Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Аквариум – маленькая искусственная экосистема»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Панжинская Светлана Константиновна

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы учащихся.Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для рефлексии- способности осознавать и оценивать свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие. Данный урок состоит из шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс. 1 этап – организационный. Он задает общее настроение, определяя ключевые действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать. С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший непростой процесс. 2 этап - опрос обучающихся по заданному материалу. На этом этапе используется работа по карточкам с дифференцированным заданием (для нескольких учеников) и работа с тестом по теме «Лес» (на листочках). Учитель зачитывает высказывания. Если ученики согласны, то рядом с номером высказывания ставят знак «+», если нет, то « - ». В тесте 10 заданий. Даются критерии оценки результатов теста. Сопровождается этап слайд-презентацией. Учащиеся оценивают работу (трудно, легко, сомневался). Проверка теста проводится по данному ключу и выясняется, насколько усвоена тема и можно ли переходить к изучению следующей. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что они готовы идти дальше. 3 этап – изучение нового материала проходит под названием «Юный исследователь». Начинается он с постановки проблемной ситуации. Учащиеся определяют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно. Затем обсуждают пути решения учебной задачи, составляют план действий и предлагают создать учебный проект «Аквариум». Работая с электронной энциклопедией, ребята узнают значение слова «аквариум» и «аквариумист». В учебном диалоге учащихся определяется взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме. Выполняя практическую работу в группах, выясняется, какой же грунт нужно поместить в аквариум. В конце этого этапа делают вывод о необходимых условиях для создания маленькой искусственной экосистемы. 4 этап - закрепление изученного материала. На данном этапе учащиеся выступают с сообщениями об аквариумных рыбках и знакомят с некоторыми видами водных растений. Сопровождается этап слайд-презентацией. В диалоге выясняется, кто является потребителем в искусственной экосистеме. На этом этапе учащиеся получают конечный «продукт» проекта и «запускают» аквариум по всем правилам, которые они определили в течение урока. Выдвигается предположение о том, что рыбки являются успокаивающим средством для человека. Проводя мини-исследование (просматривая видеоклип с плавающими рыбками), ребята проверяют на себе выдвинутую гипотезу и приходят к выводу, что рыбки снимают нервное напряжение, расслабляют, восстанавливают работоспособность. Закрепляя полученные знания, ребята работают с образовательным ресурсом (интерактивное пособие 3 класс урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»), где подбирают к каждому приспособлению аквариума описание его функции. 5 этап - итог работы, рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу и ставят задачу на следующий урок 6 этап - домашнее задание дается по выбору

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_3_kl._okr._mir.doc298.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

«Аквариум – маленькая искусственная экосистема» 

                                                                                                              Подготовила:

                                                                                                                                      учитель начальных классов

Панжинская Светлана Константиновна

Цель:  – Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

– Ознакомить учащихся с обитателями аквариума.

– Научиться поддерживать экосистему аквариума.

Создать условия для:

1) формирования учебно-познавательных компетенций учащихся: выявить взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме,  научить поддерживать  экосистему аквариума;

 2) формирования информационных компетенций учащихся – совершенствовать умение искать информацию об обитателях аквариума в разных источниках (учебник,  электронные справочники, сеть Интернет), переводить информацию из одной знаковой системы в другую;

3) формирования коммуникативной компетенции учащихся: развивать умение работать в группе, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения

Задачи урока:

1.Познакомить с содержанием ключевых понятий «аквариум», «аквариумист»

2. Показать взаимосвязь живых и неживых компонентов аквариума, классифицировать «профессии» живых организмов, исследовать грунт аквариума

3. Рассмотреть возможные ошибки начинающего аквариумиста, научить поддерживать экосистему аквариума

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

- формирование целостного, социально-ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве;

- уметь выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; 

- вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

- быть толерантным к чужим и собственным ошибкам, другому мнению и проявлять готовность к их обсуждению.

Регулятивные  УУД:

- совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

- после предварительного обсуждения самостоятельно формулировать тему урока и цель урока;

- прогнозировать предстоящую работу: определение цели учебной деятельности, выбор темы, составление плана;

- оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

- сверять свои действия с целью, учиться давать оценку результатов учебной деятельности;

- выполнять самопроверку по эталону и корректировку своей деятельности.

