Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Капустина Людмила Аркадьевна

Урок по окружающему миру "Леса России" 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_okruzhayushchemu_miru.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 им.Героя советского Союза А В.Попова» г.Великие Луки Псковской области

Урок по окружающему миру

 «Леса России»

4 класс

Тема: Леса России

Цели урока: 

Сформировать представление  у учащихся о природе лесной полосы.

Познакомить с растительным и животным миром леса.

Воспитывать бережное отношение к природе.  

Оборудование:  Карта природных зон, презентация «Леса России», выставка книг о животных и птицах, смайлики, лозунг «Охранять природу - значит охранять Родину» М.Пришвин.

                               

Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал:

     Поработать час настал.

     Так что время не теряем

     И работать начинаем.

(Покажите смайликами свое настроение в начале урока)

II. В стихотворении-загадке кроется тема нашего урока (Слайд 1)

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят.
Ваню - земляникой,
Таню - костяникой,
Машеньку - орешком,
Петю - сыроежкой,
Катеньку - малинкой,
Васю - хворостинкой.

Что за чудо из чудес?
Богатырь - наш Русский ...(лес)

- С какой же природной зоной вы познакомитесь сегодня на уроке?

(Слайд 2)

Лес — это наряд нашей земли. Там, где лес, там чистый воздух. Лес — это дом для зверей и птиц. Это грибные поляны и душистая вкусная земляника.

III. Рассказ учителя.

Широкой полосой от Балтийского моря до берегов Тихого океана тянется полоса лесов. (Показываю на карте природных зон)

Россия - самая богатая лесом страна.

Обратите внимание на флажок на карте. Это обозначена наша Псковская область. Она находится в лесной полосе. А это значит, что эту зону мы должны знать особенно хорошо.

Лесная зона находится за зоной «Тундра». Не сразу тундра переходит в лес. Сначала лес появляется по речным долинам, а потом отдельными островами заходит на возвышенности.

Давайте представим, что наш класс – это Научно-исследовательский институт, занимающийся исследованием лесной зоны. Мы должны будем исследовать (Слайд 3).

             План урока:

1.Климатические условия лесной полосы.

2.Растительность леса.

3.Животный мир леса.

4.Польза лесов.

5.Экология лесной полосы.

IV. - Какое лето и какая зима в лесной полосе?

    - Почему?

Слушание рассказа учителя о климатических условиях лесной полосы. (Ответы на вопросы учителя)

К югу от тундры солнце поднимается гораздо выше и греет лучше, поэтому лето здесь теплее и длиннее, а зима короче и мягче, чем в тундре. Выпадает больше осадков в течение года, поэтому растительный и животный мир в этом районе иной, чем в тундре.

В северной части лесной полосы, где поверхность земли получает меньше тепла, чем южная, растут менее требовательные к теплу растения. Это хвойные деревья: ель, сосна, пихта, кедр, лиственница. (Слайд 4)

Густые, труднопроходимые хвойные леса называют ТАЙГОЙ Слайд 5). Южнее растут смешанные и лиственные леса. (Слайд 6)

- Как называются густые, труднопроходимые хвойные леса?

- Какие деревья растут в северной части лесной зоны?

Вывод. Мы узнали климатические условия лесной зоны. А от них зависит растительный и животный мир.

V. В  Научно-исследовательском институте мы сегодня проведем Ученый Совет.

Я буду его председателем. В нашем институте работает несколько лабораторий, которые занимались исследованием растений, исследованием животных, экологией. Они сейчас расскажут о своей работе (поисковую работу проводили заранее). (Учащиеся посажены за парты группами-лабораториями)

В природе лес занимает особое место. Лес, бесспорно, одно из самых прекрасных явлений на свете.

«Чтоб лес увидеть, мало видеть. Лес надо слышать, чувствовать, знать», - говорил М. Пришвин.

Растительный мир леса разнообразен (Слайд 7).

Верхний этаж - растут деревья, средний - кустарники и нижний этаж – это мхи, лишайники, грибы, травы.

5.Исследование растений.

Слово предоставляется 1-ой группе-лаборатории растений.

Они расскажут о некоторых деревьях. Вы все внимательно слушайте, чтобы могли ответить на вопросы.

( 4 ученика рассказывают о сосне и ели, о дубе, о липе, о березе) (Слайды 8, 9).

