рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ПНШ
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру для 2 класса ПНШ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_dlya_2_klassa.doc | 288.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено на заседании методического объединения начальных классов Руководитель_______Г.М.Шигапова Протокол №_1_от 21_ августа 2014 г. |
Согласовано Заместитель директора по УВР МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» _________М.И.Бариева « 23_ » августа 2014 г.
|
Утверждено Директор МБОУ «Пижмаринская основная общеобразовательная школа» _____________ Т.В.Рахматуллин Приказ № 57_ от «23_ » августа 2014 г
. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру для 2 класса
учителя начальных классов
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Пижмаринская основная общеобразовательная школа»
Балтасинского муниципального района Республики Татарстан
Бариевой Миляушы Илсуровны
Принято на заседании педагогического совета
протокол № 1_от 23_ августа 2013 года
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе:
- Федерального закона Российской Федерации от 29.12 2012 №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 года №373.);
- Закона Республики Татарстан «Об образовании» от 28 .06. 2013;
- Примерных программ по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1, М. : Просвещение, 2011;
- Программы по учебным предметам. Примерный учебный план:1-4 кл.: в 2 ч. / Сост. Р. Г. Чуракова – М.: Академкнига/Учебник, 2012. – Ч. 2;
- Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ « Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан ;
- Учебного плана МБОУ « Пижмаринская основная общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан на 2013-2014 учебный год, принятого решением педагогического совета (Протокол №__1 от23_. 08. 2014).
Общая характеристика учебного предмета
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе — формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой; духовно – нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно – ценностных ориентаций младшего школьника а соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно - научных и социально- гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой Фундаментального ядра содержания данной предметной области в системе начального общего образования, а также с проблематикой, раскрытой в Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности Гражданина России и представлены в примерной программе содержательными блоками «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
Место учебного предмета в учебном плане
Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область «Обществознание и естествознание». Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год. Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа в неделю
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека в осознанном желании служить Отечеству.
• Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести достоинства по отношению к себе и к другим людям.
• Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия России и мира.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитие личности.
• Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно- нравственной консолидации российского общества.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно – и социально – нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• осознание себя жителем планеты Земля, чувство ответственности за сохранение её природы;
• осознание себя членом общества и государства (самоопределение своей российской гражданской идентичности); чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к её природе, сопричастности к её истории и культуре, в желании участвовать в делах и событиях современной российской жизни;
• осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного Отечества при всём разнообразии культур, национальностей, религии России;
• уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
• уважение к истории и культуре всех народов Земли на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
• расширение сферы социально-нравственных представлений, включающих в себя освоение социальной роли ученика, понимание образования как личностной ценности;
• способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития этических чувств, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в мире природы и социуме;
• установка на безопасный здоровый образ жизни, умение оказывать доврачебную помощь себе и окружающим; умение ориентироваться в мире профессий и мотивация к творческому труду
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
• умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
• освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры в городе (селе) и др.);
• способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» являются:
• усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
• сформированность целостного, социально-ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
• владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гуманитарных дисциплин;
• умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационно пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
• владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы и социума;
• овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
• понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
• понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
• понимание особой роли России в мировой истории и культуре, знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательном деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2 - го года обучения
