Особенности использования метода проектов в начальной школе.
статья по окружающему миру (4 класс) на тему
Для реализации принципов личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:
- Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: самооценочные, исследовательские, рефлексивные;
- Формирование компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди других методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно – познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически и теоретически значимой проблемы.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_ispolzovaniya_metoda_proektov_v_nachalnoy_shkole.docx | 28.78 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности использования метода проектов
в начальной школе»
Изменения в практике отечественного образования происходящие в последние годы не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Для реализации принципов личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:
- Формировать активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- Развивать в первую очередь общеучебные умения и навыки: самооценочные, исследовательские, рефлексивные;
- Формирование компетенции, т.е. умения сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- Развивать познавательный интерес учащихся;
- Реализовывать принцип связи обучения с жизнью.
Сегодня методу проектов принадлежит ведущее место среди других методов. В основе метода проектов лежит идея направленности учебно – познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при решении практически и теоретически значимой проблемы.
Ребенок - существо само по себе деятельное. Ему нужно все пощупать, потрогать, познать. Учиться – значит исследовать мир.
Во время работы над исследовательским проектом каждый ученик имеет возможности реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать свою компетентность, ощутить успех.
В ходе работы над исследовательским проектом возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы.
Что может подлежать исследованию? Как приступить, как выявить проблему, подвести детей к возможности её сформулировать, определить и высказать?.. Метод проектов дал возможность ощутить позитивный результат области обучения детей приемам самостоятельной исследовательской деятельности, овладения научной терминологией, приемам изложения на высоком уровне подготовленные ими вопросы, пользоваться схемами, рисунками. Необходимость внедрения проектного метода заключается в том, что он дает возможность результативного проектирования учебного процесса:
1. Соответствие уровня проекта психофизиологическим особенностям и уровню обученности учеников.
В своей практике применяю творческие и игровые проекты, результатом которых являются маленькие исследования, затрагивающие эмоциональную сферу каждого ученика. В работе над проектом использую компьютерные презентации, которые создаю сама или с учениками, им это вполне по силам.
2. Доступность темы для учеников.
В своей практике стараюсь использовать проектные задания, которые должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им понятий в сочетании с новыми знаниями, которые необходимо им приобрести.
3. Техническое и научное обеспечение.
Наличие компьютерного класса, возможная помощь со стороны учителя информатики, возможность выхода в Интернет помогают в работе над проектом.
Осуществление работы невозможно без постоянного руководства со стороны учителя. Для младших школьников это помощь в формулировки гипотезы и создание выводов, контроль над выполнением структуры проекта и соответствие целей, задач с полученными результатами.
В своей работе я чаще использую межпредметные информационные проекты. По договоренности с учителем информатики учащиеся, получив задание на занятии внеурочной деятельности «Все узнаю, все смогу», могут его выполнить и оформить на занятии внеурочной деятельности «Азы информатики», а затем представлять свой проект на совместном занятии или на ученической исследовательской конференции. Польза такого сотрудничества весьма очевидна.
Для учеников:
- Возможность к литературным источникам добавить Интернет – ресурсы
- Отработать приемы и задачи ИКТ на конкретном учебном материале
- Выполнить проектное задание во время занятий по внеурочной деятельности
Для учителей:
- Учащиеся на занятиях внеурочной деятельностью «Азы информатики» не просто отрабатывают необходимые навыки и приемы, решают необходимые задачи, а выполняют это на конкретном материале.
- Возможность выполнения и оформления информационных проектов в школе.
4. Ограниченное число проектов в курсе.
Два, три в учебном году, так как создание проекта занимает много времени, как у учителя, так и учеников.
5. Творческий подход со стороны учителя.
6. Основные виды проектов, которые использую в своей работе.
В зависимости от цели, я подразделяю проекты на:
I. Комплексные. Охватывают всю тему с начала до конца. Включают как работу в классе, так и занятия во внеурочное время.
II. Обобщающие. Направлены на повторение, закрепление и анализ изученного материала.
III. Ситуационные. Направлены на разрешения одной конкретной проблемы.
IV. Восстанавливающие. Используются при повторении ранее изученного материала. Для восстановления прежних знаний и их расширения.
В зависимости от формы работы:
I. Групповые.
II. Индивидуальные.
III. Индивидуально-групповые.
Возможные темы проектов для младших школьников.
Ситуационный. Индивидуальный:
" Мое дерево" Тема: " Знакомство с растениями»
" Мой домашний друг" (Тема: «Домашние животные»)
Комплексный. Индивидуально-групповой.
«Путешествия с культурными растениями». (Тема: «Культурные растения»)
Комплексный. Групповой.
«Красная книга Ленинградской области». (Тема: «Охрана природы»)
«Рожденные летать» (Тема: «Птицы»)
Восстанавливающий. Индивидуальный.
«Как прожить без паразитов?»
Восстанавливающий. Групповой.
" Свет мой зеркальце скажи..."
(Темы: "Гигиена одежды», «Гигиена кожи»)
Обобщающий. Групповой.
