Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"
план-конспект урока по чтению (2 класс) на тему
Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренировать выразительное чтение учащихся.
Планируемые результаты:
предметные: отработать навыки литературного анализа стихотворений, выразительное чтение; знать содержание и композиционный строй стихотворения; формирование умения выразительно читать стихотворение с передачей эмоционального тона; умение находить в тексте средства художественной выразительности (сравнения, эпитеты); умение создавать под руководством учителя текст с использованием авторских художественных выразительных средств; умение участвовать в коллективной беседе.
личностные: положительное отношение к предмету; совершенствование умения излагать свои мыли в устной форме; развитие коммуникативных навыков и навыка публичных выступлений.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Н.А.Чуракова "Литературное чтение", учебник 2 класса, II часть (образовательная система "Перспективная начальная школа"), презентация, доска.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект | 23.18 КБ |
Презентация | 1.09 МБ |
Предварительный просмотр:
№ | Этап урока. Методы и приемы. | Время | Содержание урока. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1. | Организационный момент. Мотивационный этап. Словесный метод (слово учителя, учебный диалог) | 2 мин | – Прочитайте скороговорку на доске сначала медленно, затем наращивая темп: Жутко жуку жить на суку. Вспомните, чем же вы занимались на прошлом уроке? С каким приемом мы познакомились? (Контраст) Дайте определение слову контраст. А как вы считаете, чем мы будем заниматься сегодня? А для начала проверим домашнее задание. | Слушать учителя. Настраиваться на урок. | Л: самоопределение, целеполагание. К: построение высказывания в устной форме; обмен мнениями. |
2. | Проверка домашнего задания | 2 мин | Выразительное чтение стихотворения О.Дриза «Кто я?» | ||
3. | Постановка учебной задачи. Словесный (слово учителя) Практический (работа с учебником) | 1 мин | Иногда ребята, герои стихов, сами сравнивают себя с животными. Сегодня мы познакомимся с некоторыми из таких стихотворений. Артур Гиваргизов «Мой бедный Шарик». А знаете ли вы, что свою карьеру писателя Артур Гиваргизов начал еще в школе? Сам он в шутку говорит об этом, ведь именно в школе мы пишем сочинения. Правда, писал автор необычно, описывая совершенно фантастические и вымышленные события, чему была не рада учительница. Но сочинения писать Артуру нравилось, это и положило начало его деятельности. | Вспоминают информацию об авторе, которую уже знают. Расширяют свои знания о поэте и его творчестве. | П: анализ материала с опорой на предыдущий опыт. Р: целеполагание |
4. | Решение частных задач Словесный (учебный диалог, высказывания учащихся) Практический (работа с учебником) Наглядный (рассматривание картин осени) | 35 мин | Выразительное чтение учителя. - Понравилось ли вам стихотворение? Чем? - Как вы думаете, кто разговаривает с Шариком – взрослый человек или не совсем? Почему? Никогда не видели взрослых людей, которые бы квакали или гавкали в свое удовольствие? Именно детям нравится пародировать животных, играть в зоопарк и прочие игры. Вы знаете такие игры? - Мнение первого лица в этом стихотворении, что человеком быть очень весело. Вы согласны с этой точкой зрения? Почему? Назовите еще причины, почему человеком быть весело. Чтение 2-3 учеников на оценку. Сейчас мы с вами познакомимся с другой точкой зрения на данный вопрос. Стихотворение «Повезло!» Мориса Карема. Вы знакомы с этим автором? Посмотрите, под стихотворением есть сноска, что оно переведено. Морис Карем – бельгийский поэт, родился 12 мая 1899 года. Отец был художником, а мать бакалейщицей (продавщицей), в семье было 5 детей. Свои первые стихи написал в 15 лет, вдохновленный своим другом детства. Он никогда не переставал писать. И несмотря на то, что жил он не в самых лучших условиях, его детство было очень счастливым, что и отразилось в его стихотворениях. Стихи Карема подходят и для взрослых, и для детей. В свое время он преподавал сначала в школе в начальных классах, а потом создал свое печатное издание. Мориса Карема признали классиком детской поэзии. Если вам будет интересно, вы можете найти его книги в библиотеке или в интернете. Физминутка. Выразительное чтение стихотворения. Для начала разберемся с особенными словами под звездочкой. Где будем искать их значение? (Словарик, вторая часть учебника) Сурок, жужелица, уклейка – на экране иллюстрации. - Чему же радуется мальчик? Что, по его мнению, отличает его от сурка, змейки и других животных? - Вы когда-нибудь сравнивали себя с животными или растениями, которые вас окружают? С какими? Кем бы вы хотели быть, если бы могли выбрать и почему? Чтение 1-2 учащихся. -что вас удивило в этом стихотворении? - подумайте, кем бы вы хотели стать, если не тем кто вы есть. Роман Семёнович Сеф (06.10.1931 – 20.02.2009) родился в Москве. Настоящее имя – Роальд Семёнович Фаермарк. Родители были партийными работниками. Когда их репрессировали, Роман Сеф, будучи пятилетним мальчиком, остался на попечении бабушки. Спустя десять лет, его с матерью, вернувшейся к тому времени из заключения, отправили на поселение – три года местом их жительства был город Малоярославец. После окончания школы Роман Сеф перепробовал множество профессий, успев поработать даже на Союз писателей – водил служебный автобус. В 1951 году он был арестован по политической статье. После года тюрьмы, был сослан на пять лет в Караганду. Именно там, изучая английский язык, Роман Сеф начал заниматься литературными переводами. После реабилитации, он поступил на факультет журналистики МГУ, но его не окончил. В 1960 году Роман Сеф опубликовал два сборника переводов – «В эту минуту», «Бабочка и пчела», а два года спустя вышел сборник его собственных стихов «Шагают великаны», который высокой оценил К.