Зима в неживой природе, 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
На уроке дети нетолько знакомятся сзимними явлениями в неживой природе, но и проводят исследование, в игровой форме получают метель, работают в парах, заполняют кластер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 29.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Потапова И.Г.
Тема урока: Зима в неживой природе. 2 класс
Цель урока: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся.
Задачи урока:
- ознакомить детей с основными зимними явлениями и событиями;
- провести яркие параллели между информацией урока и жизненным опытом детей;
- обговорить такие явления, как: снег, изморозь, снегопад, гололед, оттепель;
- объяснить, что такое зимнее солнцестояние;
- раскрыть красоту зимнего времени года;
- формировать умения соблюдать правила безопасного поведения на улице зимой.
- развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся.
- воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Предметные
- систематизировать и закрепить имеющиеся и получить новые знания и зимней поре года;
- научить учащихся наблюдать за природой, видеть и замечать новое;
- привлечь внимание к форме снежинок
Личностные
- сохранять учебно-познавательный интерес к новому материалу, способность к самооценке;
- использовать и обогащать личный опыт учеников;
Познавательные
- формировать умения анализировать, сравнивать.
- учить преобразовывать информацию в алгоритм, действовать по алгоритму
Коммуникативные
- формировать умение работать в паре, в группе, умение слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.
- учить представлять результат своей работы;
Регулятивные
- учиться искать пути решения учебной задачи
Тип урока: Урок «открытия новых знаний»
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая работа, в парах.
Оборудование:
- теллурий – модель-прибор, которая демонстрирует движение Земли вокруг Солнца за год и вращение вокруг оси Земли за сутки;
- средство воспроизведения аудиозаписей;
- аудиозаписи «Вивальди – Времена года (зима)»,
- качественные репродукции зимнего леса
- качественная фотография снежинки крупным планом;
- снежинки
- лупа
- Плешаков А.А., М.Ю.Новицкая. Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2010.
I. Мотивирование к учебной деятельности.
В мире много интересного
В мире много неизвестного
Миру знаний нет предела
Так скорей друзья за дело.
-Но чтобы начать работать, проверим всё ли готово к уроку: учебник, рабочая тетрадь, конверты, лупа, клей, снежинки. Ими вы сегодня в конце урока сами будете оценивать свою работу на уроке.
II. Актуализация знаний.
(видио) щелчок
- Какое настроение навевает вам такая музыка?
- Как воспринимал зимнюю природу Анто́нио Лю́чио Вива́льди (— итальянский композитор в своём произведении «Времена года.Зима»?
-Зима – это непростое время года. Она холодная, беспощадная, но вместе с этим – она завораживающе красива в своем белом величии. Зима – снежная королева неживой природы. ЕЁ белые наряды волшебные и очаровывающие. Вот поэтому многие поэты и художники есть, были и будут влюблены в зиму.
- Каких поэтов и художников вы знаете? Кто из них писал или рисовал природу зимой. Щелчок 3 раза
- Что такое природа?
-Какая бывает природа?
-Что относится к живой природе?
-Приведите примеры неживой природы.
-Назовите, какие явления природы вы знаете?
- Какие из названных явлений можно отнести к зимним явлениям?
- Как вы думаете, какая тема нашего урока. (Зима в неживой природе.)
- Какую задачу мы сегодня должны решить?
III Выявление места и причины затруднения, щелчок
-Как вы думаете, когда наступает зима? (Предположения учащихся.)
-Правильно, по календарю зима начинается 1 декабря. Декабрь – первый зимний месяц. А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы – это еще не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжелыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не сразу наступает. Вот-вот она расщедрится на пушистые снега и морозцы. Зима в природе начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0 градусов – замерзают водоемы, прочным снеговым покровом покрывается земля.
Но учёные считают что начало зимы наступает 22 декабря.. А почему?
-Откуда мы можем получить эту информацию? (дети перечисляют) с. 12 учебника
-Как называется этот день? щелчок
(Это день зимнего солнцестояния. Солнце в этот день низко поднимается на небе, а день самый короткий в году.)
Именно этот день ученые астрономы, наблюдающие за небесными светилами, считают началом зимы. (Солнце из северного полушария переходит в южное). щелчок
- С каждым днём свету от солнца становиться больше, с какого дня день начинает прибывать, а ночь убывать? 25 декабря зимний солнцеворот. Страничка народного календаря. С 14 щелчок
Щелчок Физминутка
IV. Построение проекта выхода из затруднения щелчок
- Что изменилось в природе с приходом зимы? (температура, осадки, ветер)
- Почему зимой температура воздуха ниже, чем осенью?
Используя теллурий учитель показывает причину похолодания. То, что она связана с углом попадания солнечных лучей на плоскость Земли, наклона оси Земли к орбите ее вращения вокруг Солнца.
Дети вспоминают пройденный материал, особо запомнивших – нужно поощрить позитивной оценкой. Когда в сторону Солнца наклонена ось Земли – на Северном полушарии царит лето, потому что лучи Солнца падают почти вертикально и лучше согревают атмосферу Земли. Когда движение Земли вступает в фазу, когда ее ось отклонена в сторону, противоположную светилу, то лучи Солнца падают на поверхность вскользь, слабо обогревается атмосфера и наступает время царицы Зимы.
