Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс
рабочая программа (математика, 4 класс) по теме

Хмылева Наталья Николаевна

Рабочая программа по математике. УМК "Школа России", 4 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Согласовано

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___

от «__»__________2011г.

Согласовано

Заместитель руководителя по УВР МОУ Стеклозаводской СОШ

_____________/______________/

ФИО

 «__»____________2011г.

Утверждаю

Директор

МОУ Стеклозаводской СОШ

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___

от «__»__________2011г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

Хмылевой Натальи Николаевны

Ф.И.О.

учителя начальных классов

I кв. категория

по математике в 4 классе «а»

предмет, класс и т.п.

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ____

от «__»_______2011 г.

2011 - 2012  учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


         Рабочая программа учебного курса «Математика» для 4 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основе стандартов базового уровня, Концепции и программы для начальных классов «Школа России» (в 2 частях), - М.: Просвещение, 2007, с учетом методических  рекомендаций авторов учебника и программы, особенностей данного класса и специфики преподавания учителя.

Программа рассчитана на 136 часов в год по 4 часа в неделю.

Кроме этого выделены дополнительно резервные 3 часа на отработку тем, трудно усваиваемых детьми.

I четверть – 36 часов

II четверть – 30 часов

III четверть – 40 часов

IV четверть – 33 часа        

Логика изложения и содержания материала рабочей программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.

Содержание обучения математике в начальной школе направлено на формирование у учащихся математических представлений, умений и навыков, которые обеспечат успешное овладение математикой в основной школе. Учащиеся изучают четыре арифметических действия, овладевают алгоритмами устных и письменных вычислений, учатся вычислять значения числовых выражений, решать текстовые задачи. У детей формируются пространственные и геометрические представления. Весь программный материал представляется концентрически, что позволяет постепенно углублять умения и навыки, формировать осознанные способы математической деятельности.

Основное содержание обучения в примерной программе представлено крупными блоками. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса математики, по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время для его изучения.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

       Преобладающей  формой текущего контроля выступает письменный (контрольная работа, самостоятельная работа) и устный опрос (собеседование).

  Плановых контрольных уроков: 12.

            Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплект, включающий:

  1. Программа Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А. и др., «Математика». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2007. – 207 с.
  2. Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А. и др.. Математика, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
  3. Методическое пособие для учителя: Цыкина Н.А.  Поурочные разработки по математике. 4 класс. - Волгоград: Учитель. 2006. – 299 с.

Цели обучения

В результате обучения математике реализуются следующие цели:

  • развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжения образования;
  • освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
  • воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

Результаты обучения представлены в Требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу и содержат три компонента: знать/понимать – перечень необходимых для усвоения каждым учащимся знаний; уметь – владение конкретными умениями и навыками; выделена также группа умений, которыми ученик может пользоваться во внеучебной деятельности – использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№п/п

СОДЕРЖАНИЕ

КОЛ. ЧАСОВ

     СРОКИ

ПЕРВАЯ ЧЕТВЕРТЬ

36часов

по плану

фактически

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000

10ч

Счет предметов.

Разряды.

1 час

1.09

Выражение и его значение. Порядок выполнения действий.

1 час

2.09

Сложение и вычитание трехзначных чисел.

1 час

5.09

Прием письменного умножения трехзначных чисел на однозначные.

1 час

6.09

Прием письменного деления на однозначное число.

1 час

8.09

Прием письменного деления на однозначное число.

1 час

9.09

Деление трехзначных чисел на однозначное, когда в записи частного есть нули.

1 час

12.09

Свойства диагоналей прямоугольника и квадрата.

1 час

13.09

«Числа от 1 до 1000» - контрольная работа № 1.

1 час

15.09

Анализ работ. Работа над ошибками.

«Числа от 1 до 1000» - закрепление по теме.

1 час

16.09

ЧИЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000

НУМЕРАЦИЯ

11ч

Разряды и классы. Чтение чисел.

1 час

19.09

Чтение чисел. Значение цифры в записи числа.

