Урок по окружающему миру "Полезные ископаемые" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Кошкина Надежда Леонидовна

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzh.mir_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Гимназия № 1 г,Новотроицка Оренбургской области»

Конспект урока окружающего мира

по теме:

«ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ )»

3 класс

Подготовила:

                         учитель начальных классов

                                            Кошкина Надежда Леонидовна

2014 год

Тема: Полезные ископаемые

Образовательные цели:

1. Обучение умению обобщать знания, полученные из разнообразных источников.

2. Обобщить знания учащихся о полезных ископаемых.

3. Познакомить со свойствами и назначением основных полезных ископаемых.

4. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых, добываемых в Ямало-Ненецком автономном округе.

Развивающие цели:

1. Развитие коммуникативных отношений учащихся.

2. Развитие речи и памяти учащихся.

3. Развивать интерес к научно-исследовательской деятельности.

Воспитательные цели:

1. Воспитание экологической культуры.

2. Воспитывать любовь к родному краю.

3. Воспитывать культуру диалога, проводить рефлексию своей работы на уроке.

Оборудование: полезные ископаемые из раздаточного материала для

начальной школы (железная руда, гранит, нефть, каменный уголь и др.),  презентация к уроку, плазменная панель, компьютер, карта Западной Сибири с обозначенными месторождениями, физическая карта Ямало-Ненецкого автономного округа, презентация «Полезные ископаемые Полярного Урала», презентация-тест «Полезные ископаемые»

Место урока в программе: урок является 3-им при изучении темы «Полезные ископаемые».

Задачи учителя: организовать практическую работу детей (в группах) по изучению свойств полезных ископаемых.

Ход урока

1.Создание ситуации успеха.

- Мы сегодня снова будем наблюдать,

 выводы делать и рассуждать.    

А чтобы урок пошел каждому впрок,

Активно    в работу включайся, дружок!  

- Отгадайте, о каких веществах идет речь?

Он черный, блестящий,

Нам помощник настоящий.

Он несет в дома тепло.

От него в домах светло,

Помогает плавить сталь

Делать краску и эмаль     (Каменный уголь) (слайд 2)

Она варилась долго

 В доменной печи,

Чтобы потом нам сделали

Ножницы, ключи.  (Железная руда) (слайд 3)

Росли на болоте растения….

А теперь это топливо и удобрение.  (Торф) (слайд 4)

Без него не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это?   (Нефть) (слайд 5) 

Не кладут её в варенья,

Но кладут её в соленья,

Но кладут её в борщи,

В пюре, котлеты, рыбу, щи.  (Каменная соль)  (слайд 6)

На кухне у мамы помощник отличный,

Он синим цветком расцветает от спички.   (Природный газ) (слайд 7)

Покрывают им дороги,

улицы в селении;

а ещё он есть в цементе,

сам он – удобрение.     (Известняк) (слайд 8)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе,

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.     (Песок) (слайд 9)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. (Глина) (слайд 10)

Что за страшный камень это?

Непонятного он цвета….

Он из зерен состоит,

Называется…..   (Гранит) (слайд 11)

2. Создание учебной ситуации.

- Какое общее понятие объединяет эту группу слов? (слайд 12) Сегодня на уроке мы продолжим разговор  о полезных ископаемых России. На этот урок мне понадобится помощь консультанта-помощника из числа учеников. Прошу предлагать  кандидатуры (дети вносят свои предложения).

-На какие группы можно разделить полезные ископаемые? (слайд 13)

- Распределите перечисленные полезные ископаемые на группы? (слайд 14)

3. Решение частной задачи.

-  Пользуясь полезными ископаемыми из раздаточного материала,  физическими картами, энциклопедией опишите полезные ископаемые по следующему плану:

  • Название
  • Внешний вид
  • Свойства
  • Назначение  (слайд 15)

1 группа – рудные полезные ископаемые (слайды 16-18)

2 группа – горючие полезные ископаемые (слайды 19-22)

3 группа – строительные полезные ископаемые (23-27)

-При выполнении работы вы можете воспользоваться помощью выбранного вами консультанта.

-Результаты занесите в таблицу (слайды 16-27)

Работая в группах, дети исследуют образцы и описывают их свойства. После этой работы проводится обсуждение результатов.

