Рабочая программа внеурочной деятельности кружка исследовательской деятельности «Мои первые исследования»
рабочая программа (1, 2 класс) на тему
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка исследовательской деятельности
«Мои первые исследования»
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа «Мои первые исследования» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 1- 2 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 32 часа в 1 классе, 34 часа – во 2 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
модифицированная программа по исследовательской деятельности в 1-2 | 47.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3
рабочего поселка Хор района имени Лазо Хабаровского края
Программа рассмотрена на заседании МО учителей начальных классов протокол от «__»_____20__ г. №____ Руководитель МО_____/М.А. Назарова/ | Согласовано Зам. директора поУВР _______Ю.В. Гордеева | Утверждаю Директор школы _______Е.Е. Шипикова приказ от «_»____20_г.№___ |
Рабочая программа внеурочной деятельности
кружка исследовательской деятельности
«Мои первые исследования»
Программа разработана на основе Примерных программ по внеурочной деятельности Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
на период 2014-2015 учебный год (для учащихся 6-9 лет)
Направление: «Общеинтеллектуальное» для 1 - 2 класса
Программу разработала: Гордеева Ю.В., зам.директора по УВР
МБОУ СОШ №3 р.п. Хор:
Пояснительная записка
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями — на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач (выделение учебной задачи), хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи (учебные действия); уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы (контроль) и адекватно оценивать качество его выполнения (оценка), только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Результатом этой деятельности является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.
Исследовательская практика ребенка интенсивно может развиваться в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях. Исследовательская деятельность позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса (учащихся, родителей, учителей), создает условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей.
Программа «Мои первые исследования» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, на основе программы исследовательского обучения младших школьников автора А.И.Савенкова. В соответствии с учебным планом на проектную деятельность в 1- 2 классах отводится 1 час в неделю. Соответственно программа рассчитана на 32 часа в 1 классе, 34 часа – во 2 классе.
Ценность программы заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию.
Ее актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Она способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Актуальность исследовательской деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного подхода, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы.
Основные принципы реализации программы – научность, доступность, добровольность, субъектность, деятельностный и личностный подходы, преемственность, результативность, партнерство, творчество и успех.
Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.
Задачи программы:
- формировать представление об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности;
- обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований;
- формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска;
- развивать познавательные потребности и способности, креативность.
Содержание данной программы согласовано с содержанием программ по психологии, педагогике, риторике, информатике, окружающего мира. Логика построения программы обусловлена системой последовательной работы по овладению учащимися основами исследовательской деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия курса побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции учащихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
- участвовать в работе конференций, чтений.
- участвовать в работе конференций, чтений.
Работа над исследовательской работой предваряется необходимым этапом — работой над темой, в процессе которой детям предлагается собирать самую разную информацию по общей теме. При этом учащиеся сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия или картотека может служить одним из основных источников информации по теме.
Предлагаемый порядок действий:
1. Знакомство класса с темой.
2. Выбор подтем (областей знания).
3. Сбор информации.
4. Выбор тем исследовательской работы.
5. Работа над исследованиями.
6. Презентация исследовательских работ.
Учитель выбирает общую тему или организует ее выбор учениками. Критерием выбора темы может быть желание реализовать какой-либо проект, связанный по сюжету с какой-либо темой.
При выборе подтемы учитель не только предлагает большое число подтем, но и подсказывает ученикам, как они могут сами их сформулировать.
После того как собраны сведения по большей части подтем, учитель констатирует этот факт, напоминает запоздавшим о необходимости поторопиться и обсуждает с детьми, какие проекты (поделки, исследования и мероприятия) возможны по итогам изучения темы.
Творческими работами могут быть, например: рисунок, открытка, поделка, скульптура, игрушка, макет, рассказ, считалка, загадка, концерт, спектакль, викторина, КВНы, газета, книга, модель, костюм, фотоальбом, оформление стендов, выставок, доклад, конференция, электронная презентация, праздник и т.д.
