Особенности использования метода проектов в начальных классам школы VIII вида
материал (1 класс) на тему

Кусакина Елена Павловна

Ведущим  принципом процесса обучения является деятельностный подход в обучении, направленный на формирование средств и способов мыслительной деятельности. Деятельностный подход в обучении позволяет учителю использовать в своей практике различные способы организации учебного процесса. Одним из эффективных способов является использование метода проектов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_proektov.rar1.49 МБ

Предварительный просмотр:

Тема

«Особенности использования метода проектов в начальных классах школы VIII вида»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….стр.4

ГЛАВА I.  МЕТОД ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.Анатомия проекта………………………………………………………………стр.5

2.Готовность младших школьников к проектной деятельности………………стр.9

3.Заключение……………………………………………………………………..стр.13

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА В 1 КЛАССЕ ШКОЛЫ VIII ВИДА

  1. Общая информация о проекте………………………………………………………стр.15

1.1. Автор и участники проекта

1.2. Тема проекта

1.3. Сроки проекта

1.4. Вид проекта

1.5. Цель проекта

1.6. Задачи проекта

1.7. Направляющие вопросы

1.8. Краткая аннотация проекта

1.9. План проекта

  1. Этапы реализации проекта…………………………………………………...стр.18

2.1. Классный час «Домашние птицы»

2.2. Экскурсия к заводчикам перепелов

2.3.Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц»

2.4. Экскурсия на выставку «Экзотические птицы»

2.5. Творческая работа «Письмо в Африку»

2.6. Экскурсия в лес «Сезонные изменения в природе»

2.7.Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Птицы зимой, подкормка птиц»

2.8. Творческая работа «Наши пернатые друзья»

2.9. Практическая работа «Покормите птиц зимой»

2.10. Защита проекта

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….стр.24

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………….стр.25

ПРИЛОЖЕНИЯ

1.Конспекты уроков, классного часа

1.1. Конспект классного часа «Домашние птицы»

1.2. Конспект урока «Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц»

1.3. Конспект урока «Птицы зимой, подкормка птиц»

     2.Планы проведения экскурсий, практической работы

2.1. План проведения экскурсии к заводчикам перепелов

2.2. План проведения экскурсии «Экзотические птицы»

2.3. План проведения экскурсии «Сезонные изменения в природе»

2.4. План проведения практической работы «Покормите птиц зимой»

      3. Алгоритм выполнения творческой работы

      4. Дидактические материалы

ВВЕДЕНИЕ

«Если каждый человек

 на клочке своей земли

сделал бы всё, что он может,

 как прекрасна была бы земля наша!»

А.П.Чехов.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении потребовали в первую очередь новых методов обучения. Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Ведущее место среди таких методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня методу проектов.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

ГЛАВА I.  МЕТОД ПРОЕКТА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

1.Анатомия проекта.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия, лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”:

Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.

Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.

Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет большое количество видов и разновидностей. Чтобы разобраться в них, требуются, по крайней мере, три различные классификации. (Сергеев И.С.)

Начнем с самой основной, определяющей содержательную специфику каждого проекта.

Практико – ориентированный проект  нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.

Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.

Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.

Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.

Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?

По комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области) можно выделить два типа проектов.

1) Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.

2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.

Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть:

- внутриклассными;
- внутришкольными;
- региональными;
- межрегиональными;
- международными.

Последние два типа проектов (межрегиональные и международные), как правило, являются телекоммуникационными, поскольку требуют для координации деятельности участников взаимодействия в сети Интернет и, следовательно, ориентированы на использование средств современных компьютерных технологий.

Классификация проектов по продолжительности.

Мини – проекты могут укладываться в один урок или менее.

Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.

Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.

Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.

Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности. Набор “типичных” форм презентации, вообще говоря, весьма ограничен, а потому здесь требуется особый полет фантазии (в сочетании с обязательным учетом индивидуальных интересов и способностей проектантов – артистических, художественных, конструкторско-технических, организационных и т.п.)

Виды презентационных проектов могут быть различными, например:

- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
- Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
- Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.