-Какова же причина зимних изменений в природе? (высота солнца над горизонтом).
Работа в парах.
Напомните как мы должны работать в группе?
-Опираясь на статью учебника с.12-13 и тетрадь с. 8 №2.Составьте список зимних явлений в неживой природе.
Назовите, какие зимние явления в неживой природе вы выписали?
V. Первичное закрепление.
- Какое самое характерное природное явление, говорит нам, что начинается зима. (снегопад) щелчок
- А что называется снегопадом?
- А что такое снег?
- Из чего состоит снег?
-Если нет ветра, то как летят снежинки? (тихо, плавно, медленно)
- Тогда их можно рассмотреть поймав на варежку.
- Как вы думаете, какую форму имеют снежинки чаще всего? (снег на столы, рассматривают под лупой)
Давайте ещё посмотрим, какие бывают снежинки. Откройте учебник на с. учебника 14
-Ребята, а какие неприятности может принести людям снегопад? (обрыв проводов и обламывание веток деревьев под тяжестью снега, завалы и заносы на дорогах)
-Если снег идет при ветре, как вы думаете, называется это погодное явление?
-Давайте выполним упражнение, которое поможет вам ответить на вопрос. Упражнение с снежинками: сделали глубокий вдох и плавный длительный выдох на снежинки, губы в «трубочку».
-Что произошло с снежинками?
-Какое явление мы попытались изобразить? (метель)
- Рассмотрите репродукцию картины Ф.Васильева. щелчок
- Что вы видите на картине?
-Хочется грустить или радоваться, глядя на картинку?
-Что хотел рассказать художник своей картиной?
-Что такое оттепель? Работа по учебнику с 12
-Как вы думаете называется это природное явление? (оттепель)
И картина Ф.Васильева так и называется «Оттепель», щелчок
- После оттепели оттаявшая вода и снег замерзают, на дорогах образуется…. щелчок
Чем опасен гололёд для пешеходов и водителей?
- Какое ещё одно явление природы бывает после оттепели напоминающее бахрому? (изморозь) щелчок
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
-Напомните ребята, какая тема у нас была? щелчок
- Какую задачу мы с вами поставили в начале урок?
- Сейчас вы в группах заполни кластер зимних явлений неживой природы.
Откройте конверт, там лежат карточки, на которых написаны определения
зимних явлений.
-Чья группа выполнит – поднимет большую снежинку.
ПРОВЕРИМ! Кто выполнил верно! (на доске коллективно собирается кластер)
VII Рефлексия учебной деятельности
А теперь оцените свою работу.
- Если вы считаете, что вы работали активно, не допускали ошибок, поставьте карточку напротив оценки отлично.
- Если вы считаете, что работали активно, но допускали несколько ошибок при чтении и в ответах, поставьте карточку напротив оценки хорошо.
- Если вы допускали много ошибок, поставьте карточку напротив оценки надо поработать.
отлично. | хорошо | надо поработать. |
VII. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Сегодня я приготовила для вас разное домашнее задание и хочу, чтобы каждый сам выбрал для выполнения то, что считает важным для себя и интересным после сегодняшнего урока:
- Нарисуй или найди картинку зимнего леса, расскажите коротко о нем (3 предложения).
- Найди фотографию зимнего леса, расскажите коротко о нем (3 предложения).
- Придумай или найди загадки о зимних явлениях неживой природы.
- Попробуй написать стихотворение о зиме, используя слова:
________________________снежинки,
_________________________ на тропинке,
_________________________дома,
_________________________зима,
_________________________уголки,
__________________________у реки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Зима в неживой природе 2 класс ( УМК "Перспектива")
Цель: познакомить с зимними явлениями в неживой природе: оттепель, гололедица, снегопад, метель, изморозьПланируемые результаты:Личностные:-способствовать восприятию окружающей природы, как явления на...
Тест по теме "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива"
Тест "Зима в неживой природе" (Плешаков, Новицкая)...
Окружающий мир. Конспект урока "Зима в неживой природе" 2 класс Перспектива
Тема урока: Зима в неживой природе. 2 классЦель урока: дать понятие о зимних природных явлениях, опираясь на жизненный опыт обучающихся. Задачи урока:ознакомить детей с основными зимними я...
Окружающий мир "Зима в неживой природе" 2 класс УМК "Перспектива" презентация
Презентация для урока по окружающему миру "Зима в неживой природе" 2 класс...
Технологическая карта урока окружающего мира «Зима в неживой природе» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока: формирование у младших школьников представлений о зимних явлениях неживой природы.Задачи урокаДидактические:Формировать знания о неживой природе зимой;Формировать умение обобщать и система...
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класса Тема: «Зима, приметы неживой природы»
Конспект занятия кружка по развитию речи обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 3 класс. Тема: «Зима, приметы неживой природы»...