Дети сами выбирают тему, которая им интересна, или предлагают свою тему. Напоминаем, что эта работа выполняется добровольно. Учитель не принуждает детей, он должен иметь в виду, что ребята, которые не участвуют в этой исследовательской работе, могут принять участие в следующей.
При выполнении исследовательской работы используется рабочая тетрадь, в которой фиксируются все этапы работы над исследованием.
Удачные находки во время работы над исследованием желательно сделать достоянием всего класса, это может повысить интерес и привлечь к работе над исследованием других ребят
Каждое исследование должно быть доведено до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат. После завершения исследовательской работы детям нужно предоставить возможность рассказать о своей работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес. Хорошо, если на представлении результатов исследования будут присутствовать не только другие дети, но и родители.
Занятия проводятся в виде игр, практических упражнений. При прохождении тем важным является целостность, открытость и адаптивность материала.
В процессе прохождения курса формируются умения и навыки самостоятельной исследовательской деятельности; умения формулировать проблему исследования, выдвигать гипотезу; навыки овладения методикой сбора и оформления найденного материала; навыки овладения научными терминами в той области знания, в которой проводиться исследование; навыки овладения теоретическими знаниями по теме своей работы и шире; умения оформлять доклад, исследовательскую работу.
По окончании курса проводится публичная защита проекта исследовательской работы – опыт научного учебного исследования по предметной тематике, выступление, демонстрация уровня психологической готовности учащихся к представлению результатов работы.
Основные методы и технологии.
Методы проведения занятий: беседа, игра, практическая работа, эксперимент, наблюдение, экспресс-исследование, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, защита исследовательских работ, мини-конференция, консультация.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
– иметь представление об исследовательском обучении, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
– знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
– уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
– уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
– владеть планированием и постановкой эксперимента
Планируемые результаты реализации программы и критерии их оценки:
Должны научиться | Сформированные действия |
Обучающиеся должны научиться ■ видеть проблемы; ■ ставить вопросы; ■ выдвигать гипотезы; ■ давать определение понятиям; ■ классифицировать; ■ наблюдать; ■ проводить эксперименты; ■ делать умозаключения и выводы; ■ структурировать материал; ■ готовить тексты собственных докладов; ■ объяснять, доказывать и защищать свои идеи. | В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:
|
Ожидаемые результаты:
По окончании программы учащиеся смогут продемонстрировать:
• действия, направленные на выявление проблемы и определить направление исследования проблемы;
• зададутся основные вопросы, ответы на которые хотели бы найти;
• обозначится граница исследования;
• разработается гипотеза или гипотезы, в том числе и нереальные провокационные идеи;
• деятельность по самостоятельному исследованию выберутся методы исследования;
• поведется последовательно исследование;
• зафиксируются полученные знания (соберется и обработается информация);
• проанализируются и обобщатся полученные материалы;
• подготовится отчет – сообщение по результатам исследования;
• организуются публичные выступления и защита с доказательством своей идеи;
• простимулируется исследовательское творчество детей у100% с привлечением родителей;
• обучатся правилам написания исследовательских работ не менее 80%;
• организуется экспресс – исследование, коллективное и индивидуальное;
• продемонстрируются результаты на мини- конференциях, семинарах не менее 50%;
• включатся в конкурсную защиту исследовательских работ и творческих проектов, среди учащихся 1-4 классов не менее 10%;
• создадутся у 100% учащихся «Папки юного исследователя» для фиксирования собираемой информации;
• сформируются представления об исследовательском обучении;
• активизируется интерес учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
Учебно-тематический план
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся | ||
1 класс | 2 класс | |||
