Рабочая программа по окружающему миру (2 класс)
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования и авторской программы А.А.Плешакова.
Изучение курса «Окружающий мир: Мир вокруг нас» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.
• Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Общая характеристика организации учебного процесса
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлен на основе
следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Для реализации программы использую следующие педагогические технологии:
- интегрированное обучение;
- информационно – коммуникативные технологии;
- объяснительно- иллюстративное обучение;
- игровая;
- проблемная поисковая;
- личностно-ориентированная;
- здоровьесберегающая.
Методы и формы работы:
- словесные (рассказ, беседа, доклад);
- наглядный;
- практические (упражнения, практические работы);
- контроль (устный и письменный)
Основной формой организации учебно- воспитательного процесса курса "Окружающий мир" является урок..
В процессе изучения курса используются уроки экскурсии, уроки практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
В процессе ознакомления младших школьников с окружающим миром в роли главного метода выступает наблюдение. На первом этапе используются в основном общеклассные кратковременные эпизодические наблюдения. Постепенно они становятся более длительными и систематическими. На смену общеклассным наблюдениям приходят групповые и индивидуальные. Однако в дальнейшем процессе обучения различные виды наблюдений комбинируются друг с другом.
Свойства объектов изучаются через опыты. В ознакомлении с окружающим миром используются опыты, проводимые в течение одного урока, а также длительные опыты, проведение которых может занимать несколько дней. Главным при этом является не запоминание каких то отдельных свойств того или иного объекта, а вооружение учащихся методом познания, подведение их к осознанию способности человека путем опытов изучать свойства различных объектов окружающего мира. Постепенно одним из важнейших способов приобретения знаний становится экспериментирование. Познавательная деятельность при этом усиливается постановкой гипотезы, ее проверкой, отбором относящейся к ней информации. Ученики учатся наблюдать происходящие в течение эксперимента явления, обосновывают свои выводы.
Представления, полученные детьми чувственным путем, закрепляются в процессе выполнения различных практических работ. Учащимся предлагаются работы с картами, моделями, объектами живой и неживой природы, рисунками, таблицами, схемами и диаграммами.
В разнообразной практической деятельности младшие школьники учатся работать в коллективе: распределять работу, договариваться, получать общий результат. В связи с этим ряд заданий предусматривает деятельность учащихся в парах постоянного и сменного состава. Выполняя эти задания, ребята усваивают новые формы общения, решают конфликтные ситуации.
В связи с тем, что у детей происходит переход от игровой деятельности, ведущей в дошкольном возрасте, к учебной, ведущей в младшем школьном возрасте, в процессе изучения предмета "Окружающий мир" часто используются игры (дидактические и ролевые). По мере формирования у учеников познавательных интересов и основных компонентов учебной деятельности доля игры в обучении сокращается.
Из словесных методов в процессе изучения курса "Окружающий мир" чаще всего используется беседа. Наиболее эффективно она позволяет уточнить, закрепить и систематизировать знания детей о различных областях окружающей среды.
Эти технологии характеризуются гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка, которая тесно связана с целью курса. Организация учебного процесса: классно – урочная.
Место курса в учебном плане:
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 ч:
1 класс — 66ч (33 учебные недели),
2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
2 класс (68 ч)
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | экскурсии | практичес-кие работы | Примерное количество часов на самостоятельные работы |
1 | Где мы живем? | 2 | 1 | ||
2 | Природа | 19 | 2 | 6 | 3 |
3 | Жизнь города и села | 11 | 2 | 2 | |
4 | Здоровье и безопасность | 11 | 1 | 2 | |
5 | Общение | 6 | 1 | 1 | |
6 | Путешествия | 18 | 3 | 2 | 3 |
7 | Заключение | 1 | |||
Итого | 68 | 8 | 10 | 11 |
Планируемые результаты изучения курса:
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.), в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 2-м классе.
