Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса УМК "Гармония".
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Раздел № 1«Пояснительная записка»
Нормативные документы, регламентирующие деятельность учителя
1.Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года.Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года).
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», (зарегистрирован в Минюсте 22.12.2009 рег. №17785).
3.Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993;
4.Приказ Минобразования РО от 30.04.2014 №263 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области на 2014-2015 учебный год».
5.Базисный учебный план МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
6.Годовой календарный график МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
7.Образовательная программа НОО МБОУ Милютинской СОШ на 2014-2015 уч. год.
8.Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.04 2014 г. № 08-548
9.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
10. Положение о портфолио ученика начальных классов МБОУ Милютинской СОШ Протокол № 3 от 31.10.2013 года.
11. Положение о проектно-исследовательской деятельности ученика начальных классов МБОУ Милютинской СОШ от 31.10.2013 года.
12. Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, (дисциплин, модулей) МБОУ Милютинской СОШ, принята на заседании педагогического совета №1 от 20.08.2014г.
13. Положение о системе текущих отметок обучающихся МБОУ Милютинской СОШ начального уровня образования в соответствии с ФГОСНОО протокол №5 от 26.12.2013г.
14. Письмо Министерства образования и науки РФ от 17.12.2013года № 08-2053 «О направлении информационно-методических материалов».
УМК
Учебно-методический комплект:
Поглазова О. Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. 2 класс. Учебник, Часть 1 и 2. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2011
Поглазова О. Т., Шилин В. Д. Окружающий мир. 2 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2013
Поглазова О. Т., Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 2 класса, 2012
Окружающий мир: программа 1-4 классы. О.Т. Поглазова. Смоленск: «Ассоциация ХХΙ век», 2012
Обоснование выбора УМК
Данный УМК обеспечивает выполнение требований федерального государственного стандарта начального общего образования.Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен тем, что особенностью содержания курса «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства.
Интегрированный курс «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах, разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. В дидактическом и методическом отношении УМК является продолжением учебника для 1 класса по окружающему миру О.Т. Поглазовой.
Цели изучения предмета
• развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
• освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и
духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
Главной целью данной программы является ее направленность на:
формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.
Достижение поставленных целей связывается с решением следующих задач:
социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.
Раздел №2 «Общая характеристика учебного предмета»
Основной особенностью содержания предмета «Окружающий мир» является его интегративный характер. В едином курсе объединяются знания о природе, человеке, обществе, важнейших событиях в истории российского государства. Человек предстаёт перед учениками как биосоциальное существо, часть живой природы и член общества: член семьи, коллектива учеников, сообщества жителей родного края, гражданин государства. Это позволяет объединить в едином курсе знания о природе и социальной действительности, что создаёт условия для формирования у учащихся необходимых обществу нравственных и мировоззренческих убеждений. В содержание интегрируются на доступном данному возрасту уровне обществоведческие, исторические, физические, химические, биологические, географические, астрономические, экологические знания, что позволяет осуществить очень важную пропедевтическую роль курса для дальнейшего изучения предметов естественного и гуманитарного циклов в основной школе. Интегративный подход даёт возможность ученику воспринять окружающий мир как единое целое, в котором все компоненты связаны, осознать богатство и сложность этого мира, узнать разные способы взаимодействия с ним.
В предмет «Окружающий мир» введен модуль «Формирование культуры здорового питания» (10 часов)
Предмет «Окружающий мир» предоставляет широкие возможности для реализации межпредметных связей всех предметных линий начальной школы. В процессе его изучения учащиеся могут объединять информацию, используемую в разных дисциплинах (литературное чтение, математика, технология изобразительное искусство), разные способы и средства её отображения: в слове, в естественнонаучном, историческом, математическом понятии, в рисунке, в мелодии, в рукотворном изделии, расширяя и углубляя представления об объектах и явлениях окружающего мира. Например, на уроке математики ученики узнают способ отображения целого и составляющих его частей с помощью диаграммы, на уроке окружающего мира они используют диаграмму, с помощью которой показывают соотношение суши и воды на земной поверхности. Понятие «симметричное тело» изучается на уроках математики и окружающего мира, закрепляется на уроке технологии при создании изделий симметричной формы. На уроках окружающего мира изучаются сезонные изменения в природе, на уроке литературного чтения ученики знакомятся, как отражают их писатели и поэты, на уроках музыки – композиторы, на уроке рисования – художники.
При отборе содержания курса и компонентов учебной деятельности положен личностно-ориентированный подход в обучении. Объектом внимания и деятельности ученика служит не только внешний мир в его многообразии, взаимосвязях и способы его изучения, но и познание самого себя, своих способностей и возможностей, оценка некоторых своих качеств, способности к самонаблюдению, самоанализу, саморазвитию и регуляции своих отношений с миром природы и людьми. Процесс образования организуется как процесс становления личности (обретения себя, своего образа), готовой к выполнению разных видов деятельности, способной рассуждать, критически мыслить, применять знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач. При этом учитываются психофизиологические возможности младшего школьника, особенности восприятия окружающего мира, способы мышления (эмоционально-образное, и рационально-логическое), его интересы. Представление целостной картины мира, раскрытие общих взаимосвязей её компонентов, обучение разным способам познания мира развивает познавательный интерес ученика, его интеллектуальные и творческие способности, эмоционально-эстетическое восприятие мира природы и культуры. Принцип вариативности реализуется через включение в содержание курса не только основного материала, соответствующего образовательному минимуму, но и дополнительного, расширяющего кругозор ученика, предоставляющего ему выбрать собственную траекторию учения. Система заданий дифференцирована по степени сложности, объёму, что предоставляет возможность активно включаться в процесс учения на разных уровнях (репродуктивном, продуктивном, креативном), применять знания в нестандартной ситуации. В соответствии с общими дидактическими принципами системности, доступности, наглядности, преемственности, с учётом краеведческого, экологического, сезонного принципам обучения, перед учениками разворачивается картина окружающей их живой и неживой природы в её многогранности и многообразии. Они узнают о разнообразии растений, грибов, животных, форм суши, видов водоёмов, о Земле как планете Солнечной системы. Обсуждают проблемы, связанные с их загрязнением и осознают необходимость бережного отношения к окружающей среде. Получают начальные представления о здоровье человека. Изучение естественнонаучных, обществоведческих и исторических понятий конкретизируется на примерах природных, социальных, исторических объектов родного края. Это помогает осуществлять связь обучения с жизнью, способствует развитию наблюдательности, познавательного интереса учащихся, формированию эмоционально-эстетических, нравственно-этических оценок наблюдаемой действительности, выработке (соответствующих содержанию обучения) практических умений и навыков. При этом воспитываются патриотические чувства, любовь к родному краю, бережное отношение к его природе, культурному и историческому наследию, толерантное и уважительное отношение к образу жизни, обычаям, традициям, религиям народов, населяющих родной край. Во многих разделах программы включены вопросы краеведения, предложены экскурсии в природу, в музеи, которые дают богатый материал для уроков окружающего мира. С целью формирования экологического мышления учебно-познавательная деятельность младшего школьника, осуществляемая в процессе восприятия, осмысления, запоминания, овладения знаниями и способами деятельности, направляется на многостороннее рассмотрение и изучение свойств явлений и объектов окружающего мира, выявление их взаимосвязей и взаимозависимостей. При этом внимание учащихся акцентируется на том, что человек может неразумно загрязнять окружающую его среду, уничтожать историческую память о прошлом Родины и родного края, но может сохранять красоту и многообразие природы, беречь наследие предков и мировой культуры. В результате формируется желание следовать безопасному, экологически грамотному и здоровому образу жизни, соблюдать чистоту и красоту среды обитания. Предмет создаёт содержательную базу и для формирования универсальных учебных действий: регулятивных, познавательных, коммуникативных. В процессе изучения окружающего мира учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников и её обработку (запись, обобщение, структурирование, презентацию в разных формах, вербальной и наглядной); планируют и выполняют небольшие исследования по выявлению свойств, причинно-следственных связей, последовательности протекания природных и социальных процессов и др. При этом выполняются все компоненты учебной деятельности: постановка задачи, планирование действий по её решению, оценивание результатов действий, формулировка выводов. Одновременно школьники учатся сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивают различные способы взаимной помощи партнёрам по общению. В процессе изучения предмета, учащиеся ведут наблюдения за природными объектами и явлениями, выполняют практические работы, учатся работать с готовыми моделями (глобус, карта, плоскостные, объёмные и рельефные модели форм суши, муляжи и др.), создают собственные простые модели. При этом, учитывая возрастные особенности учащихся 2 класса, соблюдается разумный баланс эмпирического и теоретического способов познания окружающего мира. Анализируя информацию о природных объектах, выявляя их существенные признаки, объединяя в группы, учащиеся овладевают приёмами умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.), осваивают метод классификации - один из основных способов упорядочивания информации об окружающем мире. Система заданий для пошагового первичного закрепления и итогового контроля, представленная в рабочих тетрадях и в тетрадях для тестовых заданий, способствует индивидуализации и дифференциации обучения, предоставляет учащимся возможность самооценки, самоконтроля, саморазвития. Формированию универсальных учебных умений способствует и проектная деятельность учащихся. Учащиеся осуществляют поиск информации из разных источников, учатся объединять знания из разных образовательных областей, обобщать их представлять в разных формах (вербальной и наглядной). Участие в проектной работе способствует самореализации и самовыражению учащихся, развивает их личностные качества.
