Технологическая карта урока по теме «Природные богатства и труд людей — основа экономики» ("Окружающий мир" 3 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Смирнова Светлана Владимировна

Урок освоения новых знаний и способов действий. Цель - доказать, что природные богатства  и труд являются основой экономики; раскрыть  понятие «природные богатства», показать их значение для экономической деятельности людей и важность бережного отношения к ним;  раскрыть роль труда людей в экономике, показать многообразие профессий в современном мире; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Природные богатства и труд людей51.45 КБ

Предварительный просмотр:

                        

Тема урока

 «Природные богатства и труд людей — основа экономики»

УМК

«Школа России»

Класс

3

Дата проведения

Тип урока

урок освоения новых знаний и способов действий.

Цель

доказать, что природные богатства  и труд являются основой экономики; раскрыть  понятие «природные богатства», показать их значение для экономической деятельности людей и важность бережного отношения к ним;  раскрыть роль труда людей в экономике, показать многообразие профессий в современном мире; способствовать развитию психических познавательных процессов: памяти, мышления, воображения, речи, умения устанавливать причинно-следственные связи, анализировать объекты. Формирование гражданственности, патриотизма через осознание важности заботы о природе страны.  

Планируемые 
образовательные 
результаты

Предметные: 

  • работать с содержанием текста учебника;
  • рассказывать о природных богатствах и их применении
  • проводить исследование и оформлять результаты в устной и письменной форме;
  • учащиеся научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам, использовать тексты из разных источников информации для подготовки сообщений.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): 

познавательные –

-планировать свою работу по изучению нового материала;

-развитие умения выделять главное и анализировать, самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом (под руководством учителя);

-раскрывать понятия «природные богатства» использовать его в активном словаре;

 регулятивные –

-выполнять учебное задание в соответствии с целью;

-ориентироваться в разных способах выполнения учебного задания;

-выполнять корректировку учебного задания;

-осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания.

коммуникативные –

-формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога;

-учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре и в группе учебного задания;

-согласовывать позиции с партнёром и находить общее решение;

-адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания.

Личностные: 

-научатся развивать мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение);научатся осознавать свои возможности в учении;

-смогут адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывать успехи с усилиями, трудолюбием

Методы и формы 
обучения

Методы:

Словесные: беседа (слово учителя эвристическая, обобщающаяфронтальный опрос), рассказ. 

Наглядные: демонстрация. 

Практические:  репродуктивное задание, задания на карточках. 

 формы обучения: фронтальная, самостоятельная, парная, групповая

технологии:

информационно-коммуникативная технология;

технология развития критического мышления ( игра «Верите ли вы?»)

Приёмы обучения: дискуссионный вопрос, создание проблемной ситуации.

Основные понятия и термины

Товар, услуга, физический труд, умственный труд, экономика, потребности, богатства и труд

Междисциплинарные связи

Тема циклов уроков: «Природные богатства»:

  1. Литературное чтение. Тема урока: «С.Я.Маршак «В лесу над росистой поляной…»».
  2. Окружающий мир. Тема урока: «Природные богатства и труд людей — основа экономики»
  3. Математика. Тема урока: «Единицы массы- килограмм, грамм»
  4. Внеклассное занятие : «Удивительный мир природы!»

Образовательные
ресурсы

Учебник, часть 2; «Окружающий мир» 3 класс, А.А Плешаков 

Рабочая тетрадь

Дидактический материал

презентация к уроку

раздаточный материал: игра «Верите ли вы?», карточки для самостоятельной работы, карточки для парной работы

вырезки для творческой работы в группах по 6 темам

Оборудование

Для учителя:

  • раздаточный материал.    
  • презентация
  • компьютер                                                                              

Для учащихся:

  • клей, бумага, вырезки
  • рабочая тетрадь с.25 №5

Структура урока

Организация начала занятия (1 минута)

Актуализация знаний (4 минуты)

Подведение к теме урока. Целеполагание (3 минуты)

Изучение нового материала (25 минут)

Физкультминутка (1 минута)

Продолжение работы по теме урока (5 минут)

Первичное закрепление изученного материала (3 минуты)

Подведение итогов урока. Рефлексия (3 минуты)

Информация о домашнем задании

Организационная структура урока

Этапы 
урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность 
учащихся

Форма организации
взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала занятия

1 мин.

-Здравствуйте, ребята.

- Уже прозвенел звонок, все подравнялись, привели в порядок свои принадлежности на парте.

-  Учебник на столе у вас?