У обучающегося будут сформированы:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу “Окружающий мир”, к школе;
- интерес к предметно – исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях;
- ориентация на понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- понимание причин успеха в учебе;
- оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
- понимание нравственного содержания поступков окружающих людей;
- этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков;
- представление о своей гражданской идентичности в форме осознания “Я” как гражданина России;
- представление о своей этнической принадлежности.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
Обучающийся научится:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
- принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
- самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно – образном уровне;
- осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя;
- вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил;
- адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;
- принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные УУД:
Обучающийся научится:
- пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
- строить сообщение в устной форме;
- находить в тексте ответ на заданный вопрос;
- ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
- анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
- смысловому восприятию познавательного текста;
- анализировать объекты с выделением несущественных признаков (в коллективной организации деятельности);
- осуществлять синтез как составление целого из частей;
- проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп;
- устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
- обобщать (выделять класс объектов как по заданному признаку, так и самостоятельно);
- подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа – сделанное человеком, природа живая – неживая; группы растений, группы животных);
- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные УУД:
Обучающийся научится:
- выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
- воспринимать другое мнение и позицию;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя);
- строить понятные для партнера высказывания;
- задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 2-м классе .
Обучающийся научится:
- устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
- сравнивать объекты природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств;
- проводить несложное наблюдение в природе и воспроизводить опыты в соответствии с инструкцией, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; соблюдать технику безопасности;
- описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы;
- характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли;
- ориентироваться на местности относительно своего тела; знать правила пользования компасом, определять основные стороны горизонта по компасу, по природным приметам;
- различать твердые, жидкие и газообразные вещества;
- измерять температуру воды, воздуха и своего тела;
- различать три состояния воды; определять основные свойства воды, её значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека; объяснять причины круговорота воды в природе;
- определять основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека;
- определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода);
- различать хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы;
- определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
- различать диких и домашних животных; животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных;
- правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями;
- строить простейшие кормушки и подбирать корм для подкармливания различных птиц зимой.
- понимать назначение органов чувств для познания окружающего мира;
- выполнять правила личной гигиены, безопасного поведения в доме, на улице, в природной среде;
- соблюдать правила организации учебного труда дома и в школе, понимать роль учителя;
- определять принадлежность организмов к царствам живой природы: растениям, животным, грибам, бактериям.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся на ступени начального общего образования:
∙ получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
∙ обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
∙ приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
∙ получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
∙ познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
∙ получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
∙ примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения курса выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
В ходе изучения блока «Человек и природа» выпускник научится:
∙ узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
∙ описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
∙ сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
∙ проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
∙ использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
∙ использовать готовые модели (глобус, карта, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
∙ обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
∙ определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
∙ понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ использовать естественнонаучные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
∙ готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
∙ моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
∙ осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
∙ пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья, осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
∙ выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
∙ планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
В ходе изучения блока «Человек и общество» выпускник научится:
∙ узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
∙ различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
∙ используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
∙ оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
∙ использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Выпускник получит возможность научиться:
∙ осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
∙ ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
∙ наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательного учреждения, профессионального сообщества, этноса, нации, страны;
∙ проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения с взрослыми и сверстниками в официальной обстановке, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
∙ определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения, договариваться о распределении функций и ролей, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Учебное содержание в каждой теме выстраивается в основном по единой схеме: мир неживой природы; растения и животные; мир людей и созданных ими предметов; наше здоровье и безопасность; экология.
Предпочтительные формы организации учебного процесса: фронтальная, парная, индивидуальная.
Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос, в меньшей степени письменный опрос.
Содержание тем учебного курса
2 класс (68 ч.)
Раздел: Где мы живём (4ч)
Наш адрес в мире.
Родная страна.
Природа и рукотворный труд.
Виды учебной деятельности:
- понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять;
- анализировать информацию учебника, формулировать выводы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся;
- работать в паре и группе, распределять обязанности, сравнивать, сопоставлять
Раздел: Природа (20ч)
Неживая и живая природа.
Явления природы.
Что такое погода.
В гости к осени.
Звёздное небо.
Заглянем в кладовые земли.
Про воздух и про воду.
Какие бывают растения.
Невидимые нити.
Дикорастущие и культурные растения.
Дикие и домашние животные.
Комнатные растения.
Животные живого уголка.
Про кошек и собак.
Красная книга.
Будь природе другом.
Проверим себя.
Виды учебной деятельности:
- Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять, формулировать выводы из изученного материала и отвечать на итоговые вопросы , оценивать свои достижения и достижения других;
- приводить примеры, анализировать;
- сопоставлять, прослеживать взаимосвязи, находить нужную информацию;
- работать в паре и группе, использовать тексты, таблицы, дополнительную литературу
Раздел: Жизнь города и села(10ч)
Что такое экономика. Из чего что сделано.
