Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему

Пуценко Дарья Андреевна

Конспект урока  2 класс 2100

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx29.16 КБ
Файл prilozhenie_1.docx11.79 КБ
Файл prilozhenie_2.docx46.15 КБ
Файл prilozhenie_3.docx10.63 КБ
Файл prilozhenie_4.docx167.39 КБ
Файл prilozhenie_5.docx10.24 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Орг. момент

-Уважаемые гости, у нас сегодня  необычный урок. Сегодня вы посетите детективное агентство «Следопыт», и увидите как оно работает.

  1. Постановка проблемной ситуации

– Ребята, а вот и первые посетители. Разыгрывание сценки.

Умоляем, помогите!

Найдите наш дом! В нашем доме одновременно можно увидеть и степи, и леса, и тундру, и пустыню, и даже вечные льды и снега. На зиму нам не нужно впадать в спячку и улетать в дальние страны. В нашем доме всегда можно найти место, где тепло и достаточно корма.

- Ребята,  поможем зверям и птицам найти их дом? (Да)

- Чтобы вам было легче нас найти,  мы подготовили для вас маршруты (раздают маршруты).

- Ребята давайте посмотрим, сколько останов у нас будет? (6) После того как мы с вами побываем на какой-либо остановке вам нужно будет раскрасить флажок определенным цветом , в зависимости от того как вы справились с заданием.  (все получилось – зеленый флажок, получилось, но есть недочеты – желтый флажок, получилось не все, ничего не получилось – красный флажок).  В каждом отделе есть руководитель, который после каждой остановки должен  выставит оценку всей группе. СЛАЙД

- И так, вы готовы к приключениям?

– Как вы думаете, есть ли такое место на Земле, где одновременно можно встретить и тундру, и пустыню, и вечные льды и снега?

– Как будем действовать (Поищем это место в разных природных зонах.)

3. Обобщение изученного материала по природным зонам

-У нас первая остановка .  Каждый отдел получит карточки задание и поищет это место в одной из природных зон. (каждому отделу по 2 карточки). ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Карточка №1

Ледяные пустыни

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны ?

Карточка №2

Тундра

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны ?

Карточка №3

Зона лесов

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны ?

Карточка №4

Зона степей

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны ?

Карточка №5

Зона пустынь

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны?

Карточка №6

Тропическая зона (пустыни, саванны, тропические леса)

В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

Какой здесь климат?

Какие водятся животные?

Растения этой природной зоны ?

 Каждая группа рассказывает об одной из природных зон по карточке-заданию

– Есть ли место, о котором нам пишут животные, в одной из известных нам природных зон? (Нет)

- Ребята, возьмите свои маршруты и оцените свою работу на данном этапе, раскрасив соответствующий флажок.  

- А как справилась группа с этим заданием? Общая оценка? (фиксирую общую)

- Смогли  мы, вспомнив все природные зоны, найти ту которую ищем? (Нет)

- Для того чтобы помочь нашим друзьям, давайте составим алгоритм работы.

- По какому плану будем работать? Что необходимо выяснить? (по такому алгоритму работали со всеми природными зонами, я думаю, что они вспомнят и составят самостоятельно план работы)

1. Климат

2. Животные

3. Растения  СЛАЙД

- Ребята, а для чего мы планируем свою деятельность? (Чтобы легче было работать)

Сообщение темы урока.

-  А от чего зависит порядок расположения природных зон? (Порядок расположения природных зон зависит от распределения солнечного тепла на Земле.)

- Чтобы найти  дом наших друзей, я предлагаю выполнить вам следующее задание:

- У каждой группы на столах имеется набор карточек с названиями природных зон, вам нужно расположить их столбиком по порядку от полюса к экватору. ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 - Для того, чтобы проверить, правильно ли вы расположили природные зоны, переверните свои карточки в том же порядке и скажите, какая иллюстрация у вас получилась? (иллюстрация горы). На доске появляется изображение горы. СЛАЙД

- Оцените свою работу. Какая оценка у группы?

- Наверное, этот рисунок неслучайно оказался на нашем уроке. Кто догадался, откуда поступил сигнал о помощи?

- Предположите, что мы будем изучать на сегодняшнем уроке. (Горы). На доске появляется гора.