Познавательные УУД:

  • - ориентироваться в своей системе знаний;
  • - извлекать и перерабатывать  информацию для открытия новых знаний;
  • - извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица,  иллюстрация);
  • - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса, группы.

Коммуникативные УУД: 

  • - доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
  • - оформлять свои мысли в речевой форме и доносить свою позицию до других;
  • - слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
  • - совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе и следовать им;
  • - осознанно выбирать критерий качественной оценки работы группы. 

-   уметь объяснять значение терминов «аквариум»,  «аквариумист», «производители», «потребители», «разрушители»;

-объяснять  связь живых и неживых компонентов в аквариуме

- работать с различными видами грунта;

- уметь правильно «запустить» аквариум

Оборудование (учитель): компьютер,  мультимедийный проектор, интерактивная доска, конверты с заданиями; аквариум, живая рыбка,  водные растения, иллюстрации аквариумных рыб (панорама) и растений, компрессор, выставка книг по данной теме,  презентация 1

Оборудование (учащиеся): электронная энциклопедия, карточки, план, книга «Аквариум», образцы  грунта, карточки с планом работы, электронный образовательный ресурс – интерактивное пособие  3 класс  урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия

       

 Структура урока:

1.Организационный момент. Психологический настрой учащихся.

2.Опрос   обучающихся по заданному материалу

3. Изучение нового материала

4.Закрепление изученного материала

5. Итог работы. Рефлексия.

6. Домашнее задание

Содержание этапов урока

Этапы урока

Содержание этапа урока

1.Организационный момент

Психологический настрой учащихся

2.Опрос   обучающихся по заданному материалу

Карточки с дифференцированным  заданием;

 Тест

3. Изучение нового материала

а) Создание проблемной ситуации

б) Постановка учебной задачи

   -составление плана решения  данной  задачи

   - работа над созданием учебного проекта «Аквариум»

   - работа с электронной энциклопедией

 в) Совместное открытие новых знаний

                   - задание с карточками;

                   - работа в группах (исследование грунта)

                   - учебный диалог о  необходимых условиях для создания  и запуска аквариума

4.Закрепление изученного материала

а) Сообщение детей

б) Конечный результат проекта  «Запуск аквариума»

в) Мини-исследование

г) Просмотр видеоматериала

д) Работа с образовательным ресурсом (интерактивное пособие  3 класс  урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»)

5. Итог работы. Рефлексия.

а) Рефлексия

б) Постановка задачи на следующий урок

6. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору

Пояснительная записка

к уроку окружающего мира  в 3 классе по теме «Аквариум -  искусственная экосистема»

Автор:

Панжинская Светлана Константиновна

Направление:

Естественно-научное

Тема, класс:                                      

Аквариум -  искусственная экосистема  3 класс

Тип:

Урок изучения нового материала

Программа:

Образовательная система «Школа 2100»  Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс

Учебник:

Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс

Раздел:

Обитатели Земли часть  1

Количество часов:                  68 учебных часов в год,  2 учебных часа  в неделю

Методы:

проблемно-поисковый, исследовательский

Формы работы:

самостоятельная, работа в группах,  учебный диалог, проектная деятельность,  фронтальная работа.

Организация учебной деятельности в современной школе предполагает переход от информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности, научного поиска, широкого использования резервов самостоятельной работы учащихся.

Важным условием развития детской любознательности, потребности  самостоятельного познания окружающего мира является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог. Младшему школьнику должны быть созданы условия для рефлексии- способности  осознавать и оценивать  свои мысли и действия, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Данный урок состоит из  шести основных этапов, на каждом из которых максимально создана ситуация активного включения ребенка в учебный процесс.

1 этап – организационный. Он задает общее настроение, определяя ключевые  действия учащихся на уроке: исследовать, рассуждать, искать, открывать.  С этого момента ребенок увлекательно по-детски и, рассуждая «по взрослому», включается в дальнейший    непростой процесс.