Введение. | 1 | 1 | Личностные • искать свою позицию в многообразии общественных и мировоззренческих позиций, эстетических и культурных предпочтений; • уважать иное мнение; • вырабатывать в противоречивых конфликтных ситуациях правила поведения. Регулятивные • учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему, выбирать тему проекта;• составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем; • работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки; Познавательные •отбирать необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; • сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет); • выстраивать логическую цепь рассуждений; • представлять информацию в виде таблиц, схем, опорного конспекта, в том числе с применением средств ИКТ. Коммуникативные • организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); • предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; • оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ; • при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее. Учиться подтверждать аргументы фактами; • слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | |
Общее понятие об ученическом проекте и исследовательской работе. | 13 | 12 | ||
Практическая работа над исследовательским проектом. | 10 | 12 | ||
Представление проекта, его защита, анализ и корректировка. | 7 | 7 | ||
Заключение. Итого: | 1 32 | 2 34 |
Учебно-тематическое планирование
(1 класс)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата | |
план | факт | ||||
1 | Кто такие исследователи. Что и зачем надо исследовать. | 1 | Занятие – игра с введением диалога и беседы. Рисунок «Я -исследователь» Учимся задавать вопросы учителю и себе. | ||
2 | Какой разнообразный окружающий мир. Мир природы (флора и фауна) | 1 | Экскурсия в природу. Учимся целеполаганию и выстраиванию задач занятия. Учимся наблюдать за природой и делать элементарные пометы в рабочих тетрадях по итогам наблюдений. Учимся вслушиваться и всматриваться в природу и собирать в природе материал. | ||
3 | Что мне интересно в окружающем мире природы. (по итогам экскурсии в природу) | 1 | Занятие - диалог Учимся целеполаганию и выстраиванию задач занятия. Учимся видеть проблемы и формулировать темы. Учимся делать элементарные записи в «Тетради исследователя» | ||
4 | Учимся наблюдать за явлениями природы (погода,облака, небо, тучи, ветер, осадки и т.д.) | 1 | Занятие- экскурсия. Учимся наблюдать и делать пометы в черновиках по ходу наблюдений за опытами | ||
5 | Опыты, опыты, опытыю | 1 | Занятие -диалог Учимся проводить простейшие опыты и рассказывать о способах их проведения. Учимся делать элементарные записи- пометы в « Тетради исследователя» | ||
6 | Исследование и его обдумывание: мотивация - тема-цель- гипотеза-конечный продукт | 1 | Занятие – беседа Знакомимся с понятийным аппаратом исслеования: -исследовательская работа - мотивация -тема в виде вопроса- проблемы (например, «Почему листья осенью меняют зеленый цвет и становятся разноцветными» -цель -задачи -гипотеза -конечный продукт проектирования -оформление «Ежик» | ||
7 | Выбираем и обдумываем наше общие исследование. | 1 | Занятие - практикум Практическая работа над целью, проблемой, гипотезой, звездочкой обдумывания общего исследования. | ||
8 | Намечаем план-схему выполнения исследования(«Звездочка обдумывания») | 1 | Учимся составлять «Звездочку обдумывания» Составление «Звездочки обдумывания» по теме выбранного исследования. | ||
9 | Какой разнообразный мир книг! | 1 | Занятие – экскурсия в школьную библиотеку. Учимся выбирать нужные книги по теме проекта, Учимся ориентироваться в мире книг в библиотеке. | ||
10 | Я в мире книг Книги- помощники исследователей. | 1 | Занятие - поиск. Учимся выбирать из книги нужный материал по теме исследования и делать закладки, пометы карандашом, выписки в рабочую тетрадь. | ||
11 | Возможности компьютера в добывании материалов по теме исследования | 1 | Занятие - игра Учимся работать с Интернетом. Учимся запрашивать в Интернете материалы по теме проекта. Учимся оценивать найденную информацию по теме исследования | ||
12 | Обращаемся к опыту знающих людей | 1 | Занятие - интервью Учимся задавать вопросы для получения информации по теме исследования Учимся простейшим формам оформления полученных ответов на заданные вопросы в рабочих тетрадях | ||
13 | Составление технологической карты работы над исследованием | 1 | Занятие-конструктор Учимся обобщать полученные материалы из разных источников, Классифицировать их, сравнивать, анализировать. Учимся составлять технологическую карту работы над исследованием. | ||
14 | От замысла к конечному продукту (Работаем над реализацией замысла исследования по технологической карте) | 1 | Занятие - практикум Учимся практическому освоению замысла и работе по технологической карте | ||
15 | Важно: уметь защитить свою исследовательскую работу | 1 | Занятие-эталон Понятие о защитном слове и его значимости. Требования к защитному слову. Учимся слушать образец защитного слова. Учимся видеть и анализировать культуру устного выступления. Учимся умению и культуре задавать вопросы защищающемуся со своим исследованием | ||
