Формирование коммуникативных УУД
статья по окружающему миру (3 класс) на тему

Данная статья расскрывает формы, методы и приемы для формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_kommunikativnyh_uud.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование

коммуникативных  универсальных учебных действий

младших школьников

посредством образовательного модуля «Мы – дети Югры»

          Одной из приоритетных сторон Федеральных государственных образовательных стандартов нового образца считается развитие коммуникативных компетенций школьников.

      Благоприятный контекст для формирования коммуникативных действий представляет разработанный мною образовательный модуль «Мы – дети Югры», являющийся составной частью  учебного курса «Окружающий мир» (1-4 классы). Задания, используемые в модуле, имеют коммуникативную природу и построены на анализе текстовой информации. Базой для организации работы с текстом стала методика Е.В. Чудиновой «Работа с текстом», принципы и приемы технологии развития критического мышления.

ФГОС нового поколения предусматривает формирование коммуникативных учебных действий по трем группам:

  • коммуникация как взаимодействие;
  • коммуникация как кооперация;
  • коммуникация как условие для интериоризации.

Первая группа - коммуникация как взаимодействие, где коммуникативные действия направлены на учет позиции собеседника либо партнера по деятельности (интеллектуальный аспект коммуникации).

В этой связи на уроках мы с детьми активно используем работу в учебных парах, где главным образом, в общении со сверстниками и прежде всего под влиянием столкновения их различных точек зрения в игре и других совместных видах деятельности, в процессе споров и поиска общих договоренностей происходит формирование  навыков коммуникации.

Рассмотрим пример.

Во время знакомства с промыслами коренных народов Югры  организована работа в парах.  Каждому ученику предложен свой отрывок из книги В.М. Кулемзина «Знакомьтесь: ханты» и план для индивидуальной работы.

План:

  1. Прочитайте текст.
  2. Ответьте на вопросы:
  • Чем богат Югорский край?
  • Какое основное занятие населения описано в тексте?
  • Какие орудия труда необходимы для данного промысла?
  1. Подготовьте рассказ о промыслах.

Затем обсуждение прочитанного каждым ребенком проводится в парах в форме игры: «Хочу поделиться». Ученики рассказывают друг другу, о чем они прочитали, пользуясь планом рассказа. Напарник внимательно слушает, задает вопросы на понимание:

- «Верно ли я тебя понял…»;

- «Если  правильно понимаю, то …»;

- «Так ли это: … ?»

Результатом работы в парах служит составленная таблица:

Ученик

Сразу ли было понятно слушателю из сообщения рассказчика, о чем он говорит?                                    

Все ли вопросы слушателя были поняты рассказчиком? Переспрашивал ли он?

На все ли вопросы слушателя рассказчик дал ответы? Сколько вопросов осталось без ответа?

Вопросы слушателя мешали рассказчику или помогали сделать сообщение?

Проиллюстрируем на другом примере.

Тема урока: «Игрушки детей народов Севера». В процессе беседы дети знакомятся с игрушками народов Севера.  

Учащиеся принимают участие в беседе по прочитанной сказке «Клюквинка и Травяная Косичка». На занятии учащиеся изготавливают куклу Акань.

В кукольном театре класса инсценируют сказку Еремея Айпина «Клюквинка и Травяная Косичка».

В процессе данной деятельности дети становятся способными понимать возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета. Таким образом, дети начинают лучше понимать мысли, чувства, стремления и желания окружающих, и их внутренний мир в целом.

Второй группой действий, где коммуникативные универсальные учебные действия направлены на кооперацию, сотрудничество – является коммуникация как кооперация.

Содержательным ядром этой группы действий является согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. Необходимой предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности.

Концепция учебного сотрудничества предполагает, что большая часть обучения строится как групповое.

Продемонстрируем алгоритм работы по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на первом уроке.

После просмотра документального фильма «Наш край – Югра» проводится дискуссия по содержанию фильма в форме игры: «Кто что понял».

Усевшись в круг, один  ученик группы рассказывает, что он понял из фильма, что его особенно заинтересовало, что осталось непонятным. Затем выступает другой участник группы. Он высказывает свои соображения по поводу предыдущего выступления. Он может попытаться ответить на вопросы, заданные предыдущим рассказчиком, согласиться или не согласиться с его оценками, выразить свой интерес, понимание и непонимание. И так далее.