В результате изучения раздела «Человек и природа»
обучающиеся научатся:
• характеризовать особенности звёзд и планет на примере Солнца и Земли;
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
• объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи времён года;
• демонстрировать связь между сменой дня и ночи, временем года и движением Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца на моделях;
• сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: насекомые – рыбы – птицы – земноводные – пресмыкающиеся – млекопитающие (животные); · сравнивать характерные для животных способы питания, размножения, защиты, заботы о потомстве
• называть признаки, отличающие домашних животных от диких;
• характеризовать значение животных в природе и жизни людей; приводить примеры использования человеком результатов наблюдения за живой природой при создании новой техники;
• группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: культурные – дикорастущие растения, однолетние – двулетние - многолетние растения; цветковые – хвойные – папоротники, мхи водоросли; выделять их отличия;
• характеризовать роль грибов в природе и жизни людей; · ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, при изучении свойств воды, анализировать результаты наблюдений. Делать выводы; следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха, характеризовать свойства воздуха;
• на основе опытных исследований и наблюдений выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• выращивать растения в группе (из семян, клубней, листа, побегов);
• использовать оглавление, словарь и тесты учебника и хрестоматии. Интернет для поиска необходимой информации;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи в живой природе, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, называя представителей животного и растительного мира своего края, занесённых в Красную книгу России;
• понимать необходимость здорового образа жизни (соблюдения режима дня, личной гигиены, правильного питания);
• находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о планетах Солнечной системы, готовить доклад и обсуждать полученные сведения;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
• соблюдать правила экологического поведения в природе (не оставлять после себя мусор; бережно относиться к растениям, детёнышам диких животных);
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• выполнять правила безопасного поведения в природе, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях
В результате изучения раздела «Человек и общество»
обучающиеся научатся:
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах ;
• называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
• различать государственную символику России (на пограничных знаках, денежных знаках и пр.);
• ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города);
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы (Московского Кремля), праздничных днях России (День Победы; День Конституции России).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля;
• проявлять уважение к правам и обязанностям каждого гражданина страны, записанных в Конституции;
• использовать дополнительные источники информации (словарь учебника), находить факты в Интернете (Интернет - адреса даны в учебнике по темам «История Московского Кремля» и «Твоя безопасность»);
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договорённости (традиции) в семье, в классном и школьном коллективах;
• оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах.
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правила личной гигиены;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
• работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
• соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту;
• выполнять правила безопасного поведения в природе.
Система заданий, ориентированных на формирование УУД
Личностные универсальные учебные действия
Сфера личностных УУД обеспечивается, прежде всего, сюжетной основой курса и диалоговым характером учебных текстов. Сюжет позволяет построить диалоги персонажей учебников (героев), которые, в свою очередь, обеспечиваю возможность организации диалога ученика с учебным текстом или диалога между детьми.
Сюжетная основа учебников и диалоговый характер учебных текстов позволяет демонстрировать учащимся образцы рассуждения и разрешения проблем, создает предпосылки для таких общих интеллектуальных умений, как умение планировать свою деятельность, оценивать свои действия, предвосхищать их результаты, аргументированно отстаивать свою точку зрения. В процессе диалога учащимся задаются вопросы типа: ≪В чем причина ошибки рассуждений ≪героя≫?≫, ≪Сравните и оцените два подхода≫, и т.д.
Герои диалога могут и ошибаться в своих суждениях, что чрезвычайно важно для психологического комфорта учащихся со средними способностями и для детей с повышенной тревожностью.
Например, выступление Миши на заседании школьного клуба («Окружающий мир», 2 кл., ч. 1, с. 94): «Я считаю, что крапиву надо отнести к культурным растениям. Во-первых, она растет на огороде. Во-вторых, ее листья употребляют в пищу. В-третьих, я за ней ухаживаю. Я ее весной поливаю». А ты согласен с Мишей?».
Или диалог читателя с героями очередного заседания школьного клуба, где обсуждается целесообразность соблюдения режима дня младшим школьником (2 кл., ч. 2, с. 67): ≪От кого зависит твой режим дня? Кому —тебе или взрослым —он нужен?
Миша сказал, что его режим дня не зависит от него. Так, мама настаивает на том, чтобы спать он ложился в 9 часов вечера.
