Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы учащихся.Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. 1 этап – организационный. Он задает общее настроение, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать. С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший непростой процесс. 2 этап - опрос обучающихся по заданному материалу. На этом этапе используется работа по карточкам с дифференцированным заданием (для нескольких учеников) и работа с тестом по теме «Лес» (на листочках). Учитель зачитывает высказывания. Если ученики согласны, то рядом с номером высказывания ставят знак «+», если нет, то « - ». В тесте 10 заданий. Даются критерии оценки результатов теста. Сопровождается этап слайд-презентацией. Учащиеся оценивают работу (трудно, легко, сомневался). Проверка теста проводится по данному ключу и выясняется, насколько усвоена тема и можно ли переходить к изучению следующей. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что они готовы идти дальше. 3 этап – изучение нового материала проходит под названием «Юный исследователь». Начинается он с постановки проблемной ситуации. Учащиеся определяют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Затем обсуждают пути решения учебной задачи, составляют план действий и предлагают создать учебный проект «Аквариум». Работая с электронной энциклопедией, ребята узнают значение слова «аквариум» и «аквариумист». В учебном диалоге учащихся определяется взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме. Выполняя практическую работу в группах, выясняется, какой же грунт нужно поместить в аквариум. В конце этого этапа делают вывод о необходимых условиях для создания маленькой искусственной экосистемы. 4 этап - закрепление изученного материала. На данном этапе учащиеся выступают с сообщениями об аквариумных рыбках и знакомят с некоторыми видами водных растений. Сопровождается этап слайд-презентацией. В диалоге выясняется, кто является потребителем в искусственной экосистеме. На этом этапе учащиеся получают конечный «продукт» проекта и «запускают» аквариум по всем правилам, которые они определили в течение урока. Выдвигается предположение о том, что рыбки являются успокаивающим средством для человека. Проводя мини-исследование (просматривая видеоклип с плавающими рыбками), ребята проверяют на себе выдвинутую гипотезу и приходят к выводу, что рыбки снимают нервное напряжение, расслабляют, восстанавливают работоспособность. Закрепляя полученные знания, ребята работают с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»), где подбирают к каждому приспособлению аквариума описание его функции. 5 этап - итог работы, рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу и ставят задачу на следующий урок 6 этап - домашнее задание дается по выбору
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3_kl._okr._mir.doc | 298.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
«Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
Подготовила:
учитель начальных классов
Панжинская Светлана Константиновна
Цель: – Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.
– Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.
– Научиться поддерживать экосистему аквариума.
Создать условия для:
1) формирования учебно-познавательных компетенций учащихся: выявить взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме, научить поддерживать экосистему аквариума;
2) формирования информационных компетенций учащихся – совершенствовать умение искать информацию об обитателях аквариума в разных источниках (учебник, электронные справочники, сеть Интернет), переводить информацию из одной знаковой системы в другую;
3) формирования коммуникативной компетенции учащихся: развивать умение работать в группе, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения
Задачи урока:
1.Познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»
2. Показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума, классифицировать «профессии» живых организмов, исследовать грунт аквариума
3. Рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве; - уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности; - формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; - вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов; - быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению. | Регулятивные УУД: - совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; - после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока; - прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана; - оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; - сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности; - выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности. Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
| - уметь объяснять значение терминов «аквариум», «аквариумист», «производители», «потребители», «разрушители»; -объяснять связь живых и неживых компонентов в аквариуме - работать с различными видами грунта; - уметь правильно «запустить» аквариум |
Оборудование (учитель): компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями; аквариум, живая рыбка, водные растения, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, выставка книг по данной теме, презентация 1
Оборудование (учащиеся): электронная энциклопедия, карточки, план, книга «Аквариум», образцы грунта, карточки с планом работы, электронный образовательный ресурс – интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия
Структура урока:
1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.
2.Опрос обучающихся по заданному материалу
3. Изучение нового материала
4.Закрепление изученного материала
5. Итог работы. Рефлексия.
6. Домашнее задание
Содержание этапов урока
Этапы урока | Содержание этапа урока |
1.Организационный момент | Психологический настрой учащихся |
2.Опрос обучающихся по заданному материалу | Карточки с дифференцированным заданием; Тест |
3. Изучение нового материала | а) Создание проблемной ситуации б) Постановка учебной задачи -составление плана решения данной задачи - работа над созданием учебного проекта «Аквариум» - работа с электронной энциклопедией в) Совместное открытие новых знаний - задание с карточками; - работа в группах (исследование грунта) - учебный диалог о необходимых условиях для создания и запуска аквариума |
4.Закрепление изученного материала | а) Сообщение детей б) Конечный результат проекта «Запуск аквариума» в) Мини-исследование г) Просмотр видеоматериала д) Работа с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия») |
5. Итог работы. Рефлексия. | а) Рефлексия б) Постановка задачи на следующий урок |
6. Домашнее задание | Домашнее задание по выбору |
Пояснительная записка
к уроку окружающего мира в 3 классе по теме «Аквариум - искусственная экосистема»
Автор: | Панжинская Светлана Константиновна |
Направление: | Естественно-научное |
Тема, класс: | Аквариум - искусственная экосистема 3 класс |
Тип: | Урок изучения нового материала |
Программа: | Образовательная система «Школа 2100» Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс |
Учебник: | Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс |
Раздел: | Обитатели Земли часть 1 |
Количество часов: 68 учебных часов в год, 2 учебных часа в неделю | |
Методы: | проблемно-поисковый, исследовательский |
Формы работы: | самостоятельная, работа в группах, учебный диалог, проектная деятельность, фронтальная работа. |
Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы учащихся.
Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.
1 этап – организационный. Он задает общее настроение, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать. С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший непростой процесс.
2 этап - опрос обучающихся по заданному материалу. На этом этапе используется работа по карточкам с дифференцированным заданием (для нескольких учеников) и работа с тестом по теме «Лес» (на листочках). Учитель зачитывает высказывания. Если ученики согласны, то рядом с номером высказывания ставят знак «+», если нет, то « - ». В тесте 10 заданий. Даются критерии оценки результатов теста. Сопровождается этап слайд-презентацией. Учащиеся оценивают работу (трудно, легко, сомневался). Проверка теста проводится по данному ключу и выясняется, насколько усвоена тема и можно ли переходить к изучению следующей. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что они готовы идти дальше.
3 этап – изучение нового материала проходит под названием «Юный исследователь». Начинается он с постановки проблемной ситуации. Учащиеся определяют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Затем обсуждают пути решения учебной задачи, составляют план действий и предлагают создать учебный проект «Аквариум». Работая с электронной энциклопедией, ребята узнают значение слова «аквариум» и «аквариумист». В учебном диалоге учащихся определяется взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме. Выполняя практическую работу в группах, выясняется, какой же грунт нужно поместить в аквариум. В конце этого этапа делают вывод о необходимых условиях для создания маленькой искусственной экосистемы.
4 этап - закрепление изученного материала. На данном этапе учащиеся выступают с сообщениями об аквариумных рыбках и знакомят с некоторыми видами водных растений. Сопровождается этап слайд-презентацией. В диалоге выясняется, кто является потребителем в искусственной экосистеме. На этом этапе учащиеся получают конечный «продукт» проекта и «запускают» аквариум по всем правилам, которые они определили в течение урока. Выдвигается предположение о том, что рыбки являются успокаивающим средством для человека. Проводя мини-исследование (просматривая видеоклип с плавающими рыбками), ребята проверяют на себе выдвинутую гипотезу и приходят к выводу, что рыбки снимают нервное напряжение, расслабляют, восстанавливают работоспособность. Закрепляя полученные знания, ребята работают с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»), где подбирают к каждому приспособлению аквариума описание его функции.
5 этап - итог работы, рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу и ставят задачу на следующий урок
6 этап - домашнее задание дается по выбору
Список использованной литературы
- Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс Обитатели Земли Ч.1- Москва «Баласс» 2009 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1.Энциклопедия аквариумных растений http://www.ekzotika.com/plant
3. Аквариум и его оборудование http://www.aquariumhome.ru/index.php?name=Books&s=2
4.Иинтерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
озеро болото
луг лес
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание группам
Группа № 1, 2 (песок, галька, щебень) ПОЧВА (грунт) Инструкция: 1.Прочитайте статью о грунте. ГРУНТ 2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум. 3.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума. 4.Сделайте вывод и дайте ответ по плану. План ответа: 1.Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Для дна используют _____________________________________ _____________________________________________________. | Группы № 3, 4 (грязный песок, чистый песок, галька) ПОЧВА (грунт) Инструкция: 1. Прочитайте статью о грунте. ГРУНТ 2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум. 3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану. 1.Перед тем, как грунт поместить в аквариум, нужно _______________и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров. 2.Среди образцов грунта не подходит ______________________. |
Группа №5, 6 ( песок, галька, глина) ПОЧВА (грунт) Инструкция: 1. Прочитайте статью о грунте. ГРУНТ 2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум. 3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
1. Грунт укладывается с уклоном к ___________________стеклу. Это облегчит удаление грязи. 2.Среди образцов грунта не подходит __ |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"
Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"
Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"
На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....
Конспект урока по окружающему миру на тему: «Потребители и разрушители экосистемы леса»
Потребители и разрушители экосистемы леса...
Конспект урока по окружающему миру на тему "Наша маленькая планета Земля"
"Наша маленькая планета Земля"...
Конспект урока и презентация по окружающему миру на тему "Аквариум – маленькая искусственная экосистема"
Аквариум – маленькая искусственная экосистема....