Еще об одном дереве - о кедре и лиственнице прочитаем по учебнику.

6. Работа по учебнику. Чтение о кедре и лиственнице.

- Какое дерево более светолюбивое сосна или ель? (сосна)

- Какое хвойное дерево сбрасывает на зиму хвою? (лиственница)

- Из какого дерева в старину плели лапти? ( из липы)

- Сколько лет может жить дуб?(300-400лет, иногда до 2000 лет)

- Какое вещество окрашивает кору березы в белый цвет? (бетулин)

- С какого дерева собирают сок?

- Какой вред наносит сбор сока?

- Что нужно  сделать, чтобы залечить рану?

Кроме деревьев в лесу растут различные кустарники: орешник, вереск, волчье лыко, смородина и др. (Слайд 10)

Слово о кустарниках предоставлется второй группе - лаборатории растений.

7.Исследование кустарников.

(3 ученика рассказывают последовательно о калине, о черемухе, о волчьем лыке) (Слайд 11).

Вопросы по исследованию кустарников:

-Скажите, можно ли кушать ягоды волчьего лыка? (Нельзя, они ядовиты)

-Что нужно сделать, чтобы вода была питьевой?

-Где применяется калина?

8. Кроме деревьев и кустарников на нижнем этаже растут травы, мхи, лишайники, грибы.

Мы остановимся на грибах. Какие 2 группы грибов вы знаете?

3-я группа отчитывается о результатах задания «Угадайте по описанию гриб»

(5 учеников третьей группы рассказывают о грибах: опятах, подберезовиках, боровиках, мухоморах, подосиновиках) (Слайд 12)

а) Эти грибы растут осенью на пнях. Они бывают настоящие и ложные. Шапка у настоящего гриба желтовато-серая, как бы присыпанная сверху молотыми сухарями. Обратная сторона шляпки у него коричневая. Ножка тонкая, длинная, коричневая. Что это за грибы? (Опята)

б) Этот гриб можно найти в березовой роще или в лесу на опушке под молодой березкой. У него плотная тонкая ножка белого цвета, с серым оттенком. На ножке сидит круглая шляпка бурого цвета. Кто его найдет, тот в корзину кладет. Что это за гриб? (Подберезовик)

в) Самый лучший гриб, в народе его называют царем грибов, а иногда полковником. (Боровик)

г) На зеленой полянке симпатичная семейка грибов: красные, желтые, серые шапочки, покрытые белыми крапинками.

( Мухомор)

д) Его можно найти не только в осиннике, но и в березняке, и в хвойном лесу. Шляпка у него красная, ножка у него красная, ножка серовато-белая. (Подосиновик)

А теперь послушайте задачу.

9.а) Нашел грибник один боровик и разрыл весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Погубил грибницу, которой может быть до 500 лет)

б) Два друга отправились в лес за грибами. Они долго бродили по лесу, но грибов не было. Изредка попадались блеклые старые грибы да мухоморы, которые Вова сбивал палкой.

-Зачем ты это делаешь?- спросил Коля. Ведь они нужны лесу, животным.- Они же несъедобные поганки, - ответил Вова .

-Кто из мальчиков прав?

-А что вы знаете о сборе грибов?

10)(Слайд 13)

Это интересно знать!

  1. Белка заготавливает на зиму до 600 г сухих грибов.
  2. Быстрее всех растет подберезовик – по 4-5см в сутки.
  3. Лисички и опята – грибы, которые почти никогда не бывают червивыми.

VI. Физкультминутка - игра.

Я называю название дерева – руки вверх, называю название кустарника – полуприсесть, растения нижнего яруса - присесть.

VII. В лесу круглый год обилие кормов. Это травы, молодые побеги деревьев, плоды и семена растений, грибы, обилие насекомых. Поэтому разнообразен животный мир леса.

Слово предоставляется лаборатории животных.

(4 ученика рассказывают о следующих животных леса: лось, бурый медведь, тигр, заяц-беляк) (Слайд 14)

а) Лося народ называет лесным великаном. Стоит он возле дерева и кору обгрызает, ветки, листья ест. Или зайдет в болото, опустит голову в воду и начнет болотные растения с корнями выдирать, ими лакомиться.

  У лосихи рогов не бывает. Зато у лося есть – большие, разлатые. Поднимет лось голову свою рогатую и трубит на весь лес. Это он на бой других лосей вызывает. Драки у лосей бывают только осенью, а зимой лоси рога сбросят, а к осени они вырастут снова.