 2 этап -  опрос   обучающихся по заданному материалу.  На этом  этапе используется  работа по карточкам с дифференцированным заданием (для нескольких учеников)  и работа с тестом по теме «Лес» (на листочках). Учитель зачитывает  высказывания. Если  ученики  согласны, то рядом с номером высказывания  ставят знак  «+», если нет, то « - ». В тесте  10 заданий.  Даются критерии оценки результатов теста. Сопровождается этап слайд-презентацией. Учащиеся оценивают работу (трудно, легко, сомневался). Проверка теста  проводится по данному ключу и выясняется, насколько усвоена  тема и можно ли переходить к изучению следующей. Таким образом, учащиеся приходят к выводу, что они готовы  идти дальше.

3 этап – изучение нового материала  проходит под названием «Юный исследователь». Начинается он с постановки проблемной ситуации. Учащиеся определяют учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что  ещё неизвестно. Затем обсуждают пути решения учебной задачи, составляют план действий и предлагают создать учебный проект «Аквариум». Работая с электронной энциклопедией, ребята  узнают   значение слова «аквариум» и «аквариумист». В учебном диалоге учащихся определяется  взаимосвязь живых и неживых компонентов в аквариуме. Выполняя практическую работу в группах, выясняется, какой же грунт нужно поместить в аквариум. В конце  этого этапа делают вывод о необходимых условиях для создания маленькой искусственной экосистемы.

4 этап - закрепление изученного материала.  На данном этапе учащиеся выступают с сообщениями об аквариумных рыбках и знакомят  с некоторыми видами водных растений. Сопровождается этап слайд-презентацией.  В диалоге выясняется, кто является потребителем  в искусственной экосистеме.  На этом этапе  учащиеся получают конечный «продукт» проекта и «запускают» аквариум по всем правилам, которые они определили в течение урока. Выдвигается предположение о том, что рыбки являются  успокаивающим  средством для человека. Проводя мини-исследование (просматривая видеоклип с плавающими рыбками), ребята проверяют на себе выдвинутую гипотезу и приходят к выводу, что рыбки  снимают нервное напряжение, расслабляют, восстанавливают работоспособность.    Закрепляя полученные знания, ребята  работают с  образовательным ресурсом (интерактивное пособие  3 класс  урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия»), где подбирают к каждому приспособлению аквариума описание его функции.

          

        5 этап - итог работы, рефлексия. Учащиеся оценивают свою работу  и ставят  задачу на следующий урок

        6 этап - домашнее задание дается по выбору

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Оргмомент

2. Опрос   обучающихся по заданному материалу

3. Создание проблемной ситуации

4. Постановка учебной задачи

3. Изучение нового материала

3.  Совместное открытие новых знаний.

4.Закрепление изученного материала

5. Итог работы. Рефлексия.

6. Домашнее задание

- Здравствуйте, ребята!  Я очень рада нашей встрече!  Садитесь.  Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души  прекрасными чувствами!

Слайд   2

-  В  качестве  эпиграфа к уроку я взяла слова замечательного писателя Виталия Бианки.

 «Весь огромный мир  полон неизведанных тайн. И я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире!"

- Чтобы определить, какие тайны мы будем искать ответы, выполним задание.
-
Первое задание (даны иллюстрации) Слайд 3

- Выясните, по какому признаку можно объединить  эти иллюстрации? (экосистемы, природа)

- Что такое экосистема? (Экосистема – единство живых организмов и их среды обитания, в котором живые организмы разных профессий способны совместными усилиями поддерживать круговорот веществ.) 

- Какие «профессии» живых организмов необходимы, чтобы круговорот в экосистеме был замкнут? ( Нужны «производители», «потребители», «разрушители»)

- А ещё из каких частей состоит экосистема? (Вода, воздух, почва.)

- С какой экосистемой вы познакомились на прошлом уроке? (Экосистема поля)

 - Проверим, как вы усвоили материал  прошлого урока. (1 группа учащихся выполняет тест по теме: Поле в Проклассе, 2 группа работает на нетбуках, выполняет другой тест по этой теме.)  

Работа с тестом  по теме «ПОЛЕ».

-Молодцы, хорошо усвоили тему.

