Календарно-тематическое планирование. Окружающий мир. 3 класс. ОС "Школа XXI века"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Учебно-тематическое планирование
по окружающему миру
Планирование составлено на основе программы «Начальная школа XXI века» под рук. Виноградовой Н.Ф. Москва Издательский центр Вентана – Граф 2007г.
№ п/п | Тематический блок (тема учебного занятия при отсутствии тем.блока) | Кол-во часов | Использование ИКТ (20%) | Использование проектной деятельности (30%) | Использование исследовательской деятельности (20%) |
1 | Введение. Земля - наш общий дом | 5 | 1 | 1 | 1 |
2 | Человек изучает Землю | 3 | 1 | 1 | 1 |
3 | Бактерии и грибы | 2 | 2 | ||
4 | Растительный мир Земли | 9 | 2 | 3 | 2 |
5 | Животный мир Земли | 12 | 2 | 3 | 2 |
6 | Каким был человек в разные времена (исторические эпохи) | 15 | 3 | 4 | 3 |
7 | Как трудились люди в разные времена (исторические эпохи) | 22 | 4 | 6 | 4 |
№ п/п | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания, понятия | Сопутствующее, итоговое повторение | Кол-во часов | Система контроля | Домашнее задание | Оборудование, ЭОР | Планируемые результаты | |||
План | Факт | Предметные | Метапредметные (УУД) | Личностные | ||||||||
1 | Где и когда ты живёшь | Обсуждение понятий «прошлое», «настоящее», «будущее» (рассматривание рисунка- схемы учебника). Рассказ учителя об историческом времени.. Коллективная работа с форзацами учебника.. Решение логических задач. | Определение исторического времени, сравнение: год, век, столетие. Соотнесение события со временем (в прошлом, в настоящем, в будущем). | 1 | текущий | с. 7-9 р.т.с.3 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе. | Рассматривает рисунок, схему в учебнике. Понимает, что значит находиться в пространстве. Сравнивает арабские и римские цифры. Пользуется римскими цифрами для записи веков. Работает с «лентой времени» в рабочей тетради. Рисует схему «Где я нахожусь». Работает с текстом. | Ориентируется в понятии «историческое время». Различает понятия «век», «столетие», «эпоха». Понимает значение римских цифр. Определяет век по записи римскими цифрами. | Сотрудничает в совместном решении проблемы. Успешно осуществляет учебную деятельность. Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. | ||
2-3 | Земля – наш общий дом Солнечная система | Повторение материала 2 класса. Обсуждение понятий «тела живой природы», «тела неживой природы». Беседа с использованием схемы строения Солнечной системы: что входит в солнечную систему, почему без солнца не было бы жизни? Чтение статьи учебника «Солнце - огненный шар». Выполнение упражнений в рабочей тетради. | Характеристика планет Солнечной системы. | 2 | Текущий | с.10-17 р.т.с.4-8 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Различает природные тела и природные явления. Пишет небольшой рассказ (этюд, зарисовку) о явлении природы. Характеризует главную звезду Солнечной системы. Характеризует форму и размер Земли. Называет основные условия жизни на Земле; причины смены дня и ночи; причины смены времен года. Объясняет пословицы. | Характеризует Солнечную систему: называет, кратко описывает планеты, входящие в нее. Оформляет информацию в виде таблицы. Обсуждает поговорки о Солнце. Рассматривает и читает схему Солнечной системы. Составляет небольшое сообщение о любой планете, используя справочную и научно-познаватель-ную литературу. Называет объекты окружающего мира. Анализирует объекты окружающего мира. Классифицирует объекты окружающего мира по разным основаниям. Отвечает на вопросы. | Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Умеет проводить наблюдения, делать выводы. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации. | ||
4 | Условия жизни на земле | Демонстрация опытов: распространение тепла от его источника, смена сезонов, смена дня и ночи. Обсуждение результатов опытов, доказывающих роль света и тепла в жизни растений. Возникновение и развитие жизни на земле (Беседа с использованием иллюстративного материала)) | Систематизация учебного материала: условия жизни на Земле. Характеристика свойств воды, воздуха. | 1 | Текущий | с.17-21 р.т.с.8 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Составляет таблицу «Характеристика Земли». Работает в группе, заполняет «Пас-порт Земли». Делает вывод на основе длительных наблюдений (по проращиванию семян). Проводит и комментирует опыты, доказываю-щие смену дня и ночи, смену времен года. Понимает, что такое «сутки» и «год». Приводит примеры, доказывающие возможность/невозможность жизни человека без солнечного света. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. | Взаимодействует с участниками диалога. Умеет искать нужную информацию. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | ||
5 | Вода- условие жизни на Земле | Обсуждение результатов опыта о значении воды в жизни растений. Беседа с использованием рисунков учебника. «Вода- среда обитания животных». Работа с рубрикой «Картинная галерея». Вода – составная часть всех живых организмов. Содержание воды в разных организмах (дополнительный материал) | Характеристика свойств воды, воздуха. | 1 | Текущий | с.21-25 р.т.с.9-11 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Понимает значение воды для жизни на Земле. Наблюдает за растениями в разных областях земного шара. Делает вывод о зависимости количества растительности от количества воды. Приводит примеры источников воды на Земле. Рассказывает о водоеме или водном потоке. Само-стоятельно находит информацию об охране воды. | Понимает простую инструкцию. Контролирует свою деятельность, следуя инструкции учителя. Выполняет задания по порядку. Реализует в процессе парной работы правила совместной деятельности. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Ищет информацию. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. | ||
