Урок окружающего мира в 4 классе Тема урока: «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»
учебно-методический материал по окружающему миру (4 класс) по теме

Струина Марина Владимировна

Карта урока:

Уровень образования: среднее общее образование

Целевая аудитория: учащиеся

Класс: 4

Тип урока: знакомство с новым материалом

Цель урока:

  • Образовательная: прохождение материала, посвященного Великой Отечественной Войне
  • Воспитательная: формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отчества, воспитания чувства гордости за свою страну, за свой народ
  • Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы

 

Задачи урока:

  • знакомство детей с тяжёлым и страшным периодом жизни  нашей страны – блокадой Ленинграда;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения, чувства сострадания, нравственности и доброты к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • повышение интереса к военной истории, литературе, музыке и изобразительному творчеству.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya.doc162.5 КБ
Файл i_pust_pokoleniya_znayut_i_pust_pokoleniya_skorbyat.pptx770.14 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ №34 Невского района Санкт-Петербурга

Урок окружающего мира в 4 классе

Тема урока:  «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

ФИО, должность:

Струина Марина Владимировна,

Учитель начальных классов

Карта урока:

Уровень образования: среднее общее образование

Целевая аудитория: учащиеся

Класс: 4

Тип урока: знакомство с новым материалом

Цель урока:

  • Образовательная: прохождение материала, посвященного Великой Отечественной Войне
  • Воспитательная: формирование у обучающихся патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отчества, воспитания чувства гордости за свою страну, за свой народ
  • Развивающая: развитие эмоционально-волевой сферы

Задачи урока:

  • знакомство детей с тяжёлым и страшным периодом жизни  нашей страны – блокадой Ленинграда;
  • создание условий для более глубокого ознакомления детей событиями блокадных лет, примерами боевых и трудовых подвигов наших соотечественников во имя свободы и независимости Родины;
  • воспитание уважения, чувства сострадания, нравственности и доброты к ветеранам Великой Отечественной войны и блокадникам;
  • повышение интереса к военной истории, литературе, музыке и изобразительному творчеству.

Используемые инновационные технологии: интерактивный и диалоговый характер урока.

Используемое оборудование:

  • выставка книг о Великой Отечественной войне и о блокадном Ленинграде;
  • музыкальное сопровождение (аудиозаписи песен «Священная война», «Ленинградские мальчишки», запись голоса Ю. Левитана о нападении фашисткой Германии);
  • выставка рисунков на тему «Они сражались за Родину»;
  • фото ветеранов Великой Отечественной войны – наших земляков;
  • технические средства (ноутбук, проектор, интерактивная доска, звуковые колонки, магнитофон, флеш-карта);
  • Мультимедийная презентация «И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят…»

Дата урока: 27.01.2015

План урока:

1 Организационный момент

2. Объяснение нового материала. Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления

3. Гимнастика для глаз

4. Итоги урока

5. Круглый стол: обсуждение изученного материала

6. Рефлексия

Ход урока

Учитель: 70 лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. До сих пор каждый из нас с содроганием слушает страшные фразы, произнесённые голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! ...

Слайд 2, 3

(Звучит запись голоса Левитана)

22 июня 1941 г. гитлеровская Германия нарушила договор о ненападении и вероломно вторглась в пределы нашей страны. В то грозное время народы нашей многонациональной  Родины приложили героические усилия, чтобы дать отпор врагу, растоптать фашизм.

(На фоне записи песни «Священная война» ученик читает стихотворение)

«Нет!» - сказали мы фашистам.

Не потерпит наш народ,

Чтобы русский хлеб душистый

Назывался словом «брот»,

И от моря и до моря

Поднялись большевики.

И от моря и до моря

Встали русские полки.

Встали, с русскими едины,

Белорусы, латыши,

Люди вольной Украины,

И армяне, и грузины.

Молдаване, чуваши.

Все советские народы

Против общего врага.

Все, кому мила свобода

И Россия дорога!    (С. В. Михалков)

        Ребята, что вы чувствуете, когда слышите слово война? (Ответы детей)

        Война – это самое страшное событие, которое только может случиться как в жизни отдельного человека, так и в истории всего человечества.

        Война – это 1725 разрушенных и сожжённых городов и посёлков, свыше 70 тыс. сёл и деревень. Война – это 32 тыс. взорванных заводов и фабрик, 65 тыс. километров железнодорожных путей. Война – это 20 часов в день у заводских станков. Это урожай, выросший на  солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях похожих на вас девчонок и мальчишек.

        А ещё война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 г хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

        Сегодня мы подробно поговорим об одном ужасающем эпизоде войны, о блокаде Ленинграда.