У:  Отгадайте загадку  (Слайд 9 )

            Посмотрите: дом стоит,

            До краев водой  налит,

            Без окошек, но не  мрачный,

            С четырех сторон  прозрачный,

            В этом домике жильцы все умелые пловцы.

  Слайд   10  (аквариум)

- Я предлагаю добавить эту картинку с аквариумом к вашей группе. Возможно ли это? (слайд 11 )  (Да, это тоже экосистема)

- Молодцы!

-  Ребята,  если аквариум  создает человек, то, как мы назовем эту экосистему?   

 (искусственная)

- Какова же тема урока? (Аквариум – маленькая экосистема )( Слайд 12)

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (определяются   цели   урока: исследовать аквариум, как искусственную экосистему;  узнать, как создать аквариум;  выяснить, как живут растения и животные в аквариуме)

- Молодцы! Какие вы любознательные.

 Чтобы решить эту учебную задачу, давайте обсудим   план  решения?

 Итак, как будем работать? С чего начнем?  (- Приступим к работе (обращаются к п.1  плана 1.Узнаем, что такое аквариум.)

- Что же такое аквариум? Давайте обратимся к  толковому словарю, где узнаем толкование этого слова (читает ученик)  

Физминутка

Рыбки весело резвятся

 В чистой тепленькой воде.

То сожмутся, разожмутся,

 То зароются в песке.

-  Ребята, я к вам на урок пришла не с пустыми руками.  (Учитель показывает на слайде аквариумную рыбку)

- Как вы думаете, сможет ли  рыбка жить  в этом сосуде?

- Почему? ( Ей мало места в банке, нет кислорода. Необходимо создать  естественную среду обитания)

-Сегодня у нас с вами  есть возможность смоделировать экосистему  аквариума для нашей рыбки. Мало аквариум купить, надо его еще и запустить в работу.(Слайд  13)

( учащиеся обращаются к п.2 плана. 2.Изучим, как подготовить аквариум к «запуску».)

   

а)  Задание с карточками

На  доске карточки.

- Распределите слова по группам.

          потребители             разрушители         производители                            

      грунт             вода                   воздух              рыбы

              улитки            микробы              водные растения

                                       

-Какие слова мы никуда не определили?  (вода, воздух, грунт)

-Почему?   (Это неживые части экосистемы)

 - Для чего они нужны в экосистеме? ( Они создают уют, это тоже необходимые компоненты, без чего  не могут жить рыбы)

- Вода уже у нас готова  в аквариуме. Как вы думаете, что нам нужно исследовать, прежде чем поместить в аквариум? (Грунт)

б) Работа в группах   Приложение 1

Для этого мы поработаем в группах. Работа рассчитана на 5 минут.    

        Я вам приготовила конверты с заданием. В каждом задании есть план, по которому вы будете работать. (Слайд)

  1. Прочитать статью о грунте и выбрать самое главное.
  2. Рассмотреть  3 образца грунта и выбрать тот грунт, который не подходит.
  3. Сделать вывод и дать ответ по плану.

Ребята объединяются в группы и дружно работают. Затем выступают представители от каждой группы.

- Ваша задача, ребята, выслушать всех выступающих, а потом ответить на вопрос: какой же  грунт нужен для  аквариума. (Дети выступают)

- Молодцы! Вы очень хорошо справились с этим заданием. Итак, про грунт  мы выяснили.

- Как вы думаете, какие ещё необходимы условия для создания маленькой искусственной экосистемы?  (Дневной свет и компрессор. Компрессор насыщает воду кислородом.  Почти все аквариумные рыбки и растения произошли из тропиков, где световой день длится примерно 12 часов вне зависимости от времени года. Поэтому для своих аквариумных питомцев лучше организовать такую освещенность, к которой они привыкли в природе.)

- Кто является производителем в аквариуме? Растения

-  Какую роль выполняют растения? (Снабжают кислородом, дают пищу рыбкам.)

( учащиеся обращаются к п.3 плана. Выясним, кто обитает в аквариуме.)

  1. Сообщение детей

Наши ребята приготовили сообщения.

(1 ученик) слайд 14

 Растения имеют очень важную роль - прежде всего, это главный декоративный элемент подводного ландшафта; служат основным источником кислорода в аквариуме; многие из растений - превосходный нерестовый субстрат; другие - поглощают из воды кальций - снижая ее жесткость; многим рыбам - растения незаменимая пища или витаминная добавка к рациону. Поэтому растения в аквариуме необходимы.