6 | Воздух- условие жизни на Земле | Демонстрация опыта: «Выделение углекислого газа при дыхании». Беседа «Состав воздуха» (С использованием диаграммы). Загрязнители воздуха (дополнительный материал) | Характеристика свойств воды, воздуха. | 1 | Текущий | с.26-28 р.т.с.12 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что воздух - это смесь газов. Объясняет, что такое «атмосфера» и каково ее значение для Земли и ее обитателей. Проводит и комментирует опыт, доказывающий, что кислород поддер-живает горение, а углекислый газ - нет. Анализирует и сравнивает понятия «чистый воздух», «грязный воздух». Подбирает информацию о том, как защитить воздух от загрязнения. Объясняет, что такое «погода», «прогноз погоды». | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки | ||
7 | Человек изучает Землю Человек познаёт мир | Работа с рисунками учебника. Как человек познаёт окружающий мир. | Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). | 1 | Текущий | С.34-35 выучить определение | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает методы познания мира: наблюдения, эксперимент, изучение опыта человечества. В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Пользуется географической картой и глобусом. Работает с глобусом: находит экватор, полушария, полюса, меридианы и параллели. Выполняет практическую работу по карте. Готовит небольшое сообщение по вопросу «Людям каких профессии нужны карты?» | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Получает информацию при работе с иллюстративным материалом. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет учебную деятельность. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
8-10 | Изображение земли. О меридианах и параллелях. Карта и план. Географическая карта. Практическая работа. | Практическая работа «Глобус – модель Земли», работа с географической картой и планом (условные обозначения и масштаб). Выполнение заданий в рабочей тетради. | Работа с моделями: глобус, карта, план (в соответствии с учебной задачей). Конструирование объектов (план классной комнаты, школьный двор и др.). Знакомство с компасом. | 3 | Тематический | С.36-44 выполнить практическую работу в РТ | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что значит «читать» карту. Называет и графически воспроизводит несколько условных обозначения плана и карты. Объясняет устройство компаса. Определяет по нескольким признакам правила ориентирования в незнакомой местности. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
11-13 | Бактерии и грибы. Какие бывают бактерии. Где обитают бактерии Что такое гриб. Чем грибы отличаются от растений. Какие бывают грибы. | Введение нового понятия «бактерии». Повторение материала 2 класса «Что мы знаем о грибах». Обсуждение проблемы «Чем грибы отличаются от растений». Демонстрация муляжей шляпочных грибов (трубчатых и пластинчатых). Беседа по вопросам и заданиям к статье, «Какие бывают грибы» Правила сбора грибов (дополнительный материал) | Разнообразие бактерий. Образ жизни бактерий. Характеристика грибов как живых организмов. Классификация: съедобные — несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». | 3 | Текущий | С.46-53 подготовить рассказ « Любимые грибы нашей семьи» | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает бактерии как маленькие примитивные живые существа. Кратко характеризует особенности жизни бактерий, места их обитания. Объясняет значение бактерий в природе и в жизни человека. Понимает, что грибы - это особое царство природы. Кратко характеризует особенности внешнего вида и строения грибов. Называет отличие их от растений. Комментирует правила сбора грибов. Иллюстрирует свое сообщение по теме «Любимые грибы нашей семьи». | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональ-ной России в развитии общемировой культу-ры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | ||
14-16 | Растительный мир Земли. Какие бывают растения. Растения дикорастущие и культурные. Почему на Земле без растений не было бы жизни. Разнообразие растений на Земле. | Работа с рисунками учебника, гербарными экземплярами растений различных сред обитания. Обсуждение проблемы «Почему без растений жизнь на Земле была бы невозможна?». Ядовитые растения Обсуждение правил предупреждения отравлений. (Дополнительный материал). Особенности строения растений разных групп (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Работа с рубрикой «картинная галерея» | Классификация: виды растений (хвойные, цветковые, мхи и др.); однолетние, двулетние, многолетние растения. | 3 | Текущий | С.54 -67 читать выполнить задание в РТ | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Называет места обитания растений на планете Земля. Приводит примеры отдельных представителей флоры, живущих в разных условиях (водоём, луг, пустыня, лес и др.). Составляет «паспорт» растения по материалам экскурсии. Выделяет группы растений, отличающиеся строением, внешним видом, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые. Приводит примеры ядовитых растений. Классифицирует растения по разным основаниям. Составляет короткое сообщение по теме «Как живёт растение». Называет отличия растений от животных. Кратко характеризует органы растения, их значение для роста и развития. Называет особенности питания и размножения растений. Объясняет последователь-ность развития жизни растения, характеризует значение органов растения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). Владеет способами организации, планирования групповой работы. Ставит учебную задачу и контроли-рует её выполнение. Распределяет обязанности в группе. Выполняет часть работы в группе. Оценивает работу в группе по заданным критериям. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Целостно, гармонично воспринимает мир. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
