Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
рабочая программа на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности" (духовно-нравственное направление)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа | 117.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Уроки нравственности»
на 2016-2017 учебный год.
(духовно-нравственное направление)
Составитель:
Опарина О.А.
учитель начальных классов , I кв. категория
2016 г.
Пояснительная записка
Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного общества приобрела особое значение. Потеря моральных ориентиров, обесценивание таких понятий, как совесть, честь, долг, привели к негативным последствиям в обществе: социальное сиротство, усиление криминогенности и наркомании среди подростков, потеря позитивной мотивации к учению. В Концепции духовно- нравственного развития и воспитания гражданина России определён современный национальный воспитательный идеал. Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние.
Актуальность программы определена тем, что одной из важнейших задач образования в настоящее время является освоение детьми духовных ценностей, накопленных человечеством. Уровень нравственности человека отражается на его поведении, которое контролируется его внутренними побуждениями, собственными взглядами и убеждениями. Выработка таких взглядов, убеждений и привычек составляет сущность нравственного воспитания.
Новизна программы в том, что она направлена на поддержку становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Программа обеспечивает реализацию одного из направлений духовно-нравственного воспитания и развития: воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника.
Программа «Уроки нравственности» составлена на основе программы Э.Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности», и может быть реализована учителем начальной школы в сотрудничестве с родителями. Возможно привлечение заинтересованных учащихся и педагогов дополнительного образования. Учитель проводит занятия во внеурочное время один раз в неделю. На занятиях присутствует весь класс или группа учащихся 15-20 человек.
«Уроки нравственности» должны быть эмоциональными, строиться на непроизвольном внимании и памяти, включать в себя игровые элементы. Необходимо использовать яркую наглядность и электронные ресурсы. В качестве домашнего задания можно рекомендовать детям завершить рисунок, прочитать книжку или рассказ вместе с родителями. Важно отметить всех, кто выполнил домашнюю работу. На уроках нравственности важна активность школьника, его участие в обсуждениях жизненных ситуаций. Это уроки разъяснения, объяснения и обучения. Основная задача учителя состоит в том, чтобы пробудить у ребёнка интерес к внутреннему миру человека, заставить задуматься о себе и своих поступках, их нравственной сущности.
Программа включает в себя 34 часа и рассчитана на обучающихся 4 класса.
Цель программы: воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников.
Задачи:
- Сформировать первоначальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями различных убеждений, представителями социальных групп.
- Способствовать усвоению правил поведения в образовательном учреждении, дома, на улице, в населённом пункте, в общественных местах, на природе.
- Раскрывать сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми разного возраста на основе взаимопомощи и поддержки.
- Научить приемам и правилам ведения дискуссии, аргументировано высказывать свое мнение и внимательно слушать мнение собеседника.
Формы проведения занятий, позволяющие школьникам приобретать опыт нравственного поведения: урок; тренинг; игра; беседа; экскурсия; заочное путешествие; театральные постановки; выставки; конкурсы; просмотр витдеофильмов.
Программа составлена на основе следующих принципов духовно –нравственного развития и воспитания:
Принцип ориентации на идеал. Идеал – это высшая ценность, совершенное состояние человека, семьи, школьного коллектива, социальной группы, общества, высшая норма нравственных отношений, превосходная степень нравственного представления о должном. Идеалы определяют смыслы воспитания, то, ради чего оно организуется. Идеалы сохраняются в традициях и служат основными ориентирами человеческой жизни, духовно-нравственного и социального развития личности.
Аксиологический принцип. Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности младшего школьника.
Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру — ведущий метод нравственного воспитания. Содержание внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни.
Принцип идентификации (персонификации). Идентификация — устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. В младшем школьном возрасте преобладает образно-эмоциональное восприятие действительности, развиты механизмы подражания, эмпатии, способность к идентификации.
Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.
Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно-деятельностный характер. Младший школьник включён в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности, в содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.
Принцип системно-деятельностной организации воспитания. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников.
Перечисленные принципы определяют концептуальную основу уклада школьной жизни. Сам по себе этот уклад формален. Придаёт ему жизненную, социальную, культурную, нравственную силу педагог.
Ожидаемые результаты освоения обучающимися
программы внеурочной деятельности «Уроки нравственности»
Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.
В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.
Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов | Второй уровень результатов | Третий уровень результатов |
приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта. (воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях) | получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить. (воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков) | получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде. (создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни) |
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.
К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.
Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны
знать:
1. Правила этики и культуры речи.
2. Требования к манерам, чем отличается корректное поведение от галантного.
3. Об источниках наших нравственных знаний.
4. О совести как основе нравственности.
5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.
6. Стихотворения о родине (на выбор).
7. Афоризмы.
8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть последствие своих поступков.
уметь:
- Различать хорошие и плохие поступки.
- Воплощать свои этические знания в повседневном поведении, в привычках.
- Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.
- Исполнять заповеди.
У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия, а именно:
- Личностные универсальные учебные действия:
-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;
Выпускник получит возможность для формирования:
- морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
- Метапредметные УУД:
Регулятивные:
школьник научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
Познавательные :
школьник научится:
- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
Коммуникативные:
школьник научится:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностический инструментарий, заложенный в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».
Критерии | Показатели | Измерители |
Сформированность моральных норм и правил поведения | Знает основные моральные нормы и правила поведения | Диагностика нравственной воспитанности: -диагностика нравственной самооценки; - диагностика этики поведения; - диагностика отношения к жизненным ценностям; -диагностика нравственной мотивации. Наблюдения педагогов и родителей. |
Соблюдает моральные нормы и правила поведения | Методика изучения уровня воспитанности. Наблюдения педагогов и родителей | |
Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей | Анкета «Оцени поступок» (дифференциация конвенциональных и моральных норм, по Э.Туриэлю в модификации Е.А.Кургановой и О.А.Карабановой, 2004). наблюдения педагогов и родителей. |
Тематический план
Задачи:
1. Познакомить детей с понятием корректного и галантного человека, с нравственным содержанием древних мифов, афоризмами.
2. Научить приемам самоконтроля и самовоспитания.
3. Раскрыть сущность нравственных поступков, поведения и отношений между людьми, положительных моральных качеств в достойном поведении.
