Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме
Карта урока:
Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся
Класс: 4
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока:
- Образовательная: прохождение материала, посвященного Великой Отечественной Войне
- Воспитательная: формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отчества, воспитания чувства гордости за свою страну, за свой народ
- Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы
Задачи урока:
- знакомство детей с тяжёлым и страшным периодом жизни нашей страны – блокадой Ленинграда;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитание уважения, чувства сострадания, нравственности и доброты к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
- повышение интереса к военной истории, литературе, музыке и изобразительному творчеству.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 162.5 КБ |
i_pust_pokoleniya_znayut_i_pust_pokoleniya_skorbyat.pptx | 770.14 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ №34 Невского района Санкт-Петербурга
Урок окружающего мира в 4 классе
Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»
ФИО, должность:
Струина Марина Владимировна,
Учитель начальных классов
Карта урока:
Уровень образования: среднее общее образование
Целевая аудитория: учащиеся
Класс: 4
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель урока:
- Образовательная: прохождение материала, посвященного Великой Отечественной Войне
- Воспитательная: формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отчества, воспитания чувства гордости за свою страну, за свой народ
- Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы
Задачи урока:
- знакомство детей с тяжёлым и страшным периодом жизни нашей страны – блокадой Ленинграда;
- создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
- воспитание уважения, чувства сострадания, нравственности и доброты к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
- повышение интереса к военной истории, литературе, музыке и изобразительному творчеству.
Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер урока.
Используемое оборудование:
- выставка книг о Великой Отечественной войне и о блокадном Ленинграде;
- музыкальное сопровождение (аудиозаписи песен «Священная война», «Ленинградские мальчишки», запись голоса Ю. Левитана о нападении фашисткой Германии);
- выставка рисунков на тему «Они сражались за Родину»;
- фото ветеранов Великой Отечественной войны – наших земляков;
- технические средства (ноутбук, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки, магнитофон, флеш-карта);
- Мультимедийная презентация «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»
Дата урока: 27.01.2015
План урока:
1 Организационный момент
2. Объяснение нового материала. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления
3. Гимнастика для глаз
4. Итоги урока
5. Круглый стол: обсуждение изученного материала
6. Рефлексия
Ход урока
Учитель: 70 лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. До сих пор каждый из нас с содроганием слушает страшные фразы, произнесённые голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! ...
Слайд 2, 3
(Звучит запись голоса Левитана)
22 июня 1941 г. гитлеровская Германия нарушила договор о ненападении и вероломно вторглась в пределы нашей страны. В то грозное время народы нашей многонациональной Родины приложили героические усилия, чтобы дать отпор врагу, растоптать фашизм.
(На фоне записи песни «Священная война» ученик читает стихотворение)
«Нет!» - сказали мы фашистам.
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом «брот»,
И от моря и до моря
Поднялись большевики.
И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины.
Молдаване, чуваши.
Все советские народы
Против общего врага.
Все, кому мила свобода
И Россия дорога! (С. В. Михалков)
Ребята, что вы чувствуете, когда слышите слово война? (Ответы детей)
Война – это самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.
Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тыс. сёл и деревень. Война – это 32 тыс. взорванных заводов и фабрик, 65 тыс. километров железнодорожных путей. Война – это 20 часов в день у заводских станков. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях похожих на вас девчонок и мальчишек.
А ещё война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.
Сегодня мы подробно поговорим об одном ужасающем эпизоде войны, о блокаде Ленинграда.
Что такое блокада?
Блокада – окружение, изоляция города с целью прекращения его связи с внешним миром.
Из окружения города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Блокада города Ленинграда.
Стоит над Невой город – большой и красивый город – город-герой, город-солдат, город-труженик. Не раз за свою историю город менял имя.
Как назывался город на протяжении своего существования? (Ответы детей).
Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград,
Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего классного часа «Блокадный Ленинград. 8 сентября 1941 – 27 января 1944 г. г.».
