Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" ("Школа России", 2 класс)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами начального общего образования, на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 436.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 7»
ПРИНЯТО на заседании педагогического совета МБОУ СОШ № 7 протокол № __ от _________20___г. | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 7 ___________ / И.Г. Кайдан_ приказ № ___от_________20 ___ г . |
Рабочая программа
Окружающий мир |
наименование учебного предмета, курса
2 Б класс |
(класс(ы))
Срок реализации программы | 2014 – 2015 учебный год |
ФИО учителя | Боголепова Ирина Александровна |
Должность | учитель начальных классов |
Квалификационная категория | высшая |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерными программами начального общего образования, на основе авторской программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» М.: Просвещение, 2011, Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 7 и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2012.
- Плешаков А.А., Соловьева А.Е. Окружающий мир. Методические рекомендации. 2 класс. М.: Просвещение, 2014.
- Плешаков А.А., Гара Н.Н., Назарова З.Д. Окружающий мир. Тесты. 2 класс: М.: Просвещение, 2013.
- Электронное приложение к учебнику А.А. Плешакова «Окружающий мир. 2 класс»
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Цели курса «Окружающий мир»:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию родной страны и всего человечества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- формирование компетенций для обеспечения экологически и этически обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея целостности мира;
- идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение окружающего мира по примерному Учебному плану и Учебному плану МБОУ СОШ № 7 во 2 классе отводится 68 ч.
Из них на проведение:
- «Проверим себя и оценим свои достижения» – 6
- Экскурсий – 3
- Проектов – 6
ЦЕЛЕВАЯ ОРИЕНТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В классе 24 человека.
В классе 1 больной ребёнок (инвалид); 4 детей имеют диагноз ЗПР, у 5 детей недоразвитие речи различной степени, один – левша.
Данный курс даёт возможность учителю развивать коммуникативные, регулятивные и познавательные способности детей.
Для усвоения программы всеми учениками планируется больше индивидуальных заданий (упражнений), упражнения для развития речи. На уроках будут использоваться задания (упражнения) для развития и коррекции:
- Отдельных сторон психической деятельности: коррекция – развитие восприятия, представлений, ощущений; коррекция – развитие памяти; коррекция – развитие внимания; формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина); развитие пространственных представлений и ориентации; развитие представлений о времени.
- Различных видов мышления: развитие наглядно-образного мышления; развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
- Основных мыслительных операций: развитие умения сравнивать, анализировать; развитие умения выделять сходство и различие понятий; умение работать по словесной и письменной инструкциям, алгоритму; умение планировать деятельность.
- Нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы: развитие инициативности, стремления доводить начатое дело до конца; формирование умения преодолевать трудности; воспитание самостоятельности принятия решения; формирование адекватности чувств; формирование устойчивой и адекватной самооценки; формирование умения анализировать свою деятельность; воспитание правильного отношения к критике.
- Речи: развитие фонематического восприятия; коррекция нарушений устной и письменной речи; коррекция монологической речи; коррекция диалогической речи; развитие лексико-грамматических средств языка.
- Представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
- Индивидуальных пробелов в знаниях.
Программа предполагает организацию проектной деятельности, которая способствует включению учащихся в активный познавательный процесс. Проектная деятельность позволяет закрепить, расширить, углубить полученные на уроках знания, создаёт условия для творческого развития детей, формирования позитивной самооценки, навыков совместной деятельности со взрослыми и сверстниками, умений сотрудничать друг с другом, совместно планировать свои действия, вести поиск и систематизировать нужную информацию.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка;
- представления о связях между изучаемыми объектами и явлениями действительности (в природе и обществе);
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в форме национального языка, национальной одежды, традиционных занятий и праздничных обычаев;
- овладение первоначальными навыками адаптации в изменяющемся мире на основе представлений о сезонных изменениях в природе и жизни людей;
- понимание и принятие норм и правил школьной жизни, внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к предмету «Окружающий мир»;
- познавательные мотивы учебной деятельности, понимание того, как знания и умения, приобретаемые на уроках окружающего мира, могут быть полезны в жизни;
- представление о личной ответственности за свои поступки на основе понимания их последствий и через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, архитектурных сооружений и других достопримечательностей Москвы, Санкт-Петербурга, других городов России и разных стран;
- этические чувства и нормы на основе представлений о взаимоотношениях людей в семье, семейных традициях, своей родословной, осознания ценностей дружбы, согласия, взаимопомощи, а также через освоение норм экологической этики;
- способность к сотрудничеству со взрослыми и сверстниками на основе взаимодействия при выполнении совместных заданий, в том числе учебных проектов;
- установка на безопасный, здоровый образ на основе представлений о строении и работе организма человека, режиме дня, правилах личной гигиены, правилах безопасного поведения в быту, на улице, в природном окружении, при контактах с незнакомыми людьми;
- бережное отношение к материальным и духовным ценностям через выявление связей между отраслями экономики, построение элементарных производственных цепочек, осмысление вклада труда людей разных профессий в создание материальных и духовных ценностей.
Метапредметные результаты
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам / неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами – аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России – флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа – определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Человек и природа
Природа - это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звёзды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звёзд. Солнце - ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля - планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна - естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (облачность, осадки, ветер).
Водоёмы (река, море, озеро); их использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие (по форме, размерам, цвету) и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений (корень стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).