Давайте познакомимся с некоторыми видами водных растений - валлиснерия, элодея, риччия, эхинодорус (опускаем в аквариум растения)

- У нас в аквариуме появились растения.

 - Кто является потребителем? (рыбы)

(2 ученик) слайды 15-19  

А сейчас я предлагаю познакомиться с основными обитателями аквариумов – потребителями.

Для аквариума подбирают  таких рыб, которые обитают в природе в одних районах, либо таких, которые живут в одинаковых условиях окружающей среды. Рекомендуется  холодноводных рыб содержать отдельно  тепловодных, хищных от нехищных. Полюбуйтесь красотой аквариумных рыбок (звучит музыка и одновременно показываются  слайды  с  аквариумными рыбками)

( учащиеся обращаются к п.4 плана. 4.Запустим этот аквариум) 

2) Конечный результат проекта     «Запуск аквариума»

- ИТАК, наш аквариум создан по всем правилам. Теперь мы можем заселить нашего первого обитателя, рыбку         (В аквариум запускается рыбка)

- А сейчас посмотрим, как вы хорошо всё запомнили, выполним задание:

Вставь подходящее по смыслу слово.

  • Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________.  
  •  Источником кислорода для рыб являются ______________________________________________
    _______________________________________________
  • Перед помещением рыб в аквариум необходимо____________________________________
  •  Аквариумные растения и рыбки нуждаются в  правильном_________________________________.

3) Мини-исследование

- Для чего люди  дома создают аквариумы?  Какую гипотезу вы можете выдвинуть по этому поводу? (Рыбки – являются ещё успокаивающим  средством для человека. Они восстанавливают его работоспособность, снимают нервное напряжение, расслабляют.)  

- Как проверить предположение?  (надо понаблюдать за плавающими рыбками)

Просмотр видеоклипа (слайд 20) http://www.youtube.com/watch?v=iqp7AeqrOsk

- Что вы чувствовали, когда смотрели видеоклип? (нам было хорошо, спокойно, мышцы расслаблялись)

- Какой же можно сделать вывод?( наше предположение подтверждается)

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Удалось ли нам их достичь?

 - Какое открытие вы сделали для себя на уроке?  

-Вспомните слова Виталия Бианки. Можно сказать, что мы открыли неизведанное и интересное?

- Где пригодятся знания?      Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?

- А сейчас оцените свою работу ( у каждого ученика рыбки 3 цветов):   слайд 21

- вам было интересно на уроке, все понятно (покажите желтую рыбку);

- вам было интересно на уроке, но многое вы не поняли  (покажите голубую рыбку);

 - вам было плохо, неинтересно, вы ничего не поняли (покажите  красную рыбку)

- Все ли мы узнали по этой теме?  

Слайд 22

- Нарисуй  аквариум твоей мечты ( по выбору)        

Показывают готовность к уроку.

Включение детей в  активную познавательную деятельность.

Актуализируются знания, необходимые для понимания новой темы

Думают, анализируют, сравнивают и делают вывод

Выполняют тестовые задания, получают оценку.

Самооценка

Контролируют и дают оценку  результатов деятельности

Выделяют и осознают качество и уровень усвоения материала

Обозначается проблема урока.

Слушают учителя, думают и отгадывают загадку

Анализируют, высказывают свое мнение

Ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что  ещё неизвестно

Определяют последовательность действий, составляют план

Дети учатся расслабляться и дают отдых организму.

Слушают вопрос учителя,  анализируют,

высказывают свое мнение, строят логическую цепь рассуждений.

Анализируют материал, придумывают задание, определяют  способ действия и строят логическую цепь рассуждений

Сравнивают, делают выводы.

Работают в группах. Определяют цели, функции участников, способ взаимодействия, контролируют партнера, выделяют необходимую информацию и  принимают решение.

Слушают вопрос учителя,  анализируют,

высказывают свое мнение.

Поиск и выделение необходимой информации.