1 час

20.09

Разрядные слагаемые.

1 час

22.09

Сравнение чисел.

1 час

23.09

Увеличение чисел в 10, 100,1000 раз.

1 час

26.09

Нахождение общего количества единиц какого-либо разряда в данном числе.

1 час

27.09

Класс миллионов,  класс миллиардов.

1 час

29.09

Луч. Числовой луч.

1 час

30.09

Угол. Виды углов.

1 час

3.10

«Нумерация многозначных чисел» - закрепление.

1 час

4.10

«Нумерация многозначных чисел» - контрольная работа № 2.

1 час

6.10

ВЕЛИЧИНЫ

15ч

Анализ работ. Работа над ошибками.

Единицы длины. Километр. Таблица единиц длины.

1 час

7.10

Единицы площади. Квадратный метр.  Стр.41-42

1 час

10.10

Ар. Гектар. Стр.43

1 час

11.10

Таблица единиц площади. Измерение площади фигуры с помощью палетки. Стр.44-46

1 час

13.10

Нахождение нескольких долей целого.  Стр.47

1 час

14.10

Нахождение нескольких долей целого.  Стр.48

1 час

17.10

Тонна. Центнер. Стр.49

1 час

18.10

Таблица единиц измерения массы. Стр.50

1 час

20.10

«Величины» - контрольная работа № 3 за I четверть.

1 час

21.10

Анализ работ. Работа над ошибками.

Единицы времени. Год. Стр.51

1 час

24.10

Единицы времени. Время от 0 до 24 часов.   Стр.52.

1 час

25.10

Время – решение задач. Стр.53

1 час

27.10

Единицы времени. Секунда.. Стр.54

1 час

28.10

Век Таблица единиц времени.  Стр.55-56

1 час

31.10

Единицы времени. Обобщающий урок.

Проверочная работа. Стр.57

1 час

1.11

ВТОРАЯ    ЧЕТВЕРТЬ

30часов

СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ

Анализ работ.

Перестановка и группировка слагаемых. Стр.62

1 час

10.11

Прием письменного вычитания для случаев 7000-345, 37007-18032.   Стр.63

1 час

11.11

Решение уравнений. Стр64-65

1 час

14.11

Нахождение суммы нескольких слагаемых.

Стр.66

1 час

15.11

Сложение и вычитание величин. Стр.67

1 час

17.11

Задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц, сформулированные в косвенной форме. Стр.68

1 час

18.11

Сложение и вычитание многозначных чисел – закрепление.

1 час

21.11

«Сложение и вычитание» – контрольная работа № 4.

1 час

22.11

Анализ работ. Работа над ошибками.

Сложение и вычитание многозначных чисел .

 (Урок – закрепление) стр.70-71

1 час

24.11

УМНОЖЕНИЕ И ДЕЛЕНИЕ

79ч

Умножение и его свойства. (Умножение на 0 и 1). Письменные приемы умножения многозначных чисел на однозначные.стр.72-73

1 час

25.11

Прием письменного умножения для случаев вида 7019 х 4.      Стр.74

1 час

28.11

Умножение чисел, оканчивающихся нулями    8400х7. Стр.75

1 час

29.11

Решение уравнений. Нахождение неизвестного множителя. Стр.76

1 час

1.12

Прием письменного деления на однозначное число. Стр.77-78

1 час

2.12

Письменное деление на однозначное число. Стр.79

1 час

5.12

Решение задач. Стр.80

1 час

6.12

«Умножение многозначных чисел на однозначное число» - контрольная работа № 5.

1 час

8.12

Анализ работ. Работа над ошибками.

Нахождение неизвестного делимого, неизвестного делителя. Стр.81

1 час

9.12

Решение задач на пропорциональное деление.

 Стр.82

1 час

12.12

Деление многозначных чисел на однозначные, когда в записи  частного есть нули. Стр.83

1 час

13.12

Деление многозначных чисел на однозначные. Стр.84-85

1 час

15.12

 Решение задач на пропорциональное деление. Стр.86

1 час

16.12

Деление многозначных чисел на однозначные. Закрепление. Стр. 87-88

1 час

19.12

Нахождение среднего значения.

