Урок окружающего мира на тему "Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг."
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Данный урок проводился в рамках Занковских чтений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 26.83 КБ |
приложение | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
- Организационный момент.
Учитель: Ребята, сегодня наш урок мы начнем необычно. Давайте прослушаем музыкальное произведение.
Звучит отрывок Седьмой симфонии Шостаковича.
- Актуализация знаний.
Учитель: Как вы думаете, какой теме посвящена данная музыкальная композиция?
(Ответы учеников приведены в скобках)
Ученики: (Я думаю, что музыка изображает бурю на море. А я считаю, что о страданиях. Мне кажется, что данная музыка посвящена теме боя, войне)
Учитель: Действительно, эта музыка посвящена войне. Но какой именно?
Посмотрите на слайд 1 (изображение журавлей, вечного огня)
Ученики: Скорее всего Великой Отечественной Войне 1941-1945 годов
Учитель: Итак, тема нашего урока: Великая Отечественная война 1941-1945 года. Прозвучавшая музыка является Седьмой или Ленинградской симфонией Шостаковича. А вот почему она так известна узнаем на уроке.
- Работа по теме.
Посмотрите на слайд (изображены детские фото Сталина и Гитлера). Как эти дети связаны с ВОВ?
Ученики: это дети войны, дети – пионеры, Гитлер, Сталин.
Учитель: Действительно, это Иосиф Виссарионович Сталин и Адольф Гитлер. Кто может рассказать о них?
Более 70 лет назад власть в Германии захватили фашисты во главе Адольфом Гитлером. Вскоре почти вся Европа была захвачена фашистами.
Ио́сиф Виссарио́нович Ста́лин (настоящая фамилия — Джугашви́ли,— На протяжении четверти века, с конца 1920-х — начала 1930-х годов и до самой своей смерти, Сталин единолично руководил Советским государством.
Никогда не забудет советский народ, те тревожные минуты воскресного утра 22 июня 1941 года, когда московское радио прервало свои передачи и все услышали сообщение:
Звучит запись голоса Левитана.
Слайд Брестская крепость.
С чего началась война?
Ученики: 22 июня немцы вторглись на территорию нашей страны.
Учитель: Брестская крепость стояла на пути немецких войск, а потому ее атаковали большими силами. Немецкое командование отводило на захват крепости от двух часов до одних суток. Однако Брестская крепость оборонялась до конца июля 1941г.
– Фашисты нацелили главные удары по 3-м направлениям. Назовите их.
1. На север Ленинград
2. Центр главный удар Москва
3. На юг к Черному морю.
– Предположите, смогли ли немцы покорить нашу страну за 6 недель как планировали? (Нет.)
– Предположите, почему сорвались планы фашистов молниеносной войны? (Весь народ встал на защиту своей Родины.)
Словарная работа
– К середине октября немцы были у стен столицы. Враг вплотную подошел к Москве.
5. Работа в парах Текст «Битва за Москву».
– Сегодня мы познакомимся с новыми словами: аэростат, «ежи», таран, контрнаступление
– Возьмите карточки. Ознакомьтесь. Ответьте на вопрос: Что предпринималось для обороны Москвы?
Битва за Москву
Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Слайд 8
– Как вы думаете, что это такое? (Аэростат.)
– Из чего он сделан?
– Что это такое? (Ежи.)
– Для чего устанавливали ежи?
– Кто командовал Западным фронтом? (Жуков).
Физ.минутка.
Еще одно направление продвижения фашистов - Ленинград.
Релаксационная минута.
Вспомним мелодию, звучащую в начале урока. Закройте глаза и еще раз вслушайтесь.
Напомните, кто ее автор?
Ученики: Шостакович Дми́трий Дми́триевич
Почти вся симфония была сочинена мной в моем родном городе - Ленинграде. В город рвались кровавые банды гитлеровских орд. Город подвергался бомбардировкам с воздуха, по городу била вражеская артиллерия. Все ленинградцы дружно сплотились и вместе со славными воинами Красной Армии поклялись дать отпор зазнавшемуся врагу.
В эти дни я работал над симфонией. Работал много, напряженно и быстро. Мне хотелось создать произведение о наших днях, о нашей жизни, о наших людях, которые становятся героями, которые борются во имя торжества нашего над врагом, которые делаются героями и побеждают. Симфонию я закончил 27 декабря 1941 года. 5 марта 1942 года она впервые была исполнена в Куйбышеве, а 29 марта прозвучит в сердце нашей родины - в Москве.
Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над врагом, моему родному городу Ленинграду я посвящаю свою 7-ю симфонию.
Д.Шостакович (Правда 1942. 29 марта)
Мы посвятили классный час 70-летию снятия блокады Ленинграда. Что вы помните об этом страшном времени?
Работа с учебником.
Р а б о т а п о к а р т е, с. 47.
– Какую историческую ситуацию напоминает вам эта война?
(Войну 1812 года.)