Как построить дом. Какой бывает транспорт. Культура и образование В гости к зиме.
.Все профессии важны.
Проверим себя и оценим достижения.
Виды учебной деятельности:
- читать текст, находить в нём ответы на вопросы;
- классифицировать предметы по определённым признакам;
- извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников;
- наблюдать, обобщать, выполнять тестовые задания
Раздел : Здоровье и безопасность (9ч)
Строение тела человека.
Если хочешь быть здоров.
Берегись автомобиля. Школа пешехода.
Пожар. На лугу и в лесу.
Виды учебной деятельности:
- понимать учебную задачу и выполнять её, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников, демонстрировать приобретённые умения;
- формулировать выводы из изученного материала, моделировать ситуацию;
- работать со взрослыми, обсуждать опасные ситуации, сочинять об этом рассказ по аналогии с учебником,
- отбирать материал для
создания проектов.
Раздел: Общение( 7ч)
Наша дружная семья. Родословная. В школе.
Правила вежливости. Ты и твои друзья. Мы зрители и пассажиры.
Виды учебной деятельности:
- обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи, отбирать фотографии, составлять родословное древо семьи;
- моделировать ситуацию общения в различных ситуациях, обсуждать правила поведения в школе, в общественных местах, в транспорте;
- выполнять тестовые задания, оценивать правильность(неправильность) предложенных ответов, формировать адекватную оценку в соответствии с набранными баллами
Раздел: Путешествие(18 ч)
Посмотри вокруг. Ориентирование на местности. Формы земной поверхности. Водные богатства. В гости к весне. Россия на карте.
Города России.
Виды учебной деятельности:
- различать стороны горизонта, определять их по компасу и природным признакам, наблюдать за состоянием погоды;
- работать в паре и группе, создавать презентации по своим исследованиям, работать со взрослыми, составлять рассказы о достопримечательностях нашей Родины, находить объекты на карте, совершать виртуальную экскурсию;
Сравнивать карту и глобус, находить материки, рассказывать о разных странах, используя дополнительную литературу, работать со взрослыми и одноклассниками, создавать проекты., распределять обязанности при работе в группе.
Тематическое планирование
по окружающему миру
предмет
Класс 2
Учитель______Драенкова Ольга Анатольевна
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю __2__ час.
Плановых контрольных уроков 4 ч.
Табличное представление календарно-тематического планирования
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид занятий | Виды и формы учебной деятельности | Исполь-зование лабора-торного оборудования | Контроль-ные работы (тема,кол-во) | |
I. | « Где мы живем?» | 4 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять. Анализировать информацию учебника, формулировать выводы и оценивать свои достижения и достижения других учащихся. Работать в паре и группе, распределять обязанности, сравнивать, сопоставлять. |
| |||
1.1. | Родная страна | 1 | Т | + 1, 3,4,5,7 | |||
1.2. | Город и село | 1 | Т+П | + 1,6 | |||
1.3. | Природа и рукотворный мир. | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | |||
1.4. | Обобщающий урок по разделу «Где мы живем». | 1 | П | + 1, 8 | |||
II. | « Природа» | 20 | |||||
2.1 | Неживая и живая природа | 1 | Т+П | Понимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Формулировать выводы из изученного материала и отвечать на итоговые вопросы , оценивать свои достижения и достижения других. Приводить примеры, анализировать. Сопоставлять, прослеживать взаимосвязи, находить нужную информацию. Работать в паре и группе, использовать тексты, таблицы, дополнительную литературу. | + 1, 3,4,5,7,8 | ||
2.2 | Явления природы | 1 | Т+П | + 1, 6,8 | |||
2.3 | Что такое погода | 1 | Т+П | + 1, 9,8 | |||
2.4 | В гости к осени (экскурсия) | 1 | П | ||||
2.5 | В гости к осени | 1 | Т+П | + 1, 6, 9 | |||
2.6 | Звездное небо | 1 | Т+П | + 1, 6.8 | |||
2.7 | Заглянем в кладовые земли | 1 | Т+П | + 1,2, 6,8 | |||
2.8 2.9 | Про воздух и про воду | 2 | Т+П | + 1, 6, 8,9 | |||
2.10 | Какие бывают растения | 1 | Т+П | + 1,2, 6,8 | |||
2.11 | Какие бывают животные | 1 | Т+П | + 1, 6,8 | |||
2.12 | Невидимые нити | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
2.13 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Т+П | + 1,2, 6,8 | |||
2.14 | Дикие и домашние животные | 1 | Т+П | + 1,2, 6,8 | |||
2.15 | Комнатные растения | 1 | Т+П | + 1,2, 6,8 | |||
2.16 | Животные живого уголка | 1 | Т+П | + 1, 6,8 | |||