Решение задач на нахождение среднего арифметического значения. Стр.90

1 час

20.12

Нахождение среднего значения.

Решение задач на нахождение среднего арифметического значения. Стр.90

1 час

22.12

Контрольная работа  за 1-е полугодие №6.

1 час

23.12

Анализ работ. Работа над ошибками.

Скорость. Время. Расстояние. Стр.92

1 час

26.12

Взаимосвязь между скоростью, временем и расстоянием. Стр.93

1 час

27.12

Нахождение времени движения по известным расстоянию и скоростью.   Стр.94

1 час

29.12

Взаимосвязь между величинами: скоростью, временем и расстоянием. Стр.95

1 час

30.12

ТРЕТЬЯ    ЧЕТВЕРТЬ   (II часть учебника)

40 часов

Решение задач с величинами – скорость, время, расстояние.  Стр. 96-97

1 час

16.01

Закрепление пройденного. Решение задач. Стр.3

1 час

17.01

Виды треугольников. Стр.4-5

1 час

19.01

Построение треугольника, четырёхугольника на нелинованной бумаге. Стр. 6-7

1 час

20.01

«Скорость, время, расстояние» – контрольная работа № 7.

1 час

23.01

Анализ контрольных работ.  Работа над ошибками.

Умножение числа на произведение. Стр.8    

1 час

24.01

Прием устного умножения для случаев вида 18 х 20, 25 х 12.  Стр.9

1 час

26.01

Письменное умножение на числа, оканчивающиеся нулями. Стр.10

1 час

27.01

Письменное умножение двух многозначных чисел,

оканчивающихся нулями. Стр.11

1 час

30.01

Решение задач на встречное движение. Стр.12

1 час

31.01

Перестановка и группировка множителей . Стр.13

1 час

2.02

Решение задач на движение. Стр.14

1 час

3.02

«Умножение чисел, оканчивающихся нулями.  Деление числа на произведение» – закрепление. Стр.15-17

1 час

6.02

 Деление числа на произведение. Стр.19

1 час

7.02

Прием устного деления, основанный на свойстве деления числа на произведение. Стр.20

1 час

9.02

Деление с остатком на 10, 100, 1000. Стр.21

1 час

10.02

Решение задач на нахождение четвертого пропорционального. Стр.22

1 час

13.02

Письменное деление на числа, оканчивающиеся нулями.  Стр.23

1 час

14.02

Прием письменного деления на числа, оканчивающиеся нулями . Стр. 24

1 час

16.02

Решение задач на движение в противоположных направлениях.   Стр.25

1 час

17.02

Деление на числа, оканчивающиеся нулями.

 Стр.26

1 час

20.02

 Решение задач на движение в противоположных направлениях.   Стр.27

1 час

21.02

Решение задач на движение в противоположных направлениях.   Стр.28

1 час

23.02

«Деление на числа, оканчивающиеся нулями» -

контрольная работа № 8.

1 час

24.02

Анализ работ. Работа над ошибками. «Деление на числа, оканчивающиеся нулями» - закрепление. Стр.31-32.

1 час

27.02

Умножение числа на сумму. Прием  устного умножения на двузначное число. Стр.33-34

1 час

28.02

Письменное умножение на двузначное число.Стр.35

1 час

1.03

Письменное умножение на двузначное число.

 Стр.36

1 час

2.03

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. Стр.37

1 час

5.03

Решение задач на нахождение неизвестных по двум разностям. Стр.38

1 час

6.03

Умножение на двузначные числа. Стр.39

1 час

8.03

Письменное умножение на трехзначное число.

Стр.40

1 час

9.03

Умножение на трехзначные  числа и двузначные числа. Стр.41

1 час

12.03

Письменное умножение на трехзначное число.

Стр.42

1 час

13.03

«Письменное умножение на трехзначное число» - закрепление .Стр.43-44

1 час

15.03

«Письменное умножение на трехзначное число» - контрольная работа № 9 .