В самой презентации заложен большой учебно-воспитательный эффект, обусловленный самим методом: дети учатся аргументировано излагать свои мысли, идеи, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. При этом демонстрируется и наглядный материал, изготовлению которого была посвящена значительная часть времени, показывается результат практической реализации и воплощения приобретенных знаний и умений. То, что готовят дети для наглядной демонстрации своих результатов, названное нами продуктом работы над проектом, требует использования определенных знаний и умений по технологии его изготовления. Вид продукта определяет форму проведения презентации.

Педагогической целью проведения презентации является выработка и/или развитие презентативных умений и навыков. К ним относятся умения:

- кратко, достаточно полно и лаконично (укладываясь в 10-12 минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
- демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
- анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
- демонстрировать найденное решение;
- анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
- проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивать решение.

2. Готовность младших школьников к проектной деятельности.

Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.

По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:

- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументированно его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).

Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.

Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:

- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.

При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.

К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.

Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

Метод проектов в урочное и внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:

- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности. Каковы бы ни были опыт учащихся и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:

1-й этап

УЧИТЕЛЬ ученик

2-й и 3-й этапы

учитель УЧЕНИК

Последний этап

УЧИТЕЛЬ ученик

Как видно из схемы, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.

Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, замечает Н.Ю.Пахомова, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.

Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.

На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.

После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить, учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Под методом проектов в образовательной области “Технология” мы понимаем способ организации познавательно-трудовой деятельности учащихся. Главнейший основополагающий принцип метода проектов, по определению Павловой М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасовой И.А., – исходить из интересов самого ребенка, детских интересов сегодняшнего дня, непосредственно связанных с текущими практическими и духовными нуждами самих детей, их близких, общества. Какую же ценность представляет этот метод, каковы пределы его применения в школе? В педагогической практике доминируют два пути подготовки детей к жизни: косвенный, через познание основ наук в школе, со всеми ее атрибутами (режимом, воспитательными и образовательными средствами и т.п.) и другой – прямой путь, путь непосредственного участия в решении жизненных проблем.

Метод проектов – это одна из конкретных возможностей использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Вот почему можно сказать, что метод проектов расширяет горизонты в педагогической теории и практике. Он открывает путь, показывающий, как перейти от словесного воспитания к воспитанию в самой жизни и самой жизнью.

Организация проектной деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу потребительских, и технологических ситуаций.

Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные варианты.

Вариант 1:

1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование, чтобы выяснить, какая из идей выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 2:

1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают их достоинства и недостатки;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно отвечать изделие;
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия; 
8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие.

Вариант 3:

1) учитель выдает ученикам какой-либо материал и предлагает выдвинуть идеи по использованию этого материала для изготовления изделия;
2) ученики проводят исследование, определяют потребности в изделии и его потенциальных потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокие исследования для выбора варианта проекта;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6) разрабатывают лучшую идею;
7) составляют план изготовления изделий с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготовляют изделие, внося изменения по необходимости;
9) испытывают и оценивают изделие.

Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение. Предположим, весь класс выполняет один проект. Способные дети могут провести больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее нуждаются в помощи учителя во время выполнения проекта.

Итак, благодаря использованию метода проектов в образовательной области “Технология” повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.

В процессе проектной деятельности, по мнению И.С.Сергеева, формируются следующие общеучебные умения и навыки:

1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.

3.Навыки оценочной самостоятельности.

4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие с взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.

ГЛАВА II. РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ПРОЕКТА В 1 КЛАССЕ ШКОЛЫ VIII ВИДА

1. Общая информация  о проекте

Автор и участники проекта

Кусакина Елена Павловна, учитель первой квалификационной категории МБС(К)ОУ № 128 города Снежинска Челябинской области;

обучающиеся 1 класса МБС(К)ОУ № 128

Тема проекта

Пернатые друзья

Сроки проекта

20.09.2011 г. – 05.03.2012 г.

Вид проекта

Информационно – практико - ориентированный

Цель проекта

Уточнение и расширение знаний и представлений детей о птицах, воспитание бережного отношения к ним

Задачи проекта

  1. Коррекционно - образовательные: познакомить детей с птицами (домашними, экзотическими, перелетными, зимующими), учить распознавать птиц по внешнему виду, по повадкам;
  2. Коррекционно - развивающие: развивать речь, мыслительные процессы;
  3. Коррекционно - воспитательные: расширение кругозора обучающихся, воспитание  любви к пернатым друзьям.

