II.Актуализация знаний 4 мин.
| Беседа
Работа в парах
| - Ребята, давайте вспомним какой новый раздел мы с вами изучаем. - Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? - Что же такое экономика?
- Какая главная задача экономики?
- Что называется потребностями? Слайд 2 - Что нужно для удовлетворения потребностей людей? Слайд 3 - Что такое товары? - Приведите примеры товаров.
- Что такое услуги?
- Приведите примеры услуг.
- Кто ваши родители по профессии? - У кого из них работа связана с производством товаров? - У кого – с оказанием услуг? - Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…» играть будем в парах. - Но для начала давайте вспомним как мы должны работать в паре? Правила игры: У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?). - Экономика - это возможность заработать деньги
- Мясо, хлеб, молоко – это услуги
- Торговля - это товар
- Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство
- Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей
- Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны
- Благодаря использованию современного оборудования, удаётся производить больше новых товаров
Слайд 4 - Ребята, давайте проверим. Сравните ваши ответы с теми, которые на слайде. Если вы все выполнили верно, поставьте знак + ниже, если допустили ошибки, знак ? | - Чему учит экономика.
- Для чего служит экономика. - Экос по-гречески значит «дом», номос- «закон». Экономика - наука о рациональном ведении хозяйства. - Удовлетворение разных потребностей людей. - Все, что требуется людям для жизни. - Товары и услуги.
- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности. - Продукты питания, одежда…
- Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей. - Стрижка в парикмахерской… - Ответы детей.
- Вспоминают правила работы в группе.
(-) (искусство ведения хозяйства
(-) (товары)
(-) (услуга) (+)
(+)
(+)
(+)
| Фронтальная, работа в парах | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли;
|
III. Подведение к теме урока. Целеполагание 3 мин.
| беседа | - Послушайте загадку: Он больше всех зверей на свете. Такой один он на планете, (Его поменьше даже слон), Пускать фонтаны любит он, В воде он плавает и спит. Кто скажет первым? Это… - Три кита плывут по морю, Три кита творят основу. В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо. - Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке. - Верно, Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения: Основа жизни – два кита - Об этом помните всегда. А в экономике основа - Два важных и полезных слова: Природные богатства и труд. Всю сущность этой темы увидеть можно тут. - Так что же составляет основу экономики?
- Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим двух этих китов: природные богатства и труд человека. - Итак, тема сегодняшнего урока.
- Какие цели вы перед собой поставите? -Что хотите узнать на сегодняшнем уроке? - Молодцы. |
- Кит.
- Основу экономики.
- Природные богатства и труд людей – основа экономики.
- Природные богатства и труд людей – основа экономики Цель: мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека. | фронтальная | Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;
Познавательные: умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные: развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли;
|
IV. Изучение нового материала 25 мин.
| Беседа
Творческое задание
Рассказ учителя | - Рассмотрим первого кита, на которого основывается экономика – это природные богатства. Слайд 5 - Ребята, а давайте вспомним с какими природными богатствами, мы познакомились на внеклассном чтении. - Как назвались эти сказки, в которых нам встретились эти богатства. - Вспомните, кто написал эти сказки. - Что мы интересного узнали о природных богатствам из этих сказок.
- Молодцы ребята. Вы хорошо запомнили сказки Андерсона. - Ну что ж продолжим работать над природными богатствами. Перед тем как начнем работать, разделимся на 6 групп. Слайд 6 1 группа – расскажет что нового узнали о воздухе и скажет, для чего он нужен; 2 группа – вода; 3 группа – полезные ископаемые; 4 группа – земля (почва); 5 группа – растения; 6 группа - животные - Ребята, также вам нужно будет не только найти ответы, но и подготовить небольшой плакат: надо наклеить изображения того, где используется данное природное богатство. - Для того чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам вместе с плакатом. (Раздаточный материал, клей, лист бумаги) - Для начала вспомним правила работы в группах - Теперь каждая группа выберет главного в своей микрогруппе. - Для выполнения задания отводится 4 – 5 мин. - Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать. - Задача остальных внимательно слушать, и заполнять таблицу в тетради на странице 24 под номером 5. После выступления я буду задавать вопросы - Итак, что же узнала 1 группа? - Ребята, скажите, для чего во многих странах используется движение воздуха - ветер? - Молодцы. - Что расскажет нам вторая группа? -Ребята, скажите, почему без воды невозможна жизнь? Слайд7 - Теперь нам расскажет третья группа о полезных ископаемых -Ребята, какие полезные ископаемые вы запомнили? -А почему их называют полезными?