1 час

16.03

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками.

 Решение задач. Стр.45

1 час

19.03

Письменное деление на двузначное число. Стр.46

1 час

20.03

Деление на двузначное число с остатком. Стр.47

1 час

22.03

Деление на двузначное число – закрепление. Стр.48

1 час

23.03

ЧЕТВЁРТАЯ ЧЕТВЕРТЬ

33 часа

Деление на двузначное число. Стр. 49

1 час

5.04

Деление на двузначное число – решение задач. Стр. 50

1 час

6.04

Деление на двузначное число – проверочная работа.  Стр.51

1 час

9.04

Анализ работ.

Решение задач на нахождение неизвестного по  двум разностям.  Стр.52

1 час

10.04

 Деление на двузначное число  - решение задач. Стр.53

1 час

12.04

Деление на двузначное число, когда в записи частного есть нули.   Стр.54

1 час

13.04

Деление на двузначное число. Решение задач. Стр.55

1 час

16.04

Контрольная работа № 10  по теме «Деление на двузначное число».

1 час

17.04

Анализ работ. Работа над ошибками. Закрепление деления на двузначное число. Стр.56-57

1 час

19.04

Письменное деление на трехзначное число. Стр.60

1 час

20.04

Деление на трехзначное число. Стр. 61

1 час

23.04

 Деление на трехзначное число,  когда в частном получаются двузначные и трехзначные числа.

Стр.62

1 час

24.04

Деление на трехзначное число, когда цифра частного находится в результате нескольких проб. Стр.63

1 час

26.04

Деление на трехзначное число, когда в записи частного есть нули. Стр.64

1 час

27.04

Деление с остатком на трехзначное число. Стр.65

1 час

30.04

Решение задач новой математической структуры (нахождение времени совместной работы). Стр.66

1 час

1.05

Решение задач. Стр. 67

1 час

3.05

Действия над многозначными числами. Решение задач. Стр. 68

1 час

4. 05

Контрольная работа  № 11 за IV четверть.

1 час

7.05

ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ ВСЕГО

ИЗУЧЕННОГО

11ч

Анализ работ. Работа над ошибками.

Прием деления с остатком – закрепление.  Стр.69

1 час

8.05

Действия над многозначными числами - закрепление. Стр.70

1 час

11.05

1 час

14.05

1 час

10.05

Деление на двузначное число – закрепление. Решение задач. Стр.71

1 час

11.05

Нахождение неизвестного делимого. Стр. 72

1 час

14.05

Письменные приёмы деления на двузначное и трехзначное число. Стр.73

1 час

15.05

Годовая контрольная работа (№ 12)

1 час

17.05

Анализ контрольных работ. Работа над ошибками. Решение задач. Нумерация.  Стр.74-75

1 час

18.05

Выражения. Равенство. Неравенство. Уравнение.

1 час

21.05

Арифметические действия. Стр. 84-85

1 час

22.05

Решение задач с величинами

1 час

24.05

Геометрические фигуры

1 час

25.05

Резерв

1 час

28.05

Резерв

1 час

29.05

Резерв

1 час

31.05

         

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАМЫ

№п/п

вид контроля

дата

«Числа от 1 до 1000» - контрольная работа № 1.

15.09

«Нумерация многозначных чисел» - контрольная работа № 2.

6.10

«Величины» - контрольная работа № 3 за I четверть.

21.10

«Сложение и вычитание» – контрольная работа № 4.

22.11

«Умножение многозначных чисел на однозначное число» - контрольная работа № 5.

8.12

Контрольная работа  за 1-е полугодие №6.

23.12

«Скорость, время, расстояние» – контрольная работа № 7.

23.01

«Деление на числа, оканчивающиеся нулями» - контрольная работа № 8.

24.02

«Письменное умножение на трехзначное число» - контрольная работа № 9 .

16.03

Контрольная работа № 10  по теме «Деление на двузначное число».

17.04

Контрольная работа  № 11 за IV четверть.

