урок окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему

Баранова Ирина Владимировна

Урок  окружающего мира 4 класс по теме "Великая отечественная война 1941- 45 гг.". На уроке рассматривается 1941- 43 года и великие битвы: битва под Москвой, Курская битва, Сталинградская битва.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr._mir.doc73 КБ

Предварительный просмотр:

Класс

4-а

Предмет

окружающий мир

Час:

1 (из 3-х)

Тип урока

решение частных задач

Тема:

Великая Отечественная война 1941-45 гг. Начало войны – знаменитые битвы.  

Цель:

сформировать представления учащихся о Великой Отечественной войне и героизме советского народа; расширить мировозрение школьников на основе изучаемого материала

Задачи

  1. познакомить с основными битвами войны (1941-43 гг.),
  2. формировать умения работать с историческими картами;
  3. продолжать учить получать историческую информацию из разных источников;
  4. обогащать  словарный запас на историческую тематику.
  5. развивать мышление,  умение сравнивать и делать выводы, речь учащихся

Воспитательная задача

содействовать воспитанию  патриотизма на примере героизма советского народа в годы второй мировой войны

Планируемые результаты

личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

предметные: научиться систематизировать знания, обобщать и делать выводы, работать с текстом, самостоятельно добывать информацию.

метапредметные:  

познавательные УУД: осознавать познавательную задачу, слушать, находить нужную информацию, выполнять учебно-познавательные действия, делать выводы, уметь ориентироваться в системе знаний, отличать новое от уже известного, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и дополнительный материал ;

регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, планировать необходимые действия, контролировать результаты деятельности;

коммуникативные УУД: вступать в учебный диалог, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывания, обосновывать свою точку зрения;

Методы

частично-поисковые, объяснительно — иллюстративные, словесные, наглядные

Формы деятельности

фронтальная, групповая

Технологии

РО Занкова, ИКТ, педагогика сотрудничества

Оборудование

видеоролик, презентация, проектор, раздаточный материал (исторические карты, листы действий, тексты с информацией), Интернет

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1. Организационный момент.

- приветствие учащихся

приветствуют учителя.

2. Целеполагание и мотивация

-Сегодняшний урок я считаю очень важным и нужным для нас всех.

-Предлагаю вам сейчас посмотреть на слайд. Видите, в центре вопрос – это и есть тема нашего урока. Внимательно посмотрите. Скажите, что  и кого вы видите?

- Согласны ли вы со мной, что тема нашего урока важна для нас?

- Российский историк Ключевской  сказал такие слова: «Народ, который не помнит свою историю, не имеет будущего». Как вы понимаете эти слова?

- обобщение мнений учащихся

рассматривают кроссенс, определяют тему урока : будем говорить о великой Отечественной войне 1941- 45 года.

высказывают мнение: не узнает историю своей семьи, не сможет гордиться, будет повторять одни и те же ошибки

1 слайд

2 слайд

3. Постановка целей урока

- Чтобы вам хотелось узнать по теме нашего урока? Что нам для этого нужно сделать? Давайте составим план нашего урока

 (запись на доске ответов учащихся )

- Каждой группе выдаётся маршрутный лист урока. В конце урока мы с вами попытаемся ответь на вопрос: что узнали и что ещё хотим узнать?

дети высказывают мнения

запись номера группы

4 группы

3 слайд

4. Актуализация знаний учащихся

- Ребята,  а что такое война?

- Какие бывают войны?

- А что вы знаете о Вов 1941- 45 годов?

- Войну 1941-45 года к какой можно отнести? Почему?

дети отвечают

знакомятся с понятиями: мировая, гражданская, отечественная

запись кластера на доске

4 слайд

4.Решение конкретно- практических задач. Осознание и осмысление учебного материала.

- Каждый год празднует наша страна День Победы.  И сегодня, так же как и в далёком 45-м, этот день остаётся праздничным, волнующим и одновременно трагическим: никогда не исчезнут из памяти народной гордость за великую победу и память о той страшной цене, которую мы заплатили.

- А вот война начиналась.