Костя Погодин возразил. Каждый сам решает раньше или позже 9 часов вечера ложиться спать. Но он считает, что от того, во сколько ляжешь спать, зависит режим нового дня. А как считаешь ты?≫. Следя за развитием сюжетной интриги, наблюдая за поведением героев (Маша и Миша Ивановы и их одноклассники —Костя, Рашид, Сеня и др.), школьники учатся соотносить свои поступки, результаты своей учебной и внеурочной деятельности с поступками и результатами деятельности своих сверстников. Герои интриги экспериментируют, делают доклады и презентации, оформляют дневники наблюдений, ведут заседания школьных клубов, отстаивают свою точку зрения, изучают природу и культуру своего края, обсуждают правила здорового образа жизни, и в то же время постоянно ведут диалог с учащимися, призывая их к аналогическим видам деятельности.
Метапредметные универсальные учебные действия
Задания, основная цель которых различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Тема «Цветковые растения». Как ты различаешь деревья, кустарники и травянистые растения? (2 кл., ч. 1, с. 73).
Тема «Какие части культурных растений используют люди?». Задание всем присутствующим на заседании клуба: составить таблицу овощных, зерновых и бобовых растений своего края (2 кл., ч. 1, с. 92).
Тема «Ищем ответы на вопросы в учебнике». Изучи таблицу. Объясни, как ее составили (2 кл., ч. 1, с. 13).
Тема «Свойства воды». Перепиши таблицу в тетрадь и занеси в нее результаты своих наблюдений (2 кл., ч. 1, с. 53).
Тема «Сколько живут растения?». Так в чем же сходство и различие однолетних, двулетних и многолетних растений? (2 кл.,ч. 1, с. 104).
Тема ≪Разнообразие животных≫. Проверь по Оглавлению, сколько групп животных должно быть в схеме. Вернись на с. 5. Назови каждое из изображенных животных. Укажи группу, к которой оно относится (2 кл., ч. 2, с. 8). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 60, 108…; ч. 2: с. 5, 6, 8, 9,14, … 54…
Задания, основная цель которых описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое
- кл., ч. 1: с. 6, 11, 18, 58 и др.; ч. 2: с. 6, 9, 17, 18, 19, 25, 41...).
Задания, основная цель которых проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.
Тема ≪Готовимся к школьной олимпиаде≫. Обрати внимание накомнатное растение, которое стоит около окна. Его листья обращены к свету. Поверни это растение листьями от окна. Оставь его в таком положении на 3–4 дня. Как ты думаешь, что произойдет с листьями за эти дни? Через 3–4 дня вновь обрати внимание на положение листьев. Твое предположение подтвердилось? Объясни причину этого явления (2 кл., ч. 1, с. 71).
Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 15, 16, 21, 23, 45–50, 52–65, 100…; ч. 2:, с. 14, 47, 48…
Задания, основная цель которых использовать словарь учебника (словари УМК), определители (гербарии) растений, дополнительный материал в Интернете в процессе изучения нового материала или при составлении плана рассказа, доклада, презентации.
Тема «Условия жизни на планете Земля». Ты прочитал в Словарике, что такое атмосфера? Влияет ли атмосфера на жизнь Земли? Дочитай текст. Выясни условия, необходимые для жизни на Земле (2 кл., ч. 1, с. 42). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 1: с. 7, 14, 15, 17, 18, 19, 20, 23, 29, 31, 40, 42, 95, 103,104, 106…; ч. 2: с. 8, 9, 10, 14, 16, 31, 32, 34, 35, 36, 37, 40, 51, 53, 59, 63, 82, 94, 96, 99, 104, 105, 106…
Задания, основная цель которых использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания
- кл., ч. 1: с. 10, 11, 13, 15…;ч. 2: с. 7, 9, 11…).
Задания, основная цель которых использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов
- кл., ч. 1: с. 13, 16, 31,…; ч. 2: с. 35–38…).
Задания, основная цель которых обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе (осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение)
- кл., ч. 1: с. 6–8, 41, 43, 63, 82, 83...; ч. 2: с. 8, 11, 14, 31…).
Задания, основная цель которых определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные. Окружающий мир. Методическое пособие. 2 класс объекты, на здоровье и безопасность человека (соблюдать правила экологического поведения в быту)
(2 кл., ч. 1: с. 47, 56, 69, 70...). 9. Использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья; осознанно выполнять режим дня, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
Тема «Про тебя». Рассмотри рисунок на с. 45. Назови части тела человека. Как и с помощью чего человек перемещается по суше и в воде? (2 кл., ч. 2, с. 44).