- Молодцы! - Ребята, скажите, а какие полезные ископаемы, есть на территории Ульяновской области?
- Ну что ж, про некоторые полезные ископаемые Ульяновска мы узнали. Теперь продолжим работать над природными богатствами. - Теперь послушаем следующую группу -Как еще называют землю? Слайд 8 - Теперь послушаем следующую группу Слайд 9 - Молодцы. И у нас осталась последняя группа - Молодцы, все группы справились с заданием. - Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня ни для кого не секрет, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан. - Люди перестали заботиться о природе: загрязняют реки, океаны, выливая туда отходы с предприятий, вырубают леса, занимаются браконьерством. (на слайдах картинки) - Ребята, как нужно относится к природным богатствам? |
- С воздухом(ветром ) и водой.
- Ветряная мельница. Капля воды.
- Ганс Христиан Андерсен.
- Благодаря воздушной стихии, то есть ветру мельница может работать и перерабатывать зерно на муку, для удовлетворения потребностей человека. - Вода – это жизненный фактор в природе, жизни человека. Человек не может без воды. Если вдруг исчезнет вода, на планете прекратится жизнь.
Называют правила.
Выступление первой группы. - Для выработки электроэнергии.
Выступление второй группы - Ответы детей.
Выступление третьей группы - Нефть, природный газ, каменный уголь) - Потому что они используются в хозяйстве
- На территории Ульяновской области есть нефть и природный газ, горючие сланцы и торф, а также строительные материалы: диатомиты, трепелы, опоки, глины, пески и песчаники, минеральные краски.
Выступление 4 группы
- Кормилицей.
Выступление 5 и 6 группы.
- Нужно беречь природу, охранять её от нарушителей. | Фронтальная, работа в группах | Познавательные Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; Регулятивные: умение ставить перед собой учебные задачи;
Познавательные умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; деятельности.
Познавательные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; оценка процесса и результатов Коммуникативные: учатся слушать и понимать речь других;
|
VI. Продолжение работы по теме урока 5 мин.
| Работа в учебнике
Дополнительный материал для самостоятельной работы.
| - Итак, вторым «китом» экономики является труд, Слайд 10 давайте познакомимся с ним поближе, выполнив задание на карточках, Работать будем в парах: - Прочитав текст учебника на с. 44 вставь нужные слова в пропуски.
Труд необходим для того, чтобы_______________________. Он бывает: __________ и _____________. __________труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. _______________ труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые –____________труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -____________ труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
Слайд 11 - Давайте проверим по слайду ваше задание. Проверка. - Какой бывает труд? - Приведите примеры труда физического и умственного. | Выполняют задание на карточке:
Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он бывает: Умственный и физический. Умственный труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. Физический труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
- Умственный и физический. - Ответы детей. | Фронтальная, парная | Познавательные Умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации. Коммуникативные Умение говорить, переработка информации на основе анализа. Познавательные Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности Регулятивные Адекватно оценивать свои достижения; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и отвечать на вопросы; |
VII.Первичное закрепление изученного материала 3 мин.
| Заполнение таблицы | - Теперь снова поработаем в парах. - Для этого возьмите, пожалуйста, карточку номер 3. Соотнесите профессию с нужным трудом. Слайд 12 (На слайде 2 колонки: умственный труд, физический труд и названия профессий). Слайд 13 - От чего зависит успех труда? - Что мы должны делать сейчас, чтобы успешно трудиться в будущем? - Кем вы хотите стать в будущем? - Молодцы.
- Скажите имена двух китов экономики. Слайд 14 -Какова задача экономики? Слайд 15 - Что такое природное богатство? - Приведите не менее трёх примеров природных богатств. | Выполняют задание.
- От образования и здоровья. - Учиться, не лениться и быть здоровым. Ответы детей.
- Природные богатства и труд.
-То, что даёт природа.
-Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные. | Парная, фронтальная | Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование |
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 3 мин.
| беседа | - Давайте подведём итоги урока. - Какую тему урока сегодня изучали? - Какие есть природные богатства?
- Что нового для себя открыли на уроке?
- Ребята, если у вас все получилось, и вы поняли тему урока, поднимите весёлый смайлик. Если у вас что-то не получилось и были затруднения, поднимите грустный смайлик. Какие были затруднения. |
- Природные богатства.
- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.
Ответы детей.
| фронтальная | Регулятивные: умение оценивать свою деятельность; Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем; формирование умения объяснять свой выбор.. |