Знакомство с отдельными представителями растений (комнатные растения, растения цветника, деревья). Бережное отношение человека к растениям.
Грибы (съедобные и ядовитые).
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Правила поведения в природе.
Человек и общество
Человек - член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина - Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - основной закон РФ. Права ребёнка.
Президент РФ - глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва - столица России.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край - частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
Объем учебного времени – 68 ч.
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Где мы живем | 4 |
2 | Природа | 20 |
3 | Жизнь города и села | 10 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 |
5 | Общение | 7 |
6 | Путешествия | 18 |
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И УЧЕТА ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Текущий контроль осуществляется в следующих формах:
- проведение контрольных работ с выставлением обучающимся индивидуальных текущих отметок успеваемости по результатам выполнения данных работ;
- выведение четвертных отметок успеваемости обучающихся путем обобщения текущих отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующей учебной четверти (учебного полугодия), как среднего арифметического.
Ход и результаты выполнения отдельной контрольной работы, соответствующие предмету текущего контроля, оцениваются на основе следующей шкалы текущих отметок успеваемости:
- 5 баллов - «отлично»;
- 4 балла - «хорошо»;
- 3 балла - «удовлетворительно»;
- 2 балла - «неудовлетворительно»
Промежуточная аттестация обучающихся II класса осуществляется путем выведения годовых отметок успеваемости на основе четвертных отметок успеваемости, выставленных обучающимся в течение соответствующего учебного года.
№ п/п | Формы контроля | Критерии оценивания |
Устный ответ | «5» - если обучающийся:
«4» - если обучающийся:
«3» - если обучающийся:
«2» - если обучающийся:
допускает в ответе более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя | |
Тест | «5» - без ошибок. «4» - не менее 70% правильных ответов. «3» - не менее 45% правильных ответов. «2» - менее 45% правильных ответов. | |
Практическая работа | «5»- определяется, если обучающийся:
«4» определяется, если обучающийся:
«3», если обучающийся выполнил не менее половины работы, допустив при этом:
«2», если обучающийся:
|
Ошибки и недочёты, влияющие на снижение оценки за устный ответ:
Ошибки:
- неправильное определение понятий, замена существенной характеристики понятия несущественной;
- нарушение последовательности в описании объектов (явлений), если она является существенной;
- неправильное раскрытие причины, закономерности, условия протекания того или иного явления, процесса;
- неумение сравнивать объекты, производить их классификацию на группы по существенным признакам;
- незнание фактического материала, неумение самостоятельно привести примеры, подтверждающие высказанное суждение;
- неумение ориентироваться по карте, правильно показывать изучаемые объекты.
Недочёты:
- преобладание при описании объекта несущественных признаков;
- неточности в определении назначения прибора, его использование;
- неточности при нахождении объектов на карте.
Фонды оценочных средств
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
№ | Тема и форма проверки | Место расположения материала |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» (тест) | Часть 1 С. 18 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» (тест) | Часть 1 С. 98 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» (тест) | Часть 1 С.134 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» (тест) | Часть 2 С. 36 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» (тест) | Часть 2 С.64 | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествие» (тест) | Часть 2 С. 134 |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Тип и вид урока, форма контроля | Характеристика учебной деятельности | Домашнее задание | Неделя месяца |
1 | Где мы живем (4 ч) | ||||
Родная страна | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб и флаг России от гербов и флагов других стран; исполнять гимн Российской Федерации; анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны; приводить примеры народов России; различать национальные языки и государственный язык России; обсуждать, почему народы России называют братскими; работать со взрослыми: извлекать из различных источников (энциклопедии, краеведческая литература, интервью с родителями, работниками музеев) сведения о гербе своего региона и города, национальном составе населения региона, гербах других государств, представленных в рабочей тетради и сборнике тестов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 4 – 7, рабочая тетрадь с. 6,7 № 1,3; 5 (по желанию) | Сентябрь 1 неделя | |
Город и село Проект: «Родной город» | Тип: изучение нового материала Вид: урок – проект Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать с помощью фотографий и по личным наблюдениям город и село; работать в паре: находить изображения города и села, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; рассказывать о своём городе (селе) по плану; работать в паре: сравнивать городской и сельский дома; описывать интерьер городской квартиры и сельского дома; оценивать преимущества и недостатки городских и сельских жилищ; рассказывать о своём доме по плану; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; подбирать фотографии (открытки, слайды) или фотографировать достопримечательности своей малой родины; собирать информацию о выдающихся земляках по краеведческой литературе или с помощью интервьюирования; оформлять стенд, мультимедийную презентацию; проводить презентацию с демонстрацией фотографий, слайдов; ухаживать за памятниками; помогать взрослым в благоустройстве; проводить экскурсию в краеведческий (городской, сельский, школьный) музей; оценить свои достижения в реализации проекта | С. 8 – 11, рабочая тетрадь с. 9, № 1,2. Проект с.12 – 13 | Сентябрь 1 неделя | |