17 | Контрольная работа | Урок оценки знаний | 1 | Тематический | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролиру-ет её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |||||
18-20 | Растения- живые тела (организмы) | Повторение материала «Тела природы». Обсуждение проблемы: «Что общего у растений, несмотря на их разнообразие?» Рассказ учителя о строении растения (разнообразие корневых систем и корней, побегов (стеблей, листьев) | Характеристика представителей разных видов: название, особенности внешнего вида, условия жизни. | 3 | Текущий | с.46-49 р.т.с.24-25 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что распространение семян - способ расселения растений на другие территории. Приводит примеры участия в распространении плодов и семян явлений неживой природы (ветер, вода) и животных. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет рабо-тать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
21 | Размножение растений | Обсуждение проблемы: « Бывают ли у растений «дети»?». Коллективный труд: выращивание растений различными способами. Самостоятельное составление плана рассказа « Как распространяются плоды и семена в природе?» и обсуждение его с классом. Выполнение заданий в рабочей тетради | Характеристика значения (функций) разных органов растения. | 1 | Текущий | с.50-53 р.т.с.26-27 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | |||||
22 | Продолжительность жизни растений | Работа с рисунками учебника. Игра в магазин «Растения» (выбор рисунков с однолетними, двулетними, многолетними растениями) | Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. | 1 | Текущий | с.54-59 р.т.с.27-28 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | |||||
23-24 | Человек и растения. Культурные растения в жизни человека Хлеб - великое чудо земли. | Демонстрация гербарных экземпляров, муляжей плодов, снопиков культурных растений, используемых человеком. Работа в парах: составление рассказа «Растения - кладовая витаминов», «Растения и одежда человека». Сообщения учащихся «Лекарственные растения» | Трудовая деятельность: выращивание растений; уход за растениями в уголке природе. Коммуникативная деятельность: описание представителей растительного мира родного края. | 2 | Текущий | с.59-61 р.т.с.29 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Приводит примеры дикорастущих и культурных растений и объясняет их принадлежность к той или иной группе. Изготавливает книжку- самоделку «Культурные растения». Анализирует и комментирует рисунок-карту «Как хлеб и овощи к нам на стол попали». Строит схему «Земледелие» с использованием рисунков-символов. Приводит примеры пословиц о хлебе. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в группе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблю-дениям за природными явлении-ями. Выражает свои чувства, вызванные состоя-нием природы. Предвидит резуль-тат своей деятель-ности. Адекватно оценивает результаты своей деятель-ности. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружа-ющей природе, к наблюдениям за природными явле-ниями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | ||
25-26 | Охрана растений | Игра «Суд». Выбор «судей», «растений Красной книги». «Заслушивание жалоб растений»: «Почему я (ландыш) почти исчез в лесах? Кто в этом виноват? Как мне помочь?» Выступление «судьи»: «Почему растение нуждается в защите, что нужно сделать для их охраны?». Подготовка коллективного плаката «Будем беречь растения» | Классификация: растения культурные, дикорастущие; полезные и ядовитые для человека. Страницы из Красной книги. | 2 | Текущий | с.61-66 р.т.с.30 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Кратко характеризует страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные). Приводит правила охраны растительного мира. Называет растения оранжевых страниц Красной книги своей местности. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умствен-ные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказатель-ства и др.). Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Принимает нормы правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | ||
27 | Животный мир Земли. Животные – часть природы. Роль животных в природе | Повторение: живые тела природы. Беседа о роли животных в природе. Словесная дидактическая игра «Назови животное». Цепи питания (составление простейших цепей питания). Обсуждение места животных и растений в цепях питания (дополнительный Материал). | Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. | 1 | Текущий | с.86-89 р.т.с.37-38 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Перечисляет общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Объясняет высказывание «Животные - живые тела природы». Кратко рассказывает о связях животных друг с другом (звенья одной цепи). Самостоятельно подбирает информацию для книжки- самоделки «Роль животных в природе». | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет доводить работу до конца. Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
