урок окружающего мира 4 класс Школа России по теме: "В пустыне вовсе не пусто".
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
Данная разработка составлена с учетом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_okruzhayushchego_mira.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 4
Тема урока: В пустыне вовсе не пусто.
Цели: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Планируемые результаты:
Личностные: сформировать потребность в изучении природной зоны пустыни.
Метапредметные:
Регулятивные: организовать самооценивание учащимися работы на уроке.
Познавательные: показать зависимость климатических условий, растительного и животного мира от тепла и влаги.
Коммуникативные: организовать работу в группах.
Предметные: сформировать представление об особенностях природной зоны пустыни.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 4 класс 1 часть (автор А.А. Плешаков, карта «Природные зоны России», видеосюжет «Оазис», «Верблюд», листы для самооценивания, дидактический материал.
ЭТАП | ЦЕЛЬ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ |
Актуализация знаний обучающихся | Вспомнить раннее изученный материал о природных зонах | «Снова пришел долгожданный миг – Нам пора в дорогу. Он зовет нас, в загадочный мир, Таинственный мир природы» -Какой раздел в мире природы мы изучаем? - Сегодня свои тайны раскроет перед нами еще одна природная зона, но прежде мы должны убедиться, что особенности предыдущих природных зон мы знаем хорошо. Поработаем в группах. О какой природной зоне идет речь? (Детям раздаются тексты с описанием природных зон) (Карточки с названиями природных зон открываются на доске одновременно с ответами детей) | - Мы изучаем природные зоны в разделе «Природа России». Работа в группах. Обсуждение предложенных текстов и определение природной зоны. 1 группа- «Это природная зона, в которой растительным покровом являются кустарники, травы, мхи и лишайники»; (Тундра) 2 группа-« Это природная зона с богатой и разнообразной растительностью; там растут деревья, кустарники, травы, мхи, лишайники» (Лесная зона) 3 группа- «Это природная зона лишена сплошного растительного покрова, встречаются мхи и лишайники»; (Арктические пустыни) 4 группа «Это природная зона с богатой травянистой растительностью; очень редко встречаются деревья» (Степи) |
Целеполагание | Создать проблемную ситуацию,определить тему урока, поставить цель,наметить план учебных действий. | Игра «Кто где живёт?»– Продолжаем наше путешествие по природным зонам России. Сейчас каждая группа получит по 2 карточки с изображением животных. На доске 5 квадратов. Это условно природные зоны (об этом говорят надписи).Вы в группе обсуждаете и помещаете карточки с изображением животных на той части доски, в какой зоне они обитают. (В игре участвуют и карточки с изображением животных пустынь, но на доске карточки с названием этой зоны не подписана. – Посмотрите, что у нас получилось – Всех ли животных вы расселили? Какие остались? Почему? – Можем ли мы объединить их в одной какой-либо зоне? В какой? –. Вы, конечно, догадались природу какой зоны мы будем сегодня исследовать на уроке? -Какова цель нашего урока? - Давайте наметим план наших действий по достижению цели урока. | Дети подходят к доске и расселяют животных по зонам на карте. (Если учащиеся догадываются, то могут поместить карточки в квадрат без названия). -Суслик, сайгак помещены в квадрат без названия. - В пустыне. -Мы будем исследовать природную зону пустынь, растительный, животный мир, труд и быт людей. -Узнать особенности природной зоны пустынь. 1. Природу пустыни будем исследовать по плану: а) Климат; б) Растительность; в) Животный мир; г) Занятия населения 2. Сделать вывод. 3. Оценить свою работу на уроке. |
Открытие новых знаний. | Определить зависимость климатических условий от тепла и влаги. Узнать особенности растительного и животного мира. Выяснить особенности труда и быта людей. | Вот как пустыня описывается в стихотворении. Закройте глаза и попытайтесь её себе представить: Солнечный, жаркий Начнем исследование природной зоны пустыни, будем работать в группах. -Какими источниками будете пользоваться? (источники имеются в классе Исследуя нужные источники, найдите нужную информацию 1гр. Определить зависимость климатических условий, от солнечного света, тепла и влаги. 2гр. Узнать особенности растительного мира 3гр. Узнать особенности животного мира. 4гр. Узнать о занятиях населения Учитель координирует работу в группах, при необходимости оказывает помощь в нахождении необходимой информации. – Каким образом близость к экватору может оказывать влияние на климат пустыни?