Открытый урок по природоведению
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Гладкова Галина Владимировна

Открытый урок по природоведению по теме: Путешествие по природным зонам России. Тундра

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

План изучения природной зоны. Название, изображение на карте. Особенности природы: климат растительный мир животный мир 3. Тундра и человек. 4. Экологические проблемы. 5. Охрана природы. Путешествие по природным зонам России. Тундра.

Слайд 2

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров с запада на восток тянется безлесная полоса тундры. Тундра расположена на материке Евразия. Название происходит из саамского языка и означает «безлесная равнина». В переводе с финского – «бесплодная, враждебная». Название и изображение на карте

Слайд 3

Климат Зима долгая, продолжается 7-8 месяцев, температура достигает -50 ° С. Большую часть года тундра покрыта снегом глубиной не более 15-30 см, а под ним- вечная мерзлота, которая уходит на глубину 50 м. Лето короткое и прохладное. Средняя температура самого тёплого месяца (июля) не превышает +10 ° С. Даже в самый разгар лета бывают заморозки и выпадает снег.

Слайд 4

Растительный мир тундры Карликовая берёза Карликовая ива Ягель и брусника Морошка

Слайд 5

Почему растения тундры низкорослые? Растения тундры имеют высоту 15-20 см, у большинства стебель стелющийся. Короткое, прохладное лето замедляет рост растений. Зимой сильные ветры срезают надземные части.

Слайд 6

Почему растения тундры стелются по земле? Это приспособление позволяет переносить сильные зимние ветры ( до 40 м/сек), несущие снег и срезающие верхнюю часть растений. Стебли, стелющиеся по земле, укрываются снегом и не вымерзают.

Слайд 7

Животный мир тундры

Слайд 8

Песец Обитатель тундры — песец. Отряд: хищные. Масса тела не более 10 кг, длина тела около 100 см, из них 30 см приходится на хвост. В меню песца на территории России ученые насчитали 125 животных, 25 растений. В среднем у песцов рождается до 9 детенышей. Обитает в тундре, на берегах Ледовитого океана, однако зимой он часто кочует на юг Финляндии. Встречается разновидность с голубоватым мехом.

Слайд 9

Лемминг Лемминги - трогательные мохнатые зверьки, высотой около 13 см. Они, в основном, коричневого цвета. Некоторые виды леммингов меняют зимой шкурку с коричневой на белую, что делает их незаметным на снегу. О леммингах рассказывают всякие небылицы, например, что они совершают массовые самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле это вполне процветающий зверек, хотя численность его колеблется год от года. Когда леммингов становится слишком много, им не хватает мха, их становится меньше Зимой они не впадают в спячку и даже выводят под снегом потомство.

Слайд 10

СЕВЕРНЫЙ ОЛЕНЬ Длина тела до 2 метров, высота до 150 см , масса до 200 кг. Рога очень большие, они есть как у самцов, так и у самок, этим северный олень отличается от других оленей. Копыта очень широкие и изогнуты, как подкова. это позволяет оленям легко раскапывать снег. Они очень точно находят под снегом не только ягель, но и ягодные кустарники и грибы. В день проходят до ста километров.

Слайд 11

Птицы тундры

Слайд 12

Как приспособились животные к условиям жизни? Какая «одежда» у животных? 2. Какая окраска? Меняющаяся, зимой- белая, летом- светлая. 3. Какие размеры? Формы тела разные. Шерсть густая и длинная, много пуха и перьев. 4. Какова форма тела? Различные, но не крупные.

Слайд 13

Закончи составление цепей питания ягель волк лемминг

Слайд 14

Проверь себя ягель олень волк растения лемминг сова песец волк

Слайд 15

Население тундры Проживают ненцы, чукчи Занимаются оленеводством, рыболовством, охотой

Слайд 16

Таймырский заповедник

Слайд 17

Охрана природы Тундровый лебедь Краснозобая казарка Кречет Стерх

Слайд 18

Экологические проблемы

Слайд 19

тундра



Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по природоведению для учащихся 4-го класса по теме "Путешествие по природным зонам России. Тундра"

Цели урока:

  • Сформировать у учащихся представление о природной зоне тундры.
  • Познакомить с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животном миром, значением природы данной зоны для человека, ее использование.
  • Учить использовать современную технику на уроке.
  • Развивать познавательную активность учащихся, умение анализировать изученный материал, работать с дополнительной литературой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, чувство товарищества.

Оборудование:

  • мультимедийное оборудование;
  • презентация " Природная зона - тундра";
  • видеофильм "Тундра";
  • аудиозапись "Увезу тебя я в тундру";
  • кроссворд "Арктика";
  • схема изучения природной зоны;
  • учебник "Мир вокруг нас", 4 класс, автор А.А. Плешаков;
  • карточки для игры.

