - стр. 4-7 Тетрадь – стр. 3-5 | 1 | Урок открытия новых знаний | Народные названия зимних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето. | Сопоставлять старинные и современные названия зимних месяцев. Характеризовать погодные явления зимних месяцев по картинам художников. | Адекватно использовать речевые средства для решения задач общения (приветствие, прощание, игра, диалог); вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в паре. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – ролевая игра | Рисунок годового круга Таблички с древнеримскими и современными названиями зимних месяцев Репродукции картин «Зима» И.Шишкин А.Саврасов «Дворик. Зима» | Учебник Стр. 4-7 Р.т. № 5 Стр. 5 | 26.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
37/6/3 | Зима – время науки и сказок Учебник - стр. 8-11 Тетрадь – стр. 6-7 | 1 | Урок открытия нового знания | Сказки народов России и мира – школа мудрости и добра. | Сравнивать сказки разных народов, объяснять их смысл, формулировать их нравственное значение для современной жизни. | Знать, как учились дети в старину; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок ролевая игра | Православный календарь Репродукция А.Морозова «Сельская бесплатная школа» А.Ткачев «В субботний день» | Учебник Стр. 8-11 Р.т. № 3,4 Стр. 6-7 | 29.01.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
38/7/4 | Зима в неживой природе. Учебник - стр. 12-15 Тетрадь – стр. 8-9 | 1 | Комбинированный урок | Зимние месяцы в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе. | Рассказывать о зимних изменениях в природе. Устанавливать причинно – следственные связи между положением Солнца и зимними изменениями в природе. | Знать о зимних природных явлениях, опираясь на непосредственный жизненный опыт: снежный покров на земле, лед на водоемах, снегопад, метель, изморозь, оттепели, гололед; уметь систематизировать наблюдения над зимними природными явлениями; преобразовывать практическую задачу в познавательную; | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –самостоятельный поиск знаний | «Вальс снежинок» из балета «Щелкунчик» Репродукция картин Ф. Васильева «Оттепель» Г. Скребицкий «Четыре художника» Модель вращения Земли вокруг Солнца | Учебник Стр. 12-15 | 02.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
39/8/5 | Звездное небо зимой Учебник - стр. 16-19 Тетрадь – стр. 10-11 | 1 | Урок открытия новых знаний | Изменение расположения ковша Большой медведицы по сравнению с осенью. Созвездие Малой Медведицы. Полярная звезда. Созвездие Ориона и его легендарная история. Сириус – самая яркая звезда на небе. | Сравнивать схемы расположения ковша Большой Медведицы осенью и зимой, выявлять различия. Сравнивать схемы Большой Медведицы и Малой Медведицы. Осваивать способ нахождения на небе Полярной звезды, определять по Полярной звезде стороны горизонта. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; иметь представление о расположении «ковшей» Большой и Малой медведиц, Полярной звезды; уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками; соблюдать основные моральные нормы поведения. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –наблюдение | «Звездный вальс» И. Дунаевского Рисунок -схема Большой Медведицы» ( осенью и зимой) Ориона Изображения Посейдона, Ориона, Геры | Учебник Стр. 16-19 Р.т. № 5 Стр. 11 | 05.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
40/9/6 | Зима в мире растений. Учебник - стр. 20-23 Тетрадь – стр. 12-13 | 1 | Урок открытия новых знаний | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой. | По своим наблюдениям отвечать на вопросы о зимних изменениях в жизни растений. Распознавать деревья и кустарники по плодам, шишкам, силуэтам и другим признакам. | Осуществлять поиск учебной информации из рассказов учителя, из материалов учебника; применять для решения учебных задач логические действия анализа, сравнения, обобщения, классификации, построения рассуждений и выводов. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – диалог | «Наш край» - песня Фото растений и их плодов | Учебник Стр. 20-23 Р.т. № 4 Стр. 13 | 09.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