№ п/п | Наименование разделов и тем. | Кол-во часов | Теоретических | Практических |
Раздел №1 Культура общения | 9 | |||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | 1 | + | |
2. | Культура общения в современной семье. | 1 | + | |
3. | Культура общения в современной семье. | 1 | + | |
4. | О терпимости к близким. | 1 | + | |
5. | О терпимости к близким. | 1 | + | |
6. | Культура спора. | 1 | + | |
7. | Этикетные ситуации. | 1 | + | |
8. | В мире мудрых мыслей. | 1 | + | |
9. | В мире мудрых мыслей. | 1 | + | |
Раздел №2 Самовоспитание | 7 | |||
10. | «Познай самого себя». | 1 | + | |
11. | Самовоспитание. | 1 | + | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | 1 | + | |
13. | Как я работаю над собой. | 1 | + | |
14. | О терпении. | 1 | + | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | 1 | + | |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | 1 | + | |
Раздел №3 Общечеловеческие нормы нравственности | 10 | |||
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | 1 | + | |
18. | Совесть - основа нравственности. | 1 | + | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | 1 | + | |
20. | «Досадно мне, что слово «честь» забыто». | 1 | + | |
21. | Заветы предков. | 1 | + | |
22. | Россияне о любви к Родине. | 1 | + | |
23. | Твоя малая родина. | 1 | + | |
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | 1 | + | |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | 1 | + | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | 1 | + | |
Раздел №4. Искусство и нравственность | 8 | |||
27. | Нравственное содержание древних мифов. | 1 | + | |
28- 29. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. | 2 | + + | + + |
30.- 31. | Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». | 2 | + + | |
32. | Искусство и нравственность. | 1 | + | |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | 1 | + | |
34. | Обзор курса этикета. | 1 | + | |
Итого: | 34 часа | 15 | 19 |
Содержание программы:
4 класс (34 часа)
Раздел 1: Культура общения (9ч)
Традиции общения в русской семье «Домострой». Культура общения в современной семье. О терпимости к близким. Культура спора. Этикетные ситуации. В мире мудрых мыслей.
Раздел 2: Самовоспитание (7ч)
Познай самого себя. Самовоспитание. Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. Как я работаю над собой. О терпении. Конец каждого дела обдумай перед началом. «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».
Раздел 3: Общечеловеческие нормы нравственности (10ч)
Об источниках наших нравственных знаний. Совесть – основа нравственности. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Досадно мне, что слово честь забыто. Заветы предков. Россияне о любви к Родине. Твоя малая родина. Мой первый друг, мой друг бесценный. Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. Приветливость – золотой ключик, открывающий сердце людей.
Раздел 4: Искусство и нравственность (8ч)
Нравственное содержание древних мифов. За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. Отрицательные герои в литературных произведениях. Зло, как и добро, имеет своих героев. Искусство и нравственность. «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» Обзор курса этикета.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Тема внеурочной деятельности | Название раздела | Количество часов | Дата | Планируемые результаты | Формы контроля | Оборудование | Требования к уровню подготовки учащихся | |||
План | Факт | Личностные | Метапредметные УУД | Предметные | |||||||
1. | Традиции общения в русской семье. «Домострой». | Культура общения 9 ч. | 1 | 1 | Понимает и ценит семейные традиции. | Регулятивные: - учитывает выделенные учителем ориентиры действия Познавательные: -узнаёт о старинных русских семейных традициях («Домострой»0; -учится осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; - формулирует собственное мнение и позицию; | Учится правилам общения | Текущий, беседа | Компьютер, проектор | Знать традиции общения в русской семье и семьях других национальностей Уметь вежливо общаться с членами семьи | |
2-3 | Культура общения в современной семье. | Культура общения | 2 | 2 | Сравнивает традиции общения в своей семье с эталоном | Регулятивные: -оценивает атмосферу общения в своей семье Познавательные: Узнаёт о традициях общения в других семьях Коммуникативные: Учится слушать других и выражать своё мнение | Учится правилам общения. Узнаёт о традициях общения в других семьях | Мини-сочинение «Наша самья» | Компьютер, проектор | Знать -правила культурного общения Уметь - общаться вежливо с членами своей семьи и другими семьями | |
4-5 | О терпимости к близким. | Культура общения | 2 | 2 | Оценивает своё отношение к членам семьи Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Знакомится с понятием «толерантность» Коммуникативные: Учится быть вежливым и терпимым в общении с людьми | Учится быть более терпимым. | Мини-сочинение «Умею ли я быть терпимым»» | Компьютер, проектор | Знать правила общения со старшими членами семьи Уметь Ссвершить правильный поступок в конфликтной ситуации. | |
6. | Культура спора. | Культура общения | 1 | 1 | Анализирует свои эмоциональные проявления Учится быть сдержанным во время спора. | Регулятивные: контролирует ситуацию спора Познавательные: знает значение понятий «тезис», «антитезис». аргумент». «контаргумент». «конфликтный спор» и «конструктивный спор» Коммуникативные: умеет оценивать ситуацию или предмет спора; определять и формулировать тезис и антитезис; выставлять вопросы, приводить аргументы, контраргументы, факты; логически строить высказывания и выбирать языковые средства. | Знакомится с культурой ведения спора. | Анкета»Насколько я конфликтен2 | Компьютер, проектор | Знать правила ведения спора Уметь выходить из конфликтной ситуации, отстаивать свою точку зрения, приводя аргументы и контраргументы | |
7. | Этикетные ситуации. | Культура общения | 1 | 1 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле,как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; соблюдает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение; | Регулятивные: развивает свои этические чувства ( стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения); Познавательные: знает о видах этикета (деловой, дипломатический, военный, педагогический, врачебный, общественный.) различает понятия «этика» и «этикет»; узнаёт о правилах этикета в разных странах; Коммуникативные: развивает свою культуру общения. | Применяет в жизни правила этикета . | Викторина «Школьный этикет2 | Компьютер, проектор | Знать правила этикета Уметь применять их в повседневной жизни | |
8-9. | В мире мудрых мыслей. | Культура общения | 2 | 2 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, опираясь на высказывания о нравственности. | Регулятивные: Использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата в развитии характера и личности Познавательные: осуществляет анализ объектов (высказываний) с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации; допускает возможность существования различных точек зрения, учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирует собственное мнение и позицию; | Следует мудрым высказываниям о нравственности, использует их в нужной ситуации. | Текущий | Компьютер, проектор | Знать некоторые высказывания о нравственности Уметь применять их в нужной ситуации | |
10. | «Познай самого себя». | Самовоспитание 7 ч. | 1 | 1 | Заботится о своем здоровье и интересуется культурой здоровья и ЗОЖ | Регулятивные: организует рабочее место; определяет цель своей деятельности с помощью учителя и самостоятельно; - оценивает выполненные задания по параметрам: легко выполнил, возникали сложности при выполнении Познавательные: определяет круг своего незнания находит нужную информацию в различных источниках наблюдает и делает простые выводы узнаёт об основных психологических процессах Коммуникативные: участвует в диалоге, слушает других, высказывает свою точку зрения на события, поступки, понимает свою значимость в коллективе определяет свое отношение к окружающим людям | Выявит взаимосвязь человека с окружающей средой познакомится с факторами, влияющими на здоровье человека узнает наиболее распространенные детские заболевания и способы их профилактики познакомится с основами правильного питания -узнает правила соблюдения режима дня в целях сохранения здоровья | Анкетирование, тестирование,опрос,игра. | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать особенности своего организма Уметь управлять своими чувствами, эмоциями. | |
11. | Самовоспитание. | Самовоспитание | 1 | 1 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле собственных поступков; знает основные моральные нормы и ориентируется на их выполнение; развивает этические чувства — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения. | Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. Познавательные: Даёт оценку своему здоровью, характеру, эмоциям, поступкам. Коммуникативные: адекватно использует речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой коммуникации; - учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; | Научится контролировать свои эмоции и поступки | Анкетирование, тестирование,опрос,игра | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать Уметь | |
12. | Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю. | Самовоспитание | 1 | 1 | Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Регулятивные: Определяет и формулирует цель деятельности (составление плана) с помощью учителя. Умеет высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом Познавательные: Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её, делает выводы . Коммуникативные: :оформляет свою мысль в устной и письменной речи | Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования. | Анкетирование, тестирование | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать основы нормативного поведения Уметь составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю | |
13. | Как я работаю над собой. | Самовоспитание | 1 | 1 | Определяет и высказывает под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делает выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить. | Регулятивные: Определяет и формулирует цель деятельности (составление плана) с помощью учителя. Умеет высказывать своё предположение (версию) на основе работы с планом Познавательные: Добывает новые знания: находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную из других источников, перерабатывает её, делает выводы . Коммуникативные: :оформляет свою мысль в устной и письменной речи | Осознаёт необходимость заботы о своём физическом и нравственном здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья и станут основой для самосовершенствования. | Анкетирование, тестирование | Подборка анкет, тестов, ролевых игр | Знать основы нормативного поведения Уметь составлять план рабочего дня, план выходного дня и план самовоспитания на неделю | |
14. | О терпении. | Самовоспитание | 1 | 1 | Оценивает своё поведение на предмет терпения. .Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки. | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Различает понятия «терпение» и «толерантность» Коммуникативные: Учится быть терпеливым в достижении цели. | Старается проявлять терпение во всём. | Мини-сочинение «Что значит быть терпеливым» | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужны терпение и труд Уметь терпеливо преодолевать трудности | |
15. | Конец каждого дела обдумай перед началом. | Самовоспитание | 1 | 1 | Оценивает свои способности и возможности. | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: Учится планировать свою деятельность Коммуникативные: Учится быть терпеливым в достижении цели, отстаивать свою точку зрения, открыто высказываться перед аудиторией. | Старается проявлять терпение во всём и планировать свою деятельность | Беседа | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужны план, терпение, труд и оценка своих возможностей Уметь Планировать свою деятельность | |
16. | «Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри». | Самовоспитание | 1 | 1 | Оценивает возможности своей памяти | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителя, товарищей, старается развивать свою память. Познавательные: изучает возможности человеческой памяти; Коммуникативные: Учится культурному общению. | Старается тренировать и совершенствовать память. | Упражнения на тренировку памяти | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужны план, терпение, труд и оценка своих возможностей Уметь Планировать свою деятельность и вносить изменения в план. | |
17. | Об источниках наших нравственных знаний. | Общечеловеческие нормы нравственности 10 ч. | 1 | 1 | Оценивает нравственные качества своей личности, даёт оценку положительным и отрицательным качествам, выполнению ролевых поручений | Регулятивные: умеет бороться со своими недостатками давать оценку поступкам других людей, критиковать недостатки своих товарищей. Познавательные: читает книги, учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни Коммуникативные: учится культуре общения, выражает грамотно свои мысли в устной речи и на письме. | Приближается к нормам социального поведения | Книги, тесты | Компьютер, проектор | Знать о пользе чтения, труда, физкультуры и спорта; пословицы о дружбе, верности данному слову, доброте, благодарности и др. Уметь делать добро окружающим людям; дружить со всеми детьми беречь общественное добро и родную природу; помогать старшим. | |
18. | Совесть - основа нравственности. | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Осмысливает понятие «совесть». Анализирует и оценивает свои хорошие и плохие поступки. | Регулятивные: адекватно воспринимает критику, предложения и оценку учителя, товарищей, Познавательные: учится нравственному поведению на примерах литературных героев, героев кинофильмов, на примерах окружающей жизни Коммуникативные: учится быть вежливым и справедливым в общении | Старается поступать по совести | Мини-сочинение «Что такое совесть» | Компьютер, проектор | Знать что для достижения цели нужно жить и поступать по совести, пословицы о совести Уметь признавать свои ошибки | |
19. | «Чем ты сильнее, тем будь добрее». | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Ориентируется в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; знает основные моральные нормы и ориентирован на их выполнение; -обладает развитыми этическими чувствами — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимает как понимание чувства других людей и сопереживает им. | Регулятивные: планирует свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, Познавательные: Учится быть добрым, побеждать свои негативные качества; анализировать и оценить свои поступки и поступки других людей Коммуникативные: адекватно использует коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач | Старается проявлять доброту и милосердие по отношению к младшим, пожилым людям и животным, быть сострадательным к чужому горю | Анкета, тесты | Видеофильм о доброте | Знать основные нормы морали (совесть – основа морали), пословицы о доброте и справедливости. Уметь проявлять доброту и сострадание в возникшей ситуации | |
20. | «Досадно мне, что слово честь забыто». | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Осознаёт понятие слова «честь» | Регулятивные: адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные: На примере литературных героев , случаев из жизни учится поступать честно и справедливо. Коммуникативные: | Проявляет честность и справедливость в своих поступках | Просмотр фильма, беседа. | Видеофильм о чести и её проявлениях | Знать пословицы о чести, Уметь проявлять положительные моральные качества в достойном поведении, поступках. | |
21. | Заветы предков. | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Развивает адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; Познавательные: формирует представление о героическом прошлом русского народа, великих русских богатырях памятниками русской литературы ( Былины, «Поучение» В. Мономаха, «Повесть о Петре и Февронии Муромских» и др. Ткермины «поучение». «летопись», «слово» Коммуникативные: учитывает разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве; формулирует собственное мнение и позицию. | Знакомится с нравственными идеалами в культуре отечества . | Текущий | Компьютер, проектор | Знать основные моральные нормы и правила поведения смысл поучений В. Мономаха; понятия нравственные (моральные) ценности Уметь руководствоваться ими в повседневной жизни | |
22. | Россияне о любви к Родине. | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Воспринимает и осознаёт основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину; образ мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, уважает историю и культуру всех народов. | Регулятивные: умеет планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Познавательные: осуществляет информационный поиск для выполнения учебных заданий; владеет логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, устанавливает аналогии и причинно-следственные связи, построения рассуждений, отнесения к понятиям «патриотизм», «патриот», «Отечество». «Родина». Коммуникативные: готов слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; | Знает, понимает и принимает ценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России | Текущий | Компьютер, проектор. видеофильм | Знать ценности: Отечества, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, Уметь реализовывать межпредметные связи с окружающим миром, музыкой, литературным чтением, изобразительным искусством. | |
23. | Твоя малая родина. | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Регулятивные: высказывает свое предположение на основе полученной информации; осуществляет самоконтроль; даёт оценку своей деятельности Познавательные: находит ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт; умеет самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;. Коммуникативные слушает и понимает речь других; умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли | Знаком с историей возникновения города Одинцово, п. ВНИИССОК; умеет кратко и точно отвечать на вопросы, участвовать в дискуссии, использовать справочную литературу и другие источники информации. привлекет внимание к проблемам сохранения и бережного отношения к истории родного края , применяет полученные знания на практике, в самостоятельной работе. | Текущий | Компьютер, проектор. видеофильм | Знать Уметь | ||