Планируемые результаты изучения учебного предмета во 2 классе
Предметные результаты:
В результате усвоения содержания предмета «Окружающий мир» во 2 классе ученик получит возможность
узнать:
– человек – часть живой природы и член общества, условия, обеспечивающие его здоровье и эмоциональное благополучие, значение труда и творчества в его развитии, качества, определяющие его физическую и духовную красоту; профессии людей, связанные с природой и работой с людьми, наиболее распространённые профессии в родном крае;
– правила безопасного поведения в природе и социальной среде (водоём, лес, горы, ядовитые растения и грибы, опасные животные; улица, двор, подъезд, лифт, квартира, незнакомые люди), в чрезвычайных ситуациях;
– основные нормы морали, культурного поведения в школе, среди одноклассников, в общественных местах, в семье, правила вежливого общения с окружающими людьми, элементарные приёмы управления своим эмоциональным состоянием;
– правила личной гигиены, способы сохранения и укрепления своего здоровья; приёмы оказания первой помощи при лёгких травмах, простудных заболеваниях;
– природные тела и явления, способы их изучения; основные космические тела (звезда, планета, спутник); виды земной поверхности (океаны и материки, горы и равнины, холмы и овраги); виды естественных и искусственных водоёмов (море, река, озеро, пруд, водохранилище); условные изображения на карте гор, равнин, водоёмов, городов, границ государств; особенности поверхности и
водоёмов родного края (города, села, пригорода) на основе наблюдений;
– взаимоотношения в обществе, семья – ячейка общества, родственные и семейные отношения; Родина, государство, его столица, государственные символы; основные права и обязанности российских граждан, права ребёнка;
– названия наиболее многочисленных народов, населяющих территорию России, её крупных городов, своего края (области, республики), его центра, своего города (села, деревни);
– 2-4 представителя изучаемых систематических групп природных и социальных объектов своей местности, их достопримечательности;
– экологические проблемы современного города и пути их решения, необходимые меры по сохранению чистоты и красоты природы;
– смысл понятий: тело, явление, облако, звезда, планета, спутник, созвездие; равнина, холм, гора, овраг; океан, море, озеро, река, пруд, водохранилище, болото; семья, родственники, Родина, государство, столица, граница, Конституция, гражданин, право, обязанность; город, посёлок, транспорт, средство связи, музей, профессия, искусство; симметричное, несимметричное, линия и центр симметрии предметов;
понимать:
– значение солнца, воздуха, воды для всего живого на Земле; на Земле мало питьевой воды и других природных ресурсов, их необходимо экономно расходовать;
– люди не должны загрязнять землю и водоёмы промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми отходами; надо стараться решать возникающие экологические проблемы;
– он является членом семьи, коллектива одноклассников; горожанином (селянином), гражданином своего государства и должен соблюдать нравственные нормы поведения в обществе, быть патриотом своей Родины, города, школы, класса;
– человек красив своими душевными качествами, поведением, поступками, своим мастерством и своими творениями; красота человека несовместима с плохим отношением к окружающим людям, к природе;
– все профессии важны и нужны в обществе, деятельность людей может разрушать природу, но может оберегать и сохранять её;
– Россия - многонациональное государство, все народы равны между собой, надо уважительно относиться к культуре, обычаям, языку других народов;
– край, где они живут, - их малая родина, которую надо беречь и любить; в городах и посёлках есть исторические памятники, которые надо сохранить для будущих поколений людей;
научиться:
– различать по существенным признакам природные объекты и изделия человека; объекты живой и неживой природы, тела и явления; небесные тела, формы суши, виды водоёмов; виды жилищ и транспорта, средства связи, профессии людей; симметричные и не симметричные предметы; эстетические и нравственные категории, эмоциональные состояния, формы общения; государственную символику России;
– приводить примеры государственных законов и праздников, городов России, народов, населяющих родной край, наиболее многочисленных народов России; объектов неживой и живой природы, изделий человека; явлений, происходящих в неживой и живой природе, небесных тел, форм суши, естественных и искусственных, пресных и солёных водоёмов; объектов городского хозяйства, музеев, культурных центров, достопримечательностей родного города (посёлка); наземного, водного, воздушного, общественного, грузового и специального транспорта, разных профессий; симметричных и несимметричных предметов окружающего мира;
– описывать изучаемые природные и социальные объекты, называя их отличительные признаки, особенности их внешнего вида; характеризовать черты характера человека;
– сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать изучаемые объекты окружающего мира, называя их сходства и различия;
– определять принадлежность изучаемых природных и социальных объектов к конкретным систематическим группам по существенным признакам;
– объяснять отличия человека от животных; различие эстетических, этических, моральных категорий (красивое - безобразное, нравственное - безнравственное, культурное - некультурное, веж-
ливое - грубое и др.); значение природы для здоровья человека, положительные и отрицательные воздействия человека на природу;
– наблюдать тела и явления природы, небесные тела, формы земной поверхности, виды водоёмов, признаки экологического неблагополучия в природе; объекты городского хозяйства, культуры, спортивные сооружения, виды строений, улиц, транспорта, музейные экспонаты; вести простейшие наблюдения социальных отношений в быту, в обществе;
– извлекать полезную учебную информацию из рассказа учителя, рисунка, учебного текста, схемы, таблицы, диаграммы, карты;
– представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, рисунок, аппликация, условный знак, схема, таблица, простая модель, описание изучаемого предмета по предложенному плану);
– формулировать и обосновывать правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, нравственного поведения в быту и обществе;
– создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сообщения), участвовать в проектной деятельности;
– оценивать свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– ориентирования в среде обитания (природная и социальная среда, опасности и способы их преодоления);
– решения познавательных, учебных и практических задач;
– использования универсальных учебных действий при работе с разными источниками информации;
– определения природных и социальных объектов, нуждающихся в их сохранении с целью принятия участия в сохранении их чистоты и красоты;
– проведения наблюдений за телами и явлениями, объектами природы, городского хозяйства, экспонатами музеев, деятельностью людей в различных сферах с целью оценки положительного и отрицательного воздействия людей на окружающую среду;
– выполнения правил личной гигиены, режима дня для укрепления своего здоровья; соблюдения правил безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; оказания
первой помощи при лёгких травмах;
– осознания себя членом общества (семья, классный коллектив, горожанин, гражданин России) и воспитания в себе желания стать достойным человеком (верным другом, заботливым членом семьи, патриотом своей Родины);
– создания творческих работ (аппликаций, рисунков, моделей, рассказов, небольших сообщений) на заданную тему и участия в проектной деятельности.
