Технологическая карта урока окружающего мира "Природные зоны России" 4 класс УМК ПНШ
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Краснова Мария Иосифовна

Технологическая карта "Природные зоны России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx28.76 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Технологическая карта урока

Предмет, класс, автор учебника

Окружающий мир. 4 класс.  О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов.

М. Академкнига/Учебник. 2013

Тема урока

Обобщение по теме «Природные зоны России»

Дидактическая цель

Обобщить знания о природных зонах России, их особенностях и обитателях

Тип урока

Урок-игра

Задачи урока

  1. Формирование умения определять природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  2. Умение различать и объяснять особенности природных зон в связи с их положением на Земле и углом падения солнечных лучей
  3. Воспитание у учащихся чувства гордости за свою Родину и любовь к родной природе

Планируемые результаты

Предметные:

  • Узнавать природную зону по опорным словам, показывать её на карте, находить типичных представителей флоры и фауны
  • Уметь объяснять особенности природных зон

Метапредметные :

  1. Познавательные УУД:
  • Умение обобщать и анализировать информацию путём наблюдения, сопоставления
  1. Регулятивные УУД:
  • Умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя
  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей
  1. Коммуникативные УУД:
  • Слушать и понимать речь других
  • Оформлять свои мысли в устной форме
  • Уметь работать в парах, в группе

Личностные:

  • Работа над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/ неуспеха в учебной деятельности

Методы обучения

Частично-поисковый

Формы организации познавательной деятельности

Фронтальная, групповая, работа в парах

Средства обучения

Карта «Природные зоны России», карточки с изображением животных, карточки с разноуровневыми заданиями, конверты с заданиями, фильм

Этап урока

            Деятельность учителя

            Деятельность учащихся

Универсальные действия

Организация начала урока

Представьте, что если бы сотне художников, живущих в разных концах страны, предложили нарисовать портрет России, то получились совсем разные картины. На одной мы увидели бы «белую пустыню», на другой – пышный лес, на третьей – пустыню,  томящуюся от зноя. И если все портреты собрать на одной выставке, мы удивимся, увидев, сколько лиц у нашей страны, как не похожи они одно на другое.

Условия для жизни организмов очень разнообразны, и в разных уголках нашей страны сложились совсем разные природные зоны.

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Личностные УУД:

положительное отношение к уроку;

следование в поведении моральным и этическим требованиям.

Коммуникативные УУД:

учебное сотрудничество с учителем

Целепологание и мотивация

Сегодня у нас обобщающий урок по теме «Путешествие по природным зонам России». Совершая виртуальные экскурсии по природным зонам, мы с вами увидели и услышали много интересного о природе, о растительном и животном мире нашей страны.

- Как вы думаете, какова будет цель нашего урока?

-Наша задача – проверить и обобщить знания по этой теме.

- А как вы думаете, для чего нам нужны знания о природных зонах нашей страны?

- Обобщить и проверить знания о природных зонах

Познавательные УУД:

фиксация проблемы

Личностные УУД:

формирование мотивационной основы учебной деятельности

Актуализация опорных знаний

- А начнем мы наше путешествие с разминки. За каждый правильный ответ вы получаете картинку с изображением животного.

1. Сколько природных зон на территории России?

2. Самая северная природная зона.

3. Самая большая природная зона по территории.

4. Природная зона, где мы с вами живем.

5. Как называется твердый, промерзший, не оттаивающий годами, веками и даже тысячелетиями слой земли.

6. В каких природных зонах есть вечная мерзлота?

7. Зона субтропиков на территории России.

8. Самая жаркая природная зона.

9. В каком направлении идет смена природных зон?

10. В каких местах на территории нашей страны природные зоны изменяются вместе с высотой?

11. Как называется эта зона?

12. Это явление можно увидеть полярной ночью в Арктике. В небе появляется свечение, напоминающее разноцветный, переливающийся занавес.

13. Как называется сухой ветер степей?

14. Перечислите промежуточные природные зоны.

15. Река, впадающая в Каспийское море.

16. Какие горы есть на территории нашей страны?

17. Какие горы называют «каменным поясом России»

Отвечают на вопросы

- 6

- Ледяная зона

- Лесная зона

- Зона степей

- Вечная мерзлота

- Арктика, тундра

- Черноморское побережье Кавказа

- Зона пустынь

- С севера на юг

- В горах

- Области с высотной поясностью

- Полярное сияние

- Суховей

- Лесотундра, лесостепь, полупустыня

- Волга

- Уральские, Алтай, Саяны, Кавказ

- Уральские

Регулятивные УУД:

умение соотносить свои знания

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин

Обобщение знаний о природных зонах:

 -  о положении природных зон, особенностях неживой природы, занятиях населения;

- о животных, населяющих природные зоны

- о растениях природных зон

- о национальных парках и заповедниках России

Станция «Географическая»

- Сейчас мы будем работать в группах.

Каждая группа получает конверт с названием природной зоны. Внутри конверта находятся различные карточки, но только 3 из них соответствуют вашей природной зоне. Ваша задача выбрать правильные ответы, а затем 1 человек из группы рассказывает о вашей природной зоне по плану:1) положение зоны  2)климат  3) занятия населения

Станция «Зоологическая»

Игра «Рассели животных по природным зонам».

- Назовите животных, которые расселены ребятами в Арктике (тундре, лесах и т. д.)

- Что вы знаете об этих животных?