Направляющие вопросы

Основополагающий вопрос

Как живут наши соседи на планете?

Проблемный вопрос 

Какие птицы живут рядом с нами?

Учебные вопросы

  1. Какие птицы живут рядом с человеком?
  2. Каких птиц называют перелетными?
  3. Кто такие экзотические птицы?
  4. Кто такие зимующие птицы?
  5. Как помочь зимующим птицам?

Краткая аннотация проекта

С незапамятных пор птицы завораживали людей и служили источником вдохновения для художников, поэтов, музыкантов и мечтателей, страстно желавших оторваться от земли и подняться в синее небо. Человек, наблюдая за жизнью пернатого питомца, получает истинное удовольствие. Дети младшего возраста наиболее близки к природе. Это послужило первоначальной идеей для создания проекта «Пернатые друзья».

Проект ориентирован на изучение темы «Пернатые друзья». Он позволит не только расширить знания обучающихся по программному материалу, но и их представления о птицах, которые живут в природе (перелетные, зимующие), о птицах, за которыми ухаживает человек (домашние), об экзотических птицах.

Работа над проектом предполагает активизировать и разнообразить учебную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» и  во внеклассной работе.

В результате проекта дети обобщат знания о пользе  домашних птиц, познакомятся с птицами, которые живут в теплых странах, узнают о зимующих птицах, вспомнят, чем необходимо подкармливать зимующих птиц, поймут, что птицам зимой необходима помощь человека. Эта работа принесет ребятам большую радость. В процессе участия в проекте у детей, развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь братьям нашим меньшим.

План проекта

Мероприятия

Сроки

Ресурсы

Результат

Классный час «Домашние птицы»

сентябрь

Конспект классного часа, презентация

Дети закрепили знания о домашних птицах, познакомились с перепелкой

Экскурсия к заводчикам перепелов

октябрь

Перепелиная ферма, рассказ заводчика

Дети получили представление о перепелках (внешний вид, условия содержания, корм)

Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц»

октябрь

Конспект урока, презентация

Дети повторили признаки осени,  упражнялись в словообразовании и согласовании слов  в словосочетаниях и предложениях

Экскурсия на выставку «Экзотические птицы»

ноябрь

Выставка, рассказ экскурсовода

Дети получили представление о попугае (внешний вид, условия содержания, корм)

Творческая работа

«Письмо в Африку»

декабрь

Рисунки экзотических птиц

Дети выполнили коллаж «Письмо в Африку»

Экскурсия в лес

«Сезонные изменения в природе»

январь

Рассказ учителя

Дети повторили и расширили знания о сезонных изменениях в природе с наступлением зимы

Открытый урок

развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме «Птицы зимой, подкормка птиц»

февраль

Конспект урока, презентация

Дети познакомились с материалом о зимующих птицах, отработали навыки рассказа - описания

Творческая работа

«Наши пернатые друзья»

февраль

Рисунки зимующих птиц, подбор картинок

Дети выполнили коллаж «Наши пернатые друзья»

Практическая работа

«Покормите птиц зимой»

февраль

Подбор корма для птиц

Дети научились правильно подкармливать зимующих птиц, отработали навык словесного описания своих действий

Защита проекта

март

Презентация проекта

Диссеминация опыта работы

  1. Этапы реализации проекта

Вокруг нас огромный мир. Мы часто не обращаем внимание на то, что нас окружает. Нам кажется, что мы все знаем о птицах. Но оказывается, мы очень мало знаем о тех, кто живет рядом с нами. Одни птицы живут в лесу, другие – в степи, в пустыне, в горах или только на берегу моря, а другие живут рядом с человеком. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Дети наиболее близки к природе. Они хотят знать птиц. Птицы - наши друзья!

1 этап

На первом этапе проекта нужно было вспомнить знакомых детям домашних птиц, обобщить их знания и познакомиться с птицей, которая не так часто встречается в домашнем хозяйстве, но приносит немалую пользу человеку – перепелкой. Знакомство с птицами началось с классного часа, тема которого «Домашние птицы».