7.05

Годовая контрольная работа (№ 12)

17.05

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

МАТЕМАТИКА

IV КЛАСС (136 часов)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 1000 (продолжение)

  • Арифметические действия                    

10 часов

ЧИСЛА, КОТОРЫЕ БОЛЬШЕ 1000

  • Нумерация                                              

11 часов

  • Величины                                                

15 часов

  • Сложение и вычитание                          

9 часов

  • Умножение и деление                            

79 часов

  • Систематизация и обобщение всего

11 часов

изученного                                                

Числа от 1 до 1000.

Нумерация. Четыре арифметических действия (10 ч)

Числа от 1 до 1000. Нумерация. Четыре арифметических действия. Порядок их выполнения в выражениях, содержащих 2—4 действия. Письменные приемы вычислений.

Числа, которые больше 1000.

Нумерация (11 ч)

Новая счетная единица — тысяча.

Разряды и классы: класс единиц, класс тысяч, класс миллионов и т. д.

Чтение, запись и сравнение многозначных чисел.

Представление многозначного числа в виде суммы разрядных слагаемых.

Увеличение (уменьшение) числа в 10, 100, 1000 раз.

Практическая работа: Угол. Построение углов различных видов.

Величины (15 ч)

Единицы длины: миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр. Соотношения между ними.

Единицы площади: квадратный миллиметр, квадратный сантиметр, квадратный дециметр, квадратный метр, квадратный километр. Соотношения между ними.

Единицы массы: грамм, килограмм, центнер, тонна. Соотношения между ними.

Единицы времени: секунда, минута, час, сутки, месяц, год, век. Соотношения между ними. Задачи на определение начала, конца события, его продолжительности.

Практическая работа: Измерение площади геометрической фигуры при помощи палетки.

Числа, которые больше 1000.

Сложение и вычитание (9 ч)

Сложение и вычитание (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые сложением и вычитанием; сложение и вычитание с числом 0; переместительное и сочетательное свойства сложения и их использование для рационализации вычислений; взаимосвязь между компонентами и результатами сложения и вычитания; способы проверки сложения и вычитания.

Решение уравнений вида:

Х + 312 = 654 + 79,

729 – х = 217,

х – 137 = 500 – 140.

Устное сложение и вычитание чисел в случаях, сводимых к действиям в пределах 100, и письменное – в остальных случаях.

Сложение и вычитание значений величин.

Числа, которые больше 1000.

Умножение и деление (79 ч)

Умножение и деление (обобщение и систематизация знаний): задачи, решаемые умножением и делением; случаи умножения с числами 1 и 0; деление числа 0 и невозможность деления на 0; переместительное и сочетательное свойства умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения; рационализация вычислений на основе перестановки множителей, умножения суммы на число и числа на сумму, деления суммы на число, умножения и деления числа на произведение; взаимосвязь между компонентами и результатами умножения и деления; способы проверки умножения и деления.

Решение уравнений вида 6 х = 429 + 120, х 18 = 270 50, 360 : х= 630 : 7 на основе взаимосвязей между компонентами и результатами действий.

Устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000.

Письменное умножение и деление на однозначное и двузначное числа в пределах миллиона. Письменное умножение и деление на трехзначное число (в порядке ознакомления).

Умножение и деление значений величин на однозначное число.

Связь между величинами (скорость, время, расстояние; масса одного предмета, количество предметов, масса всех предметов и др.).

Практическая работа: Построение прямоугольного треугольника и прямоугольника на нелинованной бумаге.

В течение всего года проводится:

  • вычисление значений числовых выражений в 2 – 4 действия ( со скобками и без них), требующих применения всех изученных правил о порядке действий;
  • решение задач в одно действие, раскрывающих:

а) смысл арифметических действий;

б) нахождение неизвестных компонентов действий;

в) отношения больше, меньше, равно;

г) взаимосвязь между величинами;

  • решение задач в 2 – 4 действия;
  • решение задач на распознавание геометрических фигур в составе более сложных; разбиение фигуры на заданные части; составление заданной фигуры из 2 – 3 ее частей; построение фигур с помощью линейки и циркуля.

