Конспект урока истории "древний мир"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
Конспект урока истории (4 класс) "Древний мир"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konpekt_drevny_mir.doc | 77.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Мир древности: далекий и близкий»
Цели деятельности учителя:
Познакомить учащихся с древним Египтом, Грецией и Римом, развивать устную речь, воспитывать интерес к предмету
Планируемые результаты:
Личностные: стремятся к повышению культуры речевого общения, к овладению приемами творческого самовыражения с осознанием общественной полезности своего труда и своей жизни в целом.
Предметные: определять по «ленте времени» длительность периода первобытной истории; анализировать иллюстрации учебника; находить на карте местоположение древних государств.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» А. А. Плешакова; рабочие тетради; презентация; карта древнего Египта; кроссворд (3 шт.); ребусы.
Этап Методы и приемы | Время | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Орг.момент | 1 мин. | Здравствуйте! Садитесь. Меня зовут Екатерина Павловна. Я сегодня проведу у вас урок истории. За хорошую работу на уроке я буду выдавать вам жетоны, и по количеству жетонов в конце мы выставим оценки. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку | П:строят речевое высказывание |
Мотивационный Словесный: ответы на вопросы Практический: работа с кроссоврдом | 2-5 мин. | Для того что бы узнать тему сегодняшнего занятия вам нужно будет разделиться на три команды? Первая команда - 1 ый ряд, вторая – 2 ряд, и третья - 3 ий ряд. Вам нужно будет разгадать кроссворд и узнать зашифрованное слово. Какое слово получилось у первой команды? (Египет) А у второй команды?(Греция) Третья команда назовите свое слово? (Римская Империя) – прикрепляю слова на доску. Поднимите руки те, кто, не затрудняясь, ответил на все вопросы кроссворда? Молодцы, значит, дома вы хорошо подготовились к уроку. Давайте вспомним, на какие эпохи делят ученые историю человечества. Посмотрим на ленту времени. (слайд1) Скажите, что вы изучали на прошлом уроке? (первобытная история) Как вы думаете, какова тема сегодняшнего занятия? (Древний мир, древние страны). (слайд 2) Правильно. Сегодня мы поговорим о древнем Египте, о древней Греции и о древнем Риме. (слайд 3) | Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Формулируют тему и задачу урока. Отвечать на заданные вопросы учителя | П: овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности К:формулировать собственную позицию и мнение; контролировать действия партнера Р: планируют свое действие в соответствии с задачей П: строят рассуждения |
Изучение нового материала Словесный: ответы на вопросы. Практический: работа в рабочей тетради. | 20 мин | Сейчас я включу музыкальный фрагмент, а вы попробуете догадаться о какой стране пойдет речь?(музыка Египта) Музыка какой страны сейчас прозвучала? (Египет) (слайд 4) Кто знает, как называется одна из величайших рек Египта? (р.Нил) Да, верно. Это древнее государство возникло на берегах реки Нил, которая берёт своё начало в горах Центральной Африки и впадает в Средиземное море. Покажите на карте материк Африка и реку Нил. Где протекает эта река? (Через пустыню Сахара). Скажите, возможно ли жить в пустыне без воды?(нет) Воды Нила несли с собой жизнь, так как ежегодно он разливался - выходил из берегов. Прибрежная земля хорошо пропитывалась водой, а в воде было много черного ила (мелких частиц горных пород и перегнивших растений.) На этой почве хорошо росла трава, растения - что обеспечивало пастбищами овец, коз и крупный рогатый скот. Благодаря разливам Нила, в Египте образовался толстый слой плодородного чернозема. (слайд 5) Большинство населения составляли земледельцы, которые круглый год работали на полях, чтобы обеспечить продовольствием города. (слайд 6) В египетских городах все необходимое для жизни люди могли купить на базаре. Но денег тогда не существовало, поэтому они обменивались товарами. - Скажите, так почему оказалась возможна жизнь на берегах Нила? (Из-за плодородного слоя, который оставался после разлива реки) (слайд 7) Но древние Египтяне не знали, как объяснить разлив реки, поэтому Древн. Египтянин поведал бы нам историю о речном боге Хапи, который сидит в пещере, охраняемой священным змеем. В руках Хапи два сосуда с водой. Он наклоняет сосуды, и из них выливается вода. Летом он сильно наклоняет сосуды, вода льется из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из берегов и заливает всю страну. (слайд 8) В честь различных богов Древние египтяне возводили грандиозные постройки – храмы и пирамиды В