Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_okr_miru_3_klass.zip | 22.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическое планирование III главы: «Экологическая система» 3 класс
Образовательная система «Школа 2100»
Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Характеристика деятельности обучаемого | Дата проведения план факт | |
1. | Жизнь экосистемы | 1 | Понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры живых организмов разных «профессий». Называть, из чего состоит экосистема. Уметь аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе. | ||
2. | Почва-важнейшая часть экосистемы | 1 | Познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы. Объяснять причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве. | ||
3. | Экосистема озера | 1 | Познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры живых организмов разных «профессий». Называть из чего состоит экосистема. Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
4. | Экосистема болота | 1 | Познакомиться с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры организмов разных «профессий». Называть из чего состоит экосистема. Уметь объяснять роль болота в жизни человека. | ||
5. | Экосистема луга | 1 | Познакомиться с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры организмов разных «профессий». Называть из чего состоит экосистема. Уметь объяснять роль лугов в жизни человека. | ||
6. | Лесные производители | 1 | Познакомиться с деревьями и их особенностями. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
7. | Потребители и разрушители экосистемы леса | 1 | Познакомиться с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг другу. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры организмов разных «профессий». Называть из чего состоит экосистема. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
8. | Экосистема поля | 1 | Познакомиться с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы. Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе. Приводить примеры организмов разных «профессий». Называть из чего состоит экосистема. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. | ||
9. | Аквариум-маленькая искусственная экосистема | 1 | Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума. Познакомиться с обитателями аквариума. Научиться поддерживать экосистему аквариума. Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам. |
Конспект урока окружающий мир по теме: «Экосистема озера»
Раздел «Экологическая система»
3 класс
Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан
Тип урока: открытие нового знания
Цель: познакомить с экосистемой озера
Задачи: познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;
учиться объяснять значение круговорота веществ в природе;
научиться приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
уметь называть из чего состоит экосистема;
учиться объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.
Оборудование: мультимедийный проектор, плакат «Экосистема озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», гербарий озёрных растений, фото животных- обитателей озера, мотыль, сухой корм для аквариумных рыб-дафнии или циклопы.
Ход урока
Этапы | учитель | ученики | УУД |
I.Постановка проблемы и актуализация знаний | -Ребята, отгадав загадки, вы сможете понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке: В глубокой котловине лежит зеркало. Стекло голубое – рама зелёная. - Вот вам ещё подсказка. ( Фотогалерея различных озёр на экране) слайд1,2,3 -Как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой? ( предположение записано на доске) -Что нам понадобится для доказательства этого предположения? -Попробуем разобраться? (работа по учебнику с.46) -Чем озёра отличаются от других водоёмов? -Где образуются озёра? -Какие озёра называют проточными, а какие бессточными? -Какие «профессии» живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли? -Что будет происходить в экосистеме, если в ней исчезнут разрушители? -Итак, мы подошли к проблемному вопросу. Прочитайте его. -К концу урока мы должны ответить на него. | - Мы будем говорить об озере. Предположения детей: -Это природный водоём; это-экосистема. -Надо узнать, есть ли в озере все части экосистемы. -Да - Озёра не имеют непосредственного соединения с океаном и морем -Озёра образуются в углублениях суши. -В проточное озеро впадает много рек и несколько из него вытекает, вода пресная -Бессточное-это озеро, в которое реки впадают, но не вытекают, вода-солёная. - В каждой экосистеме встречаются «кормильцы», «едоки», «мусорщики». Ответы учащихся. -Почему озеро зарастает и превращается в болото? | Регулятивные: Самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Личностные: умение оценивать жизненные ситуации Регулятивные: Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
II.Поиск решения проблемы III.Самостоятельное применение знаний IV.Итог V.Домашнее задание | -Работать будем в группах. Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов. Задания для групп: 1 группа. Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки, и отметьте в них особенности озёрных обитателей: Полосатые бока и клюёт на червяка.(Окунь)слайд 4 Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.(Щука)слайд 5 -Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48, узнайте, как они питаются. -Используя текст и рисунки на с.48,составьте цепь питания. 2группа. Рассмотрите рисунки на с. 47 и гербарий с этими же растениями. Используя текст на с.47, определите, где в озере их можно встретить? Какую роль в экосистеме они выполняют? 3 группа. Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера: Два рога, но не бык, шесть ног без копыт. (Рак.) Когда я чёрен, Я куслив и задорен, А лишь покраснею, Так и присмирею. слайд 6 Рассмотрите мотыля, используя текст на с. 49; узнайте, что это за организм. - Как связаны организмы в экосистеме озера? Рассмотрите рисунок на с. 47 и ответьте на вопрос к нему. - Что вас удивляет в этом задании? - Как вы считаете, что она обозначает? - Справляются ли со своей работой разрушители? - Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае? -Если круговорот не замкнут, предположите, как это повлияет на условия в экосистеме? Что произойдёт с экосистемой? -Давайте проверим наше предположение по учебнику: вывод на с.46. - Каков проблемный вопрос нашего урока? - Как же на него ответить? - Можно ли считать озеро экосистемой? Докажите. - А сейчас предоставляем слово ребятам, которые подготовили сообщения об обитателях озера.(Задание было дано на предыдущем уроке 3 учащимся)слайд 7 - Сейчас проверим, что запомнили из сегодняшнего урока. -Для этого выполните задание в рабочей тетради №4 с.24(Нарисуй схематично экосистему озера. Изобрази на рисунке растения и животных, о которых ты узнал из учебника и от товарищей. Покажи стрелками, кто из них, чем питается. Как называются цепи из поедающих друг друга живых организмов?) - Над какой темой сегодня работали? -Что нового узнали? - Как узнали, что помогло? - Где пригодятся знания? -Какое задание понравилось больше всего? - Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний? - Как работал ты? -Учебник, тема 12, рабочая тетрадь с.24 задание 5, подготовить сообщение об обитателях болота. | Рассказывают об особенностях потребителей озёрной экосистемы. - Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями. - Водоросли- дафнии-плотва-щука. Рассказывают о производителях озёрной экосистемы. Рассказывают о разрушителях озёрной экосистемы. -Это личинки комара. - Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные. -Чёрная стрелка. -Она идёт от мёртвых организмов, наверное, они оседают на дне. -Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне. -Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дно. -Наверное, условия изменятся, и экосистема может разрушиться. Чтение вывода. - Почему озеро зарастает и превращается в болото? - Потому что круговорот веществ не замкнут. -Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ. Рассказы детей. Выполнение работы. Экосистема озера. Ответы учащихся. | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: Ориентироваться в своей системе знаний. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Познавательные: Преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. Слушать других. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Ориентироваться в своей системе знаний Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. Коммуникативные: Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Познавательные: Перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы. Регулятивные: Определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Озеро, море, океан (План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)
Урок дает представление о водоемах: озере, море, океане. На уроке используются различные формы работы: "путешествие по карте", работа в группах, сравнение различных водоемов, творческие работы детей....
Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.
Полный конспект урока по окружающему миру по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....
Конспект урока по окружающему миру на тему: " Озеро Байкал" (УМК "Перспектива")
Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные: - знать местонахождение озера Байкал;-уметь показывать его на карте Ро...
Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»
Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...
Технологическая карта урока по окружающему миру «Озера-краса Земли», 3 класс ( УМК «Перспектива»)
Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Родного края.Задачи урокаДидактические:Формировать умения находить по физической карте озера России и правильно показывать их;Формирование уме...
Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс
Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным миром водое...