Итоговое повторение (11 ч)

Нумерация многозначных чисел. Арифметические действия. Порядок выполнения действий.

Выражение. Равенство. Неравенство. Уравнение.

Величины.

Геометрические фигуры.

Доли.

Решение задач изученных видов.

       

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

ОКАНЧИВАЮЩИХ НАЧАЛЬНУЮ ШКОЛУ

Нумерация

Обучающиеся должны знать:

  • названия и последовательность чисел в натуральном ряду (с какого числа начинается этот ряд и как образуется каждое следующее число в этом ряду);
  • как  образуется  каждая  следующая  счетная  единица (сколько единиц в одном десятке, сколько десятков в одной сотне и т. д., сколько разрядов содержится в каждом классе), названия и последовательность классов.

Обучающиеся должны уметь:

  • читать,   записывать   и  сравнивать  числа  в   пределах
    миллиона; записывать результат сравнения, используя знаки
    > (больше), < (меньше), = (равно);
  • представлять любое трехзначное число в виде суммы разрядных слагаемых.

Арифметические действия

  • понимать конкретный смысл каждого арифметического действия.

Обучающиеся должны знать:

  • названия   и   обозначения   арифметических  действий, названия компонентов и результата каждого действия;
  • связь   между  компонентами   и   результатом   каждого действия;
  • основные свойства арифметических действий  (переместительное и сочетательное свойства сложения и умножения, распределительное свойство умножения относительно сложения);
  • правила о порядке выполнения действий в числовых выражениях, содержащих скобки и не содержащих их;
  • таблицы сложения и умножения однозначных чисел и
    соответствующие случаи вычитания и деления.

Обучающиеся должны уметь:

записывать и вычислять значения числовых выражений, содержащих 3 – 4 действия (со скобками и без них);

находить  числовые  значения  буквенных  выражений вида а ± 3, 8 • r, b : 2, a ± b, c • d, k  : n при заданных числовых значениях входящих в них букв;

выполнять устные вычисления в пределах 100 и с большими числами в случаях, сводимых к действиям в пределах 100;

выполнять письменные вычисления (сложение и вычитание многозначных чисел, умножение и деление многозначных чисел на однозначное и двузначное числа), проверку вычислений;

решать    уравнения    вида    х ± 60 = 320,     125 + х = 750
2000 – х = 1450, х – 12 = 2400, х : 5 = 420,  600 : х = 25 на основ<
взаимосвязи между компонентами и результатами действий решать задачи в 1 – 3 действия.

Величины

  • иметь представление о таких величинах, как длина, площадь, масса, время, и способах их измерений.

Обучающиеся должны знать:

  • единицы названных величин, общепринятые их обозначения, соотношения между единицами каждой из этих величин;
  • связи между такими величинами, как цена, количество, стоимость; скорость, время, расстояние и др.

Обучающиеся должны уметь:

  • находить  длину  отрезка,  ломаной,   периметр  многоугольника, в том числе прямоугольника (квадрата);
  • находить  площадь  прямоугольника  (квадрата),   зная длины его сторон;
  • узнавать время по часам;
  • выполнять   арифметические  действия   с   величинами (сложение и вычитание значений величин, умножение и деление значении величин на однозначное число);
  • применять к решению текстовых задач знание изученных связей между величинами.

Геометрические фигуры

  • иметь представление о таких геометрических фигурах, как точка, линия (прямая, кривая), отрезок, ломаная, многоугольник и его элементы (вершины, стороны, углы), в том числе треугольник, прямоугольник (квадрат), угол, круг, окружность (центр, радиус).

Обучающиеся должны знать:

  • виды углов: прямой, острый, тупой;
  • виды треугольников:  прямоугольный,  остроугольный, тупоугольный; равносторонний, равнобедренный, разносторонний;
  • определение прямоугольника (квадрата);
  • свойство противоположных сторон прямоугольника.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить заданный отрезок;
  • строить на клетчатой бумаге прямоугольник (квадрат) по заданным длинам сторон.

