Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.Вахрушева. 1 класс. ФГОС.
рабочая программа (окружающий мир, 1 класс) по теме
Данная программа создана на основе авторской программы Вахрушева А.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchii_mir_1_klass.docx | 65.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 28"
г. Владимир
Рассмотрена на заседании МО Утверждена руководителем
Протокол № __ образовательного учреждения
от «___» __________ 2012 г. Директор школы: ______ А.Е Родионов
Рабочая программа по окружающему миру
для 1 класса
начального общего образования
Составлена учителем начальных классов
высшей квалификационной категории
Романовой Л.В.
2012-2013 год
Рабочая программа по окружающему миру
для 1 класса
2 часа в неделю (всего 66 часов)
Пояснительная записка
Особенности класса: в классе обучаются 30 ребят. Из них 13 девочек и 17 мальчиков. По итогам предварительных бесед с детьми и родителями можно сделать вывод, что уровень готовности к школе у всех разный. Дети посещали разные ДОУ. Объективно можно говорить о средней и ниже средней подготовленности детей к обучению в школе.
Рабочая программа к курсу «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы начального общего образования и авторской программы А.А.Вахрушева,, Д.Д.Данилова, А.С.Раутиана, С.В.Тырина«Окружающий мир» (Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100»/ Под науч. ред. Д.И.Фельдштейна. Изд. 2-е, доп. - М.: Баласс, 2009).
Учебно-методический комплект составляет следующие пособия
- Вахрушев А. А, А.С.Раутиан. Окружающий мир, 1 класс: Методические рекомендации для учителя к учебнику «Я и мир вокруг»/ Под ред. А.А.Вахрушева.- Москва: Баласс , 2008. – 304 с. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Вахрушев А. А,., Бурский О.В., Раутиан А.С. Окружающий мир, 1 класс ( Я и мир вокруг). Учебник в 2 частях.- М.: Баласс, 2010. (Образовательная система «Школа 2100»)
- Вахрушев А. А.Данилов Д.Д.М. Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М : Баласс.20110(Образовательная система «Школа 2100»)
- Вахрушев А. А.. Бурский О.В., Родыгина О.А. Самостоятельные и итоговые работы к учебнику «Окружающий мир» ( Я и мир вокруг) для 1 класса.- М: Баласс.2009.- 32с.:ил.(Образовательная система «Школа 2100»)
Программа рассчитана на 66 часов в год (2 часа в неделю). Темы уроков сформулированы согласно авторским методическим рекомендациям для учителя.
Рабочая программа предполагает использование новых подходов в работе, направленных на формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук. Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру — важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Чтобы достичь целей для этого существует один выход. Средством воспитания и образования школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира. Смысл сообщения картины мира -при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Школьников знакомят с широкими представлениями о мире, которые образуют систему, охватывающую весь окружающий мир . При этом подробно изучаемые важнейшие понятия («островки знаний» объясняют лишь небольшую часть окружающего мира, но формируема вокруг них зоны ближайшего развития позволяют ответить на большую часть возникающих у ребят вопросов.
Предмет «Окружающий мир» создаёт фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Это первый и единственный предмет в школе, рисующий широкую палитру природных и общественных явлений. В дальнейшем этот материал будет изучаться на различных предметах. Поэтому именно в рамках данного предмета удаётся решать проблемы, например, экологического образования и воспитания.
Деятельностный подход — основной способ получения знаний. Включение целостной картины мира, сопровождающееся явным расширением содержания, требует существенных изменений в дидактике естествознания в начальной школе.
Задача курса познакомить ребят с картиной мира и научить их ею пользоваться для постижения мира и упорядочивания своего опыта. Поэтому процесс обучения должен сводиться к выработке навыка истолкования своего опыта. Это достигается тем, что ребята в процессе обучения учатся использовать полученные знания во время выполнения конкретных заданий. Решение проблемных творческих задач - главный способ осмысления мира.
Используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ребята могут усвоить и избыточные задания, которые ученики могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания (стандарт) и составляющие сравнительно небольшую часть курса должны усвоить все ученики. Таким образом, учебники существенно различаются по объему того материала, которые ученики могут и должны усвоить.
Таким образом, в целом у учеников должно развиваться умение понимать и познавать окружающий мир, т.е. осмысленно применять полученные знания для решения учебно-познавательных и жизненных задач.
Большинство тем рассчитано на 1-2 часа, поэтому уроки окружающего мира, как правило, относятся к типу комбинированного урока изучения нового, включающего как этап изучения нового материала, так и этап закрепления.