Природа и рукотворный мир | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре: классифицировать объекты окружающего мира, обозначать их цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов природы и предметов рукотворного мира, заполнять таблицу в рабочей тетради; работать в группе: обсуждать и оценивать отношение людей к окружающему миру, отбирать из списка необходимые слова для характеристики отношения к миру, рассказывать о своём отношении к окружающему; обсуждать название книги «Великан на поляне» и предисловие к ней; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 14 – 17, рабочая тетрадь с. 15, № 4 | Сентябрь 2 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живем» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Понимать учебную задачу урока и, стремиться её выполнить; определять свой «адрес в мире»; работать в паре: сравнивать звезды и планеты; анализировать схему в учебнике, находить на ней нашу планету, называть известные детям страны мира; сопоставлять образы родной страны с образами других уголков планеты, узнавать природные и рукотворные картины Отечества; называть свой домашний адрес; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. Выполнять тестовые задания учебника; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Сочинить рассказ от имени своего дома | Сентябрь 2 неделя | |
2 | Природа (20 ч) | ||||
Неживая и живая природа | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебные задачи раздела и данного урока и стремиться их выполнить; классифицировать объекты природы по существенным признакам; различать объекты неживой и живой природы; обозначать объекты природы цветными фишками; осуществлять контроль и коррекцию; приводить примеры объектов живой и неживой природы; заполнять таблицу в рабочих тетрадях; работать в паре: анализировать существенные признаки живых существ, обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; устанавливать связи между живой и неживой природой; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 24 – 27, рабочая тетрадь с. 17, 18, № 2, 5 | Сентябрь 3 неделя | |
Явления природы | Тип: изучение нового материала Вид: урок – практическая работа Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: различать объекты и явления природы, рассказывать об изменениях, происходящих с природными объектами, как о природных явлениях; приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; анализировать иллюстрации учебника, определять сезон по характерным природным явлениям; рассказывать (по своим наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; практическая работа: знакомиться с устройством термометра. Проводить опыты с термометром, измерять температуру воздуха, волы, тела человека и фиксировать результаты измерений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 28 – 31, рабочая тетрадь с. 20 – 24, № 2, 4, 7 | Сентябрь 3 неделя | |
Что такое погода | Тип: изучение нового материала Вид: урок – наблюдение Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; приводить примеры погодных явлений (дождь, гроза, метель и др.); работать в паре: составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по этому плану; сопоставлять научные и народные предсказания погоды; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке; работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, фиксировать результаты в «Научном дневнике»; использовать для фиксации наблюдений метеорологические знаки; составить сборник народных примет своего народа (своего региона) о погоде, используя дополнительную литературу и интервьюируя взрослых членов семьи | С. 32 – 35, рабочая тетрадь с. 24, № 3; найти и записать 2-3 приметы на погоду (по желанию) | Сентябрь 4 неделя | |
В гости к осени (экскурсия) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – экскурсия Форма контроля: проведение научных наблюдений | Понимать учебные задачи экскурсии и стремиться их выполнить; наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; определять природные объекты с помощью атласа-определителя «От земли до неба» (например, какому растению принадлежат опавшие листья, какие цветы цветут осенью, каких птиц ещё можно наблюдать в природе); оценивать результаты своих достижений на экскурсии | Рабочая тетрадь с. 27, № 1. Нарисовать рисунок по наблюдениям | Сентябрь 4 неделя | |
В гости к осени (урок) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе, выступать с сообщениями по изученному материалу; рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе; дополнять сведения учебника и экскурсии своими наблюдениями над осенним трудом человека: работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота осени»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 36 – 39, рабочая тетрадь с. 28, № 3 | Сентябрь 5 неделя | |
Звездное небо | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; находить на рисунке знакомые созвездия; сопоставлять иллюстрацию учебника с описанием созвездий; моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; знакомиться по учебнику с зодиакальными созвездиями, осуществлять самопроверку; работать со взрослыми: наблюдать звёздное небо, находить на нём изученные созвездия; пользоваться для поиска созвездий на небе атласом-определителем; находить информацию о зодиакальных созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 40 – 43, рабочая тетрадь с. 31, № 2, 3 | Октябрь 1 неделя | |
Заглянем в кладовые Земли | Тип: изучение нового материала Вид: урок – практическая работа Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; различать горные породы и минералы; работать в паре: с помощью атласа-определителя приводить примеры горных пород и минералов, готовить краткие сообщения о них; читать и обсуждать отрывок из книги А.Е. Ферсмана («Моя коллекция»); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 44 – 47, рабочая тетрадь с. 33, № 2. Сообщение о горной породе или минерале (по желанию) | Октябрь 2 неделя | |
Про воздух и про воду | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стараться её выполнить; рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; работать со взрослыми: находить информацию об охране воздуха и воды | С. 48 – 51, рабочая тетрадь с. 35, № 2. Подобрать фото или выполнить рисунок неба | Октябрь 2 неделя | |
Про воздух и про воду | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | С. 52 – 55. Сочинить рассказ о красоте воды, рисунок или фото | Октябрь 3 неделя | ||
Какие бывают растения | Тип: изучение нового материала Вид: урок – «удивительное рядом» Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; устанавливать по схеме различия между группами растений; работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; определять растения с помощью атласа-определителя; оценивать эстетическое воздействие растений на человека; работать со взрослыми: наблюдать и готовить рассказ (фоторассказ) о красоте растений; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 56 – 59, рабочая тетрадь с. 39, 40, № 3, 4 | Октябрь 3 неделя | |
Какие бывают животные | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщениями; сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 60 – 63, рабочая тетрадь с. 42,43, № 2,3,4 | Октябрь 4 неделя | |
