Дата | № уро-ка | Ко-ли- че-ст-во ча-сов | Тема урока
| Тип уро-ка, фор-ма про-веде-ния | Формы организации учебно-познава-тельной дея-тельности обучающихся | Планируемые результаты | Сис-тема конт-роля | Основные средства обуче-ния |
|
|
личностные | метапредметные | предмет- ные |
| 1 | 1 | Интегрированный урок с ма тематикой. Учебник «Окружающий мир». Где живет семья Ивановых. | Вводный.
| Коллективное знакомство с построением учебника и условными знаками (с. 3). Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 4-5). Индивидуальные рассказы учащихся о своем городе и своей семье. Ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждения, рассматривание рисунков и условных обозначений. Беседа по иллюстрациям. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; положительное отношение к школе и адекватные представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе.
Познавательные УУД: работать с учебной книгой - рассматривать обложку, титульный лист и содержание; читать название учебника (фамилию автора и заглавие); знакомиться с аппаратом ориентировки; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска.
Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Познакомятся с учебником «Окружающий мир»; узнают условные обозначения; уточнят понятие «адрес»: название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома; узнают адрес школы; научатся описывать дорогу от дома до школы. | Фронтальная беседа. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 2 | 1 | Учебник «Окружающий мир». Где живет семья Ивановых. |
Урок – игра. |
| 3 | 1
1 | Урок-путешествие, интегрированный с математикой. Мы познаем мир. | Урок- путешествие.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 6-7). Индивидуальные рассказы учащихся о том, как они познают мир (что они видят, слышат, какие запахи они чувствуют, что им нравится делать). Ответы на вопросы, рассматривание рисунков, беседа по иллюстрациям. Маркирование (выделение галочкой). | Знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение; оценка своих поступков, действий, слов. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике; определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике, различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Узнают правила поведения в природе; научатся определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), проводить простейшие наблюдения за объектами живой природы и рассказывать о своих наблюдениях. | Текущий. Практическая работа. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 4 | Мы познаем мир. | Урок общеметодологической направленности.
|
| 5 | 1
1 | Урок-практикум, интегрированный с математикой. Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. | Урок- практикум.
Урок общеметодоло | Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 8-9). Проведение опыта: определение с закрытыми глазами предметов на ощупь, на вкус, по запаху. Работа в парах. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как они познают окружающий мир с помощью органов чувств. Ответы на вопросы, высказывание предположений, наблюдение, формулирование вывода. Маркирование (выделение цветом и галочками). | Развитие основ самоорганизации учебной деятельности. | Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результаты и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса- одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. | Узнают названия органов чувств и их функции; научатся определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры), выполнять простейшие опыты и обобщать их резуль- таты, делать выводы; объяснять, как с помощью органов чувств мы различаем предметы и их признаки; называть органы чувств человека и их основные функции. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 6 | Мы познаем окружающий мир с помощью органов чувств. | Урок общеметодоло гической направленности.
|
| 7 | 1 | Урок-экскурсия, интегрированный с математикой.Что нас окружает
| Урок - экскурсия.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 10- 11). Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Индивидуальные рассказы учащихся о том, что их окружает. Ответы на вопросы, высказывание предположений, рассуждение, формулирование выводов. Беседа по иллюстрациям. | Устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется; ученик должен задавать себе вопрос: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? и уметь на него отвечать. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: устанавливать причин- но-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждения, анализировать истинность утверждений, доказывать; выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
| Научатся различать объекты природы и изделия, созданные человеком, объекты и явления неживой и живой природы; называть предметы окружающего мира, проводить индивидуальные наблюдения на выявление признаков предметов. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 8 | 1 | Что нас окружает.
| Урок «открытия» нового знания. |
| 9 | 1 | Урок-экскурсия, интегрированный с математикой. Животные - часть природы.
| Урок - экскурсия.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 12- 13). Проведение длительного эксперимента: уточнить, какие животные живут на твоем дворе. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как появляется на свет и растет цыпленок. Изображение животных с помощью мимики и жестов. Отгадывание загадок. Беседа по иллюстрациям. Формулирование выводов.
| Определение и высказывание под руководством педагога самых простых, общих для всех людей правил поведения при сотрудничестве (этические нормы). | Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение). Коммуникативные УУД: вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять и приходить к общему решению, работая в паре; участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы; строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
| Узнают признаки живых организмов; уточнят отличительные признаки животных; научатся приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида, описывать на основе иллюстрации явление живой природы (цикл развития цыпленка). | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 10 | 1
1
| Дикие и домашние животные. | Урок общеметодологической направленности.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 14- 15). Индивидуальные рассказы учащихся о жизни диких животных и о том, как семья Ивановых заботится о домашних животных. Коллективная работа по заданию рубрики «Подумай». Отгадывание животных из рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?» и загадок. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый . контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных), синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью; быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
| Уточнят названия и внешние отличительные признаки 8-10 животных; научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных, приводить примеры домашних и диких животных, описывать на основе иллюстрации объекты живой природы, называть и характеризовать условия, необходимые для жизни животных. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 11 |
Урок-прогулка, интегрированный с математикой. Дикие и домашние животные. |
Урок – про-гулка. |
| 12 | 1
1 | Насекомые - часть природы.
| Урок «открытия» нового знания
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 16- 17). Индивидуальные рассказы учащихся о насекомых родного края. Узнавание насекомых по картинкам. Коллективное обсуждение проблемного вопроса: является ли паук насекомым? Беседа по иллюстрациям. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологические высказывания. | Узнают отличительные признаки насекомых; научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни насекомых, называть насекомых родного края. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 13 | Урок-сказка, интегрированный с математикой. Насекомые -часть природы. | Урок - сказка.
|
| 14 | 1
1 | Растения - часть живой природы. | Урок - решение частных задач.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 18-19). Проведение длительного эксперимента: посев семян гороха в ящике, наблюдение за прорастанием семян и ростом растений. Индивидуальные рассказы учащихся о растениях родного края, узнавание растений по их листьям. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определение цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы пи основе их существенныхпризнаков, составлять таблицы; стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают общие признаки для всех растений; уточнят названия и внешние отличительные признаки 8-10 растений (на уровне рода); научатся различать и узнавать растения по их листьям, называть условия, необходимые для жизни растений, проводить инди видуальные наблюдения за прорастанием семян и ростом растений | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 15 |
Урок – «живая газета», интегрированный с математикой. Растения – часть живой природы. |
Урок - «живая - газета»
|
| 16 | 1 | Что общего у трав, кустарников и деревьев.
| Урок - наблюдение.
Урок «открытия» нового знания | Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 20- 21). Индивидуальные рассказы учащихся о культурных растениях. Показ частей растений на рисунках. Дорисовывание недостающих частей растений, работа со стрелками- указателями. Беседа по иллюстрациям. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; осуществлять планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; осмыслять цель чтения и выбирать вид чтения в зависимости от цели; извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; определять основную и второстепенную информацию. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Узнают названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена); научатся различать части растений, отображать их в рисунке, сравнивать и различать деревья, кустарники,травы, называть их основные отличительные признаки, используя информацию, полученную в резальтате наблюдений и работы с иллюстрациями. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 17-18 | 2 | Как растения расселяются на новые места.
| Урок - наблюдение. | Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 22-23). Работа в парах. Проведение длительного эксперимента: проращивание семян растений, которые находились в земле на подошве обуви детей. Работа в парах. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как рцссляютси растения в природе. Творческое задание: составление рассказа о путешествии плодов и семян растений родного края. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; устанавливать причинно-следственные связи, представлять цепочки объектов и явлений; строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения; доказывать; выдвигать гипотезу и обосновывать ее. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными суГп.сктми оПрпзонл'тельного про цесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают способы распространения семян; научатся анализировать строение семени и делать выводы о способах распространения данного растения; составлять рассказ о путешествии плодов и семян растений родного края; называть условия, необходимые для жизни растений. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 19 | 1 | Природа и ее сезонные изменения. | Урок - наблюдение.
Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 24- 25). Индивидуальные рассказы учащихся о признаках каждого времени года. Коллективная работа с народной приметой «Зима лютая - лето жаркое». | Проявление познавательного интереса на основе имеющихся знаний (времена года, месяцы). | Регулятивные УУД: осущестлять коррекцию - вносить необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия в случае расхождения реального действия и его результата с эталоном, оценка этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Узнают правила безопасного поведения на воде в летнее время и на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время; научатся описывать сезонные изменения в природе, основные признаки времен года, описывать каждое время года и их последовательность. | Тест. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 20- 21 | 2 | Жизнь растений осенью.
| Урок - экскурсия.
Урок «открытия» нового знания.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 26-27). Проведение опыта: рассмотреть в лупу листья-хвоинки, веточку березы. Индивидуальные рассказы учащихся о жизни растений осенью. Беседа о правилах поведения в лесу, о причинах лесных пожаров. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: осуществлять оценку уровня своих знаний - выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Узнают, какие изменения происходят в жизни растений осенью; особенности жизни лиственницы; уточнят разнообразие форм, окраски листьев растений в осенний период; научатся различать лиственные и хвойные деревья, анализировать изменения природы осенью, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью растений и сменой времен года. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 22 | 1 | Труд людей осенью.
| Урок - эстафета.
Урок общеметодологической направленности.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 28- 29). Работа в парах: деление плодов на группы (овощи и фрукты). Беседа о гигиене при употреблении в пищу овощей и фруктов. Индивидуальные рассказы учащихся о том, каким трудом заняты взрослые и дети осенью. | Проявление познавательного интереса к учебной деятельности, соблюдение правил личной безопасности. | Регулятивные УУД: осуществлять взаимный контроль при работе в паре. Познавательные УУД: описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживойприроды, выделять их основные существенные признаки, выделять новое; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре. Личностные УУД: проявление познавательного интереса к учебной деятельности, соблюдение правил личной безопасности. | Узнают о труде людей осенью в саду, на огороде, в поле; научатся называть овощи и фрукты, выполнять работу в огороде осенью, соблюдать правила личной безопасности (вопросы охраны здоровья). |
| Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 23- 24 | 2 | Как животные готовятся к зиме.
| Урок - телепередача.
Урок «открытия» нового знания.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 30-31). Индивидуальные рассказы учащихся о том, как животные готовятся к зиме. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: отличать новое знание (умение) от уже известного с помощью учителя, формулировать проблему и цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в результате диалога или игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Узнают особенности жизни животных осенью в связи с подготовкой к зимнему периоду; научатся делить птиц на две группы (перелетных и оседлых), рассказывать, как животные родного края готовятся к зиме; анализировать изменения при- роды зимой, описывать на основе иллюстрации объекты живой
природы (подготовка птиц к зиме), выделять их основные существенные признаки. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 25 | 1 | Пришла зима.
| Урок - экскурсия.
Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 32- 33). Проведение опыта: доказать, что лед - это замерзшая вода. Работа в парах. Беседа о правилах поведения на водоеме в зимнее время, о правилах безопасности при организации зимних игр. Индивидуальные рассказы учащихся о том, что изменилось в природе родного края с приходом зимы, какие краски исчезли, а какие появились, какие звуки и запахи исчезли, а какие появились. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности; соблюдение правил личной безопасности (правил безопасного поведения во время зимних забав). | Регулятивные УУД: самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале; выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану; самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении. | Уточнят основные признаки времен года, название каждого времени года и их последовательность; узнают правила безопасности на льду в зимнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время; научатся доказывать, что лед - это замерзшая вода. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 26 | 1 | Снежные загадки.
| Решение частных задач.
Урок - наблюдение. | Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 34—35). Проведение опыта: проверь, чист ли белый снег. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как они познают окружающий мир с помощью органов чувств. Беседа о том, почему нельзя есть снег. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают правила наблюдения и проведения опытов; научатся обобщать жизненные наблюдения об изменениях в окружающей природе с приходом зимы; получат элементарное представление об образовании снежинок; узнают, почему нельзя есть снег, почему снег скрипит. | Наблюдение. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 27-28 | 2 | Жизнь лесных зверей зимой.
| Урок - сказка.
Урок «открытия» нового знания.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 36-37). Работа в парах: определение животных по их следам. Индивидуальные рассказы учащихся о том, каких зверей можно увидеть зимой с вертолета, а каких - нельзя. Рисование следов животных. | Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают о зимовке животных, о работе лесника в зимнее время года; научатся оказывать помощь птицам, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и временем года, описывать на основе иллюстраций объекты живой природы (жизнь зверей в лесу). | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 29-30 | 2 | Как помочь птицам зимой.
| Урок - наблюдение.
Решение частных задач.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с, 38 39). Инди - видуальные рассказы учащихся о том, чем питаются зимующие птицы. Ответы на вопросы, высказывание предположений. Рисование кормушки. Беседа по иллюстрациям. | Проявление познавательного интереса к учебному материалу, осознание необходимости бережного отношения к природе. | Регулятивные УУД: различать отметку и оценку, оценивать выполненное задание по алгоритму совместно с учителем; самостоятельно оценивать выполненное задание по алгоритму. Познавательные УУД: обнаруживать простей- с нчпимосничи между жиион и неживой родой, использовать их для бережного отношения к природе; анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
| Узнают признаки, по которым из всех животных выделяется особая группа — птицы, уточнят виды зимующих птиц; научатся оказывать помощь зимующим птицам,строить кормушки для зимующих птиц, узнавать птиц по картинкам; обобщат жизненные наблюдения. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 31 | 1 | Есть ли жизнь в воде подо льдом?
| Урок - путешествие
Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 40- 41). Индивидуальные рассказы учащихся о том, как зимуют животные в воде подо льдом. Творческое задание: придумать название и допол- нить рассказ по рисунку учебника.
| Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают признаки рыб, о жизни некоторых животных и растений подо льдом; научатся соблюдать правила безопасного поведения у водоемов зимой. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 32-33 | 2 | Как зимуют травы, кустарники и деревья.
| Урок - экскурсия.
Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 42- 43). Проведение опыта: рассмотреть внутреннее строение почки дерева под лупой. Проведение длительного эксперимента: поставить веточку дерева в воду в комнате. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как деревья зимой от мороза защищаются; о том, зачем стряхивать снег с деревьев в саду. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительно го отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование (лупу); следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Узнают о жизни трав, деревьев и кустарников в зимний период; научатся делать выводы на основе наблюдений; получат представление о внутреннем строении почки. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 34 | 1 | Труд людей зимой
| Урок - экскурсия.
Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 42- 43). Индивидуальные рассказы учащихся о том,как трудятся люди зимой в саду. | Проявление познавательной инициативы. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают особенности труда людей зимой; научатся обобщать жизненные наблюдения за трудом людей зимой, описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений). | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 35 | 1 | Учимся различать деревья и кустарники зимой.
| Урок - наблюдение.
Решение частных задач.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 44-45). Индивидуальные рассказы учащихся о том, как можно отличить одно дерево от другого по плодам. Ответы на вопросы,построение высказываний, рассматривание иллюстраций в учебнике, работа с хрестоматией. Выполнение практической работы с природным материалом. Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами. | Проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги, осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: различать (узнавать) изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают отличия деревьев и кустарников зимой; научатся определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, ко- ре, почкам, плодам; уточнят названия кустарников и деревьев родного края; научатся описывать внешний вид деревьев, определять деревья по их плодам. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 36 | 1 | Экскурсия. Учимся различать деревья и кустарники зимой. | Урок - экскурсия.
Решение практических задач. | Проведение опыта: определение названия дерева по стволу и почкам во время экскурсии. Работа в парах. Наблюдения за жизнью растений родного края зимой. Ответы на вопросы. Фиксирование результатов наблю дений. Классификация объектов природы на основе их существенных признаков(особенности деревьев и кустарников зимой: цвет коры, силуэт кроны, внешний вид почек, запах древесины). | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, договариваться о распределении функций и ролей.
| Узнают отличия деревьев и кустарников зимой; научатся определять разные виды деревьев и кустарников по силуэтам, коре, почкам, плодам в зимнее время года, различать изученные объекты живой природы и проводить простейшую классификацию на основе существенных признаков. | Текущий. Индивидуальный опрос. |
|
| 37- 38 | 2 | Пришла весна.
| Урок – наблюдение. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 8-9). Проведение опыта: чист ли лед. Работа в парах. Индивидуальные рассказы учащихся о том, какие изменения происходят в жизни растений и животных весной. Беседа о том, почему нельзя облизывать сосульку, почему важно сбивать сосульки с крыш. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; осуществлять выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологические высказывания. | Узнают правила поведения на экскурсии, правила безопасности на воде и на льду в весеннее время; уточнят названия животных и растений родного края, раннецветущих растений; научатся анализировать наблюдения за изменениями, происходящими в природе с приходом весны; называть основные признаки времен года, знать их последовательность. | Наблюдение Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 39- 40 | 2 | Какие растения весной цвести торопятся.
| Урок – телепередача. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 48- 49). Индивидуальные рассказы учащихся о том, какие растения зацветают весной первыми. Соотнесение названия растения с иллюстрацией. | Осознание ценности природы и необходимости нести ответственность за ее сохранение; проявление познавательной инициативы при выполнении заданий вместе с героями интриги. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для бережного отношения к природе; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают раннецветущие растения, причины их раннего цветения; научатся отличать раннецветущие растения от остальных растений, устанавливать взаимосвязи между объектами и явлениями природы в весеннее время; оберегать редкие и исчезающие растения родного края. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 41- 42 | 2 | Как животные весну встречают.
| Урок – сказка. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 50- 51). Работа в парах. Индивидуальные рассказы учащихся о том, как животные родного края весну встречают. Творческое задание: озаглавли- вание рассказа в учебнике. Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между явлениями живой и неживой природы, использовать их для бережного отношения к природе; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают об изменениях в жизни животных весной; научатся устанавливать взаимосвязи в живой и неживой природе, анализировать рисунок и отвечать по нему; выполнять правила охраны животных в весеннее время; получат представление о гнездовании птиц. | Наблюдение за птицами | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 43- 44 | 2 | Про больших и маленьких.
| Урок – сказка. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 52- 53). Индивидуальные рассказы учащихся о том, как на свет появляются лягушки; о том, как птицы заботятся о своих птенцах. Описание объектов живой природы на основе иллюстраций, выявление существенных признаков. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: оценивать и анализировать результат своего труда, определять то, что лучше всего получилось, а при необходимости вносить изменения в решение задания. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Узнают, как появляется потомство у животных; научатся сравнивать потомство и животных-родителей, наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и временем года. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 45- 46 | 2 | Лето пришло.
| Урок – путешествие. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 54- 55). Индивидуальные рассказы учащихся о том, какие изменения в природе мы наблюдаем с приходом лета. Творческая работа: устное сочинение на тему «Я люблю тебя, лето!». Беседа о правилах поведения летом на водоеме. Коллективное об- суждение пословиц и поговорок о летних месяцах. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов; соблюдение правил поведения во время игр в летний период (в том числе на водоеме). | Регулятивные УУД: осознавать необходимость осуществлять контроль по результату (ретроспективный), контроль результата по просьбе учителя; отличать верно выполненное задание от неверного. Познавательные УУД: определять учебную задачу изучения данного раздела, осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают об основных изменениях в неживой и живой природе с приходом лета; уточнят правила поведения в природе во время экскурсии; научатся устанавливать взаимосвязи в природе в летний период, анализироват и обобщать полученную информацию при на блюдении, выполнять оздоровительные и закаливающие процедуры. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 47- 48 | 2 | В лес по ягоды пойдем.