- Правильно, тема сегодняшнего урока «Горные экосистемы» СЛАЙД

4. Сообщение целей урока

Проведём опыт. Приглашаю одного человека к доске. Сейчас я включу лампу, которая будет символизировать Солнце. Попрошу выйти 1 человека. Поднесите руку близко к лампе, что ты чувствуешь? (Тепло)

- Правильно. А теперь медленно отодвинь руки от лампы, что ты заметили? (Чем дальше от лампы, тем холоднее.)

- Какой вывод можно сделать? (Чем ближе к Солнцу, тем теплее.)

- То есть, я вас правильно поняла: чем выше подниматься по горе, Солнце будет ближе, поэтому  будет теплее? (Да)

          - Ребята наши знакомые Миша и Лена  обратились к вам за помощью.СЛАЙД Им нужно подняться высоко в горы на подъемнике, посовещайтесь в группах и выберите одежду, которую необходимо взять с собой в горы. (Работа с раздаточным материалом)

- В горы многие из вас решили взять летние вещи, но были и такие, кто решил прихватить с собой тёплые вещи. Но ведь нам нужно было подняться от Земли ближе к Солнцу, то есть к источнику тепла. Почему же мнения так разделились?

- Посмотрите на слайд СЛАЙД. Перед вами высокие горы. Что вас удивило, глядя на это фото? (вершины горы покрыты снегом, хотя они находятся ближе к Солнцу) .

- Значит, какое место на горе будет самым холодным? Почему вы так решили? (Вершина, там снег)

- Теперь вспомните свой вывод, сделанный на основе опыта, и соотнесите его с увиденным фото горы. Какое противоречие у нас возникло? (что хотя вершины и ближе к Солнцу, но там оказалось холоднее всего)

-  Какая группа была права при выборе одежды?

       - Оцените свою работу.

Физкультминутка

Давайте отдохнем. Встанем. Я называю вам природную зону и ее обитателей. Если я называю правильно, то вы хлопаете, если нет, топаете.

Лесная зона: медведь, верблюд, черепаха, лось

Следующая зона арктических пустынь, если правильно, то вы делаете наклоны вперед, если нет, в стороны: древесная лягушка, тюлень,  тушканчик,

Тропические пустыни, если правильно стоим на месте, если нет, приседаем:сайгак,  тушканчик, лемминг, суслик

5. Совместное «открытие» знаний

-  Сможем ли мы сразу ответить на вопрос: почему на вершине горы холодно? А кто бы смог ответить на этот вопрос? (Взрослые, тот , кто бывал в горах)

- Для того чтобы найти ответ на этот вопрос  откройте учебники на с. 42, прочитайте текст и самостоятельно найдите ответ на вопрос.

Обсудите ответ в группах: ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Вопросы на карточках:

1 группа. Почему земля нагревается быстрее, чем воздух?

2 группа. Кому из ребят теплее?

3 группа. Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? А где холоднее? Почему? СЛАЙД

- Что у вас получилось?

1. (воздух прозрачен, солнце его не нагревает)

2. (Лене, т.к воздух прозрачен  солнце его не нагревает. Солнечные лучи нагревают землю, а от земли нагревается ближайший слой воздуха. Поэтому чем выше, тем холоднее)

3. У подножия гор теплее, так как они лежат в слое теплого воздуха. На вершине холоднее, чем выше , тем холоднее.

- Так какой можно сделать вывод? (Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха становится холоднее, понижается.)

- Мы ответили на вопрос: почему на вершине горы холодно?

- Оцените свою работу. Какая оценка у группы?

6. Работа в парах

- Горные склоны получают неодинаковое количество тепла. При подъёме в горы природа меняется. В высоких горах, не сходя с места, можно увидеть и тундру, и степь, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определённой высоте и  образуют высотные пояса. (Определение высотные пояса зачитывает заранее подготовленный ученик). Высотные пояса — закономерная смена природных условий, природных зон и по мере возрастания высоты над уровнем моря.

- Следующую работу, вы выполните в парах. Чтобы познакомиться с названиями высотных поясов соберите мозаику, узнайте названия высотных поясов из учебника на стр 43 и подпишите их на мозайке.

Какие названия высотных поясов узнали? СЛАЙД

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

- Оцените свою работу, какая оценка у группы?

