Конспект урока по окружающему миру "Экосистема озера"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Черкасова Ольга Валентиновна

Конспект разработан по ФГОС. Может использоваться в 3 классе по УМК Школа 2100. Материал содержит фрагмент из тематического планирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_po_okr_miru_3_klass.zip22.79 КБ

Предварительный просмотр:

Тематическое планирование III главы: «Экологическая система» 3 класс

Образовательная система «Школа 2100»

Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

№ урока

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности обучаемого

Дата проведения

 план               факт                                    

1.

Жизнь экосистемы

1

Понять, что экосистема обладает всеми элементами, свойственными биосфере, что в экосистеме всегда идёт круговорот веществ.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

Называть, из чего состоит экосистема.

Уметь аргументировать своё отношение к роли живых организмов в природе.

2.

Почва-важнейшая часть экосистемы

1

Познакомиться со свойствами почвы, её ролью в жизни экосистемы.

Объяснять причину плодородия почв с учётом новых знаний о круговороте веществ.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к почве.

3.

Экосистема озера

1

Познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры живых организмов разных «профессий».

Называть из чего состоит экосистема.

Объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

4.

Экосистема болота

1

Познакомиться с растениями и животными болот, их «профессиями» в экосистеме, ролью болот в жизни человека.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры организмов разных «профессий».

Называть из чего состоит экосистема.

Уметь объяснять роль болота в жизни человека.

5.

Экосистема луга

1

Познакомиться с животными и растениями лугов, их «профессиями» в экосистеме.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры организмов разных «профессий».

Называть из чего состоит экосистема.

Уметь объяснять роль лугов в жизни человека.

6.

Лесные производители

1

Познакомиться с деревьями и их особенностями.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

7.

Потребители и разрушители экосистемы леса

1

Познакомиться с животными и растениями леса, их «профессиями» в экосистеме, взаимными приспособлениями друг другу.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры организмов разных «профессий».

Называть из чего состоит экосистема.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

8.

Экосистема поля

1

Познакомиться с обитателями полей и причиной малой устойчивости этой экосистемы.

Уметь объяснять значение круговорота веществ в природе.

Приводить примеры организмов разных «профессий».

Называть из чего состоит экосистема.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

9.

Аквариум-маленькая искусственная экосистема

1

Закрепить знания о компонентах экосистемы на примере экосистемы аквариума.

Познакомиться с обитателями аквариума.

Научиться поддерживать экосистему аквариума.

Уметь объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Конспект урока окружающий мир по теме: «Экосистема озера»

Раздел «Экологическая система»

3 класс

Авторы: А.А.Вахрушев, Д.Д.Данилов, О.В.Бурский, А.С.Раутиан

Тип урока: открытие нового знания

Цель: познакомить с экосистемой озера

Задачи: познакомиться с животными и растениями озёр, их «профессиями» в экосистеме;

                 учиться объяснять значение круговорота веществ в природе;

                научиться приводить примеры живых организмов разных «профессий»;

                уметь называть из чего состоит экосистема;

                учиться объяснять и доказывать необходимость бережного отношения к живым организмам.

Оборудование: мультимедийный проектор, плакат «Экосистема озера» из комплекта «Наглядные материалы по окружающему миру для 3-го класса», гербарий озёрных растений, фото животных- обитателей озера, мотыль, сухой корм для аквариумных рыб-дафнии или циклопы.

Ход урока

Этапы

учитель

ученики

УУД

I.Постановка проблемы и актуализация знаний

-Ребята, отгадав загадки, вы сможете понять, о чём сегодня пойдёт речь на уроке:

В глубокой котловине лежит зеркало.

Стекло голубое – рама зелёная.

- Вот вам ещё подсказка.

( Фотогалерея различных озёр на экране) слайд1,2,3

-Как вы думаете, можно ли считать озеро экосистемой?

( предположение записано на доске)

-Что нам понадобится для доказательства этого предположения?

-Попробуем разобраться?

(работа по учебнику с.46)

-Чем озёра отличаются от других водоёмов?

-Где образуются озёра?

-Какие озёра называют проточными, а какие бессточными?

-Какие «профессии» живых организмов мы встречаем в каждой экосистеме? Каковы их роли?

-Что будет происходить в экосистеме, если в ней исчезнут разрушители?

-Итак, мы подошли к проблемному вопросу. Прочитайте его.

-К концу урока мы должны ответить на него.

- Мы будем говорить об озере.

Предположения детей:

-Это природный водоём;

это-экосистема.

-Надо узнать, есть ли в озере все части экосистемы.

-Да

- Озёра не имеют непосредственного соединения с океаном и морем

-Озёра образуются в углублениях суши.

-В проточное озеро впадает много рек и несколько из него вытекает, вода пресная

-Бессточное-это озеро, в которое реки впадают, но не вытекают, вода-солёная.

- В каждой экосистеме встречаются «кормильцы»,

«едоки», «мусорщики».

Ответы учащихся.

-Почему озеро зарастает и превращается в болото?

Регулятивные:

Самостоятельно формулировать тему, цели урока после предварительного обсуждения.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Личностные:

умение оценивать жизненные ситуации

Регулятивные:

Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.

II.Поиск решения проблемы

III.Самостоятельное применение знаний

IV.Итог

V.Домашнее задание

-Работать будем в группах.