28 | Разнообразие животных. | Игра – соревнование «Кто больше назовёт животных». Рассказ- объяснение учителя: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные животные. Сравнение различных животных (по рисункам). Чтение текстов учебника. | Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Животное — живой организм». | 1 | Текущий | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Распределяет животных по группам: одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные. Классифицирует животных по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Предвидит резуль-тат своей деятель-ности. Адекватно его оценивает. Умеет работать в коллективе. Проявляет интерес к окружающей природе, к наблю-дениям за природ-ными явлениями. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. | |||
29 | Животные- живые существа (организмы) | Рассказ учителя (с элементами беседы) об отличительных признаках животных: особенности питания, передвижения. Выполнение заданий в тетради | Характеристика значения (функций) разных органов животного. | 1 | Текущий | с.90-95 р.т.с.39-40 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Сравнивает животных по их умению ориентироваться в окружающем мире. Классифицирует животных по типу питания (веществами, которые содержатся в растениях или в организмах других животных). | Владеет методами представления полученной инфор-мации (моделирование, конструиро-вание, рассуждение, описание и др.). Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деяте-льность в соответст-вии с предлагае-мой учебной задачей. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
30-31 | Жизнедеятельность животных. | Повторение: дыхание растений. Обсуждение проблемы: «Что общего в дыхании всех живых существ?». Работа с текстом учебника, ответ на вопрос: «Зачем животному кровеносная система?» | Характеристика значения (функций) разных органов животного. | 2 | Тематический | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Кратко рассказывает о разнообразии движений и типов дыхания животных. Приводит примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают. «Читает» рисунок-схему. Составляет свою схему по аналогии. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осущест-вляет взаимодей-ствие с участника-ми учебной деятельности. Исполь-зует информацию для решения учеб-ных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотива-ции, самоконтроля и самооценки. | |||
32 | Контрольная работа за 2 четверть | Урок оценки знаний | 1 | Тематический | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в первой четверти темам. | Ставит учебную задачу и контролиру-ет её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. | |||||
33 | Размножение животных | Повторение: размножение растений, значение размножения в жизни всех живых организмов. Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Обсуждение гипотезы: «Если бы организмы не размножались, что бы произошло на Земле?» Как звери воспитывают своё потомство. (Сообщения учащихся, домашнее задание) (дополнительный материал). | Характеристика значения (функций) разных органов животного. | 1 | Текущий | с.95-98 р.т.с.41 (рассказ «Как размножаются животные») | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Рассказывает о способах размно-жения животных Комментирует ситуацию «Что случилось бы на Земле, если бы организмы перестали размножаться?» | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
34 | Как животные приспосабливаются к условиям жизни | Обсуждение проблемы: «Какие особенности поведения животных помогают им: добывать пищу, скрываться от врагов, находить друг друга, отличать «своих» от «чужих», общаться друг с другом?». Сообщения учащихся на темы: «Как животные запасают себе корм», «Как птицы и звери общаются?», «Как птицы и звери защищают потомство?» (домашнее задание). | Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. | 1 | Текущий | с.98-102 р.т.с.42-43 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что всё поведение животно-го подчинено инстинктам - врождённым формам поведения. Кратко рассказывает о том, как животные по-разному приспосабливаются к условии-ям жизни: строят гнёзда, впадают в спячку, охотятся, отпугивают, обороняются и др. Приводит примеры разно-образного поведения животных. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой). | Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | ||
35 | Беспозвоночные животные | Рассказ учителя: «Каких животных называют беспозвоночными?». Обсуждение проблемы: какие животные относятся к беспозвоночным? | Классификация: классы животных; животные одноклеточные и многоклеточные; беспозвоночные и позвоночные. | 1 | Текущий | с.102-108 р.т.с.44 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Делает вывод о том, что беспозвоночные животные не имеют позвоночника. Приводит примеры среды обитания беспозвоночных животных. Выделяет группу беспозвоночных животных (черви, моллюски, мидии, улитки, кальмары, осьминоги, насекомые, паукообразные). Понимает, что насекомые - самая большая группа беспозвоночных животных. | Участвует в тематических обсуждениях и выражает свои предложения. Использует элементы импровизации для решения творческих задач. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки. | ||
