Проектная деятельность в начальной школе : Изучение рельефа местности с использованием метода маршрутной и полярной съемки (Конспект урока по предмету "Окружающий мир" в 3 классе по теме «Изучение оврагов»")
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме
Воспитание экологически грамотного человека не может быть осуществлено, если преподавание ограничивается только рамками школьных учебников. Как бы ни был увлекателен и интересен рассказ учителя, мир во всем его многообразии открывается перед глазами школьника лишь тогда, когда он ощутит его в зримых наглядных проявлениях.Требования стандарта второго поколения ориентирует на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования.
Одним из направлений решения этих задач является организация проектно-исследовательской деятельности учащихся. В связи с этим мы считаем необходимо учителям овладеть методикой проектно-исследовательской деятельности и применять ее при изучении школьных дисциплин, ровно, как и во внеклассной работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_v_3_klass_okr_mir_prokt.issled_rabota.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Институт непрерывного педагогического образования
Конспект урока
по предмету
«Окружающий мир». 3 класс.
по теме: «Изучение оврагов»
(В рамках проекта
« Изучение рельефа местности
с использованием метода маршрутной и полярной съемки» )
Работу выполнили
Учителя
начальных классов.
Самматова Эльмира Замиловна,
Дильмухаметова Олеся Хавиловна,
г. Набережные Челны
2009 год
Актуальность: ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКО-ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ И УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ
ОО «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Конспект урока по предмету
«Окружающий мир». 3 класс. По теме: «Изучение оврагов»
Тема: «Изучение оврага»
Цель: изучить причины образования и роста оврага и меры борьбы его с ростом, применяемые в местной практике.
Оборудование: компас, школьный эклиметр, школьный нивелир, колышки, планшеты, линейки, карандаши, стиральные резинки, бумага, дневники.
Ход экскурсии
При проведении вводной беседы учитель сообщает тему и цели экскурсии, дает определение понятия «овраг», называет причины его образования, стадии развития оврага, знакомит с частями оврага.
Общее знакомство с оврагом проводят всем классом. Практическую работу проводят по группам.
Остановка № 1. Определение частей оврага.
Примерное распределение заданий
1-я группа
Определите по компасу общее направление оврага. Для этого установите компас в рабочее положение: а) откройте рычажок; б) дайте стрелке успокоиться; в) совместите северный конец стрелки с буквой «С» на лимбе; г) показания компаса запишите в тетрадь.
Определите место, где овраг берет свое начало (вершина) и куда впадает (устье).
Определите количество отвершков и где их больше (с какой стороны оврага).
Сделайте рисунок оврага.
2-я группа
Измерьте длину оврага шагами.
Измерьте длину одного из отвершков.
Определите крутизну склонов: а) у вершины; б) в середине; в) в устье с помощью эклиметра. Для этого: а) два ученика натягивают шнур по склону от бровки к днищу; б) третий ученик прикладывает эклиметр к шнуру. По отклонению отвеса определяют крутизну склона. Данные записать в тетрадь:
Вершина — ...
Средняя часть — ...
Устье — ...
Определить характер склонов (заросшие травой, кустарником, деревьями; обнажены).
3-я группа
Определите ширину оврага с помощью травинки: а) у вершины; б) около устья оврага; в) у одного из отвершек. Для этого: а) возьмите травинку на вытянутые руки; б) на противоположном берегу заметьте два предмета, расположенные недалеко друг от друга на бровке оврага; в) отметьте травинкой расстояние от одного предмета до другого (смотреть одним глазом); г) затем травинку сложите пополам; д) от точки, где вы находились, отходить до тех пор, пока половинка травинки не закроет расстояние между этими объектами; е) измерьте расстояние от места, где вы остановились, до того места, где вы стояли. Это расстояние будет равно ширине оврага. Данные запишите в тетрадь.
Определите стадию развития оврага; если овраг растущий — меры по приостановлению его роста.
4 группа
Измерьте глубину оврага: а) возле устья; б) около одного из более крупных отвершков. Если глубина небольшая и склон крутой, можно использовать рулетку. Для этого один ученик находится у бровки оврага, держит рулетку на «0». Другой внизу снимает показания глубины оврага. Если склон пологий, глубину можно определить с помощью нивелира или глазомерного планшета (с отвесом). Нивелирование ведется от днища к бровке: а) установите планшет на уровне своих глаз, при этом отвес должен располагаться строго в вертикальном направлении; б) направьте горизонтальный луч (свой взгляд, смотреть одним глазом) на подошву ног второго ученика, который поднимается по склону до тех пор, пока горизонтальный луч (1-й ученик) не будет находиться на одной прямой; в) в этой точке 3-й ученик забивает колышек; г) 1-й ученик с глазомерным планшетом переходит в эту точку; 2-й ученик поднимается по склону выше. Съемщик дает команды для 2-го ученика подниматься или опускаться по склону; д) съемку вести до бровки. Данные записать в таблицу: е) для определения глубины сложите все превышения точек.