16-17 | Готовим защитную речь по теме исследования | 2 | Занятие-практикум Учимся устному высказыванию по опоре и выполнению требований к защитной речи. Занятие - тренинг Учимся работать в команде. | ||
18-19 | Без презентации Защитная речь бедна и бледна | 2 | Занятие-практикум Требования к компьютерной презентации. Учимся делать презентацию к составленному тексту. Занятие - тренинг Учимся показывать презентацию к составленному тексту защиты исследовательской работы | ||
20 | Защита коллективной исследовательской работы | 1 | Занятие - публичное выступление перед родителями и другими первоклассниками | ||
21 | Анализ и корректировка проделанной работы над исследованием | 1 | Занятие- вертушка Учимся делать выводы и обобщать, подводить итоги. Учимся из проделанной работы планировать дальнейшую исследовательскую деятельность | ||
22 -29 | Моё личное исследование и работа над ним совместно с учителем | 8 | Занятия- практикумы и занятия - консультации Учимся под руководством учителя и самостоятельно создать свою исследовательскую работу на выбранную учеником тему, пройдя все этапы его создания и защиты | ||
30- 31 | Корректировка учителя дополнений, внесенных учащимися и их родителями в исследовательскую работу «Рабочая тетрадь юного исследователя» | 2 | Учимся коллективно обсуждать представленные материалы, вступать в диалог, отстаивать свою точку зрения, оценивать себя и друг друга. | ||
32 | Мы-исследователи | 1 | Занятие - итоговая игра Учимся подводить итоги и систематизировать. |
(2 класс)
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий | Дата | |
план | Факт | ||||
1-2 | Что такое исследование | 2 | Исследование, исследователь, исследовательская задача (проблема). Знакомство с понятиями. Корректировка детских представлений о том, что они понимают под словом “исследование”. Коллективное обсуждение вопросов о том, где использует человек свою способность исследовать окружающий мир. | ||
3-4 | Как выбрать тему исследования | 2 | Ответы на вопросы - что мне интересно больше всего? чем я хочу заниматься больше всего? чем я чаще всего занимаюсь в свободное время? и др. Выбор интересной идеи. Темы исследования - фантастические, экспериментальные, теоретические. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы. | ||
5-6 | Цель и задачи исследования | 2 | Ответ на вопрос - зачем я провожу исследование. Цель указывает общее направление движения, задачи описывают основные шаги. Формулирование целей и задач исследования. | ||
7-8 | Гипотеза исследования | 2 | Предположение, рассуждение, догадка, суждение, гипотезы-предположения. Слова – помощники – предположим, допустим, возможно, что, если… Проблема, выдвижение гипотез. | ||
9-10 | Организация исследования | 2 | Формы и методы организации исследовательской деятельности. Вклад каждого участника группы в работу. Составление рабочего плана исследования. | ||
11-14 | Поиск информации (книги, журналы, Интернет, кино- и телефильмы по теме исследования, взрослые, друзья). | 4 | Отбор и анализ литературы по выбранной теме. Работа с литературой, Интернет. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии и другие; правила работы с ними. Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. | ||
15-16 | Наблюдение – доступный способ добычи информации | 2 | Наблюдение, Приспособления для наблюдений: лупы, бинокли, подзорные трубы, телескопы, микроскопы, перископы, приборы ночного видения, приборы и аппараты для наблюдения. | ||
17-18 | Эксперимент | 2 | Эксперимент, проба, опыт. Главный метод познания. Действия с предметом исследования. План эксперимента. Результат эксперимента. | ||
19-20 | Индивидуальное исследование | 2 | Работа индивидуальная и коллективная. Индивидуальные консультации учителя. | ||
21-22 | Исследовательская работа в паре. | 2 | Выбор темы. Распределение работы в паре. | ||
23-25 | Исследовательская работа в группе | 3 | Коллективная работа. Вклад каждого участника группы в работу. Распределение работы в группе. Выбор лидера группы. | ||
26-28 | Презентация исследовательская работы | 3 | Продукт исследовательской деятельности. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Приёмы презентации результатов исследовательской деятельности. | ||
29-32 | Подготовка к защите исследовательской работы | 4 | Особенности записи исследования. Понятия. Классификация. Парадоксы. Ранжирование. Сравнения и метафоры. Выводы и умозаключения. Текст доклада. Тезисы. Схемы, чертежи, рисунки, макеты. | ||
33-34 | Защита исследовательских работ. | 2 | Занятие-конференция. |
Перечень информационно-методического обеспечения
1. Савенков А. И. «Методика исследовательского обучения младших школьников» Пособие для учителей, родителей, воспитателей. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
2. Савенков А.И. «Я - исследователь» Рабочая тетрадь для младших школьников. Издательский дом «Федоров» г. Самара 2007 г.