41/10/7 | Зимние праздники Учебник - стр. 24-27 Тетрадь – стр. 14-15 | 1 | Комбинированный урок | Зимние праздники в России и других странах – Рождество, Новый год, связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.) Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края. | Отмечать на схеме годового круга дни зимнего солнцестояния и солнцеворота. Различать общее и особенное в зимних праздниках. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; иметь представление о зимних праздниках в России; уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками; соблюдать основные моральные нормы поведения. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проект | Репродукция картины Кустодиева «Елочный торг» Фото рождественского вертепа Распечатки колядок | Учебник Стр. 24-27 Р.т. № 2 Ст. 14 | 12.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
42/11/8 | Растения в домашней аптечке Учебник - стр. 28-31 Тетрадь – стр. 16-17 | 1 | Урок открытия новых знаний | Лекарственные растения. Их использования для лечения людей в прошлом и настоящем. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей. | Узнавать на рисунках растения, находить среди них деревья, кустарники, травянистые растения. | Знать о разнообразии лекарственных растений; уметь использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание; ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –викторина | Гербарии, фото лекарственных растений - подорожник пастушья сумка, пижма, тысячелистник, календула, валериана, шиповник. | Учебник Стр. 28-31 Р.т. № 3 Стр. 17 | 16.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
43/12/9 | Зимняя жизнь птиц и зверей Учебник - стр. 32-35 Тетрадь – стр. 18-19 | 1 | Урок открытия новых знаний | Разнообразие зимующих птиц. Их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека. | Извлекать информацию о приспособлениях птиц к условиям зимы. Находить изучаемых птиц на рисунках учебника. Узнавать зимующих птиц по клювам. Устанавливать связи между строением клюва и особенностями питания птиц. Обсуждать причины перемещения птиц. | Знать о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой; уметь участвовать в работе парами (группами); договариваться, приходить к общему решению с одноклассниками; соблюдать основные моральные нормы поведения. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок -семинар | Атлас – определитель Фото животных | Учебник Стр. 32-35 Р.т. № 3 Стр. 19 | 19.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
44/13/ 10 | Невидимые нити в зимнем лесу. Учебник - стр. 36-39 Тетрадь – стр. 20-21 | 1 | Комбинированный урок | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста информацию о связях в природе. Соотносить рисунок и схему в учебнике. Прослеживать по схеме связи между елью и лесными животными. Моделировать связи в зимнем лесу с помощью различных видов схем. | Уметь выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах; преобразовывать практическую задачу в познавательную; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Песня «Расскажите, птицы» Фото растений и животных | Учебник Стр. 36-39 | 23.02.2016 г. 26.02.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
45/14/ 11 | В феврале зима с весной встречается впервой. Учебник - стр. 40-43 Тетрадь – стр. 22-23 | 1 | Урок открытия новых знаний | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны. | Характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края. | Иметь представление о зимних праздниках своего народа; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; проявлять интерес к учебному материалу; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - наблюдение | Карта России Православный календарь Запись народных масленичных песен Народные мелодии бурятов | Учебник Стр. 40-43 Р.т. № 3,4 Стр. 23 | 01.03.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
46/15/ 12 | Зимний труд. Учебник - стр. 44-47 Тетрадь – стр. 24-25 | 1 | Итоговый урок | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы .Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах. Уход за домашними животными, комнатными растениями и т.д. | Инсценировать мужскую и женскую работу в старину, соотносить с видами работ в настоящее время в городе (селе). Рассказывать о том, как надо заботиться о домашних растениях и животных зимой в родном городе. | Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; знать особенности ухода за растениями и животными зимой; осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков; применять практические умения по выращиванию в домашних условиях витаминных растений; знать основные моральные нормы и ориентироваться на их выполнение. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – практикум, работа в группе | Кукла –многоручка «Вальс снежинок» из балета П.И.Чайковского Р.н.песня о пряхе, лупы Крупа – гречиха, пшено | Учебник Стр. 44-47 Р.т № 4 Стр. 25 Вести дневник наблюдений за погодой | 04.03.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