  Лось очень быстрый и ловкий. В лесу самую быструю лошадь перегонит. Ноги у него длинные. Такие ноги от врагов убежать помогут и от волков отбиться.

  Если лосей не пугать и не трогать, они очень быстро привыкают к человеку.

б) Бурый медведь устраивает берлогу в сухом месте, под вывернутыми с корнями пнями. Многие считают, что мишка в берлоге сосет лапу. Но он не сосет, а лижет ее. Зимой у медведя на подошве отслаивается и слезает старая, огрубевшая за лето кожа. Молодая кожица чешется и мерзнет. Вот медведь и облизывает подошвы горячим языком.

У медведицы в самые морозы родятся медвежата, слепые, маленькие, не больше щенка. Если медведь летом плохо ел, то у него под кожей накопилось мало жира. Зимой он просыпается и ищет пищу. Таких бродяг называют шатунами. Встреча с медведем – шатуном очень опасна для человека.

в) Тигр. Живет в тайге огромная полосатая кошка – тигр. Ступает мягко, неслышно, ведь когти у него, как у всех кошек, в мягкие подушечки спрятаны. Он только их выпускает, когда на добычу бросается. Охотится тигр за кабанами, за оленями. Тигр очень сильный зверь. Он даже с быком справиться сможет.

  Сейчас тигров на воле очень мало. Так мало, что их даже охраняют. Вот и выходит, что тигр хотя и страшный зверь, а его тоже беречь надо.

г) Заяц-беляк. Днем заяц спит, а как начнет темнеть – бежит кормиться. Уши у зайца длинные, чуткие. Он сразу услышит , если к нему враг крадется. Убежит подальше от опасности – и вот начнет бегать, прыгать, следы путать. Летом заяц серый, а как наступит зима, тут он в белую шубку оденется теплую , пушистую. В такой шубке и мороз не страшен, и спрятаться легко.

 

VIII. Вопросы по исследованию животных

а) Как же заяц защищается от врагов?

б) Почему говорят « медведь зимой сосет лапу»?

в) Чем питаются лоси?

Догадайтесь, кто это?

-По деревьям, по кустам

Скачет рыжий шарик сам.

Он орешки собирает

И грибочки запасает.

Он живет в лесу густом

Дом его зовут дуплом. (Белка)

-Зверь большой идет куда-то,

На голове рога лопатой

С ним шутить не вздумай, брось!

Потому что это – (Лось ).

-Кто в густом лесу живет

 И в кустах малину рвет,

А как вьюга засвистит

Он  в берлоге крепко спит.( Медведь)

-Белым был зимою снежной,

Летом он сменил одежду

Серым стал косой зверек.

Кто узнал- пусть назовет. (Заяц)

-Лаборатория животных занималась и исследованием птиц.

( 4 ученика рассказывают о птицах: кукушке, синице, клесте, дятле) (Слайд 15)

а) Кукушка.

В лесу ночном кукует птица,

Она назвать себя боится.

Ку-ку, ку-ку…-

Не спит опушка

А птицу эту звать (кукушка)

Кукушка – верный хранитель леса. Она одна из самых полезных птиц. Интересно, что кукушка поедает таких гусениц, которых кроме нее другие птицы не едят. Когда в лесу появляются много гусениц, кукушка становится незаменимой. Она съедает за день до 40 гусениц и до 50 личинок щелкунов и чернолетов.

б) Синицы – подвижные и ловкие птицы. Перелетая с дерева на дерево, они обнаруживают все трещинки в поисках насекомых и их личинок. Большая синица уничтожает в день до 120 гусениц. Вскармливая птенцов, пара синиц за день прилетает к гнезду до 500 раз, принося1000 разных насекомых.

в) Клестов называют северными попугайчиками. Такое прозвище они получили за то, что, подобно настоящим попугаям они искусно лазают по деревьям. Клюв имеет особую форму: верхняя и нижняя

части изогнуты в разные стороны. Клесты питаются семенами спелых шишек. Клесты – единственные птицы, которые выводят птенцов зимой даже при 28 градусов мороза.

г) Дятел

В лесу под щебет звон и птиц,

Стучит лесной телеграфист…

Здорово, дрозд-приятель.