Личностные результаты
У второклассника продолжат формироваться:
положительное отношение к процессу учения, к приобретению знаний и учений, стремление преодолевать возникающие затруднения;
готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей;
осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, ориентация на проявление доброго отношения к людям, уважения к их труду, на участие в совместных делах, на помощь людям, в том числе сверстникам;
умение выделять нравственный аспект поведения, соотносить поступки с принятыми в обществе морально – этическими принципами;
навыки безопасного, экологически грамотного, нравственного поведения в природе, в быту, в обществе;
понимание важности бережного отношения к своему здоровью;
понимание ценности семьи в жизни человека и важности заботливого отношения между её членами;
осознание себя как гражданина, обретение чувства любви к родной стране, к её природе, культуре, интереса к её истории; уважительное отношение к другим странам, народам, их традициям.
У второклассника могут быть сформированы:
стремление к саморазвитию, желание получать новые знания, открывать новые способы действия, готовность преодолевать учебные затруднения и адекватно оценивать свои успехи и неудачи, умение сотрудничать;
зарождение элементов гражданского самосознания (российской идентичности), гордости за свою Родину, российский народ; интереса к образу жизни народов, населяющих родной край, уважения к прошлому своих предков, желания продолжить их добрые дела;
стремление к соблюдению морально – этических норм общения с людьми другой национальности, людьми с нарушениями здоровья;
эстетическое восприятие природы и объектов культуры, стремление к красоте, желание участвовать в её сохранении;
осознание личной ответственности за своё здоровье и здоровье окружающих.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Второклассник продолжит учиться:
организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы с гербарием, коллекцией, с контурными картами и др.);
принимать (ставить) учебно- познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;
планировать (в сотрудничестве с учителем, с одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемыми учебно-познавательными, учебно-практическими, экспериментальными задачами;
действовать согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, рабочей тетради;
контролировать выполнение действий, вносить необходимые коррективы;
оценивать результаты решения поставленных задач, находить ошибки и способы их устранения.
Второклассник получит возможность научиться:
оценивать своё знание и незнание, умение и неумение, продвижение в овладении тем или иным знанием и умением по изучаемой теме;
ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы с гербарием, коллекцией, географической и исторической картой и др.);
проявлять инициативу в постановке новых задач, предлагать собственные способы решения.
Познавательные:
Второклассник продолжит учиться:
осознавать учебно-познавательную, учебно-практическую, экспериментальную задачи;
извлекать информацию, необходимую для решения учебных задач, из материалов учебника (текстов и иллюстраций), рабочей тетради, собственных наблюдений объектов природы и культуры, личного опыта общения с людьми;
понимать информацию, представленную в вербальной форме, изобретательной, схематической, модельной и др., определять основную и второстепенную информацию;
подводить под понятие (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) на основе выделения существенных признаков природных объектов;
целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира и описывать их отличительные признаки;
использовать готовые модели для изучения строения природных объектов и объяснения природных явлений;
осуществлять кодирование и декодирование информации в знаково – символической форме.
Второклассник получит возможность:
осмысливать цель чтения, выбор вида чтения в зависимости от цели;
сопоставлять информацию из разных источников, осуществлять выбор дополнительных источников информации для решения исследовательских задач, включая Интернет;
дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы, диаграммы), создавать собственные;
осуществлять исследовательскую деятельность, участвовать в проектах, выполняемых в рамках урока или внеурочных занятиях.
Коммуникативные:
Второклассник продолжит учиться:
строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;
вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивая различные способы взаимной помощи партнёрам по общению;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, проявлять терпимость по отношению к высказываниям других, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.
Второклассник получит возможность научиться:
планировать, сотрудничая с взрослыми (учитель, родитель) и сверстниками, общие дела, распределять функции участников и определять способы их взаимодействия;
проявлять инициативу в поиске и сборе информации для выполнения коллективной работы, желая помочь взрослым и сверстникам;
уважать позицию партнёра;
участвовать в проектной деятельности, создавать творческие работы на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, небольшие сообщения, презентации).
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Мир многогранен, интересен и всё время изменяется – необходимо наблюдать и познавать его. Наука, искусство, религия, как способы познания человеком самого себя, природы и общества.
Природа жизненно необходима и ранима – нужно знать об этом и беречь её красоту и гармонию. Природа планеты - общее достояние человечества, её сохранение - важнейшая задача всех народов Земли.
В мире и в России живут разные народы – надо уважать их обычаи и традиции, жить с ними в дружбе и согласии. Опыт человечества и предков богат и пригодится в жизни – следует изучать и уважать его.
Личность, уважающая ценности семьи и общества, любящая своё Отечество, хранящая традиции своих предков, готовая к сотрудничеству со сверстниками и взрослыми, адекватно ориентирующаяся в современном конфликтном, динамично меняющемся мире, свободно выбирающая собственную жизненную позицию и уважающая мнения других, – основа жизнеспособности, духовно-нравственной консолидации, развития и благополучия российского общества.
Раздел №3 «Место учебного предмета в учебном плане»
Рабочая программа рассчитана на 68 часов
2 часа в неделю - инвариантная часть учебного плана, 34 учебных недели
Рабочая программа составлена для 2 б класса
Последовательность тем изучается в соответствии с авторской программой.
Раздел №4 «Содержание учебного предмета»
Человек и природаЧеловек как часть живой природы и разумное существо. Здоровье человека, основные условия и способы его сохранения и укрепления. Значение для здоровья режима дня, закаливания, физических упражнений, спорта, прогулок на природе. Органы чувств, важность сохранения их здоровья. Оказание первой помощи при лёгких травмах (порез, ушиб, ожог, обморожение). Использование целебных свойств растений. Личная гигиена школьника, поддержание чистоты и порядка в помещениях – залог здоровья. Важность знания правил безопасной жизни. Правила безопасного поведения в природе и дома (ядовитые растения, грибы, встреча с опасными животными; безопасное пользование бытовыми электрическими приборами, правила обращения с газом, водой, противопожарная безопасность). Правила поведения с незнакомыми людьми. Телефоны экстренной помощи. Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения природных явлений; проверка остроты зрения и слуха, гимнастика для глаз, определение свойств тел осязанием, оказание первой помощи; разыгрывание сценок безопасного поведения.