2.17 | Про кошек и собак | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | |||
2.18 | Красная книга | 1 | Т+П | + 1, 6,7 | |||
2.19 | Будь природе другом. Проект «Красная книга, или Возьмем под защиту» | 1 | П | + 1,2, 6,7 | |||
2.20 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | П | + 1, 8 | |||
III. | «Жизнь города и села» | 10 | |||||
3.1 | Что такое экономика | 1 | Т | Читать текст, находить в нём ответы на вопросы. Классифицировать предметы по определённым признакам. Извлекать из текста нужную информацию, предлагать вопросы к тексту, отвечать на вопросы одноклассников. Наблюдать, обобщать, выполнять тестовые задания. | + 1,6,8 | ||
3.2 | Из чего что сделано | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
3.3 | Как построить дом | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
3.4 | Какой бывает транспорт | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
3.5 | Культура и образование | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
3.6 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | П | + 1,6,7,8 | |||
3.7 | В гости к зиме (экскурсия) | 1 | П | ||||
3.8 | В гости к зиме | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
3.9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» | 1 | П | + 1, 8 | |||
3.10 | Презентация проектов «Родное село», «Возьмем под защиту», «Профессии» | 1 | П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
IV. | «Здоровье и безопасность» | 9 | |||||
4.1 | Строение тела человека | 1 | Т+П | Понимать учебную задачу и выполнять её, предлагать вопросы по содержанию текста, оценивать ответы одноклассников, демонстрировать приобретённые умения. Формулировать выводы из изученного материала, моделировать ситуацию. Работать со взрослыми, обсуждать опасные ситуации, сочинять об этом рассказ по аналогии с учебником. Отбирать материал для создания проектов. | + 1,6 | ||
4.2 | Если хочешь быть здоров | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
4.3 | Берегись автомобиля! | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
4.4 | Школа пешехода | 1 | П | + 1,6,8 | |||
4.5 | Домашние опасности | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
4.6 | Пожар. Правила противопожарной безопасности. | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
4.7 | На воде и в лесу. Правила безопасного поведения на воде и в лесу. | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7,9 | |||
4.8 | Опасные незнакомцы. Опасные ситуации при контактах с незнакомыми людьми. | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
4.9 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность » | 1 | П | + 1,3,4,5,6,7,8 | |||
V. | «Общение» | 7 | |||||
5.1 | Наша дружная семья | 1 | Т+П | Обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи, отбирать фотографии, составлять родословное древо семьи. Моделировать ситуацию общения в различных ситуациях, обсуждать правила поведения в школе, в общественных местах, в транспорте. Выполнять тестовые задания, оценивать правильность(неправильность) предложенных ответов, формировать адекватную оценку в соответствии с набранными баллами. | + 1,3,4,5,6,7 | ||
5.2 | Проект «Родословная» | 1 | П | + 1,6,8 | |||
5.3 | В школе. Классный и школьный коллектив. | 1 | Т+П | + 1,6,8,10 | |||
5.4 | Правила вежливости. Правила этикета в общении. | 1 | Т+П | + 1,6,8 | |||
5.5 | Ты и твои друзья. Правила поведения в гостях. | 1 | Т+П | + 1,6,8.10 | |||
5.6 | Мы – зрители и пассажиры. Правила поведения в общественных местах. | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7,8 | |||
5.7 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение » | П | + 1,8 | ||||
VI. | Путешествие | 18 | |||||
6.1 | Посмотри вокруг. Горизонт. Линия горизонта. Стороны горизонта. Форма Земли. | 1 | Т | Различать стороны горизонта, определять их по компасу и природным признакам, наблюдать за состоянием погоды; - работать в паре и группе, создавать презентации по своим исследованиям, работать со взрослыми, составлять рассказы о достопримечательностях нашей Родины, находить объекты на карте, совершать виртуальную экскурсию; Сравнивать карту и глобус, находить материки, рассказывать о разных странах, используя дополнительную литературу, работать со взрослыми и одноклассниками, создавать проекты., распределять обязанности при работе в группе. | + 1,6,9 | ||
6.2 6.3 | Ориентирование на местности | 2 | Т+П | + 1,6,9,10 | |||
6.4 | Формы земной поверхности | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
