Открытый урок по окружающему миру
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Данный урок разработан по программе "Школа России" в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелётных птицах. Урок начинается с проблемной ситуации. Дети сами называют тему урока, выдвигают предположения и доказывают их. Работают в парах и группах. Делают выводы. На уроке используются ИКТ, видео, музыкальное оформление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по окружающему миру | 42.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе на тему «Где зимуют птицы?»
Цель: углубление знаний о птицах, зимующих в наших краях и формирование новых понятий, научных фактах о перелетных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- актуализировать и расширить знания детей о птицах зимующих в наших краях;
- познакомить с перелетными птицами, учить находить взаимосвязи в природе и на этой основе объяснять природные явления;
- формировать представление о научном поиске, методах работы ученых;
Развивающие:
- развивать познавательную активность, логическое мышление;
- продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;
- развивать коммуникативные навыки работы в группах, умение следовать заданному алгоритму;
Воспитательные:
- осознавать свою роль в отношении с другими людьми и природой;
- конструктивно воспринимать иные мнения и предложения,
- объективно определять свой вклад в общий результат;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД |
1.Организационный момент. | (1 слайд) Прозвенел уже звонок – Начинается урок. Все друг к другу повернитесь, А теперь все улыбнитесь. Улыбнитесь мне, гостям, И садитесь по местам. | Личностные: эмоционально – положительный настрой на урок | |
2.Актуализа ция знаний. | -О чём мы говорили на прошлом уроке? В каких же районах живут слоны? А какие животные ещё живут в этих районах? Работа с диском . | Где живут слоны. В саванне и тропиках | Познавательные:умение группировать предметы. Опираясь на информацию, полученную на прошлом уроке |
3.Самоопределение к деятельности | Ребята, Муравьишка Вопросик прислал письмо, в котором говорится о чем пойдет речь сегодня на уроке. Поможем, ребята, Муравьишке? (2 слайд) Загадка Снится ночью пауку Чудо-юдо на суку. Длинный клюв и два крыла. Прилетит - плохи дела. А кого паук боится? Угадали? Это... ? - О ком же пойдет речь сегодня на уроке? - Какие признаки помогли вам понять, что речь пойдет о птицах? - Что бы вы хотели узнать о птицах? - Муравьишка задает нам такой вопрос? Презентация. Слайд 3 Попробуем ответить Муравьишке на этот вопрос. | Да О птицах. Клюв и два крыла Где зимуют птицы? | Познавательные: умение отгадывать загадки Регулятивные:
. |
4.Работа по теме урока | – Может, вы мне сразу на него ответите? – Да, одни птицы зимуют с нами, а другие улетают в теплые края. – Как называются птицы, которые улетают в теплые края; остаются зимовать? (Слайд 4) Итак, мы сегодня поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях. Попробуем же сегодня, хоть краешком глаза, частичкой своей души заглянуть в чудесное, загадочное, покрытое тайной царство птиц! | Ответы детей | Познавательные: добывать новые знания, ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. |
______________ 5.Физкульт минутка 6.Работа по теме урока (продолжение) | -Что вам известно о птицах? Работа по карточкам.(определи зимующих и перелётных птиц) Самопроверка Слайд 5 Работа по учебнику,с. 17. Работа в паре -Где же зимуют перелётные птицы? Сейчас мы знаем, что перелетные птицы улетают на зиму в теплые края. А много, много лет назад существовало множество разных вымыслов. Например, один натуралист утверждал, что птицы улетают на Луну. Погружаются в спячку, потому что не находят еды. Другие ученые признавали, что птицы летят в дальние страны, но считали, что не все летят самостоятельно, а только большие и сильные. Маленькие же и слабые путешествуют, пристроившись на спинах других. Лишь со временем ученые узнали, куда улетают перелетные птицы. – Как же это удалось сделать ученым? Узнайте новую информацию об этом из фотографий на с. 17 – Ученые надевали маленькие кольца на лапки птицам. На каждом кольце был номер и адрес, где была окольцована птица. Когда кто-то встречал окольцованную птицу, сообщал об этом по данному адресу. Так ученым удалось узнать, где зимуют птицы. Так узнали, что наши ласточки, стрижи, жаворонки и другие птицы улетают в Африку, а утки и цапли в Египте, скворцы улетают во Францию. (Слайд 6) Что вместо колец в последнее время используют учёные? В последние годы для изучения перелёта птиц используют маленькие радиопередатчики. Такой передатчик укрепляют на теле птицы, а затем по радиосигналу определяют, где она находится. Цветами занимается цветовод, пчёлами – пчеловод, а изучением птиц – орнитолог.