Модуль «Формирование культуры здорового питания»: - Личная гигиена; Правила личной гигиены; Выполнение правил личной гигиены; Правильное питание для сохранения зубов; Состав пищи; Причины ухудшения зрения; Режим питания и сохранение зрения; Значение питания в жизни человека; Все ли мы знаем о здоровой пище; Как правильно питаться. (Темы данного раздела в календарно-тематическом планировании подчёркнуты.)
Человек и обществоОбщество – совокупность людей, объединённых общей культурой и совместной деятельностью. Человек – член общества. Значение труда для человека и общества. Разнообразие профессий: учёные, деятели литературы и искусства, учитель, врач, археолог и др. Важность и необходимость профессии эколог в современном мире. Наиболее распространённые профессии в городе, селе. Культура общения людей, правила этикета. Важность вежливого, уважительного отношения к окружающим. Эмоциональное состояние человека, проявление чувств. Друзья, взаимоотношения с ними. Физическая и духовная красота человека. Семья — ячейка общества, его основа. Члены семьи, родственники. Имя, отчество, фамилия, их происхождение. Родословная семьи (предки, ближайшие поколения). Место работы членов семьи, их профессии. Домашнее хозяйство, семейный бюджет. Взаимоотношения в семье, забота членов семьи друг о друге. Обязанности ребёнка в семье (забота о младших, стариках, больных, помощь взрослым). Труд, отдых, семейные праздники. Семейные реликвии и традиции.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдения взаимоотношений людей разного возраста; составление карточки-определителя «Какой я», составление своей родословной; ролевая игра «Уроки вежливости».
Природа вокруг тебя
Кто и как изучает природу. Учёные, изучающие живую и неживую природу. Значение наблюдений и эксперимента в изучении законов природы. Природные явления, происходящие в живой и неживой природе. Способы их изучения. Объекты и явления неживой природы, наблюдаемые на дневном небе. Образование облаков, их разнообразие. Перистые, кучевые, слоистые, грозовые облака. Что изучает наука астрономия. Первые представления о небесных телах. Звёзды – раскалённые космические тела. Солнце – ближайшая к Земле звезда, источник света и тепла для растений, животных, человека. Опасность солнечного ожога и теплового удара. Правила безопасного поведения под солнечными лучами. Почитание Солнца древними народами, его образ в произведениях народного творчества. Космические объекты и явления, наблюдаемые на ночном небе. Звёзды и созвездия. Кометы, метеоры, метеориты. Красота ночного неба. Планеты – холодные космические тела. Земля – планета. Общие представления о её форме, размерах и движении. Вращение Земли вокруг оси как причина смены дня и ночи, обращение вокруг Солнца – причина смены времён года. Глобус – модель Земли. Представления древних о Земле. Первый полёт человека вокруг Земли, первый космонавт мира, Ю. А. Гагарин. Вид Земли из космоса. Луна – естественный спутник Земли. Движение Луны вокруг Земли как причина изменения её видимой формы в течение месяца (фазы Луны). Первые космические полёты на Луну. Общие представления о Солнечной системе, её составе и разнообразии планет. Что изучает наука география. Соотношение воды и суши на земной поверхности. Материки и океаны Земли, их число, названия, расположение
на глобусе и карте полушарий. Формы земной суши: горы, равнины, их разнообразие, условное обозначение на карте. Холм, части холма. Овраги, их образование и борьба с ними. Разнообразие гор. Горы и люди. Правила безопасного поведения в горах. Вулканы, опасность их извержения. Изменение и загрязнение суши людьми: карьеры и отвалы, свалки из пустых пород. Вода на Земле. Группы водоёмов: естественные и искусственные; с пресной и солёной водой. Естественные водоёмы: океан, море, озеро, река. Море и его значение для людей и природы. Морская вода, волны, опасность купания в море. Озеро – замкнутый водоём. Каспийское море – самое большое озеро мира. Байкал – глубочайшее озеро мира, жемчужина России. Река – постоянный водный поток. Части реки: исток, притоки, устье. Реки и люди. Болото, его значение для рек. Искусственные водоёмы: пруд, водохранилище, канал. Источники питьевой воды, важность сохранения их чистоты. Необходимость экономного расходования воды в быту. Проблема загрязнения (очистки) водоёмов. Правила безопасного поведения на водоёмах. Важность сохранения красоты и чистоты природы. Формы суши и виды водоёмов родного края. Красота природных пейзажей в произведениях поэтов, писателей, художников, композиторов.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение дневного и ночного неба, разных форм облаков, форм земной поверхности, водоёмов; моделирование разных форм облаков (из бумаги, из ваты), форм суши (из пластилина, из песка и глины, гипса); изготовление аппликаций «Ночное небо», «На море», «Озеро», «Болото».Экскурсия на местный водоём, по окрестностям станицы.
Наша Родина – Россия
Родина, соотечественники. Россия – многонациональное, одно из крупнейших по территории государств мира. Народы, населяющие Российскую Федерацию, их национальные традиции (на примере народов родного края). Уважительное отношение к своему и другим народам. Русский язык — государственный язык России. Территория Российской Федерации. Государственная граница России, её сухопутные и морские границы. Государственные символы России: флаг, герб, гимн. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон Российской Федерации. Права и обязанности граждан. Права ребёнка. Президент Российской Федерации – глава государства. Праздник и его значение в жизни общества. Государственные праздники: День защитника Отечества, День Победы, День весны и труда, День России, День народного единства, День Конституции, День защиты детей и др. Москва – столица России, центр управления государством. Расположение Москвы на карте России. Некоторые достопримечательности столицы России (Кремль, Московский университет, московское метро, Большой театр, храм Христа Спасителя и др.). Российские города (города-миллионеры, города-герои, города воинской славы, древние города). Общее представление о гербах городов. Санкт-Петербург и его достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.). Горожане и селяне. Условия жизни в городе (на селе). Промышленные и жилые районы города. Культурные центры города (библиотеки, музеи, театры, стадионы и др.). Проблемы современного города (транспорт, переработка отходов, чистота и др.). Проблема загрязнения окружающей среды. Опасность пребывания на свалках Важность озеленения городов. Значение транспорта в жизни общества. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Экологические проблемы города, связанные с транспортом. Экологически чистые виды
транспорта. Родной край, родные места семьи. Родной город (посёлок). Достопримечательности и исторические памятники родной станицы. Расположение родного края, его центра, родного населенного пункта на карте.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение исторических и природных памятников родного края; выявление источников загрязнения двора, улицы, города (посёлка), составление проекта озеленения двора или улицы.
Человек – творец
Человек – создатель и носитель культуры. Талант и трудолюбие. Творчество и мастерство человека. Музеи, их значение в жизни общества. Исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи, их экспонаты. Музеи под открытым небом. Коллекции старинных предметов быта: одежды, обуви, домашней утвари, светильников и др. Значение письменности, счёта, средств связи в жизни людей. Бережное отношение к книге. Старинные и современные средства письменности, счёта, связи. Почта, телеграф, мобильный телефон, компьютер, электронная почта, радио, телевидение, пресса, Интернет. Мир искусства. Виды художественного творчества: литература, музыка, живопись, скульптура, театр, кино. Образы природных пейзажей, времён года в искусстве: в поэзии, на художественных полотнах и др. Художественные музеи – хранилища произведений искусства. Эрмитаж, Третьяковская галерея – крупнейшие музеи страны. Красота природная и рукотворная. Симметричные и несимметричные предметы окружающего мира. Осевая, центральная, переносная виды симметрии. Линия и центр симметрии. Использование разных видов симметрии в творениях человека: в архитектурных сооружениях, парковых ансамблях, мостах, узорах одежды, предметов быта и др. Памятники культуры на ближайших улицах родного города (села), важность бережного отношения к ним.