24. | «Мой первый друг, мой друг бесценный». | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Понимает значение понятий «дружба», «порядочность»; осознаёт роль доверия в укреплении дружбы, качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях; проявления дружбы в сказках, произведениях детской литературы; смысл пословиц и поговорок о дружбе; формирует высокие моральные качества на примере жизни великих людей. | Регулятивные: Познавательные: Осознаёт ценности дружеских отношений, развивает способности находить главные признаки времени, особенности жизненных ситуаций, черты характеров на примере стихов А.С Пушкина о дружбе. Коммуникативные: умеет общаться, выслушивать мнения друзей, поддерживать диалог, беседу, выражать и отстаивать свою точку зрения. | Умеет дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе; имеет мотивацию к проявлению осознанных дружеских отношений. | Текущий | Компьютер, проектор. видеофильм | Знать понятия: дружба, порядочность, доверие, честность, трудолюбиеответственность, обида, прощение, справедливость Уметь дружить, беречь дружбу, дружески общаться в коллективе | |
25. | Афоризмы о совести, о родине, о дружбе. | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Готов к саморазвитию и самовоспитанию; умеет выразить доброжелательное и заботливое отношение к людям, проявляет отзывчивость, толерантность. | Регулятивные: Умеет вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями Познавательные: преобразовывает информацию из одной формы в другую: составляет рассказы на основе рисунков, схем, условных сигналов и пользуется словарями и справочниками; анализирует и синтезирует полученную информацию; устанавливает причинно-следственные связи Коммуникативные: доносит свою позицию до других: оформляет свою мысль в устной и письменной речи умеет слушать, работать в группе, обосновывать свою точку зрения; владеет монологической и диалогической использует доброжелательный тон в общении с людьми. | Имеет представления о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов; | Карточки с афоризмами | Компьютер, проектор | Знать наизусть некоторые афоризмы о совести, дружбе, Родине; особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): Уметь определять характер взаимоотношений с другими людьми; применять в жизни, как потребность воспитанного человека; находить необходимую информацию, перерабатывать её, делать выводы в результате индивидуальной или коллективной работы. | |
26. | «Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей». | Общечеловеческие нормы нравственности | 1 | 1 | Развитие чувства собственного достоинства, бережного отношения друг к другу; формирование духовно и нравственно развитой личности. | Регулятивные: учится сдерживать эмоции и проявлять такт и сдержанность в общении. Познавательные: получает представления о нравственных нормах отношений с окружающими: доброжелательности, честности, правдивости и приветливости Коммуникативные: умеет внимательно выслушать собеседника , беседовать ровным тоном, глядя в глаза собеседника. | Получает навыки приветливого общения | Текущий | Компьютер, проектор | Знать правила хорошего тона Уметь выражать приветливость в разговоре ,используя ровный сдержанный тон, ласковый взгляд, вежливые слова | |
27. | Нравственное содержание древних мифов. | Искусство и нравственность (8ч) | 1 | 1 | Формирует чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Регулятивные: умеет преобразовывать практическую задачу в познавательную Познавательные: Знакомится с понятием »миф», понимает, что мифология – огромная сокровищница художественных образов. Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, | Применяет приёмы и правила нравственного поведения, стремится быть культурным человеком в совершать нравственные поступки. | Текущий | Компьютер, проектор, видеофильм | Знать некоторые мифы Древней Греции Уметь строить логическое рассуждение, установливать причинно-следственные связи осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета воспринимать художественную литературу как вид искусства; осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение | |
28-29. | За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев. Положительные герои в былинах и сказках. | Искусство и нравственность | 2 | 2 | Проявляет творческое отношение к процессу обучения; осознаёт меры ответственности за судьбу народа, Родины через поступки и действия былинных героев, воспитывает в себе чувство патриотизма Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок. | Регулятивные: умеет ставить цель на основе соотнесения того, что уже известно школьнику, и того, что еще неизвестно; -составлять совместно с учителем план действий; - контролировать результаты работы на уроке, обнаруживать отклонения от образца. Познавательные: умеет перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую; -находить сходство и различие между былиной и сказкой; - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. - давать оценку своим действиям, оценивать результат; Коммуникативные: умеет -оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание; - сотрудничать с другими; развивает культуру речи | Правильно, осознанно, выразительно читает былины; применяет в речи литературоведческие понятия «былина», «зачин», «повторы», «преувеличение», «сказители-былинщики»; -выделяет признаки былины, сравнивает ее со сказкой. Определяет и характеризует положительных героев в былинах и сказках Развивает логическое мышление, навыки анализа и синтеза через выявление сходства и отличия былин и сказок. | Текущий | Компьютер, проектор, видеофильм Репродукции картин, муз. отрывки («Богатырская симфония» и др. | Знать содержание былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник»,важнейшие признаки былины, Уметь показать связь содержания былин с русской историей. | |
30.-31. | Отрицательные герои в литературных произведениях. «Зло, как и добро, имеет своих героев». | Искусство и нравственность | 2 | 2 | Эмоционально «проживает» текст, выражает свои эмоции;. Объясняет, почему конкретные поступки можно оценить как «хорошие» или «плохие» с позиции известных и общепринятых правил. | Регулятивные: понимает выделенные учителем ориентиры действия ; работает по предложенному учителем плану; выставляет оценку своей работе. Познавательные: ориентируется в тексте; извлекает необходимую информацию из художественного текста; устанавливает причинно-следственные связи; классифицирует героев сказки, басни, былины Коммуникативные: оформляет свои мысли в устной и письменной форме | Воспринимает на слух текст, размышляет о характере и поступках героя; относят сказочных героев к одной из групп (положительные, отрицательные, герои-помощники). | Мини сочинение «Зло и добро имеет своих героев» | Компьютер, проектор, видеофильм Репродукции картин, муз. отрывки | Знать положительных и отрицательных литературных героев Уметь давать характеристику отрицательным героям и их поступкам. | |
32. | Искусство и нравственность. | Искусство и нравственность | 1 | 1 | Осуществляет нравственно-этическое оценивание; оценивает художественно-творческие произведения и их героев. | Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражает и контролирует свои эмоции; Познавательные: Коммуникативные: Ведёт диалог, аргументирует свою позицию; | Выявляет особенности представлений человека о красоте в различные эпохи. Развивает свой эстетический вкус, через анализ произведений искусства. | Текущий | Компьютер, проектор, видеофильм Репродукции картин, муз. отрывки | Знать Произведения искусства, отражающие нравственные понятия Уметь анализирован эти произведения | |
33. | «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Искусство и нравственность | 1 | 1 | Ориентирован на самоанализ и самоконтроль. Способен к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности; Испытывает чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. | Регулятивные: проявляет познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; самостоятельно адекватно оценивает правильность выполнения действия и вносит необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи. адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Пробует осознать своё место в мире и оценивает свои поступки и поступки окружающих с точки зрения морали и нравственности. | Мини сочинене «Вот человек. Что скажешь ты о нём?» | Компьютер, проектор | Знать основные правила нравственности и морали Уметь применять их в жихни | |
34. | Обзор курса этикета. | Искусство и нравственность | 1 | 1 | Ориентирован на самоанализ и самоконтроль. Способен к самооценке Испытывает чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. Владеет навыками этикета | Регулятивные: корректирует свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; адекватно выражает и контролирует свои эмоции; Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: адекватно использует речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи. адекватно использует речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Пробует осознать своё место в мире и оценивает свои поступки и поступки окружающих с точки зрения морали и нравственности, этики и этикета. | Знать нормы и правила нравственности, этики, этикета Уметь применять их в жизни | |||
Итого: | 34 ч |
Список литературы
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя/ [ А.Г.Асмолов, Г.В. Бумеранская, И.А. Володарская и др.]: под ред. А.Г. Асмолова.- М.: Просвещение, 2008.- 151 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] - М.: Просвещение, 2011. 25 с.