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Особенности организации контроля по математике

Текущий контроль по математике можно осуществлять как в письменной, так и в устной форме. Письменные работы для текущего контроля рекомендуется проводить не реже одного раза в неделю в форме самостоятельной работы или математического диктанта. Желательно, чтобы работы для текущего контроля состояли из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения (например, умения сравнивать натуральные числа, умения находить площадь прямоугольника и др.).

Тематический контроль по математике в начальной школе проводится в основном в письменной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы: приемы устных вычислений, действия с многозначными числами, измерение величин и др.

Среди тематических проверочных работ особое место занимают работы, с помощью которых проверяются знания табличных случаев сложения, вычитания, умножения и деления. Для обеспечения самостоятельности учащихся подбирается несколько вариантов работы, каждый из которых содержит 30 примеров (соответственно по 15 на сложение и вычитание или умножение и деление). На выполнение такой работы отводится 5-6 минут урока.

Итоговый контроль по математике проводится в форме контрольных работ комбинированного характера (они содержат арифметические задачи, примеры, задания геометрического характера и др.). В этих работах сначала отдельно оценивается выполнение задач, примеров, заданий геометрического характера, а затем выводится итоговая отметка за всю работу.

При этом итоговая отметка не выставляется как средний балл, а определяется с учетом тех видов заданий, которые для данной работы являются основными.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Оценивание письменных работ

В основе данного оценивания лежат следующие показатели: правильность выполнения и объем выполненного задания.

Ошибки:

  • вычислительные ошибки в примерах и задачах;
  • ошибки на незнание порядка выполнения арифметических действий;
  • неправильное решение задачи (пропуск действия, неправильный выбор действий, лишние действия);
  • не решенная до конца задача или пример;
  • невыполненное задание;
  • незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения;
  • неправильный выбор действий, операций;
  • неверные вычисления  в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умений и навыков;
  • пропуск части математических выкладок, действий, операций, существенно влияющих на получение правильного ответа;
  • несоответствие пояснительного текста, ответа задания, наименования величин выполненным действиям и полученным результатам;
  • несоответствие выполненных измерений и геометрических построений заданным пара метрам.

Недочеты:

  • неправильное списывание данных (чисел, знаков, обозначений, величин);
  • ошибки в записях математических терминов, символов при оформлении математических выкладок;
  • неверные вычисления в случае, когда цель задания не связана с проверкой вычислительных умений и навыков;
  • нерациональный прием вычислений.
  • недоведение до конца преобразований.
  • наличие записи действий;
  • неправильная постановка вопроса к действию при решении задачи;
  • отсутствие ответа к заданию или ошибки в записи ответа.

Оценивание устных ответов

В основу оценивания устного ответа учащихся положены следующие показатели:  правильность, обоснованность,  самостоятельность, полнота.

Ошибки:

  • неправильный ответ на поставленный вопрос;
  • неумение ответить на поставленный вопрос или выполнить задание без помощи учителя;
  • при правильном выполнении задания не умение дать соответствующие объяснения.

Недочеты:

  • неточный или неполный ответ на поставленный вопрос;
  • при правильном ответе неумение самостоятельно или полно обосновать и проиллюстрировать его;
  • неумение точно сформулировать ответ решенной задачи;
  • медленный темп выполнения задания, не являющийся индивидуальной особенностью школьника;
  • неправильное произношение математических терминов.

За грамматические ошибки, допущенные в работе, оценка по математике не снижается.

За неряшливо оформленную работу, несоблюдение правил каллиграфии оценка по математике снижается на один балл, но не ниже «3».

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Оценка письменных работ по математике.

Работа, состоящая из примеров

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 2 3 грубых и 1 2 негрубые ошибки или 3 и более негрубых ошибки.
  • «2» 4 и более грубых ошибки.

Работа, состоящая из задач

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 негрубые ошибки.
  • «3» 1 грубая и 3 4 негрубые ошибки.
  • «2» 2 и более грубых ошибки.