        Что такое блокада?

        Блокада – окружение, изоляция города с целью прекращения его связи с внешним миром.

        Из окружения города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. Все пути к нему на суше захвачены фашистами. Блокада города Ленинграда.

        Стоит над Невой город – большой и красивый город – город-герой, город-солдат, город-труженик. Не раз за свою историю город менял имя.

        Как назывался город на протяжении своего существования?    (Ответы детей).

 Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград,

Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего классного часа «Блокадный Ленинград. 8 сентября 1941 – 27 января 1944 г. г.».

Слайд 4

        История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далёкого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопеей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осаждённого Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

27 января российское правительство объявило Днём воинской славы России. Как вы думаете, почему?  (Ответы детей).

        Верно, в этот день в 1944 году нашими войсками была одержана большая победа - фашисты отступили от Ленинграда.

Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Оно назначило время парада немецких войск на Дворцовой площади, раздало солдатам и офицерам путеводители по Ленинграду и даже отпечатало пригласительные билеты на торжественный банкет. Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение – вместе с жителями.

Слайды 5, 6

Фюрер поставил задачу штурмом завладеть городом, сравнять его с землёй и сделать необитаемым. Не удалось!  Тогда Гитлер сделал ставку на голод. «Ленинград выжрет самого себя» - цинично пророчествовал он. Враг рассчитывал, что голодающие, мёрзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.

И летели листовки с неба

На пороги замёрзших квартир:

«Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

«Будет мир. Вам не снится мир?»

Дети, плача хлеба просили.

Нет страшнее пытки такой.

Ленинградцы ворот не открыли

И не вышли к стене городской.

Без воды, без тепла, без света.

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире и силы нету,

Чтобы всё это превозмочь.

Умирали - и говорили:

Наши дети увидят свет!

Но ворота они не открыли,

На колени не встали нет!

        На помощь нашим воинам пришло народное ополчение. Вместе со взрослыми сражались с врагом и ленинградские мальчишки.

Слайды 7, 8

(Прослушивание записи песни «Ленинградские мальчишки»)

На защиту родного города поднялись все её жители. В короткий срок он был превращён в город – крепость. Вместе со взрослыми ребята дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Они тушили зажигательные бомбы, возникшие пожары. Их называли часовыми ленинградских крыш.

Слайды 9, 10

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время осады: 150 тыс. тяжёлых снарядов, 5 тыс. фугасных, более тысячи зажигательных бомб.

8 сентября 1941 г., захватив город Шлиссельбург, фашисты прорвались на южный берег Ладожского озера. Ленинград оказался полностью блокирован с суши.

С каждым днём в городе таяли запасы продовольствия. Всё меньше и меньше продуктов выдавалось по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошёл до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Крупу выдавали по 300 г, масла – 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким чёрным месивом, сделанным из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок, как мог.

Слайды 11, 12

Зимой 1941-1942 г.г. в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощённые голодом, измученные непрерывистыми бомбёжками жили в неотапливаемых домах.

Замёрзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами. Смерть входила во все дома.

Слайд 13

(Чтение стихотворения детьми)

На развороченном пути

Стоит мальчишка лет пяти,

В глазах расширенных истома,

И щёки белые, как мел.

Где твоя мама, мальчик?

- Дома.

- А где твой дом, сынок?

- Сгорел.

Он сел. Его снежком заносит.

В его глазах мутится свет.

Он даже хлеба не попросит,

Он тоже знает:  хлеба нет!

Слайды 14, 15

Про школы.

Какое-то время в осаждённом городе работали школы. Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжёл путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки почернели, мел высказывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь – дистрофия. Это тяжёлая болезнь, уродующая и внешность, и психику человека. Многие сначала отекали, потом начинали усыхать. Человек постоянно превращался в скелет, обтянутый кожей, с неподвижным лицом, останавливающимся взглядом. А к ней ещё прибавилась и цинга. Кровоточили дёсны, качались зубы.

Слайды 16,17,18

Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но и случалось прямо в классе.

Девочка руки протянула

И головой –

На край стола.

Сначала думали –

Уснула,

А оказалось –

Умерла…

Никто не обронил ни слова,

Лишь хрипло,

Сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки –

После похорон.   (Ю. Воронов)

Неоценимый вклад  рабочих- подростков.

В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. «Всё для фронта, всё для победы!» - это был девиз рабочих. Но в городе с каждым днём всё больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодёжь бросила клич: «Заменим у станков отцов и старших братьев!». На заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков.