- Козлов Э., Петрова В., Хомякова И. Азбука нравственности. / Э.Козлов, В. Петрова, И. Хомякова //Воспитание школьников.-2004-2007.- №1-9.
- Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] / сост.Е.С.Савинов.- М.: Просвещение, 2010. 204 с.
- Примерная программа воспитания и социализации обучающихся 9 начальное общее образование) [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 50 с.
- Суслов В.Н. Этикет учусь правилам поведения. 1-4 классы. Тесты и практические задания / В.Н.Суслов. - М.: Просвещение, 2010. 68 с.
- Тисленкова И.А. Нравственное воспитание: для организаторов воспитательной работы и классных руководителей / И.А.Тисленкова. - М.: Просвещение, 2008. 108 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст] - М.: Просвещение, 2009. 41 с.
- Черемисина, В.Г. Духовно- нравственное воспитание детей младшего школьного возраста [Текст] / сост. В.Г.Черемисина. - Кемерово: КРИПКиПРО, 2010. - 14- 36.
- Шемшурина, А.И. Этическая грамматика [Текст] /А.И. Шемшурина. – М.: НИИ Теории и методов воспитания, 1994. – 140с.
Приложение
Игра «Школа вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
Затем попросите детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. Разделите детей на группы, попросите их выбрать какое-либо вежливое слово и рассказать историю из его жизни.
Беседа
Вопросы и задания для беседы:
• Что вы испытываете, когда к вам вежливо обращаются?
• Что произойдет, если люди перестанут говорить друг другу вежливые слова?
• Могут ли поступки быть вежливыми? Перечислите разные вежливые поступки, например: уступить место старому человеку, помочь женщине с сумками выйти из автобуса и т.д.
Прочитайте детям сказку:
Вежливый кролик . Мексиканская сказка
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, как вдруг заметил лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась Змея.
Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. «Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно! » И, присев на задние лапки. Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика. Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждет крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда еще никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти мне вежливые кролики. Нужно же было ему просить разрешения войти!
Вопросы и задания к сказке:
• Перечислите все вежливые слова, которые произнес в этой сказке вежливый Кролик.
• Представьте, что вежливый Кролик открыл в лесу школу вежливости. Расскажите, как будет устроена эта школа.
• Вспомните какой-либо случай из своей жизни, когда вам помогла вежливость.
• Как вы поступите, если кто-то будет грубо разговаривать с вами или с вашими друзьями?
Рисунок «Вежливый человек»
Нарисуйте, с кем вы могли бы сравнить вежливого человека, и объясните почему? Например, с солнышком, потому что каждое утро оно ласково здоровается со всеми.
Творческое задание «Приветливые люди»
Прочитайте детям пословицу: «Не будь приметлив, а будь приветлив».
Поделите детей на пары и раздайте им карточки с заданием придумать небольшие сценки-диалоги между приветливыми учителем и учеником, покупателем и продавцом, водителем и пассажиром, врачом и больным, бабушкой и внуком и т.д.
Тест на знание правил поведения в общественных местах
Этот тест покажет Вам насколько Вы знаете правила поведения в общественных местах, культурно ли Вы себя ведете.
Следует ли сдавать в гардероб (в музее, на выставке) зонты, портфели, большие пакеты и пр.?
1) следует, если их принимают в гардероб
2) не следует, если они тебе не мешают
3) следует
Можно ли трогать руками музейные экспонаты?
1) можно, если ты уверена в прочности материала, из которого они изготовлены
2) нежелательно
3) нельзя ни в коем случае
Допустимо ли шумное выражение восторга в музее, на выставке?
1) допустимо
2) нежелательно, в любом случае предпочтительна сдержанность
3) шумное поведение допустимо везде
Нужно ли слушать экскурсовода, если его рассказ вам неинтересен?
1) нужно
2) не нужно
3)следует постараться дать понять экскурсоводу, что его рассказ недостаточно увлекателен
Нужно ли приходить в театр, на концерт заранее?
1) не нужно
2) нужно
3) желательно, но не обязательно
В какой одежде ходят в кино?
1) в нарядной
2) в спортивной
3) в будничной
Что лучше надеть, собираясь в театр?
1) свитер и джинсы
2) легкую декольтированную одежду
3) нарядную одежду по сезону
4) желательно брючный костюм
Можно ли появиться в театре в платье с открытой спиной?
1) да
2) нет, платье может иметь декольте только спереди
3) для театра предпочтительнее платье без декольте
Обязательно ли снимать в кинотеатре головной убор?
1) и юноше, и девушке обязательно
2) на усмотрение юноши и девушки
3) юноше — обязательно, девушке — если у нее высокая прическа или большая шляпа (шапка)
4) девушке — обязательно, юноше только меховую шапку и шляпу (кепку, берет и вязаную шапочку можно не снимать)
Может ли девушка находиться в театре в головном уборе?
1) нет
2) сколько угодно
3) в любом, кроме меховой шапки
4) только в небольшом, являющемся частью вечернего костюма
Как проходят по ряду перед сидящими зрителями?
1) спиной к сидящим, наклоняясь вперед, чтобы не загораживать сцену
лицом к сидящим
2) боком к сидящим, наклоняясь вперед чтобы не загораживать сцену
Следует ли извиняться перед сидящими в театре, в кино, проходя через середину ряда?
1) следует
2) не следует
3) желательно
Следует ли благодарить тех, кто встал, пропуская вас к вашему месту в кинотеатре?
1) обязательно
2) желательно
3) не следует
Можно ли занимать оба подлокотника кресла в кинотеатре?