Тема «Берегись простуды!». Рассмотри рисунок на с. 77. Расскажи по рисунку, какие правила гигиены надо соблюдать? (2 кл., ч. 2, с. 78).
Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 44, 45, 47, 64, 65…
Задания, основная цель которых научить школьника работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России, г. Санкт-Петербург, свой регион, главный город своего региона, города «Золотого кольца», сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией, и др.
Тема ≪Имя города, села, поселка≫. Ты посылаешь письмо в школьный клуб «Мы и окружающий мир». Что ты указываешь после имени отправителя и имени получателя? (2 кл., ч. 2, с. 93).
Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 93, 94…
Задания, основная цель которых различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Москвы, Санкт-Петербурга, городов ≪Золотого кольца≫, своего края.
Тема ≪День Конституции России≫. Рассмотри на с. 116 Государственный герб России. Назови его цвета. Какие фигуры на нем изображены? (2 кл., ч. 2, с. 115).
Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: форзац «Золотое кольцо России» с иллюстрациями гербов каждого из городов; форзац «План карта г. Санкт-Петурбурга (XVIII в.)»; с. 112, 114, 116, 117, 120…
Задания, основная цель которых Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами (ориентироваться в важнейших для страны событиях), конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.
Тема ≪Имя города, села, поселка≫. На рисунке ты видишь, как строилось село Мирное. Почему ему дали такое имя? Чем необычно старое написание названия? На письмах, которые получали сельчане от родных и друзей, было написано: «В село Мiрное» (2 кл., ч. 2, с. 95).
Тема ≪История Московского Кремля≫. Как ты думаешь, почему Кремль со временем оказался в
центре столицы? (2 кл., ч. 2, с. 98).
Тема ≪Общий дедушка≫. Кого из родственников называют прадедушкой? Кто был прадедом Ивана III, построившего более 500 лет тому назад Московский Кремль из красного кирпича? (2 кл., ч. 2, с. 109).
Использование дополнительных источников информации (иллюстрации, словари комплекта, Интернет - адреса, книги из школьной библиотеки, материалы краеведческого музея и др.)
Задания, основная цель которых поиск фактов,относящихся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.(Интернет – адреса
2 кл., ч. 1, с. 121, темы: «Планеты и звезды», «Природа Земли»; 2 кл., ч. 2, с. 122, тема: «Животный мир Земли»;
Задания, основная цель которых оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (школьный коллектив, семья, общество).
Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 1: «Правила поведения в классном коллективе».
Задания по форзацу учебника 2 класса, ч. 2: «Взаимопомощь в семье».
Рассмотри рисунок. Как дедушку Ваню могут поздравить живущие далеко родственники? (2 кл., ч. 2, с. 107).
Тема ≪Экскурсия в город≫. Открой последнюю страницу учебника. Прочитай, в какой типографии он напечатан. В каком городе она расположена. Обсуди с соседом по парте, почему типографии важны для всей страны (2 кл., ч. 2, с. 105).
Задания, основная цель которых соблюдение правил личной безопасности и безопасности окружающих, понимать необходимость здорового образа жизни.
Тема «Экскурсия в город». Какие правила надо соблюдать во время экскурсии в город? (2 кл., ч. 1, с. 104). Тема «Твоя безопасность на улице» (двенадцатое заседание клуба). Задание всем присутствующим: составить правила безопасного поведения на улице и правила действий в опасных
ситуациях (2 кл., ч. 2, с. 80).
Тема «Твоя безопасность дома». В квартире многоэтажного дома тебя ждут родители. Ты подходишь к подъезду. Можно ли сказать, что все опасности уже позади? (2 кл., ч. 2, с. 87). Аналогичные задания: 2 кл., ч. 2: с. 80, 81, 82, 83, 84, 85, 86, 87, 88, 89, 90, 92…
Задания, основная цель которых проявление уважения и готовности выполнять совместно установленные договоренности и правила (в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы).