Принимают к сведению и запоминают  

Пришли к конечному результату проекта

Выдвигают предположение        

Смотрят видеоклип,

анализируют свои ощущения, чувства,

высказывают свое мнение,

 

Работают с образовательным ресурсом

Осознание учащимися  практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Рефлексия и оценка  процесса и результатов деятельности

Список использованной литературы

  1. Вахрушев А.А. Окружающий мир 3 класс  Обитатели Земли  Ч.1- Москва «Баласс» 2009 г.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1.Энциклопедия аквариумных растений  http://www.ekzotika.com/plant

3. Аквариум и его оборудование  http://www.aquariumhome.ru/index.php?name=Books&s=2 

4.Иинтерактивное пособие  3 класс  урок 07 «Искусственные экологические системы» из УМК «Начальная школа. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

4                               6

                     озеро                                                                                        болото              

3                             C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Ирина\фотографии нашего края\DSCN1055.JPG

                              луг                                                                                      лес

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Карточка 1

1.Заполните таблицу (обитатели леса)

Животные

Растения

         Грибы

Карточка 2

1.Напишите, к каким двум группам относятся деревья,  листья которых изображены на рисунке.

C:\Documents and Settings\Пользователь\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2010_02_07\IMG.jpg

                       ______________     ___________________

2.Дополни недостающее звено в цепи питания:

                     Дуб---- лесная мышь-----….

Ель-----     ……..        -----   дятел

Карточка 3

Задание: допиши фразы и ты получишь рассказ о правилах поведения в лесу.

Правила поведения в лесу

Не лови и не уноси домой __________________________.

Не  разоряй _______________________________________.

Самый страшный враг леса – это __________. После ___________ лес будет медленно вымирать. Не уходите из леса не затушив _______.

Не сбивай ногой даже несъедобные ____________. Они не только являются лекарством для некоторых животных, но и участвуют в разложении растительных остатков, срастаются с _______________ деревьев и помогают им в питании.

 Берегите ___________ !

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задание группам

Группа №  1,  2                (песок, галька, щебень)

ПОЧВА (грунт)

Инструкция:

1.Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ
Грунт – почва, образующая дно аквариума.
Грунт нужен для того, чтобы в нём росли растения.
Грунт не должен иметь острых кромок, о которые могут пораниться рыбы.

2. Рассмотрите 3  образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

  3.Обсудите в группе, какого размера должен быть грунт для аквариума.

4.Сделайте вывод и дайте ответ по плану.

План ответа:

1.Мы узнали, что почва в аквариуме называется____________. Для дна используют _____________________________________

_____________________________________________________.
2. Среди образцов грунта не подходит  ______________________.

   Группы № 3,  4        (грязный песок, чистый песок, галька)

ПОЧВА (грунт)                                                    

Инструкция:

  1. Прочитайте статью о грунте.

 ГРУНТ
Грунт – это крупный песок, галька.  Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума.

2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.
      План ответа:

1.Перед  тем, как грунт поместить в аквариум, нужно _______________и уложить на дно аквариума слоем в несколько сантиметров.

2.Среди образцов грунта не подходит  ______________________.

Группа  №5, 6                 ( песок, галька, глина)

ПОЧВА (грунт)                                                    

Инструкция:

  1. Прочитайте статью о грунте.

ГРУНТ

Грунт – это крупный песок, галька.  Чтобы положить его в аквариум, его промывают от грязи. Лучше всего ещё и прокипятить. Потом ещё раз промывают под краном и засыпают на дно аквариума. Грунт укладывается с уклоном к переднему стеклу. Это облегчит удаление грязи.

2. Рассмотрите 3 образца грунта и выберите тот, который бы вы поместили в аквариум.

3. Сделайте вывод и дайте ответ по плану.


План ответа:

1. Грунт укладывается с уклоном к ___________________стеклу. Это облегчит  удаление грязи.

2.Среди образцов грунта не подходит  __


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"

Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "В мире звука"

Материал содержит конспект урока по окружающему миру. Соответствует требованиям  ФГОСНОО, в уроке ярко выражен системно-деятельностный подход...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс "Весна в мире птиц и зверей"

На данном уроке учащихся познакомятся с весенним поведением птиц и зверей, научатся объяснять весенние изменения в жизни животных....