1) можно, если успеешь это сделать первым
2) желательно
3) нежелательно
Можно ли просить бинокль и программу у соседа по ряду?
1) можно — ничего в этом особенного нет
2) нельзя — программу и бинокль каждый приобретает сам
3) на ваше усмотрение
Можно ли аплодировать, когда занавес еще не поднят?
1) можно
2) нельзя
3) нежелательно
Можно ли аплодировать, когда занавес поднят и спектакль вот-вот начнется?
1) нельзя
2) нежелательно
3) можно — в знак одобрения декораций
Можно ли вслух комментировать спектакль?
1) можно, если это интересно вашим соседям
2) нежелательно, если вы не уверены в реакции ваших соседей
3) нельзя — подождите антракта
Можно ли на концерте, в театре подпевать артистам?
1) можно, если у вас хорошие слух и голос
2) желательно — чтобы подбодрить артистов
3) нельзя
Можно ли есть в фойе (помимо буфета)?
1) можно
2) нежелательно
3) нельзя
Как выразить свой восторг от концерта?
1) громким свистом и топаньем ног
2) криками «браво» и вставанием
Как проявить своё неодобрение в связи с содержанием спектакля или игрой актеров?
1) свистеть и топать ногами
2) немедленно встать и покинуть зал
3) молчать и не аплодировать
Можно ли отправиться в гардероб, если занавес не опустился?
1) можно
2) нельзя
3) допускается в крайних случаях, если вы спешите на поезд или на последний автобус
4) на ваше усмотрение
«О добром отношении к людям»
1. Выбери и подчеркни нужный ответ (или запиши свой вариант).
Графы. 1. Слова приветствия.
2. Прощальные слова.
3. Слова извинения.
4. Слова благодарности.
5. Слова просьбы.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Слова на карточках
Спасибо | Пожалуйста | Благодарю | Здравствуйте |
Добрый день | Извините | Будьте добры | До свидания |
Простите | Добрый вечер | Будьте любезны | Жаль |
Очень признателен | Доброе утро | До встречи | Если Вас не затруднит |
Не могли бы Вы мне помочь | Я рад Вас видеть | Мне очень жаль | Прощайте |
У тебя пять красивых открыток. Тебе нужно разделить их между тобой и твоей сестрой. Как ты поступишь:
— отдашь все открытки сестре;
— отдашь ей одну открытку;
— предложишь ей выбрать самой 1 — 2 открытки;
— выберешь себе открытки, а оставшиеся отдашь сестре;
— _________________________________________ .
2. Запиши ответы.
2.1.Ты нашел деньги, которые потерял товарищ. Что бы ты сделал?
____________________________________________________________ .
2.2. Дома ты рассказал про этот случай. Что сказали бы твои близкие:
мама ____________________________________ ;
папа _____________________________________ ;
бабушка __________________________________ ;
дедушка __________________________________ .
3. Выбери нужный ответ и подчеркни его.
Каким ты бываешь чаще всего:
• радостным;
• злым;
• спокойным;
• плачущим;
• смеющимся;
• недовольным;
(запиши другое слово, обозначающее твое состояние).
«О добром отношении к людям»
1. Выбери нужные ответы и подчеркни его.
Доброжелательность — это:
доброе отношение к окружающим, желание им помочь;
желание и стремление оказать помощь только близким родственникам или товарищу;
желание и стремление оказать помощь любому человеку;
умение ничего не делать;
нежелание быть добрым.
2. Закончи предложение:
Доброжелательный человека всегда __ .
Как можно назвать такого человека, который стремится делать добро, желает добра другим? _________________ .
3. Вспомни сказки, где действуют персонажи (герои), желающие добра другим.
Назови сказку.
Назови добрых героев.
Назови недобрых,
Объясни, почему одних можно назвать добрыми, а других недобрыми.
Покажем, как дети строят свою аргументацию на примере сказки «Золушка».
Фея — добрая. Она порадовала Золушку поездкой на бал.
Мачеха и ее две дочери недобрые. Они (допиши предложение)_______________
Сделай рисунки к сказкам.
4. Расскажи случай из своей жизни: кто и как сделал тебе добро; как ты помог другому.
5. Какие детские книги ты знаешь, где рассказывается о добрых поступках. Назови и запиши имена героев.
6. Вычеркни лишнее:
• желать добра
• сочувствовать
• сопереживать
• воровать
7. Вставь в клеточки пропущенные буквы: д_бр_желательный.
8. Придумай маленький рассказ, в котором Буратино грустит, потому что не знает, как помочь Мальвине, попавшей в беду (она упала и испачкала своё красивое платье, оцарапала ногу). Особое внимание следует обратить на добрые дела и слова Буратино: ласковое обращение с желанием утешить, реальная помощь и т.д.
9. Нарисуй свою любимую игрушку. Постарайся, чтобы она была веселой, доброй.
«Правила опрятности и аккуратности»
1. Закончи предложения:
Бережное отношение к вещам — это ...
Бережливым мы называем человека, который ...
2. Подчеркни нужный ответ или допиши его.
Ты стал на один час волшебником и оказался в школьной библиотеке.
Что ты сделаешь?
• Буду читать самую интересную книгу.
• «Вылечу» все «больные» книги.
• Поищу журнал с комиксами.
... (допиши дела, которые ты считаешь нужными сделать).
3. Придумай историю о том, как ты со своими одноклассниками пришёл в библиотеку, чтобы «полечить» книги. Как вы это делали? Каким образом книги благодарили вас?
4.1. Назови, что сделано человеком из окружающих тебя в школе вещей, предметов.
4.2. Перечисли профессии людей, которые эти вещи и предметы сделали.
5. Прочитай текст и ответь на вопрос.
Маше купили новый ранец. Её соседу по парте тоже подарили ранец. Детям очень понравились их новые сумки, они с удовольствием укладывали в них и доставали оттуда школьные вещи.
К концу второй четверти у Маши сумка была такая же красивая, как и в начале учебного года. Костя с завистью смотрел на неё. Его же сумка имела жалкий вид: в грязных пятнах, со сломанными и оторванными молниями.
Спрашивает Костя Машу: «Почему твоя сумка, как новая, а у меня нет?»
Отвечает Маша: «Для меня ранец — это сумка для школьных книг и вещей, а для тебя — это ещё и мяч, и санки, им ты пользуешься и во время драки».
Каким словом можно назвать отношение Маши к своему рюкзаку, а каким — Кости?
6. Сравни смысл слов: бережливость — жадность. Чем бережливость отличается от жадности?
7. Сочини сказку о жадности, придумай ей название, запиши её, закончив выводом (правилом).
8. Придумай небольшой рассказ, показав, к каким печальным последствиям может привести неаккуратность человека по отношению к вещам, книгам.
Если сможешь, сделай к нему иллюстрацию, т.е. рисунок.
9. Прочитай стихотворение и найди основное правило, в нём заключённое.
Сами вещи не растут.