Невидимые нити | Тип: изучение нового материала Вид: урок – «удивительное рядом» Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить. Устанавливать взаимосвязи в природе: между неживой и живой природой, растениями и животными, различными животными; работать в паре: моделировать изучаемые взаимосвязи; выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; читать и обсуждать стихотворение Б. Заходера «Про всех на свете», делать вывод о необходимости бережного отношения к природе и сохранения природных связей; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 64 – 67, рабочая тетрадь с. 47, № 3, 4 | Октябрь 4 неделя | |
Дикорастущие и культурные растения | Тип: изучение нового материала Вид: урок – наблюдение Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: приводить примеры дикорастущих и культурных растений; классифицировать культурные растения по определённым признакам; находить новую информацию в текстах о растениях, обсуждать материалы книги «Великан на поляне»; сочинять и рассказывать сказочную историю о дикорастущем или культурном растении (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 68 – 71, рабочая тетрадь с. 49, 50, № 3,4 | Октябрь 5 неделя | |
Дикие и домашние животные | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать и различать диких и домашних животных, обозначать соответствующие рисунки цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека, рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними; находить в тексте нужную информацию, обсуждать материалы книги «Зелёные страницы»; сочинять и рассказывать сказочную историю о диком или домашнем животном (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 72 – 75, рабочая тетрадь с. 51, № 3. Сообщение об удивительном животном (по желанию) | Октябрь 5 неделя | |
Комнатные растения | Тип: изучение нового материала Вид: урок – практическая работа Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; работать в паре: определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса, находить в атласе-определителе информацию о них; оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека; практическая работа в группе: осваивать приёмы ухода за комнатными растениями в соответствии с инструкцией; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 76 – 79, рабочая тетрадь с. 53, № 1 | Ноябрь 3 неделя | |
Животные живого уголка | Тип: изучение нового материала Вид: урок – экскурсия Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; работать в паре: определять животных живого уголка с помощью атласа-определителя и учебника; использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщения; рассказывать о своем отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; практическая работа в группе: осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями; характеризовать предметы ухода за животными в зависимости от их назначения; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 80 – 83. Рисунок своего питомца, сообщение о нем (по желанию) | Ноябрь 3 неделя | |
Про кошек и собак | Тип: изучение нового материала Вид: урок – фантазия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять породы кошек и собак, пользуясь иллюстрациями учебника, атласом-определителем; приводить примеры пород собак с помощью атласа-определителя; обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприятной психологической атмосферы в доме, объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу; работать в группе: использовать тексты учебника как образец для выполнения заданий (составлять словесный портрет своего питомца, извлекать из дополнительной литературы нужную информацию, составлять общий план рассказа о домашнем питомце); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 84 – 87, рабочая тетрадь с. 58, № 1 | Ноябрь 4 неделя | |
Красная книга | Тип: изучение нового материала Вид: урок – устный журнал Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работать в паре: выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; предлагать и обсуждать меры по их охране; работать в группе: читать тексты учебника и использовать полученную информацию для подготовки собственного рассказа о Красной книге; составлять общий план рассказа о редком растении и животном; рассказывать о редких растениях и животных по составленному плану; работать со взрослыми: узнать, какие растения и животные родного края внесены в Красную книгу; подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 88 – 91. Сообщение о любом растении или животном из Красной книги | Ноябрь 4 неделя | |
Будь природе другом. Проект: «Красная книга, или Возьмем под защиту» | Тип: изучение нового материала Вид: урок – проект Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: по схеме в учебнике анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками, договариваться о соблюдении этих правил; предлагать аналогичные правила, рисовать условные знаки к ним; читать и обсуждать рассказ Ю. Аракчеева «Сидел в траве кузнечик»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; извлекать информацию из различных источников; готовить рисунки и фотографии (слайды мультимедийной презентации); составлять собственную Красную книгу; презентовать Красную книгу с использованием подготовленных наглядных | С. 92 – 95, рабочая тетрадь с. 62, № 2. Проект с. 96 – 97 | Ноябрь 5 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; оценивать бережное или потребительское отношение к природе; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Рисунок «Мир глазами кузнечика» | Ноябрь 5 неделя | |
3 | Жизнь города и села (10 ч) | ||||
Что такое экономика | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану; работать в паре: анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города (села) и готовить сообщения; читать предложенный текст, находить в нём ответы на поставленные вопросы, формулировать собственные вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; определять по фотографии деньги разных стран; работать со взрослыми: находить в дополнительной литературе информацию о деньгах разных стран, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 104 – 107, рабочая тетрадь с. 68, 69, № 4, 5 | Декабрь 1 неделя | |
Из чего что сделано | Тип: изучение нового материала Вид: урок – исследование Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; классифицировать предметы по характеру материала, обозначать соответствующие иллюстрации цветными фишками, осуществлять контроль и коррекцию; работать в группе: по рисункам учебника прослеживать производственные цепочки, моделировать их, составлять рассказ, приводить другие примеры использования природных материалов для производства изделий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 108 – 111, рабочая тетрадь с. 71, № 2 | Декабрь 1 неделя | |