Наблюдения, практические и творческие работы: наблюдение симметричных узоров на предметах домашнего обихода, в городских сооружениях, проверка симметричности плоских фигур и определение оси симметрии; изготовление аппликации «Национальные одежды народов России». Экскурсии: в музей
Возможные проекты:«Мой лучший друг», «Моя семья», «Семейный альбом», «Памятная реликвия», «Космическое путешествие», «Горы и люди», «Реки и люди», «Я – экскурсовод» (по родной станице, по Москве и др.), «Город будущего», «Транспорт будущего».
Программа рассчитана на 68 часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов (данные часы отмечены курсивом в разделе №6 «Календарно-тематическое планирование»). Резервное время использовано на:
- промежуточный контроль качества знаний учащихся – 5 часов;
- защиту проектов - 1 час;
- региональный компонент - 3 часа;
- подготовка к контрольной работе – 4 часа.
-Обобщающий урок по теме «Человек - творец»- 1час.
Раздел №5 «Тематическое планирование»
Наименование разделов | Количество часов | Формы контроля | Дата |
Человек и природа | 11 (тест – 2 (из них 1 проверочная работа), практическая работа -1) | ||
Промежуточный (входной) контроль качества знаний | тестирование | 18.09 | |
Человек и общество | 7 (тест – 1, практическая работа -1) | ||
Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 1 четверть | тестирование | 30.10 | |
Природа вокруг тебя | 27 (тест – 4 (из них 3 проверочные работы), практическая работа -3) | ||
Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 2 четверть | тестирование | 25.12 | |
Наша Родина-Россия | 10 (тест – 2 (из них 1 проверочная работа) | ||
Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 3 четверть | тестирование | 18.03 | |
Человек - творец | 13 (тест – 1, практическая работа -1) | ||
Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 4 четверть | тестирование | 13.05 | |
Итого | 68 | 5 |
Контроль качества знаний
№ п/п | Вид работы | дата |
1 | Промежуточный (входной) контроль качества знаний(тест) | 18.09 |
2 | Практическая работа по теме «Гигиена органов чувств» | 25.09 |
3 | Проверочная работа по теме «Здоровье и безопасность» (тест) | 08.10 |
4 | Практическая работа по теме «Профессии» | 09.10 |
5 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 1 четверть (тест) | 30.10 |
6 | Проверочная работа по теме «Природные тела и явления» (тест) | 19.11 |
7 | Практическая работа по теме «Звёзды и созвездия» | 27.11 |
8 | Проверочная работа по теме «Небесные тела» (тест) | 18.12 |
9 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 2 четверть (тест) | 25.12 |
10 | Практическая работа по теме «Горы» | 21.01 |
11 | Проверочная работа по теме «Формы земной поверхности» (тест) | 29.01 |
12 | Практическая работа по теме «Река, её части. Значение рек» | 11.02 |
13 | Проверочная работа по теме «Государство, его символы» (тест) | 11.03 |
14 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 3 четверть (тест) | 18.03 |
15 | Практическая работа по теме «Виды симметрии в изделиях людей» | 06.05 |
16 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 4 четверть (тест) | 13.05 |
Характеристика универсальных учебных действий. Планируемые результаты на базовом и повышенном уровнях
Раздел | Универсальные учебные действия | Планируемые результаты на базовом уровне | Планируемые результаты на повышенном уровне |
Человек и природа (11 часов) | Личностные: демонстрировать интерес к заданиям различной трудности; проявлять чувство необходимости учения; положительное отношение к школьной дисциплине. Регулятивные: организуют свою деятельность, действуют согласно плану, предложенному учителем, а также планам, представленным в учебнике и рабочей тетради; осуществляют учебные действия – понимают информацию, представленную в вербальной форме, определяют основную и второстепенную информацию; контролируют выполнение действий, вносят необходимые коррективы Познавательные: работать с учебным текстом, выделять главную информацию, находить ответы на вопросы, соотносить иллюстративную и текстовую информацию; читать простые схемы, извлекать заложенную в них информацию; выполнять разные типы тестовых заданий. Коммуникативные: аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; использовать речь для регуляции своих действий | Учащиеся научатся: работать с учебником и рабочей тетрадью; определять, что такое окружающий мир; различать, что создано природой, а что – руками человека, объекты живой и неживой природы; понимать, что такое здоровье, что хорошее состояние органов чувств является показателем здоровья; определять полезные и вредные для здоровья растения; соблюдать правила поведения на дорогах, улицах, правила пользования транспортом. | Получат возможность научиться: пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены. |
Человек и общество (7 часов) | Личностные: устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; осваивать социальные нормы и проявлять чувства и способности регулировать свое поведение Регулятивные: проявляют самостоятельность; развивают навыки сотрудничества; формулируют и удерживают учебную задачу, применяют установленные правила в планировании способа решения жизненных ситуаций; соотносят правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи Познавательные: выбирают нужную информацию из текста и иллюстраций; выделяют в тексте основную мысль и находят ответы на вопросы, моделируют ситуации Коммуникативные: проявляют готовность слушать собеседника и вести диалог; признают возможность существования различных точек зрения | Учащиеся научатся: различать формы поведения; рассказывать о профессиях; соблюдать правила поведения в обществе; понимать необходимость здорового образа жизни; оценивать характер взаимоотношений людей; понимать, что такое семья | Получат возможность научиться: определять условия благополучия общества; контролировать свое поведение и настроение; осознавать свою неразрывную связь с разнообразными социальными группами. |
Природа вокруг тебя (27 часов) | Личностные: осваивать социальные нормы и проявлять чувства и способности, регулирующие поведение; учиться сравнивать свои достижения и вырабатывать на этой основе предельно конкретную дифференцированную самооценку Регулятивные: контролировать выполнение учебных действий, вносить нужные коррективы (свои и учителя); находить ошибки и способы их устранения; оценивать результаты решения поставленных учебно-познавательных задач Познавательные: извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников знаний (словарей, справочников, энциклопедий), презентовать и обсуждать полученные сведения; работать с разными схемами – добывать информацию, данную в рисунках- схемах, в блок-схемах, в круговых диаграммах; проводить простейшие наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, во время экскурсий по родному краю, обсуждать в группах и составлять отчёт (сообщение) об экскурсии Коммуникативные: участвовать в коллективной беседе, слушать одноклассников, соблюдать основные правила общения на уроке; комментировать свои действия | Учащиеся научатся: определять понятия: «явления природы, облака, звезда, звездное небо, созвездие, астероид, планетарий, космическая станция, комета, метеор, метеорит, лунная поверхность, луноход, планета, спутник планеты, водоем»; моделировать созвездия; давать характеристику некоторым созвездиям и звездам, водоемам; работать с моделями Земли (глобус, карта); определять формы земной поверхности; | Получат возможность научиться: находить на глобусе Северный и Южный полюсы, экватор, материки; объяснять причину смены времен года, времени суток, влияние притяжения луны на земную поверхность; определять лунные фазы; называть свойства воды; выполнять рисунки-схемы истока и устья реки; работать со схемами и блок-схемами алгоритмов, описывающих природные явления. |
Наша Родина – Россия (10 часов) | Личностные: стремиться к самоизменению – приобретению новых знаний и умений; вырабатывать способность к самооценке; проявлять внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе. Регулятивные: планируют и контролируют свои действия, соблюдают правила поведения на уроке; принимают и сохраняют учебную задачу; оценивают результат своих действий Познавательные: работать с текстовой и иллюстративной информацией: находить (извлекать) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) и обсуждать полученные сведения; находить в текстах и на иллюстрациях ответы на вопросы; учиться пользоваться схемами, находить в них нужную информацию и использовать её при решении учебно-познавательных задач Коммуникативные: излагают свое мнение и аргументируют свою точку зрения | Учащиеся научатся: составлять небольшие сообщения на основе дополнительной информации; описывать проблемы современного города | Получат возможность научиться: проводить наблюдения, анализировать их; решать экологические задачи; работать с иллюстрациями. |
Человек – творец (13 часов) | Личностные: развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; вырабатывать способность к самооценке Регулятивные: контролируют и оценивают свои действия при работе с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом Познавательные: ставить учебно-познавательные задачи перед чтением учебного текста и выполнением разных заданий (перед выполнением наблюдения и опыта, практической работы); читать текст, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию; анализировать иллюстрации, сопоставлять их со словесным описанием в тексте Коммуникативные: учиться сотрудничать с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в малых и больших группах, осваивать способы взаимной помощи партнёрам по работе | Учащиеся научатся: различать прошлое, настоящее, будущее; находить место изученных событий на «ленте времени»; используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков. | Получат возможность научиться: наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности; работать самостоятельно. |
Формы организации учебной деятельности
индивидуальная
парная
групповая
фронтальная
индивидуально-групповая
экскурсия
практическая работа
урок-проект, урок-игра, урок-путешествие и т.п.