Станция «Ботаническая»

Узнайте растение по описанию

  1. Это растение похоже на накипь или корочку, растет на валунах и скалах.
  2. У этого растения могучий ствол, огромная крона, красивые резные листовые пластинки, а плодами любят кормиться кабаны, белки, мыши.
  3. Это таежное дерево имеет не гниющую древесину, в отличие от своих сородичей полностью раздевается на зиму.  
  4. Это растение за год вырастает на толщину спички, похоже на миниатюрный кустарник, является пищей для северных оленей.
  5. Это травянистое растение с корнем «метелочкой», узкими листьями и мягкими волосками. 
  6. У этого растения твердый каменный ствол, его корни уходят глубоко в землю, ветви корявые, перекрученные, листья в виде тонких палочек, похожи на вязальные спицы.
  7. Длинный корень этого растения проникают на глубину 20 метров.

Разноуровневые задания в парах. Взаимопроверка.

Карточка 1.

Соедини название растения с природной зоной, в которой оно растет.

Ягель                                     Арктика

Лиственница                      Лес

Лишайник                            Тундра

Саксаул                                 Субтропики

Ковыль                                  Пустыни

Инжир                                    Степь

Карточка 2

По особенностям растений узнайте природную зону, в которой можно встретить это растение, соедините стрелочкой.

Корни-луковицы                           Арктика

Длинные корни                             Тундра

Деревья долгожители                 Субтропики

Карликовые деревья                   Степи

Живут на камнях                           Пустыни

- Обменяйтесь листочками.

Станция «Экологическая»

Многие растения и животные занесены в Красную книгу и находятся под охраной государства. Почти в каждой природной зоне есть свой национальный парк или заповедник.

Сообщения учащихся о заповедниках:

  1. Остров Врангеля
  2. Таймырский
  3. Черные земли
  4. Сочинский национальный парк

Обсуждение экологических ситуаций

  1. Один из «врагов » человека – комар. Что будет, если удастся каким-либо способом избавиться от всех комаров.
  2. В одном из степных районов для борьбы с вредителями полей применялись сильнейшие ядохимикаты. Вскоре в ближайшем озере стала гибнуть рыба. Почему?

Выбирают правильные ответы, рассказывают о природной зоне по плану

Учащиеся прикрепляют к карте природных зон картинки с изображением животных, исправляют ошибки друг друга

Соотносят описание растения с его названием.

- Лишайники

- Дуб

- Лиственница

- Ягель

- Ковыль

- Саксаул

- Верблюжья колючка

Выполняют задания разных уровней сложности. Обмениваются карточками, проверяют работу друг друга

Заранее подготовленные ученики рассказывают о заповедниках, расположенных в разных природных зонах

Обсуждают экологические ситуации

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать

Регулятивные УУД:

умение контролировать свою деятельность

Коммуникативные УУД:

сотрудничество со сверстниками;

осознанно строят речевые высказывания

Личностные УУД:

осознание ответственности за общее дело

Познавательные УУД:

умение соотносить определение и термин;

умение сравнивать, сопоставлять, обобщать, делать выводы

Регулятивные УУД:

исследуют условия учебной задачи;

анализируют собственную работу и работу соседа;

умение контролировать свою деятельность.

 

Коммуникативные УУД:

сотрудничество с учителем и со сверстниками.

Личностные УУД:

проявление познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

проявление самостоятельности

Познавательные УУД:

умение работать с информацией и обмениваться ею

Коммуникативные УУД:

аргументация своего мнения;

умение слушать оппонента

Личностные УУД:

следование в деятельности нормам эстетики

Подведение итогов урока и рефлексия

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы их достигли?

- На какой из станций вам было особенно интересно?

- Что не удалось?

- Что не получилось?

Просмотр фильма «Наши путешествия»

Домашнее задание

Подготовить сообщение о редком растении или животном одного из заповедников

Соотносят цель и результаты.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности

Регулятивные УУД:

оценка своей деятельности на уроке

Личностные УУД:

самооценка

Резервный материал

Определите, в какой природной зоне существуют следующие взаимосвязи (цепи питания)

Ива – белая куропатка – кречет (тундра)

Дуб – сойка – сова (лесная зона)

Растения – тушканчик – сова (пустыня)

Рыба – тюлень – белый медведь (Арктика)

Растения – суслик – орел (степь)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УМК «Перспектива» Технологическая карта урока окружающего мира в 3 классе с использованием естественно – научной лаборатории «Весовые измерения» учителя начальных классов МОУ «СОШ № 35 с УИОП» г. Воркуты Тарасенок Светланы Михайловны

Тема«Как изучают окружающий мир»ЦельПознакомить со способами исследования и оборудованием для изучения окружающего мира;- побудить учащихся к разным способам изучения окружающего мира (наблюдение, изм...

Технологическая карта урока окружающего мира "Зона степей" 4 класс УМК "Школа России"

Представлена подробная технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Зона степей". Дано подробное описание работы учащихся в группах на этапе изучения нового материала. В ...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкий. "Окружающий мир" по теме: В ледяной пустыне»

middot;         Сформировать у учащихся представление о природной зоне арктических пустынь;·         познакомить...

Технологическая карта урока окружающего мира «Зона пустынь»(УМК Перспектива , 4 класс)

Тема урока «Зона пустынь» Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование у учащихся знаний о зоне пустынь и полупустынь.Задачи урокаДидактические:Формирование...

Технологическая карта урока окружающего мира в 4 классе по теме "Природные зоны России. Обобщение".

Урок обобщения изученного материала по теме "Природные зоны России" проводится в форме проектной деятельности учащихся....