Цель: Уточнение и расширение представлений детей о домашних птицах и их пользе для человека.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие: закрепить знания о знакомых домашних птицах, познакомить с перепелкой;
  2. Коррекционно-развивающие: развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании; корригировать внимание, память, мышление  на основе упражнений в установлении логических связей;
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать правильное эмоциональное отношение к домашним птицам. 

Вид занятия: классный час с использованием мультимедийной презентации

Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, метод формирования интереса.

Способы контроля: устный опрос учителя, во время закрепления материала.

Краткий план классного часа:

  1. Орг. момент
  2. Основная часть
  3. Физминутка
  4. Новый материал
  5. Подведение итогов классного часа.

Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя,  мультимедийная  презентация (см. приложение, п. 3.4.1); конспект классного часа «Домашние птицы» (см. приложение, п. 3.1.1).

2 этап

Одной из основных форм организации образовательного процесса является экскурсия, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым, развивая познавательную активность детей. В ходе экскурсии решаются несколько задач: обучающая, коррекционная и воспитательная. Очень познавательной для детей стала экскурсия к заводчикам перепелов.

Цель: уточнение и расширение представления детей о домашних птицах – перепелках 

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие: дать представление о перепелках (внешний вид, условия содержания, корм);

2.Коррекционно-развивающие: развивать умение задавать вопросы и отвечать на них; корригировать познавательные процессы;

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоциональную адекватность поведения.

План проведения экскурсии (см. приложение, 3.2.1)

3 этап

Урок – основная форма организации учебного процесса. Урок дает учителю возможность применять разнообразные методы обучения, сочетать индивидуальную, групповую и фронтальную работу учащихся. На уроке учащиеся овладевают не только системой знаний, но и методами познавательной деятельности. Каждый новый урок - это ступенька в овладении школьником новым знанием, в его личностном развитии. Первым уроком проекта стал урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме: «Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц».

Цель урока: расширение представлений обучающихся о признаках осени, об отлете птиц.

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие: повторить признаки осени; форму и расцветку листьев березы, осины, дуба, рябины; развивать словообразовательные умения и навыки согласования слов в словосочетании;

2.Коррекционно-развивающие: корригировать звуковую сторону речи, зрительную память  на основе упражнений в запоминании;

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать мотивацию к учению, правильное эмоциональное отношение к природе.

Место занятия в учебном процессе: урок по рабочей программе

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации

Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, метод формирования интереса.

Способы контроля: устный опрос учителя, во время закрепления материала

 Краткий план урока:

  1. Организационный момент.
  2. Упражнения на развитие внимания.
  3. Новая тема с последующим закреплением
  4. Физминутка
  5. Итоги урока. Домашнее задание

Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя,  мультимедийная презентация (см. приложение, п. 3.4.2), аудиозапись музыки П.И.Чайковского из цикла «Времена года»; конспект урока по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности «Изменения в природе. Похолодание, отлет птиц» (см. приложение, п. 3.1.2), наглядный материал (иллюстрации начала, середины и конца осени),  листья: березовые, осиновые, дубовые, рябиновые.

4 этап

     Мы на экскурсии бывали,

Птиц диковинных видали.

Попугай с названьем Ара,

Знает умных слов немало

На увлекательной экскурсии «Экзотические птицы» дети узнали о жизни попугаев, приняли участие в кормлении попугаев, стали участником прямого контакта с ними, попытались с ними разговаривать.

Цель: уточнение и расширение представления детей об экзотических птицах (попугае).

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие: дать представление о попугае (внешний вид, условия содержания, корм);

2.Коррекционно-развивающие: развивать  умение задавать вопросы и отвечать на них, корригировать познавательные процессы;

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоциональную  адекватность  поведения.

План проведения экскурсии (см. приложение, п. 3.2.2)

5 этап

Исключительно важное место в системе обучения младших школьников занимают творческие работы. Чтобы у детей возникла не только потребность в выполнении творческих работ, но и уверенность в их успешном результате, необходимо ознакомить обучающихся с содержанием и структурой творческой работы; провести актуализацию знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения творческого задания; составить алгоритм ее выполнения.

