Урок ОРКСЭ , тема:«Отношение христианина к природе».
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Опалева Светлана Семёновна

Урок проводится в 4 классе по модулю «Основы православной культуры» в соответствии с рабочей программой «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной на основе примерной программы, автор А.Я. Данилюк М., «Просвещение», 2010г. Учебник А.В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г. Тема урока: «Отношение христианина к природе».

На урок отводится 1час.

Цель и задачи урока:

          * Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека,

              особой роли человека в мире.

          * Воспитание осознанной и общегражданской и личной 

              ответственности  человека за вверенный ему мир.

          * Воспитание христианского представления о сотворении природы,

             понимание служения природе, как творению Божиему.

          * Развивать экологическое мышление и умение применять его в жизнь.

На уроке использовались различные формы и виды организации учебной деятельности  (активные и интерактивные), различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковые, метод самостоятельной работы. Учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умения на уроке использую групповую работу. Для развития зрительной памяти и лучшего усвоения учебного материала использую мультимедийную презентацию «Смоленское Поозерье».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, иллюстрации картин, карточки с заданиями, магниты,    портрет М. В. Ломоносова, модель Земли, звёзды.  

Планируемые результаты:

  • Учащиеся узнают, что познавая мир нужно трудиться.
  • Продолжат осмыслять понятие «милосердие» на другом материале.
  • Учащиеся совершенствуют умения осуществлять поиск необходимой информации в других источниках для выполнения учебных заданий.

 

Личностные:  

·         сплочению детского коллектива;

·         сформируют  гражданскую позицию, любовь к труду.

 Метапредметные:

·         научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе.

  Предметные:

·         познакомятся учащихся с основными понятиями «экология», «ответственность».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_kursu_orkse.rar784.37 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Гнездовская средняя школа

Смоленского района Смоленской области

Учитель начальных классов:

Опалева Светлана Семёновна

2015

Пояснительная записка

Урок проводится в 4 классе по модулю «Основы православной культуры» в соответствии с рабочей программой «Основы религиозных культур и светской этики», разработанной на основе примерной программы, автор А.Я. Данилюк М., «Просвещение», 2010г. Учебник А.В. Кураев « Основы православной культуры», М.: Просвещение, 2012 г. Тема урока: «Отношение христианина к природе».

На урок отводится 1час.

Цель и задачи урока:

          * Формирование осмысленного взгляда на связь природы и человека,

              особой роли человека в мире.

          * Воспитание осознанной и общегражданской и личной  

              ответственности  человека за вверенный ему мир.

          * Воспитание христианского представления о сотворении природы,

             понимание служения природе, как творению Божиему.

          * Развивать экологическое мышление и умение применять его в жизнь.

На уроке использовались различные формы и виды организации учебной деятельности  (активные и интерактивные), различные методы обучения: словесные, наглядные, проблемно – поисковые, метод самостоятельной работы. Учитывая личностные характеристики школьников, степень развития их умения на уроке использую групповую работу. Для развития зрительной памяти и лучшего усвоения учебного материала использую мультимедийную презентацию «Смоленское Поозерье».

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, иллюстрации картин, карточки с заданиями, магниты,    портрет М. В. Ломоносова, модель Земли, звёзды.  

Планируемые результаты:

  • Учащиеся узнают, что познавая мир нужно трудиться.
  • Продолжат осмыслять понятие «милосердие» на другом материале.
  • Учащиеся совершенствуют умения осуществлять поиск необходимой информации в других источниках для выполнения учебных заданий.

 

Личностные:  

  • сплочению детского коллектива;
  • сформируют  гражданскую позицию, любовь к труду.

 Метапредметные:

  • научатся адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих по отношению к природе.

  Предметные:

  • познакомятся учащихся с основными понятиями «экология», «ответственность».

                                                 

Ход урока.

  1. Организационный момент.

 

   Встали все у парт красиво,

   Поздоровались учтиво.

   Будем слушать, рассуждать,

   И друг другу помогать.

                             

 2. Проверка домашнего задания.

        Домашним заданием было задано: нарисовать рисунок     монаха, каким вы его представляете. По желанию выучить стихотворение о святых.

 3. Актуализация знаний. Постановка целей урока.

    Учитель:  Послушайте совет маленького принца из повести – притчи французского писателя Антуана Экзюпери «Встал утром, умылся, привёл себя в порядок и сразу же приведи в порядок планету». (Модель планеты вывешиваю на доске)

 

 

Учитель: Как вы понимаете эти строчки? (Ответы детей)

                 О чём мы сегодня будем говорить на уроке? (Ответы детей)

                 Дети называют тему урока.

 (Вывешиваю тему урока)

               «Отношение христианина к природе»

Учитель: Какие цели поставим сегодня на нашем уроке?

 (Ответы детей)

 (Звёзды – цели - на доске)

                                             

                                       

           

Учитель: Великий русский учёный Михаил Васильевич Ломоносов (ПОРТРЕТ вывешиваю да доску) говорил, что Бог дал людям две книги – книгу природы и Библию. В книгу природы Бог вложил природные законы, а в библию – заповеди.

-Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей)

Учитель: Развитие науки и познание мира - это доброе дело для христианина. Но мир надо не только познавать. В мире надо трудиться. К сожалению, в последнее столетие человек слишком увлёкся перестройкой окружающего мира. Многие люди решили, что главная цель их труда состоит в том, чтобы получить побольше выгод и удобств. Люди перестали видеть в природе прекрасный божий Храм.

4. Работа по теме урока

    Учитель: Познакомьтесь с библейской историей.

 ( Библейская история. Подготовленный ребёнок рассказывает       библейскую историю по иллюстрациям:  И.Айвазовского «Всемирный потоп», Ной и ковчег.)

 

               

Работа по вопросам.

Учитель: За что решил Бог наказать всё человечество?  (Ответы)

 Почему Ной решил взять «Каждой твари по паре»?        (Ответы)

 Что мы с вами должны делать, чтобы не случилась такая катастрофа? (Ответы детей)

Работа по книге.

Учитель: Ребята, как вы думаете, кто выше человек или природа? (Ответы детей)

Учитель: Точный ответ вы найдёте в учебнике, прочитав страницу 85.

Пометочное чтение.

Учитель: Простым карандашом вы отмечаете

? – не понятно.

! - заинтересовало

Работа по прочитанному.

Учитель: Что вас заинтересовало? (Ответы детей)

Работа по иллюстрациям.

Учитель: Посмотрите иллюстрацию, на которой изображён святой Сергей Радонежский. Он кормит голодного медведя кусочком хлеба, который у него был. Следующая иллюстрация на ней изображён Святой Пастырь в райском саду, его окружают овцы, доверчиво берущие из его рук пищу.

 А теперь посмотрите на эти иллюстрации.

                                                           

 

Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Из-за мусора, который оставляет после себя человек гибнет лес. Из-за последствия разлива нефти гибнут рыбы и птицы.

Учитель: Кто несёт ответственность за природу? (Ответы детей)

 Вывод: Наша земля - наш дом. Поэтому люди должны нести ответственность за неё. Нельзя сорить и оставлять мусор, бездумно рвать цветы и ломать деревья. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создаёт привычку к безразличию, к злобе и разрушению.

5.ФИЗМИНУТКА.

Закройте глазки и послушайте звуки природы. Если бы вы были художниками, какие картины нарисовали? (Звучат голоса птиц, ручеёк)

(Ответы детей)

6. Групповая работа. Работайте дружно.

1 группа. Составить правила поведения в природе.

2 группа. В справочнике найти определение слову «экология».

3 группа. Составить диалог между цветами. (Один цветок растёт в поле, а другой сорван человеком и выброшен.)

Проверка.

 7. Просмотр видеофильма  «Смоленское Поозерье». Время  5 минут.

Учитель: Сегодня люди уже поняли свою ответственность. Поэтому современная наука не просто изучает природу, но и ищут способы защиты её. Создаются заповедники, национальные парки. Сегодня мы познакомимся с национальным парком «Смоленское поозерье».

8. Итог.

   Учитель: Это наша Земля. Какой бы вы хотели её видеть и оставить своим потомкам. У вас на столах лежат магниты, выберите, то, что вы считаете нужным. Прикрепите на планету. (Дети выходят к доске и крепят магниты)

9. Домашнее задание.

        *Мы с вами познакомились с репродукцией Айвазовского «Всемирный потоп», а как вы представляете «Всемирный потоп» попробуйте нарисовать. Страница 84-85 читать.

10. Рефлексия.

        У вас на столах лежат листочки, заполните их.

         Самооценка:      

        Я  узнал(а)…

        Я  хочу рассказать родителям….

        Мне было трудно…

           

             

                                                                                                             

 

           

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры", тема "Отношение христианина к природе"

Цель урока: Познакомить учащихся с христианскими взглядами и отношением к природе, как к творению Божиему. Конспект урока выполнен по требованиям ФГОС:- представлены планируемые результаты: предм...

Конспект урока по теме "Отношение к природе" в модуле " Основы буддийской культуры" по учебному курсу ОРКСЭ

Данный урок нацелен на то, чтобы познакомить учащихся с позицией буддистов по отношению к природе, определить стоящие за этим отношением принципы, увидеть мотивацию поведения  буддистов, побудить...

Урок по ОПК "Отношение христианина к природе"

Урок по ОПК "Отношение христианина к природе"...

Урок по теме: "Отношения между понятиями"

Технологическая карта урокаПрезентация...

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс

Презентация к уроку ОРКСЭ но теме "Человек и природа в православии" 4 класс. По учебнику А.В. Кураева...

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) Тема: «Отношение христианина к природе»

Данная методическая разработка урока по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») предназначена для учителей начальной школ...

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему: «Христианин в труде»

Методическая разработка урока ОРКСЭ на тему:  «Христианин в труде» к уроку №29, учебник «Основы религиозных культур и светской этики Основы Православной культуры», А. В. К...