7. Самостоятельная работа

Из – за солнечного тепла изменяются климат,  почва, растительный и животный мир. Такое изменение на равнинах мы называем природной зоной. Такие же изменения, происходящие в горах, называются высотными поясами. А есть ли какие – либо отличия? Посмотрите на иллюстрацию внизу учебника на с. 43. Сравните, где находится Миша, а где находится Лена?

- Один из них на равнине, другой в горах. Одеты они одинаково. Они как будто в одной и той же лесной зоне. Значит, на равнине будут леса, а в горах – горные леса.

- Что ещё заметили общего на этой иллюстрации? (Заметили, что природные зоны на равнине совпадают с высотными поясами в горах.)

- Молодцы, правильно. Откройте рабочие тетради на с. 51, задание №2. Выполните каждый самостоятельно. Девочки подпишут высотные пояса у гор Южный Урал, а мальчики у гор «Кавказ»

- Проверим, что у вас получилось. Какие высотные пояса встретятся в горах Южного Урала? (Степи, горные леса, горные тундры.)

- Какие высотные пояса встретятся в горах Кавказа? (Степи, горные леса, горные тундры, горные ледники). СЛАЙД

- какой вывод можно сделать? (Чем выше гора, тем больше высотных поясов)

- Как вы думаете, сколько высотных поясов будет у нашей горы? 4, так как на вершине лежит снег, значит, там будут ледники.

- Давайте еще раз их назовем. (Дети называют, я приклеиваю названия высотных поясов на гору)

Оцените свою работу? Какая оценка у группы?

Итог урока

- Давайте вспомним, о чём мы с вами ещё должны узнать, говоря об горных экосистемах? ( о растительном и животном мире горных экосистем)

- На следующем  уроке, мы отправимся в горы,  чтобы ближе познакомиться с их обитателями гор.

- Ребята какаю задачу мы ставили перед собой вначале урока?  (найти  место на Земле, где одновременно можно встретить и тундру, и пустыню, и вечные льды и снега?)

- Мы нашли это место (Да)

- Где оно находится (в горах)

- Почему именно в горах (потому что только в горных экосистемах можно одновременно встретить тундру, пустыню, горы, вечные льды. А называется это все – высотные пояса)

- Ребята, где можно применить полученные знания на уроке?

Рефлексия

- Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята, оцените работу своей группы, и поднимите соответствующий флажок.

-Выставляю на горе последний флажок.



Предварительный просмотр:

Карточка №1

Ледяные пустыни

1.В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

2.Какой здесь климат?

3.Какие водятся животные?

4. Растения этой природной зоны ?

Карточка №3

Зона лесов

1.В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

2.Какой здесь климат?

3.Какие водятся животные?

4.Растения этой природной зоны?

Карточка №5

Зона пустынь

1.В каком тепловом поясе расположена зона 2.ледяных пустынь?

3.Какой здесь климат?

4.Какие водятся животные?

5.Растения этой природной зоны ?

Карточка №4

Зона степей

1.В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

2.Какой здесь климат?

3.Какие водятся животные?

4.Растения этой природной зоны ?

Карточка №6

Тропическая зона

Тропическая зона (пустыни, саванны, тропические леса)

1.В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

2.Какой здесь климат?

3. Какие водятся животные?

4. Растения этой природной зоны ?

Карточка №2

Тундра

1.В каком тепловом поясе расположена зона ледяных пустынь?

2.Какой здесь климат?

3.Какие водятся животные?

4.Растения этой природной зоны ?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Почему земля нагревается быстрее, чем воздух?

Кому из ребят теплее? Почему?

Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? А где холоднее? Почему?



Предварительный просмотр:

http://www.okartinki.ru/index.php?option=com_datsogallery&func=wmark&mid=1070



Предварительный просмотр:

ГОРНЫЕ ЛЕДНИКИ

ГОРНЫЕ ТУНДРЫ

ГОРНЫЕ ЛЕСА

СТЕПИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока и презентация к уроку по окружающему миру "Экосистема. Грибы. Плесневые грибы"

Использование ИКТ  в начальной школе по ФГОС  Интегрированный урок по предметамокружающий мир, доноведение, информатика. 2 класс...

Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"

Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его ...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь экосистемы".

Разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС ....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого исп...