Подростки-рабочие работали в невыносимых условиях. Голодные, измождённые, они по 12-14 часов не выходили из промёрзших цехов и вносили свой вклад в разгром врага.

Слайды 19, 20, 21

 Дорога  Жизни.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осаждённый город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоса воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замёрзла, и эта единственная ниточка, связывающая город со страной оборвалась.

Слайд 22, 23

И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От неё зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября ещё по неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

Слайды 24, 25

Вплоть до 23 апреля 1942 г. по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляли в Ленинград продукты и другие жизненноважные грузы, а из города на Большую Землю вывозили людей, раненых, , истощённых и ослабевших людей. Не все машины доезжали до берега, многие проваливались под лёд вместе с продуктами и людьми. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал  её «дорогой жизни».

Слайд 26

(Рассказ учащегося о земляке, ветеране Великой Отечественной войны, который помогал Ленинграду в тяжёлые дни блокады.)

Абашев Хатим Валеевич родился 16 мая 1919 года, в деревне Малый Вениж, по национальности – татарин. Вместе с женой, Абашевой Фатимой Гильмутдиновной, вырастили и воспитали шестерых детей. Был отправлен на фронт в 1941 году, в 22 года. С 17 июля 1942 года по ноябрь  1942 года был стрелком (133-й Западный Стрелковый полк). С ноября 1942 года по октябрь 1945 года был обслуживающим мотористом (206-я отдельная рота). 27 ноября 1944 года был контужен. По Дороге жизни возил продовольствие в блокадный Ленинград. Уволен в запас 22 октября 1945 года. Имеет награды: «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией», Орден Отечественной войны.

Слайд 27

         

Наконец наступила весна 1942 года, но с весной пришли новые заботы. Зимой город не очищался. Людям угрожала эпидемия. Голодные, измученные за зиму, они приводили в порядок дворы, улицы. Учителя, ученики для школ заготавливали дрова, разбирали деревянные дома.

22 декабря 1942 года была учреждении медаль «За оборону Ленинграда» 1500000 ленинградцев были представлены к награде. Из них 15 249 детей.

Слайды 28, 29

Освобождение  Ленинграда.

Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – в январе 1943 года прорвать блокаду! 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Воины-ленинградцы ринулись через скованную морозом Неву, преодолели прибрежный ледяной вал и ворвались в укрепление противника. Одновременно атаковали врага и волховчане. 13 января 1943 года ленинградцы и волховчане встретились на кромке Старо-Ладожского канала у станции Подгорной. Солдаты обнимались и плакали от радости. Вражеское кольцо было прорвано. Восстановилась связь с Большой Землёй. Это означало, что ленинградцы больше не будут умирать от голода.

Слайд 30

Час окончательного освобождения пробил через год. 14 января 1944 года войска Ленинградского и Волховского фронтов при активной поддержке Балтийского флота и отрядов партизан начали операции по ликвидации вражеской группировки. За две недели кровопролитных боёв они разгромили 18 немецкую армию, отбросили оккупантов на 65-100 км от Ленинграда, освободили более 800 городов и населённых пунктов. Город был полностью освобождён от вражеской блокады.

Слайды 31,32, 33,34

Друг, товарищ, там, за Ленинградом,

Ты мой голос слышал за кольцом,

Дай мне руку! Прорвана блокада

Сердце к сердцу – посмотри в лицо.

Кровь друзей, взывающая к отмщенью,

На полотнах полковых знамён.

На века убийцам нет прощенья.

Прорвана блокада. Мы идём!

Мы сегодня снова наступаем,

Никогда не повернём назад…

Мой малыш – сынишка – спит, не зная,

Как сегодня счастлив Ленинград.   (Е. Вечтомова)

Итог блокады.

Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тыс. человек. Только 3% из них погибло от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода. Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронены на Пискарёвском мемориальном кладбище. Это самое памятное место Санкт-Петербурга. На мемориальной стене Пискарёвского кладбища печально и торжественно начертаны слова: «Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто.»

Слайды 35, 36

Общее число жертв среди гражданского населения в городе за всё время войны превышает 12000000 человек.

Говорящий дневник Тани Савичевой.

Среди них была и девочка-ленинградка Таня Савичева. Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. У Тани была большая дружная семья. Блокада отняла у девочки родных и сделала её сиротой, но у неё хватило сил и мужества вести дневник. Её дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда в те жуткие дни. Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей: «Женя умерла 28 дек. в 12.00 ч утра 1941 г.», «Бабушка умерла 25 янв. В 3 ч дня 1942г.», «Лека умер 17 марта в 5 ч утра 1942 г.», «дядя Вася умер в 2. ночи 14 апр.1942 г.», «дядя Леша умер 10 моя в 4 ч. дня 1942г.», «Мама умерла 13 мая в 7.30 ч. утра 1942 г.», «Савичевы умерли». «Умерли все». «Осталась одна Таня».