Тема ≪День Конституции России≫. Ты уже учишься во 2 классе и знаешь права и обязанности школьника. Как ты понимаешь свое право на отдых? Можно ли не делать уроки, если не хочется? (2 кл., ч. 2, с. 114).
Тема ≪День Конституции России≫. О каких правах, записанных в Конституции, ты можешь рассказать? (2 кл., ч. 2, с. 115)
Содержание учебного предмета (68 часов)
Человек и природа (45 ч)
Солнце - ближайшая к нам звезда, источник тепла и света для всего живого на Земле. Земля- планета; общие представления о размерах и форме Земли. Глобус- модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений морей, океанов, суши. Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен года. Смена времен года в родном краю на основе наблюдений.
Условия жизни на планете Земля.
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Значение воды для живых организмов и хозяйственной жизни человека.
Цветковые растения. Части (органы) растений (корень, стебель, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, вода, воздух). Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека.
Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения; папоротники, мхи, водоросли. Красная книга России. Правила поведения на природе.
Культурные и дикорастущие растения. Продолжительность жизни растений. Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями.
Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы. Питание грибов. Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края.
Животные и их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие. Земноводные, пресмыкающиеся, их отличия. Особенности питания малышей млекопитающих животных. Особенности питания разных взрослых животных, в том числе и млекопитающих (хищники, растительноядные, всеядные). Как животные защищаются. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. Животные родного края, названия. Их краткая характеристика на основе наблюдений.
Человек и общество (23 ч)
Обмен письмами как один из источников получения информации. Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний.
Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье (уважительное отношение к старшим). Семейные традиции (посильная помощь старшим, семейные праздники, совместные походы).
Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева.
Младший школьник. Школьный и классный коллективы, совместная учеба, совместный общественный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды.
Человек - член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. Значение труда в жизни человека и общества. Люди разных профессий. Профессии людей, создавших учебник.
Родной край- частица России. Родной город (село): название и его связь с историей возникновения, с занятием людей, с названием реки, озера; основные достопримечательности.
Наша Родина - Россия. Конституция России - основной закон страны. Важнейшие права граждан России - право на жизнь на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. Праздники в жизни общества: День Победы, День Конституции России, День Государственного флага.
Государственные символы России (Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн), узаконенные Конституцией.
Характеристика отдельных исторических событий, связанных с историей Москвы (основание Москвы, история Московского Кремля, достопримечательности Московского Кремля). Имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III (правнук Дмитрия Донского).
Правила безопасного поведения
Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня школьника. Составление режима дня школьника. Личная гигиена. Физическая культура. Игры на воздухе как условие сохранения и укрепление здоровья. Чистота - залог здоровья (чистые руки, кипяченная вода, проветривание помещения). Режим питания. Причины простудных заболеваний. Советы старших: правила предупреждения простудных заболеваний: правила поведения при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи.
Правила безопасного поведения на улице (проезжая часть улицы, встреча с незнакомым человеком, оставление вещи, правила поведения при выгуле животных, при встрече с собаками). Правила дорожного движения. Правило перехода проезжей части улицы. Знаки дорожного движения, определяющие правила поведения пешехода. Переход железной дороги.
Правила безопасного поведения в быту (лифт многоэтажного дома, незнакомый человек, оставление вещей). Основные правила поведения с водой, электричеством, газом.
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса
- О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, С. А Трафимов. Окружающий мир 2 класс: Учебник. Часть 1.– М.: Академкнига/Учебник. 2011.
Казан/ ”Хәтер”/2011
- О. Н. Федотова, Г. В.Трафимова, Трафимов С. А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. Часть 2.– М.: Академкнига/Учебник. 2011.