храмовом комплексе были залы для совершения обрядов, широкие проходы для процессий, его обслуживали тысячи слуг и рабов. Жрецы в храмах относились к самым могущественным людям страны. Считалось, что у них имеются особые отношения с богом. (слайд 9) - Возможно, вы уже слышали о египетских пирамидах. О каких? (Пирамида Тутанхамона, пирамида Хеопса) (слайд 10) Пирамиды строили около 4500 лет назад, чтобы они служили усыпальницами для фараонов. По приказу фараона (царя Египта) тысячи людей много лет трудились над постройкой пирамиды., возможно, эти крестьяне верили, что, помогая фараону, готовится к смерти, они заслужат одобрение богов, и получат вознаграждение в царстве мертвых. В Египте неподалеку от Каира стоит крупнейшая пирамида мира. Это пирамида является усыпальницей фараона Хеопса. (слайд 11) Множество гробниц и погребенных в них сокровищ было разграблено ворами, но гробницу царя Тутанхамона не тронули. Ее обнаружили только в 1922г. Археологи были поражены хранившимися в ней сокровищами: золотом, драгоценностями, изысканными одеждами, колесницами и музыкальными инструментами. Лицо мумии закрывала прекрасная маска из золота и драгоценных камней. Откройте учебник на стр.8 и рассмотрите иллюстрации. Как вы думаете, что обозначают эти картинки? (это иероглифы) (слайд 12) Многие образованные мальчики учились ремеслу писца. Писцов в Древнем Египте чрезвычайно уважали. Писали египтяне особыми знаками – иероглифами. Однако письмо иероглифами было медленным процессом, потому что каждый символ изображался отдельно и мог обозначать как предмет, так и отдельный звук. | Отвечать на заданные вопросы учителя Работа с картой Отвечать на заданные вопросы учителя Рассмотрение иллюстраций в учебнике. | П: овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношение между объектами и процессами П: строят рассуждения П: строят речевое высказывание. |
Физкультминутка | 1-2 мин. | Давайте отдохнем. (видео) | Выполнять движения | |
Изучение нового материала Словесный: ответы на вопросы; беседа | Посмотрите, у вас на партах лежать карточки с иероглифами, это Египетский алфавит. Сейчас вам нужно будет разгадать этот ребус. (1 вар. – слово АКРОПОЛЬ, 2 вар. – слово КОЛИЗЕЙ) Какое слово у вас получилось ?(Акрополь) А у кого получилось другое слово? Какое? (Колизей). Ребята вы правильно разгадали свои ребусы. У Кого получилось правильно разгадать , поднимите руку. Молодцы, вы были очень внимательными. Скажите, вы что -нибудь слышали об этих постройках? (Да) Расскажите, что именно вы о них знаете. А кроме Египта какие еще государства существовали в древнем мире? (Греция и Рим) Правильно. (слайд 13) На севере Греции есть высокая гора, она называется Олимп. (слайд 14) На вершине этой горы древние греки поселили своих главных богов. Главными среди греческих богов считался Зевс – громовержец, ему подчинены были бог моря Посейдон, бог подземного царства Аид и др. Изображали греки своих богов похожими на людей. Например, бога виноделия Диониса – в виде прекрасного юноши, богиню любви Афродиту представляли прекрасной девушкой. Отношения между богами во многом напоминают отношения между людьми: они ссорятся друг с другом, сквернословят. А случается – дерутся и воруют. У древних греков было множество богов. Богиней мудрости и справедливой войны была Афина, “морскими делами” занимался Посейдон. Однажды решили греки построить новый город, но никак не могли решить, как его назвать. Боги знали, что этот город ждёт очень долгая жизнь, поэтому Афина захотела дать городу своё имя, а Посейдон – своё. Решили назвать город именем того бога, который сделает горожанам лучший подарок. Посейдон ударил своим трезубцем в скалу – забил из скалы источник. Греция – страна жаркая, горная, вода там очень нужна. Бросились греки к источнику – а вода- то морская, солёная. Негодным оказался подарок бога морей. Тут Афина ударила копьем в землю – и выросло оливковое дерево. Плоды этого дерева – оливки ( их ещё называют маслинами ) греки ели свежими, солёными, маринованными, выдавливали из них масло. Оливковое дерево живёт 250 лет, а вот плоды даёт только на 16-18 год… Подарок богини Афины был признан лучшим, и город назвали в её честь, Афинами. Говорят, и по сей день туристам показывают след от трезубца Посейдона и “ то самое “ оливковое дерево, которое выросло из копья Афины. А город Афины живёт и сегодня. Он – столица современной Греции Приведите примеры знаменитых сооружений Древней Греции. (слайд 15) Сердце Афин - храмовый комплекс Акрополь. В день праздника в честь богини Афины на Акрополе происходили главные события . (слайд 16) Центром комплекса на горе Акрополь был Парфенон, мраморный храм, посвященный богине-покровительнице города Афине Что интересного вы узнали о них? - Какое назначение имели эти постройки? Вспомните , почему столица Греции имела такое название? (т.