Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"
рабочая программа (3 класс) по теме

Плотникова Елена Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности 3 класс "Азбука нравственности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_nravstvennosti_3klass.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ОБОЯНСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОСИНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

     Рассмотрена и утверждена на заседании                                                        Введена в действие приказом

      педагогического совета.                                                                                директора школы от 18.06.2015г. № 94\1                                                                      /Протокол № 1 от 18.06.2015г./                                                                          Директор школы _________/В,И.Карелов/

              Председатель _________ /В.И.Карелов/

 

базовый уровень

Учитель – Плотникова Елена Николаевна

Срок реализации – 1 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………..…………3

Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………6

Календарно-тематическое планирование…………………………………10

Содержание тем учебного курса……………………………………………11

Список литературы……………………………………………………..…..12

Пояснительная записка

 

        Программа «Азбука нравственности» по внеурочной деятельности младших школьников разработана на основе примерной основной программы с учетом образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса и направлена на освоение ФГОС второго поколения. Данная программа разработана на 4 года и  сформирована с учетом особенностей первой ступени общего образования как фундамента всего последующего обучения.

Приоритетным направлением программы является воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни.

  1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России обоснован национальный воспитательный идеал и сформулирована высшая цель образования –  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Цель программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся: обеспечить  системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Задачи программы:

формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;

— воспитывать в каждом ученике трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье; 

— воспитывать нравственные качества личности ребёнка,

— способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;

— приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства.

  • Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на начальной ступени образования.

Духовно-нравственное воспитание – это педагогически организованный процесс, в котором учащимся передаются духовно-нравственные нормы жизни,  создаются условия для усвоения и принятия обучающимися базовых национальных ценностей, для освоения системы общечеловеческих, культурных, духовных и нравственных ценностей многонационального народа Российской Федерации.

Духовно-нравственное развитие детей осуществляется в процессе социализации, последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.

Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности.

Основные ценности  содержания образования, формируемые на ступени начального общего образования,  – это:

Ценность мира – 1) как общего дома для всех жителей Земли;

                          2) как мирового сообщества, представленного разными

                                национальностями;

                          3) как принципа жизни на Земле.

Ценность человеческой жизни – как возможность проявлять, реализовывать человечность, положительные качества и добродетели, все ценности.

Ценность любви к Родине, народу – как проявление духовной зрелости человека и  выражается в осознанном желании служить Отечеству.

Дар слова – как возможность получать знания, общаться

Ценность природы - осознание себя частью природного мира. Бережное отношение к природе как к среде обитания и выживания человека, как к источнику для переживания чувства красоты, гармонии, её совершенства.

Ценность семьи - как общности родных и близких людей, в которой передаются язык, культурные традиции своего народа, осуществляется взаимопомощь и взаимоподдержка.    

Ценность добра – как проявление высшей человеческой способности – любви, сострадания и милосердия.

Ценность познания мира – ценность научного знания, разума, осуществление стремления человека к постижению истины.

Ценность красоты - как совершенства, гармонии, приведения в соответствие с идеалом, стремление к нему – «красота спасёт мир».

Ценность труда и творчества — как стремления к созидательной деятельности, нацеленной на создание условий для реализации остальных ценностей.

Ценность свободы выбора – как возможность совершать суждения и поступки в рамках  норм, правил, законов общества.

Процесс превращения базовых ценностей в личностные ценностные смыслы и ориентиры требует включения ребенка в процесс открытия для себя смысла той или иной ценности, определения собственного отношения к ней, формирования  опыта созидательной реализации этих ценностей на практике.  

Ценностные ориентиры духовно-нравственного развития и воспитания определяются требованиями ФГОС и  общим представлением о современном выпускнике начальной школы.  

Требование к уровню подготовки обучающихся.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Любовь к России, своему народу, краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

-сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, родному языку, народным традициям, старшему поколению;

- учащиеся имеют элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и структуре российского общества, о традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

- учащиеся имеют опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- учащиеся имеют опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- учащиеся имеют начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Развитие нравственных чувств и этического сознания.

Нравственный выбор;  справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение,

равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике; стремление к развитию духовности.

- учащиеся имеют начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в т.ч. об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями социальных групп;

- учащиеся имеют нравственно-этический опыт взаимодействия с людьми разного возраста;

- учащиеся уважительно  относятся к традиционным религиям;

- учащиеся неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации;

- формируется способность эмоционально реагировать на негативные проявления в обществе, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

- учащиеся знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Уважение к труду; творчество и созидание;

стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие.

- сформировано ценностное отношение к труду  и творчеству;

- учащиеся имеют элементарные представления о различных профессиях;

- учащиеся обладают первоначальными навыками трудового творческого сотрудничества с людьми разного возраста;

- учащиеся осознают приоритет  нравственных основ труда, творчества, создания нового;

- учащиеся имеют первоначальный опыт участия в различных видах деятельности;

- учащиеся мотивированы к самореализации в творчестве, познавательной, общественно полезной деятельности.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование ценностного отношения к здоровью и

здоровому образу жизни.

Здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое,

нервно-психическое и социально-психологическое.

- у учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

- учащиеся имеют элементарные представления о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

- учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

- учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

- учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.