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке!

Приветствуют учителя. Эмоционально настраиваются на урок. Проверяют готовность к уроку.

фронтальная

Регулятивные: волевая саморегуляция; Личностные: действие смыслообразования;

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

II.Актуализация знаний

4 мин.

Беседа

Работа в парах

- Ребята, давайте вспомним какой новый раздел мы с вами изучаем.

- Какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке?

- Что же такое экономика?

- Какая главная задача экономики?

- Что называется потребностями?

Слайд 2

- Что нужно для удовлетворения потребностей людей?

Слайд 3

- Что такое товары?

- Приведите примеры товаров.

- Что такое услуги?

- Приведите примеры услуг.

- Кто ваши родители по профессии?

- У кого из них работа связана с производством товаров?

- У  кого – с оказанием услуг?

- Сегодня мы продолжим изучение темы "Экономика". Но для начала мы поиграем в игру, которая называется «Верите ли вы, что…» играть будем в парах.

- Но для начала  давайте вспомним как мы должны работать в паре?

Правила игры:

У вас на столах таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы согласны с утверждением, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Если возникнут разногласия поставьте знак вопроса (?).

  1. Экономика - это возможность заработать деньги
  2. Мясо, хлеб, молоко – это услуги
  3. Торговля - это товар
  4. Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство
  5. Главная задача экономики – удовлетворение разных потребностей людей
  6. Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны
  7. Благодаря использованию современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров

Слайд 4

- Ребята, давайте проверим. Сравните ваши ответы с теми, которые на слайде. Если вы все выполнили верно, поставьте знак + ниже, если допустили ошибки, знак ?

- Чему учит экономика.

- Для чего служит экономика.

- Экос по-гречески значит «дом», номос- «закон». Экономика - наука о рациональном ведении хозяйства.

- Удовлетворение разных потребностей людей.

- Все, что требуется людям для жизни.

- Товары и услуги.

- Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности.

- Продукты питания, одежда…

- Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей.

- Стрижка в парикмахерской…

- Ответы детей.

- Вспоминают правила работы в группе.

1

2

3

4

5

6

7

 (-) (искусство ведения хозяйства

(-) (товары)

(-) (услуга)

(+)

(+)

(+)

(+)

Фронтальная, работа в парах

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

Познавательные:

умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли;

III. Подведение к теме урока.

Целеполагание

3 мин.

беседа

- Послушайте загадку:

Он больше всех зверей на свете.
Такой один он на планете,
(Его поменьше даже слон),
Пускать фонтаны любит он,
В воде он плавает и спит.
Кто скажет первым? Это…

- Три кита плывут по морю,

Три кита творят основу.

В далёком прошлом люди не знали, что земля имеет шарообразную форму и постоянно движется в космическом пространстве. Многие тогда думали, что Земля плоская и что она покоится на трёх огромных китах. Отсюда и пошло выражение «три кита», которое означает основу, фундамент чего-либо.

- Как вы думаете, основу чего мы будем изучать сегодня на уроке.

- Верно, Сейчас я прочту вам стихотворение, послушайте его. Если вы  будете внимательны, вы сумеете определить, что составляет основу экономики и выполнить задание, которое я вам дам после прослушивания стихотворения:

Основа жизни – два кита -
Об этом помните всегда.
А в экономике основа -
Два важных и полезных слова:

Природные богатства и труд.

Всю сущность этой темы увидеть можно тут.

- Так что же составляет основу экономики?

- Давайте попробуем определить тему урока. Сегодня на уроке мы рассмотрим двух этих китов: природные богатства и труд человека.

- Итак, тема сегодняшнего урока.

- Какие цели вы перед собой поставите?

-Что хотите узнать на сегодняшнем уроке?

- Молодцы.

- Кит.

- Основу экономики.

- Природные богатства и труд людей – основа экономики.

- Природные богатства и труд людей – основа экономики

Цель: мы узнаем, что такое природные богатства и какова их роль в жизни человека; в чем заключается труд человека.

фронтальная

Регулятивные:

целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование;

Познавательные:

умение структурировать знания; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные:

развивают умения слушать и понимать других, выражать свои мысли;

IV. Изучение нового материала  

25 мин.

Беседа

Творческое задание

Рассказ учителя

- Рассмотрим первого кита, на которого основывается экономика – это природные богатства.

Слайд 5

- Ребята, а давайте вспомним с какими природными богатствами, мы познакомились на внеклассном чтении.

- Как назвались эти сказки, в которых нам встретились эти богатства.

