Технологическая карта урока по теме «Природное сообщество – поле».
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Технологическая карта открытого урока № 63 окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» по теме "Природное сообщество - поле".
Цель урока :создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
урок окружающего мира 2 класс | 44.67 КБ |
презентация экосистемы | 247.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта открытого урока № 63 окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир»
по теме «Природное сообщество – поле».
Дата проведения | 13 мая 2014 года. |
Тема | Природное сообщество – поле |
Тип урока | Урок первичного предъявления новых знаний |
Цель урока | Создать условия для изучения сообщества поля как искусственной экосистемы |
Задачи | Образовательные: 1)формировать представление о природном сообществе поле как искусственной экосистеме; 2)дать представление о связи между живыми организмами внутри экосистемы поля; 3) объяснить роль человека как создателя искусственной экосистемы. Воспитательные: 1)способствовать принятию ценности природного мира; 2)формировать основы экологического сознания, грамотности и культуры учащихся; 3)способствовать освоению элементарных норм адекватного природоохранительного поведения. Развивающие: 1)осваивать начальные навыки исследовательской деятельности; 2)развивать умение анализировать, сравнивать, делать выводы; 3)создать условия для развития творческого воображения, памяти, мышления, внимания, наблюдательности. |
Основное содержание темы | -искусственная экосистема – поле; -связь живых организмов внутри экосистемы – поле. |
Используемые приемы, методы, технологии обучения | технология системно-деятельностного подхода; практикум; исследования; интеллектуальная игра; технология развития критического мышления (кластер); работа в группах; здоровьесберегающие технологии; информационно-коммуникативные технологии; технология уровневой дифференциации. |
Формы урока | фронтальная, индивидуальная, групповая. |
Планируемые результаты | Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; осознают собственные мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения; развивают навыки сотрудничества со сверстниками, доброжелательность, самостоятельность. Предметные: понимают необходимость изучения окружающего мира; умеют выражать свое отношение к прочитанному, услышанному, увиденному; умеют пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. Регулятивные: принимают учебную задачу; анализируют и самостоятельно заполняют таблицы; безошибочно применяют усвоенные алгоритмы и правила при решении конкретных учебных задач; умеют рефлексировать свои действия. Познавательные: устанавливают связи между живыми организмами внутри экосистемы поля; объясняют роль человека как создателя искусственной экосистемы; умеют классифицировать, сравнивать, обобщать информацию и рассказать о ней. Коммуникативные: проявляют интерес к общению; формируют умения учебного сотрудничества – умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; делают выводы; демонстрируют элементарные нормы адекватного природоохранительного поведения. |
Ресурсы | Основные: учебник Н.Ф.Виноградова «Окружающий мир» 2 кл., рабочая тетрадь «Окружающий мир» 2 кл., Дополнительные: мультимедийные презентации Power Point «Поле. № 1», «Поле. № 2», «Экосистемы», «Поле и его обитатели» Оборудование: интерактивная доска SMART Board, компьютер, проектор. |
Межпредметные связи | Литературное чтение, изобразительное искусство, музыка. |
Приемы деятельности учителя | Опрос по изученному материалу; постановка проблемных вопросов, рассказ; организация просмотра мультимедийных презентаций; организация сообщений, помощь выступающим ученикам; диалог, обмен мнениями по поводу усвоения новой темы; подведение итогов. |
Этапы урока
№ | Этап урока, его цель | Использование ИКТ (презентация) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. | Самоопределение к учебной деятельности. Цель: создать эмоциональный настрой на урок, мотивировать учащихся на работу. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 2 | Приветствует учеников. -Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением. - Я прошу поднять руку тех, кто хотел бы стать моим помощником на уроке окружающего мира. - Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других. Мотивирует работу учащихся. (на примере слайда) -Мы продолжаем знакомство с биосферой. Эту всемирную экосистему составляют более мелкие экосистемы. Ни в одной экосистеме нет ничего лишнего. Каждая естественная экосистема существует без посторонней помощи. Круговорот веществ в ней замкнут. Обитатели экосистемы приспособились к совместной жизни. Все обитающие в экосистеме живые организмы называют сообществом. Цепочки из поедающих друг друга живых организмов называют цепями питания. | Приветствуют учителя. Отвечают на вопросы учителя. Выполняют задание. Просматривают слайд 1. | Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое, проявлять внимание. Регулятивные: нацеливать на успешную деятельность. |
2. | Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности Цель: 1)актуализировать учебные знания, необходимые для восприятия нового материала. 2)актуализировать мыслительные операции, необходимые и достаточные для восприятия нового материала: аналогия, обобщение. 3)зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности 4)проверить знания по теме «Природное сообщество - луг» | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 3 Слайд 4 | Организует проверку домашнего задания с помощью воображаемой экскурсии, проводит параллель с ранее изученным материалом. - Предлагаю совершить экскурсию на луг. - Распределите обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители. Организует проверку. - Составьте схему «Состав почвы». Организует проверку. Загадывает загадку, подводит к теме предстоящего урока. -А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока. - Меня бьют, ворочают, режут, А я молчу да всем добром плачу. | Ученики по очереди работают на интерактивной доске. Появляются разные мнения Распределяют обитателей луга на три группы. Составляют схему (кластер). Отгадывают загадку. (Пахотная земля, поле) | Регулятивные: оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности, выдвигать гипотезы. Познавательные: развивать операции мышления (сходство и различие объектов, классифицировать объекты по существенному признаку). Коммуникативные: формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее. |
3. | Постановка учебной задачи Цель: 1)организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется отличительное свойство задания, вызвавшее затруднение в учебной деятельности; 2)согласовать тему и цель урока; 3)узнать, что такое искусственные экосистемы, какое природное сообщество образуется на поле. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 5 Слайд 6 | Организует работу по классификации. -Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов. -Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии. -Распределите эти экосистемы на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум. Организует проверку. -Назовите тему нашей экскурсии. -Вы можете продолжить экскурсию? Почему? -Определите цель урока. | Учащиеся группируют понятия. (Могут возникнуть разные точки зрения.) Проверяют выполнение задания по слайду 5. Называют тему экскурсии: искусственные экосистемы. Отвечают на вопросы учителя. | Регулятивные: уметь формулировать цель и учебную задачу урока, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Познавательные: уметь проводить сравнение по заданным критериям. Коммуникативные: уметь оформлять мысли в устной форме. |
4. | Построение проекта выхода из затруднения Цель: организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения. | Мультимедийная презентация «Поле. №1» Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 7 | -Итак, тема урока «Природное сообщество – поле». -Давайте посмотрим презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле. Организует показ мультимедийной презентации «Поле. № 1». -Рассмотрим следующий слайд. Совместное составление плана исследования. -Назовите названия культурных растений поля. -Назовите названия сорных растений (сорняков) поля. -Назовите названия животных-вредителей поля. | Просматривают презентацию «Поле. №1». Составляют схему (кластер): обитатели сельскохозяйственного поля. | Коммуникативные: развивать умение работать в статичных группах, проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания. Познавательные: уметь доказывать; выдвигать гипотезы и их обоснование; формулировать проблемы. Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое. Регулятивные: уметь действовать по плану и планировать свою деятельность. |
5. | Физкультминутка | Физминутка «Выросли деревья в поле» (учитель произносит текст физминутки и показывает соответствующие движения) -Выросли деревья в поле.
Вправо-влево, взад-вперед – Он их вертит, он их крутит.