Содержание тем учебного курса по окружающему миру (66 часов)
Тема «Как мы понимаем друг друга» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-связь жеста и слова;
-названия пальцев;
-роль слова как символа предметов;
-слова обозначают не только предметы, но и их признаки;
-правила разумного поведения;
-понятия «верх», «низ», «вперед», «назад», лево», «право»;
уметь:
-пользоваться указкой при показе предметов в школе;
-показывать и называть окружающие предметы, их признаки, действия;
-обмениваться знаниями со своими друзьями;
-использовать свой жизненный опыт в разных жизненных ситуациях;
-различать предметы, расположенные спереди и сзади от себя и от другого ученика;
-называть предметы, расположенные спереди, сзади, слева, справа, вверху и внизу от самого себя и другого человека;
-различать правую и левую руки.
Рука и указательный палец - самый простой способ общения.(2)
Речь - основной способ общения людей. (2)
Ценный совет. (1)
Зачем нужен жизненный опыт? (1)
Учимся определять положение предметов и направления движения (2)
Учимся определять направления «вверх» и «вниз» (1)
Учимся пользоваться словами «раньше» и «позже» (1)
Тема «как мы узнаем, что перед нами» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-признаки предметов;
уметь:
-по набору признаков определять название предмета;
-называть признаки предметов;
-по свойству, действию и части предмета определять название предмета.
Предметы и их признаки (2)
Сочетания предметов (2)
Тема «Времена года» - 3 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-осенние месяцы;
-признаки осени;
-осенние явления природы;
-как живая природа готовится к зиме;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой осенью;
-по признакам живой и неживой природы определять время года,
-оценивать правильность поведения в природе.
Осень - природа готовится к зиме. (1)
Как мы узнаем, что наступила осень?
Экскурсия в парк «Осенняя природа».— 1час
Тема «Как ты узнаешь мир» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что человек узнает мир с помощью органов чувств, памяти, ума, родителей, учителей и книг;
-основные органы чувств и их роль в жизни человека;
-что книги сохраняют и передают знания и опыт всего человечества;
уметь:
-соотносить органы чувств и их работу в организме человека;
-с помощью разных органов чувств различать предметы;
-пользоваться книгой для ответа на возникающие вопросы.
Твои помощники - органы чувств (2)
Наши помощники - ум и память (2)
Родители, учителя и книги (2)
Тема «Твоя семья и твои друзья» - 7 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-значение семьи в жизни человека;
-режим дня;
-роли, которые выполняют члены семьи;
-правила общения;
уметь:
-с помощью заданий в учебнике уметь анализировать взаимоотношения в семье;
-выбирать поручение в семье по своим силам;
-составить рассказ о своей семье с помощью родителей;
-вежливо общаться со сверстниками и взрослыми.
Ты и твоя семья (2)
Один дома (2)
Ты и твои друзья (1)
Как нужно общаться (2)
Тема «Времена года» - 6 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-зимние месяцы;
-особенности погоды зимой;
-особенности живой и неживой зимней природы
;
-свойства воды в различных агрегатных состояниях;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой зимой;
-наблюдать за превращением веществ (таяние и испарение снега и льда);
-оказывать помощь птицам зимой;
-различать признаки зимы и их называть;
-правильно выбирать одежду для зимней прогулки.
Зима - покой природы (1)
Как мы узнаем, что наступила зима (1)
Экскурсия в парк «Зимняя природа» (1)
Тема «Что нас окружает» - 10 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
- название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
-некоторые виды дорожных знаков; виды улиц;
-основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
- отличительные особенности города, села, деревни, леса;
-примеры основных профессий людей и взаимопомощь людей разных профессий;
-основные структуры города, села;
-примеры продуктов животноводства, растениеводства;
-что такое природные богатства;
-признаки твердых , жидких и газообразных состояниях вещества.
уметь:
-различать жилые дома и специализированные учреждения, виды машин, по их назначению;
-правильно вести себя на проезжей части;
-различать разные профессии ;
-различать полевые культурные растения, овощи , фрукты;
-различать морской, воздушный, автомобильный транспорт;
-бережно относится к природным богатствам;
-отличать твердые тела от жидкости и газа.
Мой дом, моя улица (2)
Учимся быть пешеходами (1)
Учимся быть самостоятельными в городе (1)
Хозяйство человека (3)
Богатства природы (2)
Твердые тела, жидкости и газы (1)
Экскурсия «Безопасная дорога в школу» (1)
Тема «Времена года» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-весенние месяцы;
-особенности погоды весной;
-особенности живой и неживой весенней природы;
-определять последовательность событий в природе и их связи;
уметь:
-вести дневник наблюдений за живой и неживой природой весной;
-вместе с родителями делать домик для птиц;
-выбирать одежду для весенней прогулки.