Слайд 4
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
27 января российское правительство объявило Днём воинской славы России. Как вы думаете, почему? (Ответы детей).
Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа - фашисты отступили от Ленинграда.
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет. Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями.
Слайды 5, 6
Фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя» - цинично пророчествовал он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
И летели листовки с неба
На пороги замёрзших квартир:
«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»
«Будет мир. Вам не снится мир?»
Дети, плача хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
Без воды, без тепла, без света.
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире и силы нету,
Чтобы всё это превозмочь.
Умирали - и говорили:
Наши дети увидят свет!
Но ворота они не открыли,
На колени не встали нет!
На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки.
Слайды 7, 8
(Прослушивание записи песни «Ленинградские мальчишки»)
На защиту родного города поднялись все её жители. В короткий срок он был превращён в город – крепость. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.
Слайды 9, 10
Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тыс. тяжёлых снарядов, 5 тыс. фугасных, более тысячи зажигательных бомб.
8 сентября 1941 г., захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.
С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Всё меньше и меньше продуктов выдавалось по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошёл до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок, как мог.
Слайды 11, 12
Зимой 1941-1942 г.г. в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывистыми бомбёжками жили в неотапливаемых домах.
Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома.
Слайд 13
(Чтение стихотворения детьми)
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щёки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
Слайды 14, 15
Про школы.
Какое-то время в осаждённом городе работали школы. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки почернели, мел высказывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Это тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постоянно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, останавливающимся взглядом. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы.
Слайды 16,17,18
Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось прямо в классе.
Девочка руки протянула
И головой –
На край стола.
Сначала думали –
Уснула,
А оказалось –
Умерла…
Никто не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки –
После похорон. (Ю. Воронов)
Неоценимый вклад рабочих- подростков.
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Всё для фронта, всё для победы!» - это был девиз рабочих. Но в городе с каждым днём всё больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодёжь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!». На заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.
Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, измождённые, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.
Слайды 19, 20, 21
Дорога Жизни.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоса воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла, и эта единственная ниточка, связывающая город со страной оборвалась.
Слайд 22, 23
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября ещё по неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Слайды 24, 25
Вплоть до 23 апреля 1942 г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляли в Ленинград продукты и другие жизненноважные грузы, а из города на Большую Землю вывозили людей, раненых, , истощённых и ослабевших людей. Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами и людьми. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал её «дорогой жизни».
Слайд 26
(Рассказ учащегося о земляке, ветеране Великой Отечественной войны, который помогал Ленинграду в тяжёлые дни блокады.)
Абашев Хатим Валеевич родился 16 мая 1919 года, в деревне Малый Вениж, по национальности – татарин. Вместе с женой, Абашевой Фатимой Гильмутдиновной, вырастили и воспитали шестерых детей. Был отправлен на фронт в 1941 году, в 22 года. С 17 июля 1942 года по ноябрь 1942 года был стрелком (133-й Западный Стрелковый полк). С ноября 1942 года по октябрь 1945 года был обслуживающим мотористом (206-я отдельная рота). 27 ноября 1944 года был контужен. По Дороге жизни возил продовольствие в блокадный Ленинград. Уволен в запас 22 октября 1945 года. Имеет награды: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», Орден Отечественной войны.
Слайд 27
Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.
22 декабря 1942 года была учреждении медаль «За оборону Ленинграда» 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.
Слайды 28, 29
Освобождение Ленинграда.
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду! 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепление противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.
Слайд 30
Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и населённых пунктов. Город был полностью освобождён от вражеской блокады.
Слайды 31,32, 33,34
Друг, товарищ, там, за Ленинградом,
Ты мой голос слышал за кольцом,
Дай мне руку! Прорвана блокада
Сердце к сердцу – посмотри в лицо.
Кровь друзей, взывающая к отмщенью,
На полотнах полковых знамён.
На века убийцам нет прощенья.
Прорвана блокада. Мы идём!
