Урок окружающего мира "Классы, или группы, животных".
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме

Цели урока:

 

-познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об условиях, необходимых для их жизни;

-продолжить знакомство с представлением целостно– широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания;

- развивать эмоционально – волевые, морально – нравственные качества личности;

- формировать  умения воспринимать проблему, сравнивать, сопоставлять, анализировать, действовать в ситуациях выбора, делать обобщения и выводы;

- активизировать познавательную деятельность учащихся

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Крылова Елена Валентиновна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

кандидат  педагогических  наук

ГОУ лицей № 419

г. Санкт-Петербург

Тема урока: « Классы, или группы, животных»

(2 класс. Урок «Мы и окружающий мир»)

Цели урока:

-познакомить учащихся с классами ( группами) животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие; об особенностях их строения, об условиях, необходимых для их жизни;

-продолжить знакомство с представлением целостно– широкой картины мира с ее внутренними взаимосвязями между различными областями знания;

- развивать эмоционально – волевые, морально – нравственные качества личности;

- формировать  умения воспринимать проблему, сравнивать, сопоставлять, анализировать, действовать в ситуациях выбора, делать обобщения и выводы;

- активизировать познавательную деятельность учащихся

Оборудование:

- Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. «Мы и окружающий мир: Учебник для 2 класса (1 – 4)»

-опорные схемы:

Природа

                         

               

Признаки живой природы:

рождение

дыхание

питание

рост

движение

размножение

умирание

неживая

живая

растения

животные

                                     

               

               

               

               

               

- карточки с названиями групп животных: моллюски, насекомые, паукообразные, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие;

- карточки с изображением различных животных, которые принесли учащиеся на урок;

-7 кружков красного цвета, 7 кружков зеленого цвета, 7 кружков желтого цвета, 7 кружков синего цвета для работы в группах, которые раздаются учащимся перед уроком;

-подбор иллюстраций по теме « Живая и неживая природа»;

- использование компьютерных технологий.

ХОД  УРОКА

  1. Закрепление изученного ранее материала. Подготовительный этап к восприятию нового материала.

Учитель: - Сегодня на уроке мы  продолжаем действовать как ученые- исследователи: будем наблюдать, сравнивать, анализировать, выбирать, делать выводы.

Работа с иллюстрациями по теме «Живая и неживая природа»

Учитель: - Рассмотрите иллюстрации! Назовите объекты живой и неживой природы.

(Учащиеся  называют)                  

Учитель: - Молодцы! (На доске вывешивается опорная схема «Природа», которая в ходе урока будет дополняться).  

-Что позволяет животных отнести к живой природе?

(Учащиеся называют признаки живой природы. При затруднении они могут обратиться к опорной схеме «Признаки живой природы», т.к. эта тема изучалась ранее).

2.Работа по теме урока.

Компьютерная презентация.

    Учитель: - Учеными сейчас насчитывается более миллиона пятисот тысяч разных видов животных.

   

Слайд №1 «Моллюски»

Учитель:- Сейчас нас ждет встреча с очень интересными животными. Знаете ли вы этих животных?

(Во время беседы на экране интерактивной доски появляются изображения животных: кальмар, виноградная улитка, каракатица, прудовик, осьминог).

                 - Почему эти животные составляют отдельную группу? Думая над этой проблемой, обратите внимание на среду их обитания (где живут), строение тела.

   (Выслушиваются ответы учащихся).

Учитель:- Как можно назвать эту группу?

 (Учащиеся называют и  на  слайде № 1 появляется название группы  «Моллюски». Учащиеся дополняют опорную схему «Природа» новым понятием «моллюски», далее на слайде зачитываются существенные признаки данной группы: «Моллюски обитают в воде, но есть и сухопутные. У моллюсков мускулистое мягкое тело, обычно состоит из головы, туловища, ног и часто защищено известковой раковиной».

Учитель: - Где мы можем встретиться с моллюсками?

(Ответы учащихся: на Финском заливе, можно увидеть в аквариуме и т.д.)

 Слайд №2 «Насекомые»

   Учитель:- Кого вы видите сейчас?

(Во время беседы на экране интерактивной доски появляются изображения насекомых: бабочка Аполлон, оса, жук – олень, комар, кузнечик, медведка, стрекоза)

- Что вы можете сказать об этой группе животных?  

(Учащиеся отвечают).

 Учитель: - По какому плану можно построить свой ответ?

(Учащиеся составляют план ответа. План записывается на доске:

1. Среда обитания.

2. Внешний вид.

Учитель: - Дайте название этой группе!