" О вкусах спорят!" (Тема: «Путешествие бутерброда»)
Все эти проекты я выполняю с учащимися в течение года.
С некоторыми проектами мы выступаем на школьной исследовательской конференции.
Применение технологии проектного обучения позволяет решать задачи формирования творческого мышления, обеспечивает развитие инициативы и самостоятельности учащихся, позволяет применить знания, полученные в процессе обучения в решении практических задач. В работе с младшими школьниками метод проектов не только органично вписывается в учебно-воспитательный процесс на учебном занятии, но и является одной из форм внеурочной деятельности.
Как же осуществляется работа над проектами?
- Прежде всего, учащимися определяется актуальная для них проблема, над которой в течение определенного времени, индивидуально или в группе, ребята будут работать. На этом этапе учащиеся формируют умения выявлять проблемы в различных областях знания.
- Постановка задачи и составление плана работы развивает умение искать возможные пути решения выбранной проблемы, определять объекты исследования.
- Выполнение данного проекта в соответствии с поставленными задачами. Здесь у учащихся развиваются умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать различные процессы.
- Подведение итогов работы. Этот этап дает возможность учителю выработать у ребят умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, учить работать в сотрудничестве.
- Подготовка защиты работы. Ребята с помощью учителя готовят презентацию проекта с использованием компьютера, мультимедийного оборудования, выстраивают систему доказательств.
- Презентация проекта. Данный этап имеет цель: представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у младших школьников владеть искусством слова и культурой коммуникации.
Рассмотрим на примере одного из проектов.
Проект «Крахмал из картофеля. Свойства крахмала»
Цель исследования: выделение крахмала из картофеля, изучение его свойств.
Задачи:
- Из литературных источников собрать и изучить информацию о крахмале
- Опытным путем выделить крахмал из картофеля
- Опытным путем определить свойства крахмала
- Узнать о том, где используется крахмал
- Выявить наличие крахмала в продуктах питания и в растениях
- Составить список продуктов из нашего рациона, содержащих крахмал
Методы исследований.
Метод анализа дополнительной литературы и информационных ресурсов, наблюдение, сравнение, фотографирование, проведение опытов.
Выводы:
- Из литературных источников узнали, что крахмал – это мучнистый белый порошок растительного происхождения (углевод), образующийся в зеленых частях растений в процессе фотосинтеза, накапливающийся в клетках в виде зёрен. Используется с давних пор и считается ценным питательным продуктом.
- Нам удалось опытным путем выделить крахмал из белого и красного картофеля. Причем крахмала из белого картофеля удалось выделить больше, чем из картофеля красного цвета, но разница оказалась незначительной.
- Определили свойства крахмала. Итак, крахмал – это сыпучий порошок белого цвета, без вкуса и запаха, не растворим в воде, при трении в руках скрипит. В холодной и теплой воде не растворяется, в горячей воде набухает. Образуется вязкая, бесцветная масса, похожая на клейстер
- Из литературных источников узнали, что крахмал используют в пищевой промышленности, в бумажной промышленности, в медицине, в косметологии, в быту.
- Опытным путем определили наличие крахмала в продуктах питания, которые мы любим и употребляем в пищу: картофель, яблоки, тыква, банан, морковь, молоко, йогурт, мармелад, колбаса, майонез.
Не обнаружили крахмала в лимоне, грушах, сметане, твороге.
В течение работы по данной технологии были созданы следующие проекты:
№ | Ф.И.О. учащегося | Название работы (доклада) |
1. | Коллективная работа | «Вставай, страна огромная…» |
2. | Коллективная работа | «Путешествие с комнатными растениями» «Мой четвероногий друг» |
3. | Ординарцев Антон | «Чудо - желудь» |
4. | Волощенко Арина Вавилов Глеб | «Инопланетяне» |
5. | Семенова Диана Веселова Дарья | «Шоколадная вкуснятина» |
Технология проектного обучения учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, стимулирует самостоятельность, потребность в самовыражении и самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья: "Использование метода проектов в начальной школе"
В работе даётся классификация проектов, критерии успеха работы над ними, описываются этапы работы и особенности применения проектной деятельности в начальной школе....
«Использования метода проектов в начальной школе»
Проектно-исследовательская деятельность – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятель...
Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида
Ведущим принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволя...
«Использование метода проектов в начальной школе»
статья «Использование метода проектов в начальной школе»...
Особенности реализации метода проектов в начальной школе ( из опыта работы)
Статья, в которой рассказывается о сути проектного метода, его значении и особенностях при реализации в начальных классах. Приводятся примеры проектов, реализованных учителем, их цели, содержание и ит...
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения".
Доклад по теме : "Использование метода проектов в начальной школе в процессе освоения УМК "Школа России" в рамках реализации ФГОС второго поколения"....
Особенности реализации метода проектов в начальной школе
Основная цель метода проектов заключается в создании благоприятных условий, способствующих развитию творческой, активно действующей личности и формированию системы социализации знаний и умений обучающ...