Как построить дом | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать (по своим наблюдениям) о строительстве городского и сельского домов; работать в паре: сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; узнавать на иллюстрациях учебника строительные машины и строительные материалы, объяснять их назначение, проводить самопроверку, рассказывать о строительных объектах в своём городе (селе); читать текст учебника, находить названные в нём машины на рисунке, рассказывать о строительных машинах, пользуясь информацией учебника, предлагать вопросы к тексту, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 112 – 115, рабочая тетрадь с. 72, № 1, 2 | Декабрь 2 неделя | |
Какой бывает транспорт | Тип: изучение нового материала Вид: урок - состязание Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: классифицировать средства транспорта (предлагать варианты классификации, анализировать схемы и выделять основания для классификации, приводить примеры транспортных средств каждого вида); узнавать по фотографиям транспорт служб экстренного вызова, соотносить его с номерами телефонов экстренного вызова, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03; работать в группе: рассказывать об истории водного и воздушного транспорта, используя информацию из учебника и дополнительных источников, составлять общий план рассказа об истории различных видов транспорта; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 116 – 119, рабочая тетрадь с. 75, 77, № 2, 6 | Декабрь 2 неделя | |
Культура и образование | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать учреждения культуры и образования, узнавать их по фотографиям, приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; извлекать из текста учебника нужную информацию, предлагать вопросы | С. 120 – 123, рабочая тетрадь с. 80, № 5 | Декабрь 3 неделя | |
Все профессии важны. Проект: «Профессии» | Тип: изучение нового материала Вид: урок – проект Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи, о том, кем бы детям хотелось стать; работать в паре: определять названия профессий по характеру деятельности и находить их представителей на фотографиях; обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; читать и обсуждать рассказ «Кто сделал хлеб», устанавливать взаимосвязь труда людей разных профессий; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по подготовке проекта (кто о какой профессии будет собирать материал); интервьюировать респондентов об особенностях их профессий; подбирать фотографии их семейных архивов; составлять рассказы о профессиях родных и знакомых; собирать материал в «Большую книгу профессий»; презентовать работы; оценивать результаты выполнения проекта | С. 124 – 127, рабочая тетрадь с. 81, № 3. Проект с. 128 – 129 | Декабрь 3 неделя | |
В гости к зиме (экскурсия) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – экскурсия Форма контроля: проведение научных наблюдений | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; наблюдать над зимними погодными явлениями; обсуждать зимние явления в неживой природе в прошедшие дни; исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; определять деревья по их силуэтам и описаниям в атласе-определителе «От земли до неба»; распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений и следы животных; наблюдать поведение зимующих птиц; формулировать выводы по материалу экскурсии; оценивать свои достижения и поведение во время экскурсии | Рабочая тетрадь с. 84, № 1. Рисунок по наблюдениям | Декабрь 4 неделя | |
В гости к зиме (урок) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий и в предшествующие дни зимы; работать в группе: знакомиться по материалам учебника с изменениями в неживой и живой природе зимой, готовить сообщения и выступать с ними; формулировать правила безопасного поведения на улице зимой; обсуждать правила охраны природы зимой по материалам книги «Великан на поляне»; работать со взрослыми: вести наблюдения в природе, фиксировать их в «Научном дневнике», готовить фоторассказ или серию рисунков на тему «Красота зимы»; подкармливать зимующих птиц; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 130 – 133, рабочая тетрадь с. 85, № 1 | Декабрь 4 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Подготовить презентацию проекта | Январь 3 неделя | |
Презентация проектов «Родной город», «Красная книга, или Возьмем под защиту», «Профессии» | Тип: комбинированный Вид: урок-проект Форма контроля: устный ответ | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Выполнить рисунок по впечатлениям | Январь 3 неделя | |
4 | Здоровье и безопасность (9 ч) | ||||
Строение тела человека | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в группе: называть и показывать внешние части тела человека; определять на рисунке учебника или на муляже положение внутренних органов человека; моделировать внутреннее строение тела человека; работа в паре: извлекать из текста учебника информацию о строении и работе внутренних органов человека, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С.4 – 7, рабочая тетрадь с. 4, № 2,3 | Январь 4 неделя | |
Если хочешь быть здоров | Тип: изучение нового материала Вид: урок – устный журнал Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своём режиме дня; составлять рациональный режим дня школьника; обсуждать сбалансированное питание школьника; работать в паре: различать продукты растительного и животного происхождения, осуществлять самопроверку; формулировать правила личной гигиены; характеризовать назначение предметов гигиены, выделять среди них те, которые у каждого человека должны быть собственными; демонстрировать умения чистить зубы, полученные в 1 классе, на основе текста учебника дополнять правила ухода за зубами; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 8 – 11, рабочая тетрадь с. 6, 7, № 2, 6 | Январь 4 неделя | |
Берегись автомобиля! | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; моделировать сигналы светофоров; характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; работа в паре: соотносить изображения и названия дорожных знаков, обозначать соответствие стрелками из цветной бумаги, осуществлять контроль и коррекцию; выбирать и отмечать фишками дорожные знаки, встречающиеся на пути в школу; формулировать, пользуясь рисунком учебника, правила движения по загородной дороге, осуществлять самопроверку; оценивать свои достижения на уроке | С. 12 – 13, рабочая тетрадь с. 9, № 3 | Январь 5 неделя | |
