"Полезные ископаемые" урок по природоведению 4 класс
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме

Попова Галина Васильевна

Урок с использованием технологии РКМ

Приёмы: «зигзаг-2», «кластеры»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_prirodoved.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического

                образования

     Методическая разработка

                     по теме:

       «Полезные ископаемые»

                (урок в 4 классе по окружающему миру)

                                           Работа выполнена

                                           слушателем курсов

                                           Поповой Галиной Васильевной

                                Санкт-Петербург

                                      2008 год

                  Урок с использованием технологии РКМ

                                     Начальная школа

                       Тема: «Полезные ископаемые»

Приёмы: «зигзаг-2», «кластеры»

Цель урока: используя приёмы технологии критического мышления, стимулирующие мыслительную деятельность, познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых, способами их добычи и использования.

Литература: 

  • учебник «Окружающий мир», 4 класс, Ассоциация 21 век, Смоленск, 2008 год
  • Заир-Бек С. И., Загашев И. О., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. – СПб.: Скифия, 2002.
  • Заир-Бек С. И., Загашев И. О. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Скифия, 2002.

 

                                        Ход урока:

1. Учащиеся сидят по командам по 5 человек (5 групп). Это рабочие группы.

На стадии вызова предлагаю учащимся ответить на вопросы по повторению изученного материала.

  1 гр. * «Что называют полезными ископаемыми»

2 гр. * «Как находят полезные ископаемые?»

3 гр. * «Как добывают полезные ископаемые?»

4 гр. * «Как используют полезные ископаемые?»

5 гр. *  Из предложенного списка выберите на ваш

взгляд те, которые можно назвать   по-

лезными ископаемыми.

2. Каждая команда обсуждает вопрос и составляет ответ в виде рисунка или составляют кластер.

3. После обсуждения каждой группе даётся 2 минуты на выступление, таким образом происходит проверка домашнего задания и пятая группа называет вслух те полезные ископаемые, которые они выбрали из списка.

(В списке записаны: нефть, бумага, кусты, природный газ, гранит, мох, шишки, песок, глина, ветки, торф, пластилин, мел, уголь)

4. Смысловая стадия.

Каждая «рабочая» группа получает конверт. В нём лежат карточки с названиями полезных ископаемых:

  • нефть
  • природный газ
  • гранит
  • каменный уголь
  • торф

Каждый ученик достаёт карточку, читает название на ней и самостоятельно работает с учебником, отвечает на вопросы плана, составляет ответ и зарисовывает «кластер»

Нефть (стр. 101 в учебнике)

Природный газ (стр.102)

Гранит (стр. 93)

Каменный уголь (стр. 99-100)

Торф (стр. 99)

(План записан на доске)

* Название.

* Как образуется.

* Состав, цвет.

* Где используется.

5. На столы ставятся карточки с названиями полезных ископаемых и предлагаю учащимся объединиться в новые группы «экспертов», где они сверяют свои ответы, вносят поправки, изменения и приходят к одному.

Составляют ответ в виде «кластера» и вывешивают на доску.

6. Стадия размышления.

Учащиеся возвращаются в свои «рабочие» группы. Здесь каждый ученик рассказывает  по плану о своём полезном ископаемом.

7. Домашнее задание. Составить «кластеры» по следующим полезным ископаемым:

1 колонка – известняк (стр.94-95)

2 колонка – песок (стр. 95)

3 колонка – глина (стр. 96)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа кружка «Полезные привычки» для 3 класса

Рабочая  программа кружка составлена на основе:авторской программы. Авторы:  Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г....

Рабочая программа кружка «Полезные привычки» для 4 класса

Рабочая  программа кружка составлена на основе:авторской программы. Авторы:  Гречаная Т. Б., Иванова Л. Ю., Колесова Л. С., Романова О. Л. «Полезные привычки», Москва, 2000 г....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Общественно-полезный труд» 1 – е класс

Рабочая программа внеурочной деятельности  «Общественно-полезный труд» 1 – е  класс...

Полезные ископаемые. Обобщение. 4 класс.

Урок исследования по теме полезные ископаемые построен на материалах поисково-творческих групп учеников 4 класса. Учебник Мы и окружающий мир Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков....

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Общественно полезный труд» 2-а класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников «Мастерская добрых дел» (общественно-полезная деятельность) для 2 класса...

Рабочая программа по внеурочной деятельности Курса «Общественно-полезная деятельность» для 3 класса

Рабочая программа по внеурочной деятельностиКурса «Общественно-полезная  деятельность» для 3  класса...