Весна - природа пробуждается (1)
Как мы узнаем, что наступила весна (1)
Экскурсия в парк «Весенняя природа» (1)
Тема «Живые обитатели планеты» - 9 часов.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-отличия живых организмов от неживых предметов;
-свойства живых организмов;
-сходство и отличия растений и животных;
-что все в природе взаимосвязано;
-названия 5-10 названий растений и животных;
-отличия человека от животного;
-что такое экология;
-правила поведения в природе;
уметь:
-характеризовать отличительные особенности разумного существа - человека;
-называть основные группы домашних животных и растений;
-различать растения и животных;
-перечислять сходство и различие растений и животных;
-перечислять свойства живых организмов (питание, дыхание, рост, размножение) и их отличия от неживых предметов.
Живые организмы и неживые предметы (2)
Растения и животные (2)
Связь живого и неживого (1)
Многообразие живых организмов (2)
Домашние животные и растения - наши друзья (2)
Культурные растения — (1)
Человек - разумное существо (2)
Природа и мы (2)
Тема «Времена года» - 2 час.
знать / понимать:
-знать названия летних месяцев;
- особенности живой и неживой природы летом;
уметь:
-оценивать правильность поведения в природе.
Тема «Отчего и почему» - 4 часа.
В результате изучения темы обучающийся должен знать / понимать:
-что такое причина и следствие; уметь:
-уметь находить причины явлений и следствия;
Отчего и почему. Дневник наблюдений (1)
Повторение — 4 часа
Что нас окружает. Живые природные богатства —1ч
Природа и мы — 1 час
Времена года — 1 час
Экскурсия в природу — 1 час
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средсвом формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Планируемые результаты:
Обучающиеся научатся
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
• наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества, страны;
• проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы. пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегуляции своего самочувствия для сохранения здоровья, осознанно выполнять режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
- осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами.
Характеристика деятельности учащихся.
- Познакомиться с учителем и одноклассниками
- Учиться находить класс, своё место в классе и т.п. во время экскурсии по школе
- Познакомиться и обсудить правила поведения в школе, особенности взаимоотношений со взрослыми, сверстниками
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения в школе и других общественных местах Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в школе и других общественных местах
- Практическая работа: составить режим дня
- Моделировать и оценивать различные ситуации использования слов, показывающих направление
- Работать в группах и самостоятельно с источниками информации об окружающем мире
- Называть окружающие предметы и их признаки
- Различать предметы и выделять их признаки
- Различать времена года по признакам
- Характеризовать времена года
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются
- Объяснять, как с помощью органов чувств, памяти и ума мы различаем предметы и их признаки
- Объяснять, какую роль играют родителя, учителя и книги в становлении и обучении человека
- Подготовить рассказ о семье, домашнем хозяйстве, профессиях членов семьи на основе бесед школьников с родителями
- Практическая работа: составление перечня обязанностей школьника в семье и обсуждение его с одноклассниками
- Приводить примеры заботы школьников о младших членах семьи, престарелых и больных
- Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, друзьями
- Моделировать и оценивать различные ситуации поведения с друзьями
- Различать формы поведения, которые допустимы или не допустимы в дружбе
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста
- Оценивать реальные и игровые ситуации общения Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой
- Практическая работа по освоению правил поведения в доме
- Моделировать ситуации, в которых необходимо знать правила пользования телефоном Записывать телефоны экстренной помощи
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Подготовить рассказ о занятиях людей в родном городе (селе) на основе бесед школьников с родителями, со старшими родственниками, местными жителями
- Объяснять роль людей различных профессий в нашей жизни
- Подготовить небольшие сообщения о достопримечательностях родного города (села) на основе дополнительной информации
- Подбирать к своему сообщению иллюстрации, видеокадры
- Выполнять правила уличного движения в ходе учебных игр
- Проиграть учебные ситуации по соблюдению правил уличного движения
- Познакомиться с соблюдением безопасности в дороге домой во время экскурсии
- Характеризовать разные виды транспорта
- Демонстрировать в учебной игре правила пользования разными видами транспорта. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону
- Характеризовать роль разделения труда между людьми как основу их жизни
- Приводить примеры действий людей разных профессий в создании окружающих нас вещей
- Приводить примеры использования человеком богатств природы
- Анализировать примеры использования человеком богатств природы
- Сравнивать и различать природные объекты и изделия (искусственные предметы). Характеризовать их свойства
- Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы на примере воды и её состояний
- Различать времена года по признакам
- Устанавливать связи особенностей жизнедеятельности растений и животных и времени года
- Проводить групповые и самостоятельные наблюдения на экскурсии «Времена года»
- Применение полученных знаний и умений на уроках и в жизни
- Сравнивать и различать объекты живой или неживой природы
- Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам
- Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями
- Сравнивать и различать разные группы живых организмов по признакам
- Группировать по названиям известные дикорастущие и культурные растения, дикие и домашние животные (на примере своей местности)
- Группировать (классифицировать) объекты природы по признакам: домашние–дикие животные; культурные -дикорастущие растения
- Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности)
- Приводить примеры съедобных и ядовитых грибов (на примере своей местности
- Приводить примеры особенностей человека как разумного существа
- Объяснять роль человека как разумного существа в окружающем мире
- Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере)
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
- Проводить диспут и анализ жизненных ситуаций и выбирать допустимые формы поведения, которые не вредят природе, в парке, в лесу, на реке и озере
- Оценивать конкретные примеры поведения в природе
Тематическое планирование уроков изучения окружающего мира. 1 класс.