Слайд 37

Таня тоже умерла, умерла 1 июля 1944 года. Крайнее истощение, нервное потрясение сломили девочку. Но память о Тане Савичевой, о жителях и защитниках Ленинграда останется навечно!

Слайд 38, 39

Вспомним всех тех, кто отдал жизнь за мир и наше счастье в ту страшную войну. Почтим память о них минутой молчания.

Слайды 40, 41

(Ученики читают стихи)

Мир и дружба всем нужны,

Мир важней  всего на свете,

На земле, где нет войны,

Ночью спят спокойно дети.

Там, где пушки не гремят,

В небе солнце ярко светит.

Нужен мир для всех ребят

Нужен мир на всей планете!

Пусть пулемёты не строчат,

И пушки грозные молчат,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть небо будет голубым.

Пусть бомбовозы по нему

Не прилетают ни к кому,

Мир нужен на земле всегда!    (С. Михалков)

(Исполнение песни «Солнечный круг»)

Поздравляем всех с наступающим великим праздником –  Днём Победы!

Используемая литература:

1.Батищева О.А., Дзевенская Л.В. «Великая Отечественная война. Какая она?» - Начальная школа, 2009, №5;

2. Гайдина Л.И., Яровенко В.А., Жиренко О.Е. «Патриотическое воспитание: сценарий мероприятий: 1-4 классы» - М.: ВАКО, 2009;

3. Жиренко О.Е., Лапина Е. В., Киселёва Т.В. «Я – гражданин России: классные часы по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы –М.: ВАКО, 2008;

4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. «Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия:1-4 классы – М.: ВАКО, 2008;

5. Микенина О. А. «Стихотворения о городах-героях» - Начальная школа, 2010, №4;

6. Рыжкова Е. Г. , Бахлыков Л.В. «Нам этот мир завещано беречь» - Начальная школа, 2006, №5;

7. Сапрыкина С. П. «Дню Победы посвящается» - Начальная школа, 2012, №4;

8. Труханова И. А. 2Нападение фашистской Германии на Советский Союз» - Начальная школа, 2012, №6;

               9. http://www.klassnye-chasy.ru/klassnyy-chas-blokada-leningrada


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

И пусть поколения знают, и пусть поколения скорбят….

Слайд 2

70 лет прошло с тех пор, как закончилась самая кровопролитная война, в которую были втянуты по вине фашисткой Германии во главе с Адольфом Гитлером десятки государств, миллионы людей. До сих пор каждый из нас с содроганием слушает страшные фразы, произнесённые голосом Левитана, болью отзывающиеся в каждом сердце: «Внимание! Внимание! ...

Слайд 3

« Нет!» - сказали мы фашистам. Не потерпит наш народ, Чтобы русский хлеб душистый Назывался словом « брот », И от моря и до моря Поднялись большевики. И от моря и до моря Встали русские полки. Встали, с русскими едины, Белорусы, латыши, Люди вольной Украины, И армяне, и грузины. Молдаване, чуваши. Все советские народы Против общего врага. Все, кому мила свобода И Россия дорога!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок окружающего мира 4 класс Школа России по теме: "В пустыне вовсе не пусто".

Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС...

Урок окружающего мира.«Русская ярмарка». Урок-праздник

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...

Интегрированный урок (развитие речи, окружающий мир, труд) 1 класс Тема: «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будем мы!»

На уроке дети познакомятся со знаками Солнца,узнают о том, как представляли себе нашу планету и солнце наши предки.Обратятся к русским народным сказкам, мифам.Украсят солнечными знаками дымковскую игр...

Проектно – исследовательская деятельность учащихся 4 класса на уроках окружающего мира. Технологическая карта урока . Природная зона России-Тундра.

Знакомство с географическим положением  природной зоны-Тундра, климатическими условиями,  растительным и животным миром и деятельностью человека....

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник

Урок окружающего мира«Русская ярмарка». Урок-праздник...

Рабочая программа по окружающему миру 1 класс по ФГОС третьего поколения

Рабочая  программа по окружающему миру  1 класс по ФГОС третьего поколения...

Урок окружающего мира. Технологическая карта урока по теме "Про кошек" 2 класс

Технологическая карта составлена по учебнику 2 класса (автор Плешаков А.А. "Школа России"). Задания направлены на развитие читательской грамотности, коммуникативных умений....