Конспект урока по окружающему миру "Горные экосистемы", 2 класс. ОС "Школа 2100"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок окружающего мира во 2 классе проведён на тему «Горные экосистемы» ОС «Школа 2100. Автор учебника – А. А. Вахрушев. Урок построен и проведён на основе технологии проблемного обучения, поэтому его структура соответствует этапам проблемного урока (по Е. В. Мельниковой), также используются методы проблемного обучения. Стержневым моментом является не преподнесение готовых знаний, а открытие нового знания вместе с детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
2 класс.
ОС «Школа 2100»
Тема: Горные экосистемы.
Цели урока:
1-я линия развития – знакомство с целостной картиной мира
Познакомить ребят с природными условиями, растительностью и животным миром гор, высотной поясностью – закономерной сменой природных условий по мере подъема в горы.
2-я линия развития – уметь определять свое отношение к миру.
Учить бережно относиться к природе.
Минимакс: к концу урока каждый ученик должен уметь объяснить, что такое высотные пояса, уметь приводить примеры горных животных и растения. Понятие: высотные пояса.
Максимум: уметь объяснять причину похолодания в горах при подъеме, особенности высотных поясов в горах и их последовательность.
Оборудование: карта природных зон, рисунки гор, плакат «Горные экосистемы» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 2 класса» и разрезные карточки растений и животных гор к нему; мультимедийная презентация «Горные экосистемы»; фрагмент DVD-фильма «Планета Земля» коллекционного издания ВВС.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников | Примечание |
1. Организационный момент. | ||
Хочется пожелать нашим гостям увидеть интересный урок, а вам, ребята – как можно больше знаний из него извлечь. - Прочтите группу слов. Назовите лишнее? Почему? Глобус, горизонт, экватор.
| Лишнее слово горизонт, его нет на глобусе. | карточки |
2. Актуализация знаний. | ||
- На предыдущих уроках окружающего мира мы говорили о том, что наша Земля поделена на пояса. А что расположено внутри тепловых поясов? -Что называют природными зонами? - Обитатели природных зон прислали вам письма. Прочтите и назовите, от кого и откуда пришло письмо. Работа в группах. 1. Я – мохнатый тяжеловесный хищник. От холода меня спасает толстый слой жира и белая шкура с густой тёплой шерстью. Я умею плавать и нырять в ледяной воде. 2. Меня легко узнать по огромным ветвистым рогам. Я люблю лакомиться молодой травкой, нежными листьями осин и берёз. За это люди прозвали меня «лесной коровой». 3. Я – пернатый хищник. Умею прекрасно летать и подолгу парить в восходящих потоках воздуха. С высоты выслеживаю сусликов, мышей и небольших птиц. Вывод: - Благодаря этим обитателям нам удалось побывать в изучаемых нами зонах, увидеть их красоту и неповторимость. | - Природные зоны - Крупные области со сходными природными условиями, почвой, растительным и животным миром. Ответное слово каждой команды: 1 “Природные зоны холодного пояса”. Письмо БЕЛЫХ МЕДВЕДЕЙ. 2. “Леса умеренного пояса”. Письмо ЛОСЯ. 3. “Засушливые зоны умеренного пояса”. Письмо СТЕПНОГО ОРЛА. | глобус карточка Раздать письма Слайд__ Слайд__ Слайд__ |
3. Постановка проблемы. | ||
- Ребята, кто из вас может сказать, почему природные зоны распределяются на планете в такой последовательности?
- Ребята, скажите - солнце очень горячее? - Проведём опыт. Представим солнце – источник тепла, в виде свечи. Где теплее? Ближе к свечи или дальше от неё? - Значит, чем ближе к Солнцу, тем теплее? - Я вас правильно поняла? Чем выше будем подниматься, тем будет теплее. Да?