Ч т е н и е с комментариями: со с. 49 и до конца с. 51.
Отечественная война 1812 г. | Великая Отечественная война 1941–1945 гг. |
До вторжения в Россию были захвачены многие европейские страны. | До вторжения в СССР были захвачены многие европейские страны. |
Наполеон рвался к Москве. | Гитлер рвался к Москве. |
Для русского народа война Отечественная. | Для советского народа война Отечественная. |
Весь народ поднялся на борьбу с врагом. | Весь народ поднялся на борьбу с врагом. |
Закончилась победой для русского народа. | Закончилась победой для советского народа. |
Много литературных произведений написано о войне: М. Ю. Лермонтов «Бородино», Л. Н. Толстой «Война и мир», стихи Д. В. Давыдова | Много литературных произведений написано о войне: рассказы Алексеева, повесть Ильиной «Четвёртая высота» и др. |
- Проверка усвоения предыдущей темы.
а) Первая половина 20 века была насыщенна массой событий. Давайте вспомним о них еще раз. Возьмите карточки с заданием. Соедините линиями даты и события ХХ века
1914–1918 гг. 1917 г. 1918–1920 гг. 1924 г. 1941–1945 гг. | Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
Обменяйтесь заданиями. Проверьте ответы на карточке, лежащей перед вами.
Поднимите сигнальные карточки.
Возможно ли, чтобы народ забыл об этих великих событиях, о героях, которые одолели врага?
– Что бы вы предложили для того, чтобы увековечить их память?
И сейчас Великая Отечественная Война, и тем более победа в ней, - это одно из немногих вещей, которые действительно объединяют народ.
Поэтому во всех городах стоят памятники героям, ушедшим на защиту своей страны и не вернувшихся в отчий дом.
К сожалению, мы все чаще слышим о неуважительном отношении к памятникам, а значит и к памяти о ВОВ
В Шадринске Курганской области к нацистским знакам на осквернённый памятник ВОВ был добавлен и чисто русский колорит «имени генерала Власова» – надпись РОА (Русская освободительная армия)
Забывать историю нельзя. Иначе повторятся ошибки прошлого.
- Домашнее задание.
Учитель: Сегодня мы продолжили знакомиться с Великой отечественной войной. Предложите свое домашние задание?
Ученики: (Можно написать сообщение по памятникам ВОВ, а можно найти материал о героях войны).
Учитель: Каждый выбирает себе задание по силам и выполняет его.
Спасибо за урок.
Предварительный просмотр:
Битва за Москву
Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
Битва за Москву
Во главе Западного фронта, оборонявшего Москву, был поставлен талантливый полководец Георгий Константинович Жуков. Ему и другим командирам пришлось принимать самые срочные меры по обороне Москвы. Вокруг столицы спешно рыли окопы, возводили проволочные заграждения, устанавливали «ежи» – противотанковые сооружения в виде скрещенных железных брусьев. На подступах к Москве были взорваны мосты, установлены мины. Чтобы обмануть немецких летчиков, бомбивших Москву, военные специалисты предложили сделать неузнаваемыми с воздуха важнейшие исторические памятники и объекты столицы: Кремль, Большой театр и другие. На Кремлевской стене нарисовали дома и деревья. Появились дома из фанеры и полотна с нарисованными окнами и дверьми на Красной площади. Не блестели золотом купола Кремля. Их покрыли зеленой краской, а стены замазали черными и зелеными полосами. На плоских крышах домов, в парках и скверах поставили сотни зенитных орудий для уничтожения бомбардировщиков. В ночное время низко спускаться к земле и прицельно метать бомбы мешали аэростаты – огромные воздушные шары из прочного материала, наполненные газом.
1914–1918 гг. 1917 г. 1918–1920 гг. 1922 г. 1941–1945 гг. | Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
1914–1918 гг. 1917 г. 1918–1920 гг. 1922 г. 1941–1945 гг. | Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
1914–1918 гг. 1917 г. 1918–1920 гг. 1922 г. 1941–1945 гг. | Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
1914–1918 гг. 1917 г. 1918–1920 гг. 1922 г. 1941–1945 гг. | Великая Октябрьская Социалисти- ческая революция Великая Отечественная война Первая мировая война Гражданская война Образование СССР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года". Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...
урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
Конспект урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" 4 класс УМК "Школа России"...
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года". 4 класс.
Презентация к уроку окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года" для 4 класса. Презентация знакомит учащихся с Отечественной войной 1812 года....
Урок окружающего мира по теме Отечественная война 1812 года
Маткриалы к уроку окружающего мира в 4 классе по УМК "Перспектива"...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: закрепление знаний учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; углубление первоначальных умений поис...
Технологическая карта урока окружающего мира.Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».УМК "Школа России".
Тема: «Великая Отечественная война и Великая Победа».Цели деятельности учителя: формирование представлений учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях; первоначальных умений поиска ...
Урок окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
В ходе урока дети знакомятся с военным прошлым нашей Родины....