3. Бабкина Н.В. «Познавательная деятельность младших школьников» издательство «Аркти» Москва 2002г.
5. Семёнова Н.А. «Исследовательская деятельность учащихся»//Начальная школа, 2006г. .№2.
7. Чиркова Е.Б. «Модель урока в режиме технологии проектного обучения» //Начальная
школа, 2003г. № 12.
8. Воронцов А.Б. «Практика развивающего обучения» М.: Русская энциклопедия, 1998г.
9. Дубровина И.В. «Интересы как одно из условий развития способностей школьника» Москва: Академия, 1998г.
10. Леонтович А.В. «В чем отличие исследовательской деятельности от других видов творческой деятельности» // “Завуч” 2001г. № 1
11. Леонтович А.В. «Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания»
// “Завуч” 2001г. № 1
12. Леонтович А.В. «Рекомендации по написанию исследовательских работ» // “Завуч” 2001г. № 1
13. Харчевникова Е.Г. «Овладение учителем школьными технологиями» // Начальная школа 2003г. №2.
14.Семенова Н. А. «Исследовательская деятельность учащихся»// Начальная школа 2006г. №2.
15. Аркадьева А.В. «Исследовательская деятельность младших школьников» // Начальная школа плюс До и После. – 2005г.
Материально-техническое обеспечение:
- компьютер
- проектор
- интерактивная доска
- Интернет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности по проектно-исследовательской деятельности "Первые шаги в науку".
Рабочая программа по курсу проектно-исследовательской деятельности «Первые шаги в науку» научно-познавательной направленности составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной, базисно...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Экологические исследования" (1 год обучения)
Программа по внеурочной деятельности разработана на основе авторской программы Гукепшевой И.А. в соответствии с требованиями ФГОС. Цели программы:Обеспечение усвоения учащимися основных пол...
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс
Рабочая программа кружка "Проектно исследовательская деятельность" 4 класс составлена в соответствии с ФГОС второго поколения. Россчитана на 34 часа (1час в неделю)...
Рабочие программы внеурочной и учебной деятельности
Содержание программы, планируемые результаты, календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности на 2016-2017учебный год....
Программа внеурочной деятельности "Мои первые исследования" УМК Школа России 2-4 классы
Программа общеинтеллектуального направления составлена на основе УМК «Школа России», ФГОС НОО, ФГОС ООО. Идеей для составления данной программы является концепция развивающего обучения Д. ...
Рабочая программа внеурочной проектно - исследовательской деятельности "Учусь создавать проекты", 4 класс.
Современные дети окружены огромным количеством информации, они знают много, но не все и не всегда могут применить свои знания в обыденной жизни, их надо этому учить. В связи с этим проектно – ис...
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих коллекциях. Рабочие листы. 2 класс.
Внеурочная деятельность "Вокруг света" (проектно-исследовательская деятельность). Тема " Экспресс-исследование «Какие коллекции собирают люди»", Сообщение о своих колле...