Берегись автомобиля! | Тип: закрепления знаний и формирование умений и навыков Вид: урок – практикум Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; работа в группе: формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; практическая работа: учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 14 – 17, рабочая тетрадь с. 11, № 5 | Январь 5 неделя | |
Домашние опасности | Тип: изучение нового материала Вид: урок – заочная экскурсия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; объяснять с опорой на иллюстрации учебника потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; работать в группе: на основе текста учебника формулировать правила безопасного поведения в быту, моделировать их с помощью условных знаков, узнавать («расшифровывать») правила по предложенным в учебнике знакам, сравнивать свои знаки с представленными в учебнике; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 18 – 21, рабочая тетрадь с. 13, № 3 | Февраль 1 неделя | |
Пожар! | Тип: изучение нового материала Вид: урок - памятка Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать пожароопасные предметы (раскалённые предметы, воспламеняющиеся вещества, открытый огонь); запомнить правила предупреждения пожара; моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону, по номеру МЧС; работать в паре: рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; читать и обсуждать рассказ «Горит костёр» в книге «Великан на поляне»; работать со взрослыми: находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 22 – 25, рабочая тетрадь с. 16, № 4 | Февраль 1 неделя | |
На воде и в лесу | Тип: изучение нового материала Вид: урок – памятка Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; запомнить правила поведения во время купания; работать в паре: различать съедобные и ядовитые грибы, обозначать их на рисунке фишками разного цвета, осуществлять контроль и коррекцию; находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы» (рассказ «Коварные двойники»); определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых, осуществлять самопроверку; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 26 –29, рабочая тетрадь с. 18, 20, № 3, 6. Сообщение о ядовитых грибах (по желанию) | Февраль 2 неделя | |
Опасные незнакомцы | Тип: изучение нового материала Вид: урок – ролевая игра Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми (с опорой на иллюстрации учебника); предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях, запомнить правила поведения при контактах с незнакомцами; моделировать звонок по телефону (обычному и мобильному) в милицию и МЧС; работать в группе: по материалам учебника осваивать правила поведения в ситуациях «Потерялась», «Мамина подруга» и аналогичных, моделировать их в ходе ролевых игр; работать со взрослыми: обсуждать другие опасные ситуации, связанные с незнакомыми людьми, сочинять об этом рассказ по аналогии с рассказами в учебнике; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 30 – 35, рабочая тетрадь с. 21, № 2 | Февраль 2 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Составить кроссворд на тему «Здоровье и безопасность» | Февраль 3 неделя | |
5 | Общение (7 ч) | ||||
Наша дружная семья | Тип: изучение нового материала Вид: урок – фантазия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебные задачи при изучении материала раздела «Общение» и данного урока и стремиться её выполнить; рассказывать по рисунку и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; формулировать понятие «культура общения»; обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; моделировать ситуации семейного чтения и семейных обедов; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 42 – 45, рабочая тетрадь с. 23, № 1 | Февраль 3 неделя | |
Проект: «Родословная» | Тип: комбинированный Вид: урок-проект Форма контроля: устный ответ | В ходе выполнения проекта дети учатся: интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; отбирать фотографии из семейного архива (желательно отсканировать в едином формате); составлять родословное древо семьи; презентовать свой проект с демонстрацией родословного древа; оценивать свои достижения | Проект с. 46 – 47 | Февраль 4 неделя | |
В школе | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; обсуждать вопрос о культуре общения в школе; формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; оценивать с нравственных позиций формы поведения, которые допустимы или недопустимы в школе и других общественных местах; моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 48 – 51, рабочая тетрадь с. 28 - 31, № 1, 2 | Февраль 4 неделя | |
Правила вежливости | Тип: изучение нового материала Вид: урок – памятка Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; формулировать правила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; моделировать ситуации общения в различных ситуациях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 52 – 55, рабочая тетрадь с. 35, № 4, 5 | Март 1 неделя | |
Ты и твои друзья | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; обсуждать проблему подарка в день рождения друга; обсуждать правила поведения за столом; моделировать правила поведения за столом (практическая работа); формулировать правила этикета в гостях; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 56 – 59, рабочая тетрадь с. 36 – 38, № 1, 2 | Март 1 неделя | |
Мы – зрители и пассажиры | Тип: изучение нового материала Вид: урок – памятка Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре, консерватории) и формулировать их, возражая Советам Попугая; обсуждать правила поведения в общественном транспорте (автобусе, троллейбусе, трамвае, метро) и формулировать их на основе иллюстраций учебника; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 60 – 63, рабочая тетрадь с. 41, № 2 | Март 2 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Составить памятку «Правила поведения в общественном транспорте» | Март 2 неделя | |
6 | Путешествие (18 ч) | ||||
Посмотри вокруг | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; работать в паре: находить на схеме и называть указанные стороны горизонта, моделировать стороны горизонта; анализировать текст учебника, на его основе объяснять различия внешнего вида нашей планеты, сопоставлять вид Земли с самолёта (аэрофотосъёмка) с видом Земли из космоса, формулировать вывод о форме Земли; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 70 – 73, рабочая тетрадь с. 44, № 5 | Март 3 неделя | |