47/16/ 13 | Будь здоров! Учебник - стр. 48-51 Тетрадь – стр. 26-27 | 1 | Урок открытия новых знаний | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | Формулировать правила здорового образа жизни зимой. Объяснять правила народных зимних игр. | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в зимний период; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; знать правила здорового образа жизни в зимний период; договариваться, приходить к общему решению; осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье, допускать существование различных точек зрения. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – диалог | Репродукция с картины Ф.В. Сычкова «С гор» | Учебник Стр. 48-51 Р.т № 3 Стр. 27 Рисунок на тему «Белый сказочный дворец» | 08.03.2016 г 11.03.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
48/17/ 14 | Охрана природы зимой Учебник - стр. 52-55 Тетрадь – стр. 28-29 | 1 | Комбинированный урок | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально – эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России. | Знать правила охраны природы зимой. | Знать о правилах охраны зимой чистоты в парке, сквере, лесу, о способах подкормки зверей и птиц; уметь соблюдать правила охраны чистоты во время прогулки в зимнем парке, сквере, лесу; уметь выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове; оценивать поступки человека по отношению к природе; осознавать личное отношение к малой родине, осуществлять действия по охране окружающего мира. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - диалог | Книга «Великан на поляне» Фото животных Красная книга России | Учебник Стр. 52-55 Р.т № 5 Стр. 29 | 15.03.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
49/18/ 15 | За страницами учебника. | 1 | Урок развивающего контроля | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; уметь выявлять связи в зимнем лесу на конкретных примерах; осуществлять поиск необходимой информации в специальной и учебной литературе для выполнения заданий и решения задач; уметь строить монологическое высказывание; ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы. | Тематический Тестовая работа | Урок -контроль | Задания тестовой работы. | Не задано | 18.03.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
4 четверть – 17 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. «Весна и лето» - 15 часов | |||||||||||||||||||||||||||||||||
50/1/1 | Весенние месяцы Учебник - стр. 58-61 Тетрадь – стр. 32-33 | 1 | Урок открытия новых знаний | Старинные и современные названия весенних месяцев ( в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний Новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края. | Сравнивать старинные и современные названия весенних месяцев, соотносить их внутренний смысл с природными особенностями весенних месяцев и событиями в жизни людей. | Знать признаки весенних явлений природы и указания на особенности жизни людей весной в старинных названиях весенних месяцев; включаться в диалог и коллективное обсуждение проблем и вопросов; анализировать объекты окружающего мира с выделением отличительных признаков; в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | Урок -наблюдение | Современные и старинные названия месяцев Репродукции картин А.К. Саврасова «Грачи прилетели» Б.М.Кустодиева «Весна» | Учебник Стр. 58-61 Р.т. № 3,4 Стр. 33 | 29.03.2016 г. | |||||||||||||||||||||||
51/2/2 | Весна в неживой природе. Учебник - стр. 62-65 Тетрадь – стр. 34-35 | 1 | Комбинированный урок | Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе. | Рассказывать о весенних изменениях в природе. Устанавливать причинно – следственные связи между положением солнца и весенними изменениями в природе. Рассказывать о признаках весны в городе и за городом. | Иметь представление о весенних явлениях в неживой природе; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; выделять из темы рока известные и неизвестные знания и умения; классифицировать объекты по заданным критериям. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –обобщения знаний | Песни о весне из к/ф «Весна» Модель вращения Земли вокруг Солнца Репродукции картины Петровичева «Ледоход на Волге» | Учебник Стр. 62-65 | 01.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