36 | Разнообразие насекомых. | Повторение: насекомые. Рассказ учителя: виды насекомых, среда обитания. Работа с рисунком- схемой в учебнике. | Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. | 1 | Текущий | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризует особенности рыб и земноводных: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учеб-ной деятельности. Использует инфор-мацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки | |||
37-41 | Позвоночные животные: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, млекопитающие (звери) | Сравнение групп животных По внешнему виду, характеру передвижения, условиям жизни. Работа с иллюстрациями, текстами учебника: «Узнай по описанию». Картинная галерея. | Характеристика животных — представителей разных классов. Конструирование цепей питания. Характеристика значения (функций) разных органов животного. | 5 | Текущий | с.108-114 р.т.с.44 с.114-118 с.119-122 р.т.с.45-46 с.123-127 р.т.с.46 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Сравнивает беспозвоночных и позвоночных животных. Классифицирует позвоночных животных. Выбирает правильное утверждение, работая в паре. Характеризовать особенности пресмыкающихся и птиц: внешний вид, место обитания, особенности поведения. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающе-го мира. Ставит учеб-ную задачу и контроли-рует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Проявляет интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями. Успешно осуществляет учебную деятельность. Использует информацию для решения учебных и практических задач. | ||
42 | Природные сообщества | Среда обитания растений и животных в природном сообществе. Составление цепей питания. Обсуждение проблемы: что случится в природе, если исчезнет хотя бы одно звено цепи?» | Характеристика живых организмов-представителей разных природных сообществ. | 1 | Тематический | с.127-132 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Характеризует животное как организм. Устанавливает зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного. Приводит примеры (конструирует) цепи питания. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. | ||
43 | Человек и животные Почему люди приручали диких животных? | Обсуждение гипотезы: зачем человек приручал животных? Картинная галерея. Работа с текстом учебника. Обсуждение проблемы: зачем создают заповедники? Работа со схемой. | Поиск информации с использованием справочной литературы на тему «Человек и животные». | 1 | Тематический (пров. работа) | с.134-136 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Рассказывает о своем любимом животном. Классифицирует животных. Составляет кластер по теме «Домашние животные» | Владеет рассужде-нием, описанием, повествованием. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Использует информацию для решения учебных и практических задач. Умеет работать в коллективе. Слушает и слышит собеседни-ка, ведет и поддерживает диалог, аргументированно отстаивает собственное мнение. | ||
44 | Наша Родина от Руси до России. Древняя Русь. Восточно - славянские племена | Обсуждение гипотез: откуда произошло название нашей Родины? Чтение текста учебника. Беседа: «Что такое летопись, кто такой летописец?» | Различение названий российского государства в разные исторические времена. | 1 | Текущий | с.6-8 р.т.с.3-4 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимать, что о прошлом узнают разными методами: проводят раскопки, изучают берестяные грамоты, древние предметы быта и др. Кратко характеризовать потомков восточных славян - русских, украинцев и белорусов. Понимать причину расселения племен восточных славян по берегам рек. Приводить примеры племен и государств. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. Помогает в совместном решении проблемы. Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог. | ||
45 | Древнерусское государство | Рассказ учителя о правителях древней Руси. Работа с картой учебника на стр. 10. | Различение названий российского государства в разные исторические времена. | 1 | Текущий | с.9-13 р.т.с.5-6 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Работает с лентой времени. Рассказывает о возникновении Древнерусского государства. Территория и города. Называет нескольких правители Древнерусского государства. | Ставит учебную задачу и контроли-рует её выполнение. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет методами представления полученной информа-ции. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | ||
46 | Московская Русь | Рассказ учителя .Работа с картой на стр.15 учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Картинная галерея. | Различение названий российского государства в разные исторические времена. | 1 | Текущий | с.14-17 р.т.с.7 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Правильно говорит одно из названий нашей страны - Московская Русь. Кратко рассказывает о становлении Москвы как столицы. Знает, что Иван Грозный - первый русский царь. Называет дату венчания на царство первого русского царя. | Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | ||