№ | Тема урока | Количество часов | Время прохождения | Цели изучения данной темы |
| 9 | 1 четверть | ||
1 | Самый простой способ общения. Рука человека. | 1 | Познакомить учащихся с новым предметом и учебником-тетрадью «Я и мир вокруг»; учить детей правильно называть и показывать пальцы руки; объяснить, как используется отдельно каждый палец руки с целью общения и потренировать пальцы рук в их использовании; накапливать сведения и уточнять понятия об окружающей действительности; воспитывать культуру общения. Познакомить учащихся с главным инструментом человека – рукой; учить правильно пользоваться различными предметами; прививать интерес к изучению окружающего мира; развивать творческие способности; воспитывать культуру поведения, трудолюбие. | |
2. | Речь – основной способ общения людей. Как люди используют слова. | 1 | Учить детей общаться при помощи слов; подвести к мысли о том, что речь – основной способ общения людей; призывать и убеждать в том, что словами нужно пользоваться бережно и разумно; учить культуре общения. Познакомить учащихся со словами, обозначающими признаки действия предметов; учить правильно употреблять их в речи, наблюдать за их использованием другими людьми; пополнять и обогащать словарный запас; развивать логическое мышление и речь; воспитывать культуру общения, волю, умение держать свое слово. | |
3. | Ценный совет. Зачем нужен жизненный опыт? | 1 | Объяснить значение понятий «помощь», «взаимопомощь», «взаимовыручка», «дружба», «поддержка»; учить самостоятельно выражать дружелюбие, симпатию, предпочтение друг другу, ко всем людям; продолжить работу над словом, способны воздействовать на чувства и поведение людей; развивать чувство коллективизма, товарищества, дружбы. Обсудить значение понятий «опыт», «жизненный опыт»; способствовать созданию и развитию своего жизненного опыта по сохранению здоровья, формированию знаний, способностей, талантов; фиксировать детское внимание на том богатстве жизненного опыта, который содержится в мудрых сказках, пословицах, советах старших товарищей и взрослых людей; воспитывать искреннее внимание к людям, тактичность и деликатность в общении, желание приобщиться к опыту и традициям старших и следовать им; закрепить положительные ассоциации с понятиями «друг», «дружба»; укреплять межпредметные связи (изобразительное искусство и художественный труд, развитие речи). | |
4. | Где и куда? Используем слова, обозначающие направления. | 1 | Объяснить назначение слов, указывающих на положение, направление предметов (справа, слева, спереди, сзади, вперед, назад, посредине); практиковать в правильном речевом употреблении этих слов; развивать навыки ориентирования в пространстве согласно этим словам; формировать культуру речевого общения. Практиковать в нахождении места и направления предметов по рисункам и в личном опыте; рассмотреть и охарактеризовать местоположение и направление различных предметов с разных позиций смотрящего человека (где стоит?; куда смотрит?; откуда?). | |
5. | Учимся определять верх и низ. Раньше и позже. | 1 | Разъяснить понятия «верх», «низ», «выше», учить определять верх и низ предметов, сравнивать положение предметов (выше- ниже); развивать речь, творческое воображение, мышление; воспитывать осторожность и безопасность в ситуациях с падением, выполнением работ на высоте и др. Практиковать в назывании предметов, отвечающих вопросы кто? или что?, в определении их признаков; формировании умения рассказывать, где находятся предметы и куда они движутся; выяснить значение слов «раньше» и «позже»; учить отвечать | на вопрос когда?; развивать речь, мышление; воспитывать аккуратность, прилежность, организованность. | |
КАК МЫ УЗНАЕМ, ЧТО ПЕРЕД НАМИ. | ||||
6. | Предметы и их признаки. Как мы узнаем предметы. | 1 | Повторить и углубить знания о признаках предметов; совершенствовать умение отличать предметы по их набору характерных признаков; развивать мышление, образность и красоту речи, внимание; расширять кругозор. Закрепить умение определять признаки предметов (размер, вес, вкус и др.); объяснить понятия «свойства предметов», «части предмета», «действия предметов»; развивать словарный запас; расширять кругозор и обогащать жизненный опыт учащихся. | |
7. | Сочетания предметов. Предмет в роли признака. | 1 | Накапливать опыт учащихся на основе игровых ситуаций; учить отражать в игровых сюжетах логические эпизоды, характеризующие различные сочетания предметов; развивать умения оперировать свойствами предметов в окружающем мире, обнаруживать зависимость и изменения в группах предметов в процессе их группировки, сравнения; воспитывать чувства товарищества, дружбы, уважения. Закреплять умения в определении признаков, свойств, частей, действий предметов; научить выделять предмет, выполняющий роль признака другого, более крупного предмета; тренировать в нахождении, подборе и назывании предметов-признаков по рисункам и по представлению с опорой на жизненный опыт. | |