Казан/ ”Хәтер”/2011
- О.Н Федотова, Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Окружающий мир 2 класс: Хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник. 2011 г Казан/ ”Хәтер”/2011
- О.Н. Федотова, Г. В., Трафимова, С. А Трафимов. Окружающий мир 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. - М.: Академкнига/Учебник. 2013 г
- О.Н. Федотова, Г. В. Трафимова, Трафимов С. А. Окружающий мир 2 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 2. - М.: Академкнига/Учебник. 2013 г
- О.Н. Федотова., Г. В. Трафимова, С. А. Трафимов Методическое пособие - М.: Академкнига/Учебник. 2012 г
Интернет-ресурсы
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.r
2. Презентация уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka.school-club.ru/about/193/
3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа: http://nsc.1september.ru/urok
4. Педагогические сообщества «Просвещение.ru» - www.openclass.ru/
5. Интернет-школа - http://www.internet-school.ru
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Время проведения | Примечание | ||
план | факт | |||||
Человек и общество - 5 ч. | ||||||
1. | Мир живой и неживой природы. Письмо экологов школьникам. (Терек һәм терек булмаган табигать. Экологларның мәктәп балаларына хаты) | 1 | ||||
2. | Мир живой и неживой природы. Мишины вопросы. (Терек һәм терек булмаган табигать. Әмирнең сораулары) | 1 | ||||
3. | Мир живой и неживой природы. Советы старших (Терек һәм терек булмаган табигать. Өлкәннәр киңәшләре) | 1 | ||||
4. | Ищем ответы на вопросы в учебнике (Сорауларга җавапны дәреслектән эзлибез) | 1 | ||||
5. | Опыт и наблюдение (Тәҗрибә һәм күзәтү) | 1 | ||||
Человек и природа – 45 ч. | ||||||
6. | Земля. Модель Земли. (Җир. Җирнең моделе) | 1 | ||||
7. | Почему на Земле день сменяется ночью? (Ни өчен Җирдә көн төн белән алмашына?) | 1 | ||||
8. | Звезды и созвездия. (Йолдызлар һәм йолдызлыклар) | 1 | ||||
9. | Планеты. (Планеталар) | 1 | ||||
10. | Движение Земли вокруг Солнца. (Җирнең Кояш тирәли хәрәкәте) | 1 | ||||
11. | Как связаны неживая и живая природа? (Терек булмаган һәм терек табигать ничек бәйләнгәннәр?) | 1 | ||||
12. | Условия жизни на планете Земля (Җир планетасында тормыш шартлары) | 1 | ||||
13. | Свойства воздуха (Һаваның үзлекләре) | 1 | ||||
14. | Кому и для чего нужна вода? (Су кемнәргә һәм ни өчен кирәк?) | 1 | ||||
15. | Вода и ее свойства. Су һәм аның үзлекләре) | 1 | ||||
16. | Обобщение по разделу «Свойства воздуха и воды» ( “Һаваның һәм суның үзлекләре”бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау) | 1 | ||||
17. | Условия, необходимые для развития растений. (Үсемлекләрнең үсеше өчен кирәкле шартлар) | 1 | ||||
18. | Корень, стебель и лист. (Тамыр, сабак һәм яфрак) | 1 | ||||
19. | Питание растений. (Үсемлекләрнең туклануы) | 1 | ||||
20. | Обобщение по разделу «Солнце, воздух, вода и растения» ( “Кояш, һава, су һәм үсемлекләр”бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау) | 1 | ||||
21. | Цветковые и хвойные растения. (Чәчәкле һәм ылыслы үсемлекләр) | 1 | ||||
22. | Папоротники, мхи и водоросли. (Абагалар, мүкләр һәм суүсемнәр) | 1 | ||||
23. | Красная книга России. (Россиянең Кызыл китабы) | 1 | ||||
24. | Правила поведения на природе. (Табигатьтә үз-үзеңне тоту кагыйдәләре) | 1 | ||||
25. | Обобщение по разделу «Разнообразие растений» (“Үсемлекләрнең күптөрлелеге” бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау ) | 1 | ||||
26. | Для чего люди выращивают культурные растения? ( Кешеләр ни өчен культуралы үсемлекләр игәләр?) | 1 | ||||
27. | Какие части культурных растений используют люди. (Кешеләр культуралы үсемлекләрнең кайсы өлешләрен файдаланалар?) | 1 | ||||