                                         Ход урока.

          1.Организационный момент

- Посмотрите друг другу в глаза ,улыбнитесь, пожелайте друг другу хорошего настроения. Посмотрите на меня.   Я вам тоже желаю отличного настроения и интересной работы на уроке.

2.Сообщение темы урока

В путешествиях многое можно узнать
И друзьям об этом потом рассказать.
Новая природная зона приглашает нас -
И опять в путешествие отправляется класс.
А чтобы тему урока узнать,
Кроссворд нам надо разгадать.

    арк т ика
       т
у пик
тюле
н ь
     ль
д а
         
р ачки
    Вр
а нгеля

  1. Короткое название ледяной зоны. (Арктика)
  2. Птица с необычным красным клювом. ( Тупик)
  3. Близкий родственник моржа. (Тюлень)
  4. Арктика - царство снега и : (Льда)
  5. Пища рыб северных морей. (Рачки)
  6. Название острова, на котором расположен заповедник. (Врангеля)

Итак, цель нашего путешествия - тундра. Поможет совершить нам это путешествие - современная техника. В путь!(1 слайд)

-Изучать тундру будем по плану(2 слайд)

  1. Название, изображение на карте.
  2. Особенности природы: климат, растительный и животный мир.
  3. Население, деятельность людей.
  4. Охрана природы.
  5. Экологические проблемы.

Посмотрите на карту:

Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров длину и сотни километров в ширину тянется безлесная полоса тундры. Расположена она на материке Евразия.

В переводе с саамского означает "безлесная равнина".

В переводе с финского языка "Бесплодная, враждебная".

Звучит песня»Увезу тебя я в тундру»

-Давайте же узнаем как выглядит тундра подробнее

(3 слайд)

Климат.

Суров климат тундры: уже в сентябре здесь начинается зима, которая длится дольше, чем учебный год, а лето очень короткое и прохладное. Круглый год дуют сильные ветры, а зимой бушуют вьюги. Сильные морозы сковывают природу. Нередко термометр показывает 40, 50, а то и 60 - градусов ниже нуля. Под снегом замерзшая земля, которая даже летом оттаивает на 10-15 см, а ниже вечная мерзлота. Говорят, что год тундры делится на две части: снежную и мокрую.

-Что такое снежная часть года, это я думаю, понятно всем.А почему же вторая часть года мокрая? Ваши предложения.

Снег и лед, оттаяв, превращается в воду, а земля оттаивает совсем немного, дальше вечная мерзлота ,и воде некуда уходить. Если лето прохладное, то вода не может испарятся, вот она и остается.

По этим причинам в тундре много озер и болот

Мы с вами выяснили ,какие здесь природные условия, составим небольшую схему и запишем ее в тетрадь.

  1. Тундра
  2. Равнина
  3. Вечная мерзлота
  4. Суровая зима
  5. Прохладное короткое лето
  6. Что же растет и кто живет в таких суровых условиях?

-А сейчас мы узнаем ,что же растет и кто живет в таких суровых условиях

(4 слайд)  

Сообщение.

В тундре растут: мох ягель, морошка, голубика, брусника, карликовая берёза, карликовая ива. Все растения низкорослые. Мох ягель – пища для северных оленей. Растёт на поверхности почвы, похож на маленькие деревца или кустики. Клюква – стелющийся кустарник, имеет короткие корни, разветвлённые небольшие листочки, красные ягоды. Ягоды и листья остаются на зиму. Карликовая берёза имеет невысокий изогнутый ствол, листья небольших размеров, небольшие корни. Растения стараются прижаться к земле, там теплее, и зимой снег закроет их полностью и защитит от морозов.

-Итак ,в тундре растут :карликовая береза, полярная ива, морошка, голубика, брусника, мхи и лишайники

(5 слайд)

-Как приспособились растения?

(6 слайд)

-Сообщение

Листья некоторых растений расположены розеткой – так полнее используются солнечное тепло и свет.
Тундровые растения имеют короткие (5-15 см) корни, расположенные близко к поверхности, они используют более теплую почвенную влагу.
Некоторые растения даже в цветущем состоянии переносят заморозки. Летом холодная почва тундры сильно затрудняет поглощение воды корнями растений. Уже на глубине 10 см температура её не более +10оС. Следовательно, хотя в тундровых почвах много воды, она малодоступна растениям, т.к. с трудом поглощается корнями из-за низкой температуры. Кроме того, в тундре часты сильные иссушающие ветры, поэтому у многих тундровых растений имеются приспособления, уменьшающие испарение в летнее время: листья часто мелкие, их испаряющая поверхность невелика; они часто покрыты густым  опушением; у некоторых растений края листьев заворачиваются вниз, и сам лист имеет вид не полностью замкнутой трубки, устьица оказываются внутри неё; часто листья плотные, покрыты восковым налётом.

