открытый урок по природоведению на тему "Берегите воду".
учебно-методический материал по окружающему миру (3 класс) на тему

Туманова-Юркова Надежда Валентиновна

 

Цель: познакомить с экологической проблемой: загрязнение воды, обсудить меры по очистке воды; уточнить и дополнить представления детей об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beregite_vodu.docx458.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальная бюджетная санаторная лесная школа им. Ю.А.Гагарина

«Берегите воду»

    Конспект открытого урока по окружающему миру. 3 класс.

    Авторучебника: А.А. Плешаков

Разработала и провела урок:

Туманова

Надежда

 Валентиновна

Озёрск

                                                   2013

Тема: «Берегите воду».

Цель: познакомить с экологической проблемой: загрязнение воды, обсудить меры по очистке воды; уточнить и дополнить представления детей об огромной роли воды в быту и хозяйственной деятельности человека; развивать познавательный интерес к окружающему миру; воспитывать у детей бережное отношение к водным ресурсам.

Оборудование: глобус, оборудование для практической работы (банка, стакан, пипетка, вода; схемы: « Загрязнение вод», «Охрана вод», видеоаппаратура, видеокассета ( фильм « Загрязнение окружающей среды» ).

                            Ход урока.

  1. Организационный момент.

  1. Повторение пройденного материала.

- На прошлом уроке мы познакомились с удивительными превращениями воды, узнали о её путешествиях. А сейчас мы поработаем по карточкам – тестам. Возьмите ручки и отметьте верные варианты. (Работа с тестами).

      3.Сообщение темы урока.

          - Тему нашего урока вы мне скажете сами, когда разгадаете кроссворд.

         Загадки.

          - Два брата в воду глядятся                          - Что за звёздочки сквозные

                                                                                     На пальто и на платке?

             Ввек не сойдутся.                                          Все сквозные, вырезные,

                           (берега)                                            А возьмёшь вода в руке.    

                                                                                             (снежинка)

- Не конь, а бежит, не лес,                             - Бежит, ревёт и падает вниз.

а шумит.                                                            (водопад)

 (река)                                             - Не вода, не суша,

           - Кругом вода, а с питьём                                На лодке не уплывёшь

             беда.                                                                 И ногами не пройдёшь.

                             ( море)                                                           (болото)

           - В белом бархате деревья,                            - Меня часто зовут,

             И заборы, и дома.дожидаются,

             А как ветер нападёт,                                       А приду, от меня

             Этот бархат упадёт.укрываются.

                             (иней)                                                              (дождь)

           - Он пушистый, серебристый,                       - У нас под крышей

             Но рукой его не тронь.                                   Белый гвоздь висит.

             Станет капелькою чистой,                             Солнце взойдёт

             Как поймаешь на ладонь.                               Белый гвоздь упадёт.

                             (снег)                                                                 (сосулька)

-Прочитайте тему нашего урока по вертикали.

- О чём бы вы хотели поговорить сегодня?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с экологической проблемой: загрязнение воды, а также источники загрязнения воды, поговорим о том, как охраняется вода, и чем вы, дети, можете помочь воде.

- Посмотрите на глобус. Какой цвет преобладает? Почему?

- Суша, дети, занимает всего часть а остальное вода. Если бы можно было сделать нашу планету Земля плоской, как стол, то суша оказалось бы под 150 метровым слоем воды. Вот как много воды на нашей планете!

4.Работа по теме урока.

    Загрязнение вод.

- Среди такого огромного количества воды человек беспокоится о её нехватке.

22 марта был объявлен Международным днём воды. Этот день отмечается не потому, что на земле много воды, а потому, что вода просит защиты.

- Подумайте, почему воду надо защищать?

- Каким образом человек, не задумываясь, загрязняет воду?

- А всякая ли вода годится для нужд человека?

-Большая часть воды солёная – это океаны и моря. Представьте, что вся вода планеты находится в 3- литровой банке, то половина стакана – это пресная вода планеты, а 3 капли – это вода рек и озёр. И мы умудряемся её загрязнять.

Работа с учебником.

- А сейчас мы познакомимся с источниками  загрязнения и составим схему «Загрязнение вод».

- Откройте учебник на стр. 57. Прочитаем 3 абзац.

- О каких источниках загрязнения вы прочитали?

- Переверните страницу и рассмотрите схему в учебнике.

- Какие источники загрязнения можно дополнить к нашей схеме?

- Промышленные и городские отходы выносятся реками в океан. От загрязнения страдает всё живое. Загрязнённая вода вредна и для здоровья человека. Сейчас мы посмотрим об этом фильм (демонстрация фильма).

- Какое впечатление произвёл на вас фильм?

- Что вам особенно запомнилось?

- Что нового узнали?

Кислотные дожди

Радиоактивные отходы

 Какие водоёмы Урала вы знаете?

- Многие водоёмы Урала загрязнены и из них нельзя пользоваться водой, ловить рыбу. Недалеко от города Озёрска  находится река Теча и озеро Карачай. В эти водоёмы много лет сбрасывали радиоактивные отходы. Теперь эти водоёмы опасны для жизни человека и окружающей среды. Река Теча несёт свои воды в Северный Ледовитый океан. Посмотрите цепочку, как попадает вода в океан.

Теча  Исеть   Миасс     Тобол  ИртышОбь

Карское мореСеверный Ледовитый океан.

- Так постепенно загрязняется отходами человеческой деятельности вода планеты.

Физкультминутка.

Поднимает руки класс – это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки вниз, вперёд смотри – это три.

Руки в стороны, пошире, развернули на четыре.

С силой их к плечам прижать – это пять.