28. | Можно ли все огородные растения высаживать одновременно? (Барлык яшелчә үсемлекләрен дә бер үк вакытта утыртырга ярыймы?) | 1 | ||||
29. | От чего зависит урожай зерновых? (Бөртеклеләрнең уңышы нәрсәгә бәйле?) | 1 | ||||
30. | Растения сада. (Экскурсия) (Бакча үсемлекләре) | 1 | ||||
31. | Сколько живут растения? ( Үсемлекләр купме яшиләр?) | 1 | ||||
32. | Размножение растений своими частями. (Үсемлекләрнең үз өлешләре белән үрчүе) | 1 | ||||
33. | Обобщение по теме «Растения» (“Үсемлекләр” темасын гомумиләштереп кабатлау) | 1 | ||||
34. | Можно ли вырастить грибы на кусочке хлеба? (Икмәк сыныгында гөмбә үстереп буламы?) | 1 | ||||
35. | Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. (Эшләпәле гөмбәләрнең агулы һәм ашарга яраксыз игезәкләре) | 1 | ||||
36. | Как правильно собирать грибы? (Гөмбәне ничек дөрес җыярга?) | 1 | ||||
37. | Обобщение по разделу «Грибы». (“Гөмбәләр” бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау) | 1 | ||||
38. | Разнообразие животных. (Хайваннарның күптөрлелеге) | 1 | ||||
39. | Насекомые. (Бөҗәкләр) | 1 | ||||
40. | Рыбы. (Балыклар) | 1 | ||||
41. | Земноводные. (Җир-су хайваннары) | 1 | ||||
42. | Пресмыкающиеся. (Сөйрәлүчеләр) | 1 | ||||
43. | Птицы. (Кошлар) | 1 | ||||
44. | Звери. (Җанварлар) | 1 | ||||
45. | Как животные защищаются? (Хайваннар ничек сакланалар?) | 1 | ||||
46. | Домашние животные. (Йорт хайваннары) | 1 | ||||
47. | Живой уголок. Бионика. (Җанлы почмак. Бионика.) | 1 | ||||
48. | Значение диких животных. (Кыргый хайваннарның әһәмияте) | 1 | ||||
49. | Человек в ответе не только за тех, кого приручил! (Кеше кулга ияләштерелгән хайваннар өчен генә җаваплы түгел!) | 1 | ||||
50. | Обобщение по разделу «Человек и животные» («Кеше һәм хайваннар” бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау) | 1 | ||||
Человек и общество - 18 ч. | ||||||
51. | Про тебя. Семья. Семейные традиции (Синең турында. Гаилә традицияләре) | 1 | ||||
52. | Что умеет человек? (Кеше нәрсәләр булдыра?) | 1 | ||||
53. | Правила безопасного поведения Расти здоровым. (Сау - сәламәт үсәргә) | 1 | ||||
54. | Правила безопасного поведения Питание и здоровье. (Туклану һәм сәламәтлек) | 1 | ||||
55. | Правила безопасного поведения От кого зависит твой режим дня? (Синең көндәлек режимың кемгә бәйле?) | 1 | ||||
56. | Обобщение по разделу «Человек разумный часть природы» “Акыллы кеше – табигатьнең бер өлеше” бүлеге буенча йомгаклау | 1 | ||||
57 | Правила безопасного поведения Чистота – залог здоровья. (Чисталык – сәламәтлекнең нигезе) | 1 | ||||
58 | Правила безопасного поведения Берегись простуды! (Салкын тиюдән саклан) | 1 | ||||
59. | Правила безопасного поведения Твоя безопасность на улице. (Синең урамдагы куркынычсызлыгың) | 1 | ||||
60. | Правила безопасного поведения Твоя безопасность дома. (Синең өйдәге куркынычсызлыгың) | 1 | ||||
61 | Правила безопасного поведения Обобщение по разделу «Как уберечь себя от беды?» “Үзеңне бәладән ничек сакларга?” бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау | 1 | ||||
62 | Имя города, села, поселка. (Шәһәрнең, авылның, бистәнең исеме) | 1 | ||||
63. | История Московского Кремля. (Мәскәү Кремле тарихы) | 1 | ||||
64. | День Победы. (Җиңү көне) | 1 | ||||
65. | Общий дедушка. Родословная (Уртак бабабыз. Шәҗәрә.) | 1 | ||||
66. | Итоговое тестирование (.Йомгаклау тесты) | 1 | ||||
67. | День Конституции России. Экскурсия в город. (Россия Конституциясе көне. Шәһәргә экскурсия) | 1 | ||||
68 | Обобщение по разделу «В родном краю» (“Туган якта” бүлеге буенча гомумиләштереп кабатлау) | 1 |
Приложение
Примерное итоговое тестирование по окружающему миру 2 класс.