- учащиеся имеют первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;

- учащиеся имеют элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;

- у учащихся есть первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;

- у учащихся есть личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.

Направления воспитания

Ценностные установки

Планируемые результаты воспитательной деятельности

Формирование ценностного отношения к прекрасному,

формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое  воспитание)

Красота; гармония; духовный мир человека;

эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

- учащиеся имеют элементарные представления о эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- учащиеся имеют первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;

- у учащихся есть первоначальный опыт эстетических переживаний, отношения к окружающему миру и самому себе;

самореализации в различных видах творческой деятельности;

- учащиеся мотивированы к реализации эстетических ценностей в образовательном учреждении и семье.

Учебно – тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Дата по плану

Дата по факту

Примечание

1

Введение.

2

Азбука этики. Основные понятия этики.

3-4

Как я выгляжу.

5-6

Я – личность. Мои роли.

7

Устав – основной закон школы.

8-9

Нравственный мир сказок.

10

Человек и его имя.

11-12

Я и мои друзья.

13-14

Верность слову.

15-16

Речевой этикет.

17-18

Умение общаться.

19-20

Этикет в общественных местах.

21-22

Библиотека – хранительница знаний.

23-24

Отзывчивость и доброта.

25-26

Я познаю себя и других.

27-28

Формы моральной оценки и самооценки.

29-30

Культура поведения человека.

31-32

Праздничный этикет.

33-35

Повторение. Обобщающее занятие.

Содержание тем учебного курса

3 класс (35 часа)

1. Этика. Основные понятия этики. (12 часов). Как я выгляжу. Человек и его имя. Речевой этикет. Верность слову. Умение общаться. Отзывчивость и доброта. Праздничный этикет.

2. Поведение общественных местах (6 часов). Этикет в общественных местах. Библиотека – хранительница знаний. Культура поведения человека.

3.  Я – личность. (9 часов). Я – личность. Мои роли. Устав – основной закон школы. Я и мои друзья. Я познаю себя и других. Формы моральной оценки и самооценки.

4. О братьях меньших (8 часов). Нравственный мир сказок. Так или не так. В.Осеева «Волшебное слово».

Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – приказ Министерства образования и науки РФ от 06.2009 года № 373.
  2.  «О повышении воспитательного потенциала образовательного процесса в ОУ» - письмо МО РФ от 02.04.2002 года.
  3. Воспитание на региональном материале. – Сборник материалов под редакцией Красношлыковой. – Кемерово: 2002. – 41.
  4. Научно – практический журнал «Завуч начальной школы» № 3,4,5, 6. 2004 г.
  5. Васильева – Гангнус Л. Азбука вежливости. /Текст/: Л. Васильева – Гангнус. – М.: «Педагогика», 1988, - 145 с.,
  6. Волина В. В. Учимся играя.  В. В.Волина. М.: «Просвещение», 1994, 120 с..
  7. Ермолин А. А. На службе у детства. Основы, создание и фунцционирование воспитательной системы «Новая цивилизация» /А. А. Ермолин, А. С. Прутченков и др. – Москва: Народное образование, 2004. – 300 с.
  8. Корчинова О. В. Детский этикет: О. В. Корчинова . – Ростов на Дону «Феникс», 2002, - 186 с..
  9. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения у детей: С. В. Петерина. – М.: «Просвещение», 1986, - 135 с.
  10. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома: Психологические упражнения и коррекционные программы. Н. В. Самоукина. - М.: «Просвещение», 1993, - 110 с..
  11. Стрелкова Л. П. Уроки сказки: Л. П. Стрелкова. – М.: «Педагогика»,1990, - 128 с., ил.
  12. Солодова Г. Г., М. И. Губанова. Развитие и воспитание личности в общении / Г. Г. Солодова, М. И. Губанова: учебное пособие. – Кемерово, 2005. – 92 с.
  13. Шемшурина А. И. нравственное воспитание школьников (методические рекомендации) / Шемшурина А. И. // Этическое воспитание. – 2005. - №1.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления по курсу «Юный патриот» 1 класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного  направления по курсу «Юный патриот» 1 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности (духовно- нравственное направление) «Мой край»

Данная программа составлена для работы в 3 классе по духовно-нравственному направлению ( 3 год обучения) на основе авторской программы  Светловой Е.В....

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Программа «Уроки нравственности» составлена на основе авторской программы Л.В. Мищенковой и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Программа рассчитана на четыр...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное  направление)...

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Духовно -нравственного направление. Кружок «Умелые ручки» 1 класс Программа была мной опробирована в двух классах, результат - замечательный! Выступала с мастер-классом на школьном и зональном уровне, многие

Рабочая программа по внеурочной деятельностиДуховно -нравственного направлениеКружок «Умелые ручки»1 «А» классСоставитель  программы:Алиева Елена Анатольевна, учитель начальных классовпервой...

Программы. Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности или "Что такое хорошо и что такое плохо"

Курс «Что такое хорошо и что такое плохо» окажет серьёзную помощь в деле воспитания подрастающего поколения. Он составлен в соответствии с федеральным государственным образовательным станд...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Уроки нравственности Направление «духовно-нравственное» 4 класс

Программа определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается ...