Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса (система Л.В.Занкова)
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса составлена на основе авторской программы Н.Я.Дмитриевой 2012 года с учётом требований ФГОС (система Л.В.Занкова)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_shirokih_okruzhayushchiy_mir_4.docx | 80.47 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов __________/ Широких И. Г./ Протокол № 1 «30»августа 2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ________/Асташкина С.Г./ «2» сентября 2014 г. | «Утверждаю» Директор МАОУ «Медико-биологический лицей» г.Саратова _____________/Сыромолотова Т.Я./ Приказ № «2» сентября 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Широких Ирины Геннадиевны,
высшей квалификационной категории
по курсу «Окружающий мир»
4 «А» класс
2014 – 2015 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» разработана на основе программы Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Окружающий мир», - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012, в соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта для начального общего образования и психолого-педагогическими основами развивающей системы обучения (Л.В. Занкова).
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и дает обучающемуся возможность ознакомления с естественными и социальными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение мира в его важнейших взаимосвязях.
МЕСТО КУРСА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На предмет «Окружающий мир» в 4 классе базисным учебным планом начального общего образования отводится 68 ч. (2 ч в неделю, 34 учебные недели).
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА
«Окружающий мир» - это мировоззренческий курс, который формирует основы мировоззрения ребёнка, способствует осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, воспитанию экологической культуры, безопасного поведения, этических норм поведения, предоставляет возможность каждому ребёнку найти сферу своих интересов.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе – формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека; развитие у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой.
Основные задачи учебного предмета:
- На основе предметных знаний и умений подвести учащихся к осознанию объективно существующих связей и зависимостей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и изменчивости окружающего мира, его противоречивости;
- Развивать историческое мышление, формировать экологическую грамотность;
- Формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, ориентироваться в пространстве и времени, добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь, делать обобщения и выводы; самостоятельно проводить опыты, наблюдения, практические работы.
- Воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; на ознакомительном уровне представит науки, помогающие познавать окружающий мир.
Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционально-положительного отношения к миру природы и культуры, воспитывает духовность, активность, компетентность подрастающего поколения России, способного на созидание во имя родной страны и планеты Земля.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ к осмыслению личного опыта, позволяет найти свое место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА В 4 КЛАССЕ
В 4 классе следующий этап познания человеком окружающего мира. Начинается эпоха Великих географических открытий. Дети знакомятся с историей открытия, населением, природой Америки, Австралии, Антарктиды при постоянном сравнении с природой России.
Развиваются науки, люди изобретают все больше машин, бытовой техники, технических средств, которые входят в повседневную жизнь человека. Растет интерес человека к познанию самого себя, к своему здоровью и необходимости принимать меры по его сохранению.
В историческом плане в 3 и 4 классах прослеживается, как постепенно человек преодолевал свою зависимость от природных сил и усиливалось его обратное влияние на природу. Особое место в этих классах отводится истории России.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми. В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 4 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 4 класса к учебнику «Окружающий мир». - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 4класс. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Товпинец И.П. Уроки здоровья. Книга для чтения в 3-4 классах. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Трафимова Г.В. Секреты и диковинки окружающего мира: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Трафимова Г.В. Тайны близкие и далекие: Книга для чтения по курсу «Окружающий мир». - Самара: Корпорация «Федоров».
Чутко Н.Я. Я - гражданин России: Учебное пособие для 3, 4 классов. - Самара: Корпорация «Федоров»: Издательство «Учебная литература».
Любые доступные для детей энциклопедии, справочники, альбомы, по содержанию связанные с природой, историей, человеком и его здоровьем.
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
Наглядные пособия:
■натуральные: гербарии, чучела, коллекции минералов и горных пород, скелет человека, скелет любого млекопитающего;
■изобразительные:
- муляжи плодов, животных и отдельных органов человека;
- таблицы групп растений и животных, отдельных органов человека и систем органов, внешнего и внутреннего строения человека, значения полезных ископаемых;
- физический глобус Земли, компас, теллурий, муляжи;
- атлас для начальных классов;
- настенные карты: «Физическая карта полушарий», «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Карта природных зон мира», «Карта природных зон России», «Политическая карта мира»;
- рисунки, слайды, диафильмы;
■самодельные наглядные пособия;
■компьютер;
■интерактивная доска;
■мультимедийный проектор.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела программы Тема урока | Элементы содержания урока | Планируемые результаты обучения | Измерители, виды и формы контроля | Домашнее задание | Сроки проведения | ||||||||||
Освоение предметных знаний | Универсальные учебные действия | план | факт | |||||||||||||
I четверть (15 ч.) | ||||||||||||||||
1 | 1.Человек и мир, созданный им. Сфера разумной жизни. Условия современной жизни. | Связь между человеком и миром; условия современной жизни. ОБЖ: безопасное обращение с электроприборами. | Учащиеся должны иметь представление о первых жилищах человека. Знать историю предметов домашнего обихода | Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; | Коллективное чтение, беседа. | Стр. 3-11 | сентябрь | |||||||||
2 | Техника и человек. | Человек и научно –технический прогресс. | Уметь доказать, что современный человек не может остановить научно-технический прогресс | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | Стр. 15 - 16 | сентябрь | ||||||||||
3 | Человек познает самого себя. Трудный путь становления медицины | Человек познает самого себя. | Уметь видеть общее и отличительное в строении разных клеток | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, таблицей | Стр. 17 - 19 | сентябрь | ||||||||||
4 | Клетка – основа строения и роста живых организмов. . | Иметь представление о здоровом образе жизни семьи | Иметь представление Уметь составить свой режим дня | Беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками, наблюдение | Стр. 19 - 23 | сентябрь | ||||||||||
5 | Режим жизни человека Лекарственные растения | Древнейшая наука – медицина. Уметь осуществлять классификацию объектов Правила сбора и хранения лекарственных растений | Иметь представление о медицине как об одной из древнейших наук Знать о наиболее распространенных лекарственных растениях. Уметь приводить примеры, описывать растения | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | Стр. 24 – 29 | сентябрь | ||||||||||
1 | 2. Наши соседи на западе. Где и как жили рыцари. | Иметь представление об образе жизни рыцарей. | Уметь описывать отдельные события из истории Отечества | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, справочниками | стр. 30-35 | сентябрь | ||||||||||
2 | Почему осанка выделяла рыцаря. | Укрепление здоровья, безопасного поведения. | Знать упражнения, вырабатывающие правильную осанку человека, использовать знания для укрепления здоровья, безопасного поведения | – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; | Коллективное чтение, беседа. Проблемные задания Работа с таблицей | стр.35-37 | сентябрь | |||||||||
3 | Тело человека. Опора и защита тела. | Знать, от чего зависит состав костей скелета | Иметь представление о строении скелета человека, его назначении | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей | с.11 №16 | сентябрь | ||||||||||
4 | Части скелета. Позвоночник. | Знать строение и значение позвоночника | Иметь общее представление о строении позвоночника | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей | с.12 №18 | октябрь | ||||||||||
5 | Череп. Его основные части. Грудная клетка. | Строение черепа. Грудная клетка как часть опорно-двигательной системы человека | Иметь представление о строении черепа. Иметь представление о грудной клетке как части опорно-двигательной системы человека | – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; | Работа с таблицей Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Грудная клетка» | Стр. 43 – 45 | октябрь октябрь | |||||||||
6 | Конечности – живые рычаги. ОБЖ: помощь при ушибах и переломах. | Строение верхних и нижних конечностей. | Знать общее строение рук и ног, правила сохранения и укрепления здоровья | Работа с таблицей Коллективное чтение, беседа. | Стр. 46 – 48 | |||||||||||
7 | Мышцы и движение. | Разнообразие мышц. Величина и форма. | Иметь представление о разнообразии мышц | Работа с энциклопедиями, справочниками Коллективное чтение, беседа. | Стр. 49-53 | октябрь | ||||||||||
8 | Проверочная работа по теме «Тело человека». | Проверка знаний о теле человека. | Знать ответы на вопросы в рабочей тетради | Проверочная работа | повторение | октябрь | ||||||||||
9 | Анализ проверочной работы. «Черная смерть» (эпидемия чумы на Руси). | Эпидемии Средневековья. Жизнь людей в Средневековой Европе. | Знать о причинах, вызывающих эпидемии, и меры борьбы с ними, правила сохранения здоровья | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр.54-57 | октябрь | ||||||||||
10 | Начало нового времени (эпоха Возрождения). | Изменения, которые стали происходить в Западной Европе. | Иметь представление о развитии науки и культуры в XIV веке | Работа с энциклопедиями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения по теме стр.58-61 | октябрь | ||||||||||
II четверть (16 ч.) | ||||||||||||||||
11 | Расширение знаний о Земле. | Развитие культуры, открытия людей. | Иметь представление | – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи; – подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (например, мир – государства – Россия – республика, область (край) – город (село) и т.д.) на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; – устанавливать аналогии. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения о Х. Колумбе, Ф.Магеллане; с. 61 - 67 | ноябрь | |||||||||
12 | Природа Нового Света. | Географические открытия, растения и животные Америки. | Знать природу Нового Света | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Сообщения о животных и растениях. стр.68-69 | ноябрь | ||||||||||
13 | Развитие науки. Устройство Вселенной. Почему предметы падают вниз (закон всемирного тяготения). | Развитие науки ее значение в развитии человечества. Исследование закона всемирного притяжения. | Знать доказательство шарообразной формы Земли. Иметь представление Знать о существовании на Земле микроорганизмов и их значении в жизни человека Знать о значении прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями Знать правила сохранения и укрепления здоровья | Работа с картой Работа с дополнительной литературой Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. Проверочная работа Работа с энциклопедиями. Коллективное чтение, беседа. | Стр. 70 – 74 Стр.74-78 повторение с. 79 – 81, нарисовать плакаты | ноябрь ноябрь ноябрь ноябрь | ||||||||||
14 | Открытие невидимого мира (микробиология) Победа над эпидемиями. | Изобретение микроскопа, мир микроорганизмов. Вклад ученых в дело по борьбе с микробами. | ||||||||||||||
15 | Проверочная работа по теме: «Начало Нового времени. Развитие науки». | |||||||||||||||
16 | Зачем нужна гигиена. | Правила гигиены. Потребность вести здоровый образ жизни. | ||||||||||||||
17 | Особенности | Строение и функции кожного покрова. | Знать о строении кожного покрова | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр. 81 - 87 | ноябрь | ||||||||||
18 | Обобщающий урок. Самостоятельная работа. | Как уберечь кожу от повреждений, особые образования кожи(загар, волосы, ногти) | Уметь работать по заданиям в рабочей тетради | Проверочная работа | повторение | ноябрь | ||||||||||
1 | 3. Преобразования в России. Царь-плотник. | Основные преобразования в России при Петре Первом | Иметь представление о деятельности Петра I; об основных преобразованиях в России. Уметь описывать отдельные события из истории | Коллективное чтение, беседа. Работа с историческими картами (границы России в конце XVII века) | с.89-98, | декабрь | ||||||||||
2 | Петр I – царь и человек. | Личность Петр I, реформы. | Уметь ориентироваться | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | Стр. 99-101, сообщения детей о Петре I Стр. 102-106 | декабрь | ||||||||||
3 | Становление Российской науки. | Горные породы и полезные ископаемые. Вклад М.В.Ломоносова в Российскую науку. | Уметь определять состав и свойства гранита и известняка, оформлять работу | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | декабрь | |||||||||||
4 | Горное дело. Практическая работа «Свойства горной породы». | Горные породы. Полезные ископаемые. | Уметь определять признаки объектов природы, расширить представление об освоении мира и открытии новых земель | Проверочная работа Работа с картой, иллюстрациями | Стр. 107-109 | декабрь | ||||||||||
5 | Каменное царство. | Представление об использовании различных камней. | Знать о значении каменной поваренной соли, горючих полезных ископаемых | – ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в т.ч. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. | Коллективное чтение, беседа. Работа с картой, иллюстрациями | с. 110-116 | декабрь | |||||||||
6 | Кто открывает и добывает полезные ископаемые. | Способ добычи полезных ископаемых. Труд геологов. | Уметь оценить воздействие природы на человека Иметь представление о жизни и деятельности А. В. Суворова Иметь представление о плане военных действий под Бородино | Коллективное чтение, беседа. Работа с картой Проверочная работа Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.121-123, повторить Стр. 124-131 | декабрь декабрь декабрь | ||||||||||
7 | Проверочная работа по теме: «Полезные ископаемые». Ни разу не побежденный. | Личность А.В.Суворова, Ф.Ф.Ушакова. Значение их деятельности в жизни России. События Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение. | ||||||||||||||
8 | Русское военное искусство. Ни разу не побежденный. Отечественная война 1812 г. | |||||||||||||||
III четверть (20 ч.) | ||||||||||||||||
9 | План местности. | Формировать представление о развитии науки и техники в XIX–XX веках. План местности | Уметь читать план местности | Работа с картой Коллективное чтение, беседа. | Стр. 131-134 | январь | ||||||||||
10 | Практическая работа «Составление плана». | Условные знаки, масштаб. | Знать основные моменты Куликовской битвы, особенности действий русского войска, о князе Дмитрии Донском | Проверочная работа | Составить план | январь | ||||||||||
1 | 4. Разнообразие природы Земли. Северные земли России. | Географические исследования просторов России. | Иметь представление о природных условиях, в которых происходила Северная экспедиция | Работа с картой Коллективное чтение, беседа. | Стр.3-5 | январь | ||||||||||
2 | Самый маленький материк | Имена путешественников и географические объекты. Растительный и животный мир Австралии. | Иметь представление | Урок – семинар. Работа с видеофильмом «Береги природу» | Стр.5-9 | январь | ||||||||||
3 | Русские на шестом континенте. | Природные и климатические особенности Антарктиды. | Знать об открытии Уметь показать на карте | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой | Стр.10-13 | январь | ||||||||||
4 | Дальний Восток России. Особенности природы гор. | Необычность природы Дальнего Востока. Разнообразие лесной зоны. Особенности природы гор, смена ярусов. Горная местность | Знать растительный и животный мир Уссурийского края. Уметь показать на карте | Работа с картой Коллективное чтение, беседа. | Стр.13-17 | январь | ||||||||||
5 | Человеческие расы. | Три основные человеческие расы. Их зависимость от природных условий | Иметь представление об особенности жизни и занятий людей в горах | Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе, в т.ч. при возможности с помощью инструментов ИКТ; – использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования; – строить сообщения в устной и письменной форме; – ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач; – воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты – тексты; – анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; – осуществлять синтез как составление целого из частей; – проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – обобщать (самостоятельно выделять класс объектов) на основе выделения сущностной связи. Коммуникативные УУД Обучающийся научится: – строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; – допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; – учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; – формулировать собственное мнение и позицию; – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов; – задавать вопросы; – контролировать действия партнера; – использовать речь для регуляции своего действия; – адекватно воспринимать и передавать информацию в заданном формате. Личностные УУД У обучающегося будут сформированы: – внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»; – широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; – учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; | Коллективное чтение, беседа. Работа с дополнительной литературой, CD «Электронная энциклопедия» | Стр.17-19 | февраль | |||||||||
6 | Проверочная работа по теме: «Разнообразие природы Земли». | Иметь представление Иметь представление Иметь представление о строении человека. Знать правила сохранения и укрепления здоровья Иметь представление о значении кровеносной системы Уметь ответить на ключевые вопросы темы Иметь представление об основных событиях начала ХХ века Знать о Великой Отечественной войне, подвигах народа в победе над фашизмом | Проверочная работа Работа с энциклопедиями Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Коллективное чтение, беседа. Задания в рабочей тетради Проверочная работа Работа с лентой времени Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | повторить Стр.20-23 Стр.24-26 Стр.27-30 Стр.31-39 повторить Стр. 40-44 Стр.44-49 | февраль февраль февраль февраль февраль февраль февраль март март март | |||||||||||
1-2 | 5.События 19-20 вв. Развитие науки и техники. | Развитие науки и техники в XIX веке Причины развития мира. | ||||||||||||||
3-4 | Новые знания о человеке. Открытие деятельности нервной системы. | Достижение науки в познании человека. И.П.Павлов. Роль и значение нервной системы. | ||||||||||||||
5 | Строение и работа нервной системы | Центральная нервная система | ||||||||||||||
6 | Значение кровеносной системы. Путь крови. | Состав и свойства крови. | ||||||||||||||
7 | Контрольная работа по теме «Знания | Кровеносная система человека. | ||||||||||||||
8 | Анализ работы. Россия в ХХ веке. События начала века. | Преобразование в России начала XX века. | ||||||||||||||
9 | Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). | События 1941—1945 гг Сравнительный анализ отечественных войн 1812г. и 19411 – 1945 гг. | ||||||||||||||
10 | Страны- участники Второй мировой войны | Иметь представление об основных научных открытиях ХХ века Уметь работать с тетрадью на печатной основе. Знать границы России, некоторые города, столицу, события из истории Отечества Иметь представление о природоохранных мерах Иметь представление о системе дыхания человека | Работа с иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр. 50-56 | март | |||||||||||
11 | Век научных открытий. | правила пользования телевизором, монитором, компьютером | Работа с иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр. 56-59 | март | |||||||||||
12 | Проверочная работа по теме «Россия в ХХ веке». | События из истории Отечества. Границы России. | Проверочная работа | Повторить | март | |||||||||||
IV четверть (17 ч.) | ||||||||||||||||
1-2 | 6.Человек и природа. Охрана природы. | Возниковение и создание заповедных зон. Экология. | Коллективное чтение, беседа. Работа с видеофильмом | Стр. 60 - 65 | Апрель-апрель | |||||||||||
3-4 | Органы дыхания. | Дыхание, как важнейшая система жизнеобеспечения человека. Забота о своем здоровье. | Работа с таблицей «Органы дыхания человека» Коллективное чтение, беседа. | Стр. 66-69 | Апрель-апрель | |||||||||||
5 | Сельское хозяйство. Животноводство | Сельское хозяйство. | Иметь представление о некоторых отраслях животноводства и использовании продуктов животноводства | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 70-74 | апрель | ||||||||||
6 | Растениеводство. | Сельское хозяйство и природные условия. | Иметь представление о некоторых отраслях растениеводства и использовании продуктов растениеводства | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 75-78 | апрель | ||||||||||
7 | Зачем человек ест. Состав пищи. | Значение питания в жизни человека. Витамины и их значение. | Иметь представление о пищеварительной системе человека. Знать правила ухода за зубами. | – осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; – осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей; – основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки; – этические чувства – стыда, вины, совести как регуляторы морального поведения; – понимание чувств одноклассников, учителей, других людей и сопереживание им; – принятие установки на здоровый образ жизни; – принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения; – чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы и лучшими образцами мировой и отечественной культуры. Регулятивные УУД Обучающийся научится: – принимать и сохранять учебную задачу; – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем, одноклассниками; – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; – осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи); – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей; – различать способ и результат действия; – вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; – выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные УУД Обучающийся научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета. | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Органы пищеварения человека» | Стр.79-85 | апрель | |||||||||
8 | Органы пищеварения. | Значение питания в жизни человека. Витамины и их значение. | Иметь представление о пищеварительной системе человека. | Коллективное чтение, беседа. Работа с таблицей «Органы пищеварения человека» | Стр.86-89 | апрель | ||||||||||
9 | Длинная дорога бутерброда. ОБЖ: культура питания. | Система пищеварения. Органические вещества. | Знать о полезных свойствах продуктов питания, о рациональном питании, о правильном питании школьника | Коллективное чтение, беседа. Работа с энциклопедиями | Стр. 89-95 | апрель | ||||||||||
1 | 7.Современная Россия. Человек и общество. | Формировать представление о символах и об устройстве государственной власти. Человек и общество. | Знать, как человек познает природу, общество, самого себя | Работа с дополнительной литературой комбинированный | Стр.96-97 | май | ||||||||||
2 | Россия - наша Родина Москва - столица России | Функциональные обязанности каждой ветви власти. | Знать, как человек познает природу, общество, самого себя | Работа с дополнительной литературой Коллективное чтение, беседа. | Стр.98-103 | май | ||||||||||
3 | Устройство государственной власти. | Функциональные обязанности каждой ветви власти. | Формировать представление об устройстве государственной власти в России. | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.104-108 | май | ||||||||||
4 | Символы и праздники России. | Флаг. Герб. Гимн. | Знать символику Российского государства | Выполнение заданий в рабочей тетради Коллективное чтение, беседа. | Стр.108-113 | май | ||||||||||
5 | Человек в современных условиях. Нравственные нормы жизни. | Развитие цивилизации. Нравственные нормы жизни. | Знать основные правила поведения в окружающей среде | Работа с энциклопедиями, иллюстрациями Коллективное чтение, беседа. | Стр.113-120 | май | ||||||||||
6 | «Есть порох в пороховницах!» | Проверочная работа | Уметь находить дополнительную информацию о событиях | Работа с энциклопедиями Проверочная работа | повторить | май | ||||||||||
7 | Обобщающий урок «Что я знаю. Что я умею». Контрольные тесты. | Контрольные тесты | Уметь самостоятельно ответить на предложенные вопросы, выполнить задания | Проверочная работа Работа с книгой, картой | повторить | май | ||||||||||
8 | Экскурсия в краеведческий музей. | Знать особенности природы родного края и исторические события, связанные с историей родного края | Обобщение. Наблюдение Беседа. | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (система Л. В. Занкова)
В программе представлена пояснительная записка к планированию, распределение часов по темам, а также подробное тематическое планирование учебного материала....
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс система Занкова
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова (Программы начального общего образования. Система Л.В. Занкова/ Сост.Н.В.Нечаева, С....
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (Система Л.В. Занкова)
Рабочая программа и развернутое тематическое планирование по окружающему миру для 3 класса разработаны на основе примерной программы, авторской программы Н.Я. Дмитриевой (система развивающего об...
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова.
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс. Система Л. В. Занкова....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс(система Л.В.Занкова)
Рабочая программа 2 вида по учебному курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образов...
рабочая программа по окружающему миру 3 класс, система Л.В.Занкова
рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС...
рабочая программа по окружающему миру 4 класс Система Л.В. Занкова
Рабочая программа предназначена для работы по ФГОС в 4 классе основной общеобразовательной школы....