| Потягивания – руки в стороны
Дети машут руками Наклоны вперед. Наклоны вправо-влево, вперед-назад Вращение туловищем Дети садятся за столы | ||
6. | Реализация построенного проекта Цель: зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи; при построении нового знания использовать действие со схемами (кластером). | Мультимедийная презентация «Поле и его обитатели» | Организует работу с учебником. -Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля. Организует работу в группах. -Давайте разделимся на две группы. 1 группа ищет информацию о культурных растениях поля, 2 группа – о животных поля. 1 группа должна составить схему «Виды полевых культурных растений»; 2 группа – схему «животные поля». Организует показ презентации «Поле и его обитатели». | Работают с информацией учебника (стр.133-136), ищут нужные сведения. Работают в группах. Выступает докладчик от каждой группы . Проверяют схемы по слайдам презентации «Поле и его обитатели». | Познавательные: выводить следствия, построение рассуждений. Коммуникативные: объяснять свою точку зрения. Регулятивные: контролировать собственную учебную деятельность. Личностные: ориентироваться на успех в учебной деятельности. |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой Цель: 1)проверить свое умение применять новое знание в типовых условиях на основе сопоставления своего решения с эталоном; 2)проверить умение решать проблемную задачу, отбирать информацию. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 8
| Организует работу с рабочей тетрадью «Окружающий мир» -Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек. | Письменно выполняют задание в рабочих тетрадях с печатной основой «Окружающий мир» (стр. 39) Проверяют по слайду 8. | Личностные: проявлять учебно – познавательный интерес к материалу. Регулятивные: планировать действия, корректировать ответы. Познавательные: редактировать тексты, корректировать ответы. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия. |
8. | Включение в систему знаний и повторение Цель: тренировать навыки использования нового содержания совместно с изученным материалом. | Мультимедийная презентация «Экосистемы» Слайд 9 Мультимедийная презентация «Поле. № 2» | Проводит работу по закреплению и повторению полученных знаний (по слайду 9). -Вставьте в предложения текста пропущенные слова. Организует просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2». | В текст на слайде вставляют пропущенные слова, высказывают и аргументируют свою точку зрения. Просматривают мультимедийную презентацию «Поле. № 2» , комментируют увиденное. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью. Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным знанием. Коммуникативные: оформлять мысли в устной форме. |
9. | Рефлексия деятельности Цель: 1)зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; 2)оценить собственную деятельность; 3)зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности. | Организует фиксирование содержания. Активизирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке. Отмечает степень вовлеченности учащихся на уроке. - Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест. -Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками) Тест 1.Назови сорные растения поля: а) сорго, просо, гречиха. б) осот, василек, одуванчик. в) клевер, тимофеевка, лютик. 2.Что произойдет с полем, которое забросил человек? а) там будут расти сорняки. б) там вырастет лес. в) будет пустыня. 3.На этом уроке я: а) учился договариваться с ребятами в команде. б) узнал про искусственные экосистемы. в) был помощником учительницы. -Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок». | Выполняют задание – тест. Проверяют их в рабочих группах. Самооценивают свои знания. | Познавательные: рефлексия способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности, уметь представить подготовленную информацию в наглядном и вербальном виде. Личностные: выражать доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость. Регулятивные: осуществлять итоговый контроль, оценивать уровень владения учебным действием, формировать адекватную самооценку. Коммуникативные: проявлять активность в деятельности, уметь оформлять мысли в устной форме. | |
10 | Домашнее задание | Сообщает учащимся о домашнем задании, разъясняет методику его выполнения. | Записывают задание в дневник. (учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения) |
Сценарий открытого урока окружающего мира во 2 классе.
Ход урока.
I. Вводная часть.
1.Организационный момент.
а) Приветствия.
б) Работа со слайдом 1.
2. Актуализация опорных знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
а) Проверка домашнего задания.
-Предлагаю совершить экскурсию на луг.
- Распределите обитателей луга по столбцам: производители-потребители-разрушители.
Работа со слайдом 2.
(ответы детей)
б) Работа со слайдом 3.
- Составьте схему «Состав почвы».
(проверка работы)
в) Загадывание загадки.
-А сейчас я загадаю загадку, которая поможет догадаться о теме предстоящего урока.
- Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу да всем добром плачу.
3. Постановка учебной задачи.
-Вы замечательно справляетесь с ролью экскурсоводов.
-Подготовьтесь, пожалуйста, к следующей экскурсии.
-Распределите эти экосистемы на 2 группы: лес, озеро, луг, пруд, поле, аквариум - слайд № 4.
Работа по классификации понятий.
(проверка работы)- слайд №5
-Назовите тему нашей экскурсии.
(Искусственные экосистемы).
-Вы можете продолжить экскурсию? Почему?
-Определите цель урока.
(Изучение сообщества поля как искусственной экосистемы)
II. Изучение новой темы.
1. Построение проекта выхода из затруднения.
- Итак, тема урока «Природное сообщество – поле».
- Давайте посмотрим мульмедийную презентацию «Поле. № 1», она наглядно поможет нам увидеть все, что касается экосистемы поле.
(учитель комментирует по ходу просмотра)
Работа со слайдом № 6.
Совместное составление плана исследования.
-Назовите названия культурных растений поля.
-Назовите названия сорных растений (сорняков) поля.
-Назовите названия животных-вредителей поля.
2.Физминутка «Выросли деревья в поле».