4.Работа с картой.

- Посмотрите   на  карту Западной Сибири (слайд 28).

-Пользуясь условными обозначениями расскажите о полезных ископаемых Западной Сибири (ответы обучающихся)

- Покажите на карте местонахождение Ямало-Ненецкого автономного округа.

- Какие полезные ископаемые добывают в нашем округе?

- Поэт Николай Шамсутдинов написал о подземных богатствах следующие строки:

Ямалу, постигаю, Я, немало

Давно – творя его историю, не зря

Тесна горам Полярного Урала

Таблица Менделеева, бодря

Воображенье….

Явленные щедро,

Они покинут свой студеный плен

В разломах жил, нахмуренные недра –

Хромиты, никель, злато,

Молибден, бариты, кобальт…

Правильный обычай –

Вперед!

На пользу людям

Покидая плен. (слайд 29)

-О каких полезных ископаемых упоминает поэт в своем стихотворении? (Хромиты, никель, молибден, бариты, кобальт)

-Где они добываются? (На Полярном Урале)

- Ученик нашего класса Барладян Никита провел исследовательскую работу, посвященную полезным ископаемым Полярного Урала, оформил ее в виде презентации и хочет предложить ее вашему вниманию.

5. Просмотр презентации «Полезные ископаемые Полярного Урала»

Обсуждение:

- О каких полезных ископаемых Полярного Урала вы узнали из работы Никиты?

Домашнее задание: подготовит сообщение о полезных ископаемых, добываемых на Ямале. (слайд 30)

6. Итоговая рефлексия.

Тест »Полезные ископаемые»

1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые:

  1. Шахта
  2. Карьер
  3. Месторождение
  4. Бассейн

2.    Как называется открытый котлован, в котором добывают полезные ископаемые?

  1. Шахта
  2. Карьер
  3. Скважина
  4. Бассейн

3. Как называют  ученых, которые занимаются поиском  полезных ископаемых ?

  1. Геологи
  2. Археологи
  3. Спелеологи
  4. Географы

4. Какое полезное ископаемое относится к строительным полезным ископаемым?

  1. Мрамор
  2. Нефть
  3. Боксит
  4. Медная руда

5 Какое полезное ископаемое относится к горючим полезным ископаемым?

  1. Известняк
  2. Нефть
  3. Гранит
  4. Песок .  

6.Выбери полезное ископаемое, без которого в быту невозможно приготовить пищу:

  1. Известняк

2.Каменный угол

3.Природный газ

4.Железная руда

7. Какое полезное ископаемое относится к рудным полезным ископаемым?

  1. Каменный уголь
  2. Нефть
  3. Гранит
  4. Железная руда

8. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое добывают на Полярном Урале:

  1. Каменный уголь
  2. Нефть
  3. Бариты
  4. Железная руда

9. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «черным золотом»:

  1. Каменный уголь
  2. Нефть
  3. Торф
  4. Глина

10. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «солнечным камнем»:

  1. Каменный уголь
  2. Нефть
  3. Торф
  4. Глина

11. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое называют «коричневым углем»:

  1. Каменный уголь
  2. Нефть
  3. Торф
  4. Глина

12. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют как топливо:

  1. Мрамор
  2. Медь
  3. Торф
  4. Глина

13. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для изготовления посуды:

  1. Известняк
  2. Нефть
  3. Торф
  4. Глина

14. Среди перечисленных полезных ископаемых выбери то, которое используют для приготовления пищи:

  1. Известняк
  2. Нефть
  3. Каменная соль
  4. Глина

- Оцените   свою   работу,   работу группы, работу консультанта.

Учащиеся подводят итог урока.

-Какой вид работы вам понравился?

 – На каком этапе работы  вы испытывали затруднения?

-  В чем причины трудностей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")

Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....

Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».

     Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися  конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...

Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие нового знанияЦели:   - познакомить учащихся с млекопитающими  животными;              - показат...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна

Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...

Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)

Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличи­тельные признаки. Эти признаки помогают распознавать де­ревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...

Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».

Тема:               В царстве грибовТип урока:      «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....

Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.

Конспект урока  по окружающему  миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...