| Урок – игра. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 56- 57). Индивидуальные рассказы учащихся о том,какие ягоды созревают в родном крае. Беседа о пользе ягод и о правилах сбора ягод в лесу. | Стремление к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, строить монологическое высказывание. | Узнают питательные и целебные свойства ягод; получат представление о правилах сбора ягод; научатся приводить примеры съедобных и ядовитых ягод своего края. | Текущий. Индивидуальный опрос.
| Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 49- 50 | 2 | С лукошком за грибами.
| Урок – игра. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 58- 59). Проведение длительного эксперимента: сбор спор грибов. Индивидуальные рассказы учащихся о том, какие грибы растут в родном крае. Беседа о правилах сбора грибов. | Осознание необходимости соблюдения правил безопасного поведения в лесу, проявление познавательного интереса к учебной деятельности. | Регулятивные УУД: оценивать результат своей работы на уроке. Познавательные УУД: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов; использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают признаки и названия грибов, правила сбора грибов; научатся различать съедобные и несъедобные грибы, приводить примеры съедобных грибов своего края, соблюдать правила безопасного поведения в лесу. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 51- 52 | 2 | Зеленая аптека.
| Урок – игра. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 60- 61). Работа в парах. Индивидуальные рассказы учащихся о том,какие лекарственные растения растут в родном крае. Определение характера взаимоотношений человека с природой, приведение примеров влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека. | Проявление познавательного интереса, определенных познавательных потребностей и учебных мотивов, положительного отношения к школе и адекватного представления об учебной деятельности. | Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; формулировать проблему; самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. | Узнают о лекарственных растениях, о целебной силе растений, правила сбора целебных трав; получат представление о приемах использования лекарственных растений; научатся называть условия, необходимые для жизни растений, рассказывать о правилах сбора лекар ственных растений и соблюдать их. | Текущий. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 53 | 1 | Природа и мы.
| Урок - эстафета.
Урок общеметодологической направленности.
| Работа по заданию рубрики «Сделай сам». Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 62-63). Индивидуальные рассказы учащихся о правилах поведения в природе. | Осознание ценностного отношения к природному миру, проявление готовности следовать нормам природоохранного поведения. | Регулятивные УУД: самостоятельно ставить цель предстоящей практической работы, планировать способы достижения поставленной учебной (практической) задачи и оценивать результат своей работы. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; определять учебную задачу изучения данного раздела; осуществлять поиск и выделение необходимой информации; применять на практике методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
| Узнают, что обозначает термин «экология», как человек и его отношение к природе влияют на то, будут ли жить или исчезнут растения, животные; научатся соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков- экскурсий. | Тест. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 54 | 1 | Экскурсия. Природа и мы. | Урок - эстафета.
Урок общеметодологической направленности.
| Установка предупредительных экологических знаков в природе. | Осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | Регулятивные УУД: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины), определять характер взаимоотношений человека с природой. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета, слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре, строить монологические высказывания.
| Узнают виды и формы помощи человека природе; научатся соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, рассказывать о результатах экскурсии. | Текущий. |
|
| 55- 56 | 2 | Красная книга.
| Урок – игра. Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 62- 63). Индивидуальные рассказы учащихся о редких и исчезающих растениях и животных. Обнаружение простейших взаимосвязей между живой и неживой природой, их использование для объяснения бережного отношения к природе. Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами. | Соблюдение правил экологической культуры: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль по результату в отношении многократно повторяемых действий с опорой на образец выполнения; совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Познавательные УУД: определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению. Личностные УУД: соблюдение правил экологической культуры: ценностное отношение
| Узнают растения и животных родного края, занесенных в Красную книгу; научатся устанавливать взаимосвязи в природе, приводить примеры животных из Красной книги. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 57 | 1 | Родной край.
| Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с картой родного края, дополнительной литературой о природе родного края. | Осознание себя как гражданина России, своей этнической принадлежности. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы; адекватно воспринимать оценку учителя и высказывания одноклассников с отзывами о выполненной работе. Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотеки, образовательного пространства родного края (малой родины). Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| Узнают название нашей планеты, родной страны, своего региона, родного города; научатся описывать достопримечательности родного края, называть виды растений и животных родного края. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 58- 59 | 2 | Наша родина - Россия.
| Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 64- 65). Индивидуальные рассказы учащихся о жителях России. Чтение дидактических иллюстраций с размещенными внутри словами. Работа с картой, маркированными в тексте словами и строчками. Различение государственной символики. | Осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке. Познавательные УУД: выполнять анализ объектов с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классифи кации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в процессе диалога или в игровой ситуации с различными субъектами образовательного процесса - одноклассниками, учителем, другими партнерами по общению.
| Узнают название своего государства, его столицы, главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), главной исторической достопримечательно сти Кремля (Спасская башня); научатся называть столицу России, приводить примеры и описывать достопримечательности столицы России. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 60- 61 | 2 | Государственная символика России.
| Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 66- 67). Индивидуальные рассказы учащихся о государственной символике. Слушание гимна России. Коллективная работа по сравнению старинных и современных монет. Различение государственной символики. | Осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизниж. | Регулятивные УУД: выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё не известно; планировать - определять последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составлять план и последовательность действий; прогнозировать - предвосхищать результат и уровень усвоения знаний. Познавательные УУД: использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных практических задач; выделять существенную информацию из небольших текстов. Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить; слушать и понимать речь других; осуществлять работу в паре.
| Узнают государственную символику России, выучат первый куплет и припев гимна России; научатся описывать традиции, обычаи, историю государственных символов России, узнавать российский Г осударст- венный флаг и российский Государственный герб, выполнять правила поведе ния при прослушивании Государственного гимна России. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 62- 63 | 2 | Москва - столица нашего государства. | Урок «открытия» нового знания.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 68- 71). Индивидуальные рассказы учащихся о достопримечательностях Москвы. Государственная символика: герб Москвы. | Осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учеб- но-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: осуществлять контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона. Познавательные УУД: стремиться к расширению своей познавательной сферы, стараться производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, распределять функции | Узнают столицу государства, сердце Москвы - Кремль, главную площадь столицы; научатся описывать достопримечательности Москвы, важнейшие исторические события в истории Москвы. | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |
| 64- 65 | 2 | Экскурсия в город.
| Урок общеметодологической направленности.
| Фронтальная работа с разворотом учебника (с. 72- 73). Индивидуальные рассказы учащихся о достопримечательностях родного города. Беседа о правилах поведения в городе. Моделирование (составление маршрута) экскурсии. | Осознание себя гражданином России, чувство сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордость за свою страну; проявление устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, установки на здоровый образ жизни. | Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку учителя; осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном; вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Познавательные УУД: анализировать объекты с целью выделения их признаков (существенных, несущественных); осуществлять синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; подводить под понятие, выводить следствия. Коммуникативные УУД: слушать и вступать в диалог, участвовать | Узнают правила поведения во время движения по городу, виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус); получат представление об основных достопримечательностях своего края. | Текущий. Индивидуальный опрос. |
|
| 66 | 1 | Обобщение «Мы и окружающий мир». | Урок общеметодологической направленности.
| Самостоятельная работа: выполнение задания членов клуба «Мы и окружающий мир». Рассказ об условиях членства в клубе. Создание карточки членства в клубе. | Проявление интереса к занятиям научной деятельностью, осуществление самооценки на основе критериев успешности учебной деятельности. | Регулятивные УУД: адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий; в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, осуществлять итоговый пошаговый контроль по результатам. Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; производить поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; выполнять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные УУД: обмениваться мнениями, слушать партнера по коммуникации - другого ученика и учителя; обсуждать индивидуальные результаты практико-речевой деятельности, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
| Узнают правила членов клуба «Мы и окружающий мир»; научатся подписывать конверт и писать письмо, работать с дополнительной литературой, заполнять и анализировать результаты работы в «карте успехов». | Текущий. Индивидуальный опрос. | Учебник, ТСО, наглядный материал, дидактические пособия. |