Всем ребятам тихо сесть- это шесть.

Охрана вод.

- А можно ли избежать экологической катастрофы? Вода Земли в опасности. Люди поняли, что охранять и беречь воду – значит беречь жизнь.

- Подумайте и скажите, какие меры по защите воды предложили бы вы?

- Прочитайте пословицу.

          Вода – всему голова.

- Почему так говорят?

Работа с учебником.

- Откройте учебники на стр. 58. Давайте прочитаем статью об охране воды и составим схему «Охрана воды».

- Как люди охраняют воду от загрязнения?

- Какие сейчас строятся предприятия?

Очистные сооружения

Охрана вод

Без сточных вод

-

А ещё, ребята , есть реки и озёра, которые объявлены памятниками природы, есть особо охраняемые территории.

Памятники природы

Особо охраняемые

         территории        

Реки                 Озёра

Куштума           Аракуль

Атлян                Зюраткуль

Бирюза              Б Кисегач

Киалим              Еловое

Юрюзань          Светленькое

Ай                      Тургояк

 Увильды

Озёра

Деньгино

Курочкино

Чебаркуль

Б.Дуванкуль

Узункуль

Б.Ирдяш

Урефты

Мисяш

              кино

Киалим

Значение воды. Не напрасно!

3. Значение воды. Не расходуйте воду напрасно!

- В начале урока мы сделали вывод о том, что пресной воды на земле мало, а живым существам, в том числе и человеку, надо много. Большая часть организма состоит из воды, пищу в желудке помогает переваривать вода, вредные вещества помогает выводить из организма вода. Воду мы пьём. А где ещё мы используем воду?

Для чего нужна вода

Расход воды в день

  1. Умывание

10 литров

  1. Купание

40 литров

  1. Приготовление пищи

5 литров

  1. Мытьё посуды

10 литров

  1. Стирка

50 литров

  1. Мытьё полов, окон

15 литров

  1. Поливка цветов, огорода

100 литров

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 57, найдите 2 абзац, прочитайте его и скажите где требуется очень много пресной воды.

- А ещё , ребята, говорят: «Вода – лекарь». Почему?

«Вода – помощник». Почему?

- Вот какую огромную роль играет вода в жизни человека.

- Как же надо расходовать воду?

Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 60. Читаем цепочкой.

- Как же вы можете помочь в экономном расходе воды?

- А теперь поиграем. Игра « Экологический светофор». Вам предлагается ситуация. Если герой ситуации поступил правильно, загорается зелёный цвет, если нет – красный.

Ситуация 1.

Учитель попросил Алёшу принести из библиотеки книгу. Алёша вышел в коридор и услышал, что где – то течёт вода. Он понял, что кто – то забыл закрыть кран. Мальчик зашёл в библиотеку, рассказал об этом и пошёл в класс.

- Почему красный цвет?

Ситуация 2.

На большой перемене Маша и Катя мыли руки. Катя открыла кран и стала мыть руки. Брызги летели во все стороны. « Что ты делаешь,  Катя?» - сказала Маша, - струйки воды надо сделать меньше.Это тебе не помешает вымыть руки, а воды утечёт меньше».

- Почему зелёный кружок?

- Как же надо расходовать воду?

Закрепление.

- А сейчас ребята небольшая работа по карточке.

Возьмите ручки и заполните карточку.

5. Итог урока.

Чтец 1.

Пусть на земле не умирают реки,

И стороной обходит их беда.

Пусть чистой остаётся в них на веки

Студёная и чистая вода.

Чтец 2.

Мы любим воду.

Мы слышим ручейка замедленную речь.

Всё это называется природа.

Давайте же всегда её беречь.

- Для чего надо изучать тему « Берегите воду»?

- Что вам запомнилось на уроке?

- Что нового узнали?

- Оценки за урок……

-Домашнее задание.

1. Составить небольшое сообщение о том, как ваша семья бережёт воду.

2. Прочитать статью на стр. 57 и подготовить пересказ.

3. Нарисовать плакат « Берегите воду».

Литература:

- Поурочные планы по учебнику А.А. Плешакова « Мир вокруг нас» ;

«Поурочные разработки  по предмету «Окружающий мир»;

Журнал «Начальная школа» за 2007 год;

Е.В. Григорьева «Природа Южного Урала»;

журнал «Последний звонок»;

Журнал «Педсовет».

Оксфордская детская видеоэнциклопедия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

открытый урок по природоведению

тема: "Каой бывает транспорт".Этот конспект урока поможет детям закрепить виды транспорта, его назначении.Дети учаться определять назначение специального транспорта...

Открытый урок по безопасному поведению на воде "Оттепель"

В работе предоставлены вниманию основные правила поведения во время оттепели . Правила оказания первой помощи....

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация

Конспект открытого урока по окружающему миру "Берегите воду!" 3 класс, презентация...

Открытый урок по природоведению

Открытый урок по природоведению по теме: Путешествие по природным зонам России. Тундра...

Конспект открытого урока по окружающему миру - "Свойства воды" 4 класс

Одна из форм инновационных технологий - это мини-исследование.Целью проведения уроков с использованием данной технологии является развитие у детей навыков практической деятельности (опыты), наблюдател...

открытый урок по окружающему миру " На воде и в лесу" 2 класс

Представлены материалы:Конспект урокаПрезентацияСамоанализ урокаКарточки с разноуровневым домашним заданиемКарточки для работы в группахШаблоны для рефлексии...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Круговорот воды в природе"

Учитель: Шнякина Марина ВладимировнаПредмет: Окружающий мирКласс: 3Тип урока: Открытие нового знания...