( Слайд 7) ___________________________________________________ Танец утят(Слайд 8) Некоторые птицы преодолевают расстояние до 15000км. Полярные крачки делают самые дальние перелеты. Каждый год они летят через весь мир из Арктики в Антарктиду, а потом обратно. (Показ по карте мест миграцию птиц).) Они находят путь по солнцу, звездам и приметным местам на земле. (Слайд 9) Большинство путешествуют стаями, большими и маленькими. А вот кукушка и некоторые хищные птицы путешествуют в одиночку. Аисты, журавли, ласточки, дрозды, хищные птицы летят днем. Скворцы и другие – днем и ночью, а есть птицы, которые летят только ночью. К концу октября все перелетные птицы покидают нас. А весной вновь возвращаются в родные места. Видео «Полёт птиц» – Каких перелетных птиц вы еще знаете? Отгадайте загадки о птицах. Угадайте, что за птичка – Гнездо своё он в поле вьёт, Где тянутся растенья. Его и песня, и полёт Вошли в стихотворенье. (Слайд 14) (На солнце тёмный лес зардел. В долине пар белеет тонкий И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий) Мудрая Черепаха приготовила для вас хитрый вопрос: -почему одни птицы остаются на зиму, а другие улетают? Работа по учебнику ,с.17 (Слайд 15) Но все ли обитатели природы знают, что такое зима? Давайте послушаем разговор скворца и цапли. Сценка «Скворец и Цапля» -Подумайте, почему птицы утверждают, что нет на земле ни осени, ни зимы? Верно, они перелётные птицы.На зиму они улетают, а возвращаются весной. В тёплых краях не строят гнёзд, не выводят птенцов | Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями Ответы детей ______________________ Птицам не хватает корма. Ответы детей. Цапля. - Здравствуй, Скворушка! Скворец. - Что ты такая печальная, Цапля? Цапля. - Ах, голубчик, голова у меня разболелась от птичьей болтовни! Врут на каждом свисте. Какой-то чижик, важно вышагивая, чирикал, что после тёплого лета бывает дождливая осень, а какой-то пухлячишко серенький болтал, что бывает зима и какой-то трескучий мороз. Может быть, это правда? Скворец. - Пустая болтовня! Я столько лет живу на свете, бывал на севере и на юге, но зимы не видел. Врут птицы, не бывает на земле ни дождливой осени, ни холодной зимы. Везде одно лето. Потому что на зиму они от нас улетают в тёплые края. | Познавательные: Сравнивать и группировать предметы по группам Личностные: Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.
Познавательные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: снятие мышечного напряжения Познавательные: умение отгадывать загадки Коммуникативные: умение слушать других Познавательные: добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник Коммуникативные: диалоговое слушание, выразительное рассказывание Познавательные: добывать новые знания, перерабатывать полученную информацию |
7.Физкультми нутка 8. Работа в тетрадях 9.Рефлексия деятельности 10. Итог урока. | – Но, а другие птицы не улетают от нас и остаются на зиму. Это зимующие птицы. Они не боятся морозов, а еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. – Вы наверно многих из них знаете и легко узнаете птиц по описанию. Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. – А вы знаете, почему его так назвали? Воробьи очень прожорливые птички. Часто они летают по полям и садам и истребляют не только насекомых, но и вредят урожаю. Само название говорит об этом: «Вора бей!» – кричали крестьяне, когда видели, как воробей уничтожает их посевы. (Слайд 17) Синица. Головка у этой птицы в черной шапочке, крылья и хвост темные, а грудка ярко желтая. Синицы – очень подвижные птицы, перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются к ним вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые когти. (Слайд 18) Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Стук) Это дятел работает, древесину долбит, деревья лечит: насекомых и их личинок из-под коры и даже из глубины дерева достает. У него очень длинный язык, сантиметров 10, а то и 15. Кроме того, он липкий. С твердыми зазубринами. Им дятел и достает насекомых. Поэтому и называют его «лесным доктором». (Слайд 19) Снегирь.