47-48 | Российская империя Пётр I, Екатерина II Великая, император Николай II | Рассказ учителя об первом императоре России Петре 1. Чтение и обсуждение статей учебника. Картинная галерея. | Различение названий российского государства в разные исторические времена. | 2 | Текущий | с.18-22 р.т.с.7-8 с.23-25 с.25 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Правильно говорит одно из названий нашей страны - Российская империя. Получает информацию из рассказа учителя и из текста учебника. Кратко рассказывает об образовании Российской империи. Понимает, что Пётр 1 - император. Приводит примеры деятельности Петра 1: создание флота, строительство Санкт-Петербурга, развитие промышленности, образования и др. Объясняет, почему царицу Екатерину II назвали Великой. Кратко характеризует деятельность царицы на благо России. Сравнивает характеры русских царей, рассказывает о характере, интересах Екатерины Великой. Рассказывает кратко о последнем российском императоре и его семье. Приводит пример характера Николая II, особенностей его правления. Называет дату свержения последнего русского царя. Создает презентацию - выставку репродукций рус-ских художников XIX века. Раскрывает, какие стороны жизни детей привлекали художников. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.). Составляет небольшое сообщение по теме. Принимает участие в беседе по иллюстрациям учебника и презентации. Задает вопросы и отвечает на вопросы по теме. Владеет способами получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение). Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимает ценность любой жизни. Идентифицирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. | ||
49 | Советская Россия. СССР. Российская федерация | Чтение и обсуждение статьи учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. Заполнение ленты- времени | Различение названий российского государства в разные исторические времена. | 1 | Текущий | с.26-27 р.т.с.8 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Правильно называет нашу страну в XXI веке. Знает главу государства в современной России, основы устройства современной Рос-сии. Создает сообщение по теме «Россия в XXI веке». Называет имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. | Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать информацию. Понимание ценности любой жизни. | ||
50-51 | Как жили наши предки Из истории имён. Имя, отчество, фамилия | Беседа по вопросам: «Зачем человеку имя, что означает твоё имя, как рождались имена в прошлом?». Выполнение заданий в рабочей тетради. | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Портрет славянина». | 2 | Текущий | с.29-33 р.т.с.9-10 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что отражают имя, отчество и фамилия человека. Объясняет, как рождались имена и фамилии. Подбирает иностранные имена, похожие на русские. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Идентифицирует себя как гражда-нина Российской Федерации. Проявляет толеран-тность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | ||
52 | Контрольная работа за 3 четверть | Урок оценки знаний | 1 | Итоговый | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным во второй четверти темам. | Ставит учебную задачу и контроли-рует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. | |||||
53 | Какими людьми были наши предки? | Работа с текстами учебника. Картинная галерея. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | 1 | Текущий | с.34-41 р.т.с.10-12 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Описывает особенности внешнего вида славянина. Самостоятельно готовит небольшое сообщение по теме «Как выглядели люди в разные исторические эпохи». Объясняет значение слов «облик», «окладистая». Сравнивает изображенных персонажей с современными людьми. | Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Умеет критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний. | Понимает, что такое гуманное отношение к людям. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Идентифи-цирует себя как гражданина Российской Федерации. Проявляет толерантность к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания. | ||
54-55 | Какие предметы окружали русских людей. | Рассматривание и сравнение иллюстраций: дом крестьянский и помещичий, хоромы царские и терем боярский. Воображаемая ситуация: «Ты – житель Древней Руси (России 19-20 века). Расскажи о своём доме, квартире, усадьбе» Картинная галерея Выполнение заданий в рабочей тетради. | Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | 2 | Текущий | с.41-47 с.48-56 р.т.с.13-15 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Описывает устройство и внешний вид русского жилища. Понимает зависимость вида жилища от условий окружающей среды и социального положения жильца. Перечисляет особенности крестьянской избы. Приводит примеры первых каменных построек. | Владеет рассуждением, описанием. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Соотносит инфор-мацию с имеющи-мися знаниями. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Умеет рабо-тать в коллективе. Успешно осуществ-ляет учебную дея-тельность. Слушает и слышит собесед-ника, ведет и под-держивает диалог, аргументированно отстаивает собст-венное мнение. | ||
56 | Русская трапеза | Беседа по вопросам: Как питались в старину крестьяне. Воображаемая ситуация: «Мы – жители Древней Руси. Что мы едим?». Составление меню праздничного обеда славянина. Игра «Накроем стол к обеду» Картинная галерея. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Различение внешнего вида людей разных сословий (дворянин, крестьянин и др.) | 1 | Текущий | с.56-59 р.т.с.15-16 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Называть особенности трапезы в городе и в сельской местности. Объяс-няет значение пословицы «Хлеб да вода - крестьянская еда». Приводит примеры русских сказок, в которых говорится о каше. Находит репродукции картин русских художников с изображением русской трапезы. Богатый дом - обильная еда. | Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой из них. | Умеет работать индивидуально и в малых группах. Слушает и слышит собеседника, ведет и поддерживает диалог, аргументи-рованно отстаивает собственное мнение. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющимися знаниями. | ||