Ориентирование на местности | Тип: изучение нового материала Вид: урок – практическая работа Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; работать в паре: находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём городе (селе); практическая работа в паре: знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать приёмы ориентирования по компасу; знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | С. 74 – 77, рабочая тетрадь с. 45, № 2 | Март 3 неделя | |
Ориентирование на местности | знаний и формирование умений и навыков Вид: урок – практическая работа Форма контроля: устный ответ, практическая работа | Рабочая тетрадь с. 47 – 48, № 5, 6 | Март 5 неделя | ||
Формы земной поверхности | Тип: изучение нового материала Вид: урок с элементами беседы и презентации Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; работать в паре: сравнивать по схеме холм и гору, осуществлять самопроверку с помощью текста учебника; характеризовать (на основе наблюдений) поверхность своего края; описывать красоту гор (на основе фотографий в учебнике, рассказа Н. И. Сладкова, личных впечатлений); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота гор»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 78 – 81, рабочая тетрадь с. 50, № 4 | Апрель 1 неделя | |
Водные богатства | Тип: изучение нового материала Вид: урок – исследование Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; работать в паре: анализировать схему частей реки, рассказывать о частях реки по схеме, осуществлять самопроверку; на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; обсуждать эстетическое воздействие моря на человека (по рассказу К. Д. Ушинского, фотографиям в учебнике, личным впечатлениям); работать со взрослыми: составлять фоторассказ на тему «Красота моря»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 82 – 85, рабочая тетрадь с. 52, № 5 | Апрель 2 неделя | |
В гости к весне (экскурсия) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – экскурсия Форма контроля: проведение научных наблюдений | Понимать учебную задачу экскурсии и стремиться её выполнить; наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека; оценивать свои достижения на экскурсии | Рабочая тетрадь с. 54, № 1. Рисунок по наблюдениям | Апрель 2 неделя | |
В гости к весне (урок) | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; работать в группе: знакомиться по учебнику с изменениями в неживой и живой природе весной; находить в книге «Зелёные страницы» информацию на заданную тему, различать известную и новую для себя информацию; узнавать перелётных птиц на рисунке, осуществлять самопроверку; выступать с сообщениями в классе; моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; работать со взрослыми: наблюдать весенние явления в природе, фиксировать результаты наблюдений в рабочей тетради («Мой научный дневник»), составлять фоторассказ или выполнять серию рисунков на тему «Красота весны»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 86 – 89, рабочая тетрадь с. 54, № 3 | Апрель 3 неделя | |
Россия на карте | Тип: изучение нового материала Вид: урок – практикум Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать изображение России на глобусе и карте; работать в паре: соотносить пейзажи России на фотографиях учебника с местоположением их на физической карте России, обозначать их фишками с соответствующими номерами; осваивать приемы чтения карты (определение сторон горизонта, форм земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков); учиться правильно показывать объекты на настенной карте (по инструкции учебника); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 90 – 95, рабочая тетрадь с. 61, № 4 | Апрель 3 неделя | |
Проект: «Города России» | Тип: комбинированный Вид: урок-проект Форма контроля: устный ответ | В ходе работы над проектом дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; в дополнительной литературе и Интернете находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; составлять презентацию своего исследования, снабдив её фотографиями (открытками, слайдами); презентовать свои проекты (проекты, выполненные в паре, группе); оценивать достижения свои и товарищей; оформлять стенд «Города России» | Проект с. 96 – 97 | Апрель 4 неделя | |
Путешествие по Москве | Тип: изучение нового материала Вид: урок – заочная экскурсия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить Москву на карте России; знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности столицы; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Москвы с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; отличать герб Москвы от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 98 – 101, рабочая тетрадь с. 64, № 3. Сообщение о достопримечательности Москвы (по желанию) | Апрель 4 неделя | |
Московский Кремль | Тип: изучение нового материала Вид: урок – заочная экскурсия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; работать в паре: находить на фотографии в учебнике достопримечательности Кремля, рассказывать о них по фотографии; извлекать из дополнительной литературы информацию о достопримечательностях Кремля и готовить сообщения по предложенному плану; читать текст учебника, находить в нём сведения из истории Кремля в соответствии с предложенными вопросами; сопоставлять современный облик Кремля с видами Кремля в прошлом на картинах А. Васнецова; рассказывать о Красной площади по фотографиям в учебнике и своим впечатлениям, описывать достопримечательности Красной площади по фотографиям; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 102 – 107, рабочая тетрадь с. 69, № 3 | Апрель 5 неделя | |
Город на Неве | Тип: изучение нового материала Вид: урок – заочная экскурсия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить Санкт-Петербург на карте России; знакомиться с планом Санкт-Петербурга, находить на нём достопримечательности города; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга с собственными наблюдениями, отмечать фишками знакомые объекты, описывать достопримечательности по фотографиям и своим впечатлениям; рассказывать по приведённому образцу об одной из достопримечательностей Санкт-Петербурга с использованием (при необходимости) дополнительной литературы; отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; работать со взрослыми: совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета; читать рассказ об истории создания памятника Петру Первому, предлагать вопросы к рассказу, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 108 – 113, рабочая тетрадь с. 71, № 4 | Май 2 неделя | |
Путешествие по планете | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; работать в паре: соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира, обозначать их фишками с соответствующими номерами; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 114 – 117 | Май 2 неделя | |