Примечание
Превышение определяется по формуле: рост съемщика (h) — 10 см (лоб), т.е. h — 10 см. Такое нивелирование проводится быстро, но приблизительно. После окончания работы каждая группа отчитывается о проделанной работе.
Информация для учителя
При изучении оврага основное внимание обращают на причины, способствующие его образованию, и меры борьбы с его ростом, применяемые в местной практике.
Овраг — это отрицательная форма рельефа, линейно вытянутая, с крутыми склонами. Овраги обычно образуются на склонах водоразделов и располагаются по направлению стока текущих вод. Они могут углубляться до водоносного слоя и достигать глубины 10 — 15 м. Овраг имеет следующие части: днище, бровку, склоны, вершину, устье, отвершки.
Рисунок 4. Общий вид оврага.
Причинами образования оврага являются:
а) наличие уклонов на земной поверхности;
б) наличие рыхлых пород, слагающих поверхность;
в) отсутствие растительного покрова.
Овраги образуются в процессе водной эрозии при наличии вышеуказанных причин и продольной распашке склона.
Выделяют следующие стадии развития оврага:
Промоина — след от водного потока, ширина и глубина которого не более 1 м. Небольшие промоины могут размываться, углубляться текущими водами и преобразовываться в следующую стадию оврага — рытвину.
Рытвина — след от водного потока. Глубина и ширина более 1 м. На этих стадиях борьба с оврагами наиболее эффективна и доступна. Можно выровнять и создать задернованную поверхность.
Молодой овраг. Эта стадия характеризуется интенсивным углублением русла оврага. Склоны лишены растительности почти на 90 %. В этой стадии создают плотины и запруды в оврагах или водозадерживающие валы.
Зрелый овраг — прекращение роста оврага в ширину и глубину. Дно и склоны постепенно зарастают растительностью. Крутизна склона может быть до 600. У вершины склоны еще крутые и лишены растительности. На этой стадии отпадает необходимость в строительстве защитных сооружений.
Старый овраг — балка. Склоны, днище полностью задернованы. Крутизна склонов до 400.
Лог — старый овраг, крутизна склонов до 150, задернованный, поросший древесной и кустарниковой растительностью.
На этой экскурсии целесообразно предложить ученикам продумать меры борьбы с ростом оврага и провести практическую работу по приостановлению роста оврага. К этим мерам можно отнести: а) засыпку хворостом, ветками и другим мусором небольших перепадов в оврагах; б) заполнение промоин камнями и обломками строительных материалов; в) отвод текущих вод в сторону от оврага и т.д.
После прекращения роста оврага участок охраняют от выпаса скота, производят облесение приовражных склонов.
Схема полярной съемки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по теме"Проектная деятельность в начальных классах"
В этой работе рассмотрены узловые моменты организации и проведении проектной работы с учениками начальных классов....
Обобщение опыта работы по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"
Обобщение опыта по теме "Проектная деятельность в начальной школе как средство развития познавательной деятельности обучающихся"...
Рабочая программа (1,2,3,4 класс) по теме: "ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, предназначена для организации урочной и внеурочной деятельности младших школьников. Цеь: теоретическое обоснование, практическая разработк...
Обобщение опыта по теме "Реализация метода проектной деятельности в начальных классах"
Метод проектной деятельности в начальных классах сейчас относится к новым педагогическим технологиям....
Проектная деятельность в начальной школе. Преемственность в проектной деятельности. Первый проект в пятом классе
В статье раскрывается суть метода проектов, обосновывается его применение в практике начальной школы и раскрывается преемственность в проектной деятельности на примере первого проекта в 5 классе....
Выступление на заседании городского методического объединения учителей начальных классов по теме: «Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС»
В основе ФГОС лежит системно- деятельностный подход, предполагающий собственную деятельность каждого ученика, что является неотъемлемой частью любого проекта....
Презентация к выступлению на МО учителей начальных классов по теме:"Проектная деятельность в начальных классах в рамках ФГОС"
Презентация, иллюстрирующая выступление из опыта работы....