57 | Боги древних славян | Работа с текстом учебника и иллюстрациями. Картинная галерея. | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. | 1 | Текущий | с.60-65 р.т.с.16-17 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что до появления христианства славяне были язычниками. Называет языческих богов славян. Объясняет значение пословиц. Называет каждый день масленичной недели. Рассказы-вает о традицион-ных масленичных играх и забавах. Объясняет значение слова «суеверие». | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Проектирует (планирует) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятельности. Использует информацию для решения учебных и практических задач. Стремится иметь достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки | ||
58 | Принятие христианства на Руси | Рассказ учителя «Христианская вера». Картинная галерея. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Характеристика особенностей быта, труда россиянина в разные исторические эпохи. | 1 | Текущий | с.65-70 р.т.с.17-18 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Объяснять, как происходило принятие христианства на Руси. Называть некоторые христианские праздники. | Владеет способами получения, анализа и обработки информации. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Доводит дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. | Находит нужную информацию. Доводит работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Адекватно его оценивает. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | ||
59 | Как трудились наши предки. Что создавалось трудом крестьянина | Обсуждение проблемы: «При каких условиях Человек трудится лучше?» Работа с текстом учебника. Разыгрывание сценок «крестьянин и помещик», «Крестьянин и царь» (по тексту учебника). Рассказ учителя «Отмена крепостного права». | Обобщение учебного материала: возникновение земледелия. | 1 | Текущий | с.72-79 р.т.с.18-20 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Рассказывает о возникновении земледелия на Руси. Называет особенности крестьянского труда. Объясняет зависимость крестьянского труда от природных условий, времени года и погоды. Перечисляет орудия сельскохозяйственного труда. Понимает особенности труда мужчины и женщины, детей в крестьянской семье. Находит ответ на вопрос о том, что такое крепостное право в России, что оно давало помещикам и крестьянам. Называет дату отмены крепостного права. | Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). | Умеет доводить работу до конца. Предвидит результат своей деятельности. Слушает и слышит собеседни-ка, ведет и поддер-живает диалог. Уважите-льно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить информацию с имеющи-мися знаниями. Успешно осуществ-ляет учебную деятельность. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цель работы (задания) и выделяет её этапы. | ||
60-62 | Что создавалось трудом ремесленника | Беседа «Что такое ремесло? Какие предметы производят ремесленники? Когда на Руси появились ремёсла?» (на основе текста учебника). Рассматривание схемы- рисунка в учебнике. Выполнение заданий в рабочей тетради. | Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. | 3 | Текущий | с.79-83 р.т.с.20-21 с.83-87 р.т.с.20-21 с.88-89 с.90-91 с.91-95 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Понимает, что такое ремесло и кого называют ремесленником. Называет особенности труда ремесленника. Кратко рассказывает о развитии ремёсел в России. Называет традиционные ремесла: изготовление деревянных и глиняных игрушек. Сравнивает игрушки по виду, по материалу. Показывает на карте места традиционных народных промыслов. Узнает игрушку. Понимает, что гончарное ремесло - одно из самых древних. Комментирует значение труда гончаров. Обобщает знания, полученные во время виртуальной экскурсии в гончарную мастерскую. Гжельские изделия - пример таланта гончаров. Приводит примеры ткачества, прядения, шитья в сказках разных народов. Проводит виртуальную экскурсию в музей ткачества. Организует мини-выставку тканых и вязаных изделий. Кратко рассказывать об изготовлении оружия и защитных доспехов - древнем ремесле славян. Перечисляет «оружейные» города России. | Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Самостоятельно мотивирует свою деятельность, определяет цели работы (задания) и выделяет её этапы. Умеет проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей. Реализовывает в процессе парной работы правила совместной деятельности. Отвечает на вопросы. Рассуждает на заданную тему. Отвечает на вопросы. Самостоятельно формулирует вопросы по теме. Оценивает работу по предложенным учителем критериям. | Сотрудничает в группе, в паре; ищет информацию. Выражает свои чувства, вызванные состоянием природы. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. Умеет соотносить инфор-мацию с имеющи-мися знаниями. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Уважительно относится к людям труда, к своей стране. | ||