Продуктом работы является список вопросов, на которые участники не смогли ответить самостоятельно. Они фиксируются на большом плакате, который помещается в тематическом уголке «Родной край». Дети имеют возможность обратиться к содержанию вопросов на протяжении изучения всей темы и выбрать для написания исследовательской работы.

Одним из ярких примеров по формированию коммуникативных универсальных учебных действий является организация работы учащихся по теме: «Кухня народов Югры».

За одну минуту участники групп отвечают на вопросы блиц-турнира по теме: «Любимые блюда народов Крайнего Севера».

Делают обобщение о традиционной кухне коренных народов Югры.

Из предложенных «продуктов» (карточки с изображением ягод, грибов, рыбы, мяса и пр.) группы составляют меню обеда в семье коренных народов Севера. Оформляют работу в виде страниц книги «Лукошко рецептов».

Представляют работу в конкурсе «Кулинарный поединок», где активное участие принимают семейные команды (Дети – родители).

Таким образом, внедряемый модуль создает условия для успешного формирования навыков эффективного сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Третьей группой действий является коммуникация как условие для интериоризации, где коммуникативно-речевые действия служат средством передачи информации другим людям и становления рефлексии.

Продемонстрируем на примере.

Тема: «Югра – наш общий дом».

После прочтения  сказки «Кукушка», учащимся предлагается обсудить содержание - образы героев, их поступки, поведение - в форме «Свободный микрофон». Желающие выразить свое отношение к сказке, берут «микрофон» и выступают. Далее передают микрофон следующему. Учитель задает вопрос: «Можно ли выработать общее мнение?».  Выводы обобщаются в «Кодексе вежливости» на классном уголке.

Следующий пример показывает, что речевые действия создают возможность для процесса усвоения соответствующих действий, развитие у учащихся рефлексии предметного содержания и условий деятельности, т. е. - интериоризации.

Урок по теме: «Художественные промыслы коренных народов Севера» проходит в форме конференции. На конференцию приглашаются родители, учителя-предметники.

Учащиеся разделяются на 5 рабочих групп:

1 группа – «Гончары»;

2 группа – «Косторезы»;

3 группа – «Ткачи»;

4 группа – «Швеи»;

5 группа – «Кожевники».

Для подготовки к конференции используют дополнительные источники информации, сеть Интернет, готовят презентацию, оформляют выставку.  

По ходу сообщений составляют кластер: «Художественные промыслы коренных народов Севера».

Проведение, таким образом, итоговой конференции способствует развитию грамотной культурной речи, развивает возможности позиционирования младших школьников, усвоение социальной роли благоприятно влияет на процессы социализации учащихся.

Таким образом, задания, предлагаемые учащимся в процессе изучения модуля «Мы – дети Югры», дают возможность для развития коммуникативных универсальных учебных действий. Организация работы в парах постоянного и сменного состава, в микрогруппах придает этим заданиям психологически полноценный характер деятельности, повышает мотивацию к учебе, формирует взаимоуважение в коллективе, что является основополагающим в реализации Стандартов нового поколения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетентности учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности....

Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

Мастер-класс с элементами здоровьесберегающей технологии.Формирование коммуникативных умений посредством художественного творчества при организации работы с текстом

Мастер- класс построен на приемах и методах здоровьесберегающей технологии арттерапии. Это одно из направлений современной практической психологии. Общие принципы организации таких занятий:-отсу...

Методическая разработка "Формирование коммуникативных умений и коммуникативного поведения у детей с ОНР"

Методическая  разработка расчитана для педагогов коррекционных школ. В даном материале отражены и представлены практические задания для детей с ОНР, которые помогут сформировать коммуникативные у...

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование устной и письменной речи как основа формирования коммуникативных компетенций.

Выступление по теме: "Формирование устной и письменной  речи, как основа формирования коммуникативных компетенций"....

Формирование основ читательской культуры на уроках внеклассного чтения как одно из направлений формирования коммуникативных УУД

Данный материал полезен для учителей начальной школы при проведении семинаров. Формируя основы читательской культуры на уроках внеклассного чтения, а также, осознавая значимость внеклассного чтения дл...