Комбинированная работа

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 грубая и 1 2 негрубые ошибки, при этом грубых ошибок не должно быть в задаче.
  • «3» 2 3 грубых и 3 4 негрубые ошибки, при этом ход решения задачи должен быть верным.
  • «2» –  4 грубых ошибки.

Контрольный устный счет

  • «5» без ошибок.
  • «4» 1 2 ошибки.
  • «3» 3 4 ошибки.
  • «2» более 3 4 ошибок.

Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)

 Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

       УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Программа

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция  и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.

Литература для учащихся

  1. Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А. и др.. Математика, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. – 112 с.

Методическая литература

  1. Методическое пособие для учителя: Цыкина Н.А.  Поурочные разработки по математике. 4 класс. - Волгоград: Учитель. 2006. – 299 с.

Материалы для проведения проверочных и контрольных работ

  1. Беденко М.В. Самостоятельные и контрольные работы по математике. 1 – 4 классы. М.: ВАКО, 2005. – 224 с.
  2. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В., Рудницкая В.Н. 4 класс. Материалы для проведения контрольных и проверочных работ. – М.: АСТРЕЛЬ, 2001. – 223 с.

Дополнительная литература

  1. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004
  2. Ракитина М. Г. Математика: 4 класс: Тесты. Дидактические материалы. – М.: Айрис-пресс, 2006 Узорова О. В., Нефедова Е. А. 3000 примеров по математике: Внетабличное умножение и деление: 3 – 4  классы. – М.: Астрель, 2005
  3. Узорова О. В., Нефедова Е. А. 500 примеров по математике: На порядок действий: 4 класс. – М.: Астрель, 2004

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В., Волкова и др. Школа России. Концепция и программы для начальных классов (в  2-х частях). – М.: Просвещение, 2007. – 158 с.
  2. Ковалева Г.С., Логинова О.Б. Стандарты второго поколения. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе (в 2-х частях). – М.: Просвещение, 2010. – 215 с.
  3. Лободина Л.В. Развернутое тематическое планирование по программе «Школа России», 4 класс. – Волгоград: УЧИТЕЛЬ, 2011. – 151 с.
  4. Моисеев И.А. Контроль и оценка результатов обучения. 1 – 4 классы. /Методические указания. Нормативные документы. Классификация ошибок и недочётов. Сложные случаи в вопросах и ответах./ - М.:ВАКО, 2010. – 128 с.
  5. Моро М.И., Колягин Ю.М., Бантова М.А. и др.. Математика, 4 класс (в 2-х частях). Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2009. – 112 с.
  6. Методическое пособие для учителя: Цыкина Н.А.  Поурочные разработки по математике. 4 класс. - Волгоград: Учитель. 2006. – 299 с.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Математика: Книга для учителя. – М.: Первое сентября, 2004. – 347 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по математике для 4 класса, программа "Школа России".

Рабочая программа по математике для 4 класса составлена на основе авторской программы М.И.Моро, Ю.М.Колягина, Г.В.Бельтюковой, С.И.Волковой, С.В.Степановой "Математика" (сборник "Концепция и программы...

Рабочая программа по математике для 1 класса.. Программа "Школа России"

Программа "Школа России"Количество часов в год-132ч.( 4 часа в неделю)...

рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа для 4 класса предусматривает обучение математике в объеме 4 часа в неделю, всего - 136 часов в год. Для реализации рабочей программы используется учебник Моро М.И.,Бантова М.А. Матем...

Рабочая программа по математике для 1 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по математике ориентирована на использование учебно-методического комплекта:Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. Математика. учебник в 2  частях -  Москва, «Просве...

Рабочая программа по математике для 4 класса по программе "Школа России" ФГОС

Данная рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание курса математики, ожидаемые результаты,перечень обязательных проверочных работ, требования к уровню подготовки выпускника, перечень ...

рабочая программа по математике для 2 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по предмету "Математика" для 2 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного раз...

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Школа России"

Рабочая программа по математике для 3 класса по программе "Школа России" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....