-  Гитлер разработал план захвата нашей страны за 5 месяцев. Посмотрите на историческую карту начала войны 1941 года. Что вы видите? Обсудите в группе и расскажите.

- Вся страна от мала до велика поднялась на защиту нашей Родины.  Сначала наша страна терпела поражения. Как вы думаете, почему?  А что об этом пишут историки,  вы узнаете, прочитав статью у вас в группе.

- Но у нашего народа была сильная вера в победу и желание побить врага, освободить нашу землю. А началось всё с Брестской крепости, которую фашисты планировали захватить за 3 дня, а она оборонялась почти месяц.  А дальше были другие битвы. Наша армия побеждала врага.

- Предлагаю вам назвать битвы, которые вы знаете?  Давайте узнаем о них побольше. На слайде вы видите название крупных битв ВОВ с 1941- 1943 гг. Каждая группа выбирает битву и готовить небольшой рассказ о ней по плану, который у вас дан на листе. Материал ищем в Интернете.

- Мы побеждали и  о каждой победе сообщали на всю страну.

 Не оставалось в стороне и мирное население. Как вы думаете, чем занимались люди в местах, где не было войны?  А чем занимались такие же, как вы,  дети?  Они, как и взрослые, боролись с фашистами и на фронте и в тылу.

- Вернёмся к исторической карте. Сравните её с первой картой, понаблюдайте и сделайте вывод: что произошло за 2 года войны? В начале войны наша страна терпела поражение. А почему  фашисты стали терпеть поражение?

прослушивают аудиозапись

работают с исторической картой, делают вывод: к 1941 году Германия захватила страны….. , возможно покажут на слайде

дети высказывают мнения

каждая группа называет причины

слушают учителя

работают с материалом и поиском информации в Интернете, выступают с защитой  

слушают аудиозапись

мнения детей выслушать

рассматривают карту и делают выводы: красная армия стала теснить фашистов, освобождая нашу страну

аудиозапись с  голосом Левитана об объявлении войны

5 слайд с картой

раздаточный материал на группу

6 слайд – изображение Брестской крепости во время войны и сейчас

во время рассказа отмечать героизм и гордость

 битва за Москву, Ленинградская блокада, Курская битва, Сталинградская битва

(на каждое выступление – слайд 7-10)

запись от советского Информбюро об освобождении Сталинграда

ролик «Подвиги детей во время ВОВ»

слайд 11 с картой

во время рассказа отмечать героизм и гордость

обобщить ответы на слайде

5. Рефлексивно- оценочный этап

- До конца войны нашей стране, нашему народу ещё 2  тяжёлых года.  И нам с вами предстоит много узнать и ещё больше гордиться на наш народ, за нашу страну.

- А теперь подведём итоги нашего урока. В начале мы поставили цель: узнать о ВОВ.

- В группах обсудите и выскажите мнение, что вы узнали.

- Что бы вы хотели узнать ещё?

- Оцените работу членов своей группы

подводят итоги, что узнали

оценивают  на листах самооценки

6. Домашнее задание

Дома вам предстоит провести небольшую исследовательскую работу по плану, который записан у каждого из вас на карточке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".

Цели урока: -познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об усл...

Урок окружающего мира ! класс \"Звери- млекопитающие\".

Урок окружающего мира по теме "Звери- млекопитающие".Дети отгадывают загадки, работают в парах, складывают мозаику. К уроку прилагается презентация....

Мастер- класс «Использование ресурсов Интернет на уроках окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4 классе»

Цель мастер-класса:  демонстрация приемов работы с ЦОР и ресурсами Интернет на личностно- ориентированном уроке окружающего мира по теме «Великая отечественная война» в 4классе...

Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."

Данный урок проводился в рамках Занковских чтений....

Урок окружающего мира по теме Великая Отечественная война (1941–1945 гг.). Судьба родного края в этот период. 4 класс

Урок окружающего мира с использованием краеведческого материала. Помощь обучающимся в осознании исторических событий Великой Отечественной войны родного края....

Конспект урока по окружающему миру на тему "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс

Конспект урока по окружающему миру на тему  "Великая Отечественная война и Великая Победа" 4 класс...