Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс
план-конспект занятия по окружающему миру (4 класс) на тему
Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. УМК любой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 18.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Преобразования в России, их необходимость»
Цели:
1. Сформировать начальное представление учащихся о Петре I, о времени его правления, о его реформах.
2. Способствовать формированию коллективной деятельности. (Работа в группах);
3. Способствовать умению анализировать информацию, обобщать, делать выводы.
4. Развивать устную речь учащихся, интерес к истории Родины.
5. Воспитывать коллективизм.
Материалы и оборудование:
1. Учебник «Мы и окружающий мир».
2. Атласы по истории России.
3. Портрет Петра I.
4. Рисунки и фотографии на тему урока.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Приветствие.
Слово учителя.
-Улыбнемся друг другу. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на столы, повторяйте вполголоса:
Я в школе на уроке.
Сейчас я начну учиться.
Я радуюсь этому.
Внимание мое растет.
Я, как разведчик, все замечу.
Память моя крепка.
Голова мыслит ясно.
Я хочу учиться.
Я готов к работе.
Работаю.
2. Работа по теме урока.
1) Введение в тему урока.
«То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.»
-О ком так сказал А. С. Пушкин?
-Что вы знаете о Петре I?
2) Актуализация знаний.
Работа с «Лентой времени»
-О каком историческом периоде идет речь?
(Новое время, 17-19 века)
На доске карточки со словами:
Голландия, Швеция, Англия, Испания, Португалия, Пруссия
-Что объединяет эти понятия? (Государства Европы)
Что вы знаете о том, что происходило в государствах Европы в 17 веке?
(Расширяются знания людей о Земле. Ученые делают неожиданные открытия в различных областях наук: объясняют шарообразность Земли, доказали гелиоцентричность системы мира, нашли объяснения океанским приливам и отливам, положили начало науке микробиологии.)
-Как выдумаете, что позволило этим государствам опередить Россию в своём развитии?
3) Работа с текстом.
Обратимся к статье учебника.
Какой была России в начале правления Петра I? (Отсталой)
-Мы с вами должны ответить на вопрос, обозначенный в теме урока:
«Чем были вызваны Петровские реформы?»
-А что обозначает слово реформа?
-Что поможет нам дать точный ответ на этот вопрос?
Обратимся к словарю С.И.Ожегова стр. 678.
РЕФОРМА ,РЕФОРМАТОР
(У детей на партах листы с выдержками из статей известных ученых историков:
В.О. Ключевского и И.М. Лебедева, дети работают в группах)
- Прочитайте, что говорят историки о России конца 17 начала 18 веков.
4) Работа в группах.
Задание: прочитать статью, выделить главное.
1 группа – состояние России к концу 17 века
Россия 17 века была отсталой аграрной страной по сравнению с передовыми европейскими государствами.
В свое время Россия спасла Западную Европу от монголо-татарского порабощения и более 200 лет несла иго монголо-татарских ханов. Народу пришлось вновь отстраивать города, возрождать ремесла, из пепла восстанавливать деревни. У России не было в то время ни удобных морских гаваней, ни развитой промышленности, ни хорошо обученной армии, ни флота.
2 группа – Жизнь в деревне
Сельские жители составляли основу всего населения России. Их быт – повседневная жизнь – не менялись веками. Традиции – взгляды, вкусы, обычаи – переходили из поколения в поколение. Быт и традиции сельских жителей и определяли лицо России. Как и много столетий назад, основным занятием в России 17 века было сельское хозяйство. Главным богатством была земля. Владельцами и хозяевами земли были царь, бояре, монастыри. Было введено крепостное право.
3 группа – Жизнь в городах
Города строились в основном деревянными. Частыми были пожары. Нередко разрождались эпидемии. В городах России проживало намного меньше народу, чем в деревня. В основном это были ремесленник, жизнь которых проходила в маленьких мастерских. Ремесленники шили одежду, делали телеги и сани, плели сети и корзины, выпекали калачи и пироги и т.д. Каждый мастер имел учеников, подмастерьев. И каждый день вручную, без станков выполняли они свою работу.
4 группа – торговля
Первыми проникли в Россию через Белое мори английские купцы и захватили торговлю ценными товарами. Петр I осознавал, что Россия может быть расхищена торговцами других стран, если в ней останутся прежние порядки. В те времена торговые суда многих стран бороздили воды Балтики, шел обмен товарами и новинками культуры. Россия, не имевшая удобного выхода к морю, была лишена этих связей, что отрицательно сказывалось на развитии ее хозяйства и культуры.
5 группа – образование
В те времена Россия была малограмотной страной. Школы существовали при церквях. Образование было церковным. Там учили только грамоте и начальному счету. Дети крестьян школу не посещали, а дети знати не хотели учиться, так как беззаботная жизнь им нравилась больше. В школах была принята система «палочного» воспитания. До 17 века само написание букв было трудным, почти как иероглифов. Цифр не было вообще. Вместо них употребляли буквы по порядку: а-1, б-2 и т.д. Это очень затрудняло овладение грамотой.
Сделайте вывод о том, какой была Россия в начале правления Петра I.
Вывод:
1) Трехсотлетнее иго татаро-монгол.
2) Быт и традиции не менялись веками.
3) Натуральное хозяйство.
4) Отсутствие удобного выхода в Европу через море.
5) Сильное влияние церкви.
- Подумайте, что должен был предпринять Петр I, чтобы изменить жизнь России?
- Необходимо было быстрее развивать свою промышленность, науку, торговлю. России было необходимо иметь выход к Балтийскому морю для развития торговли, промышленного и культурного общения с Европой. Надо было создать боеспособные армию и флот.
3. Итоги урока.
Мы с вами знаем о том, что Петр I внес большие изменения в разные области жизни России.
Впервые в России стала издаваться газета «Ведомости», в которой сообщалось о военных и иных делах. У нас, живущих в 21 веке, есть более удобные источники получения информации.
-Какие? (телевидение, радио, интернет).
-Какими источниками информации вы пользовались на уроке и при подготовке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 3 классе
Тема урока: «Почему в лесу нужно соблюдать тишину?»...
конспект урока по предмету "Окружающий мир"2 класс
Конспект открытого урока по теме " Смена времён года" 2 класс...
конспект урока по предмету "Окружающий мир", 3 класс, УМК "Школа России" Тема урока "Опасные места"
Образовательная- выявить опасные места для человека, соблюдать правила безопасности при пользовании лифтом, играя во дворе, находясь на балконе, около подоконника и т.д.Развива...
Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")
Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя,...
Конспект урока по предмету «Окружающий мир» в 1 классе УМК «Школа России» Тема урока: «Что это за листья?»
Этот конспект составлен по требованиям ФГОС...
Конспект урока по предмету Окружающий мир, 1 класс по программе «Школа России» А. А. Плешаков Окружающий мир 1 класс
Урок постороен в форме игры - спектакля. Информация наглядна и доступна....
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью".
План-конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса, тема урока "Птицы осенью" подготовлен учителем начальных классов Солнце Ю.А. по программе "Начальная школа XXI века" с использование...
Комментарии
Окружающий мир
Конспект урока по предмету " Окружающий мир", 4 класс. УМК любой.