(учитель произносит текст физминутки и показывает соответствующие движения)
-Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле!
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется.
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки,
Даже толстые стволы
Наклонились до земли.
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет.
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет?
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина.
3. Реализация построенного проекта.
(Работа с учебником.)
-Ребята, найдите дополнительную информацию об обитателях сельскохозяйственного поля.
(Организация работы в группах.)
-Давайте разделимся на две группы.
1 группа ищет информацию о культурных растениях поля,
2 группа – о животных поля.
1 группа должна составить схему «Виды полевых культурных растений»;
2 группа – схему «животные поля».
(Проверка схем по мультимедийной презентации «Поле и его обитатели»).
4. Самостоятельная работа с самопроверкой.
Работа в рабочей тетради «Окружающий мир» (стр.39)
-Письменно выполните задание, выделив действия, в которых принимает участие человек.
(Проверка выполнения задания по слайду № 7.)
5. Включение в систему знаний и повторение.
а) Закрепление и повторение полученных знаний (по слайду 8)
-Вставьте в предложения текста пропущенные слова.
б) Просмотр мультимедийной презентации «Поле. № 2».
(Учащиеся комментируют увиденное в презентации).
III. Итоги урока.
1.Рефлексия деятельности.
-Итак, подведем итог урока, нам поможет это сделать мини - тест.
-Прочитайте вопрос, выберите ответ (работа с индивидуальными разрезными карточками)
Тест
1.Назови сорные растения поля:
а) сорго, просо, гречиха.
б) осот, василек, одуванчик.
в) клевер, тимофеевка, лютик.
2.Что произойдет с полем, которое забросил человек?
а) там будут расти сорняки.
б) там вырастет лес.
в) будет пустыня.
3.На этом уроке я:
а) учился договариваться с ребятами в команде.
б) узнал про искусственные экосистемы.
в) был помощником учительницы.
( Проверка ответов)
2.Самооценка учащихся за урок.
- Ребята, оцените свои ответы на уроке и выставьте свою отметку в рабочей тетради на месте «Оценка за урок».
3. Домашнее задание.
-Запишите задание в дневник.
(учебник, стр. 133-136, подготовить сообщения)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Биосфера – всемирная система почва луг поле лес озеро
полевка микроорганизмы грач василек стрекоза пшеница колорадский жук бабочка хомяк уж производители потребители разрушители Распределите обитателей луга по столбцам.
трава воздух вода пластмасса глина цветы органические вещества песок минеральные вещества камни живые организмы ядовитые вещества Составь схему Состав почвы
луг пруд лес аквариум озеро поле искусственные естественные
луг пруд лес аквариум озеро поле искусственные естественные экосистемы
о сот пшеница сорго саранча просо одуванчик василек рожь колорадский жук подсолнечник картофель василек мышь Культурные растения Сорные растения Вредители
Выдели действия, в которых принимает участие человек Сбор и переработка соломы, ботвы. Внесение минеральных и органических удобрений. Удаление сорняков – прополка. Поглощение из почвы воды, минеральных и органических веществ. Выпадение осадков и увлажнение почвы. Сбор урожая.
Вставь в предложения пропущенные слова. На сельскохозяйственных полях человек … выращивает многие виды… . Удаление … необходимо для обеспечения хорошего урожая. Круговорот … на сельскохозяйственных полях замыкается с помощью … . сорняков человека веществ к ультурных растений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по теме "Природное сообщество – болото" (с использованием мультимедийных технологий, 3-й класс)
Урок проведён в 3 классе по УМК "Школа 20100", автор учебника А.А.Вахрушев...
Технологическая карта урока окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс УМК ПНШ
Технологическая карта "Природные зоны России"...
Технологическая карта урока на тему: "Природные богатства и труд людей – основа экономики"
Окружающий мир...
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России". (Урок обобщение)
Технологическая карта урока 4 класс "Природные зоны России"....
Технологическая карта урока по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики» ("Окружающий мир" 3 класс)
Урок освоения новых знаний и способов действий. Цель - доказать, что природные богатства и труд являются основой экономики; раскрыть понятие «природные богатства», показат...
Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле.
Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле....
Технологическая карта урока технологии тема «Использование природных материалов» Изделие: «Ежик»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: создание условий для развития навыка изготовления поделок из природных материалов.Задачи урока Планируемые результатыДидактические...