Урок по теме "Природное сообщество – болото" (с использованием мультимедийных технологий, 3-й класс)
методическая разработка по окружающему миру (3 класс) на тему
Урок проведён в 3 классе по УМК "Школа 20100", автор учебника А.А.Вахрушев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prirodnoe_soobshchestvo_-_boloto.docx | 30.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Природное сообщество – болото.
Цели:
1. Формировать представление о природном сообществе – болото, разнообразии растений и животных болота, о взаимосвязях между ними. Раскрыть значение болот для человека и природы.
2. развивать внимание, экологическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи и зависимости, искать и выделять информацию, целеполагание, планирование.
3. воспитывать чувство ответственности за сохранение красоты и многообразия природы.
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Используемое оборудование:
гербарии растений болота, карта природных зон, индивидуальные карточки, торф, мох сфагнум
Используемые ЦОР: мультимедийная презентация,
Ход урока:
I.Организационный момент
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок,
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
II. Актуализация знаний.
- Как называется раздел в учебнике, который мы изучаем? ( Мы изучаем экосистемы.)
- Назовите составные части экосистемы. (Воздух, вода, почва, горные породы,
Производители, потребители, разрушители.)
- Что вы выяснили о круговороте в озере?
- О каком природном сообществе мы сегодня будем изучать?
Не море, не земля,
Корабли не плавают, (ЗВУК)
А ходить нельзя.
-Исходя из темы, поставьте учебные задачи. О чем вы должны сегодня узнать на уроке?
1. Что такое болото?
2. Какие растения и животные обитают на болоте?
3. Какое значение имеют болота для природы и человека?
Новая тема
РАБОТА В ГРУППАХ
- Что представляет человек при слове «болото»? Какие ассоциации возникают у вас при слове “болото”? Запишите слова на листочках, поделитесь своими мыслями
- Так что же такое болото? (предположения детей) (слайды болот)
- Так что же такое болото?
(Болото – это особое природное сообщество, которое образуется из-за избытка воды в почве. (слайд)
- Как вы думаете, в какой природной зоне чаще всего встречаются болота? Почему? (т.к. много влаги, тундра, лес – показ по карте)
-Чтобы лучше познакомиться с новой экосистемой, выполним задания в группах постоянного состава.
-Перед вами зелёные конверты. Рассмотрите их содержимое. По какому признаку все они попали в один конверт?
-Классифицируйте обитателей болота, так, чтобы получилось две группы.
-Проверим «потребителей»
-Среди предложенных вам «потребителей» я хочу показать и других животных, живущих на болоте
-Проверим «Производителей»
-Среди предложенных вам «производителей» я хочу показать и другие болотные растения
.- Какие виды растений встречаются на болотах? (травянистые: тростник, осока, камыш, рогоз; кустарнички: багульник, голубика, клюква – показ гербария)
- Какое общее свойство у всех растений болот? Почему? (влаголюбивые, т.к. почва сильно увлажнена)
-Представителей какой профессии не оказалось в моём конверте?
-Возможно ли существование экосистемы без «разрушителей»
-Как вы думаете почему здесь так мало разрушителей?
-Об одном удивительном болотном растении вы узнаете много нового, прочитав текст на стр.52
(Почти вся поверхность болот покрыта влаголюбивыми растениями. Мох - одно из самых древних растений, вместо корней у них небольшие выросты, которыми они прикрепляются к почве. То, что кажется нам листьями, у мха на самом деле его веточки, на которых располагаются чешуйки-листья. Мхи не цветут, размножаются спорами, Круглый год мхи зелёные. Когда наступает засуха, мох-сфагнум становится белым. Но стоит пройти дождю – и он опять зазеленеет. Мох может обходиться без воды несколько лет. Можно использовать это растение в строительстве. В деревнях при закладке бревенчатых домов, между брёвнами закладывают мох для утепления жилища. Во время войны врачи использовали мох вместо бинтов и ваты. Мох вытягивал гной из ран, обеззараживал их. Так были спасены многие советские солдаты.)
-Почему мох-сфагнум не перегнивает, а спрессовывается и накапливается? (обладает
противомикробными свойствами, )
ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- Определите цвет сухого торфа.
Рассмотрите кусочек торфа. Из чего он состоит?
Сравните по весу торф и глину.
Кусочек торфа бросьте в воду. Тонет он или нет?
Капните в торф воды. Что произойдет?
Горит ли торф?
Вывод: Торф темно – коричневого цвета, состоит из остатков отмерших растений, которые легко отделить друг от друга. Торф легкий, он легче воды и глины. Сухой торф впитывает воду и хорошо горит. Может быть хорошим горючим материалом и хорошим удобрением!
(индивидуальная работа с последующей проверкой)
-Продолжите работу по таблице. С какой экосистемой вы познакомились сегодня на уроке?
Назовите основных «производителей» болота..
- Назовите основных «потребителей» болота.
- Кого вписали в колонку «разрушителей» болота?
3. - Мы пришли к выводу, что на болотах обитают разнообразные живые организмы, но нам надо выяснить, как связаны эти организмы между собой. Составьте цепь питания. (работа в парах)
- Подумайте и скажите, можем ли мы нарушить эту взаимосвязь? Что произойдет, если из цепи питания убрать одно звено?
Итак, мы познакомились с растениями и животными болот. Давайте подумаем, какую роль играют болота, нужны ли они природе?
- Добыча торфа.
- Болота смягчают климат окружающей среды. Увеличивают влажность воздуха.
- Болота – это хранилища и регуляторы пресной воды рек.
- Поэтому более 150 болот в нашей стране находятся под охраной. 2 февраля –День защиты болотных угодий
Итог: Какие учебные задачи мы сегодня перед собой ставили?
- Что нового и неожиданного для себя вы узнали?
- Что такое болото?
- Какое общее свойство есть у всех растений болот?
- Какие животные обитают на болоте?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование мультимедийных технологй в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников. "Дифференциация звуков С-З"
Презентация фронтального логопедического занятия "Дифференциация звуков С-З"Использование мультимедийных технологий в целях повышения познавательной деятельности у младших школьников....
Урок математики в 4 классе с использованием мультимедийных технологий
Урок математики...
Конспект урока по теме «Использование мультимедийных технологий во время урока-обобщения по теме «Животные»
Обобщающий урок для 3 класса по теме "Животные" и смользованием мультимедийной доски. В конспект включены УУД. Учебник Starlight 3....
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе
Варианты использования мультимедийных технологий. Из опыта работы....
Использование мультимедийных технологий в образовательном процессе
Материал поможет учителям при выступлении на методобъединении...