(7 слайд)

-А сейчас мы узнаем ,каких животных можно встретить в тундре.

(8 слайд)

Сообщение.

Обитатель тундры — песец. Отряд:

хищные. Масса тела не более 10

кг, длина тела около 100 см, из

них 30 см приходится на хвост. В

меню песца на территории России

ученые насчитали 125 животных,

25 растений. В среднем у песцов

рождается до 9 детенышей.

Обитает в тундре, на берегах

Ледовитого океана, однако

зимой он часто кочует на юг

Финляндии. Встречается

разновидность с голубоватым мехом.

(9 слайд)

Лемминги - трогательные мохнатые зверьки,

высотой около 13 см. Они, в основном,

коричневого цвета. Некоторые виды леммингов

меняют зимой шкурку с коричневой на белую,

что делает их незаметным на снегу.

О леммингах рассказывают всякие небылицы,

например, что они совершают массовые

самоубийства, бросаясь в воду. На самом деле

это  вполне процветающий зверек, хотя

численность его колеблется год от года.

Когда леммингов становится слишком много,

им не хватает мха, их становится меньше

Зимой они не впадают в спячку и даже выводят

под снегом потомство.

(10 слайд)

Длина тела до 2 метров, высота до 150 см ,

масса до 200 кг. Рога очень большие, они

есть как у самцов, так и у самок, этим

северный олень отличается от других оленей.

Копыта очень широкие и изогнуты, как

подкова. это позволяет оленям легко

раскапывать снег. Они очень точно находят

под снегом не только ягель, но и ягодные

кустарники и грибы. В день проходят до ста

километров.

                                                   ФИЗМИНУТКА

-Каких птиц можно встретить в тундре? Открыли учебники на странице 91 ,3 абзац.

(11 слайд)

-Как животные приспособились к жизни?

(12 слайд)

-Как взаимосвязаны растительный и животный мир?

(13 слайд)

-Давайте попробуем восстановить цепь питания.

(14 слайд)

-Запишите ее в тетрадь

(15 слайд)

В тундре живут издавна ненцы и чукчи

 Чем же они занимаются?

  • оленеводством
  • рыболовством
  • охотой
  • добывают полезные ископаемые

(16 слайд)

Природные богатства взяты под охрану, созданы заповедники, например Таймырский. Под особую охрану взяты редкие животные: стерх, тундровый лебедь, кречет, краснозобая казарка

(17 слайд)

(18 слайд)

-Какие возникли в тундре экологические проблемы? Ответ на этот вопрос вы должны найти дома

-А теперь давайте посмотрим небольшую видеозарисовку природной зоны тундра.

   (ВИДЕО)  

  • Путешествие в тундре закончилось
  • -Спасибо за работу
  • -Д/з стр. 87-97  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по природоведению

тема: "Каой бывает транспорт".Этот конспект урока поможет детям закрепить виды транспорта, его назначении.Дети учаться определять назначение специального транспорта...

"Полезные ископаемые" урок по природоведению 4 класс

Урок с использованием технологии РКМПриёмы: «зигзаг-2», «кластеры»...

Открытый урок по курсу Природоведение. Мир животных

Урок "Мир животных. Разнообразие животных" подготовлен для учеников 1-го класса. Данный материал содержит различные виды работы на уроке: групповая деятельность, индивидуальная, фронтальная. Содержани...

Открытый урок по курсу Природоведение. Мир животных

Урок "Мир животных. Разнообразие животных" подготовлен для учеников 1-го класса. Данный материал содержит различные виды работы на уроке: групповая деятельность, индивидуальная, фронтальная. Содержани...

Интегрированный урок по природоведению и русскому языку на тему: «Природа и человек. Охрана лесов. Роль леса в природе и жизни человека. (Природоведение). Упражнения в правописании окончаний имён существительных множественного числа. (Русский язык)»

На уроке ведётся  разговор о разнообразии и жизни растений, пользе, которую они приносят человеку, необходимости охраны растительного мира нашей Родины, правилах поведения в лесу; совершенствоват...

открытый урок по природоведению на тему "Берегите воду".

Цель: познакомить с экологической проблемой: загрязнение воды, обсудить меры по очистке воды; уточнить и дополнить представления детей об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности ч...

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....