   (Дети дают ответ и на слайде № 2 появляется название группы «Насекомые ». Учащиеся дополняют опорную схему « Природа » новым понятием «насекомые» и читают на слайде существенные признаки данной группы:   «Насекомые приспособлены для обитания в различных условиях –  на земле, в воздухе и в воде. Тело насекомых состоит из трех отделов (голова, грудь, брюшко). На голове располагаются одна пара сложных глаз, иногда простые глаза, ротовой аппарат, ушки. Грудь несет три пары ног, у большинства крылья».

 Слайд № 3 «Паукообразные»

  Учитель: - Знаете ли вы этих животных?

(Во время беседы на экране интерактивной доски появляются изображения паукообразных: каролинский паук, паук – птицеед, паук – енот, травяной паук)

- Как вы думаете, почему эти животные составляют отдельную группу?

 (Дети дают ответы по данному плану).

   Учитель: - Как можно назвать данную группу?

  (Дети отвечают и на слайде № 3появляется название группы «Паукообразные»). Учащиеся дополняют опорную схему «Природа» новым понятием «паукообразные» и зачитывают на слайде существенные признаки данной группы: «Паукообразные – пауки, скорпионы, клещи. Большинство из них хищники. Тело их разделено на головогрудь, брюшко. Усики отсутствуют. У них 4 пары ног, 6-8 глаз и нет крыльев».

Слайд № 4 «Рыбы»

 Работа с данным слайдом проводится аналогично, как и с предыдущими.

(Белая акула, пятнистый скат, пиранья, рыба – клоун, рыба – хирург)

 Признаки данной группы: «Рыбы приспособлены к жизни в воде, дышат жабрами. Внешний вид рыб многообразен. Тело их сплющено с боков, покрыто чешуей и подразделяется на хвост, туловище и голову».

Слайд № 5 «Земноводные и пресмыкающиеся»

Учитель: - Знаете ли вы этих животных?

(Во время беседы на экране интерактивной доски появляются изображения земноводных и пресмыкающихся: гребенчатый тритон,  лягушка, крокодил, гадюка, игуана, морская черепаха, камышовая жаба, гигантская анаконда, ящерица).

Учитель: - Как вы думаете, на сколько групп можно разделить этих животных?

(Учащиеся отвечают).

Учитель:- По каким существенным признакам вы разделили этих животных на группы?

Слайд №6 «Пресмыкающиеся и земноводные»

   На интерактивной доске появляются изображения двух групп животных: гребенчатый тритон, камышовая жаба, лягушка; гигантская анаконда, ящерица, крокодил, гадюка, игуана, морская черепаха.

Учитель: - Как можно назвать эти группы?

(Учащиеся отвечают. При затруднении учитель помогает).

   На интерактивной доске появляются названия групп: земноводные и пресмыкающиеся.

Учитель: - А знаете ли вы, что рептилии, как и птицы, несут яйца, но их не высиживают и детенышей не выкармливают? Тела их, как у рыб, покрыты чешуей, но рыбы носят свою чешую всю жизнь, а рептилии меняют ее много раз, сбрасывая вместе с кожей. Правда, черепахи и крокодилы кожу не сбрасывают.

Слайд №7 «Признаки земноводных и пресмыкающихся»

    На интерактивной доске появляются признаки  группы пресмыкающихся: «Пресмыкающиеся, или рептилии, приспособились жить как в воде, так и вдали от нее. Рептилии преимущественно хищники. Они имеют сухую кожу, покрытую предохраняющими от высыхания роговыми чешуйками. Их тело разделено на голову, шею, туловище и хвост», признаки  группы земноводных: «Земноводные, или амфибии, что означает «двоякодышащие», т.е. приспособлены к жизни и в воде, и на суше. Их тело разделено на голову, туловище и хвост, имеется две пары конечностей».

   Далее показ слайдов и работа с ними проводится аналогично, как и со слайдами №1, 2, 3,4.

Слайд №8 «Птицы»

    Во время беседы на интерактивной доске появляются изображения птиц: венценосный журавль, сова, кукушка, тукан, сокол-сапсан, страус-эму, затем признаки данной группы: «Птицы обычно способны к полету. Тело птицы состоит из головы, шеи, туловища, покрыто перьями, имеются конечности, передние конечности преобразованы в крылья, челюсти заменены клювом».