Путешествие по материкам | Тип: изучение нового материала Вид: урок – путешествие Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; находить материки на карте мира; работать в группе: знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; готовить сообщения и выступать с ними перед классом; предлагать вопросы по содержанию сообщений, оценивать ответы одноклассников; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 118 – 123, рабочая тетрадь с. 77, 78, № 2, 3 | Май 3 неделя | |
Страны мира. Проект: «Страны мира» | Тип: изучение нового материала Вид: урок – проект Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; сравнивать физическую и политическую карты мира; находить и показывать на политической карте мира территорию России, других стран; работать в паре: соотносить фотографии достопримечательностей отдельных стран с местоположением этих стран на политической карте, обозначать эти страны соответствующими фишками; рассказывать по фотографиям о том, что можно увидеть в разных странах; с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных материках; пользуясь дополнительной литературой, определять, каким странам принадлежат представленные флаги; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. В ходе выполнения проекта дети учатся: распределять обязанности по выполнению проекта; готовить сообщения (индивидуальные, в парах, в группах) о выбранных странах; подбирать фотографии достопримечательностей (открытки, слайды); презентовать свои исследования с демонстрацией иллюстраций; оценивать свои достижения в выполнении проект | С. 124 – 127, рабочая тетрадь с. 80, № 4. Проект с. 128 – 129 | Май 3 неделя | |
Впереди лето | Тип: изучение нового материала Вид: урок – фантазия Форма контроля: устный ответ | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя «От земли до неба», осуществлять самопроверку; читать и обсуждать рассказ «Разговор в лесу» в книге «Великан на поляне», разыгрывать сценку по этому рассказу; приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; работать со взрослыми: за лето подготовить фоторассказы или выполнить рисунки по темам «Красота лета», «Красота животных»; формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке | С. 130 – 133, рабочая тетрадь с. 85, № 4 | Май 4 неделя | |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | Тип: контроля и коррекции знаний, умений и навыков учащихся Вид: урок – тест Форма контроля: тест | Выполнять тестовые задания учебника; оценивать правильность/неправильность предложенных ответов; формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | Подготовить презентацию проекта | Май 4 неделя | |
Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | Тип: комбинированный Вид: урок-проект Форма контроля: устный ответ | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | Май 5 неделя | ||
ИТОГО: 68 ч |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
- Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Брыкина Н.Т., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 класс. – М.: ВАКО, 2004.
- Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
- Деятельностный метод обучения: описание технологии, конспекты уроков. 1 – 4 классы/ авт. – сост. И.Н. Корбакова, Л.В. Терешина. – Волгоград: Учитель, 2011.
- Ковалько В.И. Школа физминуток (1 – 4 классы). – М.: ВАКО, 2005.
- Максимова Т.Н. Интеллектуальный марафон: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя/ И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Просвещение. 2003.
- Окружающий мир. 2 – 4 классы: внеклассные занятия на тему «Времена года»/ сост. Г.Т. Дьячкова. – Волгоград: Учитель, 2007.
- Пупышева О.Н. Задания школьных олимпиад: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2009.
- Развитие речи. Окружающий мир: дидактический материал к занятиям в подготовительной группе/ авт. – сост. О.В. Епифанова. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Узорова О.В., Нефедова О.В. Игры с пальчиками. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003.
- Узорова О.В., Нефедова О.В. Пальчиковая гимнастика. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.
- Формирование тестовой культуры: практическая методика обучения учащихся работе с тестами. 1 – 4 классы/ авт. – сост. М.О. Гулюгина. – Волгоград: Учитель, 2008.
- Печатные пособия
- Физическая карта мира
- Физическая карта России
- Политическая карта мира
- Карта полушарий
- Плакат «Государственная символика»
- Таблица «Части растения»
- Информационно-коммуникационные средства
- Тренажер по теме «Живая и неживая природа»
- Технические средства обучения (ТСО)
- Компьютер
- Мультимедийная доска
- Проектор
- Магнитофон
- Интернет - ресурсы
- Глобус
http://school.bakai.ru/?id=boona
http://www.russiamaps.newmail.ru
http://www.randewy.narod.ru/karta/karta.html
- Материки и океаны
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.randewy.narod.ru/gml/gml.html
- Равнины и горы
http://school.bakai.ru/?id=boona
- Вода в природе
http://school.bakai.ru/?id=boona
- Вода и ее свойства
http://www.home-edu.ru/user/uatml/00000538/belashl/otvetl.html
http://chemi.org.ru/html/index101.php
http://www.alhimik.ru/teleclass/glava 1 /gl-1-1 .shtml
http://www.ecoline.ru/wateroflife/books/monitor/1.html
http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Воздух
http://students.russianplanet.ru/geography/atmo.htm
- Охрана окружающей среды
http://school.bakai.ru/?id=boona http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F_Sch_prir3c_view.asp?id= 13 http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F_Sch_prir3c_view.asp?id= 14 http://www.cnit.susu.ac.ru/scripts/F__Sch_prir3c_view.asp?id= 15
- Карта России, природные зоны
http://upload.wikimedia.Org/wikipedia/ru/b/bO/Russian_federation.png http://ru.wikipedia.org/wiki/
- Учебно-практическое оборудование
- Глобус
- Гербарий
- Коллекция полезных ископаемых
- Коллекция «Гранит»
ЛИСТ ВНЕСЕНИЯ КОРРЕКТИРОВКИ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Дата внесения корректировки | Содержание корректировки | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя руководителя по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа по математике УМК"Школа России" 2 класс
Рабочая программа составлена согласно положения школы. Соответствует ФГОС....
Рабочие программы по предметам УМК "Школа России" 1 класс
Рабочие программы для 1 класса УМК "Школа России"...
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс
Рабочая программа по окружающему миру (Школа России) 3 класс...
Рабочая программа по математике УМК "Школа России" 3 класс
Рабочая программа для 3 класса по математике М.И. Моро УМК "Школа России"...