ВРЕМЕНА ГОДА. | ||||
8. | Осень: природа готовится к зиме. Как мы узнаем, что наступила осень? | 1 | Выявить имеющиеся знания о временах года, об осени; понаблюдать за признаками, позволяющими определить осеннее время года; воспитывать разумное, доброе, заботливое отношение к природе. Продолжить наблюдение характерных явлений а пившей осени; уточнить и обобщить представления учащимися наиболее характерных признаках, по которым мы узнаем о наступлении осени; развивать образную речь, наблюдательность, умение сопоставлять, выделять и обобщать признаки, явления помогающие раскрывать понятие «осень». | |
9. | Обобщающий урок по теме «Осень» | 1 | Обобщить и систематизировать знания по теме «Осень»; подвести итоги наблюдениям за осенней погодой и приметами осени; сделать выводы о характерных особенностях, явлениях, признаках, по которым выделяем осень среди других времен года; учить воспринимать произведения художественного искусства, находить в них поэтические образы природы; способствовать укреплению межпредметных связей (изобразительное искусство, музыка, развитие речи, чтение). | |
| 7 | 2 четверть. | ||
10. | Наши помощники –органы чувств. Пять наших помощников. | Объяснить понятие «органы чувств»: рассказать о функциональном назначении органов чувств человека (слух, зрение, обоняние, вкус, осязание); показать значение органов чувств в жизни человека; продолжить работу по формированию интереса к познанию окружающего мира; укреплять межпредметные связи (чтение, технология, изобразительная деятельность); воспитывать культуру и личную гигиену; способствовать формированию здорового образа жизни. Научить различать предметы по их признакам при помощи органов чувств; закрепить знания об органах чувств, их свойствах, «способностях» и значении для человека; упражнять в распознавании признаков предметов с помощью органов чувств; способствовать развитию внимания, пространственно-образного восприятия, памяти, бережного отношения к состоянию своего здоровья и органам чувств; обучить детей способности понять и оценить роль наших «умных помощников» - органов чувств в процессе познания окружающего мира, их значение для развития общения (в процессе восприятия, внимания, памяти, двигательной и эмоциональной сферах). | ||
11. | Наши помощники – память и ум. Как память и ум исправляют наши ощущения. | Показать роль памяти (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной) и ума в понимании окружающего мира, в процессе общения учащихся друг с другом, формирования личности и поведения учеников; воспитывать умение быть внимательными, запоминать наиболее существенные признаки предметов, явлений, понятий. Рассмотреть роль памяти и ума - помощников в исправлении наших ощущений; развивать умения мысленно воспроизводить образ подобного предмета, явления, их признаков через ранее полученное познание и объяснить (доказать) собственное видение подобных явлений; прививать желание и стремление к расширению своих познаний окружающего мира. | ||
12. | Родители, учителя, книги. Нам помогает опыт других людей. | Выяснить, каково значение родителей и учителей в ознакомлении детей с окружающим миром; показать роль книг в жизни человека, обогащении его ума знаниями, расширении его кругозора и личного опыта. Закрепить мнение о важности и значимости роли родителей и учителей в приобретении и формировании жизненного опыта подрастающего поколения; воспитывать уважительное отношение к взрослым, их советам и помощи; способствовать формированию интереса к художественной, научно-популярной и другой литературе. | ||
ТВОЯ СЕМЬЯ И ДРУЗЬЯ. | ||||
13. | Ты и твоя семья. Взаимопомощь в семье. | Дать представление о нравственном поведении, которое необходимо во взаимоотношениях между взрослыми людьми, между взрослыми и детьми; помочь детям усвоить основы нравственности во взаимоотношениях с родителями, узнать историю своей семьи; развивать уважение к своим близким, умение понимать родителей; воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям - папе, маме, бабушке, дедушке. Приучить детей помогать своим родителям в работе по дому; учить совместной деятельности и общению; формировать умения радовать своих родителей, оказывать им посильную помощь во всех делах и заботах; воспитывать желание делать приятное своим близким, любовь к ним. | ||
14. | Один дома (учимся быть самостоятельными). Кто там? (учимся самостоятельно принимать гостей) | Обсудить возможные опасные ситуации, которые могут возникнуть в отсутствие родителей, причины их возникновения, ориентировочные реакции и готовность им противостоять; воспитывать повышенную внимательность, бдительность к источникам опасностей в доме; формировать безопасное поведение. Объяснить, что в жилище существует реальная угроза жизни, здоровью и имуществу человека от посягательств преступников; научить оберегать себя и свой дом от злоумышленников; воспитывать культуру и правила гостеприимства. | ||