Эта птица получила своё название потому, что он с первым снегом прилетает наши районы с таёжного Севера. Размеры этой птицы не больше воробья. У неё толстый и короткий клюв, окружённый в основании щетинками. Грудка этой птицы красного цвета. (Слайд 20) ПоползеньЭта птица величиной с воробья.Умеет передвигаться по стволу вниз головой. Питается насекомыми, семенами сосны, ели, желудями. (Слайд 21) И все-таки тяжело им зимой. Из десяти доживают до весны одна-две. Корм – это главное! Когда он есть, и мороз не страшен. Найдут птицы богатое кормом место, задержатся здесь, а потом дальше отправляются. А есть птицы, которые всю зиму возле людей живут. – За какими птицами вы наблюдали зимой? – Как можно помочь птицам зимой? – А какое же меню предлагается для птиц? (Слайд 22) – Как видите, ребята, мало сделать кормушку, насыпать в нее корм, надо еще подумать, хороша ли кормушка и смогут ли ваш корм есть птицы. Кормушки можно сделать самые разнообразные. (Демонстрация кормушек). (Слайд 23, 24) Стихотворение «Покормите птиц зимой». (Слайд25) Руки подняли и покачали, Это деревья в лесу. Руки согнули, кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки – плавно помашем, Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем, Крылья сложили назад Работа в группе . Самопроверка(слайд 26) - Каких птиц вы смогли узнать? Соедините линиями изображения и названия птиц. Работа в паре. Самопроверка (слайд 27) -Внимательно рассмотрите схемы. -Каким цветом можно обозначить направление осенних перелётов -Каким цветом можно обозначить направление весенних перелётов Муравьишка приготовил для вас следующее задание Работа с диском -Что нового вы узнали на уроке? - Каких птиц называем зимующими? - Каких птиц называем перелётными? Где зимуют птицы? Ответили ли мы на вопрос, который задавал нам Муравьишка? Каждому в начале урока на парту я положила солнышко. Возьмите его в руки, прижмите к груди, закройте глаза и прошепчите: «Пусть теплые лучики согреют меня в зимний холодный день». Откройте глазки. Кому понравился урок поднимите красную ягодку, кому было не интересно – зеленую. -Спасибо за работу! - Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете. | Ответы детей. Сделать кормушки и посыпать туда зерна, крупу или хлебные крошки) | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Личностные: умение отгадывать птиц по описанию Коммуникативные: умение строить устный диалог с учителем Личностные: снятие мышечного напряжения Коммуникативные: умение работать в группе,слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, уметь оформлять свои мысли в устной форме
Коммуникативные: умение работать в паре,слушать и понимать речь других, умение договориться Коммуникативные уметь оформлять свои мысли в устной форме Личностные: уметь выполнять самооценку Познавательные: умение группировать редметы Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:высказывать свое мнение Регулятивные:умение давать эмоциональную оценку деятельности на уроке Личностные: умение оценить себя |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока по окружающему миру "Урок-путешествие Древний мир"
Открытый урок - путешествие проводится после изучения темы “Мир древности: далёкий и близкий” в разделе “Всемирная история”, для закрепления знаний учащихся о географическом положении страны, жизни, б...
Открытый урок по окружающему миру для второго класса "Голубая планета Земля" конспект урока и презентация
Конспект урока и презентация по теме "Голубая планета Земля"-2 класс. Повторение,новый материал, физминутка,рефлексия...
открытые уроки по окружающему миру во 2 классе Я знаю родной край и в 3 классе По знаменитым местам мира.
Открытый урок по окружающему миру во втором классе "Я знаю родной край." Урок-путешествие. В начале урока ребята отчитываются о проведённом исследовании экологической обстановки города, делают в...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Разработка урока (открытый урок) по окружающему миру
Разработка урока по окружающему миру с презентацией...
Открытый урок по окружающему миру по теме: «Поговорим о доброте» в рамках муниципального семинара заместителей директоров по учебно – воспитательной работе по теме « Развитие профессиональных компетенций современного учителя: проектирование процесса урок
Тема урока: «Поговорим о доброте». Цель урока: показать обучающимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты. Планируемые результаты: Предметные: научиться различать добрые и злые...