1 вариант
- Отметь верный ответ:
- Луна - планета
- Земля – звезда
3) Солнце - звезда
- Подчеркни названия декоративных растений:
Ирисы, лопух, роза, кукуруза, овёс, сирень.
- Подчеркни свойства воды:
Горючесть, текучесть, плохо проводит тепло, растворитель
- Укажи ПРИЧИНУ смены дня и ночи:
а) вращение Земли вокруг Солнца;
б) вращение Солнца вокруг Земли;
в) вращение Земли вокруг своей оси.
- Что НЕ относится к ПТИЦАМ:
- воробей 2) муха 3) ласточка 4) пингвин
- Как называется животные, которые питаются растениями:
- хищники 2) растительноядные 3) всеядные 4) насекомоядные
- Как называется наша страна:
_____________________________________________________
- Выделите, что не относится к растениям:
- Береза 2) клевер 3) мох 4) мухомор
- Что пропущено в цепи питания:
- Лиса 2) _______________ 3) морковка
- Отметь верное высказывание
- глаза - орган зрения
- нос - орган слуха
- ухо - орган вкуса
2 вариант
- Отметь верный ответ:
1) Солнце – это самая большая планета
2) Солнце – это самая большая звезда
3) Солнце – это ближайшая к Земле звезда
- Подчеркни названия лекарственных растений:
Подорожник, астра, мята, роза, пион, зверобой.
- Подчеркни свойства воздуха:
Горючесть, бесцветный, плохо проводит тепло, растворитель
- Укажи ПРИЧИНУ смены времен года:
а) вращение Земли вокруг Солнца;
б) вращение Солнца вокруг Земли;
в) вращение Земли вокруг своей оси.
5.Что НЕ относится к НАСЕКОМЫМ:
1) бабочка 2) муха 3) стрекоза 4) паук
- Млекопитающие – это животные…
1) вскармливающие потомство молоком
2) только живородящие
3) тело покрыто густой шерстью
- Как называется столица нашей Родины: ________________________
- К несъедобным грибам относятся…
1) рыжики и волнушки
2) мухоморы и желчный гриб
3) подосиновики и лисички
9.Что пропущено в цепи питания:
1) Цапля 2)_______________ 3) мошки
10. Что ты сделаешь, если незнакомый человек стоит у лифта?
1) Выйду из подъезда и подожду знакомых взрослых людей.
2) Подожду, пока он уедет.
3) Войду с ним в лифт и доеду до своего этажа.
Источник:
- Социальная сеть работников образования nsportal.ru
- Федотова О.Н. Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. Часть 1.– М.: Академкнига/Учебник. 2011г.
- Федотова О.Н. Трафимова Г. В., Трафимов С. А. Окружающий мир 2 класс: Учебник. Часть 2.– М.: Академкнига/Учебник. 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...