15. | Ты и твои друзья. Как нужно общаться? Учимся общаться. | Формировать у детей понятия «друг», «дружба», умения высказать собственные суждения по тем или другим вопросам, связанным с этими понятиями; учить видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других людей, мотивировать, объяснять свои поступки и отношение к ним с позиции общечеловеческих нравов и обычаев; воспитывать чувства товарищества, дружбы, взаимопомощи, взаимовыручки, взаимоуважения. Дать представление о различных средствах и способах коммуникации; учить детей уместно, в зависимости от ситуации и адресата, употреблять вежливые слова; обучать общей культуре поведения, доброму, уважительному отношению друг к другу. Приучать детей к мысли, что без вежливых слов и приветливого отношения друг к другу, без проявления доброты трудно обходиться в любом обществе; развивать умения вежливо общаться друг с другом и взрослыми, вести диалог, используя различные средства выразительности, употреблять различные обращения в зависимости от ситуации; прививать желание стараться всегда делать приятное другим людям; показать, как различные средства общения влияют на настроение людей. | ||
ВРЕМЕНА ГОДА | ||||
16. | Зима - покой природы. Как мы узнаем, что наступила зима? | Обучать способности понимать и оценивать природные явления, их влияние на эмоциональное состояние человека; расширять знания об окружающем мире, зиме как одном из времен года; вырабатывать навыки правильного определения времен года, различения изменений природы с приходом зимнего времени года; воспитывать понимание ценности и красоты родной природы. Закрепить знания о временах года; учить определять зимнее время года по устному словесному описанию, музыкальному воплощению зимней погоды или ее живописному изображению; развивать умения составлять связные высказывания о зиме, ее признаках и приметах. | ||
17. | Зимняя экскурсия. | Показать лес (парк) зимой; рассмотреть деревья в зимнем наряде, следы птиц и зверей на снегу (по возможности); подметить изменения в природе; побуждать к выражению своих чувств, настроения словами, используя в речи средства описательной выразительности; укреплять межпредметные связи (литературное чтение, развитие речи); способствовать развитию навыков аналитического мышления, анализа, сравнения, обобщения. | ||
| 9 | 3 четверть | ||
18. | Мой дом, моя улица. Путешествие по городу. | 1 | Обучать ориентировке на местности; создать четкие представления о ближайшем окружении школы; ознакомить со своим населенным пунктом, местом жительства, с жизнью и трудом людей. Расширить информативные сведения о городе: городском населении, транспорте, государственных (служебных) учреждениях и их назначении, городских зонах, элементах улиц и дорог; учить правильному поведению в различных городских местах; продолжить формирование навыков ориентирования в пространстве, запоминания знакомых мест; развивать память, наблюдательность, мышление. | |
19. | Учимся быть пешеходами. Учимся быть самостоятельными в городе. | 1 | Познакомить с правилами поведения на улице, в транспорте; учить применять личный опыт безопасности движения по улицам и в совместной игровой деятельности. Закрепить знание правил дорожного движения и поведения на улице; формировать умения ориентироваться в населенном пункте; ознакомить с правилами поведения при встрече со знакомыми людьми; развивать самостоятельность, умение анализировать свое поведение, поступки, противостоять опасностям, делать правильный выбор. | |
20. | Путешествие Колобка. Едем за город. | 1 | Сформировать представление о профессиях, труде как основной потребности человека; провести беседу кто и как выращивает хлеб; развивать активность, самостоятельность, умение анализировать свою деятельность, воспитывать интерес и уважительное отношение к труду разных профессий, желание работать для других; подвести к пониманию важности любого труда, взаимосвязи и взаимодействию людей разных профессий. Расширить знания детей о труде колхозников, фермеров - животноводов, полеводов, хлеборобов, овощеводов; воспитывать уважение и интерес к их труду; подвести к пониманию ценности и необходимости труда по выращиванию продуктов, обеспечивающих жизнь городов. | |
21. | Продолжаем путешествие. Хозяйство человека. | 1 | Формировать представления детей о природных богатствах (ископаемых) и их использовании в народном хозяйстве углубить знания о трудовых профессиях, занятых добычей и разработкой подземных богатств; воспитывать уважительное отношение ко всякой трудовой деятельности; прививать желание хорошо учиться, чтобы потом смочь свободно работать с передовой современной техникой. Дать представление о некоторых отраслях народного хозяйства (промышленное производство, сельское хозяйство, растениеводство, животноводство); учить анализировать, полученные знания; расширять кругозор о трудовых профессиях, хозяйственной деятельности человека. | |