Методы обучения
объяснительно-иллюстративный: рассказ, объяснение, работа с учебником;
репродуктивный: воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по алгоритму;
проблемное изложение изучаемого материала;
частично-поисковый;
исследовательский метод, когда учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью учителя.
Учебный процесс на основе данной программы опирается на следующие технологии обучения:
-технология развивающего обучения;
- технология проблемного обучения;
- проблемно-диалогического обучения;
- ИКТ – технологии;
- игровые технологии;
- проектной деятельности;
- здоровьесберегающие технологии
Раздел №6 «Календарно-тематическое планирование»
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности | Виды контроля | Требования к результатам | дата | примечание |
Раздел 1.Человек и природа (11 ч) (тест – 2 (из них 1 проверочная работа), практическая работа -1) | |||||||
1 | Понятие «гигиена» Что нас окружает | 1 | работа с информационными источниками (учебником и тетрадью на печатной основе), рисунками | Фронтальный опрос | закрепляем полученные в 1 классе предметные знания о живой природе | 03.09 | |
2 | Правила личной гигиены Тела окружающего мира | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, схемами | фронтальный опрос, тестовые задания | тело, тела природы, изделия человека; источники информации (иллюстрация, текст, схема, таблица, опыт, модель, собственные наблюдения) | 04.09 | |
3 | Выполнение правил личной гигиены Человек – часть живой природы | 1 | работа с информационными источниками, схемами | текущий опрос, дидактическая игра | человек – часть живой природы, разумное существо | 10.09 | |
4 | Правильное питание для сохранения зубов Человек – разумное существо | 1 | работа с информационными источниками, разрезными карточками, работа в парах | тестовые задания | изобретатель, орудие труда, инструменты, научные приборы, бытовая техника; средства передвижения | 11.09 | |
5 | Здоровье человека. Значение природы для здоровья Состав пищи | 1 | работа с информационными источниками, индивидуальная работа | текущий опрос | здоровье, закаливание, туризм, зарядка, спорт, лечебная физкультура, режим дня | 17.09 | |
6 | Промежуточный (входной) контроль качества знаний учащихся | 1 | индивидуальная работа | тест | проверка знаний | 18.09 | |
7 | Причины ухудшения зрения Органы чувств | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, работа в парах | текущий опрос | органы чувств, функции органов чувств | 24.09 | |
8 | Режим питания и сохранение зрения Гигиена органов чувств. Практическая работа. | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, индивидуальная работа | практическая работа | Гигиена органов чувств; правила безопасного поведения; первая помощь при порезах, ожоге кожи и обморожении | 25.09 | |
9 | Значение питания в жизни человека Чистота – залог здоровья | 1 | работа с информационными источниками, работа в парах | индивидуальный опрос | болезнетворные микробы, правила ухода за кожей | 01.10 | |
10 | Все ли мы знаем о здоровой пище Зелёная аптека | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, работа в парах | Тестовые задания | лекарственное растение, целебное свойство, ядовитое растение; правила сбора лекарственных растений и способы использования их целебных свойств | 02.10 | |
11 | Как правильно питаться Азбука безопасного поведения. Проверочная работа | 1 | работа с информационными источниками, моделирование ситуаций, памятки по правилам безопасности | проверочная работа | правила безопасного поведения в природе, дома, на улице | 08.10 | |
Раздел 2. Человек и общество (7 ч) (тест – 1, практическая работа -1) | |||||||
12 | Человек – член общества. Профессии людей. Практическая работа | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, разрезными карточками, работа в парах | текущий опрос, практическая работа | человек – общественное существо; условия благополучия общества, общественный порядок; труд, профессия, мастерство; искусство, формы представления окружающей действительности (литература, театр, музыка, художественные полотна); эколог, экологическая проблема | 09.10 | |
13 | Как мы общаемся. Правила этикета | 1 | работа с информационными источниками, групповая работа | фронтальный опрос | общительный человек, умение вести беседу; язык мимики и жестов; правила вежливого общения с людьми разного возраста, с родными и близкими людьми, с незнакомыми людьми | 15.10 | |
14 | Физическая и духовная красота человека. Друзья, их значение в жизни людей | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | тестовые задания, текущий опрос | физическая и духовная красота человека, нравственные ценности красивого человека, черты его характера; настроение, положительные и отрицательные эмоции, умение управлять ими; друг, дружба, дружный коллектив | 16.10 | |
15 | Семья. Родственники | 1 | работа с информационными источниками, схемой | текущий опрос | семья, поколение, родственники, дядя, тётя, двоюродные братья и сёстры, родословная | 22.10 | |
16 | Семейные заботы. Традиции | 1 | работа с информационными источниками, работа в парах | текущий опрос, беседа по вопросам | забота, обязанность, взаимопомощь; личные дела и семейные, мужские и женские семейная традиция, реликвия; потомственная профессия | 23.10 | |
17 | Подготовка к контрольной работе | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | индивидуальный опрос, беседа по вопросам | повторение, обобщение пройденного | 29.10 | |
18 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 1 четверть | 1 | самостоятельная работа | тест | проверка знаний | 30.10 | |
Раздел 3. Природа вокруг тебя (27 ч) (тест – 4 (из них 3 проверочные работы), практическая работа -3, экскурсия - 2) | |||||||
19 | Кто и как изучает природу | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, постановка опыта | фронтальный опрос | наука, учёный; способы познания: наблюдения, опыт; лаборатория, приборы для наблюдений и измерений | 12.11 | |
20 | Природные тела и явления | 1 | работа с информационными источниками, схемой, таблицей, разрезными карточками | текущий опрос | явление, тело, метод наблюдения – основной метод познания природы | 13.11 | |
21 | Облака. Проверочная работа | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, схемой, репродукция картины Н.Ромадина «Последний луч» | проверочная работа | водяной пар, облако, туман, кучевые, перистые, слоистые облака | 19.11 | |
22 | Солнце – ближайшая к Земле звезда | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, работа в парах | текущий опрос | космическое тело, звезда; Солнце – ближайшая к Земле звезда | 20.11 | |
23 | Солнце и жизнь | 1 | работа с информационными источниками, групповая работа | текущий опрос | положительные и отрицательные действия солнечных лучей на живые организмы; правила безопасного пребывания на солнце | 26.11 | |
24 | Звёзды и созвездия. Практическая работа | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, работа в парах | практическая работа | представление о разнообразии звёзд, их цвета, расстояний до них; созвездие – участок неба; невооружённый глаз и телескоп | 27.11 | |