- Вспомните, кто написал эти сказки.

- Что мы интересного узнали о природных богатствам из этих сказок.

- Молодцы ребята.  Вы хорошо запомнили сказки Андерсона.

- Ну что ж продолжим работать над природными богатствами. Перед тем как начнем работать, разделимся на 6 групп.

Слайд 6

1 группа – расскажет что нового узнали о воздухе и скажет, для чего он нужен;

2 группа – вода;

3 группа – полезные ископаемые;

4 группа – земля (почва);

5 группа – растения;

6 группа - животные

- Ребята, также вам нужно будет не только найти ответы, но и подготовить небольшой плакат: надо наклеить изображения того, где используется данное природное богатство.

- Для того чтобы каждая группа смогла рассказать про свое природное богатство, в учебнике на с. 42 дан текст. Познакомьтесь с ним, найдите материал про природное богатство, которое досталось вашей группе и приготовьтесь рассказать о нем своим одноклассникам вместе с плакатом.

(Раздаточный материал, клей, лист бумаги)

- Для начала вспомним правила работы в группах

- Теперь каждая группа выберет главного в своей микрогруппе.

- Для выполнения задания отводится 4 – 5 мин.

- Как только будете готовы, поднимите руку, чтобы я видела вашу готовность работать.

- Задача остальных внимательно слушать, и заполнять таблицу в тетради на странице 24 под номером 5.  После выступления я буду задавать вопросы

- Итак, что же узнала 1 группа?

- Ребята, скажите, для чего во многих странах используется движение воздуха - ветер?

- Молодцы.

- Что расскажет нам вторая группа?

-Ребята, скажите, почему без воды невозможна жизнь?

Слайд7

- Теперь нам расскажет третья группа о полезных ископаемых

-Ребята, какие полезные ископаемые вы запомнили?

-А почему их называют полезными?

- Молодцы!

- Ребята, скажите, а какие полезные ископаемы, есть  на территории Ульяновской области?

- Ну что ж, про некоторые полезные ископаемые Ульяновска мы узнали. Теперь продолжим работать над природными богатствами.

- Теперь послушаем следующую группу

-Как еще называют землю?

Слайд 8

- Теперь послушаем следующую группу

Слайд 9

- Молодцы. И у нас осталась последняя группа

- Молодцы, все группы справились с заданием.

- Многие столетия человек стремился покорить природу, подчинить ее своей воле. Еще совсем недавно человечество считало, что ресурсы Земли неисчерпаемы, а воздействие человека на природу несущественно. Сегодня ни для кого не секрет, что многие экологические проблемы вызваны, прежде всего, бездуховностью общества, потребительским отношением к природным ресурсам и низкой экологической культурой граждан.

- Люди перестали заботиться о природе: загрязняют реки, океаны, выливая туда отходы с предприятий, вырубают леса, занимаются браконьерством. (на слайдах картинки)

- Ребята, как нужно относится к природным богатствам?

- С воздухом(ветром ) и водой.

- Ветряная мельница. Капля воды.

- Ганс Христиан Андерсен.

- Благодаря воздушной стихии, то есть ветру  мельница может работать и перерабатывать зерно на муку, для удовлетворения потребностей человека.

- Вода – это жизненный фактор в природе, жизни человека.  Человек не может без воды. Если вдруг исчезнет вода, на планете прекратится жизнь.

Называют правила.

Выступление первой группы.

- Для выработки электроэнергии.

Выступление второй группы

- Ответы детей.

Выступление третьей группы

- Нефть, природный газ, каменный уголь)

- Потому что они используются в хозяйстве

- На территории Ульяновской области есть нефть и природный газ, горючие сланцы и торф, а также строительные материалы: диатомиты, трепелы, опоки, глины, пески и песчаники, минеральные краски.

Выступление 4 группы

- Кормилицей.

Выступление 5 и 6 группы.

- Нужно беречь природу, охранять её от нарушителей.

Фронтальная, работа в группах

Познавательные

Умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы;

Регулятивные:
умение ставить перед собой учебные задачи;

Познавательные умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний;

деятельности.

Познавательные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

оценка процесса и результатов

Коммуникативные:

учатся слушать и понимать речь других;

V. Физкультминутка

1 мин.

- Вы, наверное, утомились, давайте выполним физминутку.

Дети по лесу гуляли

За природой наблюдали

Вверх на солнце посмотрели

На пенечке посидели

Всюду бабочки летали

Птички крыльями махали

Дружно мы похлопаем

Ножками потопаем

-Мы природу любим?