Мы сегодня снова наступаем,
Никогда не повернём назад…
Мой малыш – сынишка – спит, не зная,
Как сегодня счастлив Ленинград. (Е. Вечтомова)
Итог блокады.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Только 3% из них погибло от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронены на Пискарёвском мемориальном кладбище. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На мемориальной стене Пискарёвского кладбища печально и торжественно начертаны слова: «Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.»
Слайды 35, 36
Общее число жертв среди гражданского населения в городе за всё время войны превышает 12000000 человек.
Говорящий дневник Тани Савичевой.
Среди них была и девочка-ленинградка Таня Савичева. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. У Тани была большая дружная семья. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой, но у неё хватило сил и мужества вести дневник. Её дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда в те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей: «Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942г.», «Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.», «дядя Вася умер в 2. ночи 14 апр.1942 г.», «дядя Леша умер 10 моя в 4 ч. дня 1942г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».
Слайд 37
Таня тоже умерла, умерла 1 июля 1944 года. Крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку. Но память о Тане Савичевой, о жителях и защитниках Ленинграда останется навечно!
Слайд 38, 39
Вспомним всех тех, кто отдал жизнь за мир и наше счастье в ту страшную войну. Почтим память о них минутой молчания.
Слайды 40, 41
(Ученики читают стихи)
Мир и дружба всем нужны,
Мир важней всего на свете,
На земле, где нет войны,
Ночью спят спокойно дети.
Там, где пушки не гремят,
В небе солнце ярко светит.
Нужен мир для всех ребят
Нужен мир на всей планете!
Пусть пулемёты не строчат,
И пушки грозные молчат,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть небо будет голубым.
Пусть бомбовозы по нему
Не прилетают ни к кому,
Мир нужен на земле всегда! (С. Михалков)
(Исполнение песни «Солнечный круг»)
Поздравляем всех с наступающим великим праздником – Днём Победы!
Используемая литература:
1.Батищева О.А., Дзевенская Л.В. «Великая Отечественная война. Какая она?» - Начальная школа, 2009, №5;
2. Гайдина Л.И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. «Патриотическое воспитание: сценарий мероприятий: 1-4 классы» - М.: ВАКО, 2009;
3. Жиренко О.Е., Лапина Е. В., Киселёва Т.В. «Я – гражданин России: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы –М.: ВАКО, 2008;
4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия:1-4 классы – М.: ВАКО, 2008;
5. Микенина О. А. «Стихотворения о городах-героях» - Начальная школа, 2010, №4;
6. Рыжкова Е. Г. , Бахлыков Л.В. «Нам этот мир завещано беречь» - Начальная школа, 2006, №5;
7. Сапрыкина С. П. «Дню Победы посвящается» - Начальная школа, 2012, №4;
8. Труханова И. А. 2Нападение фашистской Германии на Советский Союз» - Начальная школа, 2012, №6;
9. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-blokada-leningrada
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
70 лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. До сих пор каждый из нас с содроганием слушает страшные фразы, произнесённые голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! ...
« Нет!» - сказали мы фашистам. Не потерпит наш народ, Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом « брот », И от моря и до моря Поднялись большевики. И от моря и до моря Встали русские полки. Встали, с русскими едины, Белорусы, латыши, Люди вольной Украины, И армяне, и грузины. Молдаване, чуваши. Все советские народы Против общего врага. Все, кому мила свобода И Россия дорога!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок окружающего мира 4 класс Школа России по теме: "В пустыне вовсе не пусто".
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС...
Урок окружающего мира.«Русская ярмарка». Урок-праздник
Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...
Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»
На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...
Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.
Знакомство с географическим положением природной зоны-Тундра, климатическими условиями, растительным и животным миром и деятельностью человека....
Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник
Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС третьего поколения
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС третьего поколения...
Урок окружающего мира. Технологическая карта урока по теме "Про кошек" 2 класс
Технологическая карта составлена по учебнику 2 класса (автор Плешаков А.А. "Школа России"). Задания направлены на развитие читательской грамотности, коммуникативных умений....