Слайд №9 «Млекопитающие»

   Во время беседы на экране интерактивной доски появляются изображения млекопитающих: енот, лиса, волк, ленивец, затем признаки данной группы: «Млекопитающие, или звери, детенышей выкармливают молоком. Их тело состоит из головы, шеи, туловища, хвоста. У млекопитающих, которые передвигаются по земле, четыре ноги (лапы). Кожа имеет волосяной покров. Человек тоже относится к классу млекопитающих. Главное отличие - особое развитие головного мозга, что сделало человека человеком разумным».

  Учитель: - Мы с вами провели большую исследовательскую работу, и вышли на научную классификацию животных.

Учащиеся рассматривают составленную опорную схему «Природа».

   Учитель: - Это не вся принятая в науке классификация,  а только ее часть.

3.Работа с учебником.

     Учитель: - Откройте учебник на странице 153 и рассмотрите рисунок. Какие рыбы здесь изображены? (Дети отвечают). Сейчас мы прочитаем текст учебника на странице 152-153. Думаю, что вы откроете для себя очень много интересного из этого текста!

4.Физкультпауза.

5. Домашнее задание. Включение учащихся в ситуацию выбора, требующего выбора творческого содержания.

   Учитель: - Дома вы внимательно прочитаете текст учебника по теме «Классы, или группы, животных». На странице 155 сравните птиц и млекопитающих: найдите их существенные признаки, характерные для них.

   Используя дополнительную литературу (энциклопедии, журналы, книги), вы можете подготовить выступление о группе животных в целом или об одном представителе группы.

6. Работа в группах (по 4 человека). Включение учащихся в ситуации выбора.

   Учитель: - Сейчас мы с вами будем продолжать исследовательскую работу. Для этого распределимся на группы: у кого красный кружок-группа №1, желтый - группа №2, синий - группа №3, зеленый – группа №4. Займите, пожалуйста, свои места! Сегодня на урок вы принесли карточки с изображением различных животных. Постарайтесь в своей группе их распределить (классифицировать) на классы, т.е. группы.

   (Дети выбирают, называют и группируют карточки с животными, руководствуясь своим опытом и приобретенными знаниями).

   Учитель помогает, проверяет.

Учитель: - Обсудите в группах проблему: Какие условия надо создавать животным, чтобы они выжили? (Задание записано на доске. Первая группа готовит ответ о моллюсках, вторая - о паукообразных, третья – о земноводных и пресмыкающихся, четвертая - о птицах и млекопитающих).

(Ответы учащихся: не загрязнять водоемы, моря, океаны, не заражать воздух промышленными газами, не вырубать лес, не истреблять животных, не быть жестокими по отношению к животным…) Оценивание работы учащихся на уроке.

Учитель:- Чему посвящен сегодня был урок?

-Что нового вы узнали?

- Как мы с вами можем помочь животным, которые нас окружают?

(Учащиеся отвечают, что необходимо беречь, охранять, любить животных).

7. Красная книга. Слайды № 10,11,12,13,14,15 « Этих животных еще можно спасти!»

-  К сожалению, многие виды животных исчезают из-за неразумной деятельности человека. Чтобы сохранить исчезающие виды животных и растений, Международный союз охраны природы и природных ресурсов издал книгу. Кто из вас знает ее название?

(Учащиеся: -  Красная книга!)

Учитель: - А почему именно « Красная»?

(Ответы  детей).

Учитель: - Почему на светофоре загорается красный свет? Для того, чтобы остановить, предупредить: «Остановись! Не трогай! Не уничтожай!»

Слайды № 10, 11, 12, 13, 14, 15.

   На интерактивной доске появляются изображения: Красная книга.

    Показ слайдов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе

Урок окружающего мира по теме "Животные маленькие и большие" в 3 классе (ОС "Школа 2100")...

урок окружающего мира "Как живут животные" 1 класс

Конспект урока в технологии модерация и активные методы обучения для 1 класса по теме: "Как живут животные"...

Методическая разработка урока окружающего мира ТЕМА: «Дикие животные»

            Данный урок был разработан в рамках  учебно- методической системы  Н.Ф. Виноградовой «Начальная школа 21 века».  Урок входит в раз...

Конспект урока окружающего мира "Какие бывают животные?" во 2 классе

Урок способствует воспитанию экологического мышления и поведения. На уроке работа организована в группах и в парах. Урок в системе уроков по УМК "Перспктива" ФГОС НОО. Присутс...

Презентация к уроку окружающего мира "Способы защиты животных" 2 класс по программе ПНШ

Презентация по этапно рассказывает о способах защиты животных в природе. К сожалению пришлось удалить  ролик, созданный по тексту учебника - хрестоматии  "Окружающий мир знакомый и загадочны...

Урок окружающего мира по теме: Животный мир зоны лесов."

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ: "Животный мир зоны лесов"...