-Да! С ней мы верные друзья!

Выполняют упражнение

фронтальная

VI. Продолжение работы по теме урока

5 мин.

Работа в учебнике

Дополнительный материал для

самостоятельной работы.

- Итак, вторым «китом» экономики является труд,

Слайд 10

 давайте познакомимся с ним поближе, выполнив задание на карточках, Работать будем в парах:

- Прочитав текст учебника на с. 44 вставь нужные слова в пропуски.

Труд необходим для того, чтобы_______________________. Он бывает: __________ и _____________. __________труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. _______________ труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые –____________труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -____________ труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

Слайд 11

- Давайте проверим по слайду ваше задание.

Проверка.

- Какой бывает труд?

- Приведите примеры труда физического и умственного.

Выполняют задание на карточке:

Труд необходим для того, чтобы добывать природные богатства. Он бывает: Умственный и физический. Умственный труд - объединяет работы, связанные с приёмом и передачей информации. Физический труд– работа, требующая применения силы. Умственный и физический труд тесно связаны. Например: Шахтеры добывают полезные ископаемые – физический труд, но для добычи полезных ископаемых шахтеры используют инструменты, которые придумали ученые -умственный труд. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.

- Умственный и физический.

- Ответы детей.

Фронтальная, парная

Познавательные

Умение ориентироваться в книге, извлечение нужной информации.

Коммуникативные

 Умение говорить, переработка информации на основе анализа.

Познавательные Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Регулятивные Адекватно оценивать свои достижения; учиться выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; слушать и отвечать на вопросы;

VII.Первичное закрепление изученного материала

3 мин.

Заполнение таблицы

- Теперь снова поработаем в парах.

- Для этого возьмите, пожалуйста, карточку номер 3.

Соотнесите профессию с нужным трудом.

Слайд 12

 (На слайде 2 колонки: умственный труд, физический труд и названия профессий).

Слайд 13

- От чего зависит успех труда?

- Что мы должны делать сейчас, чтобы успешно трудиться в будущем?

- Кем вы хотите стать в будущем?

- Молодцы.

- Скажите имена двух китов экономики.

Слайд 14

-Какова задача экономики?

Слайд 15

- Что такое природное богатство?

- Приведите не менее трёх примеров природных богатств.

 Выполняют задание.

- От образования и здоровья.

- Учиться, не лениться и быть здоровым.

Ответы детей.

- Природные богатства и труд.

-То, что даёт природа.

-Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Парная,

фронтальная

Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование

VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия. 

3 мин.

беседа

- Давайте подведём итоги урока.

- Какую тему урока сегодня изучали?

- Какие есть природные богатства?

- Что нового для себя открыли на уроке?

- Ребята, если у вас все получилось, и вы поняли тему урока, поднимите весёлый смайлик. Если у вас что-то не получилось и были затруднения, поднимите грустный смайлик. Какие были затруднения.

- Природные богатства.

- Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения и животные.

Ответы детей.

фронтальная

Регулятивные:

 умение оценивать свою деятельность;

Коммуникативные: формирование умения учебного сотрудничества с учителем;

формирование умения объяснять свой выбор..

IX. Информация о домашнем задании

- Прочитать текст с. 42-45.

На странице 45 есть задание для домашней работы. Все выполняют задание под номером 2.

По желанию!

*Творческое задание: нарисовать рисунок взаимосвязи различных отраслей экономики.

 *А кто-то может выполнить рисунок или сообщение – как экономика касается вашей семьи, использовав дома ПК.

- Спасибо за урок. До свидания.

фронтальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира в 3 классе на тему "Природные богатства и труд людей – основа экономики"

Тема урока: Природные богатства и труд людей – основа экономики.Цели урока: сформировать представления о трех основных факторах, как основы существования экономики.Планируемые результаты:·...

Технологическая карта урока окружающего мира (3 класс). Тема: "Природные богатства и труд людей – основа экономики". УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование представления о факторах, составляющих основу экономики – природные богатства и труд людей.Планируемые результаты: Предметные: знать: классификацию ...

«План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики".

laquo;План -конспект урока по окружающему миру, 3 класс ТЕМА: "Природные богатства и труд людей - основа экономики"....

Урок окружающего мира в 3 классе на тему «Природные богатства и труд людей – основа экономики»

Тип урока: комбинированный урок.Класс: 3ГЦель урока: познакомить с факторами, составляющими основу экономики.  Задачи урока: Образовательные: – создать условия для ознакомлен...