52/3/3 | Весна – утро года Учебник - стр. 66-69 Тетрадь – стр. 36-37 | 1 | Урок открытия новых знаний | Народные традиции встречи весны. Образ птицы – любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира. | Знать народные традиции встречи весны. Инсценировать характерные праздничные ритуалы. В виде мини –спектаклей. | Иметь представление о народных традициях встречи весны народов России; проявлять интерес к учебному материалу; формулировать учебную задачу на уроке в диалоге. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Православный календарь Народные мелодии (нанайцы) | Учебник Стр. 66-69 Р.т. №5 Стр. 37 | 05.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
53/4/4 | Звездное небо весной Учебник - стр. 70-73 Тетрадь – стр. 38-39 | 1 | Комбинированный | Изменение расположения созвездия Большой медведицы и Малой Медведицы по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопеи и Льва, их изображение на старинных и современных звездных картах. | Сравнивать схемы расположения ковшей Большой Медведицы и Малой медведицы в разные сезоны, выявлять различия. Знать способ нахождения на небе созвездия Кассиопеи, соотносить схему созвездия Кассиопеи со старинным рисунком и находить на небе. | Преобразовывать практическую задачу в познавательную; иметь представление об изменении расположения «ковшей» Большой и Малой медведиц, Полярной звезды по сравнению с зимой; классифицировать объекты по заданным критериям; сравнивать объекты по различным признакам; договариваться | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – семинар | «Звездный вальс» И.О.Дунаевского Рисунок – схема созвездий Большой и Малой медведицы, Кассиопеи, Льва, изображения Андромеды, Персея, Медузы горгоны, Пегаса. | Учебник Стр. 70-73 Р.т № 2,3 Стр. 38-39 | 08.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
54/5/5 | Весеннее пробуждение растений Учебник - стр. 74-77 Тетрадь – стр. 40-43 | 1 | Урок открытия новых знаний | Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений, условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям. | Рассказывать о весенних изменениях в жизни растений. Знать условия, необходимые для цветения растений. Узнавать цветущие растения по фотографиям, рисункам, в природе. Характеризовать признаки весеннего пробуждения деревьев и кустарников. | Знать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми; иметь представление о разнообразии раннецветущих растениях и об условиях, необходимых для их цветения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде таблиц; классифицировать объекты по заданным критериям. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок -беседа | «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» Гербарии растений – ветреница, чистяк, хохлатка, калужница Гусиный лук Печеночница Ива Ольха Подснежник | Учебник Стр. 74-77 Р.т № 4,5 Стр. 42-43 | 12.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
55/6/6 | Чудесные цветники весной Учебник - стр. 78-81 Тетрадь – стр. 44-45 | 1 | Урок открытия новых знаний, урок - контроля | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников. | Определять растения на фотографиях, рисунках, в природе. | Классифицировать объекты по заданным критериям; проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, любить природу. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – проблемный диалог | Атлас – определитель «От Земли до неба» «Вальс цветов» Гербарии растений цветников | Учебник Стр. 78-81 Р.т. №4 Стр. 45 | 15.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
56/7/7 | Весна в мире насекомых Учебник - стр. 82-85 Тетрадь – стр. 46-47 | 1 | Комбинированный урок | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым. | Обнаруживать взаимосвязи в мире насекомых, рассказывать о них, достраивать схемы в тетрадях. | Иметь представление о весенних изменениях в жизни насекомых, их взаимосвязи и роли человека; выделять существенную информацию из литературы разных типов; планировать свои действия; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок – самостоятельный поиск знания | «Полет шмеля» Римского –Корсакова Фото животных – муравей Стрекоза Светлячок Жук Оса Муха Комар Пчела Божья коровка Бабочка Паук | Учебник Стр. 82-85 Р.т № 2 Стр. 46 | 19.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
