Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему

Корягина Наталья Михайловна

Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. УМК любой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл okruzhayushchiy_mir.docx18.7 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Преобразования в России, их необходимость»

Цели:

 1. Сформировать начальное представление учащихся о Петре I, о времени его правления, о его реформах.

2. Способствовать формированию коллективной деятельности. (Работа в группах);

3. Способствовать умению анализировать информацию, обобщать, делать выводы.

4. Развивать устную речь учащихся, интерес к истории Родины.

5. Воспитывать коллективизм.

Материалы и оборудование:

1. Учебник «Мы и окружающий мир».

2. Атласы по истории России.

3. Портрет Петра I.

4. Рисунки и фотографии на тему урока.

Ход урока:

1. Организация начала урока. Приветствие.

Слово учителя.

-Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:

Я в школе на уроке.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я, как разведчик, все замечу.

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

Я хочу учиться.

Я готов к работе.

Работаю.

2. Работа по теме урока.

1) Введение в тему урока.

«То академик, то герой,

То мореплаватель, то плотник –

Он всеобъемлющей душой

На троне вечный был работник.»

-О ком так сказал А. С. Пушкин?

-Что вы знаете о Петре I?

2) Актуализация знаний.

Работа с «Лентой времени»

-О каком историческом периоде идет речь?

(Новое время, 17-19 века)

На доске карточки со словами:

Голландия, Швеция, Англия, Испания, Португалия, Пруссия

-Что объединяет эти понятия? (Государства Европы)

Что вы знаете о том, что происходило в государствах Европы в 17 веке?

(Расширяются знания людей о Земле. Ученые делают неожиданные открытия в различных областях наук: объясняют шарообразность Земли, доказали гелиоцентричность системы мира, нашли объяснения океанским приливам и отливам, положили начало науке микробиологии.)

-Как выдумаете, что позволило этим государствам опередить Россию в своём развитии?

3) Работа с текстом.

Обратимся к статье учебника.

Какой была России в начале правления Петра I? (Отсталой)

-Мы с вами должны ответить на вопрос, обозначенный в теме урока:

«Чем были вызваны Петровские реформы?»

-А что обозначает слово реформа?

-Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?

Обратимся к словарю С.И.Ожегова стр. 678.

РЕФОРМА ,РЕФОРМАТОР

(У детей на партах листы с выдержками из статей известных ученых историков:

В.О. Ключевского и И.М. Лебедева, дети работают в группах)

- Прочитайте, что говорят историки о России конца 17 начала 18 веков.

4) Работа в группах.

Задание: прочитать статью, выделить главное.

1 группа – состояние России к концу 17 века

        Россия 17 века была отсталой аграрной страной по сравнению с передовыми европейскими государствами.

В свое время Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского порабощения и более 200 лет несла иго монголо-татарских ханов. Народу пришлось вновь отстраивать города, возрождать ремесла, из пепла восстанавливать деревни. У России не было в то время ни удобных морских гаваней, ни развитой промышленности, ни хорошо обученной армии, ни флота.

2 группа – Жизнь в деревне

        Сельские жители составляли основу всего населения России. Их быт – повседневная жизнь – не менялись веками. Традиции – взгляды, вкусы, обычаи – переходили из поколения в поколение. Быт и традиции сельских жителей и определяли лицо России. Как и много столетий назад, основным занятием в России 17 века было сельское хозяйство. Главным богатством была земля. Владельцами и хозяевами земли были царь, бояре, монастыри. Было введено крепостное право.

3 группа – Жизнь в городах

        Города строились в основном деревянными. Частыми были пожары. Нередко разрождались эпидемии. В городах России проживало намного меньше народу, чем в деревня. В основном это были ремесленник, жизнь которых проходила в маленьких мастерских. Ремесленники шили одежду, делали телеги и сани, плели сети и корзины, выпекали калачи и пироги и т.д. Каждый мастер имел учеников, подмастерьев. И каждый день вручную, без станков выполняли они свою работу.

4 группа – торговля

        Первыми проникли в Россию через Белое мори английские купцы и захватили торговлю ценными товарами. Петр I осознавал, что Россия может быть расхищена торговцами других стран, если в ней останутся прежние порядки. В те времена торговые суда многих стран бороздили воды Балтики, шел обмен товарами и новинками культуры. Россия, не имевшая удобного выхода к морю, была лишена этих связей, что отрицательно сказывалось на развитии ее хозяйства и культуры.

5 группа – образование

        В те времена Россия была малограмотной страной. Школы существовали при церквях. Образование было церковным. Там учили только грамоте и начальному счету. Дети крестьян школу не посещали, а дети знати не хотели учиться, так как беззаботная жизнь им нравилась больше. В школах была принята система «палочного» воспитания. До 17 века само написание букв было трудным, почти как иероглифов. Цифр не было вообще. Вместо них употребляли буквы по порядку: а-1, б-2 и т.д. Это очень затрудняло овладение грамотой.

Сделайте вывод о том, какой была Россия в начале правления Петра I.

Вывод:

1) Трехсотлетнее иго татаро-монгол.

2) Быт и традиции не менялись веками.

3) Натуральное хозяйство.

4) Отсутствие удобного выхода в Европу через море.

5) Сильное влияние церкви.

5) Постановка проблемы.

- Подумайте, что должен был предпринять Петр I, чтобы изменить жизнь России?

- Необходимо было быстрее развивать свою промышленность, науку, торговлю. России было необходимо иметь выход к Балтийскому морю для развития торговли, промышленного и культурного общения с Европой. Надо было создать боеспособные армию и флот.

3. Итоги урока.

Мы с вами знаем о том, что Петр I внес большие изменения в разные области жизни России.

Впервые в России стала издаваться газета «Ведомости», в которой сообщалось о военных и иных делах. У нас, живущих в 21 веке, есть более удобные источники получения информации.

-Какие? (телевидение, радио, интернет).

-Какими источниками информации вы пользовались на уроке и при подготовке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе

Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...

конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс

Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...

конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"

Образовательная- выявить опасные места  для человека, соблюдать правила безопасности  при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника  и т.д.Развива...

Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")

Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".

План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...


 

Комментарии

Корягина Наталья Михайловна

Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. УМК любой.