-Хорошо. Тогда прокомментируйте данную ситуацию. «Самолёт совершает перелёт на огромной высоте. Стюардесса объявляет пассажирам температуру воздуха за бортом». Как вы думаете, за бортом холодно или тепло? - Хорошо. А сейчас рассмотрите картину, назовите что изображено? - Рассмотрите и опишите её. - Покажите самое холодное место на картине? - Правильно я вас поняла, самое холодное место на вершине? - Не вы ли говорили, чем ближе к Солнцу, тем теплее? -Какое противоречие у нас возникает? -На какой вопрос мы должны ответить? - Изучение какой экосистемы поможет нам найти ответ? - Назовите тему урока? | - Солнце, закон природной зональности. - Да. -Чем ближе источник тепла, тем жарче. - Да. - Да. - За бортом самолёта холодно - Гора. *На вершине горы лежит снег, значит там холодно. - Вершина горы. - Да. -Да -Вершины гор ближе к источнику тепла, но там холодно. -Почему на вершине горы холодно? - Горной. -Горные экосистемы. | Слайд__ Зажечь свечу Слайд__ Слайд__ Записать вопрос Открыть тему |
4. Открытие нового знания. | ||
- По какому плану будем работать? 1. Блиц-опрос. Вспомним, что мы знаем о горах. Используйте карты на с. 96-97 1. Каким цветом на карте обозначены горы? 2. Горы Азии? 3. Горы Южной Америки? 4. Горы в центре Западной Европы? 5. Горы вдоль берегов Тихого океана? 6. Определи по карте, какие горы выше: Уральские или Кавказа? Почему? С картой у доски – один ученик, самооценка. 2. Рассказ ученика. - Чтобы выяснить природные условия горной экосистемы, давайте послушаем мнение тех ребят, кто бывал в горах. 3. Природные условия. Групповая работа. - Хотите разобраться, почему на вершине холодно, хотя ближе к солнцу? Откройте учебник на стр. 42. Прочтите текст под первой иллюстрацией. Подумайте над заданием под текстом. Обсудите ответ в группах: Вопросы на карточках: 1 группа. Почему земля нагревается быстрее, чем воздух? 2 группа. Кому из ребят теплее? 3 группа. Где будет теплее всего: у подошвы горы или на вершине? А где холоднее? Почему? - Так какой можно сделать вывод? - Мы ответили на поставленный вопрос? Физминутка. 4. Высотные пояса. Работа в парах. -Горные склоны получают неодинаковое количество тепла. При подъёме в горы природа меняется. В высоких горах, не сходя с места, можно увидеть и тундру, и степь, и даже вечные снега. Они опоясывают каждую гору на определённой высоте и образуют высотные пояса. Соберите мозайку высотных поясов. Работаем в парах. Проверка на с. 43 - На склонах, где выпадает много осадков, горная тундра превращается в луга. Они пестрят крупными, яркими цветами и называются альпийскими лугами. - В горах обитают многие из тех животных, что живут на равнинах. У вас на столе лежат карточки с изображением разных животных и растений. Распределите в каждый высотный пояс его обитателей. - Однако на вершинах гор могут жить очень немногие растения и животные. Давайте познакомимся с яркими представителями горной экосистемы. Задание для групп слушателей: отметить как растения и животные приспособились к жизни в горах. 1. Эдельвейс. 2. Горечавка Проверка и обобщение: Растениям очень трудно жить среди скал. Вода быстро стекает по склону и уносит с собой питательные вещества. Но растения упорно цепляются за скалы. 1. Кондор 2. Як 3. Архар 4. Лама Гуанако Проверка и обобщение. Высокогорный климат очень суров. Животные и растения, обитающие там, должны приспосабливаться и к малому количеству кислорода, и к холодным, сухим условиям, и к ветрам. Чтобы пережить зиму, животным необязательно впадать в спячку, они спускаются в высотный пояс, где теплее и больше корма. Это переселение называется кочеванием. 6. Просмотр видеофильма. Охота снежного барса. Физминутка. | 1.Природные условия в горах. 2. Растительность 3. Животные. Коричневым Тибет, Гималаи, Тянь-Шань Анды Альпы Кордильеры Кавказ г. Эльбрус 5642 м – 4 место в мире В сентябре мы всей семьёй путешествовали по Приэльбрусью. В горах наши глаза с трудом привыкали к солнечному свету. Даже за 20 минут можно получить солнечный ожог. Чем выше мы поднимались, тем холоднее становилось. Дул сильный обжигающий ветер. Мы надели тёплую одежду: куртки, шапки, перчатки. В горах тяжело дышать, потому что, чем выше поднимаешься в горы, тем меньше кислорода. ∙Дети выполняют задание. 