Алгоритм выполнения творческой работы (см. приложение, п. 3.3):

1.Разукрась картинку

2.Вырежи ее по контуру

3.Выбери место для нее

4.Наклей картинку на выбранное место

5.Оцени результат своей работы

6 этап

Наблюдения за сезонными изменениями в природе мы проводили на одном и том же участке леса. В хорошо знакомом месте дети скорее замечали происшедшие изменения в природе.

Экскурсия «Сезонные изменения в природе»

Цель: уточнение и расширение представлений детей о приметах зимы

Задачи:

1.Коррекционно-обучающие: повторить и расширить знания детей о сезонных изменениях в природе с наступлением зимы; формирование основ диалогической речи, интонационной стороны речи;

2.Коррекционно-развивающие: корригировать  мыслительные процессы на основе упражнений в анализе - синтезе;

3.Коррекционно-воспитательные: воспитывать мотивацию к учению; эмоциональную адекватность поведения.

Оборудование: лопатка для раскапывания снега; линейка для измерения глубины снега; термометр для измерения температуры воздуха, кормушка.

План проведения экскурсии (см. приложение, п. 3.2.3)

7 этап

        Продолжением темы проекта был открытый урок по развитию устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на тему: «Птицы зимой, подкормка птиц»

Цель урока: расширение и уточнение представлений детей о зимующих птицах

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:  познакомить детей с материалом о зимующих птицах; формировать умение согласовывать слова в предложении; отрабатывать навык рассказа – описания;
  2. Коррекционно-развивающие: корригировать зрительную память и развитие мыслительных операций (обобщение, классификация);
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброе отношение к зимующим птицам, к природе родного края.

Место занятия в учебном процессе: урок по рабочей программе.

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид занятия: урок с использованием мультимедийной презентации

Используемые методы обучения: наглядный метод, словесный метод, практический метод, метод формирование интереса

Способы контроля: устный опрос учителя, во время выполнения практической работы

Краткий план урока:

  1. Организационный момент
  2. Упражнения на коррекцию зрительной памяти и развитие мыслительных операций (обобщение, классификация)
  3. Переход к теме урока, объявление темы урока
  4. Новая тема с последующим закреплением
  5. Физминутка
  6. Практическая работа
  7. Итоги урока. Домашнее задание.

Материально – техническое обеспечение и дидактические материалы: АРМ учителя,  мультимедийная  презентация (см. приложение, п. 3.4.3),  конспект урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности по теме: «Птицы зимой, подкормка птиц» (см. приложение, п. 3.1.3), картинки птиц, корм для птиц

8 этап

Взгляд детей мне душу согревает,

Их энергия мне силы придает,

Детский смех весельем заражает,

Дружба детская меня не предает.

Творчество — это деятельность, порождающая что - то качественно новое. Задания творческого характера, предлагаемые обучающимся, заставляют детей применять имеющиеся  у них  знания, умения, способы действия, использовать свой жизненный опыт.  Они побуждают к приобретению новых знаний, расширяют их представления.

Таким образом, при выполнении творческих работ, дети:

- совершенствуют трудовые навыки;

- осознают необходимость свободного  владения  инструментами;

- приобретают  навыки  сотрудничества;

- учатся применять полученные  умения  не только на уроке, но и в других ситуациях.

Такие виды работ  помогают   ребятам  раскрывать свой творческий потенциал, накапливать опыт, который, я уверена, поможет им в жизни.

Алгоритм выполнения творческой работы (см. приложение, п. 3.3):

1.Разукрась картинку

2.Вырежи ее по контуру

3.Выбери место для нее

4.Наклей картинку на выбранное место

5.Оцени результат своей работы.

9 этап

Зимой в природе что бывает?

Все деревья засыпают.

Холодно и снег кругом.

Мы гулять с детьми идем.

Птицам голодно зимой,

Мы поможем им с тобой.

Практическая работа «Покормите птиц зимой»

Цель: создание условий для формирования чувства сострадания и необходимости помогать «братьям меньшим»

  1. Коррекционно-обучающие: учить правильно подкармливать зимующих птиц; формировать умение словесного описания своих действий;
  2. Коррекционно-развивающие: развивать сенсомоторную сферу; умение работать по инструкции;
  3. Коррекционно-воспитательные: воспитывать доброе отношение к зимующим птицам, к природе родного края; развивать навыки совместной деятельности.