6.5 | Водные богатства | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7 | |||
6.6 | В гости к весне (экскурсия) | 1 | Т+П | ||||
6.7 | В гости к весне | 1 | Т+П | + 1,3,4,5,6,7,8 | |||
6.8 | Россия на карте | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.9 | Проект «Города России» | 1 | П | + 1,6 | |||
6.10 | Путешествие по Москве | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.11 | Московский Кремль | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.12 | Город на Неве | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.13 | Город на Неве | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.14 | Путешествие по планете | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.15 | Путешествие по материкам | 1 | Т+П | + 1,6,9 | |||
6.16 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | П | + 1,6,9 | |||
6.17 | Впереди лето | 1 | П | + 1,3,4,5,6,7,8 | |||
6.18 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Презентация проектов«Страны мира» | 1 | П | + 1,3,4,5,6,7,8,9 | |||
Итого | 68 |
Материально- техническое и учебно-методическое обеспечения
1.Планирование составлено на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования
2.Учебник Окружающий мир. 3 класс. Школа России. А.А. Плешаков. М.: Просвещение, 2011.
3. Поурочные планы. Природоведение 3 класс. Автор- составитель Максимова Т.Н. – М.: ВАКО, 2013.- 368с. – (В помощь учителю).
4. Рабочие тетради (окружиющий мир)
1. Плешаков А.А. Окружающий мир.1часть.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир.2часть.
3.Плешаков А.А. Окружающий мир . Тесты.
5. Электронная копилка «Презентации по темам Окружающего мира» и проекты.
Технические средства:
1.Классная магнитная доска .
2. Персональный ноутбук с принтером.
3. Ксерокс.
4. Глобус.
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства
Мультимедийные (цифровые) инструменты и образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование
Термометры для измерения температуры воздуха, воды, тела
Термометр медицинский.
Лупа.
Компас.
Часы с синхронизированными стрелками.
Микроскоп (цифровой по возможности).
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых.
Коллекции плодов и семян растений.
Гербарии культурных и дикорастущих растений (с учетом содержания обучения).
Живые объекты (комнатные растения, животные)
Материально- техническое обеспечение
1.УМК «Школа России» по окружающему миру
2. Натуральные объекты
3.Ноутбук
4.Экран
5.Проектор
6.Печатные пособия (таблицы, плакаты)
7. Презентации по темам для уроков окружающего мира
8.Раздаточный материал (тесты, карточки )
9. Учебное оборудование
10..Интернет – ресурсы.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ
2 класс
Экскурсии:
В школе.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
В гости к осени.
В гости к зиме.
В гости к весне.
Домашние животные.
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Знакомство с картой.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
Список дополнительной литературы для учителя
1.Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету ,,Окружающий мир” (к учебному комплекту А.А.Плешакова ,,Мир вокруг нас. 2 класс”).
2.Е.Г.Новолодская. Организация эколого-валеологической деятельности учащихся.Методическое пособие. Бийск «БПГУ», 2005.
3. Предметные недели в школе. Биология, экология, здоровый образ жизни. Составители В.В.Балабанова. Волгоград «Учитель», 2005.
Лист изменений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс по программе "начальная школа XXI века"
Рабочая программа окружающий мир 4 класс составлена на основе авторской программы «Начальная школа XXI века» под общей редакцией Н. Ф. Виноградовой,...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе А.А. Плешакова
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса по программе А.А. Плешакова....
рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе "Школа России"
календарно-тематическое планирование по программе "Школа России"...
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой
Рабочая программа написана в соответствии с требованиями, соблюдена структура....
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России
Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по программе Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Программа "Начальная школа XXI век. Под ред. Н. Виноградовой.
В материале помещена рабочая программа по окружающему миру (3 класс)...
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...