1 группа. - Воздух прозрачен. Солнечные лучи, не нагревая его, проходят насквозь. Они нагревают поверхность земли, а от земли уже нагревается ближайший к ней слой воздуха. 2 группа. - Мы решили, что Лене теплее, потому что она, во-первых, равномерно освещена горячим солнцем, а во-вторых, согревается от нагретого солнцем песка. - Солнечные лучи не так интенсивно падают на вертикально стоящего Мишу, а теплый песок его не греет. 3 группа. - Теплее всего, где ровная поверхность – у подошвы, а холоднее на вершине. - Чем выше поднимаемся вверх по горе, тем температура воздуха становится холоднее, понижается. - Да - Ребята работают с плакатом «Горные экосистемы» У доски 1 ученик, самооценка Степи: суслики, сурки. Леса: медведь, сосна, клёст. Тундры: куропатка, беркут, мхи. Сообщения детей. Ползучие стебли с корнями, пушинки на стеблях, рост группой, длинные корни. Длинная густая шерсть или перья, особые копыта, кочевание, мощные крылья, частое дыхание. | План Слайд__ Слайд__ Слайд__ Слайд__ Джомолунгма (Эверест) 1 место в мире, 8848 м. Слайд__ Слайд__ Слайд__ работа с учебником Карточки Плакат Карточки: названия высотных поясов Учебник с. 43 карточка картинки животных и растений Слайд__ Слайд__ Слайд__ с текстом Слайд__ Слайд__ Слайд__ Слайд__ Слайд__ с текстом |
5. Применение нового знания. | ||
1. Используя полученные знания, выполним задание в тетради с. 52 №5. Работаем в парах. Определите место обитания животных, покажите на карте. 2. Стр. 51 №4. Где можно найти снег в Африке? 3. Дополнительно. Стр. 51 №2. Работа в парах. 4. А могут ли горы представлять опасность для людей? О каких природных катастрофах вы слышали? Любознательные ребята могут подробнее узнать о природных катастрофах в горах на с. 46-47. | Обсуждение задания. | Рабочая тетрадь, с. 52 №5 Слайд__ |
6. Итог урока. | ||
- Что нового и интересного вы узнали на уроке? - Где и как вы можете применить новое знание? - Кто сегодня был более активен на уроке? Оценивание. - Как работал ты? | ||
7. Информация о домашнем задании. | ||
Сообщение о понравившемся горном животном или растении. |
Информационные ресурсы.
- Окружающий мир «Наша планета Земля». 2 класс. Методические рекомендации для учителя. Под ред. А.А. Вахрушева. М.: Баласс,2012.
- Мельникова Е. Л. Проблемный урок, или Как открывать знания вместе с учениками: Пособие для учителя. М., 2006.
- http://www.school2100.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока "Аквариум - маленькая искусственная экосистема", УМК "Школа 2100", 3 класс.
Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс по программе "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"
Данный урок разработан по программе 3 класса "Школа 2100". Тема "Экосистема болота"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/26/picture-29512-1580056575.jpg)
Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100»
Конспект урока по окружающий миру "Экологические системы" «Школа 2100» Учитель Конобрицкая И. М....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/09/picture-588521-1423434669.jpg)
Конспект урока по Окружающему миру. 2 класс. Программа \'Школа 2100\'. \'Россия - наша родина\'.
Конспект урока...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/03/picture-225663-1530607109.jpg)
Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"
Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования....
Конспект урока по окружающему миру 3 класс программа " Школа 2100", тема "Растения-производители"
В приложенном файле содержится конпект по окружающему миру для учащихся 3 классов по программе "Школа 2100". Тема урока "Растения-производители"....
![](/sites/default/files/pictures/2012/11/18/picture-142736-1353247530.jpg)
Конспект урока по окружающему миру 3 класс школа 2100 "На суше как дома"
Окружающий мир 3 класс "На суше как дома"...