Оборудование: семена подсолнечника, тыквы, арбуза; пшено.

Этапы проведения:

  1. Подготовительная часть (место проведения: класс)
  2. Основная часть (место проведения: лес)
  3. Заключительная часть (место проведения: класс).

План проведения практической работы (см. приложение, п. 3.2.4)

10 этап

Защита проекта

Технологический цикл работы с инновационным педагогическим опытом может считаться завершенным только в том случае, если в него включена модель освоения этого опыта профессионально-педагогическим сообществом.

Иными словами, только тот педагогический опыт имеет логическое завершение, который был подробно описан и представлен на широкие массы педагогов – профессионалов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, по определению Н.Ю.Пахомовой, учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.

Итак, это и задание для учащихся, сформулированное в виде проблемы, и их целенаправленная деятельность, и форма организации взаимодействия учащихся с учителем и учащихся между собой, и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы проекта.

В заключение хочется отметить, что нельзя не согласиться с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе [Текст]/ Белобородов Н.В. - М.: Аркти, 2006. 56с.

2. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии // Нач.школа. [Текст]/ Бритвина Л.Ю.  – 2005. - №6. 16-20с.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе [Текст]/ Бычков А.В. – М., 2000. 21с.

4. Гузеев В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения // Директор школы [Текст]/ Гузеев В.В.   – 1995. - №6. 15с.

5. Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию [Текст]/ Джужук И.И. – Ростов н/Д.,2005. 43с.

6. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Нач.школа [Текст]/ Землянская Е.Н. – 2005. - №9. 18с.

7. Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника [Текст]/ Зенгин С.С. – Краснодар, 2001. 42с.

8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Нач.школа [Текст]/ Иванова Н.В.  – 2004. - №2. 32с.

9. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование [Текст]/ Новикова Т.  – 2000. - №7. 27с.

10. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель [Текст]/ Пахомова Н.Ю.  – 2000.,№4. 17с.

11. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника //Сельская школа [Текст]/ Постникова Е.  – 2004. - №2. 21с.

12. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст]/ Сергеев И.С.  – М., 2005.

21. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч [Текст]/ Сиденко А.С.  – 2003. - №6. 23с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАЗВИТИЕ И КОРРЕКЦИЯ ОСОЗНАННОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО НАВЫКА ЧТЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ШКОЛЫ VIII ВИДА

В своей работе я постаралась обобщить и систематизировать различные приемы и методы работы, которые способствуют совершенствованию и развитию навыка осознанного качественного чтения, помогают ре...

Доклад: «Способы и приемы коррекции нарушения чтения и письма учащихся начальных классов школы VIII вида»

Коррекционная  школа ставит перед учителем три основные задачи – дать ученикам знания, умения и навыки по общеобразовательным предметам и по труду, воспитать у них положительные личностные ...

Особенности использования метода проектов в начальной школе.

Для реализации принципов личностно – ориентированного образования, индивидуального подхода потребовались новые методы обучения. Эти методы обучения должны:Формировать активную, самостоятельную и иници...

Мониторинг достижений учащихся начальных классов школ VIII вида

Краевое государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательноеучреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья«Тальменская специальная (коррекционная) об...

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию

Компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для аттестации на 1 категорию...

О современных компьютерных технологиях как средстве повышения эффективности обучения на уроках окружающего мира и развития речи в начальных классах школ VIII вида.

Как все мы знаем, детям с ограниченными возможностями здоровья  обучение дается с большим трудом. Для эффективности усвоения ими знаний, умений и навыков необходимо использовать ряд приемов и мет...

Конспект урока музыки по теме: "Музыка рассказывает о животных" с использованием здоровьесберегающих упражнений в 1 классе школы VIII вида

Конспект урока музыки по теме " Музыка рассказывает о животных" в 1 классе школы VIIII вида - для детей с умственной отсталостью. Материал содержит пример оздоровительного массажа, пальчиков...