57/8/8 | Весна в мире птиц и зверей Учебник - стр. 86-89 Тетрадь – стр. 48-49 | 1 | Комбинированный урок | Весенние изменение в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время. | По своим наблюдениям рассказывать о весенних изменениях в мире птиц и зверей. Определять последовательность возвращения перелетных птиц из теплых краев. Узнавать птиц на рисунке. | Знать о возвращении перелетных птиц, гнездовании, насиживании и кормлении птенцов, пробуждении зверей, впадавших в зимнюю спячку, рождении у зверей потомства; иметь представление об этических нормах; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; формулировать ответы на вопросы. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок -семинар | Фото птиц, зверей и их детенышей | Учебник Стр. 86-89 Р.т № 4 Стр. 49 | 22.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
58/9/9 | Невидимые нити в весеннем лесу Учебник - стр. 90-93 Тетрадь – стр. 50-51 | 1 | Урок открытия новых знаний | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы. | Извлекать из текста и иллюстраций учебника информацию о связях в природе. Анализировать рисунки и схемы в учебнике. Соотносить их между собой, моделировать связи в весеннем лесу с помощью различных видов схем. | Уметь выявлять связи в весеннем лесу на конкретных примерах; классифицировать объекты по заданным критериям; проявлять индивидуальные творческие способности; осуществлять синтез объектов при составлении цепей питания; уметь слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок –проблемный диалог | Фото животных и растений Н.Сладков «Ивовый пир» | Учебник Стр. 90-93 Р.т № 4 Стр. 51 | 26.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
59/10/ 10 | Весенний труд Учебник - стр. 94-97 Тетрадь – стр. 52-53 | 1 | Урок открытия новых знаний | Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т.д.) | Инсценировать мужскую и женскую старинную весеннюю работу. Соотносить с видами работы в настоящее время в городе (селе). Наблюдать за состоянием природы, соотносить свои наблюдения с народными приметами. | Знать о признаках летних явлений природы и особенностях жизни людей летом; иметь представление о работах людей весной в старину и в настоящее время; включаться в диалог и коллективное обсуждение с учителем и сверстниками проблем и вопросов; формировать представление об уважительном отношении к тяжёлому труду сельских жителей. | Текущий терминологический диктант | Урок -практикум | Православный календарь Лента, на которой завязаны 7 узлов | Учебник Стр. 94-97 Р.т № 4 Стр. 53 | 29.04.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
60/11/ 11 | Старинные весенние праздники Учебник - стр. 98-101 Тетрадь – стр. 54-55 | 1 | Комбинированный урок | «Праздников праздник» - Пасха. Проводы весны. Образ березы в культуре разных народов. | Характеризовать весенние праздники в культуре народов России. Сравнивать традиции отношения к березе в культуре разных народов России. | Иметь представление о старинных весенних праздниках; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - диалог | Православный календарь Пасхальная кукла Веточки вербы Икона А.Рублева «Святая Троица» Мелодии саами и якутов | Учебник Стр. 98-101 Р.т. № 4 Стр. 55 | 03.05.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
61/12/ 12 | Будь здоров! Охрана природы весной. Учебник - стр. 106-109 Тетрадь – стр. 58-59 | 1 | Комбинированный урок | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги. | Формулировать правила здорового образа жизни. Рассказывать о правилах охраны природы. | Уметь выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; знать правила здорового образа жизни в весенний период; уметь договариваться, осознавать ответственность за свою жизнь и здоровье. | Текущий представление сообщение по теме урока | Урок - конференция | Рисунки народов, аудиозаписи мелодий марийцев, татар Голоса леса | Учебник Стр. 102-105 Р.т № 4 Стр. 57 | 06.05.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
62/13/ 13 | Весенняя прогулка. (За страницами учебника) | 1 | Урок открытия новых знаний | Наблюдения за сезонными изменениями в природе. | Наблюдать за природой, проводить исследования, аргументированно отвечать, доказывать свое мнение Уметь выявлять сезонные изменения в природе, записывать в дневник наблюдений. | Уметь соблюдать правила охраны природы во время прогулки; задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии для удовлетворения потребности в расширении знаний, определяемой личными интересами; представлять собственные впечатления от экскурсии, раскрыть её содержание, сопровождая показом своих рисунков, фотографий. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - экскурсия | Учебник Стр. 106-109 Р.т № 1,3 Стр. 58-59 Фоторассказ о прогулке | 10.05.2016 г. | |||||||||||||||||||||||