И. Чуковский. Тогда же Роман Сеф стал членом Союза театральных деятелей, а в 1966 году – Союза писателей СССР. Он продолжал активно заниматься переводами, писал пьесы для детского театра, сочинял стихи, прозу. Помимо литературной деятельности, Роман Сеф вел большую общественную, педагогическую работу. В 1987 году он получил первую премию на Всесоюзном конкурсе детской книги за стихотворение «Я сделал крылья и летал». Роман Сеф был также награждён Государственной премией СССР, удостоен почетного звания «Заслуженный деятель искусств Российской Федерации». Учащиеся читают стихотворение Р. Сефа «Лучше всех». – Герой стихотворения радуется приходу весны? - Кто, кроме него, этому рад? - Почему герой уверен, что ему лучше всех на свете? (Герой уверен, что ему лучше всех на свете, потому что он ощущает весну всеми чувствами.Он слышит пение птиц, чувствует клейкую поверхность и аромат только что распустившихся листочков, видит синеву неба, ощущает под ногами сырость от растаявшего снега.) – Рассмотрите рисунок в учебнике. Как можно смотреть на мир? – Обратите внимание на то, что мальчик бежит «лицом – к весне», то есть он, пробегая мимо всего этого, видит весну в полном объеме, во всем ее разнообразии. | Слушают выразительное чтение учителя. Анализируют стихотворение с помощью вопросов учителя на осмысление. Узнают значение новых слов. Делятся собственным опытом и суждениями. Находят строчки в подтверждении своего мнения в стихотворении. Работают в парах, обсуждают проблемный вопрос. | П: работа с учебником; анализ материала с опорой на предыдущий опыт; выполнение действий по алгоритму; анализ словарного материала; осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Р: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. К: выражение своих мыслей понятно и точно; аргументация своего мнения; умение взаимодействовать с одноклассниками. |
Итоги урока. Рефлексия. Дача домашнего задания | 2 мин | - Назовите произведения, которые мы сегодня рассматривали. - Поднимите руку те, кто узнал сегодня что-то новое из стихотворений, биографии авторов или высказываний одноклассников? - Ваше домашнее задание: познакомиться с 1-2 стихотворениями этих авторов, кроме тех, что есть в учебнике, а также читать их выразительно. | Выполняют рефлексивную работу, подводят итоги своей работы на уроке. | П: строят речевое высказывание П: осуществляют синтез Р: осуществляют итоговый контроль |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Артур Гиваргизов
Морис Карем (1899–1978) – бельгийский франкоязычный поэт.
Роман Семёнович Сеф (1931 – 2009 )
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Самуил маршак Сказка про козла"
Предмет: литературное чтениеТема урока: Самуил Маршак «Сказка про козла»Цели урока: познакомиться с сказкой Планируемые результаты:· Предметные: формирова...
Учебно-методический комплект для проведения урока литературного чтения в 3 классе по теме "Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)"
Предмет: литературное чтение Тема урока: Удивительные пони Ю. Мориц (Стихотворения Ю. Мориц «Пони», «Любимый пони»)Цели урока: создать условия для расширения читательского кругоз...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения К. И. Чуковский "Федорино горе" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: К.И.Чуковский «Федорино горе» Цели деятельности учителя: Формировать навык выразительного чтения; формировать умение анализировать жанры произведе...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Н. Носов «На горке»" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Н. Носов «На горке»» Цели деятельности учителя: продолжить знакомство учащихся с творчеством Н.Носова; развивать память, речь, умение подробно из...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Обобщение по разделу «Писатели – детям»" и разработанная контрольная работа по теме урока) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Обобщение по разделу «Писатели – детям»» Цели деятельности учителя: повторить и обобщить пройденный материал по разделу «Писатели – детям»; разви...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Я и мои друзья" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Я и мои друзья» Цели деятельности учителя: ознакомить учащихся со стихами о друзьях, о друж¬бе; воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи, п...
Учебно - методический комплект (технологическая карта урока литературного чтения "Стихи о дружбе и обидах" и мультемедийная презентация) 2 класс
Предмет: литературное чтение Класс: 2 «а» Тема урока: «Стихи о дружбе и обидах» Цели деятельности учителя: познакомить учащихся со стихами о друзьях, дружбе; воспитывать чувство товарищества, взаимопо...