Вещи сделать — нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку — береги;
Не ломай, не мни, не рви.
Тест на умение пользования мобильным телефоном?
Сейчас появился особый, «мобильный», сотовый этикет, который неукоснительно должны соблюдать дети. Тест покажет, насколько ты владеешь «сотовым» этикетом.
Ты отвечаешь на телефонный звонок во время учебы?
- да
- нет
Звуковой сигнал на твоем аппарате выставлен на невысокую громкость?
- да
- нет
Ты считаешь неуместным и вредным разговаривать по телефону, делая покупки?
- да
- нет
У тебя есть наушники к мобильному телефону?
- да
- нет
Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми?
- да
- нет
Говоришь ли ты звонящему, где находишься?
- да
- нет
В ожидании важного звонка ты заранее направляешься в место, спокойное для тебя?
- да
- нет
Ты считаешь неправильным «не слышать» предупреждения о необходимости отключить телефон в кинотеатре, самолете и т. д.?
- да
- нет
Когда ты разговариваешь по телефону, смотришь ли не только на ноги, но и по сторонам?
- да
- нет
Ты принципиально не начинаешь разговор, пока не покинешь лифт, тамбур электрички?
- да
- нет
- когда как
Ты считаешь, что на свидании мобильный телефон — совершенно лишняя вещь?
- да
- нет
- не знаю
Если ты не одна и рядом близко находятся незнакомые люди, ты извиняешься и выходишь в другую комнату для продолжения разговора или просишь звонящего перезвонить попозже?
- да
- нет
- когда как
Мобильный телефон для тебя: украшение, предмет бижутерии и элемент стиля одежды?
- да
- нет
После того как ты сказала, что не можешь сейчас говорить, ты обязательно выключаешь телефон?
- да
- нет
- когда как
Если твой мобильный собеседник не выключил аппарат, но услышав твой голос, прервал разговор, ты не будешь ему немедленно перезванивать?
- не буду
- буду
Диагностика нравственной воспитанности в конце 4 класса
Методика № 1. Диагностика нравственной самооценки
Инструкция. Педагог обращается к воспитанникам со следующими словами: «Сейчас я прочитаю вам 10 высказываний. Внимательно послушайте каждое из них. Подумайте, насколько вы с ним согласны (насколько оно про вас). Если вы полностью согласны с высказыванием, оцените ответ в 4 балла; если вы больше согласны, чем не согласны - оцените ответ в 3 балла; если вы немножко согласны - оцените ответ в 2 балла; если вы совсем не согласны - оцените ответ в 1 балл. Напротив номера вопроса поставьте тот балл, на который вы оценили прочитанное мной высказывание».
Вопросы:
1 | Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
2 | Мне важно помочь однокласснику, когда он попал в беду | 4 | 3 | 2 | |
3 | Я считаю, что можно быть несдержанным с некоторыми взрослыми | 4 | 3 | 2 | |
4 | Наверное, нет ничего страшного в том, чтобы нагрубить неприятному мне человеку | 4 | 3 | 2 | |
5 | Я считаю, что вежливость помогает мне хорошо себя чувствовать среди людей | 4 | 3 | 2 | |
6 | Я думаю, что можно выругаться на несправедливое замечание в мой адрес | 4 | 3 | 2 | |
7 | Если кого – то в классе дразнят, то я его тоже дразню | 4 | 3 | 2 | |
8 | Мне приятно доставлять людям радость | 4 | 3 | 2 | |
9 | Мне кажется, что нужно уметь прощать людям их отрицательные поступки | 4 | 3 | 2 | |
10 | Я думаю, что важно понимать других людей, даже если они не правы | 4 | 3 | 2 |
Обработка результатов:
Номера 3, 4, 6, 7 (отрицательные вопросы) обрабатываются следующим образом:
Ответу, оцененному в 4 балла, приписывается 1 единица, в 3 балла - 2 единицы, в 2 балла - 3 единицы, в 1 балл - 4 единицы.
В остальных ответах количество единиц устанавливается в соответствии с баллом. Например, 4 балла - это 4 единицы, 3 балла - 3 единицы и т. д.
Интерпретация результатов:
От 34 до 40 единиц - высокий уровень нравственной самооценки.
От 24 до 33 единиц - средний уровень нравственной самооценки.
От 16 до 23 единиц - нравственная самооценка находится на уровне ниже
среднего.
От 10 до 15 единиц - низкий уровень нравственной самооценки.
Методика № 2. Диагностика этики поведения
Инструкция. Педагог объявляет детям: «Я прочитаю вам пять незаконченных предложений. Вы должны подумать и каждое из этих предложений дописать сами. Переписывать первую часть предложений не надо».
Тексты:
1. Когда я вижу кого-то из ребят в нелепой ситуации, то я ...
2. Если кто-то надо мной смеется, то я ...
3. Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...
4. Когда меня постоянно перебивают, то я ...
5. Когда мне не хочется общаться с одноклассниками, я ...
Интерпретация:
Первый вопрос. Отрицательный результат проявляется, если в ответе присутствуют: равнодушие, агрессия, легкомысленное отношение. Положительный результат: помощь, сочувствие.
Второй вопрос. Отрицательный результат: агрессия, разные способы психологического подавления. Положительный результат: отсутствие реакции, уход от ситуации; высказывание своих чувств, мнения без грубости и агрессии.
Третий вопрос. Отрицательный результат: давление, агрессия, хитрость. Положительный результат: самоутверждающее поведение, построенное на равноправных отношениях, открытая позиция.
Четвертый вопрос. Отрицательный результат: отсутствие всякой реакции, агрессия, раздражение, угроза, давление. Положительный результат: высказывание своего пожелания, мнения, чувств, отношения без агрессии и
грубости.
Пятый вопрос. Отрицательный результат: грубость, агрессия, нетактичность. Положительный результат: тактичное, мягкое, понятное высказывание своего пожелания.
Методика № 3. Диагностика отношения к жизненным ценностям
Инструкция. Представьте, что у вас есть волшебная палочка и список 10 желаний, выбрать из которых можно только 5. Список педагог заранее выписывает на доске.
№ п/п | Список желаний | № ответов |
1. | Быть человеком, которого любят. | |
2. | Иметь много денег. | |
3. | Иметь самый современный компьютер. | |
4. | Иметь верного друга. | |
5. | Мне важно здоровье родителей. | |
6. | Иметь возможность многими командовать. | |
7. | Иметь много слуг и ими распоряжаться. | |
8. | Иметь доброе сердце. | |
9. | Уметь сочувствовать и помогать другим людям. | |
10. | Иметь то, чего у других никогда не будет. |
Интерпретация:
Номера отрицательных ответов: 2, 3, 6, 7, 10.
Пять положительных ответов – высокий уровень.
4, 3 – средний уровень.
2 – ниже среднего уровня.
1, 0 – низкий уровень.
Методика № 4. Диагностика нравственной мотивации
Инструкция. Я прочитаю вам 4-е вопроса. Вам нужно выбрать из данных на них ответов один.