63/14/ 14 | Лето красное Учебник - стр. 106-109 Тетрадь – стр. 58-59 | 1 | Итоговый урок | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников. | Сравнивать старинные и современные названия весенних и летних месяцев. Характеризовать погодные явления весенних и летних месяцев. | Планировать свои действия в течение урока; устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, объектами в живой и неживой природе в летний период; составлять рассказ на заданную тему; формулировать ответы на вопросы; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - наблюдение | Православный календарь Репродукция картин А.И.Куинджи «Березовая роща» И.И.Шишкин «Рожь» А.П.Ткачев «Июньская пора» | Учебник Стр. 110-113 Р.т №4 Стр. 63 Вести наблюдения за погодой | 13.05.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
64/15/ 15 | Летние праздники и труд Учебник - стр. 114-117 Тетрадь – стр. 66-67 | 1 | Урок систематизации знаний | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края. | Соотносить летние праздники с видами работы в настоящее время в городе (селе).Сопоставлять между собой традиции празднования летнего нового года с особенностями новогоднего праздника осенью, зимой, весной в культуре народов России. | Иметь представление о народных обычаях летних старинных праздников; выделять существенную информацию из литературы; планировать свои действия в течение урока; строить монологическое высказывание; контролировать и корректировать своё поведение с учетом правил. | Текущий блиц – опрос на актуализацию знаний | Урок - ролевая игра | Православный календарь Фото поля с озимыми культурами старинные орудия труда народные мелодии - якуты | Учебник Стр. 114-1117 Р.т стр. 68 – творческое задание | 17.05.2016 г. | ||||||||||||||||||||||
65/16 | Итоговая комплексная работа | 1 | Урок развивающего контроля | Проверка изученного материала, уровня его усвоения, умений применять знания на практике. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации для ее объяснения, использовать законы и правила для осмысления своего опыта. | В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы других учеников, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. | Итоговый Комплексная работа | Урок - контроль | Не задано | 20.05.2016 г. | |||||||||||||||||||||||
66/17 | За страницами учебника. Итоговый урок – рефлексия. | 1 | Урок рефлексия | Повторение ранее изученного материала, проверка уровня его усвоения, умений применять знания на практике. | Знание обязательного минимума (требования программы) изученного материала. Умение применить полученные знания к конкретной ситуации. | Иметь представление об изученном материале в течение года; уметь в рамках совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения, вступать в беседу, на уроке, в жизни; контролировать и корректировать своё поведение с учётом установленных правил. | Урок – игра | Не задано | 24.05.2016 г. | ||||||||||||||||||||||||
67 | Резервный урок | 01.09.2015г | |||||||||||||||||||||||||||||||
68 | Резервный урок | 08.03.2016 г. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по УМК "Начальная школа 21 века", в котором показаны предметные, личностные результаты, УУД по каждому уроку....
Календарно-тематическое планирование уроков Окружающего мира в 3 классе.(Плешаков А.А.)
p { margin-bottom: 0.21cm; } Тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) составлено на основе требований Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 год...
Календарно - тематическое планирование по окружающему миру для 1 класса по ФГОС
Подробное календарно-тематическое планирование по Окружающему миру по новому стандарту по программе "Школа Росии"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру в 1 классе (1-4) по учебнику «Окружающий мир» Плешаков А.А. ч.1, ч.2. из расчета 2 часа в неделю, всего в год 66 часов...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса по программе "Начальная школа XXI века" составлено с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончан...
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебного года в 2019-2020 учебном году
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса по программе "Начальная школа XXI века" с учетом непройденных тем в первом классе в связи с досрочным окончанием учебног...