Просмотр видеосюжета об оазисах. -Вывод об особенностях растений пустынь. Просмотр видеосюжета о верблюде. Вывод об особенностях животных пустыни. Какой вывод можно сделать? Итог: -Подумайте и ответьте на вопрос: почему у пустыни два хозяина - солнце и ветер? -Пустыня… Слово-то какое! Произошло от слова «пусто». Можно ли сказать, что там пусто? Обоснуйте свой ответ. | Дети с закрытыми глазами слушают стихотворение и представляют образы услышанного. Ответы учащихся. -Учебником, рабочей тетрадью, атласом, картами, словарем, энциклопедиями, гербариями, своими знаниями. Работа в группах, используя имеющиеся в классе источники информации. (Примерные ответы детей) 1гр: В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря, к западу и востоку от низовья Волги. Огромные пустыни раскинулись в других государствах: Казахстане, Туркменистане, Узбекистане. Пустыни расположены в глубине материка, далеко от океанов, ближе к экватору. (исп. карта) -Жарко, много света, мало осадков, далеко от океанов, сухо. 2гр: Рассказ о, верблюжьей колючке (корни до 20 м.), джузгуне (его листья - зеленые веточки, корни хорошо закрепляются и удерживают песок) . В пустыне встречаются и деревья, например, саксаул. Это низкие деревья, не более 4-5 метров, и растут на большом расстоянии друг от друга из-за недостатка влаги. (исп. гербарий, иллюстрации) - В пустыне участки вблизи водоемов богаты растительностью, их называют оазисами. Особенность растений пустыни: -корни длинные - глубоко ищут влагу; -листья мелкие или колючки – меньше испарения. 3гр: Рассказ о черепахе, тушканчике, змеях и верблюде. Называются их приспособленности к жизни в пустыни. (Показ иллюстраций с животными) -Особенности животных пустыни: -защитная окраска; -нетребовательность к пище; -Быстро бегают; -Могут впадать в спячку 4гр: Деятельность человека в пустыне: -Человек занимается орошением земель? (на орошаемых землях появляются сады, виноградники) -Разводят животных или охотятся. (получают: шерсть, мясо, молоко) - Но человек также может и принести ущерб природе: В орошении надо знать меру. Неумеренное орошение приводит к беде: в почвах накапливается соль, растения гибнут. - Выпас животных на одних и тех же местах, приводит к вытаптыванию растений, которые держат пески, пески становятся подвижными. Вывод: Люди осваивают пустыню. Но делать это нужно так, чтобы не наносить ущерб природе. -Какие чувства вы испытываете, глядя на иллюстрацию в учебнике? (ответы детей) -Пустыня - это песок, много песка, и голубое безоблачное небо. Кажется, что тебя окружают пустота и жара. -Солнце - хозяин, потому что там всегда жарко. Солнце направляет на эту территорию почти прямые лучи, т.к. пустыни лежат близко к экватору. Ветер тоже хозяин пустыни, потому что там почти нет деревьев, и ничто ему не препятствует. -Нет. Самая главная особенность пустынь- недостаток влаги и жара. Но растения и животные приспособились к жизни в таких условиях. |
Формирование первичных умений на основе самоконтроля. | Учиться узнавать характерные признаки пустыни | Учитель читает высказывания 1.Пустыня – место, где много солнца, горячего сухого воздуха, но мало воды. 2.Зона пустынь сменяет зону степей. 3.Бархан – это растрескавшийся глинистый участок поверхности. 4.Верблюд не может долгое время обходиться без воды. 5.Корни верблюжьей на глубину почти 20 метров добывая влагу. | Обучающиеся слушают высказывания и с помощью карточек сигнализируют свой ответ. |
Рефлексия | Учиться оценивать свою работу на уроке. | -Все ли учебные задачи решены на уроке? – Что нового вы узнали? – Какие моменты были наиболее интересными и запоминающимися? – Что бы вам хотелось сказать на прощание пустыне, её обитателям. Оцените себя по критериям: -я знаю особенности природной зоны пустыни; - я знаю особенности природной зоны пустыни и могу объяснить причины; -я знаю особенности природной зоны пустыни, могу объяснить причины и научить другого; Домашнее задание. Представьте с друзьями, что вы ученые и отправляетесь в научную экспедицию в пустыню. Напишите об этом рассказ. | Ответы детей. Ответы детей Ответы детей. Учащиеся отмечают результаты в листе самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока окружающего мира (УМК «Школа России», 2 класс) Тема: Презентация проектов "Родной посёлок", "Красная книга, или Возьмем под защиту", "Профессии".
Развивать умение передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова с изученными орфограммами• формировать умения представлять результаты проектной деятельности, адекватно о...
Презентация к уроку окружающего мира УМК "Школа России" по теме : "Наш край"
Презентация Нижегородской области...
Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Экологическая безопасность"
Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку....
Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"
Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....
Презентация к уроку окружающего мира. УМК "Школа России" 3 класс. Тема: "Природные богатсва"
Я предлагаю Вам разработанную мною учебную презентацию к уроку окружающего мира....
Конспект к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"
Конспект к уроку окружающего мира (УМК "Школа России") 1 класс на тему "Зачем строят самолёты?"...
Технологическая карта урока окружающего мира УМК «Школа России», 1 класс. Тема урока «Как живут растения?»
Цель урока: формирование знаний об особенностях растений, с условиями для жизни растений, целями и задачами нового раздела; формирование понятий, необходимых для интересной и успешной учебы.Задач...