И ставит подпись (дятел)

Дятел – это лесной доктор. Спинка у дятла черная, крылья пестрые, а на голове красная шапочка. Язык у дятла длинный, тонкий-тонкий да еще и липкий. Таким языком он из самой узкой дырочки вредную личинку вытащит. Один дятел за день съедает до 900 короедов. Стучит дятел в лесу, значит, будут уничтожены насекомые вредители. И лес будет жить.

- Вопросы по исследованию птиц.

IХ. Игра «Да- нет»

1.Ласточки и стрижи питаются насекомыми (да)

2.У кукушки кукует самец (да)

3.Перелетные птицы на юге тоже строят гнезда, как и на родине. (нет)

4.Сова днем слепа бывает, а ночью прозревает.(да)

5. Самая маленькая птичка наших лесов - королек (да)

Сотрудник лаборатории рассказывает о муравьях.(Слайд 16)

Муравьи очень интересные насекомые. Живут они везде. Хотя размеры их неодинаковые, все они похожи друг на друга. У них по 6 лапок, есть глаза, но нет органов слуха. Главную роль для них играет пара усиков. Поэтому, хотя у муравьев нет носов, они могут различать запахи.

  Муравьи живут на земле уже 150 млн. лет. Обычный срок жизни – 20 лет. Рабочий муравей трудится, не покладая лапок, около 7 лет. А муравьиные постройки стоят на одном месте более 100 лет.

  Муравьи уничтожают вредных насекомых, рыхлят и удобряют почву.

Задача.

Самые трудолюбивые санитары леса- муравьи. В среднем муравьи за 1 минуту приносят в муравейник 20 насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?

   20 х60 = 1200(н.)

Сотрудники лаборатории животных справились с заданием хорошо.

-Мы узнали как богат и разнообразен растительный  и животный мир лесов.

-А какую пользу приносит лес людям?

Х. О роли лесов в жизни человека нам расскажет группа экологов.

(Слайд 17)

1.Человек пользуется дарами природы, а они не безграничны. Все больше загрязняются воздух, вода, а они необходимы для жизни растений, животных, человека. В результате жизнедеятельности человека многие растения и животные стали встречаться крайне редко. Такие представители растительного и животного мира занесены в Красную книгу.

2. Роль лесов в природе очень велика. Лес – это бумага, книжки с картинками, тетради для учеников. Это двери в новых домах, паркет и мебель в наших квартирах.

3. Лес – «легкие планеты». 1га леса за час поглощает столько углекислого газа, сколько его образуется при дыхании 200 человек.

4. Лес – друг здоровья людей . 1 га хвойного леса выделяет за сутки 5 кг фитонцидов - особых веществ, от которых погибают болезнетворные микробы.

5. Ежегодно в нашей стране собирают 11 млн. т орехов, 33 тыс. тонн грибов.

6. Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли.

Богатства леса не безграничны. И их надо охранять, беречь. Как писал М. Пришвин «Охранять природу - значит охранять Родину» (Слайд 18).

6.Чтение учителем экологического рассказа.

Найдите ошибки в этом рассказе.

С весенней музыкой мы шагали по лесу. По дороге нам попадались грибы. Мы вырывали их с корнем. Те грибы, которые мы не знали, - сбивали палкой.

 Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Поели и пошли дальше, побросав банки и пакеты.

  В кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали в руках яички и положили их обратно.

 На опушке нарвали большую охапку цветов и стали возвращаться домой. Нам очень понравилась прогулка по лесу.

- Можно ли так вести в лесу?

ХI. Рефлексия урока.

-Какое решение вы примите на заседании Ученого Совета, о том, что нельзя делать в лесу? (Ответы учащихся)

(Слайд 19)

Нельзя:

-ломать ветки деревьев и кустарников

-срывать цветы

-ловить насекомых

-уничтожать зверей и птиц

-разжигать в лесу костры

ХII. Чтение стихотворения учителем  

Береги свою планету,
Ведь другой на свете нет!
Чтоб могли леса цвести, сады и реки.
Все живое береги ты на этом свете!
Ты природу полюби, каждую травинку.
Мусор, друг, не оставляй в лесу, на поляне.
Реки ты не засоряй, бой объявим склянкам.
Не неси ежа домой, бабочку не трогай,
Школьник! Помни ты всегда – их не так уж много
!

-Как вы, дети, можете помочь природе?

-Покажите смайликами свое настроение в конце урока.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...