к. Афина являлась богиней – покровительницей этого города). Какими представлялись людям боги? Какими качествами они их наделяли? (Боги представлялись им похожими на людей, как с положительными, так и с отрицательными качествами) (слайд 17) Римляне происходят из той части Европы, которую теперь называют Италией. (слайд 18) Древний Рим, Римская Империя – это название одного из самых знаменитых государств в истории человечества. В современном городе Риме сохранилось немало древних построек, таких например как Колизей. (слайд 19) Колизей - амфитеатр, одна из самых больших арен, памятник архитектуры Древнего Рима. Строительство велось на протяжении 8 лет. Торжества по случаю открытия Колизея продолжались 100 дней. Амфитеатр вмещал 5000 зрителей, которые приходили сюда, чтобы насладиться знаменитыми играми, зрелищем жестокой и часто кровопролитной борьбы. (слайд 20) Римский форум — площадь в центре Древнего Рима. Здесь располагались храмы, банковские конторы, торговые лавки. Здесь выбирали консулов, принимали законы, чествовали триумфаторов и меняли деньги. Здесь стояли императорские дворцы с мраморными статуями, бассейнами и фресками. (слайд 21) Пантео́н — «храм всех богов» в Риме. Одна из особенностей Пантеона — отверстие в крыше. В полдень через него проникает наиболее сильный световой столб. А что интересного вы узнали о Риме? Какими постройками славен Рим? (Римский Форум, Колизей, Пантеон) | Разгадывание ребусов Отвечают на заданные вопросы учителя | К: слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; К: уметь обмениваться мнениями; слушать другого – ученика; | |
Работа в рабочей тетради | 2 мин. | Сейчас откройте рабочие тетради , на стр. 5, и выполните 1 и 2 задания. | Работа в рабочей тетради | П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы |
Изучение нового материала | (слайд 22)Ребята, кто -нибудь знает что это за картина? (Последний день Помпеи). Событие, о котором рассказывает живописец, произошло в 79 году н. э., когда в результате извержения вулкана Везувий погибли цветущие города Геркуланум, Помпеи и Статий. Брюллов писал картину в течение шести лет в Италии, после посещения развалин знаменитых Помпей. Тщательное изучение раскопок и литературных источников, богатая творческая фантазия помогли ему создать шедевр, в котором тема гибели и разрушения переплетается с темой противостоящего ей высокого человеческого духа. Не теряя нравственный силы, достоинства и мужества, обречённые на гибель жители Помпеи. Думают не столько о себе, сколько о близких. В правой части картины мы видим сына, уговаривающего свою старую мать собрать силы и бежать с ним; рядом воин и мальчик спешит вынести немощного старика, а жених спасает потерявшую сознание невесту. Картина была горячо принята современниками художника как в Италии и Франции, так и на родине. Показанная в Одессе, Москве и Петербурге, она вызвала всеобщий восторг. (слайд 23) - Эта картина находится в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. | |||
Итог урока | 2 - 4 мин. | Сейчас мы проведем небольшой тест, для того чтобы узнать внимательными вы были на уроке или нет. Подпишите листочки . 1. Что является храмом всех богов в Древнем Риме? (1)
2.Сколько лет длилась история Древнего мира?(2)
3.Река, на берегах которой возникло Египетское царство, называется _____Нил____ Поменяйтесь тестом с соседом по парте . Отметьте плюсами , если все правильно, и минусами если не правильно. (на доске ответы) (слайд 24) Подведем Итоги (на слайде 25)
| Самостоятельная работа Проверка понимания полученной информации каждым обучающимся, степень овладения материалом Взаимопроверка | Р: осуществляют итоговый контроль |
Рефлексия Практический: самоанализ Домашнее задание | 1-2 мин. 1 мин | Посмотрите, на партах у вас лежат пирамидки. По ним вы должны оценить то как вы лично работали на уроке, как работал класс, и насколько хорошо я усвоил(а) материал. В виде египетской пирамиды : 1 ступень - «Я»: как работал? Допускал ли ошибки? 2 ступень - «Мы»: насколько мне помогли одноклассники? 3 ступень - «Дело»: понял ли материал? Узнал ли больше? А теперь, поднимите руки те, кто получил 3 и более жетонов. Молодцы, вы отлично поработали на уроке. А у кого жетонов поменьше? Умницы, вы на уроке усердно потрудились. Прочитать стр. 8-12 учебника. Выполнить задания из рабочей тетради на стр. 6 | Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему) Производят рефлексию. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...