22. | Богатства природы. Как человек использует богатства природы. | 1 | Ознакомить учащихся с понятиями «природные богатства», «живые и неживые природные богатства»; рассмотреть взаимосвязи в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе. Продолжить работу по углублению представлений учащихся о природных богатствах и их использовании на благо людей; выявить значение природы для человека; воспитывать бережное и экономное отношение к природе и ее ресурсам (богатствам). | |
23. | Твердые тела, жидкости и газы. | 1 | Познакомить детей с понятием «тело», свойствами твердых тел, жидкостей и газов; развивать память, мышление; расширять кругозор. | |
24. | Живые организмы и неживые предметы. Свойства живых организмов. | 1 | Дать представление о живых организмах и неживых предметах окружающего мира; научить разделять их на группы; воспитывать чуткое, заботливое отношение к живым организмам; прививать бережливость, аккуратность в использовании вещей и различных предметов. Расширить знания учащихся о живых организмах, познакомить со сведениями об их свойствах; рассмотреть вопрос о взаимосвязи в природе и значении живых организмов для человека; воспитывать бережное отношение к природе. | |
ВРЕМЕНА ГОДА. | ||||
25. | Весна – природа пробуждается. Как мы узнаем, что наступила весна? | 1 | Дать представление о признаках весны; научить различать изменения в природе, происходящие весной; ознакомить с весенними месяцами и их различиями; развивать навыки и умение правильно определять признаки и характерные черты весны, способность понимать и ценить красоту родной природы; воспитывать художественно-эстетический вкус. Обобщить наблюдения учащихся за признаками весны (распускание почек на ветках деревьев, появление молодых зеленых листьев, первоцветов и др.); сравнить весенние картины природы с осенними, зимними; ознакомить с характером и содержанием весенних работ людей, с жизнью животных весной. | |
26. | Весенняя экскурсия. | 1 | Обобщить и систематизировать знания учащихся о весне, ее признаках, красках, заботах людей и животных в весеннее время года; учить видеть красоту окружающей природы, замечать в ней удивительное и необычное, чувствовать, как она влияет на настроение и эмоциональное состояние человека. | |
| 8 | 4 четверть. | ||
27. | Растения и животные. Учимся отличать растения и животных. | 1 | учить детей различать группы живых организмов, видеть общие и специфические особенности растений и животных; объяснить понятия «кормильцы», «едоки»; воспитывать гуманное отношение к животным и растениям, любовь и заботу о них. Закрепить умение определять различия между растениями и животными; повторить признаки животных и растений, приспособленность к окружающему миру; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе. | |
28. | Связь живого и неживого. Растения и грибы. | 1 | Рассмотреть взаимосвязи живого и неживого в природе и значение природы для человека; воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с разнообразием мира растений; объяснить понятия «нецветковые растения», «цветковые растения», рассмотреть особенности лиственных и хвойных деревьев, дать представление о лекарственных растениях; воспитывать доброе отношение к природе. | |
29. | Животные. Домашние животные и растения – наши друзья. Домашние животные – помощники человека. | 1 | Познакомить с новой классификацией животных н групповыми признаками; научить различать животных (насекомые, пауки, земноводные, пресмыкающиеся); расширять кругозор; воспитывать бережное отношение к природе. Познакомить с домашними животными и комнатными растениями; научить уходу за ними; развивать навыки наблюдательности, сравнения признаков сходства и различия; воспитывать любовь к животным и растениям. Дать представление об особенностях разведения и содержания домашних животных - помощниках человека; сформировать у учащихся доброжелательное и заботливое отношение к домашним животным; обучить пониманию особенности поведения животных; развивать познавательную активность. | |
30 | Культурные растения. | 1 | Расширить знания учащихся о культурных растениях; научить различать культурные растения; анализировать, обобщать полученные знания; развивать речь учащихся; воспитывать бережное отношёние к продуктам, выращенным руками людей. | |
31. | Человек – разумное существо. Кто такой человек? | 1 | Дать представление о человеке как объекте живой природы; рассмотреть отличия человека от животных; обсудить поступки человека как разумного существа и поступки, относящиеся к неразумному поведению; выяснить, какое значение для организма человека имеют его органы. Обобщить знания учащихся о человеке как живом существе, обладающем даром мышления и речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; практиковать в умении различать особенности человека и животного; развивать навыки мыслительной деятельности учащихся; приводящие к самостоятельным выводам. | |