Каждая группа получит задание и проведёт исследование предложенных вопросов.

Задания для групп:

1 группа.

Познакомьтесь с некоторыми обитателями озера. Для этого отгадайте загадки, и отметьте в них особенности озёрных обитателей:

Полосатые бока и клюёт на червяка.(Окунь)слайд 4

Хищна и прожорлива, длинна, но поворотлива.(Щука)слайд 5

-Рассмотрите мелких рачков из сухого корма для рыб, используя текст на с.48, узнайте, как они питаются.

-Используя текст и рисунки на с.48,составьте цепь питания.

2группа.

Рассмотрите рисунки на с. 47 и гербарий с этими же растениями. Используя текст на с.47, определите, где в озере их можно встретить? Какую роль в экосистеме они выполняют?

3 группа.

Отгадайте загадки и отметьте в них особенности обитателей озера:

Два рога, но не бык, шесть ног без копыт. (Рак.)

Когда я чёрен,

Я куслив и задорен,

А лишь покраснею,

Так и присмирею. слайд 6

Рассмотрите мотыля, используя текст на с. 49; узнайте, что это за организм.

- Как связаны организмы в экосистеме озера? Рассмотрите рисунок на с. 47 и ответьте на вопрос к нему.

- Что вас удивляет в этом задании?

- Как вы считаете, что она обозначает?

- Справляются ли со своей работой разрушители?

- Что можно сказать о круговороте веществ в этом случае?

-Если круговорот не замкнут, предположите,  как это повлияет на условия в экосистеме? Что произойдёт с экосистемой?

-Давайте проверим наше предположение по учебнику: вывод на с.46.

- Каков проблемный вопрос нашего урока?

- Как же на него ответить?

- Можно ли считать озеро экосистемой? Докажите.

- А сейчас предоставляем слово ребятам, которые подготовили сообщения об обитателях озера.(Задание было дано на предыдущем уроке 3 учащимся)слайд 7

- Сейчас проверим, что запомнили из сегодняшнего урока.

-Для этого выполните задание в рабочей тетради №4 с.24(Нарисуй схематично экосистему озера. Изобрази на рисунке растения и животных, о которых ты узнал из учебника и от товарищей. Покажи стрелками, кто из них, чем питается. Как называются цепи из поедающих друг друга живых организмов?)

- Над какой темой сегодня работали?

-Что нового узнали?

- Как узнали, что помогло?

- Где пригодятся знания?

-Какое задание понравилось больше всего?

- Кто из ребят больше всех помог в «открытии» знаний?

- Как работал ты?

-Учебник, тема 12, рабочая тетрадь с.24 задание 5, подготовить сообщение об обитателях болота.

Рассказывают об особенностях потребителей озёрной экосистемы.

- Мелкие рачки, фильтруя воду, питаются мелкими водорослями.

- Водоросли- дафнии-плотва-щука.

Рассказывают о производителях озёрной экосистемы.

Рассказывают о разрушителях озёрной экосистемы.

-Это личинки комара.

- Организмы экосистемы связаны круговоротом веществ. Зелёные стрелки обозначают, кто кого ест или передачу органических веществ по цепи питания. Коричневая стрелка обозначает превращение органических веществ в минеральные.

-Чёрная стрелка.

-Она идёт от мёртвых организмов, наверное, они оседают на дне.

-Разрушители не справляются со своей работой, и мёртвые организмы накапливаются на дне.

-Круговорот замкнут не полностью, часть веществ оседает на дно.

-Наверное, условия изменятся, и экосистема может разрушиться.

Чтение вывода.

- Почему озеро зарастает и превращается в болото?

- Потому что круговорот веществ не замкнут.

-Озеро можно считать экосистемой, так как есть все группы организмов и круговорот веществ.

Рассказы детей.

Выполнение работы.

Экосистема озера.

Ответы учащихся.

Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Познавательные:

Ориентироваться в своей системе знаний.

Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации.

Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах.

Познавательные:

Преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.

Слушать других.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Ориентироваться в своей системе знаний

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.

Коммуникативные:

Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

Познавательные:

Перерабатывать полученную информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде схемы.

Регулятивные:

Определение степени успешности выполнения своей работы и работы всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Озеро, море, океан (План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе)

Урок дает представление о водоемах: озере, море, океане. На уроке используются различные формы работы: "путешествие по карте", работа в группах, сравнение различных водоемов, творческие работы детей....

Конспект урока по окружающему миру "Озеро Байкал", 3 класс.

Полный конспект урока по окружающему миру  по теме: "Озеро Байкал" из раздела: " Всемирное наследие", 3 класс, с использованием электронного приложения к учебнику А. А. Плешакова....

Конспект урока по окружающему миру на тему: " Озеро Байкал" (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные: - знать местонахождение озера Байкал;-уметь показывать его на карте Ро...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...

Технологическая карта урока по окружающему миру «Озера-краса Земли», 3 класс ( УМК «Перспектива»)

Цель урока: формирование представлений об озёрах России и Родного края.Задачи урокаДидактические:Формировать умения находить по физической карте озера России и правильно показывать их;Формирование уме...

Конспект урока по окружающему миру. Тема урока:" Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро. " 4 класс

Тема урока: Природные сообщества. Водоёмы - река и озеро.  Цель урока: Способствовать расширению знаний обучающихся о водоемах, ознакомлению с растительным и животным   миром водое...