25 | Кометы, метеоры, метеориты | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | текущий опрос | образные представления о кометах, метеорах, метеоритах | 03.12 | |
26 | Земля – планета. Форма Земли | 1 | работа с информационными источниками, работа в парах, постановка опыта | текущий опрос, беседа по вопросам | Земля – планета, холодное космическое тело шарообразной формы; космонавт, космический корабль | 04.12 | |
27 | Движение Земли | 1 | работа с информационными источниками, глобусом, разрезными карточками, работа в парах | текущий опрос | глобус – модель Земли; ось Земли, экватор, Северный и Южный полюса; сутки – период вращения Земли вокруг своей оси, год – период её обращения вокруг Солнца | 10.12 | |
28 | Луна – естественный спутник Земли | 1 | работа с информационными источниками, схемой, работа в парах | текущий опрос | Луна – естественный спутник Земли; умение наблюдать Луну | 11.12 | |
29 | Исследования Луны. Человек на Луне | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | беседа по вопросам | астронавт, автоматическая станция, луноход; представление о формах рельефа лун- ной поверхности | 17.12 | |
30 | Планеты, движущиеся вокруг Солнца. Космические тела. Проверочная работа | 1 | работа с информационными источниками, разрезными карточками, работа в парах | тест | представление о 9 больших планетах, обращающихся вокруг Солнца, астероидах –малых планетах; проверяем усвоение следующих основных понятий: звезда, созвездие, планета, спутник планеты | 18.12 | |
31 | Подготовка к контрольной работе | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | индивидуальный опрос, беседа по вопросам | повторение, обобщение пройденного | 24.12 | |
32 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 2 четверть | 1 | работа с информационными источниками, самостоятельная работа учащихся | тест | проверка знаний | 25.12 | |
33 | Поверхность Земли. Материки и океаны | 1 | работа с информационными источниками, схемами, круговыми диаграммами, моделями | фронтальный опрос | наука география; карта, глобус, условные обозначения на картах (легенда карты); океан, материк, остров, полуостров | 14.01 | |
34 | Плоские и холмистые равнины. Овраги и борьба с ними | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, работа в группах | текущий опрос | формы суши – равнины и горы; плоская и холмистая равнины; холм, овраг, курган; способы борьбы с оврагами | 15.01 | |
35 | Горы, их разнообразие. Практическая работа | 1 | работа с информационными источниками, моделями, иллюстрациями | практическая работа | гора, её части (вершина, склон, подошва склона); горный хребет, высокие, средние, низкие горы, их изображение на карте; Эверест – высочайшая вершина мира, Эльбрус – высочайшая вершина Кавказских гор | 21.01 | |
36 | Горы и люди. Безопасное поведение в горах | 1 | работа с информационными источниками, блок-схемами алгоритмов, работа в парах | текущий опрос | горная долина, пропасть, тоннель; снежная лавина, каменная осыпь, сель, вулкан, гейзер; альпинист, правила безопасного поведения в горах | 22.01 | |
37 | РК. Экскурсия. Формы суши родного края | 1 | работа с картой, групповая работа | индивидуальный опрос | умение различать разные формы суши | 28.01 | |
38 | Земля и её поверхность. Проверочная работа | 1 | работа с информационными источниками, самостоятельная работа | тест | проверяем усвоение понятий: материк, океан, гора, равнина, овраг, холм, вершина, склон, подошва (подножие); знание правил безопасного поведения в горах | 29.01 | |
39 | Вода на земле. Океаны и моря | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, физической картой полушарий | индивидуальный опрос | Мировой океан, океан, море, морская вода; экологические проблемы, связанные с деятельностью людей; правила безопасного поведения на море | 04.02 | |
40 | Пресные воды суши | 1 | работа с информационными источниками, схемами | текущий опрос | пресная вода; река – постоянный поток пресной воды | 05.02 | |
41 | Река, её части. Значение рек. Практическая работа | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, схемами, групповая работа | практическая работа | части реки – исток, приток, устье, русло; водохранилище, канал, водопад, родник, наводнение, плотина, гидроэлектростанция | 11.02 | |
42 | Озёра, пруды, болота | 1 | работа с информационными источниками, рисунками-схемами, работа в парах | индивидуальный опрос | естественный, искусственный водоёмы; озеро, пруд, болото; правила экологически грамотного и безопасного поведения на водоёмах | 12.02 | |
43 | Озеро Байкал. Значение воды. Загрязнение водоёмов | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | текущий опрос | питьевая вода, водопой, колодец, фильтрование воды; меры экономного расходования питьевой воды | 18.02 | |
44 | РК.Экскурсия. Водоёмы родного края | 1 | работа с картой, иллюстрациями, схемами, групповая работа | индивидуальный опрос | умение различать разные виды водоёмов | 19.02 | |
45 | Разнообразие водоёмов | 1 | работа с информационными источниками, схемами, иллюстрациями | тестовые задания | проверяем усвоение понятий: естественный и искусственный водоёмы; океан, море, река, озеро, пруд, болото, водохранилище, пруд, канал; пресная и морская (солёная) вода; части реки – исток, приток, устье. Правила безопасного поведения на воде | 25.02 | |
Раздел 4. Наша Родина - Россия (10 ч) (тест – 2 (из них 1 проверочная работа) | |||||||
46 | Родина. Родной край. Россия | 1 | работа с информационными источниками, физической картой России | фронтальный опрос | Родина, страна, территория, россияне, национальность, малая родина, родной край | 26.02 | |
47 | Российская Федерация, её государственные символы | 1 | работа с информационными источниками, физической картой России, иллюстрациями | текущий опрос | Р о с с и й с к а я Федерация, республика, край, область; государственная граница (сухопутная, морская), армия; герб, флаг, гимн России | 04.03 | |
48 | Конституция. Государственные праздники | 1 | работа с информационными источниками | тестовые задания | президент, закон, Конституция, права и обязанности гражданина России, ребёнка; международный, государственный, национальный и др. праздники | 05.03 | |
49 | Москва – столица России. Российские города. Проверочная работа | работа с информационными источниками | тест | столица, достопримечательность, основные исторические памятники Москвы, Санкт-Петербурга; город-герой, город воинской славы, город-миллионер; культурный, промышленный, торговый центр, кремль, герб города | 11.03 | ||
50 | Защита проектов Российские города | 1 | коллективная работа | индивидуальный опрос | представление результатов исследования для обсуждения и возможного дальнейшего практического использования | 12.03 | |
51 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 3 четверть | 1 | самостоятельная работа | тест | проверка знаний | 18.03 | |