63-64 | Что создавалось трудом рабочего | Чтение и обсуждение текста учебника: на каком заводе легче работать? Выполнение заданий в рабочей тетради. | Классификация: труд крестьянина, ремесленника, рабочего. Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены. Различение: ремёсла и их результаты — продукты. | 2 | Текущий | с.95-98 р.т.с.22-25 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Делает вывод об эффективности использования механизмов и машин по сравнению с ручным трудом. Объясняет значение слов: «фабрика», «завод». Показывает на карте места возникновения первых мануфактур и заводов. Кратко рассказывает о развитии мануфактур, заводов и фабрик в России. Понимает, что условием работы промышленных предприятий является наличие полезных ископаемых. Кратко рассказывает о первой железной дороге в России. Показывает ее на карте. Называет дату построения первой железной дороги. | Владеет методами представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание). Применяет для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.). Кратко рассказывает на тему «Что изготавливают в ...». Отвечает на вопросы, формулирует вопрос. Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творчес-кой), понимает специфику каждой из них. Взаимодействует с участниками диалога; отвечает на вопросы, формулирует вопрос. | Успешно осуществляет взаимодействие с участниками учебной деятель-ности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затруднение и обращается за помощью к учителю. Соотносит информацию с имеющимися знаниями. Понимание ценности любой жизни. Сотрудничает в совместном решении проблемы, ищет информацию. | ||
65-66 | Открытия, которые совершил человек в XIX – XX (19-20) веках | Обсуждение проблемы: «Почему человек творит? Может ли человек жить не трудясь и ничего не создавая?» Рассматривание иллюстраций в учебнике. Обсуждение текста: первые изобретения человека. Обсуждение проблемы: «Почему человек мечтал летать, как птица?». Рассказ учителя о первых самолётах и лётчиках. Чтение и обсуждение текста «Как развивалась авиация» Выполнение заданий в рабочей тетради. Картинная галерея. | Обобщение учебного материала. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на темы «Как трудятся люди родного края», «Первые космонавты», «Как создали первый автомобиль» | 2 | Текущий | с.99-101 с.102-104 с.105-108 с.108-112 р.т.с.25-26 | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Кратко рассказывать об открытиях, которые изменили жизнь человека. Понимает значение развития пароходства в России. Показывает на карте реки России. Называет несколько марок автомобилей, выпускаемых в России. Классифицирует автомобили по назначению перевозок. Рассказывает о развитии автомобилестроения в России. Составляет рассказ о самолетах. Перечисляет разные виды самолетов. Кратко рассказывает о роли современной авиации. Называет «отца российской космонавтики» - К.Э. Циолковского. Называет дату открытия «Эры космических полётов», первый искусственный спутник, первых космонавтов СССР. Готовит рассказ об одном из российских космонавтов. | В связной, логически целесообразной форме речи передает результаты изучения объектов окружающего мира. Описывает натуральные объекты. Выполняет работу с иллюстративным материалом. Ставит учебную задачу и контролирует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе его выполнения. Владеет рассуждением, описанием, повествованием. Решает проблемные задачи. Получает информацию из разных источников (из презентации, иллюстративного материала и текста учебника). Владеет способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимает специфику каждой. | Успешно осущес-твляет взаимодей-ствие с участниками учебной деятельности. Предвидит результат своей деятельности. Понимает личное затрудне-ние и обращается за помощью к учителю. Понимает роль человека в обществе. Понимает особую роль многонациональной России в развитии общемировой культуры. Уважительно относится к своей стране. Умеет сотрудничать в совместном решении проблемы, искать ин формацию. Идентифицирует себя как гражда-нина Российской Федерации. Испытывает чувство гордости за национальные достижения. | ||
67 68 | Итоговая контрольная работа за 3 класс Урок повторения изученного материала | Урок оценки знаний по рабочей тетради стр.27-31 | 1 1 | Итоговый Текущий | Таблицы. Карточки. ИКС. Презентация. Учебник. Рабочая тетрадь на печатной основе | Выполняет задания комплексной проверочной разноуровневой работы по изученным в последней четверти темам. | Ставит учебную задачу и контроли-рует её выполнение. Умеет доводить дело до конца. Принимает и удерживает цель задания в процессе выполнения. | Предвидит результат своей деятельности. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое пранирование по окружающему миру во 2 классе УМК "Начальная школа 21 века"
Календарно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС 2 поколения...
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое поурочное планирование по английскому языку 3 класс Тер-Минасова С.Г.,Узунова Л.М., Сухина Е.И.
Предлагаю календарно-тематическое планирование по новым требованиям ФГОС....
Календарно-тематическое планирование для 2 класса ,Школа 21 века
Календарно-тематическое планирование 2 класс ,школа 21 века...
Календарно-тематическое планирование в 3 классе ,Школа 21 века
Календарно-тематическое планирование в 3 классе ,Школа 21 века...
Календарно-тематическое планирование . Окружающий мир. Программа школа XXI века. ФГОС.
Календарно-тематическое планирование . Окружающий мир. Программа школа XXI века. ФГОС....
Календарно-тематический план по математике 1 класс "Школа 21 века" ФГОС
Календарно-тематический план по математике 1 класс "Школа 21 века" ФГОС...