32. | Природа и мы. Как вести себя в природе. | 1 | Дать понятие об экологии как науке, о взаимодействии человека с природой; развивать логическое мышление, память, воображение, речь; научить разумному поведению в природе и соответствующей оценке возможных последствий своих поступков. Проверить знание правил поведения в природе и умение их применять; воспитывать бережное отношение к природе. | |
ВРЕМЕНА ГОДА. | ||||
33 | Лето: природа цветет и плодоносит. Июнь- июль- август. Круговорот воды в природе. Отчего и почему. | 1 | Рассмотреть общие признаки и приметы лета; обучать способности различать изменения природы в летние месяцы, понимать и ценить красоту родной природы, чувствовать ее, заботиться о ней, учиться у нее чуткости, бескорыстию; формировать умение переносить все хорошее из природы в общение с людьми. Повторить изученный материал о свойствах воды и явлениях природы, связанных с водой; сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе, увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое); проверить знания учащихся о значении экологически чистой воды для жизни всего живого на земле; воспитывать экологическую культуру и сознательность, понимание разумного и экономного отношения к воде. Объяснить значение понятий «причина», «следствие»; научить рассуждать о причинах и следствиях тех или иных явлений, устанавливать правильный ход событий; развивать логическое мышление; закрепить знания учащихся о круговорот воды в природе. | |
34. | Экскурсия в природу. Путешествие в страну знаний. | 1 | Учить детей наблюдать природу, отмечать в окружающем мире интересное, новое, необычное, передавать в речи радостное настроение весеннего погожего дня, использовать средства художественной выразительности; обобщить знания об особенностях и признаках поздней весны и начала лета; развивать умение видеть красоту окружающей природы, чувствовать, как она влияет на настроение; воспитывать чувства доброты, радости, прекрасного от общения с природой, ощущение гармонии и взаимодействия с природой; способствовать приобщению к позитивным и разумным формам проведения досуга школьников на лоне природы. Обобщить и закрепить знания, полученные по курсу окружающего мира в течение года; расширять кругозор учащихся; развивать память, речь, мышление; способствовать формированию интереса и желания самостоятельно изучать окружающий мир и его явления; воспитывать устойчивый интерес к учебной, наблюдательной деятельности, чтению научно-популярной и художественной литературы об окружающем мире. | |
Летнее задание. Дневник наблюдений. | Побудить учащихся к проведению наблюдений и исследованию тайн природы; на примере первого летнего месяца показать, что можно наблюдать и как; рассмотреть задания к «выводам ученого» по учебнику и требования к их выполнению в летнее время. |
Материально-техническое обеспечение
учебного предмета
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество | Примечания |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методический комплект (УМК) для 1 класса:
| 1 31 31 | |
Печатные пособия | ||
Предметные картинки. Наглядные пособия и таблицы по окружающему миру для 1го класса. | Да частично | Необходимо приобрести |
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства | ||
Электронная энциклопедия «Кирилла и Мефодия» | да |
Технические средства обучения | ||
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц. Магнитная доска. Интерактивная доска Персональный компьютер. Мультимедийный проектор Колонки Принтер или МФУ | Да да да да да | . Необходимо приобрести |
Демонстрационные пособия | ||
Объекты, предназначенные для демонстрации Лист Обратной связи или доска с магнитным песком | да да 30 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я. Дмитриевой 4 класс
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе авторской программы (система развивающего обучения Л.В.Занкова), утверждённой...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику А.А. Плешакова "Мир вокруг нас" 4 класс
Курс «Мир вокруг нас» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические пробле...
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по Окружающему миру УМК "Школа России" для 2 класса ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
Рабочая программа включает в себя пояснительную записку, календарно-тематическое планирование с учётом УУД...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой.
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального образо...
Рабочая программа по окружающему миру к учебнику Н.Я.Дмитриевой,А.Н.Казаковой 4 класс
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы начального ...
Рабочая программа по Окружающему миру "Школа России" 1-4 класс ФГОС
Программа составлена к учебнику Окружающего мира А. А. Плешакова.Программа состоит из трех основных разделов:1) Планируемые результаты освоения программы,курса2) Содержание программы, курса3) Тематиче...