52 | Горожане и селяне | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, групповая работа | текущий опрос | архитектор, небоскрёб, сквер, парк, улица, проспект, бульвар, площадь | 19.03 | |
53 | Проблемы современного города | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, выполнение опытов | текущий опрос, беседа по вопросам | отходы городского хозяйства, свалка, контейнер для сбора отходов; правила экологически грамотного поведения в городе и наприроде | 01.04 | |
54 | Наземный, водный и воздушный транспорт | 1 | работа с информационными источниками, схемами, разрезными картинками, работа в парах | фронтальный опрос | наземный, подземный, водный, воздушный транспорт; пассажирский, грузовой, специальный, общественный, личный транспорт; правила безопасного поведения на транспорте | 02.04 | |
55 | РК. Проблемы загрязнения воздуха и воды при его использовании | 1 | работа с информационными источниками, схемами | тестовые задания | правила экологически грамотного поведения | 08.04 | |
Раздел 5. Человек – творец (13 ч) (тест – 1, практическая работа -1, экскурсия - 1) | |||||||
56 | Разнообразие музеев. Экспонаты музеев | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | фронтальный опрос | музей, экспонат музея; исторический, краеведческий, политехнический и другие музеи | 09.04 | |
57 | Старинные и современные предметы быта и одежды | 1 | работа с информационными источниками, рисунками, работа в парах | текущий опрос | быт, предметы быта (утварь); осветительные приборы, правила безопасного пользования ими | 15.04 | |
58 | Старинные и современные средства письменности, счёта, связи | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | тестовые задания | знаки, буквы, иероглифы, алфавит; арифмометр, калькулятор, компьютер; глашатай, гонец, почта, телеграф, телефон, радио, телевизор | 16.04 | |
59 | Мир искусства | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями, репродукциями картин, групповая работа | текущий опрос, тестовые задания | художник, поэт, композитор, актёр, скульптор, клоун, музыкант, певец; театр, цирк, консерватория, опера, пьеса, спектакль; художественное и научное представление знаний об окружающем мире | 22.04 | |
60 | Красота природная и рукотворная. | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | текущий опрос | симметричный и несимметричный предметы, признак симметрии | 23.04 | |
61 | Осевая симметрия | 1 | работа с информационными источниками, работа в парах | индивидуальный опрос | осевая симметрия, линия симметрии; умение определять линию симметрии | 29.04 | |
62 | Центральная и орнаментальная симметрии | 1 | работа с информационными источниками, работа в парах | текущий опрос | центральная (поворотная) симметрия, центр симметрии; умение различать предметы, обладающие центральной симметрией, находить центр симметрии; элемент (ячейка) переноса, бордюр, орнамент; умение находить ячейку переноса в бордюрах и орнаментах | 30.04 | |
63 | Виды симметрии в изделиях людей. Практическая работа | 1 | работа с информационными источниками | практическая работа | умение целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира; проверка усвоения понятий и умений: симметричный и несимметричный предмет, осевая, центральная, переносная виды симметрии; умение изображать предметы, обладающие симметрией, проводить линии симметрии | 06.05 | |
64 | Подготовка к контрольной работе | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | индивидуальный опрос, беседа по вопросам | повторение, обобщение пройденного | 07.05 | |
65 | Промежуточный контроль качества знаний учащихся за 4 четверть | 1 | индивидуальный опрос | тест | проверка знаний | 13.05 | |
66 | РК. Экскурсия «Красота природная и рукотворная» РК | 1 | коллективная работа | индивидуальный опрос | умение целенаправленно наблюдать объекты окружающего мира | 14.05 | |
67 | Обобщение и повторение пройденного | 1 | работа с информационными источниками, иллюстрациями | индивидуальный опрос, беседа по вопросам | повторение, обобщение пройденного | 20.05 | |
68 | Обобщающий урок по теме «Человек - творец» | 1 | коллективная работа | беседа по вопросам | проверка знаний повторение, обобщение пройденного | 21.05 |
Условные обозначения (сокращения)
РК – региональный компонент
Раздел №7 «Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса»
Для организации работы с разными источниками информации имеются научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием имеются:
- таблицы;
- плакаты;
- портреты выдающихся людей России;
- географические карты (физическая карта полушарий, карта России, природных зон);
- рельефные модели равнины, холма, оврага;
- модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
- муляжи грибов, фруктов и овощей;
- гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов.
Для выполнения заданий по моделированию: пластилин, песок, цветная бумага, клей, ножницы с тупыми концами.
Имеется оборудование для мультимедийных демонстраций (ноутбук, телевизор); экранно-звуковые пособия: презентации.
Оборудование класса:Ученические столы двухместные с комплектом стульев. Стол учительский. Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр. Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала.
1 | Плакат пластиковый «Дневные бабочки Ростовской области» |
2 | Плакат «Жуки Ростовской области» |
3 | Методическое пособие «Насекомые Ростовской области. Бабочки» |
4 | Альбом «Детям о Правилах Дорожного Движения» |
5 | Альбом «Детям о Правилах Пожарной Безопасности» |
6 | Гербарий «Для начальной школы» |
7 | Глобус физический |
8 | Коллекция «Лен» |
9 | Коллекция «Плоды сельскохозяйственных растений» |
10 | Коллекция «Полезные ископаемые» |
11 | Коллекция «Почва и ее состав» |
12 | Коллекция «Хлопок» |
13 | Коллекция «Шерсть» |
14 | Коллекция »Шишки, плоды, семена деревьев и кустарников» |
15 | Компакт-диск «Анатомия для детей» |
16 | Компакт-диск «»Весна» |
17 | Компакт-диск «Зима» |
18 | Компакт-диск «Лето» |
19 | Компакт-диск «Окружающий мир 2 класс» |
20 | Компакт-диск «Осень» |
21 | Компас школьный |
22 | Лупа ручная |
23 | Модель «Строение Земли» |
24 | Модель – аппликация «Здоровье человека» |
25 | Модель – аппликация «Природные зоны» |
26 | Модель – аппликация «Уход за комнатными растениями» |
27 | Набор предметных картинок «Бытовая техника. Профессии» |
28 | Набор предметных картинок «Транспорт. Мебель, предметы интерьера» |
29 | Набор предметных картинок «Фрукты, ягоды, орехи. Посуда» |
30 | Таблицы по природоведению 1 -3 кл. |
31 | Учебная карта «Карта полушарий» |
32 | Учебная карта «Природные зоны России» |
33 | Учебная карта «Российская Федерация (физическая) |
34 | Слайд – комплект «Времена года» |
35 | Слайд – комплект «Дерево и его значение в жизни» |
36 | Слайд – комплект «Домашние и дикие животные» |
37 | Слайд – комплект «Живая и неживая природа» |
38 | Слайд – комплект «Животные» |
39 | Слайд – комплект «Земля, Солнце, Луна и звезды» |
40 | Слайд – комплект «Мир насекомых» |
41 | Слайд – комплект «Природа» |
42 | Слайд – комплект «Растения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...