Вопросы:
1. Если кто-то плачет, то я:
а) пытаюсь ему помочь;
б) думаю о том, что могло произойти;
в) не обращаю внимания.
2. Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит мальчик лет 6 - 7, и говорит, что у него нет такой игры:
а) я скажу ему, чтобы он не приставал;
б) отвечу, что не могу ему помочь;
в) скажу, чтобы он попросил родителей купить ему такую игру;
г) пообещаю, что он может прийти с другом и поиграть.
3. Если кто-то в компании расстроился из-за того, что проиграл
в игру:
а) я не обращу внимания;
б) скажу, что он размазня;
в) объясню, что нет ничего страшного;
г) скажу, что надо лучше научиться этой игре.
4. Ваш одноклассник на вас обиделся, вы:
а) подумаете о его чувствах и о том, что можете сделать в этой
ситуации;
б) обидитесь в ответ;
в) докажете ему, что он не прав.
Обработка результатов:
Ключ положительных ответов: 1-а, 2-г, 3-в, 4-а.
Далее педагог подсчитывает сумму положительных ответов, данных воспитанником.
4 балла - высокий уровень;
2, 3 балла - средний уровень;
0, 1 балл - низкий уровень.
Правила этикета в разных странах
Англия.
Соблюдение формальностей - это стиль жизни англичан. Британцы в первую очередь обращают внимание на детали. Никогда не обращайтесь к человеку по имени, если не получили на это специального разрешения от него. Разбираться в титулах и званиях весьма важно, но никогда не употребляйте в разговоре титула по отношению к себе. Также важную роль играет процедура знакомства, серьезное значение имеет то, кого представят первым.
Шотландцев и ирландцев называйте британцами, но ни в коем случае - англичанами.
Очень серьезно в Англии относятся к правилам поведения за обеденным столом.
Никогда не кладите руки на стол, держите их на коленях или на весу.
Не перекладывайте приборы из одной руки в другую. Нож всегда в правой, а вилка в левой руке; их концы обращены к тарелке.
Не обращайтесь за столом к незнакомым людям, если вас заранее не представили им.
Если вы закончили еду, положите нож и вилку параллельно, если вы просто делаете перерыв в еде, положите нож с вилкой крест-накрест.
Перед тем как налить чай, положите на чашку ситечко, налейте чай, а затем положите ситечко в специальную мисочку. Туда же стряхиваются чаинки.
Чай пьют черным или с молоком и с одним или двумя кусочками • сахара.
Франция.
Французам присущ крайний национализм. Они болезненно реагируют на использование в речи английских или немецких слов. Французы гордятся своими национальными традициями. Одним из главных достоинств является французская кухня. Если, находясь во Франции, вы начнете расхваливать какое-либо блюдо или напиток, это будет приветствоваться. Оставлять еду на тарелке не принято, а если вы захотите подсолить или поперчить блюдо по своему вкусу, это расценят как неуважение к хозяевам.
Французы приветливы, разговорчивы, расчетливы, бережливы. Они легко закипают, обижаются, не прощают пренебрежительного отношения, даже в мелочах. Часто любят поспорить, очень эмоциональны, их темперамент отражается не только в разговоре, но и в мимике и жестах. Любят осуждать других, но критику в свой адрес воспринимают крайне болезненно. Также огромное значение придается всем формам вежливости.
Германия.
Немцы, равно как и французы, расчетливы и бережливы, более надежны и пунктуальны, но уступают французам в чувстве юмора и сердечности. Они трудолюбивы и рационалистичны, их отличает любовь к организованности и порядку, педантичны и скептичны, отличаются серьезностью, немногословием и сдержанностью. Им присущи свободный образ мыслей и огромное гражданское мужество. Как французы, они гордятся своей страной, ее национальными традициями, уважают ее историю.
Немцы имеют привычку расписывать всю свою жизнь по дням и часам. Пунктуальность и строгая регламентация проявляются во всех сферах их жизни.
Япония.
В Японии особое внимание уделяется воспитанности и церемониям, которые подчинены строгому протоколу.
Перед тем как войти в дом, нужно снять обувь. Вместо рукопожатия японцы низко кланяются. Здесь не принято сидеть, положив ногу на ногу: это является показателем, что вас не интересуют мысли и высказывания собеседника.
При знакомстве с японцами надо называть полное имя и фамилию. Слово «господин» здесь заменяется приставкой «сан» в конце слова.
Японцы очень пунктуальны и не любят опозданий. Назначив вам встречу, японец явится на нее за две минуты до указанного времени, в случае вашего опоздания о данном факте следует предупредить.
США.
Самая большая ценность - это индивидуальная свобода. Американцы просто помешаны на неприкосновенности личности.
Также ценятся трудолюбие, бережливость, предприимчивость, трезвость мышления, самосовершенствование и прагматизм. Для американцев характерно пренебрежение к мелочам, утилитаризм.
Арабские страны.
В арабских странах предпочитают кофе без сахара, очень крепкий, с большим количеством кардамона. Если вы выпьете чашку и отдадите ее хозяину, вам нальют еще. Когда вы хотите отказаться, то переверните чашку верх дном.
Австралия.
Австралийцы - спортивная нация, если вы начнете разговор о спорте, вас непременно поддержат. Еще одна излюбленная тема разговора - это отдых. Они очень ценят мелкие подарки и сувениры.
Ирландия.
Ирландцы отличаются необязательностью. Они могут опоздать на встречу, не стоит выражать свое недовольство этим. Если вы поймали такси, то непременно должны сесть на переднее сиденье, в противном случае вы оскорбите водителя. В Ирландии все такси принадлежат частным владельцам.
Финляндия.
Финнам свойственна надежность, честность, пунктуальность и педантичность. Они просто обожают праздники, особенно Новый год и Рождество. Если вы хотите преподнести подарок своему финскому другу, то он не должен быть обязывающим, простой и недорогой.
Голландия
В Голландии поворот указательного пальца у виска означает, что кто-то сказал остроумную фразу.
Говоря о себе, европеец укажет на грудь, а японец — на нос.
В России поднятые брови означают удивление, в Германии - восхищение, в Англии - выражение скептицизма.
Если британец или испанец шлепнет себя по лбу, он покажет окружающим, что доволен собой, немец - выразит крайнее недовольство по отношению к кому-либо.
В разных странах определена и своя оптимальная зона. Американцы ведут общение на расстоянии 60 сантиметров, латиноамериканцы - 30 сантиметров, немцы и англичане предпочитают общение на расстоянии 1,5 метра.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Внеурочная деятельность , Рабочая программа по внеурочной деятельности "Растим патриотов" для 1-4 классов.
Внеурочная деятельноть....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности «Конструируем и моделируем» 1 – 4 классы
Внеурочная деятельность....
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 1-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Сильные, смелые, ловкие"...
Внеурочная деятельность. Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"
Рабочая программа по внеурочной деятельности для учащихся 2-х классов спортивно- оздоровительный кружок "Крепыш"...